Виды образования в россии. новый закон «об образовании в рф»

Одна школа на микрорайон

В этом году в Украине начинается процесс трансформации учебных заведений. После 9-го класса школьники должны уходить учиться или в заведения системы профессионально-технического образования (бывшие ПТУ и техникумы), или в специализированные лицеи. Количество таких лицеев — четверть от существующих еще школ, где дети учились в старших классах. В каждом из районных управлений образования еще с 2019 года существуют перспективные планы развития сети заведений среднего образования района, которые, к слову, до сих пор не утверждены ни на уровне районных управлений образования, ни на уровне КГГА.

В распоряжение «Вестей» попал такой перспективный план одного из крупных районов Киева. Как следует из документа, из более чем 60 существующих на данный момент общеобразовательных средних школ I, II и III ступеней, где обучались дети с 1-го до 11-го классов, в том числе специализированных, остается около 15, в которых можно получить полное среднее образование. Это приблизительно по одной-две на большой микрорайон.

Часть из бывших школ III ступени превратятся в заведения образования I и II ступеней, то есть в них будет начальная школа и гимназия. И в них, как сказано в документе, не будут осуществляться наборы в 10-е классы уже с сентября 2021 года. А такие привлекательные приставки в названии, как «средняя школа с углубленным изучением» — иностранных языков или предметов естественно-математического цикла, — исчезнут. В микрорайоне также останутся по одной-две начальных школы. Остальные школы будут набирать детей в первый класс, и выпускать из 9-го.

Непрерывное профессиональное обучение

Несколько последних десятилетий Россия реформирует профессиональное обучение в соответствии с запросами экономики и промышленности.

Совершенствование профобразования сводится:

  • к преодолению отставания содержания программ от требований производств;
  • существенному изменению структуры кадровой подготовки;
  • повышению эффективности использования бюджетных средств.

Значительная роль в этом процессе отводится оптимизации образования в начальных и средних профессиональных учреждениях. Качественные сдвиги ожидаются после реструктуризации и объединения со школьным специализированным образованием.

Понятие «Система образования»

Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.

Для начала следует понять, какое понятие вкладывается в термин «образование». В узком смысле — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение. Если брать более широкий смысл определения, то образованием является среда социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения. Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, учения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации. Из чего выходит, что образование – это многоуровневое пространство, способствующее созданию условий для развития и саморазвития личности. На 20 сессии Генеральной конфедерации ЮНЕСКО было сформулировано следующее понятие: образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Нередко под определением образования понимают формирование духовного образа человека, происходящее под влиянием нравственных и духовных ценностей, взятых за эталон в конкретном обществе. Образование – это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором играет значимую роль не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Система образования в России и мире определяется как многообразие конкретных компонентов, находящихся в определенных отношениях и связях и образующих целостную, единую концепцию. Поэтому, рассматривая образование с позиции системы, чаще всего дается определение: «совокупность образовательных учреждений страны, а именно дошкольных, начальных, средних, средне-специальных, высших и послевузовских образовательных организаций, а также внешкольных учреждений». Довольно часто систему образования рассматривают как модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является создание оптимальных условий для обучения, как активной деятельности субъектов воспитательного процесса.

Определение 1

Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны. В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы. Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.

Базой образовательной системы является тип образования, которых существует несколько:

  • Дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
  • Элементарное (начальное) образование, длительность которого, в зависимости от государства, составляет от 5 до 9 лет. В России к начальному образованию относится девятилетнее обучение.
  • Среднее. Школы с 4-6 летним сроком обучения.
  • Высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Срок обучения может достигать 7 лет.

Инклюзивное образование

Закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач выделяет создание благоприятных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями. Причем это отражается не только в форме, но и в содержании.

В законе данная система получила наименование «инклюзивное образование». Его реализация подразумевает отсутствие любой дискриминации детей с особенными потребностями, наличие равного отношения к каждому и доступность обучения.

Инклюзивное образование реализуется во всех учебных заведениях России. Основная цель — создать безбарьерную среду в процессе обучения и обеспечить профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Для ее реализации необходимо выполнить определенные задачи:

  • технически оснастить образовательные учреждения;
  • разработать специальные учебные курсы для педагогов;
  • создать методические разработки для других обучающихся, нацеленные на процесс развития взаимоотношений с инвалидами;
  • разработать программы, которые направлены на то, чтобы облегчить адаптацию лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.

Данная работа только получила свое развитие. В течение нескольких ближайших лет поставленная цель и выделенные задачи должны быть полностью реализованы.

Как осуществляется мониторинг

Контролирование системы образования регламентируется обновленным законом об образовании. В документе указано, что этот процесс являет собой стандартизированное и систематическое наблюдение за ходом образования и динамической составляющей его результатов.

Ведется мониторинг не только учебных, но и внешкольных достижений, контингента участников образования и условий, в которых учебная деятельность осуществляется. Также исследуются профессиональные достижения выпускников в проекции на образовательную организацию, состояние сети учреждений, ведущих учебную деятельность.

Ни одну составляющую системы образования невозможно назвать главной, поскольку все они взаимосвязаны и работают в одном направлении — воспитании настоящего человека и гражданина.

Как функционирует

Российская система образования — это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

  • дошкольные;
  • начальные;
  • основные;
  • средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение — это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

  • Первое звено — дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).
  • Второе звено — общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.
  • Третье звено — среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).
  • Четвертое звено — высшее образование (университеты, институты, академии).
  • Пятое звено — послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования;
  • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ. 

Начальная школа

В первый класс идут дети в возрасте 6,5-8 лет. Учеба в начальной школе длится четыре года. Задача педагогов сводится к предоставлению детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. Его дает изучение следующих предметов:

  • чтение;
  • азы математики (арифметика);
  • письмо;
  • труд;
  • физкультура;
  • музыка;
  • окружающий мир;
  • искусство и хореография;
  • хотя бы один иностранный язык.

С учениками занимается постоянный педагог, ответственный за коллектив и преподающий большинство предметов, кроме музыки, физической культуры, хореографии, иностранного языка. Дети учатся в одном классе, покидают его только для занятий по специальным дисциплинам (музыке, труду и т. д.). Количество академических часов редко превышает 4 в день.

Дошкольное образование

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, которую предоставляют ясли и детские сады, реже — другие образовательные организации, которые присматривают за детьми и проводят обучение по дошкольной программе. Каждый родитель имеет возможность отдать ребенка туда, куда посчитает нужным.

В ясли детей можно отдавать с 1 года, там они находятся до 3 лет и далее идут в детский сад. В детском саду малыши заканчивают свое обучение в 6-7 лет. В России дошкольное образование является необязательным, поэтому родители сами решают отдавать своих детей в ясли и детский сад или нет.

Также относительно недавно появились предшколы, в которые детей отдают с 5 лет. В таких школах детей обучают базовым знаниям чтения и письма.

Рада и мурал

Чтобы поступить в высшие учебные заведения страны, украинские школьники в обязательном порядке проходят Внешнее независимое оценивание — аналог российского ЕГЭ. По результатам ВНО выпускники средних учебных заведений получают сертификаты, с которыми в дальнейшем и поступают в вузы.

На днях Украинский центр оценки качества образования опубликовал отчёт, в котором представлены вопросы ВНО, а также информация о том, как школьники справились с заданием. Результаты неприятно удивили экспертов:  неудовлетворительными оказались не только знания выпускников, но и уровень вопросов. Так, старшеклассников попросили решить простейшую задачу по математике за седьмой класс. В разделе «Украинский язык и литература» выпускникам предстояло ответить, на какой улице Киева находится запечатлённый на фото мурал (крупное изображение на стене). В одном из тестов по истории школьникам предлагалось, посмотрев на фотографию Верховной рады, указать, в каком городе Украины находится это здание. 

  • Здание Верховной рады в Киеве
  • globallookpress.com

Кроме того, в разделе тестов по истории ученики должны были определить смысл карикатуры, на которой изображён мусорный бак с находящимися в нём чиновниками, а наверху размещена надпись: «Люстрация требует решительных действий!»

Также по теме


«Жирный крест на системе образования»: по каким учебникам занимаются украинские школьники

Требование подчёркивать достижения украинской нации ставится перед каждым автором школьного учебного пособия, рассказали RT в…

В разделе «Украинский язык и литература» ученикам предлагалось определить по картинке, сколько времени, и выбрать правильно сформулированный ответ на украинском языке. С заданием «пятнадцать минут седьмого» справились всего 37,6%. Примерно столько же учеников смогли правильно назвать основоположника современной украинской литературы (Григорий Квитка-Основьяненко) — 33,7%.

«Когда я увидел вопросы тестов, я не поверил своим глазам. Я целый год занимался с несколькими репетиторами, зубрил математические формулы, штудировал историю древних цивилизаций. А меня спрашивают про агитлистовки и месторасположение мурала. Откуда я знаю, где он находится? Я живу в Харькове и даже названия киевских улиц не знаю. И какое отношение эти вопросы имеют в принципе к моим знаниям?» — заявил RT харьковчанин Виктор Тимофеев. 

«Неординарные» вопросы в тесте некоторые эксперты объясняют тем, что Министерству образования Украины необходимо было продемонстрировать хорошие показатели тестирования.

Как устроена система

Высшее образование в России является составной частью профессионального обучения, цель которого – организовать подготовку квалифицированных специалистов для всех отраслей экономики и производства. Также вузовское образование призвано развивать личность в интеллектуальном, нравственном и культурном плане и расширять познания студентов в научной и педагогической сферах.

Система высшего профессионального образования в России как отдельная структура функционировала до 2013 года. С принятием закона об образовании в профобразование включены аспирантура, ординатура и ассистентура-стажировка, относившиеся к послевузовским программам.

Система образования в своей высшей форме имеет следующие функциональные назначения:

  • Подготовка специалистов высокой квалификации для обеспечения потребностей прогресса в научно-технической отрасли.
  • Развитие науки и искусства.
  • Переподготовка и дополнительное обучение специалистов.
  • Формирование стремления к самовыражению, активной личностной позиции.
  • Источник духовной составляющей общества, базирующегося на цельном развитии индивидуума.

Виды систем образования и формы обучения

Современная система образования в России подразделяется на несколько видов.

  • Система дошкольного образования (ясли, детский сад).
  • Начального (детский сад, школа).
  • Основного (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса).
  • Среднего (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса) .

Профессиональное:

  • Система среднего специального образования (профессиональные училища, колледжи, техникумы);
  • Система высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (ВУЗы, академии).

Дополнительное подразумевает:

  • Специализированное обучение для взрослых и детей (дворцы детского творчества, школы искусств для взрослых и детей).
  • Профессиональное образование (институты повышения квалификации). Осуществляется, как правило, научными организациями, учреждениями.

Образование подразделяется на 3 основные формы обучения: очная, или дневная форма; очно-заочная (вечерняя) и заочная.

Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.

К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.

Как можно оценить российское образование

В сфере образования в России занято чуть больше 5,5 миллионов человек. Это много – учителей больше, чем чиновников или медиков, и примерно столько, сколько занято людей в сельском хозяйстве. В процентном отношении это больше 15% от всех работающих в стране.

Большая часть этих людей работает на государство (конечно, есть и частные детские сады, школы, колледжи и вузы, но их меньшинство), поэтому именно от государства непосредственно зависит то, как работает образование.

Охарактеризовать состояние российской сферы образования однозначно не получится – с чем-то у России относительно неплохо (число людей без начального общего образования старше 25 лет – всего около 0,2%), а в чем-то есть проблемы (зарплаты учителей).

Оценить же уровень образования можно только в сравнении с другими странами. Один из главных индикаторов – то, сколько государство тратит на образование. В России это 3,5% от ВВП или 10,8% от суммарных государственных расходов. В сравнении с другими странами это не так уж много:

  • в Великобритании на образование тратится 4,9% от ВВП или 12,4% от расходов государства;
  • в Южной Корее – 4,1% от ВВП и 14% от расходов государства;
  • в Швеции – 5% от ВВП и 11,6% от суммарных расходов государства.

Однако эти цифры говорят не так уж много – бюджет Южной Кореи на 2020 год составляет 423,2 миллиарда долларов, а расходы федерального бюджета России – эквивалент 296,7 миллиардов долларов, и это при населении Кореи втрое меньше российского.

Что касается уровня образования взрослого населения, то проблема безграмотности была побеждена много десятилетий назад в СССР (впрочем, большинство стран мира ее тоже победили). Так, в России 94,2% жителей старше 25 лет имеют образование на уровне среднего общего (11 классов) и выше.

Высшее образование есть у 30,2% людей в возрасте от 25 до 64 лет, в среднем по развитым странам цифры примерно такие же: от 18,7% в Италии до 35,7 в Великобритании. Однако доступность высшего образования – скорее часть политики государства, поэтому эти цифры тоже мало о чем говорят.

Поэтому относительно взвешенную оценку российскому образованию могут дать только международные оценки. Первая из них – индекс уровня образования, который используется ООН для расчета Индекса развития человеческого потенциала (ИЧРП). Индекс учитывает 2 показателя – долю грамотного взрослого населения и долю учащихся заведений среднего и высшего образования.

Россия сейчас находится на 32 месте между Грецией и Лихтенштейном с показателем 0,832. Считается, что развитые страны должны иметь уровень выше 0,8, в идеальном случае – 0,9 (но таких стран немного). Лидируют в Индексе Германия, Австралия и Новая Зеландия.

Также очень важны рейтинги стран по качеству среднего и высшего образования. Прежде всего, это результаты анализа Международной программы оценки образовательных достижений (PISA), в которой школьникам выставляются оценки по читательской, математической и естественнонаучной грамотности.

В 2018 году Россия оказалась на 31-33 местах из 79 стран мира по разным направлениям. В 2015 году позиции России были выше, хоть баллов тогда российское образование набрало меньше (но и стран-участниц рейтинга было меньше).

Интересно, что в исследовании посчитали показатели отдельных 3 регионов России, и по читательской грамотности школьники Москвы заняли третье место после Сингапура и китайских провинций.

Что касается рейтинга стран по уровню вузов, здесь стоит учитывать Рейтинг лучших университетов мира, который ежегодно публикует журнал Times Higher Education (THE) из Великобритании. Он оценивает более 1300 вузов из 92 стран мира, и в 2019/2020 учебном году в него вошли 39 российских вузов.

Лидерами из России стали:

  • МГУ им. Ломоносова – занял 189 место в рейтинге;
  • МФТИ – попал в группу с 201 по 250 место;
  • ВШЭ – попала в группу с 251 по 300 место;
  • ИТМО и НИЯУ МИФИ – попали в группу с 401 по 500 место.

Российские вузы попадают и в другие рейтинги по качеству образования – но, как правило, это те же МГУ, СПбГУ, МГТУ им. Баумана и другие громкие имена.

Так что по международным оценкам российское образование сложно назвать совсем депрессивным, но и первые места в мировых рейтингах страна тоже не занимает.

Дошкольное образование в Украине

Этот этап не является обязательным: родители могут не отдавать ребёнка в детский сад, а заниматься его воспитанием и развитием дома. Но если оба родителя работают и не могут рассчитывать на помощь бабушек и дедушек, место в садике ребёнку гарантировано.

Для того, чтобы получить это место необходимо заранее записаться в электронную очередь: если в выбранном родителям ДОУ не окажется свободных мест, им предложат другие варианты.

При наличии в детском саду свободных мест, иностранные граждане также могут воспользоваться его услугами. Обучение в государственных садах бесплатное, в частных — в среднем составляет от 100 000 рублей за год.

В ясли ребёнка можно отдать уже с двух месяцев, если возникла такая необходимость. Право на пребывание в ДОУ гарантировано детям до 6 лет, после этого родители могут отдать их в школу или, по желанию, оставить в садике ещё на 1 год.

Формы получения образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Что такое семейное образование

Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. 

<<Блок перелинковки>>

Давайте разберём основные виды семейного образования.

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.  
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.

Семейная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Что такое самообразование

Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.

Форма самообразования подойдёт, если подросток: 

  • хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
  • уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
  • хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector