Егэ по обществознанию 2022: структура и особенности
Содержание:
Советы по подготовке
ЕГЭ по обществознанию 2022 не такой простой, каким он может показаться на первый взгляд. Но и пугаться не стоит. Если грамотно распланировать изучение теории, прорешать все форматы и познакомиться с критериями, результат на экзамене обязательно будет высоким. А я хочу поделиться парой советов, которые обычно даю ученикам.
Что нужно сделать, чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию 2022 на высокий балл?
Ознакомьтесь с темами из кодификатора. Составьте список тем, которые вызывают наибольшее количество трудностей. Это поможет готовиться только к нужным темам и не распыляться на лишнюю информацию.
Изучите критерии оценивания части 2, чтобы лучше понимать, что хотят увидеть эксперты.
Напишите пробный экзамен, чтобы определить сильные и слабые места
Обратите внимание на то, какие задания отнимают больше времени — оно на экзамене будет ограничено.
Составьте индивидуальную стратегию написания экзамена. Возможно, вам стоит начать экзамен со второй части — или наоборот с первой.
При подготовке к экзамену не оставляйте наиболее сложные задания на конец
Наоборот — начинайте именно с них!
Особенности экзамена
Как мы уже сказали ранее, ЕГЭ по обществознанию является одним из самых популярных для сдачи экзаменов среди выпускников. В 2020 году ЕГЭ по обществознанию сдавало более 302 тыс. человек. Однако многие не учитывают специфику и сложности экзамена. Давайте же вместе рассмотрим его основные особенности.
Экзамен по обществознанию длится 180 минут (3 часа) и включает в себя 25 заданий, которые проверяют знание пяти тематических блоков:
- Человек и Общество
- Экономика
- Социальные отношения
- Политика
- Право
Всего за весь экзамен можно получить максимум 57 первичных баллов. Ты, наверное, спросишь, что за первичные баллы и почему только 57. Здесь мы остановимся немного подробнее.
Первичные баллы переводятся в знакомую для нас оценку по стобалльной системе так, что каждому количеству первичных баллов соответствует конкретная оценка по стобалльной шкале. Например, 53 первичных балла — это 81 балл из 100 возможных. Раз мы начали говорить про цифры, то пороговый балл по обществознанию — 42 балла. Это один из самых высоких порогов среди всех предметов.
Ещё один важный аспект, который волнует многих выпускников — это изменения в экзамене в 2022 году. И здесь есть много новостей, которыми мы спешим поделиться.
Основные изменения в ЕГЭ по обществознанию 2022
1. Из части 1 исключены форматные задания № 1, № 2 и № 20 (нумерация заданий по версии 2021 г.)
2. Экзамен заканчивается новым заданием 25 на конкретизацию отдельных аспектов заданной темы (пунктов плана). В том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства.
3. Задания 25 (только приведение определения) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту. Теперь это задания 18 и 19 по нумерации 2022.
4. Задание 10 в КИМ 2021 г. преобразовано в задание с развернутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.)
5. Задание на составление плана развернутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.)
6. В часть 2 включено новое задание с развернутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.)
Часть 2
Перейдем к самому объемному разделу экзамена — части 2. Она включает в себя 9 заданий с развернутым ответом
Всего за вторую часть можно набрать 49 первичных баллов. Самое важное, что нужно запомнить — эти задания проверяют эксперты, а они опираются на четко заданные критерии. Каждое задание во второй части — это коробка с подарком, которую нужно правильно оформить и украсить
Если вы не помните критерии, можно потерять много баллов, несмотря на хорошие знания.
- 17. Задание к тексту. Нужно привести прямые цитаты из текста при ответе на вопрос (2 балла)
- 18. Составление определения (2 балла)
- 19. Написание примеров (3 балла)
- 20. Формулирование и аргументация оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста (3 балла)
- 21. Анализ экономического графика: график изменения спроса и предложения, равновесная цена (3 балла)
- 22. Решение задания-задачи (4 балла)
- 23. Задание по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (3 балла)
- 24. Составление плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса (4 балла)
- 25. Рассуждение с привлечением актуальных реалий (4 балла)
Для каждого задания второй части нужен свой подход, чтобы получить максимальные баллы. Но есть принципы, которые пригодятся для любого из этих заданий! Вот 5 правил, как записывать развернутые ответы в ЕГЭ по обществознанию 2022.
- Излагайте мысли структурированно, используйте нумерацию и проблемы между смысловыми частями.
- Не зачеркивайте, так как это «загрязняет» работу. Лучше набросать ответ на черновике, а потом перенести его в чистовик.
- Используйте вводные предложения перед ответом, чтобы «ввести» эксперта в курс дела.
- Делайте предложения лаконичными, следите, чтобы они относились к сути вопроса. Если рассуждения будут непонятными, эксперт может не разобраться в них и поставить низкий балл.
- Не забывайте о том, что часть 2 проверяют люди. Постарайтесь создать благоприятное впечатление — чем приятнее будет читать вашу работу, тем больше шансов, что эксперты найдут всю информацию и высоко оценят ответ.
Задания с Дальнего Востока от 15.06 ЧАСТЬ 1
Вариант 1
1 задание – моральная норма2
задание – личность
Что относится к коммерческим / некоммерческим организациям
Текст про социальную структуру
План про правительство РФ
25 задание. Безработица, виды и описание одного из видов
26 задание. Гражданское судопроизводство, истец, ответчик и свидетель
27 задание. Брачный договор
Эссе: в любом обществе должны быть свои правила и нормы
Вариант 2
Были функции политической системы общества, предпринимательство, понятие истина, абсолютная истина, конкретность истины, план про дееспособность до 18 лет. Сложная вторая часть, как по моему. Первая часть нормальная
19 задание про брачный договор
Текст про право
ЭССЕ: «Великая цель образования – не только знания, но и прежде всего действия». Н.И. Мирон
Вариант 3
Что такое мировой рынок?
ЭССЕ: «В каждом юридическом деле есть две стороны: право и справедливость» О. де Бальзак
ЭССЕ:
- философия — про образование
- экономика — про центральный банк
- социология — про семью, про супругов
- право — «Закон величественная статуя, перед которой снимают шляпу, но проходят мимо» И. Тэн
Вариант 4
ЭССЕ: «Личность может проявить свои таланты только тогда, когда она займет необходимое для этого положение в обществе». Г. В. Плеханов
Текст про мировоззрение22. Раскрыть термин «деятельность»23. Привести примеры видов мировоззрения – в тексте говорится о философском, научном, обыденном, религиозном, эстетическом, политическом и мифологическом 24. Роль мировоззрения в жизни человека25. Понятие «ценные бумаги»26. Раскрыть права работника (3 штучки) 27. Задача про формы правления
План – семья и её видыПлан – альтернативная гражданская служба в РФ
Текст про экономику, про рынки
Вариант 5 — 1-я часть
9 задание. Налоговая система в РФ
1) акцизы2) налог на имущество организаций3) налог на доходы физических лиц4) сборы за пользование объектом водных биологической ресурсов5) земельный налог6) транспортный налог
5. Уровни научного познания: 1) эмпирический 2) теоретический
Методы:А) наблюдение Б) описание объекта В) эксперимент Г) объяснение существующих взаимосвязей Д) формулировка гипотез
Вариант 6
25. 1) Смысл понятия «безработица» 2) Одно предложение, содержащее информацию о 4 видах безработицы, одно предложение, раскрывающее сущность любого из этих видов безработицы 26. Проиллюстрируйте конкретными примерами возможные процессуальные действия в судебном разбирательстве 1) истца 2) ответчика 3) свидетеля 27. Граждане Ирина и Владимир, 15 лет состоящие в зарегистрированном браке, проживают в собственной квартире со своими двумя детьми. Супруги преподают в школе. Средства семейного бюджета расходуются на еду, одежду и т.д. Оставшиеся средства вкладывают на депозит в банк. Они решили заключить договор. По обоюдному разделению зак. обязанностей. … Нотариус указал, что необходимо исключить 2 пункта. Почему их семьи относятся к нуклеарному типу? Источники их бюджета
Задания открытого реального ЕГЭ 2021 по обществознанию
ЗАДАНИЕ 4
Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Мышление характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Мышление позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственном этапе познания.
- Мышление человека тесно связано с речью.
- Мышление имеет исключительно коллективный характер.
- Анализ как операция мышления предполагает прежде всего выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления.
ЗАДАНИЕ 6
Ирина поставила своей целью посетить Японию, пообщаться с местными жителями. Она изучает японский язык, читает книги об истории и культуре Японии, на интернет-форумах общается со знатоками японского искусства.Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку.
Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Ириной для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- изучение маршрута путешествия
- путешествие по Японии
- изучение японского языка
- японское искусство
- покупка туристической путёвки
- местные жители
ЗАДАНИЕ 11
Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Интересы участников неформальных групп всегда расходятся с целями официальных организаций.
- Взаимодействие в первичных группах носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку.
- В неформальных группах взаимодействия являются безличностными и функциональными.
- Реальная группа – это искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учёта населения.
- Социальная группа – это совокупность людей, обладающая общими социально значимыми признаками.
ЗАДАНИЕ 13
Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Государство вырабатывает и проводит общую для страны политику во всех сферах жизни общества.
- Государство – это институт публичной власти, который обладает суверенитетом.
- К основным признакам государства любого типа относятся федеративная форма государственного устройства и территория, на которую распространяется власть.
- Государство отличается от политической партии тем, что оно является субъектом политической жизни.
- Государство призвано уравновешивать различные социальные интересы
ЗАДАНИЕ 16
Что из перечисленного относится к социально-экономическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
- получать социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца
- использовать свои способности и имущество для не запрещенной законом экономической деятельности
- уплачивать законно установленные налоги и сборы
- получать вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда
ЗАДАНИЕ 19
Гражданин РФ Егор Олегович работает нотариусом. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг полномочий нотариуса, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- давать разъяснения по вопросам совершения определённых правовых действий, относящихся к сфере его компетенции
- налагать административную ответственность
- удостоверять брачный договор
- выносить решение по правовым спорам
- осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
- изготовлять копии документов и выписки из них
Добавить комментарий
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
1. Человек и общество
- Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
- Мировоззрение, его виды и формы
- Виды знаний
- Понятие истины, её критерии
- Мышление и деятельность
- Потребности и интересы
- Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
- Системное строение общества: элементы и подсистемы
- Основные институты общества
- Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
- Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
- Образование, его значение для личности и общества
- Религия
- Искусство
- Мораль
- Понятие общественного прогресса
- Многовариантность общественного развития (типы обществ)
- Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
2. Экономика
- Экономика и экономическая наука
- Факторы производства и факторные доходы
- Экономические системы
- Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
- Постоянные и переменные затраты
- Финансовые институты. Банковская система
- Основные источники финансирования бизнеса
- Ценные бумаги
- Рынок труда. Безработица
- Виды, причины и последствия инфляции
- Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
- Роль государства в экономике
- Налоги
- Государственный бюджет
- Мировая экономика
- Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
3. Социальные отношения
- Социальная стратификация и мобильность
- Социальные группы
- Молодёжь как социальная группа
- Этнические общности
- Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
- Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
- Социальный конфликт
- Виды социальных норм
- Социальный контроль
- Семья и брак
- Отклоняющееся поведение и его типы
- Социальная роль
- Социализация индивида
4. Политика
- Понятие власти
- Государство, его функции
- Политическая система
- Типология политических режимов
- Демократия, её основные ценности и признаки
- Гражданское общество и государство
- Политическая элита
- Политические партии и движения
- Средства массовой информации в политической системе
- Избирательная кампания в Российской Федерации
- Политический процесс
- Политическое участие
- Политическое лидерство
- Органы государственной власти Российской Федерации
- Федеративное устройство Российской Федерации
5. Право
- Право в системе социальных норм
- Система российского права. Законотворческий процесс
- Понятие и виды юридической ответственности
- Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
- Законодательство Российской Федерации о выборах
- Субъекты гражданского права
- Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
- Имущественные и неимущественные права
- Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
- Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
- Особенности административной юрисдикции
- Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
- Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
- Споры, порядок их рассмотрения
- Основные правила и принципы гражданского процесса
- Особенности уголовного процесса
- Гражданство Российской Федерации
- Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
- Права и обязанности налогоплательщика
- Правоохранительные органы. Судебная система
Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ЕГЭ
Знать и понимать:
- Биосоциальную сущность человека;
- Основные этапы и факторы социализации личности;
- Место и роль человека в системе общественных отношений;
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- Основные социальные институты и процессы;
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- Особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
- Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Демоверсия ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ
Спецификация ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ
Решай задания и по обществознанию с ответами
Изучай кодификаторы ЕГЭ 2022 по:
- истории
- русскому языку
- литературе
- биологии
- химии