Отличительные особенности российской системы образования

Какие виды образования существуют в России

Чтобы лучше понимать, какие именно виды образования существуют в Российской Федерации, в первую очередь следует обратиться к положениям действующего законодательства, которое регулирует этот вопрос. Главным документом в контексте рассматриваемого вопроса является Федеральный закон №273 от 29.12.2012, в котором раскрываются общие принципы регулирования российской системы образования в целом.

К видам образования в Российской Федерации относятся:

  • Общее.
  • Профессиональное.
  • Дополнительное.
  • Профессиональное обучение.

При этом многие из вышеприведенных видов образования имеют собственное подразделение на различные категории. В Российской Федерации каждый человек имеет право на бесплатное получение общего образования. Остальные виды образования уже не являются безусловной гарантией для граждан, однако фактически действующие социальные льготы и гарантии дают реальную возможность для получения любой из ступеней образования бесплатно. В то же время, не запрещается также предоставление образования и на платной основе коммерческими организациями, а также обучение в формате самообразования или семейного обучения.

Трудности текущего момента

Разумеется, Россию наших дней невозможно представить без текущих вопросов и прогнозов планирования в системе современного высшего образования. Среди самых острых проблем, пожалуй, нужно выделить вопрос платного обучения. С конца девяностых годов приобрести «корочки» об образовании в России можно и с помощью финансов. Конечно, можно смотреть на это, как хорошую возможность для некоторых не очень способных категорий россиян, однако такой вариант одновременно создает большое количество неоднозначных вопросов.

Ведь это одна из ведущих причин, приведшей к существенному падению уровня высшей школы. Так как все можно получить за деньги, от текущих оценок до дипломов о высшем образовании, их стали получать лентяи и откровенные двоечники. Из финансовой составляющей вытекает другая проблема – серьезная коррупция в органах высшего образования. И в последнее время она делается все крупнее. Проблемы высшей школы в России очень актуальны, а разрешаются очень неторопливо. Однако хорошо уже то, что в сфере образования есть хоть какие-то реформы.

Все это надо понимать, когда речь идет о будущем в уровнях высшего образования. Общая информация об учебе в России показывает, что этому очень сильно способствуют наши достижения в науке. Формирование нано- и биотехнологий совершенно точно в скором будущем приведет к росту числа новых специальностей. И одновременно с этим и к очередным учебным программам, методам и эффективным формам образования.

Специалист (специалитет)

О специалистах теперь можно говорить в прошедшем времени, потому что реорганизация высшего образования в России вытеснила этот уровень подготовки «на исторические задворки».

В советской системе университеты выполняли ведущую роль в подготовке профильных специалистов. Программы регулярно совершенствовались, в них находили отражение последние достижения науки, и нередко развитие одной из специализаций становилось основой для организации института по соответствующему профилю.

Выпускник университета, кроме профильных дисциплин, получал фундаментальные знания по соответствующему направлению, дававшие возможность трудоустройства в соответствующей отрасли и/или заниматься научной деятельностью.

Поступить в университет мог любой желающий, после успешной сдачи устных и письменных экзаменов и по конкурсу аттестатов или дипломов техникумов. Выпускники очного отделения, сразу же после окончания университета, направлялись на работу – трудоустройство по специальности, как и бесплатное обучение, были гарантированы государством.

Параллельно студент имел возможность освоить альтернативные специальности, поскольку первые три курса он изучал фундаментальные дисциплины по выбранному направлению. Система позволяла без труда подготовить специалиста широкого профиля. Обязательными дисциплинами в каждом ВУЗе были: общественные науки, общенаучные (теоретические основы), специальные, альтернативные направления, а также физическое воспитание. При ВУЗах существовали кафедры военной подготовки. Выпускники советских ВУЗов, кроме профессии, получали необходимый набор знаний для дальнейшего роста и саморазвития, успешной социализации или построения карьеры в управленческих структурах.

Обучение в ВУЗах продолжалось в течение 5-6 лет, в зависимости от направления и сложности подготовки. Начиная с 3-4 курса студенты готовили курсовые работы по выбранной дисциплине (специализации), состоящие из теоретической и практической части, а на последнем курсе – дипломную работу, после защиты которой допускались к сдаче выпускных госэкзаменов. Дипломная работа могла стать продолжением исследовательской деятельности в аспирантуре, ее материалы ложились в основу кандидатской диссертации, если выпускник выбирал научную карьеру.

Более узкий уровень подготовки существовал в институтах – по одной из профильных специальностей: выбор профессии был ограничен соответствующей квалификацией. Второе высшее образование можно было получить заочно. Студенты заочной формы обучения стипендию и направление на работу не получали. Нередко передовые рабочие направлялись на учебу от предприятия: так формировался кадровый управленческий резерв.

Качество образования в советской высшей школе обеспечивалось тщательным конкурсным отбором абитуриентов на бесплатной основе, их мотивированностью, изучением фундаментальных наук в сочетании с производственной практикой.

Контрольный выстрел в голову

Второй этап реформ произвели в 2000-х. Ломка постигла саму матрицу советского образовательного процесса: введение ЕГЭ, двухуровневая система высшего образования… России и это придётся пережить, однако прежней она уже не будет никогда. Вместе с появлением уровней «бакалавриат-магистратура» сменились и критерии оценки знаний на балльно-рейтинговую, а также было проведено множество других разрушительных новаций. По мнению специалистов, Россия уже прошла точку невозврата, восстановиться даже на позициях тридцатилетней давности она не сможет. Качество образования упало ниже всяких оценок, уровень выпускаемых специалистов не достоин даже критики.

Модернизация системы высшего образования России ещё не закончена, реконструкция продолжается. Всё новые импульсы необратимым преобразованиям дают принимаемые в последнее время законы, указы, постановления, требования, целевые программы, которые так же направлены на слом всей образовательной системы, и особенно — его верхней ступени.

До начала 90-х все вузы были учреждениями государственными, которые управлялись директивами из центра. Сейчас множество негосударственных академий, университетов и институтов неизвестно чему и непонятно как обучают более десяти миллионов человек. Управление системой высшего образования России тоже вышло из строя.

Профессиональное образование

После школы у российских детей есть большой выбор образовательных учреждений, где они могут получить профессиональное образование, которое направлено на подготовку квалифицированных рабочих.

После окончания 9 либо 11 класса дети могут поступить в техникум или колледж. Есть также один нюанс: поступив в колледж или техникум после 11 класса, обучение будет длится меньшее колличество времени, так как учащиеся уже прошли общеобразовательную программу за 10 и 11 класс.

Чем отличается колледж от техникума?

В колледже уровень образования считается выше, чем в техникуме, так как там система обучения больше приближена к высшему образованию. Техникумы более узкопрофильные, уровень образования там считается лишь базовым.

Так стоит ли менять специальность?

Если вы хотите получить новые навыки и расширить свои компетенции — определенно да. Есть два варианта: поступление на смежное направление и полная смена специальности. Рассмотрим плюсы и минусы каждого. 

Смежная специальность: 

Скорее всего, вы с легкостью сдадите вступительные испытания, так как большая часть материала была освоена в рамках бакалавриата. Останется только «подтянуть» темы, относящиеся непосредственно к новому направлению.
Учиться будет несложно. У вас есть базовые знания по дисциплинам, поэтому на занятиях вы будете понимать, о чем идет речь. Конечно, придется заниматься самообразованием и заполнять некоторые пробелы, но в целом, учеба не будет доставлять серьезных проблем.
Можно совмещать с работой. Это вытекает из предыдущего плюса

Вы не будете тратить много сил на подготовку к занятиям, а значит, останется время на подработку или полноценное трудоустройство.
Можно написать интересную диссертацию, которая привлечет внимание работодателей. У вас будет возможность работать на стыке дисциплин, не ограничиваясь одним направлением

Это намного сложнее, но и в тоже время котируется на рынке труда. Такие работы любит и комиссия, так что можно претендовать на хорошую оценку.

Есть один серьезный минус — смежная специальность хоть и расширяет компетенции, но не намного. Это возможность скорее углубиться в одно направление и заниматься непосредственно им. Стать универсальным специалистом не получится. 

Новая специальность:

  • Можно кардинально поменять карьеру. Например, если вы отучились в техническом вузе, но видите себя на гуманитарной должности. В таком случае магистратура станет альтернативой второго высшего.
  • Вы расширите свои полномочия. Если раньше вы занимались только дизайном сайтов, то после учебы на веб-разработчика сможете взять на себя также написанием кода. Это скажется и на уровне заработной платы. 
  • Сможете заниматься тем, чем давно хотели. Еще в школе мечтали быть топовым пиарщиком, но родители настояли на более перспективном направлении в ИТ? Получите второй диплом по любимой специальности! Возможно, у вас даже получится их совместить. Например, устроиться техническим специалистом в маркетинговое агентство.

Но нужно понимать, что поступление на новую специальность — упорная работа. Вам придется хорошо подготовиться к вступительным испытаниям, разбираясь с бакалаврской программой. На учебу вы будете тратить намного больше времени, чем одногруппники, а написание диссертации потребует полного включения. Но отправившись на поиски работы после выпуска, вы поймете, что это того стоит. 

Имеет ли ценность диплом бакалавра на рынке труда

Существует заблуждение, что с дипломом бакалавра не хотят брать на работу. Это не так. Ни в одной вакансии не указывают конкретную степень высшего образования. Кроме того, для работодателя важнее всего будут ваши навыки, способности и гибкость мышления.

Однако для продвижения по карьерной лестнице в госструктуре степени бакалавра будет недостаточно. Чтобы иметь возможность занимать более высокие должности, нужно выучиться в магистратуре. Но стоит понимать, что сразу после вуза стать руководителем маловероятно. Поэтому у вас будет время определиться с дальнейшей траекторией.

Какую бы систему образования вы ни выбрали, стремитесь получить знания, а не «корочку». Ведь чтобы добиться успеха, одного диплома мало. Станьте классным специалистом, и вас обязательно заметят.

Понятие образования

Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.

Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.

Компоненты образования:

  1. Совокупность образовательных стандартов и программ.

  2. Органы управления образованием.

  3. Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.

Основные пути получения:

  1. Обучение в учебных заведениях.

  2. Образование в семье.

  3. Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.

Образование можно разделить на два уровня:

  1. Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.

  2. Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.

Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.

Второй диплом через магистрат

Законы

Согласно принципу непрерывности образования, установленному законодательством Российской Федерации, поступать в магистратуру могут все, кто имеет диплом о вузовском образовании любого уровня (бакалавриата, специалитета и даже подтверждающий окончание программ подготовки научно-преподавательского состава и кадров высшей квалификации – аспирантуры, ординатуры, адъюнктуры, ассистентуры-стажировки).

При этом в зависимости от исходных условий поступления обучение в магистратуре может считаться получением как первого, так и второго высшего образования:

  1. Если вы имеете степень бакалавра, то учеба в магистратуре будет считаться продолжением обучения и повышением профессионального уровня, но никак не вторым высшим образованием (по аналогии со старшими школьными классами после 9-летки или аспирантурой после окончания университета).
  2. Если ваш диплом – об окончании магистратуры или программы еще более высокого уровня (редко, но бывает и такое, что аспирант-психолог решил освоить премудрости, к примеру, экономики), магистрат по любой другой специальности автоматически становится вторым высшим.
  3. Если же вы являетесь обладателем диплома специалитета, то поступая в магистратуру по смежному направлению, можно продолжить обучение в рамках первого высшего или получить второе – все зависит от правил вуза и того, какая запись сделана в дипломе.

Особенности

Поступать в магистратуру со степенью магистра либо специалиста в этом же направлении нет смысла, а со степенью бакалавра – разумно, но не всегда оправданно, ведь бакалавриат уже дает высшее образование, которого вполне достаточно для получения работы по специальности (если у вас нет цели углубленно заняться наукой либо преподаванием).

А вот для желающих сменить направление и получить еще одну профессию в магистратуре существует возможность сделать это после любого уровня вузовского обучения:

  1. После бакалавриата – поступление по тому же направлению, но с изучением другого профиля (производственный менеджмент – финансовый менеджмент и т. п.). Такая смена не запрещается законом об образовании, чем смело пользуются как вузы, так и студенты. При этом можно на одной базе бесплатно получить две специализации, существенно расширив возможности трудоустройства.
  2. Специалисты и магистры могут получить полноценное второе высшее образование, закончив магистратуру по другому направлению деятельности. Но в этом случае стоит выбрать обучение смежной специальности, так как магистрат – это не учеба с нуля, а повышение образовательного уровня и квалификации.

Современный темп жизни и устаревания информации сделал постоянное обучение и профессиональное совершенствование необходимостью, без которой невозможен карьерный рост. Если очная учеба недоступна или затруднительна, всегда есть возможность поступить на заочное или вечернее отделение, а некоторые вузы предлагают даже дистанционную форму учебы в магистратуре.

Инклюзивное образование

Закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач выделяет создание благоприятных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями. Причем это отражается не только в форме, но и в содержании.

В законе данная система получила наименование «инклюзивное образование». Его реализация подразумевает отсутствие любой дискриминации детей с особенными потребностями, наличие равного отношения к каждому и доступность обучения.

Инклюзивное образование реализуется во всех учебных заведениях России. Основная цель — создать безбарьерную среду в процессе обучения и обеспечить профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Для ее реализации необходимо выполнить определенные задачи:

  • технически оснастить образовательные учреждения;
  • разработать специальные учебные курсы для педагогов;
  • создать методические разработки для других обучающихся, нацеленные на процесс развития взаимоотношений с инвалидами;
  • разработать программы, которые направлены на то, чтобы облегчить адаптацию лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.

Данная работа только получила свое развитие. В течение нескольких ближайших лет поставленная цель и выделенные задачи должны быть полностью реализованы.

Сравнение образования в РФ и других странах: карьера

В Испании годовая зарплата учителя составляет 48% от годовой зарплаты президента страны. В Мексике – 28%. В Германии – 25%. В Нидерландах и Греции – 19%. В США – 11%. В РФ же – 4%.

Дневная зарплата учителя в бигмаках. В Мексике – 68, в Германии – 44, в Испании – 30, в Греции – 14, в РФ – 10.

Месячная зарплата учителя в iPhone 6s (16 GB). Мексика – 7,5; Германия – 6,2; США – 5,5; Франция – 3,3; Южная Корея – 2,7; Япония – 2,5; РФ – 0,7.

Эти 3 изображения выше на момент 2016 года, так что скорее всего данные изменились.

Средние зарплаты учителей на 2020 год: (зарплаты в рублях по курсу 26 марта 2021 года)

Страна Средняя зарплата в долларах за год Средняя зарплата в рублях за год
РФ 5478 416218
США 74400 5652912
Чехия 23778 1806652
Германия 36520 2774789
Канада 74540 5663549

К сожалению, я мало нашёл иной информации для сравнения, потому придётся обойтись лишь заработными платами.

Специалитет

Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности. 

Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.

Специалитет длится не меньше 5 лет, по прошествии которых студента ждет итоговая аттестация, в том числе – и дипломная работа.

Если выпускнику удается преодолеть все эти препятствия, ему присваивают квалификацию специалиста «учитель», «инженер», «экономист» и пр.

Довузовское и послевузовское образование

Профильное школьное образование ликвидировано и заменено специализацией по классам. Советские выпускники математических, физических и других специализированных школ шли в науку. Профильный класс обычной школы и десятой доли тех знаний, умений и навыков не даёт: нет той тонкости образовательной структуры и того одухотворяющего любые знания полёта мысли. Система дошкольного образования тоже законом не предусмотрена, а потому можно и её считать ликвидированной. А сколько было вложено коллективного труда в создание этого социального института! И сколько было пользы!

Реформирование системы высшего образования России привело к ликвидации и докторантского образования. В новом законе ничего об этой ступени не сказано, но все в курсе про индекс Хирша. Кандидаты и доктора вынуждены приравнивать свой статус к «PhD», что повсеместно царит в научных кругах зарубежья. Это количественная характеристика продуктивности, основанная на числе публикаций и цитирований их. Как сильно ударит этот перевод по мотивации труда нашей профессуры — становится понятным практически сразу

Они и так не избалованы вниманием общества

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою ‘утряску’ какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них — психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово ‘бакалавр’ было ‘не нашим’, западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения — специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата — широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать ‘специалистов’ и ‘магистров’.

Вы не расстраивайтесь — со временем вопрос ‘Чем может заниматься бакалавр?’ не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию ‘дипломированный специалист’ или ‘магистр’.

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её ‘несуженность’ позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого ‘веера’ совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.

Структура ВУЗовского образования

Надо признать, что сфера российского ВУЗовского образования прямо соединена с историей. Например, с его появлением и развитием. Та структура, которая имеется сейчас, возникла не сразу. Она создавалась по крупицам целыми веками, постепенно подходя к нынешнему состоянию.

Текущее высшее профессиональное образование в нашей стране имеет сложную структуру, в которой определяют разные виды высшего профессионального образования в России: базовый период приобретения специальности – около пяти лет, затем студенту дается квалификация «специалист». После этого можно учиться в аспирантуре, обучение идет в рамках трех лет. Есть возможность приобрести уровень «бакалавр наук» и «магистр наук», период образования — четыре и два года соответственно.

Что из себя представляет высшее образование в России?

Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.

В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:

  • Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
  • Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.

Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector