Стать врачом или нет? 6 причин не выбирать профессию врача

Симуляция

Несмотря на то что аккредитация действительно включает в себя три части, предназначенные для всесторонней проверки знаний и навыков студентов, специалисты в ее эффективности сомневаются. В первую очередь недовольство вызывает замена внутреннего экзамена с вопросами по конкретной специальности на обобщенный тест, напоминающий ЕГЭ. И студенты, и опытные медики отмечают, что пока эта часть экзамена далека от идеала. В тестах много ошибок и неточностей, более того, часто «правильные» ответы далеки от того, с чем можно столкнуться в реальной жизни.

медики4

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Похожая ситуация наблюдается и с проверкой практических навыков студентов. Обычно она проходит в симуляционных центрах с манекенами, где за установленное время экзаменуемый должен выполнить определенный набор действий. Всё происходящее фиксируется на камеру. Часто, по словам специалистов, дело сводится к зазубриванию алгоритмов. «Запустите меня туда сейчас — я наделаю кучу ошибок, потому что главное там не столько спасти человека, сколько верно сыграть свою роль. Куда посмотреть, куда повернуться, как развести руки», — сетует Олег Грек, врач и помощник депутата законодательного собрания Тверской области.

Хуже того, считает специалист, что и в самом процессе обучения практика часто сводится к той же работе с манекенами. «Если раньше при отделении больницы были кафедры и студенты допускались к работе с людьми, то сейчас федеральные законы сильно ограничивают манипуляции над пациентами. Без разрешения студенты не могут их ни осматривать, ни изучать их историю болезни».

Традиционно считалось, что лучше всего вопрос приобретения практических навыков решен у стоматологов, но и там не всё гладко, рассказывают студенты. «Вместо интернатуры обязательные практические часы нам распределили на время обучения в вузе, но в большинстве своем все эти практики абсолютно бесполезны, и, выходя из университета, средний выпускник, не подрабатывающий младшим медперсоналом, без родителей-врачей имеет мизерный практический опыт», — делится с «Известиями» выпускница первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета.

медики

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Такого же мнения придерживается и Константин Симкин, зампредседателя комитета по здравоохранению московского отделения «Опоры России». По его мнению, отмена интернатуры должна была сопровождаться повышением доступности ординатуры. «Необходимость в интернатуре не отпала сама собой, она просто стала неэффективна в том виде, в котором существовала. Получение опыта должно происходить под присмотром старших коллег в ординатуре, на практических площадках: в больницах, центрах. Ординатура, как и в ряде других стран, должна продолжаться минимум от трех лет и дольше в зависимости от специализации. И уж конечно, она не должна быть платной, — говорит Симкин. — Работа врача в ординатуре сопряжена с практической деятельностью, значит, это ему за нее должны платить. Иначе они просто оказываются без средств к существованию».

Какими личностными качествами должен обладать врач?

Главным личностным качеством, которым должен обладать настоящий врач, является любовь к людям, независимо от их социального или материального статуса. Кроме того, врач должен иметь такие качества, как:

  • самоотверженность — готовность посвятить свою жизнь во благо людей (и порой в ущерб себе);
  • самообладание — спокойствие врача в критических ситуациях зачастую является основополагающим фактором благоприятного исхода;
  • коммуникабельность и чуткость — умение расположить к себе и внимательно выслушать больного помогает выявить даже незначительную симптоматику того или иного заболевания;
  • храбрость — достаточно часто врачам приходится оказывать помощь в достаточно экстремальных ситуациях (в том числе, на поле боя или в районах эпидемий), где правильно оценить обстановку и принять единственно верное решение может только отважный человек;
  • решительность — способность не только принимать быстрые и верные решения, но и нести ответственность за них.

Нужно сказать, что некоторые медицинские специальности предъявляют к врачам дополнительные требования. Например, хирург должен иметь развитое зрительно-пространственное воображение (способность объемно представлять внутренние органы человека) и уметь точно координировать мелкие движения.

Где искать информацию?

Согласно Постановлению Правительства, в России существует как минимум 30 направлений подготовки высшего образования, на которые нельзя попасть без обязательного медицинского осмотра. К этим направлениям относятся:

  • Ядерная энергетика и теплофизика;
  • Судовождение;
  • Сестринское дело;
  • Продукты питания из растительного сырья;
  • Педагогическое образование;

и т.д.

Список врачей, которых абитуриенту необходимо посетить, можно найти на сайте приемной комиссии вуза:

Пример документа, в котором указано, какие обследования и у каких специалистов нужно пройти, Московский государственный университет пищевых производств

Медицинские профессии после 9 класса

После 9 класса возможно получить лишь среднее специальное образование. Студенты и выпускники медицинских колледжей не смогут работать врачами с дипломом о среднем образовании. Но кроме популярной профессии врач существуют и другие востребованные специальности со средне-специальным образованием. К ним относятся:

  1. Медицинская сестра/брат.
  2. Фельдшер.
  3. Фармацевт.
  4. Зубной техник.
  5. Лаборант.
  6. Массажист.
  7. Акушерка/акушер.

Все профессии востребованы и пользуются популярностью. Факультетов в медицинских колледжах насчитывается от 3 до 5: лечебное дело, акушерское дело, ортопедическая стоматология, фармацевтический факультет. 

На первом курсе медицинского колледжа студенты получают среднее общее образование за 10 и 11 класс. Кроме школьных предметов, программа обучения может включать некоторые специализированные предметы: экология, фармакология, микробиология. 

Обучение может быть бесплатным (бюджетная форма) или платным (коммерческая). Стоимость за 1 семестр составляет от 15000 до 30000 рублей. Данная сумма меньше, чем в ВУЗах. Некоторые абитуриенты выбирают колледж по этой причине. 

После сдачи экзаменов ОГЭ необходимо определиться с медицинским учебным учреждением. Стоит изучить отзывы, а также проверить, что колледж аккредитован и может обучать будущих медицинских работников. 

Кого называют ортодонтом и какие функции выполняет доктор

Ортодонт – доктор «красивой улыбки». Именно так можно охарактеризовать всю его деятельность, направленную на исправление врожденных или приобретенных дефектов челюсти и решение эстетических проблем. Травмы, неправильный (патологический) прикус, аномалии искривленных зубов, смещение зубных рядов, асимметрия лица – это малый список проблем, с которыми пациенты обращаются к дантисту-ортодонту. Визит к этому специалисту также необходим перед проведением процедуры протезирования.

Основные задачи стоматолога-ортодонта:

  • исследование причин, послуживших образованию и развитию патологий (врожденные, наследственные или приобретенные);
  • определение и анализ уровня сложности проблемы пациента;
  • составление адекватного и действенного курса лечения обнаруженной патологии, исходя из индивидуальных особенностей пациента и поставленного диагноза;
  • проведение мероприятий по предупреждению дальнейшего развития или рецидива аномалии у пациента;
  • ведение документации;
  • при необходимости выполнение стоматологических процедур: удаление зуба, обезболивание;
  • оказание первой медицинской помощи, если таковая понадобится пациенту.

Стоматологи-ортодонты обязаны рассказывать пациентам о правилах гигиены ротовой полости. Эти специалисты занимаются установкой брекетов, делают слепки и определяют параметры зубных протезов.

Ортодонты разделяются на детских и взрослых, ведь проблемы челюстных аномалий встречаются в любом возрасте. Однако методы лечения взрослых пациентов и детей разнятся.

Зачем фельдшеру высшее образование

Фельдшер — специалист со средним медицинским образованием, выпускник мед колледжа. Рабочие обязанности включают проведение диагностики и лечения. Чаще всего они работают в ургентной медицине, однако можно трудоустроиться в фельдшерско-акушерском пункте для самостоятельного приема пациентов или в другой медицинской организации. Фельдшер должен уметь распознавать широкий спектр патологических состояний и применять разнообразные методики лечения.

Для выполнения своих рабочих обязанностей медику этой категории не требуется высшее медицинское образование. Потребность стать врачом возникает при желании освоить новую профессию в рамках медицины и сменить место работы. Многие выпускники мед колледжей со временем разочаровываются в своей специальности и начинают планировать поступление в вуз. Такое решение не в последнюю очередь связано с недостатком карьерных перспектив.

Отдельно стоит упомянуть фельдшеров, не желающих покидать ургентную медицину. Они могут учиться в мед институте и в ординатуре для получения сертификата врача скорой помощи с возможностью продолжить заниматься любимым делом, но при этом получать больше денег и лечить пациентов на врачебном уровне. Расширяется спектр теоретических знаний и доступных практических навыков.

Учёба в медицинском

В России достаточно много медицинских ВУЗов, практически в каждом крупном городе есть одно или несколько данных образовательных учреждений. В мед. университетах учатся будущие доктора, педиатры и стоматологи, иногда в заведениях открыты такие специальности как “Клиническая психология”, “Фармацевтика”, “Сестринское дело” (на базе среднего образования).

Для поступления в медицинский ВУЗ необходимо сдать экзамены (ЕГЭ) по следующим предметам:

  1. Биология.
  2. Химия (или физика, на выбор ВУЗа).
  3. Математика.

Конкурс в медицинские ВУЗы очень большой, поэтому со средним баллом ЕГЭ ниже 180-200 поступить на бюджет вряд ли получится. Хотя как показывается практика, есть такие студенты, которые поступают учиться на бюджетные места с баллом в 150-180 баллов.

Обучение в медицинском университете длится 6 лет. За это время студент изучает анатомию, гистологию, патофизиологию, фармакологию, более узкие дисциплины (кардиологию, гинекологию, хирургию, неврологию и др.). Количество предметов в мед. институте огромное, ведь будущий врач, независимо от специализации, должен разбираться во всех разделах медицины.

После 6 лет обучения студент становится врачом общей практики, то есть после этого он может устроиться работать в поликлинику и работать участковым терапевтом или педиатром. Но большинство выпускников идут учиться дальше — в интернатуру или ординатуру по выбранной специальности. Для поступления туда тоже требуется сдать специальные экзамены. Обучение в интернатуре и ординатуре может быть бесплатным, а может быть платным.

Стать настоящим врачом студент может только через 8-10 лет обучения, пройдя целиком все ступени высшего медицинского образования.

Причины слабости

Слабость может быть вызвана рядом причин, в числе которых:

  • авитаминоз. Часто слабость вызывается недостатком витамина B12, который необходим для выработки красных кровяных телец (эритроцитов) и предотвращения анемии, а также важен для роста клеток. Дефицит витамина B12 приводит к развитию анемии, которая считается наиболее частой причиной общей слабости. Ещё один витамин, дефицит которого приводит к развитию слабости, – это витамин D. Этот витамин вырабатывается организмом под воздействием солнечного света. Поэтому осенью и зимой, когда световой день короток, а солнце показывается не часто, недостаток витамина D может быть причиной навалившейся слабости;
  • депрессия;
  • заболевания щитовидной железы. Слабость может наблюдаться как при повышенной функции щитовидной железы (гипертиреозе), так и при пониженной функции (гипотиреозе). При гипотиреозе, как правило, отмечается слабость в руках и ногах, что описывается пациентами как «всё валится из рук», «ноги подкашиваются». При гипертиреозе наблюдается общая слабость на фоне других характерных симптомов (нервной возбудимости, дрожания рук, повышенной температуры, учащенного сердцебиения, похудания при сохранении аппетита);
  • вегето-сосудистая дистония;
  • синдром хронической усталости, свидетельствующий о крайнем истощении запаса жизненных сил;
  • глютеновая энтеропатия (глютеновая болезнь) – неспособность кишечника переваривать клейковину. Если при этом человек употребляет продукты, приготовленные из муки – хлеб, выпечку, макароны, пиццу и т.д. – развиваются проявления расстройства желудка (метеоризм, диарея), на фоне которых наблюдается постоянная усталость;
  • сахарный диабет;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • онкологические заболевания, В этом случае слабости обычно сопутствует субфебрильная температура;
  • недостаток жидкости в организме. Слабость часто приходит летом при жаркой погоде, когда организм теряет много воды, а восстановить вовремя водный баланс не получается;
  • некоторые медицинские препараты (антигистамины, антидепрессанты, бета-блокаторы).

Также приступ слабости может быть в случае:

  • травмы (при большой кровопотере);
  • мозговой травмы (в сочетании с неврологическими симптомами);
  • менструации;
  • интоксикации (в том числе при инфекционном заболевании, например гриппе).

Для кого подходит работа врача

Пойти учиться в медвуз может любой человек независимо от склада ума и темперамента. Достаточно интересоваться биомедицинскими науками и видеть себя врачом в будущем. Сомнения будут, но их не следует ставить во главу угла. За шесть лет обучения на лечебном или педиатрическом факультете каждый второй студент задумывается о том, что, возможно, не стоило идти в медицину. Это неизбежное последствие взросления в стенах института по мере получения знаний и опыта.

Эта профессия подходит не только терпеливым, усердным и добрым людям, способным сочетать в своем характере любовь к науке, сострадание и самоотверженность. Присутствие перечисленных качеств может пойти на пользу работнику приемного отделения, хирургу, реаниматологу или другому специалисту, постоянно сталкивающемуся со значительным стрессом, но не все врачи обязаны строго соответствовать таким высоким запросам. Достаточно уметь выполнять свои обязанности качественно и проявлять терпение в работе с пациентами в условиях постоянного стресса.

Следует заранее отбросить юношеский максимализм и принять факт того, что не каждый человек после школы может соответствовать всем надуманным профориентационным требованиям. Без реального опыта работы в медицине говорить о стрессоустойчивости и умении любить пациентов сложно. Исключение — человек после профильного колледжа, который поступает позже школьников. Абитуриенты-медики чаще уверенно выбирают такое направление после прохождения больничной практики.

Профессия на рынке труда

Впервые официально Росстат заявил о нехватке медиков в начале 2019 г. – 50 тыс. незакрытых вакансий для врачей, или более 10% ставок. В Минздраве планировали на 95% закрыть вопрос к 2021 г., но пандемия оголила новые проблемы. Систему покидают, прежде всего, доктора-пенсионеры, а также те, кто находится в группе риска. Люди массово уходили из-за высоких нагрузок, низких зарплат. По данным портала «Работа в России», больше всего не хватает терапевтов, педиатров и анестезиологов-реаниматологов. В десятку дефицитных входят:

  • врачи скорой помощи;
  • неврологи;
  • стоматологи;
  • акушеры-гинекологи;
  • хирурги;
  • специалисты общей практики;
  • офтальмологи.

Чтобы решить вопрос дефицита, больницы напрямую договариваются с медакадемиями и устраивают на работу студентов старших курсов. На федеральном уровне действует программа «Земский доктор» для привлечения медиков в деревни. Медленно, но все-таки решается вопрос финансирования: коронавирусные надбавки, доплаты до 200% от среднего по региону, согласно майским указам.

На сентябрь 2020 г. зарплаты врачей достигли 89 567 руб., что на 13,3% выше, чем год назад. Самые высокие оклады зафиксировал Росстат в:

  • Ямало-Ненецком округе – 233 589 руб.;
  • на Чукотке – 229 400 руб.;
  • Ненецком авт. округе – 181 182 руб.;
  • Магаданской обл. – 175 475 руб.;
  • на Сахалине – 175 609 руб.;
  • на Камчатке – 160 285 руб.;
  • Москве – 156 765 руб.

Меньше всего платят в:

  • Карачаево-Черкесской республике – 51 906 руб.;
  • Осетии-Алании – 51 398 руб.;
  • Кабардино-Балкарской республике – 53 150 руб.;
  • Костромской обл. – 54 348 руб.;
  • Ивановской обл. – 54 496 руб.;
  • Орловской обл. – 55 330 руб.;
  • Адыгее – 56 105 руб.

Развитие технологий, появление новых методик и лекарств не способны нивелировать значимость традиционных специальностей в медицине. Но оставаться востребованным без постоянного обучения и подтверждения квалификации не получится. Кроме того, на рынке появляются новые направления: врач персонифицированной медицины, телемедицины, генетический консультант, геронтолог, ИТ-генетик, клинический биоинформатик, медик-кибернетик, тканевый инженер, молекулярный диетолог, оператор медроботов. И это не список из фантастического фильма, а реальные специализации, на которые уже сегодня предлагают учиться вузы.

Интересная статистика: как менялось численность докторов в России.

ОБ ОТДЕЛЕНИИ

Страницы истории: Вспоминая становление диагностической службы центра следует отметить, что основателем и главным продвиженцем ультразвуковых исследований в РНЦРР можно заслуженно считать проф. д.м.н. Г.А. Зубовского, руководившего на тот момент отделом радиационной медицины. С его подачи первопроходцами в этой области стали научные сотрудники радиоизотопной лаборатории (Васильченко С.А., Хмелевская Н.М., Сметанина Л.И., Канорская Г.А.). Таким образом, 1982 год стал точкой отсчёта в научных и практических достижениях ультразвуковой диагностики в нашем центре. Впервые в стране стали проводить УЗИ лимфатических узлов совместно с лимфосцинтиграфией. В 1983году Л.И.Сметанина и Г.А.Канорская, опираясь на данные гистологической верификации и сопоставляя их с результатами собственных исследований, разработали первую в нашем центре эхосемиотику органов брюшной полости, почек, щитовидной железы.

Наука не стояла на месте, в ногу со временем шагали и новые инженерные технологии, совершенствовалась современная ультразвуковая аппаратура. Помимо серой шкалы появились режимы цветового и энергетического картирования, давшие ход различным сосудистым исследованиям; режим тканевой гармоники, играющий немаловажную роль в дифференциальной диагностике визуализируемых объектов; 3D и 4D- режимы, известные, как ультразвуковая томография, позволяющие оценить исследуемые зоны в объёмном режиме; соноэластография, прочно укоренившаяся, как одна из ведущих технологий при маммологическом обследовании. Под руководством д.м.н., профессора П.М. Котлярова лаборатория УЗД (Шадури Е.В., Михеева Н.В., Янушпольская Т., Гваришвили М.А.) преуспела в оценке и усовершенствовании этих методик. Впервые в России, при активном сотрудничестве с региональными медицинскими учреждениями в РНЦРР был подробно изучен метод ультразвуковой томографии печени, почек, поджелудочной железы, сердечно-сосудистой системы. С применением вышеуказанных методик впервые разработана эхосемиотика рака щитовидной железы не имеющая аналогов по настоящее время. Набрали силу исследования с применением внутриполостных датчиков, применяемые в урологии и гинекологии.

База: В настоящее время все кабинеты оснащены новейшей высококачественной аппаратурой, необходимой для проведения диагностических исследований высокого уровня. Современные, специально сконфигурированные под конкретные цели ультразвуковые сканеры отделения наиболее полным образом дополняют возможности друг друга. Нет ни одной общепризнанной методики ультразвукового исследования, которая не была бы реализована в одном или нескольких приборах, находящихся в отделении.
Качественный выбор оборудования позволил наиболее полно использовать достоинства приборов различных производителей, среди которых аппаратура общепризнанных мировых лидеров в области разработки и производства ультразвуковых диагностических систем.

Флагман отделения — это универсальный ультразвуковой сканер премиум класса MyLab Twice с практически максимально возможным количеством наиболее востребованных современных опций. Входящий в комплект переносной модуль MyLabSat предназначен для обследования нетранспортабельных пациентов, а так же для использования в операционных залах центра и удачно дополняет возможности основного аппарата своей мобильностью

Сверхвысокоплотные датчики аппаратов позволяют существенно улучшить визуализацию даже мельчайших объектов, а специальные сосудистые режимы позволяют исследовать сосуды с микронной точностью.

HI VISION 900VOLUSON 730-PRO MyLab 70, LOGIQ E9, LOGIQ P6.

Персонал: Проходя обследования у любого специалиста отделения, Вы можете не сомневаться, что это истинный профессионал с многолетним опытом работы. Все сотрудники отделения являются врачами высшей категории или имеют учёную степень не ниже кандидата медицинских наук.


Высокий профессионализм, универсальность, добросовестность и ответственность за выполненную работу, отзывчивость и понимание по отношению к коллегам и пациентам, многолетние знания и опыт, а главное — истинная преданность любимому делу — те основные качества работающего сегодня состава врачей ультразвуковой диагностики, которыми по праву может гордиться наш центр.

Польза от обучения

Можно выделить следующие положительные стороны учебы на врача:

  • освоение интересной научной области;
  • возможность лечить родственников;
  • разнообразие направлений специализации (не только врачевание);
  • повышенный спрос на медиков в России и странах СНГ;
  • получение навыков оказания медицинской помощи;
  • расширение кругозора.

Проведенные в медвузе студенческие годы — время, потраченное с пользой. Часть людей разочаровывается во врачебной деятельности до получения диплома, но в дальнейшем находит себя в смежных областях, вроде преподавательской деятельности или работы медицинским представителем. Полученные в вузе умения пригодятся в обычной жизни.

Прохождение практики

Нельзя стать доктором без базовых практических навыков, поэтому с первого года ученики посещают больницы и учатся работать руками. На первых этапах это санитарская практика, когда медики знакомятся с правилами обработки и очищения больничных помещений. Через год появляется возможность получать медсестринские навыки — перевязка, ведение документации, внутримышечные инъекции и выполнение других процедур. На 5−6 годы учебного процесса приходится врачебная практика, готовящая учеников к самостоятельной профессиональной деятельности.

После поступления в медвуз нужно научиться проявлять инициативу и настойчивость для получения практических навыков. Такой подход особенно важен после уточнения специализации. Преподаватели рекомендуют больше времени проводить в профильных отделениях и помогать докторам выполнять процедуры. Нет смысла идти учиться на врача и пассивно ждать выпуска — умения не появятся автоматически в момент получения диплома.

Перспективы выпускника

Окончившим «мед» выпускникам доступно больше десяти вариантов профессиональной деятельности: разные врачебные специализации, инструментальная или лабораторная диагностика, судебная экспертиза, патологическая анатомия, преподавание и другие сферы. В рамках медвуза можно обучиться на биохимика, биофизика или эпидемиолога для открытия дополнительных карьерных направлений. Необязательно работать с пациентами или брать на себя большую ответственность.

Врач — перспективная профессия с карьерным ростом и высокой заработной платой. В 2020 году средняя зарплата участкового терапевта в Москве стала больше 120 тысяч рублей. Для устройства в поликлинику на эту должность достаточно получить диплом и сдать аккредитацию на шестом курсе. Зарплата в регионах ниже, но в пределах средних показателей. По мере получения опыта и стажа доктор может устроиться в частную клинику со стабильно высоким доходом.

Если перспектива работать участковым врачом выпускника не устраивает, можно поступить в ординатуру для получения специализации в рамках другой медицинской области, вроде неврологии или хирургии. Длительность постдипломного обучения составляет от 2 до 5 лет. Платная ординатура — дорогое удовольствие, но можно набрать достаточное количество баллов за 6 лет и получить бюджетное место.

Недостатки профессии врача

Как уже говорилось выше, работа врача очень трудная, а потому имеет существенные недостатки:

  • ненормированный рабочий график — помощь врача может понадобиться при любой погоде и в любое время суток;
  • огромный груз моральной ответственности — врач, как и сапер, не имеет права на ошибку, поскольку именно от его решения зависит жизнь людей;
  • невысокая заработная плата — особенно это касается государственных медицинских учреждений;
  • высокий уровень риска «подхватить» инфекцию — врачам приходится практически ежедневно лично сталкиваться с носителями самых разных заболеваний (в том числе, неизлечимых и смертельных), а также часто работать в местах скопления массовой инфекции.

Как готовят будущих врачей

Студенты-медики постоянно, особенно на последних трёх курсах, изучают одно и то же, углубляясь в разные темы. Таким образом даже самый ленивый студент к шестому курсу запоминает основную часть материала. Возможно поэтому среди выпускников хорошего меда вряд ли встретишь совсем уж безграмотного доктора. После окончания университета можно пойти работать врачом в поликлинику. Чтобы стать кардиологом или, например, гастроэнтерологом, придётся окончить ординатуру.

В ординатуре будущие врачи специализируются в выбранной области и проходят практику в больницах. Они носят белые халаты и бейджи с надписью «врач-ординатор», а пациенты относятся к ним как к обычным докторам. Сложных пациентов ведут опытные специалисты, а в типичных ситуациях за ординатором закрепляют палату больных. Молодые врачи собирают анамнез и назначают лечение, а наставник контролирует их работу.

Чтобы стать квалифицированным практикующим врачом в России, придётся учиться минимум восемь лет: сначала шесть лет на медицинском факультете, затем два года в ординатуре. Можно было бы сократить период обучения за счёт непрофильных предметов, например правоведения или экономики, но в целом всё оправданно. Для сравнения: в США будущий доктор сначала оканчивает четырёхлетний бакалавриат, потом ещё четыре года учится в медицинской школе и только после этого приступает к специализации и практике под руководством опытных коллег. В зависимости от выбранной специальности американские врачи учатся от десяти до четырнадцати лет.

Пример расписания занятий студентов 2-го курса медуниверситета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector