Театральные вузы москвы. «щепка», «щука»

Как поступать в театральный вуз

Для поступления в театральный институт мало получить высокий балл по ЕГЭ, необходимо подготовиться к ДВИ. Это творческое испытание, во время которого абитуриент должен продемонстрировать свои таланты. Бо́льшая часть успеха при поступлении зависит от этого этапа. Поразить жюри достаточно сложно. Недостаточно выучить стих наизусть. 

Желательно начинать готовиться заранее, сразу как только приняли решение стать звездой. Запишитесь в театральный кружок или студию. Если вы хотите покорить эстраду, начните заниматься вокалом с преподавателем, учитесь танцевать. Все это вам пригодится для успешного прохождения этого этапа. Вид ДВИ зависит от факультета, на который вы хотите поступать.  

В качестве творческого испытания могут быть:

  • Чтение монолога, стиха, басни 
  • Актерское мастерство 
  • Исполнение песни 
  • Танец 

Пример творческого испытания в Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ):

https://vk.com/video_ext.php

Многие стараются произвести впечатление на комиссию и совершают следующие ошибки при поступлении в театральный институт: 

  1. Попытка произвести «правильное» впечатление. Среди студентов и абитуентов ходят разные сплетни о том, как понравится приёмной комиссии – внешность, образы, манеры. И абитуриенты стараются выглядеть как можно оригинальнее доходя до эпатажа. Это самая распространенная ошибка. На просмотрах недостаточно (и не нужно) запомниться розовыми волосами, надо показать свой талант и умение вжиться в образ. 
  2. Неправильно выбранный образ. Если вам 19 лет и вы выбираете себе образ умудренного старика, то это будет ошибкой. Лучше всего выбирать себе героя одного с вами возраста и пола, для перевоплощения вам не потребуется прилагать много усилий, и у вас будет больше шансов успешно пройти это испытание. 
  3. Не успеть вжиться в роль. Многие пытаются отыграть определенного героя и «задавить» эмоциями, которые они на самом деле не испытывают. Попробуйте представить, как бы вы действовали на месте героя, какие бы эмоции испытывали.  
  4. Выбирать учебное заведение, а не мастера. Если вы хотите стать профессионалом своего дела, то в первую очередь определите, какой наставник вам ближе по духу – своим творчеством, опытом и просто по-человечески. Решите для себя, какой мастер лучше всего сможет раскрыть ваш талант. 
  5. Отказаться от мечты. Да, поступить в заветный театральный вуз – это непростая задача. Для этого нужно очень много работать. Но не нужно настраиваться на провал изначально. Просто делайте все, что в ваших силах, а остальное в любом случае от вас не зависит, поэтому и переживать лишний раз не стоит. Можно пробовать еще и еще. Многие известные актеры поступили в театральное училище не с первого раза. 

Еще больше информации об ошибках при поступлении вы сможете узнать из этого видео:

Как увеличить свои шансы попасть в театральный вуз? Как мы уже говорили, начинайте готовиться заранее: 

  • Много репетировать. Актерский труд – это тяжелая работа и часы репетиций с небольшими перерывами. 
  • Воспитывать в себе харизму. Заурядные личности никому не интересны, учитесь раскрывать все грани своей личности. 
  • Читать много художественной литературы. Классика поможет вам прочувствовать героев тех времен. 
  • В интернете много роликов по актерскому мастерству. Подпишитесь на каналы и узнавайте что-нибудь новое каждый день.  
  • Ходите в театры и перенимайте опыт профессиональных актеров. Это пригодится вам при поступлении. 
  • Подпишитесь на группу вашего любимого театрального вуза ВКонтакте, следите за новостями, там тоже можно узнать много полезного. 

Выпускник МХАТа Безруков Сергей Витальевич в роли Есенина

Возможные ошибки

Существует множество слухов о том, как понравиться приемной комиссии. На самом деле все они не имеют отношения к реальности. Не стоит стремиться к эпатажу, так как это вызовет только негативные чувства у экзаменаторов. Для разыгрывания сценки лучше выбирать персонажа по возрасту. Выпускник школы в образе старика не вызовет одобрения. Некоторые пытаются импровизировать без подготовки и им не удается вжиться в роль.

Для поступления нужно готовиться 2−3 года. В каждом учебном заведении свои правила и поэтому нужно выбирать репетитора, который готовит к конкретному вузу. Актерская деятельность требует многочасовых репетиций, тренировок. Необходимо воспитывать в себе харизму, умение контролировать эмоции.

Нужно часто ходить в театр и перенимать опыт профессиональных актеров. Только при длительной подготовке и упорном труде удастся поступить в желаемый вуз. После преодоления конкурса нужно приготовиться к тяжелой учебе, так как помимо репетиций студентам нужно готовиться по другим предметам.

Лучшие российские школы актёрского мастерства

Трудно выделить среди множества актёрских вузов России лучший, но тем не менее ежегодно составляются рейтинги учебных заведений, позволяющие абитуриентам сделать решающий выбор. В список театральных институтов России входят:

  1. Российский институт театрального искусства (ГИТИС) — самое знаменитое высшее учебное заведение Москвы, известное на весь мир, выпускающее лучших представителей театральной профессии. Войти в число студентов можно, обладая недюжинным талантом и располагая кругленькой суммой, чтобы заплатить за обучение.
  2. Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина при Малом театре России — ещё один легендарный московский вуз. Более двухсот лет знаменитая «Щепка» готовит актёров в лучших традициях русской театральной школы и по праву гордится своими выпускниками, чем и определяется её престиж.
  3. Школа-студия МХАТ была создана при Московском художественном театре им. А. П. Чехова одним из его основателей — В. И. Немировичем-Данченко. Преподавательский состав необычайно сильный, представлен лучшими актёрами страны. Вкупе с этим есть возможность бюджетного обучения, поэтому конкурс на актёрский факультет ежегодно бьёт все рекорды.
  4. Театральный институт им. Б. Щукина при театре им. Е. Вахтангова. Разработанная выдающимся актёром, режиссёром, педагогом Евгением Вахтанговым оригинальная программа обучения построена на движении «от простого к сложному», выражается в глубокой проработке сценических образов, заменой кафедрами творческих мастерских.
  5. Российский государственный институт сценических искусств — старейшее учебное заведение страны, знаменитая питерская школа, где готовят специалистов различных театральных специальностей, в основном на платной основе.
  6. Санкт-Петербургский институт культуры, кроме актёров, ведёт подготовку специалистов в разных областях культуры и искусства.
  7. Екатеринбургский театральный институт — единственный на Урале вуз, готовящий мастеров сцены. Он собирает под своей крышей таланты со всего Уральского региона и соседних областей.
  8. Новосибирский государственный театральный институт замыкает рейтинг театральных вузов России. Популярный в Сибирском регионе вуз располагает неплохой материальной базой, его студенты — неизменные участники театральных конкурсов и фестивалей.

Театральные кафедры в гуманитарных университетах и профильных институтах Ярославля, Нижнего Новгорода, Уфы, Хабаровска, Смоленска, В. Новгорода не менее популярны, ведь на периферии конкурс на место меньше, стать студентом проще.

Мифы и реальность артистических профессий

Есть несколько фактов об артистических профессиях, которые могут показаться вымыслом.

Один из распространенных мифов о том, что артистическая профессия только одна — актер. На самом деле существует различные её виды: 

  ̶ Драматический актер 

  ̶ Актер музыкального театра 

  ̶ Артист театра и кино 

  ̶ Артист кукольного театра 

  ̶ Клоун, комик.

  • Многие считают, что внешность решает всё, и девушке с милой наружностью легче получить заветное место на актерском факультете. Однако проще поступит на актера… юноша, даже не очень симпатичный. Дело в том, что среди поступающих в актерскую школу девушек почти в два раза больше, чем молодых людей, а потребность театра обычно обратная. Актеры более востребованы, нежели актрисы. Поэтому к парням относятся более лояльно, чем к девушкам, к последним предъявляются повышенные требования.
  • Жизнь актера — это вечный праздник, слава, популярность, гонорары. Это миф! Только очень востребованные актеры получают заоблачные деньги. Но это не значит, что жизнь их проста и прекрасна. Съемки и репетиции могут длиться до 16 часов подряд! Съемки могут проходить в дождь, метель, жару, а также на высоте, на глубине – где угодно. Здоровье актеров измотано ненормированным режимом, часто неправильным питанием и тяжелыми физическими и психологическими нагрузками. Но если быть актером – мечта, все это не будет иметь большого значения, ведь ради мечты можно пойти на что угодно.
  • Окончив престижное театральное училище, вы обязательно станете звездой театра и кино. К сожалению или к счастью, из сотен выпускников театральных вузов, лишь единицы достигают звездной карьеры путем непрерывного тяжелого труда. Большинство не пользуются такой огромной популярностью, чаще они начинают свою карьеру в скромных театрах, пытаются делать авторское кино, становятся радиоведущими, актерами дубляжа и аниматорами на детских праздниках, ведущими корпоративов. Средняя зарплата выпускника-актера – 50 000 рублей. 

Здание РГИСИ в Санкт-Петербурге вдохновляет быть великим актером

Быть актером — это не выбор, это призвание, предназначение. Поступить в театральное непросто, еще сложнее закончить его с успехом. А уж стать известным актером и любимцем публики — это задача для самых целеустремленных. Постоянная работа над собой и развитие — вот основные ключи к успеху. И только вам решать, стоит ли оно того или нет.  

Известные учебные заведения

Русский язык и литература — вот какие предметы нужно сдавать, поступая на актерский. Помимо этого, проводятся особые вступительные испытания, которые заключаются в прослушивании абитуриентов. Лучшие театральные вузы находятся в Санкт-Петербурге и Москве. Именно в них приезжают поступать со всех уголков России.

Список лучших учебных заведений Москвы:

  1. ГИТИС — известен не только в России, но и в Европе. Один из крупнейших столичных вузов, основанный в 1878 году.
  2. Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина — одно из самых старых учебных заведений. Основано в 1809 году.
  3. Институт имени Бориса Щукина — изначально был театральным кружком для изучения системы Станиславского.
  4. ВГИК — основан в 1918 году по постановлению Луначарского.
  5. МХАТ — основан в 1943 году Немировым-Данченко.

Во многих городах России тоже есть театральные вузы, которые в том числе могут подготовить качественные кадры

При выборе нужно обращать внимание на следующие моменты:

  1. Программы подготовки — в учебных заведениях готовят не только актеров, но и сценаристов, режиссеров и других специалистов.
  2. Статус вуза — лучше государственные учебные заведения, так как их диплом ценится выше.
  3. Конкурс на место — в столичных вузах большой конкурс, в региональные поступить проще.

В театральных вузах учат не только на актеров. Например, после окончания факультета «театроведение» можно работать критиком, искусствоведом. Со специальностью «сценография» человек может работать гримером, декоратором, культурологом. Поэтому нужно внимательно изучать особенности каждой специальности.

Особенности обучения в театральных вузах

Русская школа актёрского мастерства славится на весь мир. Ежегодно большое число желающих посвятить себя Мельпомене выходит на подмостки российских вузов, демонстрируя в отборочных турах природные таланты и творческий потенциал. Конкурс в такие вузы всегда огромный. Многие абитуриенты выбирают актёрские факультеты в институтах культуры областных центров. Наиболее амбициозные и уверенные в себе стремятся в столичные школы сценического искусства, действующие на базе главных театров страны.

Тех, кому удаётся получить студенческий билет театрального вуза, ждёт интересная, захватывающая жизнь, полная творческих экспериментов, в которых раскрываются лицедейские умения и приобретаются навыки преображения, погружения в мир персонажей, достоверного воспроизведения их характеров и настроений.

Большинство преподавателей также являются выпускниками театральных университетов, действующими актёрами, режиссёрами, знатоками истории культуры и искусства. Мастер-классы, проводимые корифеями сцены, многому учат будущих покорителей зрительских сердец.

Всё в театральном обучении особенное, отличающееся от получения более земных специальностей. Курс называется мастерской, поскольку его куратором и главным наставником является мастер. Нередко абитуриенты не просто стремятся попасть в тот или иной вуз, а мечтают учиться профессии у определённого преподавателя, ведь это накладывает отпечаток на дальнейшую актёрскую судьбу. Мастера буквально душой прорастают в своих подопечных, раскрывают в каждом из них собственную оригинальность, передают профессиональные секреты.

Всё это происходит на практических занятиях, которые проходят в форме разыгрывания этюдов, обучения пластике тела, получения цирковых навыков, первых небольших постановок в разных жанрах. Отсеивание происходит на любом из этапов обучения — кто-то не справляется с нагрузкой, другие уходят сами.

Кроме нетривиальных умений, необходимых для реализации в профессии, студенты получают хорошее знание литературы, традиций русского и зарубежного театра, истории мировой культуры. В копилку общих знаний, полученных во время обучения, дальнейшая актёрская деятельность добавляет массу практических навыков из других профессий. Актёры в большинстве своём — необычайно образованные люди, с которыми интересно вести беседы на разные темы.

Особенности поступления

Для того чтобы пройти на бюджет, мало сдать ЕГЭ на высокий балл. Нужно тщательно подготовиться к дополнительным вступительным испытаниям (ДВИ). В театральные заведения отбор проводится по выступлению. Для него абитуриент читает басню, стих или отрывок из прозы. Человек должен показать все, что он умеет делать.

Недостаточно просто исполнить песнь или прочитать стих. Экзаменаторов нужно удивить и доказать им свои таланты. Поэтому нужно долго готовиться в театральном кружке или студии сценического мастерства. Можно заниматься вокалом с преподавателем или хореографией. Все зависит от того, на какой факультет человек планирует поступать.

В качестве ДВИ может быть чтение монолога, басни или стиха, сценка, танец или исполнение песни. Обычно поступление делится на три этапа. На первом человек сдает документы и представляет результаты ЕГЭ. На втором каждый абитуриент проходит собеседование. Примерный перечень вопросов: почему был выбран вуз, как человек понимает работу актера, кем он себя видит после окончания и т. п.

Третий этап самый важный. Именно на нем человек должен продемонстрировать свои навыки. Стихи для поступления в театральное учебное заведение могут быть разными. Подойдут любые поэты, важнее то, как они будут прочитаны. Поэтому у абитуриента должно быть заученно несколько вариантов. Подойдут Цветаева, Блок, Гумилев, Ахматова и другие.

Некоторые рекомендации

Стать студентом театрального вуза не так просто. Поэтому к вступительным испытаниям нужно ответственно подготовиться

Важно хорошо знать произведение для выступления и понимать, о чем отрывок. Настоящее мастерство заключается в том, чтобы скрывать свои недостатки и показывать достоинства.

Для успешного прохождения испытания потребуется спокойствие и собранность — этого можно достигнуть тренировками. Желательно до поступления заниматься с преподавателем, так как он поможет правильно провести подготовку. На прослушивание лучше одеваться неброско и в одежду спокойных оттенков — это позволит не отвлекаться экзаменаторам. Девушкам не стоит обувать туфли на высоких каблуках и делать яркий макияж.

Не стоит расстраиваться, если не удастся преодолеть экзамены в театральный вуз. Можно попробовать через год. Многие популярные актеры не смогли поступить с первой попытки. Необходимо учесть ошибки и снова начать готовиться. Поступать в театральный вуз сложно и только небольшое количество абитуриентов сможет это сделать

Важно правильно готовиться к вступительным испытаниям и действительно хотеть стать актером.

Какие артистические специальности есть

Артистические специальности не ограничиваются актерским мастерством. На самом деле, театральных профессий немало:

Специальность Срок обучения Профессия
52.03.05 Театроведение 4 года Журналист, Продюсер, Арт-менеджер, Искусствовед, Театральный критик, Театровед
52.05.01 Актерское искусство 4 года Актер музыкального театра, Артист драматического театра и кино, Артист эстрады, Радио- и Телеведущий, Хореограф
55.05.04 Продюсерство 5 лет Игровой продюсер, ИТ-продюсер, Кинопродюсер, Линейный продюсер, Музыкальный продюсер, Режиссер, Телепродюсер
52.05.03 Сценография 5 лет Гример, Декоратор, Дизайнер одежды, Искусствовед, Культуролог Специалист по театрально-декорационному искусству, Театровед, Художник по костюмам, Художник-постановщик
52.03.06 Драматургия 4 года Драматург, Журналист, Кинодраматург, Литературный критик, Литературный редактор, Писатель, Продюсер, Радиоведущий, Сценарист, Телеведущий
52.05.02 Режиссура театра 5 лет Актёр, Кинорежиссер, Музыкальный журналист, Музыкальный критик, Музыкальный редактор, Организатор массовых, мероприятий, Продюсер, Режиссер театра, Режиссер эстрады, Телережиссер
55.05.01 Режиссура кино и телевидения 5 лет Арт-менеджер, Ведущий радио и телевидения, Кинокритик, Кинорежиссер, Продюсер, Режиссер анимации, Режиссер Интернет-программ, Режиссер мультимедиа-программ, Режиссер-постановщик, Сценарист, Телережиссер
55.05.05 Киноведение 5 лет Искусствовед, Киновед, Кинодраматург, Кинокритик, Кинорежиссер, Литературовед, Редактор журналов, книг и передач о кино, Сценарист, Сценограф
55.05.03 Кинооператорство 5 лет Видео оператор, Кинооператор, Монтажер, Оператор-постановщик, Режиссер монтажа, Телеоператор

Звезда сериала «Интерны» Кристина Асмус – выпускница Щепкинского училища

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector