Как стать пилотом
Содержание:
Послесловие
Так вот я узнал, что на пути к мечте часто встречается много препятствий, поэтому, если это будет читать кто-то, кто мечтает стать лётчиком, знайте, что чтобы летать надо что-то вырезать :)). Кстати, мой однокашник по школе, который вместе со мной проходил комиссию в лётное училище, не стал делать операцию, надо было исправлять ноовую перегородку. В результате пошёл в институт, но это был его выбор, который он принял.
Да, ещё! Сразу после выпускного я не поехал в училище. Оказалось кто-то, что-то напутал в нашем райвоенкомате. Вызов пришёл позже, недели через две, упели и собраться и погулять с ребятами на проводах.
Последний рубеж как убедить родителей
Если родители полагают, что профессия пилота слишком опасна и недостаточно перспективна, и что лучше выбирать более приземленные и менее адреналиновые специальности — с ними нужно работать, убеждать. И начать нужно как можно раньше. Разговор должен вестись не на эмоциях, а с фактами наперевес. На каждый аргумент взволнованных родителей должен следовать целый залп контраргументов, с фактами, статистикой и математическими выкладками.
Список обычных возражений всегда приблизительно одинаков:
- «Профессия неперспективна». Ничего подобного — очень даже перспективна! За последние годы авиапарк страны увеличивается ежегодно на несколько десятков (а то и сотен) самолетов, на которых скоро некому станет летать. Пилоты советского времени уходят на пенсию, новых мало. Ежегодная потребность в пилотах около 2 тысяч человек, а летные училища выпускают не более 500 человек.
- «Низкая зарплата» — неправда! Зарплата у пилотов более чем приличная, и возрастает пропорционально профессиональному росту. Даже второй пилот может получать вскоре после выпуска из училища около 200 тыс. руб. Кроме того, есть приятные бонусы: длинный отпуск, ранний выход на пенсию, хороший соцпакет и большие скидки на авиабилеты для семьи. А еще есть отличные возможности работы за рубежом: во многих авиакомпаниях с удовольствием берут на работу российских пилотов.
- «Самолеты падают, это опасно» — а если сравнить с автоавариями? На дорогах и за рулем автомобилей на земле случается неисчислимо больше несчастных случаев. Управлять автомобилем намного опаснее, чем самолетом, но из-за этого никто не отказывается от вождения автомобиля.
Кроме того, во многих летных академиях есть военные кафедры, что избавляет выпускника от службы в армии.
Плюсы военного образования
Для начала без всяких розовых соплей разберёмся, какие у военного образования и последующей военной карьеры есть плюсы:
1. Возможность в 17-18-летнем возрасте «оторваться от титьки» и стать самостоятельным человеком. Оглянитесь вокруг – несть числа молодым людям, в 30-летнем возрасте живущим с родителями (или, что ещё смешнее, с родителями жены).
2. Романтика военной службы. Настоящих мужских приключений можно испытать сполна, если посчастливится служить в спецназе, ВДВ, морской пехоте, на действующей подводной лодке или летающем самолёте. Хотя попасть туда не так просто, как кажется.
3. Военная служба – одна из немногих сфер жизни, которая является работающим «социальным лифтом». Зачастую это единственный способ для молодого человека из глубинки, из простой семьи, получить более менее приличное образование, «стать на ноги», содержать семью. В то время как в остальных госструктурах, крупных банках, нефтяных компаниях процветает принцип «РЖД» (родственники, жены, дети), что по научному называемый «непотизм».
4. Бесплатное и качественное высшее образование. В то время, когда к системе образования в российском обществе есть масса претензий, в военно-учебных заведениях многие проблемы минимизированы. Главное – теория здесь приближена к практике, обучение адресное, конкретное, с прицелом на результат
Кроме того, самое серьёзное внимание, в отличие от гражданских вузов, уделяется воспитанию
А ещё в военно-учебных заведениях, хочешь – не хочешь, учиться заставляют. С первого курса над курсантом довлеет необходимость учиться, и учиться хорошо, в связи с чем уровень подготовки среднего курсанта несколько выше, чем у среднего студента в среднем гражданском вузе. Я, конечно, слышал, что есть ещё такие элитные СПбГУ, МГТУ, МИФИ и прочие МФТИ, но речь не о них, а про средний уровень по стране. На лекциях в военном институте не поспишь, и ещё есть самостоятельная подготовка, которая предусмотрена распорядком дня. Конечно, можешь в это время в мобильнике торчать, книжки читать и заниматься личными делами, но это всяко лучше, чем у студента, у которого в общежитии пьянствуют товарищи, нечего есть и надо срочно искать работу.
5. Стипендия (больше 15000 р. только за то, что тебя учат).
6. Регулярное бесплатное полноценное сбалансированное питание. Студенты гражданских ВУЗов питаются и хуже, и реже – проверено лично.
7. Отсутствие девушек. Как говорится, делу время – потехе час. К слову, девушки приходят САМИ: и на дискотеки, и на КПП, и к задним воротам. Иногда приходят даже С МАМАМИ, но это тема для отдельного разговора.
8. Денежное довольствие офицеров за последние годы существенно повышено. Если после училища попадешь «куда пошлют», будешь получать свои 50 000 рублей. Деньги совсем не сумасшедшие, но по состоянию на 2014 год – это выше средней зряплаты по Мособласти, и на «гражданке» их никто просто так не даст. Офицеры, которые служат в видах Вооружённых сил и родах войск, которые в мирное время выполняют боевые задачи по своему предназначению (и где к военнослужащим предъявляются повышенные требования), получают существенно больше и могут жить на денежное довольствие, ни в чём себе не отказывая. По странному стечению обстоятельств, служба в таких войсках приносит также приятный бонус в виде льготной выслуги годов.А на гражданке вы сами пойдете себе искать работу. И не факт, что она найдется быстро, будет по специальности, и зарплата будет достойной. Совпадение этих фактов на гражданке — из области фантастики.
9. Стабильность, как бы парадоксально это не звучало.
10. В обеспечении офицеров жильём за последние годы произошли заметные сдвиги, и выпускники 2020 и последующих годов, я надеюсь, не столкнутся с теми жилищными проблемами, которые были у нас в 1990-х – 2000-х.
11. Военная пенсия в зрелом возрасте – очевидный серьёзнейший плюс.
Кроме того, выйдя на пенсию в 40-50-летнем возрасте, имеются хорошие шансы устроиться в государственную или муниципальную структуру, в банк или сырьевую компанию. Руководители этих структур (очень часто – сами бывшие «силовики») считают, что военный человек заведомо проверен и более лоялен. К тому же наплодилось много охранных структур, в руководстве которых некоторые военные профессии незаменимы.
Список
Желающим пойти учиться в летные училища военной авиации России, нужно быть готовым к получению высшего военного образования – с присвоением начального звания «лейтенант» по его окончании – и возможностью пройти обучение в следующих военных лётных училищах, являющихся факультетами Воронежского единого Центра ВВС:
- Краснодарский факультет боевого управления авиацией (по специальности «организация воздушного движения и эксплуатация воздушных судов») – с расположением аэродромов в Краснодаре, Тихорецке, Котельниково, Кущевской;
- Армавирский факультет истребительной авиации (по специальности «применение авиационных комплексов истребительной авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Майкопе и Армавире;
- Борисоглебский факультет штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации (по специальности «применение авиационных комплексов штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Мичуринске и Борисоглебске;
- Балашовский факультет военно-транспортной и дальней авиации (по специальности «применение авиационных комплексов военно-транспортной и дальней авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Ртищево и Балашове;
- Сызраньский факультет армейской авиации (по специальности «применение авиационных комплексов армейской авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Соколе (Саратов) и Троекуровке (Сызрань);
- Челябинский факультет подготовки штурманов (по специальности «применение и лётная эксплуатация навигационных авиационных комплексов для всех видов авиации») – с расположением аэродрома в Шаголе (Челябинск).
Во избежание следования по «ложному» пути добавим, что следующие военные училища, сведения о которых всё ещё встречаются в том или ином виде в печатных СМИ или электронных изданиях, РАСФОРМИРОВАНЫ или перепрофилированы не позднее 2009 года:
- Ейское военно-авиационное училище (расформировано полностью);
- Ставропольское военно-авиационное училище (перебазировано непосредственно в Воронеж);
- Курганское военно-авиационное училище (перепрофилировано в Курганский пограничный институт, переданный в структуру ФСБ РФ).
Для желающих же получить-таки именно специальность «лётная эксплуатация летательных аппаратов» приведём список действующих ССУЗов гражданской авиации:
- лётно-технический колледж (г.Омск);
- лётно-техническое училище (г.Калуга);
- лётное училище (г.Сасово, Рязанская обл.);
- лётное училище (г.Краснокут, Ульяновская обл.);
- лётное училище (г.Бугуруслан, Оренбургская обл.).
Как поступить в учебное заведение?
Поступить в военное летное училище смогут только самые одаренные и физически крепкие ребята. После сдачи ЕГЭ и подачи документов в приемную комиссию остается только ждать приглашения на медицинскую комиссию и профессиональный отбор.
Главные требования к поступающим
Кандидат на поступление должен соответствовать следующим требованиям:
- Быть не моложе 18 лет.
- Иметь среднее общее (специальное или профессиональное) образование.
- Успешно пройти медицинское освидетельствование (врачебно-летную экспертную комиссию). Абитуриент должен быть абсолютно здоров.
- Будущий пилот должен хорошо учиться, иметь высокий балл по русскому языку, математике и физике. Летчик — не та профессия, которую можно получить просто посидев за партой.
- Пройти профессиональный отбор.
ВАЖНО!В училище принимаются девушки. Требования к военным летчикам предусмотрены специальным приказом №455 МО России
Краткий перечень:
Требования к военным летчикам предусмотрены специальным приказом №455 МО России. Краткий перечень:
- стопроцентное зрение и правильное цветоощущение;
- артериальное давление в пределах 105-130 на 60-80 мм рт. ст.;
- масса тела с индексом не менее 19;
- рост в пределах 160-186 см;
- длина ног от 80 см;
- длина рук от 76 см;
- в положении сидя рост должен находиться в пределах 80-97 см.
Экзамены и нормативы
Поступление проходит на базе 11 классов и результатов ЕГЭ. Абитуриент должен предоставить результаты экзаменов по:
- Русскому языку — минимальный балл 36.
- Физике — минимальный балл 36.
- Математике профильного уровня — минимальный балл 27.
Не стоит ровняться на минимальные баллы, так как их сумма будет недостаточна для поступления. Нужно стремиться набрать как можно больше баллов, ведь каждый из них имеет значение.
ВАЖНО!При подаче документов в приемную комиссию проводится собеседование. Призывают ли в армию после кадетского училища?
Призывают ли в армию после кадетского училища?
Следующий этап — прохождение врачебно-летной экспертной комиссии. Она включает в себя полное медицинское обследование: сдачу анализов, осмотр у офтальмолога, невролога, стоматолога, терапевта, хирурга, отоларинголога и других специалистов.
После врачебной комиссии абитуриент должен сдать нормативы по физической подготовке. Сдается всего один норматив по бегу.
ВАЖНО! Все испытания проводятся строго по назначенному времени. Неявка без уважительной причины или опоздание могут стать причиной тому, что кандидат не попадет в конкурсный список
Училище самостоятельно проводит вступительные испытания по общеобразовательным предметам. После прохождения всех этих этапов с кандидатом, включенным в конкурсный список, проводят собеседование. В училище зачисляются абитуриенты, набравшие наибольшее количество баллов.
Необходимые документы
Для приемной комиссии:
- заявление на поступление (для военнослужащих по контракту — рапорт);
- паспорт гражданина РФ с копиями всех его страниц;
- копии свидетельства о рождении;
- военный билет (при наличии);
- аттестат об окончании школы (или диплом из другого учебного заведения);
- автобиография, написанная в произвольной форме;
- характеристика с предыдущего места учебы (службы);
- выданное военкоматом предписание (выдается поступающим в военные ВУЗы);
- медицинская справка установленного образца;
- фотографии 3×4 см (от 4 до 10 шт.).
Для прохождения врачебной комиссии:
- амбулаторная карта из поликлиники по месту жительства (оригинал);
- прививочная карта;
- справки: тубдиспансер, кожно-венерологический диспансер, психдиспансер, наркодиспансер (сроком не позднее 6 месяцев).
Кому могут отказать в поступлении?
Главная причина для отказа в поступлении — проблемы со здоровьем. Не принимаются кандидаты при следующих обстоятельствах:
- Рост менее 155 см.
- Психические и нервные болезни (шизофрения, паранойя и т.д.).
- Расстройства личности (психопатия, эпилепсия и прочее).
- Хронические и инфекционные паразитарные заболевания.
- Болезни кровеносной системы.
- Болезни эндокринной системы, в том числе ожирение II и III степени.
- Туберкулез, гепатиты (кроме А).
- Заболевания сердечно-сосудистой системы.
- Гипертония.
- Атеросклероз (в том числе при начальных признаках).
- Болезни желудка, кишечника, почек, мочеполовой системы.
- Хирургические болезни.
- Опухоли.
- Пороки развития.
- Венерические заболевания, ВИЧ и СПИД.
ВАЖНО! В военные училища не принимаются кандидаты, имеющие татуировки с уголовной, нацистской, фашистской или антироссийской тематикой. В целом, в военных ВУЗах не приветствуется наличие татуировок
Летное Сасовское училище гражданской авиации имени Г.А. Тарана
Поиск ССУЗа по параметрам
Направления обучения АвиацияАвтомобилестроениеАгентАграрные наукиАдминистраторАктерское искусствоАрхивоведениеАрхитектура и дизайнАрхитектуры и строительстваБанковское делоБиблиотековедениеВетеринарияГеография, геодезия, геологоразведка и топографияГостиничный сервис Государственное и муниципальное управлениеДекоративно-прикладное искусствоДеревообрабатывающее производствоДизайнДля детей с ограниченными возможностямиДокументооборот и архивоведениеЖелезнодорожные специальностиЖивопись Защита окружающей средыЗемельно-имущественные отношенияИздательское делоИндустрия гостеприимстваИностранный языкИнформационные системы и программированиеИнформационные технологииКино, телевидение и мультимедиаКоммерция и правоКоммунально-строительноеКосмическое приборостроениеКриминально-исправительная службаКулинарияЛёгкая и пищевая промышленностьМаркетингМашиностроение Мебельная промышленностьМедицинаМенеджментМеталлообрабатывающее производство МикроэлектроникаМонтаж и техническая эксплуатация …Музыкальное образованиеМясная и холодильная промышленностьНаладка и администрирование компьютерных сетейНаладка программного обеспечения станций связиНалоги и налогообложениеОбщественное питание ПедагогикаПоварское и кондитерское делоПожарная безопасностьПравоведениеПредпринимательствоПринципы компоновки радиоэлектронной аппаратурыПромышленное и Гражданское СтроительствоПротезно-ортопедическая и реабилитационная …ПсихологияРадиотехникаРеабилитационный центр для инвалидовРекламаРемонт и диагностика автомобилейРемонт и техническая эксплуатация …Социальная сфера и сервисСоциально-экономические дисциплиныСпортСтраховое делоСтроительство Театрально-художественная сфераТехника и технологияТехнологические методы достижения точности …Технология и конструирование одеждыТехнология информационных системТехнология, оборудование и автоматизация …Технология пищевого производстваТопология информационных системТранспортТуризмУправленческий учет и статистикаФармацевтикаФизическая культураФинансово-кредитная и предпринимательская …Финансы и экономика, бухгалтерияЭкономика и бухгалтерский учёт ЭлектроэнергетикаСтанции метро АвиамоторнаяАвтозаводскаяАкадемическаяАлексеевскаяАлтуфьевоАрбатскаяАэропортБабушкинскаяБагратионовскаяБаррикаднаяБауманскаяБеговаяБелорусскаяБибиревоБотанический садВДНХВладыкиноВодный стадионВойковскаяВолжскаяВыхиноДинамоДмитровскаяДобрынинскаяДомодедовскаяИзмайловскаяКаховскаяКаширскаяКиевскаяКитай-городКожуховскаяКоломенскаяКомсомольскаяКрасногвардейскаяКрасносельскаяКрылатскоеКузнецкий мостКузьминкиКунцевскаяКурскаяКутузовскаяЛенинский проспектЛубянкаЛюблиноМарксистскаяМарьина рощаМарьиноМаяковскаяМедведковоМенделеевскаяМитиноМолодежнаяНагатинскаяНагорнаяНахимовский проспектНовогиреевоНовокузнецкаяНовослободскаяОктябрьскаяОктябрьское полеОреховоОтрадноеОхотный рядПавелецкаяПарк культурыПартизанскаяПервомайскаяПеровоПетровско-разумовскаяПечатникиПионерскаяПланернаяПлощадь ИльичаПолежаевскаяПолянкаПражскаяПреображенская площадьПролетарскаяПроспект ВернадскогоПроспект МираПрофсоюзнаяПушкинскаяРечной вокзалРимскаяРязанский проспектСавеловскаяСвибловоСеменовскаяСерпуховскаяСлавянский бульварСмоленскаяСоколСокольникиСтрогиноСухаревскаяСходненскаяТаганскаяТверскаяТеатральнаяТекстильщикиТеплый СтанТимирязевскаяТретьяковскаяТрубнаяТульскаяТушинскаяУлица 1905 годаУлица ПодбельскогоУниверситетФилевский паркЦарицыноЦветной бульварЧеховскаяЧистые прудыЧкаловскаяШаболовскаяШоссе ЭнтузиастовЩелковскаяЩукинскаяЭлектрозаводскаяЮго-Западная Формы обучения
на базе 9 классов
на базе 11 классов
Дополнительные требования
государственный ССУЗ
студентам предоставляется общежитие
есть бесплатные места
Стоимость обучения, в руб.
за семестргод
Где учат
Обучение на пилота вертолета можно пройти по-разному: в государственном учебном заведении гражданской авиации (ГА), в военном вузе или на частных курсах. В России есть два главных вуза, где учат гражданских летчиков:
- Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Это крупнейшее учебное заведение для подготовки специалистов, обеспечивающих воздушное сообщение внутри страны и на зарубежных направлениях. Оно имеет филиалы в Бугуруслане, Выборге, Красноярске, Хабаровске и Иркутске. На специальности «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» нужно учиться 5 лет.
- Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Здесь учат летчиков, диспетчеров, работников аэропортов, техников, спасателей и других специалистов. Филиалы вуза функционируют в Омске, Сасово (Рязанская область) и Красном Куте (Саратовская область). На балансе вуза более 50 воздушных судов для практических занятий студентов и соответствующая инфраструктура (взлетно-посадочные полосы, учебные корпуса, лаборатории, тренажерные залы).
Пилотов ВВС, а также вертолетчиков для ВМС и силовых структур с 1953 года готовят в Сызранском филиале Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Теоретическая подготовка и летная практика проводятся в г. Сызрани и п. Соколовый под Саратовом. Для обучения используется авиапарк, состоящий из вертолетов Ми-8, Ми-24, Ансат-У, Ка-226, а также комплексные пилотажные тренажеры.
В гражданских и военных вузах летчики получают фундаментальные знания, а на практике – большой налет. Но поступить в высшие учебные заведения на летные специальности трудно, а учиться долго. Поэтому, если в планах не значится стать профессиональным пилотом вертолета, но желание летать велико, то вопрос можно решить гораздо быстрее, пройдя относительно краткосрочный курс в частных летных школах. Они проводят не настолько придирчиво жесткий отбор по состоянию здоровья, как вузы, и обучают почти всех желающих, но за внушительные суммы.
Одна из самых известных компаний, которая поможет реализовать мечту о небе, – Heliport Moscow. Она предлагает несколько программ обучения пилотов вертолета:
- Первоначальная подготовка предусматривает 232 часа теории и 43 часа летной работы. Цена зависит от модели вертолета, на котором проходит обучение. Так, на Robinson R44 курс стоит 1,548 млн рублей, а на Robinson R66 – 2,075 млн рублей. Если практика проводится на борту курсанта, то делается большая скидка.
- Переподготовка предполагает 125 часов за партой и около 10 часов практики. Эта услуга стоит от 237 до 594 тысяч рублей в зависимости от модели машины.
- Повышение квалификации – это 100 часов теоретической подготовки за 59 тысяч рублей.
Вся программа индивидуальной подготовки или в малых группах (до 5 человек) обычно проходится за 2–3 месяца. Теоретический курс предусматривает получение знаний по таким предметам, как метеорология, воздушное законодательство, аэродинамика, аэронавигация. Практика идет параллельно. Прежде чем сесть за штурвал, студент изучает устройство вертолета и системы управления.
На стартовом этапе слушатели не вылетают за пределы базового аэродрома. Они осваивают взлет, посадку, зависание над ограниченной территорией. И только после 40 часов, проведенных в воздухе с инструктором, можно рассчитывать на захватывающий полет над Москвой.
После того как студент сдаст экзамен, ему выдадут свидетельство частного пилота-любителя. Этот документ действителен только на территории России, за рубежом потребуют его валидации, нередко за границей летать разрешают исключительно с местным пилотом на борту. Внутри страны тоже действуют некоторые ограничения: полеты возможны в одиночку – без пассажиров. Чтобы получить право на коммерческие перевозки людей, нужно длительное обучение в летном училище гражданской авиации.
Стремление вверх
Один российский литератор, рассуждая о человеческой памяти, сделал такой вывод: даже люди, наблюдавшие важные для страны события, под влиянием времени и общественного мнения могут непроизвольно корректировать их, представляя исключительно в героическом свете. Но есть те, у кого память сохраняет эпизоды жизни в первозданном виде. В качестве примера привел писателя Александра Володина, автора «Фабричной девчонки» и «Пяти вечеров». Его рассказ о начале войны сильно отличался от канонического: 22 июня он и его товарищи обнимались, бросали вверх шапки и кричали «ура!». С 1936-го — в армии, с 18 лет — в казарме. Поэтому начало больших испытаний не вызвало ощущения беды. А как же? Через месяц Красная Армия дойдет до Берлина, победит малой кровью и — по домам…
Братишкину присуще особое качество — помнить прошлое без временного налета, без монументального звучания
Братишкину также присуще это качество — помнить прошлое без временного налета, без монументального звучания, как в кинематографической эпопее «Освобождение». Он рассказывает о былом простым языком, будто произошло все вчера и еще не успело стать Историей.
Ветераны-суворовцы рассказали об участии в параде Победы в июне 1945 года
— На фронт, — вспоминает, — я попросился, окончив девятый класс. Нас с друзьями было семеро. Мы даже винтовку в руках не держали. В станице Новопокровской в Краснодарском крае, где я жил до войны, назначили военкома. Его младший сын учился в нашем классе. Говорим ему: «Слушай, ты попроси отца: как будут набирать в авиацию, мы добровольно согласны пойти в училище».
В 1939 году вышел фильм «Истребители», и все дружно «заболели» авиацией. Учиться Братишкина отправили в авиатехническую школу в Астрахани. После нее он попал на Дальний Восток, в район Комсомольска. Служил механиком Ил-2. В 1941-1942 годах шли жестокие бои на Кубани, немцы имели преимущество в воздухе, и наши несли большие потери. Самолеты есть, а летать некому. В наркомате обороны придумали, как ускорить подготовку пилотов. Из тех, кто окончил авиационно-техническую школу в 1942 году, решили набрать курсантов в летную школу. Им не нужно учить материальную часть, что позволяло на целый год сократить время обучения. После этих курсов Михаил служил пилотом в 9-й отдельной гвардейской эскадрилье, сопровождавшей корабли Черноморского флота.