Что такое конспект урока по фгос?

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

Метод Корнелла

Данная система была разработана для учеников старших классов и университетов. Метод можно использовать как для записей на занятиях, так и при конспектировании учебника. Он подходит для гуманитарных и точных дисциплин.

Как делать записи

Для конспектирования стоит выбрать тетрадь в линейку и заранее создать шаблон для записей.

Порядок действий:

  1. В левом верхнем углу запишите тему лекции или название главы.
  2. Снизу отсчитайте 5-7 строк и отделите их горизонтальной линией. Этот раздел предназначен для краткого пересказа.
  3. Оставшееся поле разделите вертикальной чертой на две части: левое поле — ⅓ страницы или 5-7 см, правое — ⅔.
  4. Большое правое поле предназначено для краткого конспекта лекции или главы учебника. Не записывайте всё слово в слово, выделяйте главные термины, идеи, примеры и используйте сокращения.
  5. В маленьком левом поле записываем ключевые слова и вопросы к материалу, которые учитель может задать на семинаре или экзамене. Заполнить эту колонку стоит сразу после лекции.

Нижнее поле используется для обобщения информации из правого столбца: в него можно добавить ключевые определения «Мы изучили понятие *** , которое заключается в ***», формулы, даты. Постарайтесь заполнить его в день лекции или сразу после прочтения учебника. Это поле необходимо для запоминания материала и проверки того, насколько хорошо вы всё поняли. Если вы затрудняетесь объяснить что‑то своими словами или записать формулу — ещё раз вернитесь к ним.

Пример использования метода Корнелла

Как использовать при подготовке к экзаменам?

При самопроверке пользуйтесь вопросами из левой колонки. Если не можете ответить на них, стоит повторить материал полностью или частично.

Преимущества метода:

Подходит для конспектирования лекций и учебников.
Способствует осмыслению большого потока информации.
Помогает выделить важное в материале.
Помогает сделать выводы из написанного или услышанного.
Упрощает навигацию по конспекту. Удобен для подготовки и проверки перед экзаменом

Недостатки метода:

  • Нужно заранее подготовить шаблон для конспекта.
  • Необходимо время для дополнительных записей сразу после лекции.

Оформление конспекта

Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:

Всегда выделять заголовки, важные понятия, формулы и выводы подчеркиванием, пастой другого цвета, пропуском строки. Чтобы не тратить драгоценные секунды на смену ручек во время лекции, проще после ее окончания перечитать запись и отметить маркерами нужные места – так даже эффективнее, поскольку уже сложится общее впечатление о прослушанном, и будет несложно расставить приоритеты

Использовать «сигнальные» символы: указатели, восклицательные и вопросительные знаки, пометки вроде NB! (обратить внимание) и т. д

Применять аббревиатуры и сокращения, но предпочтение отдавать общепринятым вариантам, например: гос-во (государство); кол-во (количество); ин-т (институт); стрелка => вместо длинного слова «следовательно» и т. д.

Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.

Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.

Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.

Что помогает ориентироваться в тексте?

Стиль изложения научного труда отличается логичностью и последовательностью. За выражением «во-первых» неизбежно последует «во-вторых». Сразу, или через несколько страниц, но появится обязательно. Не пропускайте обобщений и стрежневых слов.

Упоминание о несхожих трактовках проблемы сигнализирует о наличии как минимум двух разных точек зрения. Найдите первую и отыщите остальные!

Определения – важный сегмент научного труда. Порой на суд читателя выносится критика на тему какого-то определения. В итоге автор предлагает новую формулировку. Если это мнение авторитетного ученого, то непременно оставьте косвенную ссылку.

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Быстрый конспект

Некоторые преподаватели диктуют настолько быстро, что угнаться за ними просто невозможно. Нужная информация теряется, и в связи с этим растет недовольство собой. В итоге этот предмет заносится в разряд нелюбимых, а посещение лекции превращается в настоящую каторгу.

Чтобы этого не произошло, освойте принцип быстрого конспектирования. Для этого сокращайте слова как в смс-сообщениях. Однако, как мы говорили раньше, при такой записи вы должны будете долго расшифровывать полученный текст. Чтобы этого не произошло, выработайте свою систему сокращений, а также воспользуйтесь следующими методами:

1 этап: подготовка и концентрация

Пусть ребёнок заранее подготовит тетрадь, блокнот или листы бумаги, проверит, пишет ли ручка, и возьмёт всё необходимое: маркеры, линейку, карандаш, ластик

В поисках канцелярских принадлежностей во время урока можно пропустить что-то важное. . Чтобы создать условия для качественного восприятия информации во время онлайн-урока, договоритесь с ребёнком, что перед занятием необходимо:

Чтобы создать условия для качественного восприятия информации во время онлайн-урока, договоритесь с ребёнком, что перед занятием необходимо:

  • убрать со стола всё лишнее,
  • отключить мессенджеры и поставить телефон на беззвучный режим,
  • закрыть не относящиеся к уроку вкладки браузера,
  • закрыть дверь в комнату, чтобы не отвлекаться. 

Объясните, что не стоит пытаться делать несколько дел одновременно — например, слушать один урок и параллельно готовиться к другому. Профессор Стэнфордского университета Клиффорд Насс провёл исследование и выяснил, что многозадачность нарушает психические и мыслительные способности людей. Чем больше задач мы выполняем за один раз, тем меньше можем выучить или запомнить. 

Интересные виды конспектирования

Но не стоит ограничиваться традиционными способами конспектирования

Уделите внимание и новым идеям

Майнд-карты

Ментальные карты или майнд карты – это техника структурирования информации, которую предложил психолог Тони Бьюзен. Она имеет много плюсов и используется не только для конспектирования. Ментальная карта – удобный инструмент для:

  • составления планов;
  • разработки проектов;
  • мозгового штурма;
  • принятия решений;
  • составления бюджета.

Майнд-карты — новый способ ведения конспектов

Техника помогает разложить по полочкам даже самую сложную информацию, выделить основные и дополнительные моменты. Так как создавая майнд карту, вы сами анализируете и структурируете информацию, запоминается она намного быстрее. Метод – увлекательный и простой, ведь основан на принципах работы человеческого мозга.

Просто возьмите альбомный лист, а в центре укажите тему/ключевую идею ментальной карты. Затем в разные стороны сделайте ответвления и укажите составляющие ключевой идеи. Из них снова сделайте ответвления по такому же принципу. Продолжайте расширять карту, пока не поместите в неё всю необходимую информацию.

Советы:

  1. Используйте разные шрифты, яркие цвета и небольшие картинки для лучшего запоминания. Но не перебарщивайте!
  2. Всегда начинайте создание карты с центрального слова.
  3. Старайтесь выбирать короткие слова или фразы для описания ключевых идей.

Метод Корнелла

Данный метод был предложен преподавателем Корнелльского университета по имени Волтер Паук и сейчас активно используется американскими студентами. С её помощью конспекты превращаются в ценные материалы, которые помогают эффективно запоминать информацию и готовиться к экзаменам.

Для начала нужно расчертить лист. Отступите 5 см от нижнего края листа и проведите горизонтальную линию. В оставшейся верхней части проведите вертикальную линию на расстоянии 7 см от левого края листа. Или скачайте готовые шаблоны.

Сверху укажите дату и тему. По ходу лекции записывайте ключевые моменты в правую колонку и оставляйте место, чтобы затем дописать то, что вы пропустили или считаете важным. Если возникают вопросы, записывайте их в левую колонку.

Следующий этап работы выполняется уже после лекции. Перечитайте ваши записи и в левой колонке очень кратко и ясно укажите все основные моменты и появившиеся вопросы. Запись вопросов поможет более глубоко изучить материал по заданной теме. В нижней колонке запишите выводы.

Советы:

  1. Обязательно работайте с материалом после лекции, заполняя левую и нижнюю часть листа. Без этого метод не принесёт пользы.
  2. Старайтесь использовать сокращения и пишите не под диктовку.
  3. Проанализируйте материал после занятия в течение дня, пока лекция свежа в памяти.

Таким образом, хоть конспектирование и кажется простым делом, чтобы оно принесло пользу, нужно учитывать разные нюансы. Главное – конспект будет наиболее эффективен, только если периодически обращаться к нему, чтобы освежить в памяти забытый материал.

Больше интересных идей о том, как красиво вести конспекты, вы узнаете из видео.

Видео: конспекты занятий.

Большая часть занятий для дошкольников являются познавательными а также содержат в себе элементы изо, ознакомления с окружающим, и, конечно, физминутки (динамические паузы), игры.

Многие работы расположены сразу в нескольких разделах этой рубрики, поскольку объединяют в себе несколько направлений. Так, например, занятия по изо, это общий раздел, в то время, как занятия по рисование или лепке — это уточняющие категории. Тем не менее, при публикации желательно проставлять все категории рубрик, касающиеся Вашего материала, для более удобного поиска. Дополнительно предлагаем заполнять разделы, которые сортируют конспекты по темам. Тогда при составлении занятия со своими детьми можно воспользоваться готовыми конспектами занятий. Например, в рубрике «тема игрушки», можно найти все занятия так или иначе, связанные с игрушками.

Если Вы хотите, чтобы и Ваша запись попала в эту рубрику, при публикации выберите раздел «конспекты занятий,»и дополнительные подразделы.

И2ВЧП (SQ3R)

Этот метод подойдёт только для конспектирования с учебника. Он состоит из пяти стадий: исследования, вопросов, чтения, вспоминания, проверки — из первых букв которых и складывается название. Разберём стадии подробнее.

Исследование

Изучите структуру текста: заголовки, подзаголовки, выделенные термины, цифры, формулы, таблицы. Эти действия не должны занять более пяти минут. Оценив таким образом текст, вы сможете решить, нужно ли вам вообще читать эту информацию.

Вопросы

Сформулируйте вопросы к тексту. Например, преобразуйте заголовки и подзаголовки в вопросы или возьмите их из экзаменационных билетов, попытайтесь быстро, не вчитываясь, найти ответы на них в тексте. Этот шаг должен занять не более пяти минут.

Чтение

Начните читать текст, при этом не забывайте искать ответы на вопросы из предыдущей ступени. Так вы начнёте не просто читать текст, но активно работать над ним.

Вспоминание

Сформулируйте и запишите основные идеи текста, ответьте на вопросы из второго шага своими словами. Изложите прочитанное так, будто вы пытаетесь объяснить кому‑то тему. Если не можете вспомнить ответ на какой‑то из вопросов, найдите его в тексте и перечитайте нужный отрывок. Это не займёт много времени, так как вы предварительно хорошенько изучили структуру текста.

Проверка

Перечитайте свой текст. Сравните его с источником. При необходимости исправьте ошибки.

Преимущества метода:

  • Хорошо подходит для подготовки к экзаменам.
  • Позволяет запомнить и понять текст.
  • Помогает быстро находить и исправлять свои ошибки.

Недостатки метода:

  • Не помогает организовать записи.
  • Не подходит для записи лекций.

Быстрый конспект

Некоторые преподаватели диктуют настолько быстро, что угнаться за ними просто невозможно. Нужная информация теряется, и в связи с этим растет недовольство собой. В итоге этот предмет заносится в разряд нелюбимых, а посещение лекции превращается в настоящую каторгу.

Чтобы этого не произошло, освойте принцип быстрого конспектирования. Для этого сокращайте слова как в смс-сообщениях. Однако, как мы говорили раньше, при такой записи вы должны будете долго расшифровывать полученный текст. Чтобы этого не произошло, выработайте свою систему сокращений, а также воспользуйтесь следующими методами:

Виды и типы конспектов

Различают несколько типов конспектов, где каждый из них предназначен для определённой области или вида работы. Поэтому необходимо их различать и знать, где лучше использовать, а также научиться красиво оформлять конспекты.

План-конспект

Составление план-конспекта

Этот конспект составляется на основе уже данного или самостоятельно составленного плана, разделённого на пункты и подпункты. Остаётся только под каждым из заголовков кратко записать раскрывающую его информацию.

План-конспект имеет свои преимущества: помогает мыслить последовательно, выделять самое главное, разбивать информацию на несколько частей. Удобен для записи лекций, если преподаватель заранее даёт план. Также помогает эффективно готовиться к экзаменам: вы можете смотреть на заголовки и по памяти рассказывать их содержание.

Схематический план

Для его составления нужно записать вопросы, а затем дать на них краткие ответы, состоящие из пары предложений. Чтобы быстрее ориентироваться в записях, можно разделить лист на две части: в левой колонке записывать вопросы, а в правой – ответы. Работать с ним просто и удобно.

Текстуальный конспект

Данный вид конспекта состоит из цитат (главной мысли), которые располагают в логической последовательности или в соответствии с составленным планом. Текстуальные конспекты используются, когда необходимо проанализировать высказывания автора, определить их правдивость или ложность, ведь для этого потребуется переписать мысли автора точь-в-точь. Поэтому текстуальные конспекты широко используются в литературе, философии или науке.

Но их не рекомендуется создавать, если вы можете обойтись записью главных идей автора своими словами. Почему? Этот тип конспекта не развивает память, не помогает проработать и запомнить весь материал и не даёт о нём представление в целом. Поэтому текстуальный конспект лучше использовать как полезное приложение к основному конспекту, если вы уверены, что вам потребуются цитаты.

Тематический конспект

Конспект по заданной теме

Он даёт исчерпывающий ответ на выбранную тему, при этом, для полноты раскрытия, используют различные виды источников информации. При его составлении самая главная задача – не конспектировать по отдельности содержание каждого из источников, а выбирать только то, что поможет лучше раскрыть заданную тему.

Данный конспект помогает углубиться в изучение выбранного вопроса/проблемы, провести анализ с разных сторон, учитывая разные мнения. Но для его составления нужно проработать немало литературы, так он получится очень информативным и ценным.

Графический конспект

Из названия следует, что данный конспект передаёт информацию в графическом виде: через таблицы, графики или схемы. Но они подкрепляются краткими пояснениями и выводами. В основном, эта техника используется для конспектирования технических тем, но в некоторых случаях подходит и для гуманитарных.

Конспект лекций

В конспекте лекции нужно наиболее точно и полно раскрыть главные идеи, передаваемые лектором. Для этого нужно уметь выделять ключевые моменты, анализировать информацию, отсекать всё лишнее и быстро записывать. В основном, конспект лекций представляет последовательную запись того, о чём рассказывает лектор, так как на составление чёткого плана не остаётся времени.

Свободный конспект

Этот тип конспектов подойдет для настоящих гуру. В свободных конспектах успешно сочетаются элементы всех типов. Здесь для наиболее полного и точного отображения темы переплетаются схемы, цитаты, графики, рисунки и вопросы. Но составить его непросто – есть риск получить несвязную логически и неинформативную кашу, в которой трудно разобраться. Поэтому для начала лучше набраться опыта, поработав с каждым из выше описанных типов.

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

  1. Физической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
  2. Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
  3. Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
  4. Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Зачем нужен конспект урока?

Конспект урока является неотъемлемой частью подготовки педагога к предстоящему занятию и составляется до предполагаемого урока, а не во время или после него. Поскольку в плане-конспекте учитель фиксирует содержание и последовательность учебного процесса, он помогает в систематизации материала, построении логической последовательности изложения информации, уточнении необходимых формулировок и понятий.

Поэтому план-конспект урока, в первую очередь, нужен самому педагогу, поскольку позволяет лучше подготовиться к занятию, а, следовательно, напрямую влияет на успешность усвоения материала учащимися. Еще один плюс конспекта урока заключается в том, что он может служить «шпаргалкой» для самого учителя в процессе занятия в классе на тот случай, если что-то вылетело из памяти или учитель отошел в сторону от изначально запланированной логической последовательности в изложении материала.

С другой стороны, план-конспект урока представляет собой официальный документ, который является подтверждением того, насколько эффективно и полно выполняются учебные программы, насколько правильно и профессионально ведется преподавание, а также указывает на методические ошибки и недочеты учителя. Конспекты уроков составляются педагогами, начиная со студенческой скамьи и педагогической практики. Некоторые молодые учителя считают, что конспекты нужны, прежде всего, для начальства, однако даже самые опытные педагоги делают конспекты уроков при подготовке к занятиям.

Как это обычно делают?

На практике учитывать всё это редко когда бывает нужно. Например, для маленькой рукописной распечатки на открытке или приглашении используют обычный рукописный шрифт OpenType. Впрочем, в определённых условиях это может подойти и для конспекта. В сети можно найти инструкции, как создать индивидуальный шрифт самостоятельно и печатать им из MS Word, а для англоязычных пользователей существуют целые генераторы рукописных шрифтов.

Но при таком способе страдает правдоподобность: символы будут абсолютно одинаковыми, строки безупречно ровными. Не будет никакой случайности, вырвиглазности и хаоса, которые по моему опыту характерны для подавляющего большинства конспектов, и даже для аккуратного конспекта такая безупречность неестественна.

Как писать план-конспект или лекцию: структурирование получаемого материала

Независимо от конкретной цели конспектирования, в получившемся после выполнения подобного задания тексте самому человеку непросто будет разобраться, если тот будет представлять собою сплошное пересказывание, без малейших признаков структурирования

Разделение на подпункты, уровни по степени важности, соотношению элементов между собою, — одно из обязательных требований к тому, как писать план-конспект урока. При записывании же лекционной информации этот принцип поможет в дальнейшей работе с нею, позволит выделить опорные моменты, быстрее отыскать ответы на необходимые экзаменационные или зачетные вопросы

Интересные виды конспектирования

Но не стоит ограничиваться традиционными способами конспектирования

Уделите внимание и новым идеям

Майнд-карты

Ментальные карты или майнд карты – это техника структурирования информации, которую предложил психолог Тони Бьюзен. Она имеет много плюсов и используется не только для конспектирования. Ментальная карта – удобный инструмент для:

  • составления планов;
  • разработки проектов;
  • мозгового штурма;
  • принятия решений;
  • составления бюджета.

Майнд-карты — новый способ ведения конспектов

Техника помогает разложить по полочкам даже самую сложную информацию, выделить основные и дополнительные моменты. Так как создавая майнд карту, вы сами анализируете и структурируете информацию, запоминается она намного быстрее. Метод – увлекательный и простой, ведь основан на принципах работы человеческого мозга.

Просто возьмите альбомный лист, а в центре укажите тему/ключевую идею ментальной карты. Затем в разные стороны сделайте ответвления и укажите составляющие ключевой идеи. Из них снова сделайте ответвления по такому же принципу. Продолжайте расширять карту, пока не поместите в неё всю необходимую информацию.

Советы:

  1. Используйте разные шрифты, яркие цвета и небольшие картинки для лучшего запоминания. Но не перебарщивайте!
  2. Всегда начинайте создание карты с центрального слова.
  3. Старайтесь выбирать короткие слова или фразы для описания ключевых идей.

Метод Корнелла

Данный метод был предложен преподавателем Корнелльского университета по имени Волтер Паук и сейчас активно используется американскими студентами. С её помощью конспекты превращаются в ценные материалы, которые помогают эффективно запоминать информацию и готовиться к экзаменам.

Для начала нужно расчертить лист. Отступите 5 см от нижнего края листа и проведите горизонтальную линию. В оставшейся верхней части проведите вертикальную линию на расстоянии 7 см от левого края листа. Или скачайте готовые шаблоны.

Сверху укажите дату и тему. По ходу лекции записывайте ключевые моменты в правую колонку и оставляйте место, чтобы затем дописать то, что вы пропустили или считаете важным. Если возникают вопросы, записывайте их в левую колонку.

Следующий этап работы выполняется уже после лекции. Перечитайте ваши записи и в левой колонке очень кратко и ясно укажите все основные моменты и появившиеся вопросы. Запись вопросов поможет более глубоко изучить материал по заданной теме. В нижней колонке запишите выводы.

Советы:

  1. Обязательно работайте с материалом после лекции, заполняя левую и нижнюю часть листа. Без этого метод не принесёт пользы.
  2. Старайтесь использовать сокращения и пишите не под диктовку.
  3. Проанализируйте материал после занятия в течение дня, пока лекция свежа в памяти.

Таким образом, хоть конспектирование и кажется простым делом, чтобы оно принесло пользу, нужно учитывать разные нюансы. Главное – конспект будет наиболее эффективен, только если периодически обращаться к нему, чтобы освежить в памяти забытый материал.

Больше интересных идей о том, как красиво вести конспекты, вы узнаете из видео.

Как правильно составить конспект при работе с книгами и учебниками

  1. Просмотрите имеющийся материал, проанализируйте особенности текста, поймите, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины. После этого вы сможете определить, какой вид конспекта вам подойдет.
  2. Снова перечитайте и осмыслите текст. Так вы сможете отделить главное от второстепенного, разделить информацию на части и расположить эти части в нужном порядке.
  3. Обозначьте тезисы (основные мысли) текста. Их можно оформлять как цитаты. Однако помните, большое количество цитат может присутствовать только в текстуальных конспектах. Не забывайте оформлять цитаты согласно требованиям (кавычки, ссылка на автора, в конце список использованных источников).

Как составлять

В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.

  • внимательно прочитать материал;
  • определить основную идею, выделить ключевые моменты;
  • составить сложный план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Пример:

Причины Первой мировой войны

  1. Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
  2. Формирование военно-политических блоков:
    • Антанта.
    • Тройственный союз.
  3. Экспансионистские планы Германской империи.
  4. Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
    • Объединение Германии.
    • Победа над Францией в 1871 г.
    • «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
    • Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
    • План фон Шлиффена.
  5. Повод к войне.
    • Убийство в Сараево.
    • Ультиматум Австро-Венгрии.

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

  1. Физической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
  2. Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
  3. Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
  4. Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector