5 инноваций для педагога
Содержание:
- Классификация педагогических технологий
- Что такое средства информационных технологий
- Геймификация
- 2.6. Здоровьесберегающие технологии
- Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ
- Уровни и структура педагогических технологий
- Новые педагогические технологии в системе образования
- Что такое информационные технологии
- Инновационные подходы в современном образовании
- Цифровизация
- Педагогическая инновация: суть и цели
- Технология обучения — как основная категория педагогики
- Образовательные технологии, которые необходимо использовать для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
- Онлайн-обучение как современная технология в образовании
- Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
- Примеры авторских педагогических технологий
Классификация педагогических технологий
В педагогике имеется четкая классификация педагогических технологий. Ниже мы приведем классификацию, составленную Г.К. Селевко, одним из наиболее известных авторов по педагогике.
Выделяют следующие группы технологий:
- частнометодические;
- локальные;
- общепедагогические.
С точки зрения философии можно выделить следующие виды технологий:
- идеалистические и материалистические;
- диалектические м метафизические;
- гуманистические и антигуманные;
- прагматические и экзистенциальные;
- антропо- и теософские;
- научные и религиозные.
С точки зрения психологии выделяют следующие группы технологий:
- социогенные;
- идеалистические;
- психогенные;
- биогенные.
В зависимости от того, как те или иные технологии ориентированы на личностные структуры, можно выделить:
- приходные и эвристические;
- эмоционально-художественные и эмоционально нравственные;
- технологии саморазвития;
- информационные технологии.
В зависимости от того, как организована структура педагогической технологии и ее содержание, выделяют:
- проникающие и комплексные;
- обучающие и направленные на воспитание;
- частнопредметные и монотехнологии;
- гуманитарные и технократические;
- отраслевые;
- светские и гуманитарные.
В зависимости от преимущественного типа управления и доминирующих способов организации познавательной деятельности учащихся можно упомянуть о таких технологиях как:
- система «репетитор»;
- система работы в малых группах;
- проведение лекций;
- обучение с помощью учебной книги и аудиовизуальных технических средств.
Сюда же можно отнести и программное обучение.
Немаловажное значение в образовательном процессе имеет налаживание взаимоотношение ученика и преподавателя, а также место ребенка в процессе воспитания и получения знаний. С учетом этого фактора в педагогике идет разделение технологий на такие группы как:
- субъек-объектные или дидактоцентрические, которые регулируют отношения учителя и ученика;
- личностно-ориентированные, в центре внимании которых личность ребенка, обеспечение его комфорта;
- авторитарные, в которых главенствующая роль отводится учителю;
- эзотерические, в основе которых лежат эзотерические знания;
- технологии свободного воспитания предполагают предоставление учащимся полной самостоятельности;
- технологии сотрудничества предполагают равные и партнерские отношения педагога и ученика.
Что такое средства информационных технологий
Средствами информационных технологий являются все средства деятельности человека, используемые для осуществления процессов производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества.
Простыми словами, это все те разновидности компьютерной техники, которые нужны человеку для поиска и передачи информации.
С их помощью эти задачи можно осуществлять гораздо проще и быстрее.
Средства информационных технологий условно делят на три разных подвида:
- организационные – инженерно-техническое, проектное и копировальное оборудование;
- коммуникационные – близкая каждому техника в виде телефонов, планшетов, плееров, радио, компьютеров, факсов и многие другие;
- вычислительные – автоматизированные средства обработки данных и информации.
Геймификация
Как игры помогают развиваться
Сегодняшнее образование должно подстраиваться под растущее поколение. Нужно учитывать особенности нынешних детей и внедрять новые технологии в современной школе.
Советские принципы обучения устаревают — в 2020 году кажется странным переписывать огромное и нудное упражнение от руки или продираться сквозь неактуальный учебник, выпущенный в прошлом веке.
Чтобы сделать учёбу живее и интерактивнее, применяется геймификация: в образовательный процесс внедряются элементы игр (в том числе компьютерных и видеоигр).
Геймификация меняет отношение к ошибкам — дети перестают бояться условной двойки. Возможность пройти миссию заново — важный принцип в компьютерной игре. Можно сколько угодно искать решение и каждый раз находить новые варианты.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», где дистанционно учатся ребята со всего мира, геймификация уже успешно применяется на практике. За выполнение домашних заданий дети получают очки опыта — XP (experience points). Прямо как в любимых компьютерных играх! Каждое задание имеет уровень сложности: от вводного до олимпиадного. Чем труднее и чем меньше подсказок истратил при решении, тем больше XP получишь. Очки опыта суммируются и позволяют ученикам переходить от лёгкого уровня к более сложному и интересному.
<<Форма с консультацией>>
2.6. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход
прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Считаю, что наша задача сегодня — научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как
охранить и укрепить здоровье?
Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.
1.Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
Вхождение в рабочий день.
Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»
При поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника.
Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.
Использование приемов рефлексии.
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
— Что получилось лучше всего?
— Какие задания показались наиболее интересными?
— Что вызвало затруднения?
— Над чем хочется поразмышлять?
— Какой совет дали бы себе?
— Кому захотелось сделать комплимент?
— Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
- Использую проведение физкультминуток.
3.Провожу родительские собрания.
Вывод:
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших
школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению
их здоровья.
В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
2.7 Система инновационной оценки «Портфолио»
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ
Необходимо отличать термины «образовательные технологии» и «педагогические». Образовательные технологии в ДОУ по системе ФГОС — приемы, которые касаются не только педагогики, но и медицины, психологии, управленческих аспектов. Педагогические технологии касаются только педагогики.
Если рассматривать термин «педагогические технологии» подробнее, то это сумма методов и приемов обучения, дающих гарантированный результат.
Определение педагогической технологии
Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированные;
- проектной деятельности;
- информационно-коммуникативные;
- исследовательской деятельности.
Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее
Основные критерии педагогических технологий в ДОУ
Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:
- Концептуальность. Опора на научную концепцию.
- Управляемость. Простота проверки результатов учебного процесса, прогнозирование.
- Системность. Наличие признаков системы, к которым относится целостность, связь между частями и общая логика.
- Воспроизводимость. Применение в руках любого педагога с 100% результатом вне зависимости от качеств преподавателя.
- Эффективность. Гарантированное достижение установленных стандартом целей.
Виды образовательных технологий
Уровни и структура педагогических технологий
Теперь давайте рассмотрим педагогическую технологию как категорию педагогики. Как мы знаем, любая категория имеет свои уровни и структуру. Структура включает следующие компоненты:
- процессуальная часть – проект процесса обучения в том виде, как он должэен быть реализован на практике;
- содержательная часть – система оценки эффективности учебного процесса;
- дидактическая система, которая фактически представляет собой содержание обучения;
- диагностическая система, призванная давать оценку педагогической компетентности учителя, уровень подготовленности учеников.
Любую педагогическую технологию можно «разложить» на уровни:
- элементарный или модульный: технологии отдельный частей учебно-воспитательного процесса (формирование понятий, усвоение новых знаний, воспитание качеств личности, способы организации и проведения урока, повторение и контроль знаний);
- общепедагогический или общедидактический: характеристика образовательного процесса в целом в разрезе одного региона или одного учебного заведения;
- частнометодический или предметный: применение способов и методов обучения с целью реализации дидактических целей.
Хоть мы и приводим в статье различные классификации, выделенные нами компоненты системы на самом деле неделимы. Содержание, цели, средства и методы находятся в тесной взаимосвязи.
Государство занимается внедрением образовательных стандартов, что требует от коллектива образовательных учреждений оперативного реагирования на поступающие запросы, предъявлять адекватные требования к качеству подготовки будущих кадров.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Новые педагогические технологии в системе образования
Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.
Проектная работа
Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.
В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.
Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.
Игровое технологии
Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.
В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.
Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.
Интерактивные технологии
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.
Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.
Портфолио
Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.
Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.
Что такое информационные технологии
Информационными технологиями называют процессы создания, передачи, хранения и восприятия информации, а также способы и методы реализации данных процессов.
Сейчас уже невозможно представить жизнь без информационных технологий
Большинство людей ассоциируют понятие информационных технологий с компьютерными технологиями, на что есть веская причина: с появлением компьютерных технологий ИТ стали развиваться гораздо быстрее и стремительнее.
Концепция информационных технологий уже стала синонимом понятий компьютер и компьютерная сеть.
Тем не менее лишь компьютерами ограничить использование концепции ИТ нельзя.
Инновационные подходы в современном образовании
Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.
Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.
В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:
Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
Компетентностный подход – новый для российской школы
Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.
Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию
Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.
Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.
Цифровизация
Инфраструктура школ непрерывно обновляется, внедряются современные образовательные технологии. Например, ещё несколько лет назад ученики привычно решали уравнения на меловой доске, а сегодня во многих школах есть интерактивные доски. Педагоги могут выводить на экран любые видео, изображения, слайды презентаций. На многих интерактивных досках можно писать при помощи пальца — во-первых, больше не нужно пачкаться мелом, а во-вторых, детей это забавляет независимо от возраста.
Помимо интерактивных досок, школы оснащаются цифровыми системами пропусков. Они также были внедрены в рамках использования современных технологий. Родители могут отслеживать, во сколько ребёнок вошёл в здание школы и когда вышел. Сейчас школьнику достаточно приложить пропуск к турникету, а через десятилетие это может быть биометрия — отпечатки пальцев, как Touch ID на устройствах Apple, и сканирование сетчатки глаза.
Бумажные дневники уже почти канули в небытие — повсеместно используются электронные. В будущем на смену обычным принтерам придут 3D-гаджеты, ученики смогут распечатать любую нужную 3D-модель для самых разных задач. В Миннеаполисе, США, одна из школ уже обзавелась принтером Dimension BST, с помощью которого ученики создают дизайнерские прототипы. С каждым годом всё активнее развивается применение современных технологий в школе.
Вероятно, перестанет использоваться обычная бумага — учёные уже разрабатывают OLED-дисплеи. Это гибкие, лёгкие и тонкие «листы», которые можно так же, как и бумагу, сворачивать или хранить стопкой. Это решение практичнее, экологичнее и долговечнее обычной бумаги, такие дисплеи не рвутся и являются интерактивными — как гибкий планшет.
Фото — hi-news.ru
Педагогическая инновация: суть и цели
Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.
Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.
Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:
- Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
- Интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
- Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
- Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.
Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.
Технология обучения — как основная категория педагогики
Что отличает наше время от того, что было значимо для обучения и воспитания 20-30 лет назад? Мы перешли от традиционных средств массовой информации к новым источникам получения данных. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры, микроэлектронные устройства, интернет. Все это накладывает отпечаток на нашу жизнь, определяет направления развития педагогики.
Определение 1
Технологии обучения в педагогике – это совокупность форм и методов обучения, приемов воспитания, средств передачи и контроля знаний, которые на постоянной основе применяются в процессе образовательном процессе.
Выделение отдельных технологий позволяет повлиять на эффективность обучения, развитие учащихся и воспитания в них лучших качеств.
Дадим еще одно значимое определение понятия для более глубокого раскрытия темы.
Определение 2
Технология обучения в педагогике – это наука о способах и инновационных технических средствах, которые при их систематическом использовании помогают преподавателю эффективно взаимодействовать с учениками.
Преподаватель, который использует методы, пусть и заимствованные, по сути является творцом технологии, так как в своей работе ориентируется на познавательную активность и уникальные особенности своего учебного процесса.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Образовательные технологии, которые необходимо использовать для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
ФГОС предъявляет четкие требования к использованию образовательных технологий. Для организации плодотворного процесса обучения необходимо применять следующие разработки, которые соответствуют классификации, приведенной выше:
- Здоровьесберегающие. Задача — привить формы поведения, позволяющие развить и укрепить здоровье. В этот раздел относится гимнастика, релаксация, двигательная терапия, гимнастика для глаз.
- Проектирования. Задача — развитие социально-личностных связей. Способы достижения — беседы, парная или групповая работа.
- Исследовательской деятельности. Необходимо сформировать исследовательский тип мышления. Варианты деятельности — опыты, дидактические игры, наблюдение.
- Информационно-коммуникативные. Педагогу нужно подготовить базу для освоения техники. Для этого используются мультимедийные презентации, говорящие словари.
- Личностно ориентированные. Индивидуальный подход для максимального развития личности. Образно-ролевые игры, эксперименты, тренинги, спортивный отдых.
- Портфолио. Портфолио педагога позволяет оценить результаты его деятельности, воспитанника — результаты применения педагогических технологий (развитие речи, социальных связей, навыков).
Классификация проектов
Также порой выделяют социально игровые технологии для обучения в ДОУ. Они дают базу для развития социальных отношений типа «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», помогает ученику научиться понимать и себя, и других, снижают проявления агрессивного поведения. В этот раздел входит сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, коллективная работа.
Проблема недостаточности применения технологий в ДОУ по ФГОС на практике
Несмотря на нормы ФГОС и попытки их выполнения, в большинстве ДОУ указанные приемы реализуются не полностью. К проблемам, которые вызывают это, относят:
Педсовет о проблемах при реализации образовательных технологий
- Отсутствие практических методик, помогающих организовывать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС. Решение — разработка авторских методик членами педагогического состава ДОУ, заимствование у других учреждений через изучение докладов и презентаций.
- Некомпетентность педагогического состава. Решение — аттестация с целью проверки профессиональных навыков, привлечение новых кадров, курсы повышения квалификации.
- Непонимание новых методик из-за размытых формулировок, отсутствия практических примеров. Решение— организация педсовета, групповое обсуждение проблемных моментов.
- Отсутствие условий для реализации программ. Нехватка цифрового и игрового оборудования. В данном случае необходимо обращаться к проблемам финансирования учреждения.
Система ФГОС постоянно меняется, поэтому в ближайшем будущем возможны положительные модификации, которые упростят выполнение программ и сделают их более распространенными на практике. А пока главный совет, который можно привести педагогам ДОУ — развиваться самостоятельно, отталкиваясь от государственных норм. Для этого необходимо углублять знание технологий и форм реализации программ, используемых в группе ДОУ.
Онлайн-обучение как современная технология в образовании
Раньше ребята из регионов стремились уехать учиться в крупные города. Теперь качественное образование потеряло привязку к месту и обучение не по прописке реально — можно заниматься с педагогом любого ранга и национальности, даже если он живёт в другом часовом поясе и говорит на иностранном языке.
Онлайн-образование развивается с невероятной скоростью. Скоро будут применяться не только дистанционные уроки с живыми людьми, но и учёба под руководством искусственного интеллекта. Например, Microsoft уже выпустил обучающее приложение для изучения китайского языка. В нём ученик отвечает на короткие печатные и аудиосообщения преподавателя-бота в чате. Искусственный интеллект анализирует ответы и подбирает нужную нагрузку.
Современные технологии онлайн-обучения делают образование доступным каждому, у кого есть доступ в интернет, и возможно, в будущем традиционные очные занятия полностью изживут себя.
Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
1 часть. Учебная деятельность.
Включает в себя:
- результаты обучения ученика по четвертям и за год;
- отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, конкурсах сочинений и т.п.
- самооценку школьника своей учебной деятельности.
2 часть. Участие в делах класса и школы.
Включает в себя:
- результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;
- отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
- спортивные достижения учащихся;
- оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.
- Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников) «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т.п.
Заключение
Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности
технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.
Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Литература
- Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. — Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
- Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
- Иванов В.В., Зайцева С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя. — Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
- Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.
- Папшева Л.В. Технологическая культура учителя начальных классов. —
Журнал «Начальная школа» №10, 2003.
- Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. – Журнал «Начальная
школа» №11, 2000.
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. —
Журнал «Начальная школа» №5, 2002.
- Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления
младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных
классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.
- Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006.
- Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. — № 7, 2008
«Современные педагогические технологии на уроках в начальной школе, как средство развития младших школьников»
Примеры авторских педагогических технологий
В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.
Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.
Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.
Принципы развивающего обучения
Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.
Педагогика сотрудничества отличается:
- единством обучения и воспитания;
- гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
- педагогикой отношений.
Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.
Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.
ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.
В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.
Суть ТРИЗ
Технология проблемного обучения Дж. Дьюи
Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.
Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.
Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.
Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников