Раскрытие понятия цели и задачи исследования
Содержание:
- Пилотажное исследование
- Определение цели исследования
- Значимость
- Как сформулировать задачи в курсовой
- Что такое цель исследования
- Как определить цель исследования – 3 простых способа
- Цели магистерской диссертации
- Принципиальные отличия цели от задачи
- Как сформулировать задачи в курсовой
- Связь с проблемой
- Что такое цель и задачи исследования?
- Методы вытекают из задач, а не задачи из методов!
- Типичные ошибки при формулировании целей и задач, которые следует избежать
- Цель исследования
- Способы определения целей исследования
- АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
- Разница между результатами практического исследования и выводами
Пилотажное исследование
Пилотаж (зондаж) – пробно-поисковый тип исследования, проводимое до основного и являющееся его упрощенной формой. Если предваряет тестирование – претест.
Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки основного исследования.
Цели:
· установление необходимого объема выборки
· уточнение содержание и количества вопросов анкет
· уточнение необходимого времени исследования
· уточнение гипотезы
· уточнение программы и методик исследования.
Требования:
- Для пилотажа и основного исследования брать разных но эквивалентных испытуемых (чтобы избежать эффекта привыкания)
- Включает все этапы исследования: вплоть до обработки и интерпретации данных.
Определение цели исследования
Цель научного исследования – это то, к чему стремится студент при его написании, то есть конечный прогнозируемый результат работы. Она влияет на все сопутствующие разделы введения к курсовому или дипломному проекту, в особенности на актуальность темы. В момент определения цели даже можно не знать, насколько она достижима.
Что может выступать в качестве цели:
Определение цели начинается с фразы «Целью исследования является…» или «Цель работы состоит в том, чтобы…». Это общепринятые формулировки, от которых не следует отступать при написании любого научного текста. Используйте ключевые слова вроде «определить», «выделить», «разработать», «уточнить» и т. д. Полученная цель может быть как конечной, так и промежуточной – все зависит от тематики курсового или дипломного проекта, а также его углубленности. Поверхностный анализ ситуации может послужить целью для теоретического исследования, а вот разработка рекомендаций – основой для дальнейших практических действий.
Значимость
Цель, задачи, объект исследования тесно между собой взаимосвязаны еще и потому, что они определяют в своей совокупности научную новизну и практическую значимость работы. Для учебных программ в первую очередь имеет значение последняя составляющая, так как на данном учебном этапе важнее всего обучить студента элементарным навыкам работы с научным и учебным материалом, а также привить ему интерес и понимание того, что из себя представляет полноценная исследовательская работа. Однако в аспирантуре учащиеся уже выходят на более высокий уровень развития и должны понимать научную значимость и новизну своих работ не только на практике, но и в теории.
Как сформулировать задачи в курсовой
По сути, задачи представляют собой план проведения авторского исследования с четко прописанными этапами достижения заявленной цели. Обычно их четыре — первые две согласно общему принципу имеют теоретическую направленность, остальные — практическую:
- Первая единообразна почти для всех курсовых и излагается приблизительно так: «Изучить литературу по теме…», «Рассмотреть сущность, формы и причины…».
- Вторая заключается в разъяснении содержания ключевых понятий, фигурирующих в работе с использованием слов «исследовать», «раскрыть» и т. д.
- Третья состоит в осмыслении связей теоретических данных с жизненными реалиями и направлена на выявление условий протекания процессов и оценку их влияния на предмет рассмотрения. Может включать изложение инноваций, которые предлагаются к внедрению, или варианты разрешения проблем, основанные на опыте предшественников.
- Четвертая состоит из авторских рекомендаций по теме, практических разработок, расчетов, выводов и отражает вклад в изучение вопроса.
Образцы задач для курсовой:
Для работы об инфляции:
- Рассмотреть факторы, сущность и виды инфляции.
- Дать характеристику особенностей инфляции в периоды глобальной экономической нестабильности.
- Проанализировать специфику современных инфляционных процессов в Российской Федерации.
- Выявить механизмы и методики проведения антиинфляционных мероприятий.
Для исследования о стартапах:
- Истолковать понятие «стартап».
- Прояснить преимущества и недостатки различных моделей начинающих компаний.
- Выявить критерии оценивания перспектив деятельности предприятия.
- Обосновать систему способов просчета предполагаемой доходности.
Цели и задачи курсовой работы зависят от ее объема и направленности. Точные формулировки удовлетворят самые строгие требования рецензентов и помогут составить безупречный план написания, чтобы с минимальными затратами времени и усилий добиться превосходного результата.
Что такое цель исследования
Важно понимать, что у научного исследования может быть только одна цель. Иногда допустимо, чтобы она состояла из двух частей, но тогда эти составляющие обязательно должны быть связаны между собой логически
В то время как минимально возможное количество задач — две, но все же лучше, если их будет три или четыре. Давайте разберемся, почему это так.
Цель научного исследования — это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент. Ученый должен сформулировать значимость результата, который он надеется получить после завершения работы.
Фактически, цель вытекает из проблематики исследования, а проблематика определяется темой. Можно выстроить целую иерархическую пирамиду: тема — проблематика — цель — задачи. Например, если ученый работает над темой «Влияние глобального потепления на поведение полярных птиц», то проблематика, вероятно, будет связана с тем, что изменение климата существенно повлияло на жизнь этих животных и, вероятно, в худшую сторону. Цель этой гипотетической статьи может быть сформулирована одним из возможных способов, представленных ниже:
Цель должна быть ясной и понятной. Нельзя писать абстрактные утверждения и общие фразы. Уже на этом этапе необходимо четко представлять себе, возможно ли воплотить в жизнь задуманное и если да, то как это сделать. Рекомендуется использовать глаголы в неопределенной форме: «изучить», «определить», «разработать», «выявить», «установить». Другой вариант — начать фразу с имени существительного: «расследование», «определение», «демонстрация», «выяснение».
Приведем несколько примеров:
Пример 2. Если тема статьи звучит как «Эндоскопическое оперативное вмешательство при хроническом холецистите», то его целью является «Определить показания и разработать методы эндоскопических операций при хроническом холецистите».
Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.
Как определить цель исследования – 3 простых способа
Далеко не всегда автор, выбирая тему для исследования, сразу понимает проблематику. Например, его интересуют альтернативные методы лечения депрессий или компьютерная зависимость у подростков. Но не всегда ему может быть известно, что уже было сделано для решения этих проблем, а какие аспекты нуждаются в дальнейшем изучении. Именно поэтому любая научная работа начинается с изучения литературы.
Существует три надежных способа определить цель научной статьи:
Способ 1. Ученый показывает, что проблема не была решена полностью в предыдущих исследованиях. В этом случае в качестве цели следует обозначить те конкретные сферы, в которых планируется усовершенствование. Например, если в работах, посвященных нетрадиционным способам терапии депрессий уделено недостаточно внимания светотерапии или назначению L-тироксина, можно поставить целью изучение эффективности этих методов.
Способ 2. Иногда чтобы добиться успеха, достаточно продемонстрировать, что методы автора позволят более эффективно решить проблему, которую уже поднимали другие ученые.
Способ 3. Многие научные статьи заканчиваются обсуждением проблемы. Автор описывает дальнейшие перспективы изучения данного вопроса. Все, что нужно ученому в такой ситуации, – внимательно вчитаться в текст публикации. Во многих случаях можно буквально позаимствовать формулировки из заключительной части работы коллеги.
Другими словами, для правильной постановки целей исследования мало просто изучить тематическую литературу. Необходимо определить грань, которая отделяет уже изученный материал от того, который требует дальнейшего исследования.
О том, как правильно осуществить анализ литературных данных, можно подробнее прочесть в этой статье.
Цели магистерской диссертации
Это основная цель всей работы. Но есть и второстепенные, хотя и не менее важные цели магистерской работы, например:
- такая работа позволит комиссии определить уровень знаний и навыков соискателя;
- диссертация позволяет подготовить конкретный план мероприятий по совершенствованию управленческой деятельности;
- работа позволяет выявить недостаток умений, знаний и навыков, которые могут стать препятствием адаптации будущего специалиста в профессиональной деятельности любого профиля.
А вот образец самих целей в магистерской диссертации:
Для достижения этих и других целей магистрант должен:
- произвести научное исследование, которое обоснует научную идею и сущность изучаемого процесса, объекта или явления;
- обосновать выбранные методы достижения цели, проанализировать явление/предмет/процесс, выявить закономерности развития со стороны конкретных данных;
- внести конкретные предложения для усовершенствования и развития явления/объекта/процесса.
Принципиальные отличия цели от задачи
Как же научиться различать эти категории, если они так тесно взаимосвязаны? Потренируйтесь на повседневных бытовых делах. Например, чтобы купить хлеб (цель), нужно:
- узнать где находится магазин;
- решить какой хлеб купить;
- взять деньги;
- сходить в магазин.
Сами того не замечая, мы каждый день ставим цели и решаем задачи для их достижения. Такой же принцип работает и при написании научной работы. Например, для того, чтобы «разработать мероприятия по совершенствованию», необходимо: «изучить теоретические основы объекта», «выявить существующие проблемы», «определить факторы, влияющие на объект».
Как сформулировать задачи в курсовой
По сути, задачи представляют собой план проведения авторского исследования с четко прописанными этапами достижения заявленной цели. Обычно их четыре — первые две согласно общему принципу имеют теоретическую направленность, остальные — практическую:
- Первая единообразна почти для всех курсовых и излагается приблизительно так: «Изучить литературу по теме…», «Рассмотреть сущность, формы и причины…».
- Вторая заключается в разъяснении содержания ключевых понятий, фигурирующих в работе с использованием слов «исследовать», «раскрыть» и т. д.
- Третья состоит в осмыслении связей теоретических данных с жизненными реалиями и направлена на выявление условий протекания процессов и оценку их влияния на предмет рассмотрения. Может включать изложение инноваций, которые предлагаются к внедрению, или варианты разрешения проблем, основанные на опыте предшественников.
- Четвертая состоит из авторских рекомендаций по теме, практических разработок, расчетов, выводов и отражает вклад в изучение вопроса.
Образцы задач для курсовой:
Для работы об инфляции:
- Рассмотреть факторы, сущность и виды инфляции.
- Дать характеристику особенностей инфляции в периоды глобальной экономической нестабильности.
- Проанализировать специфику современных инфляционных процессов в Российской Федерации.
- Выявить механизмы и методики проведения антиинфляционных мероприятий.
Для исследования о стартапах:
- Истолковать понятие «стартап».
- Прояснить преимущества и недостатки различных моделей начинающих компаний.
- Выявить критерии оценивания перспектив деятельности предприятия.
- Обосновать систему способов просчета предполагаемой доходности.
Цели и задачи курсовой работы зависят от ее объема и направленности. Точные формулировки удовлетворят самые строгие требования рецензентов и помогут составить безупречный план написания, чтобы с минимальными затратами времени и усилий добиться превосходного результата.
Связь с проблемой
Главными методологическими характеристиками являются цели, задачи исследования. Основная часть работы, то есть главы и параграфы, посвящена их раскрытию, во введении они прописываются как основные ориентиры, а в заключении на их основании подводятся основные результаты. По сути, постановка и формулировка цели – это выбор автором наиболее эффективного способа для решения проблемы. Ее решение – это определенная последовательность действий, своего рода алгоритм, который задается с помощью целей и задач
Поэтому в научных кругах придается особенно важное значение их формулировке: важно, чтобы данные методологические характеристики были прописаны простыми, грамотными, понятными предложениями
Что такое цель и задачи исследования?
Цель и задачи исследования – это два обязательных пункта при написании любой научной работы. При написании введения в курсовой работе или дипломе цель и задачи следует отразить в нем. Если введения в научной работе не предполагается, например, это статья или эссе, то цель и задачи должны быть расположены в первых абзацах, опережать их может только актуальность.
Цель определяет предполагаемый результат работы, она всегда направлена на объект исследования, а задачи – алгоритм достижения данной цели. Уже при описании актуальности проводимого исследования нужно определиться с тем, какова цель будущей работы.
Главное, чтобы получившийся список действий был не просто автоматическим перечнем заданий, выполненных студентом, но и являлся руководством к действию. То есть нужно стремиться к тому, чтобы результаты исследования можно было применить на практике – использовать на производстве, разрешить сложную экономическую ситуацию и т. д.
Методы вытекают из задач, а не задачи из методов!
- объект исследования (как особенность выборки испытуемых);
В частности, детей нельзя переутомлять длинными опросниками…
- этап исследования
На теоретическом этапе – это методы теоретического поиска и анализа. На этапе обработки данных – методы математической статистики.
Требования к выбору методов и методик:
2 стр., 686 слов
Новая проблематика экспериментальных психологических исследований …
… Анализ единичного случая, как эксперимент; Синтез данных экспериментальных исследований различных наук, как эксперимент; Экспериментальное моделирование. Данные квазиэкспериментальные схемы исследований … психологии (например, в нейролингвистическом программировании). Полинаучный подход определяет основные направления квазиэкспериментальных психологических исследований парапсихологических феноменов, …
Метод исследования – способ исследования явления, способ получения данных.
Методика – (в узком смысле слова) – конкретна процедура реализации метода, определяемая объектом и предметом исследования. Например, метод СД, методика Петренко…
Методика в широком смысле – совокупность приемов, способов исследования и порядок их применения и интерпретации полученных данных. В этом смысле методика = процедуре исследования. И включает в себя технику фиксации, рекомендации к поведению исследователя и др.
- Обоснованность выбора (надежность, валидность, адекватность решаемым задачам и объекту исследования);
- Методы и методики должны составлять систему. Нет необходимости дублировать методический инструментарий. Методики должны исследовать разные стороны (аспекты) явления.
- Адаптация к объекту и ситуации исследования. Например, могут устареть некоторые формулировки. Так у Элерса есть формулировки типа: жеманный, усмотрительный. Современная молодежь уже не понимает. Как и например термина «сладострастие» из методики Додонова.
Типичные ошибки при формулировании целей и задач, которые следует избежать
Хорошим тоном в науке считается ситуация, когда задачи строго соответствуют структуре работы. Например, материал, полученный после выполнения первой задачи, излагается в первой части статьи, а результаты выполнения второй задачи — во второй части. Во-первых, это облегчает работу самому автору, поскольку гораздо легче излагать мысли в том порядке, в котором ученый проводил исследование и получал информацию.
Другое важное преимущество заключается в том, что автору проще контролировать релевантность своей работы. Иными словами, когда у него есть четко сформулированная цель и конкретные задачи, он легко может сопоставить, ответил он на эти вопросы в своей работе или нет
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1
Поставьте вашу оценку
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Позвольте нам стать лучше!
Расскажите, как нам стать лучше?
Комментарии
Владимир, прекрасное мнение, спасибо! Думаю, ваш комментарий можно взять за основу статьи.
Коллеги, обязательно ознакомьтесь с комментарием Владимира, чтобы понять глубинные различия цели и задач исследования.
Цель исследования
Цель исследования — это конечный результат работы, к которому стремится автор.
Как определить цель исследования
Прежде всего необходимо сформулировать проблему, тему и актуальность работы.
Проблема исследования — затруднительная ситуация, определившая тему работы и в итоге требующая разрешения.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут. Пример
Пример
Проблема: на данный момент в школах среди подростков происходит множество конфликтных ситуаций с применением насилия.
Тема: Виды подростковых конфликтов и методы их разрешения.
После определения проблемы работы необходимо обоснование её актуальности.
Актуальность исследования показывает, насколько важно для общества решение проблемы изысканий на данный момент. Некоторые из аспектов актуальности работы:. Некоторые из аспектов актуальности работы:
Некоторые из аспектов актуальности работы:
- потребность в новых теоретических данных по теме;
- потребность в более эффективных методах (обучения, тренировки, исследования, лечения, и др.);
- потребность в сведениях об эффективности продукта.
Далее, опираясь на тему, проблему и актуальность следует сформулировать цель, отвечающую на вопрос «Что предстоит сделать?».
Цель работы одна. Задач может быть много.
Формулирование цели может начинаться со следующих слов:
- изучить;
- выявить зависимость;
- определить;
- установить влияние;
- обосновать;
- доказать;
- разработать;
- и т.п.
Если работа объемная, следует разделить её на несколько подзадач, и выбрать самую важную в качестве цели.
Что выступает в качестве цели
- разрешение проблемы в какой-либо сфере;
- взаимосвязь между научными понятиями;
- поиск причинно-следственной связи между объектами;
- открытие закономерностей в протекании процессов;
- исследование свойств явления или процесса;
- доказательство эффективности продукта;
- организация и структурирование информации;
- анализ массива данных;
- проверка данных на предмет неверности;
- и т.п.
Примеры целей исследования
- Выявить зависимость уровня самооценки от роста человека.
- Доказать эффективность компьютерного приложения «Умножайка» при изучении детьми младшего школьного таблицы умножения.
- Рассмотреть и проанализировать особенности поэзии Владимира Маяковского.
Способы определения целей исследования
При выборе тематики научной работы автор не во всех случаях может определить конкретную проблему. Его могут интересовать определенные аспекты науки, но он может смутно представлять, что именно было предпринято другими учеными для решения конкретных проблем, а какие аспекты можно изучать в дальнейшем. По этой причине первым шагом в написании любой научной работы является изучение литературных источников.
Определить цель научной работы можно одним из трех основных способов:
- Ученый в своей работе показывает, что во всех предыдущих исследованиях не было найдено конкретное и окончательное решение проблемы. В такой ситуации в качестве цели указываются те сферы, в которых будет проводиться дальнейшее исследование и эффективность использования определенных методов.
- Добиться успеха можно, если доказать и аргументировать, что предложенные автором решения наиболее эффективны по сравнению с теми, которые были предложены ранее другими учеными.
- В конце многих научных статей их авторы стараются обсудить затрагиваемую проблему, описывая дальнейшие перспективы изучения вопроса. В такой ситуации ученому достаточно внимательно вчитаться в текст работы и позаимствовать некоторые формулировки у коллег.
Для того, чтобы правильно сформулировать и поставить цели исследования, недостаточно просто проанализировать научную литературу. Для этого необходимо определить ту грань, за которой располагается информация, нуждающаяся в дальнейшем исследовании.
Ошибки, допускаемые при формулировании целей и задач
- Цели не всегда имеют прямую связь с темой, субъектами и объектами исследования, а задачи не всегда могут соответствовать целям;
- Ожидаемый результат сложно понять из-за неправильно сформулированной цели;
- Сложно определить практическую ценность результатов исследования;
- Задачи копируют цели работы посредством замены слов синонимами.
Задачи исследования должны строго соответствовать структуре работы. К примеру, полученный после выполнения первой задачи материал располагается в первой части работы, а итоги решения второй задачи – во второй части. Такое структурирование статьи значительно облегчает работу самому автору, поскольку мысли проще всего излагать в том порядке, в котором ученый собирает и получает данные.
Еще одним преимуществом является то, что автору значительно проще контролировать релевантность выполняемой работы. Проще говоря, при наличии четких задач и целей ему легче понять и определить, были ли даны ответы на поставленные вопросы.
Поиск по всем научным журналам мира
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Наверное самое сложное в психологическом исследовании – это планирование исследования, а также анализ и интерпретация результатов.
Ну, установили положительную корреляцию двух переменных. А дальше что?
А дальше – анализ, интерпретация и промежуточные выводы. О чем выводы?
Прежде всего выводы должны касаться подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы. Но не только.
Содержание выводов:
· о цели (достигнута или нет) или гипотезе (подтверждение или опровержение);
4 стр., 1581 слов
Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика
… научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения. Эмпирический (практический) уровень исследования – исследование, в котором устанавливаются новые научные факты и выводятся эмпирические закономерности; … развивающемся понятии, подразумевая, что содержание понятия по мере накопления научных данных и развития научных теорий обрастает все новыми и новыми признаками …
· о соответствии данным, полученным другими исследователями (предшественниками, другими школами);
· о теории (соответствии теории, лежащей в основе исследования);
· о согласованности с другими теоретическими представлениями.
· о возможности обобщения (генерализации) и переносе данных на другие ситуации, популяции и др.
Основное требование к результату психологического исследования:
В отличие от классического естествознания, результат в психологии должен быть инвариантен:
1. инвариантен (не изменен) по отношению ко всем объектам данного типа, Ограничителями генерализации выступают внепсихологические характеристики популяции: 1) биологические; 2) социокультурные.
К основным биологическим характеристикам относятся пол, возраст, раса, конституциональные особенности, физическое здоровье.
Социокультурные ограничители:
· этнические (можно ли перенести на представителей других народов?)
· культурные
· уровень образования
· уровень доходов испытуемых,
· классовая принадлежность и т.д.
Можно ли данные, полученные на экспериментальной выборке, распространить на всю популяцию? Решение этой проблемы зависит от того, насколько в ходе планирования исследования и формирования экспериментальной выборки соблюдалось требование репрезентативности.
Для проверки выводов, во-первых, проводят дополнительные эксперименты на группах представителей той же популяции, не вошедших в первоначальную выборку. Во-вторых, стремятся максимально увеличить в уточняющих экспериментах численность экспериментальной и контрольных групп.
2. инвариантен (не изменен) к пространственно-временным (и некоторым другим) условиям проведения исследования, Условия исследования:
· пространственно-временные факторы
· условия деятельности испытуемого,
· особенности заданий.
· вариации инструкции,
· материала заданий, действий испытуемого, предусмотренных в ней,
· вид мотивации,
· присутствие или отсутствие «обратной связи»?
Исследователь должен варьировать в последующих сериях дополнительные переменные, относящиеся к характеристикам задания, чтобы установить, являются ли результаты инвариантными по отношению к задаче испытуемого
3. инвариантен (не изменен) к особенностям взаимодействия исследователя и испытуемого,
4 инвариантен (не изменен) к содержанию деятельности испытуемого.
Разница между результатами практического исследования и выводами
Результаты объективны (указываются в практической части работы), а выводы — субъективны (описываются в заключении). Часто два этих понятия путают.
Результаты практического исследования — конкретные значения и показатели, которые получил исследователь. Это факты, которые необходимо зафиксировать.
Выводы по итогам практического исследования — это объяснение результатов, собственные размышления автора. Выводы по одному и тому же результату могут сильно различаться у разных авторов. Так как на выводы влияет мировоззрение автора, эпоха, страна в которой он живет и тд. Имея на руках точные результаты, можно изменить выводы.