Логопед-дефектолог

Содержание:

Доходы специалистов в России

Профессионалы работают во многих образовательных и медицинских учреждениях. Места, где они трудятся:

  • детские сады;
  • центры раннего развития;
  • дома-интернаты;
  • санатории;
  • медицинские центры и т.д.

Заработки дефектологов зависят от их специализации:

                             Обязанности Средняя зарплата
     RUB    USD
Логопед исправляет дефекты речи у детей  до 80000    1167
Сурдопедагог помогает детям и взрослым с нарушениями слуха     47000     686
Тифлопедагог адаптирует к нормальной жизни детей с нарушениями зрения     27000     394
Амблиолог занимается реабилитацией слепых и слабовидящих людей     40000     584
Сурдотифлопедагог работает со слепоглухонемыми детьми     33000     482
Олигофренпедагог адаптирует детей с интеллектуальной недостаточностью     45000     657
Ортопедагог учит детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата самостоятельности в быту     50000     730

Кроме профессиональных знаний, дефектологи должны обладать большим терпением, любить малышей, понимать их проблемы и мотивы поведения. Если логопед работает со здоровыми детьми, то дефектолог логопед – с больными.

Кроме того, чтобы научить их правильно выговаривать слова, нужно найти к каждому ребенку подход, суметь привлечь его внимание. Рейтинг средней зарплаты по стране:. Рейтинг средней зарплаты по стране:

Рейтинг средней зарплаты по стране:

  • Республика Саха – 36133 руб. ($528);
  • Московская обл. – 30000 ($438);
  • Архангельская – 26000 ($379);
  • Мурманская – 23500 ($343);
  • Липецкая – 20000 ($292).

В крупных городах России специалисты зарабатывают:

  • Москва – 30000 руб.;
  • Санкт-Петербург – 25000 ($365);
  • Красноярск – 18000 ($263);
  • Новосибирск – 17000 ($248);
  • Екатеринбург – 15000 ($219).

Почти половина всех вакансий дефектолога в стране находятся в Москве и Московской области. Работодатели предлагают зарплату до 29000 руб. ($423) в месяц. Средняя зарплата логопеда в Москве – 25000 ($365), а в Екатеринбурге – 15000 ($219).

В зависимости от специализации, он зарабатывает:

  • логопед в детском саду – 26667 ($389);
  • / детский – 23333 ($341);
  • / учитель – 14867 ($217).

Одно занятие с логопедом на дому для малыша 2 – 5 лет стоит 1500 руб. ($21,9). В частном логопедическом центре специалисты зарабатывают от 45 до 75 тыс. ($657 – 1022) в месяц.

Олигофренпедагог зарабатывает от 35 до 50 тыс. руб. ($511 – 730). Учитель дефектолог, обучающий детей с интеллектуальной недостаточностью по специальной программе, зарабатывает от 10000 ($148) до 65000 руб. ($949) и выше. Частная практика приносит доход около $1500 в месяц.

На уровень зарплаты влияют такие факторы:

  • место проживания специалиста – в крупных городах на них больше спрос;
  • трудоустройство в бюджетном или частном учреждении;
  • опыт работы с детьми и взрослыми, имеющими нарушения здоровья;
  • репутация профессионала – особенно важна для частных дефектологов.

В Москве они получают жалованье в пределах от 15000 до 85000 руб. ($219 – 1240). Опытному сурдопедагогу родители слабослышащего малыша готовы платить до $30 за час занятий. Экспериментальные новшества помогают детям восстановить нормальный слух и учиться в обычной школе среди своих ровесников.

Особенности работы педагога-дефектолога

Деятельность профессионала в области дефектологии зависит от его специализированности. Ребенок нуждается в его методах, когда появляются проблемы, не решающиеся в ходе классического обучения. Дефектолог должен быть специалистом в том нарушении, которое присуще малышу. А именно, в речевом, зрительном, слуховом или интеллектуальном. К примеру, если речевое нарушение возникло на фоне задержки умственного развития, ведущим педагогом станет олигофренопедагог.

Приведем наглядный пример: если у ребенка проблемы со слухом, работа педагога направлена на развитие невербального общения. Если проблемы связаны со зрением, проходит обучение пространственной ориентировки.

Качества, которыми должен обладать специалист

Как и любой врач, логопед обязан разбираться хотя бы в азах психологии, так как часто причиной дефектов речи являются самые разнообразные комплексы. Нередко им приходится сталкиваться с пациентами, которые проявляют агрессию или находятся в депрессивном состоянии. Поэтому логопеду просто как воздух необходимо иметь выдержку, терпение и самообладание.

Понадобятся в процессе работы и такие свойства характера как:

коммуникабельность

Логопеду нужно будет находить общий язык с маленькими и большими пациентами, чего без умения общаться достичь будет крайне затруднительно;
наблюдательность и обостренное внимание. Эти качества потребуются, чтобы поставить верный диагноз и выбрать грамотную, подходящую конкретному клиенту, тактику лечения;
умение убеждать

Зачастую при лечении от пациента требуется приложение многих сил и стараний, а чтобы простимулировать его, логопед обязан быть убедительным;
настойчивость. Если логопед видит, что его подопечный не справляется с заданиями или не верит в свои силы, ему нужно проявлять терпение и выдержку, направляя усилия пациента в нужное русло.

Такт, толерантность, дипломатичность, устойчивость к стрессам, умение обходить острые углы при общении с пациентами — это также очень важные черты, которые должны быть присущи логопеду. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе работы. Также понадобится такое качество, как уверенность в своих силах.

Однако даже присутствие всех упомянутых выше личностных характеристик могут быть бесполезными, если у специалиста нет соответствующего опыта. А это значит, что он обязан постоянно развиваться — как лечащий врач и как разносторонне развитой человек.

Как получить сертификат логопеда?

Сертификат, подтверждающий право работать логопедом, можно получить в институте или учебном центре. Во многих случаях достаточно выдержать дистанционное тестирование.

Сертификация проходит отдельно по видам речевых нарушений, среди которых заикание, дизартрия (нарушение произношения, возникающее при органическом поражении центральной нервной системы), афазия (речевая дисфункция, которая может включать нарушение понимания или выражения слов либо их невербальных эквивалентов), общее недоразвитие речи, нарушения голоса и другие.

Сертификаты бывают трех уровней:

  • первый уровень подразумевает овладение базовыми знаниями;
  • второй – расширенными;
  • третий – полное владение профессиональными знаниями и навыками.

Для начала работы достаточно получить сертификат первого уровня. Впоследствии сертификацию логопеда придется проходить раз в пять лет.

Специалист первого уровня владеет:

  • общепедагогическими и теоретическими знаниями;
  • навыками профилактики, диагностики и коррекции речевых нарушений.

Обладатель сертификата второго уровня помимо этого:

  • обладает глубокими знаниями в области возрастной и специальной психологии и дефектологии;
  • имеет опыт работы по специальности;
  • регулярно повышает квалификацию.

Наконец, наличие сертификата третьего уровня означает, что логопед:

  • владеет классическими и современными методами диагностики и коррекции;
  • знает теорию дефектологии, медицины, логопедии, общей, возрастной и специальной психологии;
  • обладает хорошим опытом работы с различными речевыми нарушениями в разных учебных/лечебных заведениях;
  • участвует в научно-практических конференциях и семинарах, изучает научную литературу.

Ассоциация логопедов поясняет: сертификация нужна для установления единых объективных требований к логопедам (в особенности к дефектологам) и избавления от так называемого кадрового балласта. Сертификация помогает определить, кто может заниматься логопедической деятельностью, а кому необходимо дополнительное обучение.

Вопросы для тестов составляют дефектологи, логопеды, вузовские ученые, сотрудники медицинских учреждений.

Сертификация платная – от 5 тыс. рублей по одному направлению.

Обязанности на работе

Круг функциональных обязанностей логопеда достаточно широк, в него входят:

  • обследование дошкольников или учащихся школ на предмет развития у них речевых функций, определение степени выраженности и структуры дефекта;
  • планирование, организация и проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы с детьми, которые имеют отклонения в развитии речи;
  • повышение грамотности и расширение словарного запаса детей;
  • комплектование подгрупп с учетом особенностей состояния воспитанников;
  • консультирование родителей и педагогических работников относительно особенностей работы с конкретным ребенком, приемов и методов оказания ему помощи;
  • проведение работы, направленной на социализацию ребенка, развитие культуры его личности;
  • заполнение речевой карты и другой документации.

Если отойти от общих фраз, то при работе с каждым воспитанником логопеду необходимо выполнить такой алгоритм действий:

  • познакомиться с ребенком и наладить с ним контакт;
  • провести осмотр, выявить проблемы речевого развития и поставить диагноз;
  • определить методики, при помощи которых лучше всего организовывать занятия;
  • проводить по ним занятия в составе группы или индивидуально согласно утвержденному расписанию;
  • разработать индивидуальный комплекс упражнений для регулярного выполнения дома и провести обучающий тренинг для родителей ребенка;
  • оценить достигнутый результат через определенный промежуток времени, после чего скорректировать программу.

Лучшие вузы для обучения

Получить образование логопеда в Москве и Санкт-Петербурге можно в ряде престижных вузов:

  • Московский государственный психолого-педагогический университет. Студенты, окончившие факультет клинической и специальной психологии, имеют глубокие познания в дефектологии и могут работать в интернатах, больницах, коррекционных центрах, учреждениях социальной сферы.
  • Московский институт психоанализа. Здесь на факультете психолого-педагогического и специального образования дают самые актуальные знания в области логопедии.
  • Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга (г. Санкт-Петербург). Студенты вуза учатся корректировать речевые нарушения, обеспечивать социализацию особенных детей, оказывать поддержку воспитанникам и их родным.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В его структуру входит Институт дефектологического образования и реабилитации, выпускники которого приобретают навыки работы с детьми, имеющими различные физические и психологические проблемы. Диплом можно получить по профилям «логопедия», «тифлопедагогика», «сурдопедагогика», «специальная психология».

В регионах тоже есть куда поступать, чтобы получить специальность логопеда, например:

  • Новосибирский государственный педагогический университет. В его Институте детства, созданном в 2011 г., можно получить образование в том числе и по разным профилям дефектологии: логопедии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике, дошкольной дефектологии.
  • Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Факультет социальной и коррекционной педагогики разработал бакалаврские и магистерские программы по логопедии.
  • Педагогический институт им. В. Г. Белинского Пензенского госуниверситета готовит логопедов с 1994 года.  
  • Школа педагогики ДВФУ (Дальневосточного ФУ). Студенты направления «Специальное (дефектологическое) образование» изучают логопедию под руководством практиков, совмещающих работу с научными исследованиями.

Используйте имеющиеся пособия по максимуму

В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.

Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркальца для каждого ребенка, медицинские перчатки и принтер. В качестве инструментов можно использовать подручные материалы, а картинки распечатывать самостоятельно.

Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.

Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.

Когда следует посещать логопеда – ориентируемся на возраст малыша

На самом деле рекомендуемого возраста для профилактических занятий с врачом – нет. Начать посещение логопеда можно уже к концу первого года жизни ребенка. Для того чтобы малыш начал говорить вовремя, необходимо выяснить степень понимания речи окружающих, какие психологические функции уже развиты, о какие необходимо стимулировать.

Развитие речи имеет четкие временные рамки. Иными словами в определенном возрасте ребенок должен овладеть теми или иными вещами. Если этого не происходит – родителям необходимо обратиться к специалисту.

Нормы:

  1. от 10 месяцев – речь ребенка переходит от лепета к осознанным словам;
  2. от 10 до 24 месяцев – малыш начинает употреблять фразы и речевые конструкции;
  3. до 5 лет – ребенок начинает изучать систему родного языка – овладевает речевым строем, словарем, грамотным произношением.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Сайт: https://niidpo.ruТелефон: 8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11Стоимость: курс проф. переподготовки — 17298 р., курсы повышения квалификации — 1760-4900 р.

Курс проф. переподготовки: Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы»

Квалификация: «Учитель-логопед (логопед)». Продолжительность обучения: 620 ч., 24 недели.

В программу входит изучение следующих разделов:

  • Основы специальной психологии и педагогики
  • Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей
  • Развитие речи в норме и недоразвитие речи
  • Основы логопедии
  • Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
  • Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания
  • Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания
  • Нарушения письменной речи
  • Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
  • Формы логопедической работы с детьми
  • Взаимодействие логопеда и родителей в процессе организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи

Кем вы сможете работать после получения доп. образования:

  • В образовательных учреждениях: логопед в детском саду (логопедические группы), на дошкольном логопункте, на школьном логопункте, в специальной коррекционной школе 5 вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
  • Частная практика
  • Здравоохранение: в логопедическом кабинете поликлиники, в реабилитационной центре, стационаре
  • Социальная сфера: логопед в интернате, психоневрологическом санатории

Что входит в стоимость программы:

  • Лекции от преподавателей (текстовые и видеолекции)
  • Тестирование после каждой дисциплины
  • 30 практических заданий и кейсов
  • Общение с преподавателями
  • Более 15 видов схем анализа, конспектов, алгоритмов проведения занятий
  • Диплом о профпереподготовке после успешного прохождения итогового тестирования

Направления повышения квалификации для специалистов в области логопедии:

  • Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (144ч)
  • Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы (108ч)
  • Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (108ч)
  • Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков (144ч)
  • Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста (210ч)
  • Общее недоразвитие речи у детей (ОНР). Содержание работы логопеда (36ч)
  • Афазия. Содержание работы логопеда по восстановлению речевых функций (36ч)
  • Заикание (логоневроз) у детей и подростков. Содержание работы логопеда (36ч)
  • Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (36ч)
  • Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета (108ч)
  • Дизартрия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
  • Ринолалия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
    и другие программы

История профессии

Еще 50 лет назад профессия «логопед» относилась к категории редких видов деятельности. Раньше люди не так сильно желали исправить свои речевые дефекты, как в современное время. Да и ранее неправильное произношение букв и звуков не считалось болезнью и проблемой.

Первые логопеды появились еще в 17 веке в Европе, там такие специалисты помогали детям со слабым слухом правильно произносить слова и звуки. Так же в те времена ошибочно полагали, что дефекты речи необходимо лечить медикаментозными препаратами, а не с помощью упражнений.

В 19 веке нашей эры логопедия стала самостоятельной наукой, а вследствие этого появились официальные специалисты логопеды.

Эти люди изучали причины, вызывающие недостатки речи, разрабатывали методы лечения подобных случаев.

Современные специалисты в своем арсенале пользуются не только методами коррекции дыхательных путей и связок и челюстных составляющих, но и знаниями в области дефектологии, психологии и педагогики.

Когда можно и нужно обращаться к логопеду?

Развитие речи у каждого ребенка действительно происходит по-разному. Мнение, что ребенка нужно вести к логопеду в 5 лет – давно уже не актуально. К этому возрасту многое в речи уже сформировано и нужно будет приложить большие усилия – ребенку, логопеду и родителям для изменения ситуации в лучшую сторону.

Наиболее благоприятное время для консультации с логопедом 2-3 года. Но если вы подозреваете, что есть проблемы в более раннем возрасте, проконсультируйтесь со специалистом!

К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).

К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет p>двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов, правильно произносит звуки: П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).

В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (С, З, Ц), а также Ы, Э, несколько позднее шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).

Звуки Р, Л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Помните!

Правильная и красивая речь в современном мире дает широкие возможности вашему ребенку стремиться к новым целям и чувствовать себя более уверенно.

Кто такой логопед? В чем состоит его работа?

Логопед работает на стыке медицины и педагогики. Если углубляться в структурные вопросы, то логопедия — это часть специальной педагогики, т.е. дефектологии. Хотя до 60-х годов прошлого века она была частью медицины. В некоторых странах и сейчас логопедом может быть только человек с медицинским образованием.

Логопед (см. профессия логопед) — это специалист по исправлению речевых нарушений, а они бывают и у детей, и у взрослых, могут затрагивать и устную речь, и письменную, произносительную сторону и глубинные речевые процессы.

По существу, логопед — это тренер, но не спортивный, а речевой. Если проблема только в произношении, логопед проводит артикуляционную гимнастику, учит правильно дышать, делает массаж. Помогает извлечь правильные звуки и тренирует их произношение — сначала по отдельности, потом в слогах, в словах и т.д., покуда эти звуки не войдут в речь.

Но дикция — это только косметическая сторона вопроса. Речь служит нам для передачи информации, выражения мыслей и эмоций.

Часто родители не догадываются, что если в три года ребёнок почти не говорит, вместо фраз использует обрывки слов или жесты, надо даже не идти, а бежать к логопеду. Такая задержка речевого развития, если её не скорректировать, испортит ребёнку жизнь.

В этом случае логопед работает над пополнением словаря, грамматикой, связной речью.

Логопедическая помощь нужна также при заикании, при анатомических нарушениях речевого аппарата и т.д.

Большинство речевых проблем видны ещё в детстве. Но речь может пострадать в любом возрасте — после травмы или инсульта, например. Если речь у человека уже была, логопед помогает её растормозить, а если возможно, вернуть ей былую живость и богатство.

Когда следует идти к логопеду?

Существуют различия в причинах обращения к логопедам взрослых людей и детей. Главное несоответствие заключается в том, что у ребенка речь активно развивается с формированием навыков дикции, чтения, произношения и так далее. У взрослого речь уже сформирована, а потому бороться с патологиями гораздо сложнее.

В каких случаях к логопеду обращаются родители с детьми?

У ребенка при помощи логопеда можно устранить следующие проявления речевых дефектов:

  • неправильное произношение букв или звуковых сочетаний (причиной проблемы может быть укороченная уздечка языка, но иногда этиология кроется в недоразвитии речевого аппарата);
  • задержка речи или ее отсутствие (уже в несколько месяцев отроду малыш должен издавать единичные звуки, а к году выговаривать несколько слов);
  • нарушения скорости произношения звуков или их проглатывание (чаще всего требуется помощь ЛОР-врача);
  • восстановление после оперативных вмешательств, задевающих структуры речевого аппарата (реабилитация мышц и приучение к их правильному использованию);
  • установление диагноза детского церебрального паралича (обязательно логопед занимается постановкой речи, иначе она будет отсутствовать или станет полностью непонятной).

Когда к логопеду обращаться взрослому?

У взрослых людей приобретенные дефекты речи исправить очень тяжело, особенно если они существуют еще с детского возраста. Делать это у логопеда не всегда получается, но добиться определенного улучшения все равно можно. Идти к врачу рекомендуется в следующих ситуациях:

  • реабилитация после перенесенного инсульта, когда задеваются отделы коры, отвечающие за речь, и наступает парез (либо паралич) мышц гортани или мимической мускулатуры (разрабатывается специальный комплекс упражнений, позволяющий добиться некоторых улучшений);
  • появление речевых дефектов, связанных с перенесенными психическими патологиями (часто требуется помощь психотерапевта или психиатра);
  • реабилитация после удаления гортани или голосовых связок (обучение пациента использовать пищевую щель и другие конструкции для получения определенных звуков).

Некоторые люди обращаются к логопеду для совершенствования дикции, так как желают получить работу, связанную с ораторскими навыками. Следует отметить, что коррекция дефектов младенческого возраста в большинстве случаев невозможна в той мере, которая требуется пациенту. 

Однако улучшение дикции без серьезных дефектов произношения или устранение речевых ошибок является вполне выполнимой для логопеда задачей.

Что за специалист логопед-дефектолог?

В современном понимании разница между логопедом и логопедом-дефектологом заключается в том, что первый работает со здоровыми детьми, у которых есть нарушения речи, а второй занимается с детьми, у которых, помимо речевых проблем, есть еще нарушения психического развития, нарушения слуха, зрения или интеллекта.

Кроме логопедов-дефектологов с детьми также работают сурдопедагоги (глухие и слабослышащие дети), тифлопедагоги (слабовидящие дети), олигофренопедагоги (дети, у которых диагностирована умственная отсталость).

Логопеды-дефектологи помогают детям с психическими и неврологическими заболеваниями, повышенным внутричерепным давлением, гидроцефалией, ДЦП, аутизмом, расстройствами сенсорной обработки, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, серьезными речевыми нарушениями и т. д.

Логопед-дефектолог ведет работу в нескольких направлениях:

  • развитие памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия, то есть познавательной деятельности малыша;
  • коррекция имеющихся проблем и приближение к возрастной норме;
  • гармоничное развитие речи ребенка.

Мы советуем прийти на консультацию к логопеду-дефектологу, если:

  • в шесть месяцев малыш не лепечет и не гулит;
  • в 1,5-2 года в его речи нет простейших слов вроде «мама», «дай», «баба»;
  • в 2-3 года ребенок знает всего несколько слов, не может построить элементарную фразу или предложение;
  • в 4-5 лет в речи слова не согласованы по числу, роду, нет глаголов;
  • в 5-6 лет малыш имеет серьезные проблемы с артикуляцией большинства звуков;
  • говорит слишком медленно или быстро, речь невнятная, понять малыша может только мама;
  • ребенок с трудом осваивает чтение и письмо.

Крайне важно не упустить время и начать коррекцию нарушению, как только Вы их заметили у ребенка. Если у Вас возникли малейшие подозрения, что малыш отстает от своих сверстников в развитии, сразу же запишитесь на консультацию к специалисту

Что входит в компетенцию врача Логопеда

Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов (специалисты называют это — «объемом словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ваш ребенок школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Кроме того, обычно возникает необходимость оценить состояние неречевых способностей ребенка.

Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли

Важно знать о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача логопеда — понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.

История возникновения

Впервые упоминание о коррекции речевых способностей появилось в XVII веке. В сурдопедагогике того времени не учитывались плохо слышащие или с полным отсутствием слуха лица.

Как самостоятельная дисциплина логопедия сформировалась к концу XIX века. До первой половины XX века наука была в упрощенной форме. Дефекты речи рассматривались, как признаки недостаточного формирования или расстройства в работе артикуляционного аппарата. Диагностические мероприятия проводились с медицинской точки зрения.

После ряда исследовательских работ научное направление логопедии получило более широкий смысл. Ее стали связывать напрямую с педагогикой.

Современная логопедия имеет такие же общие принципы, как и дефектология. Более подробно про дефектологию можно узнать тут. Помимо этого, она тесно связана с другими науками (психология, языкознание, физиология).

Чем обычно занимается логопед?

Взрослые обращаются за помощью специалиста, когда выявляют языковые нарушения у малыша. Найти логопеда в городе нетрудно: их «среда обитания» – школы, интернаты, детские сады, кружки, развивающие центры и даже поликлиники.

Прежде чем педагог-логопед начнет работу с ребенком, необходимо установить точный диагноз, и за это берется психолого-медицинская комиссия. Они находят «корень» речевой патологии, а логопед, опираясь на диагноз, подбирает эффективную методику для предотвращения нарушений.

Порой родители смотрят на работу логопеда поверхностно, полагая что их задача – исправить неверное произношение букв и звуков. Работа специалиста куда более масштабная – она направлена на усовершенствование речи в целом. Педагог помогает:

  • нормализовать связную речь;
  • исправить неверное произношение звуков;
  • пополнить словарный запас;
  • усовершенствовать фонематический слух;
  • развить навыки грамматические;
  • проработать невербальное общение (движения, жесты).

В ходе работы с логопедом малыш учится грамотно задавать вопросы, придумывать рассказы и вести диалоги. Собеседниками в диалогах выступают как другие дети, так и взрослые. Кроме того, педагог ставит за цель предупредить письменные расстройства, развить память, мышление, моторику и восприятие окружающего пространства.

Всё вышеперечисленное – это то, чем логопед отличается от дефектолога, но и в работе последнего есть много пересекающихся задач.

Четыре уровня ОНР

Общее недоразвитие речи встречается у 40% дошкольников. Логопеды выделяют четыре уровня речевого развития:

  • 1 уровень – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
  • 2 уровень – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
  • 3 уровень – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
  • 4 уровень – самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

👉Плюсы и минусы работы логопеда

Профессия логопеда становится всё более социально востребованной, потому что чистая, правильная речь — важное условие успешной деятельности человека во многих сферах жизни

Плюсы

К преимуществам работы данного специалиста относятся:

  • получение удовлетворения от своей деятельности, так как она полезна людям и важна для общества;
  • возможность развиваться как специалисту, изучать и применять новые методы лечения, посещать научные конференции;
  • небольшая длительность рабочего дня — всего 4 часа;
  • возможность вести частную практику и иметь высокий доход;
  • отпуск, который длится большую часть лета.

Минусы

К недостаткам работы логопеда можно отнести:

  • необходимость составлять отчётную документацию в нерабочее время, без прибавки к зарплате;
  • опасность разочарования из-за случаев отсутствия результата от проделанной работы;
  • необходимость проявлять особое терпение при работе с некоторыми пациентами;
  • высокую эмоциональную нагрузку, неизбежную при работе с людьми.

Где работает логопед? Возможен ли свободный график?

Логопеды работают в образовательных и медицинских учреждениях. Логопед в образовании называется учителем-логопедом, в медицине — просто логопедом.

Логопеды в медицине работают в клиниках и отделениях для людей с патологиями речи, с последствиями инсульта, в клиниках челюстно-лицевой хирургии и др. Ведут приём в поликлиниках, трудятся в домах ребёнка т.д.

Ещё сохраняются ставки учителей-логопедов в некоторых детских садах, массовых и коррекционных школах. А также в коммерческих развивающих центрах. Свободный график возможен, если логопед работает исключительно частным образом. Ставка учителя-логопеда — 20 часов в неделю. Некоторые логопеды работают сразу в двух местах: с утра в одном месте, а после обеда — в другом. При желании можно сочетать работу в учреждении с частной практикой. Обычно это занятия у подопечных на дому, что, доложу я вам, довольно тяжело.

Сколько получают

У каждого логопеда свой подход к работе с пациентами, что сказывается на эффективности проводимого ими лечения. Этот фактор оказывает большое влияние на уровень заработка специалиста. На начальном этапе карьеры такой работник получает 20-30 тыс. рублей.

По мере роста профессионализма он уже может выбирать место работы. Если в бюджетных организациях дефектологам платят 35-45 тыс. рублей, то в частных фирмах их заработки доходят до 60-70 тыс. рублей. Профессионалы, ведущие частную практику, зарабатывают от 80 тыс. рублей при наличии клиентской базы и правильной организации работы.

Россия
10000—50000 ₽

Москва
20000—60000 ₽

Перспективы профессии

Одним из минусов логопедии считается то, что в ней практически нет карьерного роста. При наличии административных талантов такой сотрудник может стать руководителем направления или коррекционного центра. Чаще всего дефектологи так и остаются рядовыми сотрудниками. Правда, тот, кто делает осознанный выбор профессии и имеет четкий план развития, нередко даже на такой позиции достигает отличных результатов. Чаще всего это становится возможным благодаря открытию частной практики.

Итог

Делая выбор в пользу профессии логопеда, стоит учитывать ее особенности и минусы. На первое место в этом плане выходят серьезные психические нагрузки на фоне работы с больными детьми или агрессивными взрослыми. С другой стороны, это отличная возможность помогать людям, которые в этом нуждаются, и повышать качество их жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector