Егэ по литературе 2022: все, что нужно знать будущему стобалльнику

Содержание:

Зачем выбирать предметы на ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации, которая проводится в конце 11 класса. Для получения аттестата достаточно сдать два основных предмета — русский язык и математику базового уровня.

Если же школьник планирует получать высшее образование, ему нужно дополнительно сдать предметы по выбору. 

Помимо русского языка и математики базового уровня, необходимых для получения аттестата, единый государственный экзамен проходит по 10 дисциплинам. Вот предметы ЕГЭ по выбору: 

  • математика профильного уровня,
  • физика,
  • химия,
  • история,
  • обществознание,
  • информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), 
  • биология,
  • география,
  • иностранные языки (английский, немецкий, французский, китайский и испанский), 
  • литература. 

Частый вопрос — сколько предметов выбирают на ЕГЭ. Ограничений нет — можно взять сколько угодно. Но, как правило, выбирают две дисциплины. Этого обычно достаточно для поступления в высшее учебное заведение.

Вы можете сдавать и больше — главное, правильно рассчитать свои силы. Готовиться ко множеству экзаменов одновременно, скорее всего, будет нелегко. 

Какие предметы выбрать на ЕГЭ, можно решить в 11 классе до 1 февраля, но рекомендуется определиться заранее. Так будет больше времени на подготовку.

Новости

В октябре 2021 г. стартует долгожданный пропедевтический курс для абитуриентов МГПУ «Как читать между строк» или как сдать литературу на 100 баллов».

Автор и ведущая курса — кандидат филологических наук, доцент департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств ИКИ МГПУ Ирина Мурзак

Ирина Ивановна — автор учебников и учебных пособий, более 100 статей по теории литературы и проблемам культурологии, учебных курсов «Роман как форма художественного сознания», «Отражение социальных моделей в языке и культуре», «Практики комментирования художественных текстов», «Современная зарубежная литература в проблемном изучении», «Современный театр и кино» и др.

Подготовительный онлайн-курс «Как читать между строк» Ирины Мурзак рассчитан на абитуриентов творческих вузов, на тех, кто хочет понять, как знание литературы помогает человеку стать успешным. Слушатели курса узнают, как литература помогла Нилу Гейману и Иосифу Бродскому стать знаменитыми писателями. Ведь для того, чтобы лучше понимать современных авторов, нужно сначала попробовать понять писателей прошлого.Многие относятся к гуманитарным предметам с некоторым снисхождением: век IT-технологий, дискретность знаний, прагматичный подход к образованию, зачем литература? Гуманитарные дисциплины требуют сложных структурированных построений, для которых нужна серьезная культура логического мышления. Но именно знание художественных произведений помогает нам прогнозировать исход трудной жизненной ситуации. А значит, обезопасить себя от ошибок. А знание теории литературы позволяет нам быть успешными в профессии гуманитарного профиля.Онлайн-курс будет состоять из лекций-кейсов и тренингов. На тренинге в конце каждого занятия будет делаться разбортиповых ошибок методом «французской мастерской». Учиться легко и интересно — наша цель!

Проблемные зоны заданий. Анализ нового формата экзамена

Необъективные критерии. Как их использовать для своей выгоды?

Критерии ЕГЭ по литературе сформулированы расплывчато. Среднестатистический школьник смутно себе представляет, что такое «глубина суждений» и как убедительно сопоставить три произведения. Оценка зависит от субъективного мнения эксперта.

Как понравиться эксперту?

Эксперт может не разглядеть глубину понимания произведения. Очень часто случаются расхождения в баллах. Например, первый проверяющий ставит за сочинение 12 баллов, второй — 7. Сочинение отправляется на третью проверку, и третий эксперт решает поставить 10 баллов. Это общая проблема для гуманитарных предметов на ЕГЭ.

Нет места для личного мнения. Как убедить эксперта и избежать недостаточность аргументации?

Чтобы сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов, надо обладать навыками телепатии. Как еще согласовать свой ответ с тем, что написано в критериях. А разойтись с ними рискованно. Вдруг убедительность приводимых суждений окажется недостаточной?

Вместо анализа — зубрежка

Это проблема заданий с кратким ответом. Как научиться запоминать?

Регистрация на 1 занятие

2 занятие — 21 октября с 16:40 до 18:15

Ловушки в задании. Как их избежать?

  • Как работать с кодификатором и готовыми ответами на задание
  • Как отвечать на вопросы текста, если вы его не читали
  • Как избежать расхождения в определении научных терминов
  • Как определить закономерность и частотность теоретических заданий
  • Как избежать стилистических ошибок в развернутом ответе

Регистрация на 2 занятие

Сочинение, которое обязательно понравится эксперту


Подавляющее большинство экзаменуемых предпочитает писать сочинения по произведениям второй половины XIX века. Узнаем, как уйти от стереотипного выбора и стать интересным собеседником для эксперта. Разберем, на каких сайтах находить материал для подготовки.

  • Как выбрать текст для анализа, который заинтересует эксперта
  • Как уместить аргументы в 250 слов коротких сочинений
  • Как готовиться к сопоставительным заданиям (сравнить образ, сопоставить тему и пр.)
  • Как писать сочинение по лирике
  • Как избежать пересказа и перейти к анализу
  • Чем отличается сочинение по русскому языку от сочинения по литературе
  • Как апеллировать замечания эксперта

Регистрация на 3 занятиеТренинг в конце каждого занятия предполагает разбор типовых ошибок.

Запись на курс и ссылки на регистрацию — скоро на официальной странице Института культуры и искусств МГПУ и в наших соцсетях Вконтакте, Facebook, Instagram

Полезные советы для участников экзамена

Во время экзамена грамотно распределите своё время, чтобы выполнение заданий с кратким ответом не отняло у вас больше трети отведённого времени.
Не стоит давать ответ на вопрос, используя в нём формулировку задания

Такой подход не будет оценен экспертами.
Примите во внимание, что во внимание принимается не только смысловое содержание ответов, но и речевое оформления. Поэтому отвечайте на вопрос правильно и грамотно.
Особое внимания нужно уделить заданию №4, где необходимо установление соответствия

Оно требует хорошей образной системы произведения и знания сюжета.
Уделите внимание также заданию №13. Чтобы успешно выполнить его, вам нужно уметь оценивать художественные достоинства текста.
Выполняя задания №9 и №16, вам нужно продемонстрировать то, насколько хорошо вы умеете сопоставлять литературные факты и явления. Вам нужно проявить способность открывать внутренние взаимосвязи литературного материала на основе сходства и различия.
Написание сочинения, которое завершает структуру работы, потребует от вас тщательной подготовки. Нужно иметь навыки выстраивания письменного рассуждения и анализа художественного текста, иначе претендовать на высокий балл вряд ли получится. Искажение авторской позиции, нарушение логики, отсутствие цитат и ссылок на эпизоды могут привести к потере баллов.

Например, необходимо знать ответы на вопросы такого характера:

Есть ли эпиграф к «Евгению Онегину»? Ответ: Есть, причем к каждой главе. Есть также эпиграф ко всему произведению (и его надо помнить). Надо помнить также, на каких языках даны эпиграфы к главам “Евгения Онегина”, сколько глав в “Евгении Онегине” (ответ: 8).

Сколько частей в «Обломове»? Ответ: Четыре! Как времен года.

Из каких частей состоит «Герой нашего времени?»

Отвечая на этот вопрос, старшеклассник вспоминает хронологический порядок действия и перечисляет: «Тамань», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»… Про «Максима Максимовича» обычно забывают.

Но на самом деле порядок глав совсем другой! Сначала — предисловие к роману. Потом — первая часть, это «Бэла» и «Максим Максимович», потом предисловие к журналу Печорина, где сообщается, что Печорин умер и можно печатать его заметки, и наконец, «Тамань». Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста».

Да, Лермонтов переставил части своего повествования, и это новаторство мирового уровня, это предмодернизм — хотя мы школьникам таких терминов и не говорим. “Герой нашего времени” — гениальный текст и гениальный финал. «Герой нашего времени» заканчивается не смертью Печорина, а описанием разговора Печорина и Максим Максимыча насчет предопределения.

Но обычно школьник не видит этого, не понимает логику романа, потому что обращает внимание только на фабулу, на развитие действия. А при подготовке к ЕГЭ по литературе на высокие баллы необходимо знать структуру произведения, а не только сюжет

Надо помнить все детали, а не только основные события. Нужно уметь пересказать текст в подробностях, удивить “штучками”, ответить на все сложные вопросы.

1-7

Анализ ЕГЭ по литературе начинается с первых заданий – самых простых в списке. Они очень похожи между собой, даже оцениваются одинаково (1 балл), поэтому Многомудрый Литрекон рассматривает их все вместе. Они представляют собой краткий ответ из слова, словосочетания или последовательности цифр. Темы заданий – прозаические произведения.

Создатели литературного ЕГЭ в официальном документе сформулировали те навыки, которыми нужно обладать, чтобы выполнить поставленные задачи:

Ваша подготовка по заданиям должна начаться именно с освоения данных умений. Подразумевается, что к 11 классу выпускники уже владеют ими. Если же Вы готовитесь с нуля, то вот простые советы, как быстро подготовиться по этим направлениям:

  1. Сделайте шпаргалку с жанрами (роман, повесть, рассказ, новелла и т.д.) и родами литературы (эпос, лирика, драма). Определяйте каждую книгу из кодификатора (списка нужных для ЕГЭ произведений), применяя данную шпаргалку. В конце концов, Вы все запомните.
  2. Сделайте план анализа текста (вот пример) и разбирайте сначала маленькие тексты (так проще набить руку), а потом переходите к большим. Если возникают вопросы в ходе анализа, пишите нам в группу, отвечаем оперативно. Кроме того, на нашем сайте Вы можете найти подробные и качественные разборы нужных книг.
  3. Сделайте памятку с основными тропами и сверяйтесь с ней, когда ищете средства художественной выразительности. Постепенно доведете навык до автоматизма и поймете, что, по логике, роль тропов везде заключается в одном свойстве: передаче эмоций и скрытых смыслов от автора к читателю.
  4. Читайте книги, подмечая те моменты, которые пригодятся в анализе: герои, конфликт, проблематика, идея (полный перечень необходимостей Вы найдете в кодификаторе)

Многомудрый Литрекон неслучайно пишет не «выучить», а «сделать». Только практика дает устойчивые и полезные знания, а не зубрежку, которую Вы забудете на первой минуте экзамена.

Разобравшись с фронтом работ, обратим внимание на пример заданий 1-7 из демонстрационной версии на ФИПИ:

Как решить 1-3 задания? Уместен логических подход. Итак, большое произведение в прозе с большим количеством героев – точно роман. Базаров – нигилист, это слово Вы мусолили целую четверть, и другого такого точно не проходили. Даже не зная его значения, можно поковыряться в памяти и вспомнить его. Из критиков в школе тоже проходятся считанные единицы, и самый известный – В. Г. Белинский. Его и стоит написать в ответе. Таким образом, очевидно, что все ответы можно найти методом исключения, если Вы посетили хотя бы половину уроков литературы. Едем дальше.

4 задание посвящено поиску соответствий. В данном примере это очень просто, если Вы помните хотя бы примерно, что происходило в романе. Даже если не помните, ищите подсказки в представленном фрагменте. Там Вы можете узнать, что Николай – отец Аркадия, Павел – его дядя, а Евгений – друг, который приехал погостить. Конфликт назревает уже в представленном отрывке: руки Павел гостю не подал. Значит, дуэль была между ними. Павел намного старше и долго сидел без дела, значит, он и получил ранение. Остается выбор, в котором должны помочь хоть какие-то знания о сюжете. Николай все время жил дома, не отлучаясь, поэтому жениться он мог только на Фенечке – обитательнице его имения, которую зовут по имени, потому что она — простолюдинка. К дворянке Одинцовой старику пришлось бы ехать, что никак не вяжется с его возрастом и нравом. Евгений – трагический герой, и на его долю остается лишь смерть. Таким образом, даже не помня точного сюжета, можно выполнить задание, полагаясь на здравый смысл и обрывки знаний.

5-7 – азы литературоведения, первая часть кодификатора. 5 задание тоже можно решить методом исключения, примерно зная основные термины из кодификатора. Остальные (портрет, пейзаж и пр.) просто не подходят, остается только художественная деталь. 6 задание — тоже довольно простое, ведь ответ на него можно получить, вспомнив приставку, означающую «против» — «анти». Только одно слово из литературоведения подходит к нашему случаю – это антитеза. Ну и 7 – психологизм, ведь иных подходящих по смыслу вариантов в кодификаторе просто нет. Значит, чтобы сделать эти задания, нужно всего лишь примерно представлять себе значение описанных в кодификаторе терминов.

Таким образом, даже не имея всех тех навыков, о которых нам поведали создатели ЕГЭ по литературе, можно справиться с данными заданиями, имея в распоряжении поверхностное знание содержания кодификатора и орудуя методом Шерлока Холмса.

Полезные материалы для подготовки

Кроме штудирования текстов произведений, при подготовке к ЕГЭ по литературе, понадобится освоить немалые объемы теории и набить руку на выполнении заданий. Справиться со всем этим помогут электронные и печатные источники.

Онлайн

В интернете имеется множество ресурсов, позволяющих подготовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно. Помимо прекрасного портала «Решу ЕГЭ» и видеоуроков на YouTube, стоит более внимательно рассмотреть материалы ФИПИ.

Во-первых, это видеоконсультация разработчиков КИМ, экспертов и опытных педагогов. Она находится в разделе «Выпускникам». Также не лишним будет ознакомиться с методическими материалами для учителей: в них подробно разобраны ошибки, допущенные в работах прошлого года. Ориентируясь на них, можно составить план подготовки к ЕГЭ

Наконец, много важной информации, включая примеры сочинений с их разбором, содержится в методических рекомендациях для предметных комиссий

Потренироваться в выполнении заданий ЕГЭ по литературе можно на онлайновых тренажерах «Яндекс.Репетитора». Вопросы составлены по материалам ФИПИ.

С кратким содержанием литературных текстов можно ознакомиться на ютьюб-канале онлайн-библиотеки MyBook. В коротенькие (по 9–15 минут) ролики втиснут подробный, с важными деталями синопсис произведений. Знакомство хотя бы в такой форме с обширным прозаическим и поэтическим материалом очень поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля – когда в срочном порядке надо получить представление о содержании примерно сотни книг.

Пособия и справочники

При выборе печатных материалов следует предпочесть те, которые составлены разработчиками КИМ: например, под редакцией или при участии С. А. Зинина. Такие издания снабжены грифом «ФИПИ – школе». Из других пособий очень полезна будет книга М. И. Мещеряковой «Литература в таблицах и схемах». Тем не менее экс-глава Рособрнадзора, а теперь министр просвещения С. Кравцов на ежегодной встрече с родителями школьников однозначно заявил, что продающиеся на каждом углу методички по подготовке к ЕГЭ не имеют прямого отношения к рекомендациям Рособрнадзора, у них нет статуса учебников и «все это частные инициативы». У ведомства есть открытый банк заданий, в котором содержится все, с чем на экзамене столкнутся выпускники. В копилку включены не только задания прошлого и позапрошлого года, но и, по словам министра, «даже частично текущего».

Таким образом, главное, что требуется, чтобы хорошо сдать ЕГЭ по литературе, – это анализ пробелов в своих знаниях и составленный на его основе план работы по их ликвидации. Даже если на уроках в школе целенаправленная подготовка не ведется, это не повод отказываться от экзамена: грамотно распорядившись ресурсами – временем и знаниями – подготовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно даже с нуля вполне реально, не зря же самое большое количество стобалльников – именно среди сдававших на первый взгляд один из самых сложных предметов итоговой аттестации.

В чем сложность экзамена ЕГЭ по русскому?

Основная проблема, мешающая сдать русский на 100 баллов ЕГЭ, — это ограничивающая установка «сдам как сдам». Нет. Эту дисциплину не нужно сдавать, надеясь на пороговый балл.

Русский язык — это спасательный круг в мире экзаменов. Мы говорим и пишем на нем, мы умеем различать сарказм и понимаем, что волосы Златовласки сделаны не из золота. И этого вполне достаточно, чтобы претендовать минимум на 90+ баллов. 

Представьте, если сдать русский язык на 100 баллов ЕГЭ, а два других предмета на 70, усредненный результат — 80 баллов. При этом, набрать максимум за эту дисциплину проще, чем за профильную математику или химию. Отличная возможность отыграть возможные потери!

Вторая же проблема — это чрезмерная уверенность в собственных силах. Перейти порог на ЕГЭ по родному языку — это действительно легко, даже если не готовиться. А вот с целью 90+ баллов придется попотеть. Экзамен ежегодно усложняется, для него требуются все более специфичные знания и владение критериями, структурой ЕГЭ. Выпускники должны понимать, что именно хотят от них эксперты, а дойти до этого самому бывает сложно. При этом, родной язык сдают все, и провал на этом экзамене может стоить поступления: 70 за русский — и бюджет любого топового вуза для вас закрыт даже с сотками по другим предметам.

Несколько слов о списке художественной литературы

Как уже было сказано выше, список литературы, чтобы сдать ЕГЭ по литературе, немаленький. Опубликовывать этот список бессмысленно, так как он есть в каждом сборнике для сдачи экзамена. В любом случае вам необходимо знать древнерусскую литературу, а также тексты, написанные в XVIII, XIX и ХХ веках. Необходимо знать и понимать школьные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Фета, Некрасова, Тургенева, Толстого, Достоевского, Островского, Тютчева, Чехова, Бунина, Ахматовой, Цветаевой, Горького, Есенина, Пастернака, Мандельштама, Маяковского, Блока, Шолохова, Булгакова, Твардовского, Солженицына и других писателей, тексты которых входят в список художественной литературы, изучаемой на уроках с 5 по 11 класс.

Как быстро подготовиться к ЕГЭ по обществознанию

1. Изучите правила

Перед тем как начать готовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля, зайдите на сайт ФИПИ. Там можно найти демоверсию экзамена текущего года, актуальную спецификацию и классификатор. Демоверсия — это образец варианта ЕГЭ. Спецификация поясняет, сколько баллов за какое задание даётся. Кодификатор — это перечень тем, знание которых проверяется. 

2. Ведите конспекты

Чтобы качественно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, нужно уделить время теории. Актуальная информация есть в издании под редакцией Л.Н. Боголюбова. Чтобы текст усваивался лучше, делайте конспекты и возвращайтесь к прочитанному спустя какое-то время.

Чтобы усилить эффект по максимуму — создавайте карты мыслей к каждой теме. Это способ фиксации, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли в нашем мозгу. Даже сложный теоретический раздел уляжется в голове стройным рядом, если нарисовать по нему майндмэп. Советуем активно использовать этот метод при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и не только.

<<Форма с консультацией>>

3. Расширяйте кругозор

Курс обществознания включает в себя комплекс научных знаний по социологии, политологии, правоведению, социальной психологии и философии. Поэтому не довольствуйтесь лишь книгой Боголюбова — читайте другую литературу, следите за новостями, расширяйте кругозор и эрудицию во всех областях. 

4. Решайте пробники

Главное правило того, как готовиться к ЕГЭ по обществознанию, — регулярно писать пробные работы и смотреть демоверсии. Чем больше «мини-экзаменов» напишет школьник, тем легче ему будет на реальном испытании. Значительная часть успеха на ЕГЭ — знакомство с шаблоном и умение ему следовать. Кроме того, пробники помогут выявить слабые места и вовремя закрыть пробелы. А ещё школьник научится распределять время и поймёт, сколько уходит на конкретные задания, и тогда на экзамене не возникнет проблем с тем, чтобы уложиться в отведённые на госэкзамен 235 минут. 

5. Подберите хороший курс для подготовки к ЕГЭ с нуля

Если хочется заниматься под руководством опытных педагогов, но репетиторы не по карману, обратите внимание на онлайн-курсы. Это эффективный способ подготовки к ЕГЭ по обществознанию — вы не потратите много времени и как следует прокачаете знания

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» готовиться к ЕГЭ по обществознанию можно в рамках индивидуального маршрута обучения. 

<<Блок перелинковки>>

Практика

Практика при подготовке к ЕГЭ по литературе — это преимущественно написание работ двух форматов. Хотя бы 2 раза в неделю нужно писать большую работу (вторая часть, № 17). И желательно каждый день тренироваться в формулировках малых работ — сопоставлений и анализов на 5−10 предложений.

Распределите их по темам, выбирайте разные направления и пробуйте рассуждать. В отдельный конспект собирайте понравившиеся формулировки-оценки критиков и подходящие для разных тематик цитаты, постоянно расширяя этот «архив».

Как тренироваться с демоверсией и пробными вариантами

Для чего можно использовать тренировки с тестами:

  • для самопроверки (оценки изначального уровня знаний);
  • контроля времени (на ЕГЭ отводится 3 часа 55 минут, в них надо уложиться);
  • правильного распределения сил (стремитесь к тому, чтобы на первый блок тратилось не больше 60−75 минут, а по окончании заполнения оставались 10−15 минут на проверку).

Как сдать экзамен по литературе в 11 классе?

В первую очередь, следует сказать, что если предстоит сдавать экзамен по литературе в 11 классе, то желательно начинать подготовку как минимум за год, а лучше за 2 до экзаменов. Все-таки, нужно не просто прочитать весь объем необходимого материала, а еще и понять суть прочитанного, запомнить героев, прочитать рецензии критиков.

Ключевые моменты, которые помогут ответить на все вопросы по ЕГЭ и получить хорошую оценку школьники знают и сами.

А самыми основными советами для того, чтобы сдать экзамен по литературе в 11 классе считаются:

Посещение занятий является одним из основополагающих факторов. С 10 и 11 класса на уроках учитель старается дать знания ученикам с учетом подготовки к экзаменам. Темы, которые обсуждаются в классе крайне важны для сдачи экзаменов.
Подготовку к экзамену нужно начинать задолго до ЕГЭ

Чтобы сдать экзамен по литературе, нужно изучить «кодификатор, указанный в нем список литературы прочитать.
При чтении книг важно не просто читать, а запоминать героев, события сюжета. Чтобы облегчить процесс запоминания, рекомендуется завести отдельно небольшую тетрадку, где делать короткие записи важных моментов прочитанного материала.
Одним из важных факторов считается увеличение словарного запаса

Это нужно для передачи сюжета при написании сочинения, которое также входит в ЕГЭ.
Рекомендуется тренироваться и не реже раза в месяц писать небольшие сочинения.
Для подготовки к экзамену предлагается много вариантов тестовых КИМ. Обязательно пробуйте сдавать тестовые экзамены, помечая ошибочные ответы и исправляя ошибки.
По ключевым книгам наверняка есть фильмы. Чтобы подготовиться, смотрите их, но не забывайте, что в кино сюжет часто отличается от книги.
Нелишним будет подобрать для себя так называемое клише. Придумав несколько сильных и универсальных фраз или предложений, вы сильно обогатите сочинение красивым текстом, который сможете применить к сочинению по любому заданию.

Зачем убрали тесты?

На взгляд разработчиков, задания с выбором ответа для учеников не представляют никакой сложности. Они являются только лишним элементом для оценивания. В таких заданиях есть огромная доля вероятности угадать правильный ответ, а эксперты института педагогических измерений с этим в корне не согласны.


Кроме того, стало известно, что на экзамене по литературе выпускники больше не увидят вопросов и заданий открытого характера, где они должны дать ответ в виде одного слова или последовательности из цифр. Таким образом, выпускники теряют возможность набрать баллы за знание литературоведческих терминов. Поэтому троечники не смогут отделаться «малой кровью», сдав одну часть экзамена. В 2021 году от выпускников ждут демонстрации умения красиво и четко излагать собственные мысли.

Специальности, связанные с изобразительным искусством

Выбирая вуз, куда можно поступить с литературой, обрати внимание на профессии, которые так или иначе связаны с разными видами ИЗО. При поступлении на эти специальности требуется не только глубокое знание общеобразовательных дисциплин, но и творческая подготовка вкупе с талантом

Рассмотрим эти направления:

  • «Живопись» (код: 54.05.02);
  • «Живопись и изящные искусства» (54.05.05);
  • «Скульптура» (код: 54.05.04);
  • «Реставрация» (код: 54.03.04).

Для все этих специальностей профильным предметом ЕГЭ является литература, дополнительными – общество, история, иностранный язык. Программы предполагают продолжение обучения в магистратуре или ассистентуре (завит от направления подготовки). После получения диплома можно найти вакансию в дизайнерском бюро, реставрационных и творческих мастерских, сделать выбор в пользу фриланса, работая с частными заказчиками. Например, живописцы могут заниматься росписью одежды и чашек – это не только интересное, но и прибыльное дело.

Самые талантливые скульпторы, художники, реставраторы могут взойти на вершину успеха, что принесет им славу и возможность на все 100% реализовать творческий потенциал. Подготовкой кадров занимаются в МГАХИ им. В. И. Сурикова, РГУ им. А. Н. Косыгина, МГХПА им. С. Г. Строганова, РАЖВиЗ, ВГИК. Конкурс на место очень высокий, поэтому тебе нужно отлично подготовиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector