Какие бывают методы исследования в дипломной работе? цель и предмет исследования

Содержание:

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

В чем отличие дедукции от индукции?

Дедукция в философии — особый способ мышления, используя который человек делает логические выводы, основываясь на общей информации и выбирая из нее наиболее подходящий ситуации вариант развития событий. Применение дедуктивного метода требует умения составлять логические цепочки, в которых из одного явления последовательно вытекает второе. Этот способ обработки информации получил известность благодаря книгам о Шерлоке Холмсе, который использовал его для раскрытия преступлений.

О дедукции было известно еще мыслителям античного периода. Дедукция использовалась в философии для формирования умозаключений на основании уже имеющихся знаний. У каждого философа было свое представление о правильной дедукции. Например, Декарт называл дедукцию интуитивным способом получения информации, который в результате продолжительных размышлений, обязательно приводит к единственной правильной версии. Лейбниц полагал, что дедукция — единственный способ достичь истинного знания.

Дедукция превосходит большинство методов, поскольку выполняет такие функции:

  • помогает быстрее найти верное решение;
  • используется в тех областях, знания о которых поверхностны;
  • способствует развитию логического мышления;
  • помогает анализировать гипотезы, оценивая их правдоподобность;
  • ускоряет мышление.

К минусам дедуктивного метода относятся:

  • невозможность применять метод для изучения новых явлений;
  • некоторые частные случаи очень сложно привести к общему знаменателю;
  • полученные, благодаря дедукции, знания сложнее усвоить, поскольку человек получает готовый ответ, не утруждая себя сбором предварительной информации.

Использование дедукции в философии позволяет быстро и достоверно проверять информацию при условии правильного употребления законов логики.

Частные или практические методы

Практические методы, наравне с теоретическими, используются при написании дипломной работы, в зависимости от явления или объекта. Данные методы заключаются в особом способе изучения, сбора и обработки информации, а также проведения экспериментов.

Частные методы исследования обычно используются для сбора некоторых данных об объекте или явлении. С помощью этих методов проще выявить и описать новые предметы и явления, а также выявить закономерности и доказать гипотезы.

Ниже предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными практическими методами при написании дипломного проекта.

Наблюдение

Данный метод заключается в объективном восприятии действительности для сбора данных об отношениях объектов исследования и их свойств.

Сравнение

Этот метод является одним из самых популярных. Он применяется для сопоставления нескольких предметов исследования по определенному признаку.

Измерение

В основе метода измерения находится определение числовых значений каких-либо показателей. Метод является достаточно точным.

Эксперимент

Данный метод является воспроизведением явления или наблюдения в конкретных условиях.

Также этим методом является проведение опытов с целью проверки и подтверждения или опровержения определенных тезисов. Во время проведения эксперимента должны присутствовать такие моменты, как доказательность и повторяемость. Задачей эксперимента является способность к воспроизведению, а также наглядной демонстрации или открытия определенного свойства.

Наблюдение

Этот метод является основным при проведении любого исследования. Он открывает научное познание.

Суть метода наблюдения за объектом заключается в исследовании и фиксации важных изменений или положений (свойств, реакции).

Измерение

Этот метод является одним из самых эффективных. При его использовании проводят фиксацию различных физических параметров исследуемого объекта, например — рост, длина, объем, вес с использованием единиц измерения.

Полученный в ходе применения данного метода результат фиксируется в числовом значении.

Моделирование

Модель представляет собой уменьшенный структурированный образ или имитацию определенного объекта.

Моделирование бывает:

  • предметное (воспроизведение отдельных частей объекта);
  • знаковое (используется в формулах, схемах, чертежах);
  • Мысленное (проведение действий в мысленном или виртуальном мире).

Моделирование часто распространено при конструировании автомобилей, сооружений, разработке новейших технологий и т.п.

Беседа и интервью

Суть данных методов заключается в общении с людьми, обладающими важной информацией об исследуемом явлении или предмете. Интервью является более регламентированным и структурированным порядком, в ходе которого собеседник отвечает на конкретно поставленные вопросы, подготовленные заранее

Задающий вопросы человек никак не высказывает свое мнение

Интервью является более регламентированным и структурированным порядком, в ходе которого собеседник отвечает на конкретно поставленные вопросы, подготовленные заранее. Задающий вопросы человек никак не высказывает свое мнение.

Опрос и анкетирование

Эти методы схожи между собой и заключаются в заранее подготовленных вопросах, на которые нужно найти ответы. Отвечающие, как правило, имеют несколько вариантов ответов.

Отличие данных методов заключается в форме проведения. Опрос бывает письменным или устным. Анкетирование производится в компьютерной или письменной форме. Во время анкетирования также иногда возможно давать ответ в графическом виде.

Описание

Этот метод имеет сходство с методом наблюдения. Но в нем фиксируются не только явления и поведение, но и признаки, внешний вид изучаемого объекта.

Другая методология

По академику А.Я.Флиеру методы, используемые при написании дипломной работы делятся на гуманитарные и социально-научные.

Гуманитарные методы

  • Исторический – описание истории культуры в соответствии выстраивания линейно-хронологической последовательности явлений и событий.
  • Герменевтический – изучение культуры с помощью раскрытия и дешифровки первоначальных смыслов культурных явлений зародившихся при создании.
  • Феноменологический – исторические культурные факты трактуются в точки зрения явности их наблюдателю и ищутся смыслы в них, актуальные вне исторической связи.
  • Историко-психологический – изучение исторической динамики культуры с позиций выявления в ней стадийных цивилизационных типов социально обусловленных сознанием и состоянием психики.
  • Культурный символизм и постструктурализм – в данной методологии материал интерпретируется в контекстуальных рамках, устанавливаемых авторами исследований по различным основаниям. Методология трактует его как предельно неполный по своей символико-смысловой познаваемости.

Научные и социальные методологии

  • Эволюционизм – культура исследуется с позиций признания ее прогрессивного роста через поэтапное усложнение структур (формационная теория, ответвления эволюционизма, неоэволюционизм, диффузионизм, культурный материализм).
  • Волновые и циклические модели культурной динамики – культуры описываются в качестве отдельных самодостаточных цивилизаций. Происходящие в них процессы представляют собой замкнутый цикл или повторяющиеся волновые движения.
  • Структурный функционализм – интерпретирует культурно-исторические процессы как фундаментальные и решающие имманентные социальные задачи по удовлетворению потребностей и интересов людей.
  • Структурализм – занимается описанием культурно-исторических объектов с позиций поиска в них соотношения понятийного и вещественного аспектов, анализом устройства культуры как системы знаков.
  • Пограничные методологии – занимаются определением новых проблемных областей культурно-исторической науки, постмодернизма.

Особенности написания методов в дипломной работе

Вышеописанные методы познакомили вас с ними и дали понимание по использованию их в вашем дипломном проекте.

Примеры речевых конструкций, используемые при формулировке методов исследования и методологии:

  • В основе данной работы находятся положения … методологии.
  • работа основана на определенных положениях … методологии
  • методологическая база/основа исследования составлена положениями … методологии
  • В работе / исследовании используются следующие методы …, методы исследования – это… и т.п.

Желательно в работе указать, какие деятели науки изучали данную проблему. В истории исследования положительным будет упоминание исторического контекста или рассказа, что смогли добавить к предыдущим данным современные авторы. Упоминание ученых следует приводить в хронологическом порядке.

Ниже приводим список стандартных конструкций, применяемых при написании методов исследований:

изучение … относится к …,
в … веке … были подробно описаны и изучены …,
проблемами … занимались изучением …,
большой вклад в исследование проблемы … внесла …/внес исследование/работа/труд …,
важное значение имеют труды …,
работы недавних лет позволяют говорить о …,
опыт истории … указывает, что …,
в текущее время преобладающей точкой зрения является …,
данный подход типичен для …,
начало изучению данного вопроса было связано с трудами …, в работах …,
значительное место в работах … занимает теория …,
в числе изучаемых в этом русле задач можно назвать …,
……. подробно описано в работах …,
связь …приведена в … и т.д.. При написании заключения упор необходимо сделать на описание структуры работы следующими типичными конструкциями:

При написании заключения упор необходимо сделать на описание структуры работы следующими типичными конструкциями:

Структура работы, определенная вышесказанным, состоящая из введения,…, глав, списка литературы, заключения, приложений (указываются, если есть в работе).
Задачи, цели и логика исследования определили структуру работы, состоящую из…;
Во введении пишется характеристика работы, важность темы и социальная значимость. Определяются задачи, цели, методологическая основа и методы исследования, приводится краткий обзор изученности темы.
первый раздел посвящен …,
В третьей главе говорится/рассматривается о …, во второй главе были рассмотрены…, третья глава начинается с  …, затем…;
В заключении представлены выводы по проекту / в заключении описаны основные выводы и т.п.

Виды методов исследования

Все методы научного исследования можно разделить на:

  • теоретические;
  • практические (эмпирические).

По степени использования в исследованиях они могут быть:

  • общие (универсальные);
  • частные.

Методы обработки данных являются отдельной группой, которая объединяет теоретические и практические способы разностороннего анализа полученных результатов.

Теоретические методы

Теоретические методы исследования в дипломной работе позволяют систематизировать информацию, раскрыть природу различных явлений и предметов, выявить взаимосвязи между процессами. Проведение исследовательской работы невозможно без использования нескольких теоретических приемов:

  • анализ – разложение исследуемого объекта на составляющие и изучение каждой из них; анализировать можно не только конкретную научную задачу, но и литературные источники, данные, нормативные документы, методики и др.;
  • синтез – самостоятельное исследование, которое объединяет характеристики объекта по различным критериям;
  • дедукция (обобщение) – позволяет делать выводы об исследуемом предмете или процессе на основании присущих ему свойств;
  • индукция – дает представление о группах объектов, опираясь на частные случаи;
  • классификация – разбивка процессов и предметов на группы по общим признакам;
  • аналогия – позволяет сравнивать объекты по наличию у них сходных свойств;
  • прогнозирование – базируясь на свойствах и характеристиках объекта, можно предсказать возможные пути его развития.

Практические методы

Данные методы исследования в дипломе играют важную роль – с их помощью получают количественные характеристики объекта исследований, переходят от абстрактного описания к конкретным фактам. К практическим методам относятся:

  • эксперимент – исследование в особых условиях, которые создаются для изучения определенных характеристик явления или предмета. Примером этих методов исследования в дипломной работе могут быть социальные и психологические эксперименты, лабораторные в точных и естественных науках и т.п.;
  • измерение – получение точной количественной информации об объекте;
  • наблюдение – получение информации об особенностях поведения объекта путем ее восприятия;
  • моделирование – явление или предмет заменяют объектом, который обладает характеристиками, схожими с оригиналом;
  • сравнение – выявление подобий и отличий между объектом изучения и уже известными системами, предметами или явлениями.

Зная, какие бывают методы исследования в дипломной работе, можно выбрать те, которые максимально соответствуют целям исследования и позволят достичь точного и объективного результата.

Общие методы исследования

К общим относятся методы, которые можно использовать независимо от области знания. Это анализ и синтез, эксперимент, моделирование, классификация и многие другие. Методы исследования при написании дипломной работы в подавляющем большинстве являются общими, поскольку все они в разной форме используются при получении и изучении информации во всех сферах науки.

Частные методы

Каждая наука модифицирует общие способы исследования, чтобы согласовать их со своими потребностями. Так образуются частные методы, адаптированные для конкретной области знания. Например, такой общий метод исследования в дипломной работе как анализ может иметь различные частные формы в разных сферах знания:

  • в филологии — композиционный, семантический, лингвистический и др.;
  • в экономике – функциональный, статистический, нормативный и др.;
  • в психологии – анализ творчества, поведения, реакций на раздражители и др.;
  • в информатике – интеллектуальный, исследовательский, прогнозный анализ данных и др.

Организация исследования в дипломной работе должна включать и частные, и общенаучные методы, которые соответствуют цели диплома и его задачам.

Частные научные методы исследования в дипломе

Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов.

Пример частных методов исследования в дипломной работе

Экономика Педагогика, психология Филология
  • Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический.
  • Экономико-математическое моделирование.
  • Метод финансовых коэффициентов.
  • Сценарный метод прогнозирования экономических явлений.
  • Метод единства исторического и логического.
  • Построение экономических гипотез.
  • Метод «при прочих равных условиях».
  • Изучение продуктов творчества учеников.
  • Интервью.
  • Беседа.
  • Изучения групповой дифференциации.
  • Включенное наблюдение.
  • Педагогические контрольные испытания (тестирование).
  • Анкетирование (опрос).
  • Ранжирование.
  • Шкалирование.
  • Регистрация.
  • Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический.
  • Лингвистический эксперимент.
  • Биографический метод.
  • Контент-анализ.
  • Лексикографическая статистика.
  • Дифференциальный анализ оппозиций.
  • Нарративный метод.
  • Дихотомия.
  • Трансформационный синтез и анализ.
  • «Конкретное литературоведение».
  • Семиотический метод.

Пример описания методов исследования в ВКР

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам, чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности, что может повлечь за собой неверные выводы. Поэтому при перечислении использованных в дипломной работе методов, особенно частных, желательно обосновать их выбор – уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования.

Как выбрать методологию исследования

В работе важно выбрать те методы, которые помогут быстрее и эффективнее достичь поставленных целей. Как это сделать?. Есть несколько проверенных советов:

Есть несколько проверенных советов:

Оцените, какие из них поспособствуют максимально эффективной работе и гарантированному достижению результата.
Убедитесь, что выбранные методы соответствуют предмету и объекту исследования.
Ориентируйтесь на актуальность и современность. Старая методика не всегда работает в реалиях настоящего.
Между методами должна быть взаимосвязь

Так они лучше будут работать на результат.
Присмотритесь к методам, которые используют другие исследователи по теме.
Обратите внимание на наличие прогностичности и научной обоснованности.

Как это работает?

Для успешной работы календарного метода контрацепции необходимо обязательно соблюдать все сроки, а также тщательно следить за своим здоровьем, делать соответствующие записи и вовремя определять фертильный период.

По факту — это не способ контрацепции, а метод предотвращения беременности через воздержание от полового акта в определенную фазу цикла.

Природа зачатия такова, что для оплодотворения нужна мужская половая клетка и женская. Те мужские половые клетки, что не попадают во влагалище и не продвигаются дальше, обычно могут жить до нескольких часов. А самые «живые и активные» могут жить в шейке матки и несколько недель. Вот они и являются потенциальной угрозой для тех пар, которые еще не спешат заводить ребенка. Ведь женская яйцеклетка может быть оплодотворенной раз в месяц на протяжении всего периода овуляции. Вот потому и становится актуальным применить календарный метод предохранения от беременности.

Независимо от того, какой метод контрацепции выбрала женщина, она обязана вести определенные записи, чтобы точно рассчитать, когда может наступить или не наступить беременность. Применение календарной контрацепции позволит с точностью просчитать, в какие дни можно забыть о плотских утехах.

Поэтому целесообразным является записывать данные о своем менструальном цикле: дату начала и конца, продолжительность и регулярность. Как именно записывать эту информацию, значения нет: в виде таблиц или графиков, в определенные схемы и алгоритмы или вовсе в специализированную программу на телефоне.

Основные методы исследования: классификация

Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.

Все методы делятся на две большие группы:

  • общенаучные;
  • специальные.

Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.

Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.

Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:

Специальные методы в методологической базе экономики:

Название метода Описание сути метода
Метод экономико-математического моделирования Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы.
Экономический анализ Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их.
Статистико-экономический метод Изучать статистические данные в экономике.
Метод балансовой связи Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи.
Метод технико-экономических расчётов Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства.

Главные методы в методологической базе истории:

Название метода Описание сути метода
Историко-генетический метод Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение.
Типологический метод Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам.
Ретроспективный метод Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине.
Диахронный метод Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему.
Метод актуализации Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории.

Специальные методы в методологической базе лингвистики:

Название метода Описание сути метода
Логико-семантический анализ Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их.
Метод контекстного анализа Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте.
Психолингвистический метод Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей.
Сравнительный анализ Выявлять сходства и различия между двумя и более языками.
Сравнительно-исторический метод Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени.

Специальные методы в методологической базе юриспруденции:

Название метода Описание сути метода
Историко-правовой Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды.
Сравнительно-правовой метод Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах.
Формально-юридический, или догматический метод Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции.

Специальные методы в методологической базе психологии:

Название метода Описание сути метода
Беседа Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему.
Метод психологического эксперимента Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые.
Самонаблюдение Изучать личностные особенности через наблюдение за собой.

Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.

Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.

Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область

Виды

Студентам различные инструменты познания помогают минимизировать проблемы исследования и к моменту вывода собрать полную информацию. При написании работы используемые методы указываются во введении.

Наиболее популярны следующие методы научного исследования:

  1. Общелогические.
  2. Теоретические.
  3. Эмпирические.

Общелогические и методы и приемы исследования применяются, когда необходимо сопоставить, исключить или переделить сущность предмета изучения.  Их используют при создании дипломной работы обязательно. Данными методами являются:

Анализ. Разделение проблемного вопроса на некоторые части и области с целью отдельного рассмотрения каждой. При изучении любого вопроса из любой науки применяется данный метод. В написании работы он может звучать как анализ литературы или нормативно-правовых материалов по объекту исследования.
Синтез. Обратный метод, заключающийся в рассмотрении целого ряда аспектов как единый предмет.
Классификация. Заключается в вычленении определенных оснований из сущности предметов и объединение их на основе схожести. Наиболее распространен в работах с большим уклоном в теорию.
Обобщение. Вывод о вопросе делается на основании общих сторон.
Прогнозирование. Результатом становится заключение о предполагаемом развитии, на основе анализа тенденций движения.
Сравнение. Практическое применение дипломной работы предполагает использование данного метода при написании. Примеры, способы регистрации входящей документации или различные стили управление компанией.
Конкретизация

Акцентирует внимание на предмете и раскрывает его сущность.
Аналогии. Проведение предметного сравнения и нахождение похожих объектов. В результате они становятся источником информации об интересуемом вопросе.
Моделирование

Создание нереальной модели и перенос в нее существующего объекта.
Абстрагирование. Способность студента уводить мысль при написании в сторону от темы работы, что способствует появлению новых свойств предмета.
Идеализация. Создание нереальных объектов, которые помогают в изучении.
Индукция. Выводит мысль студента от одного момента к более масштабному событию.
Системный. Заключается в исследовании объектов на основе их взаимодействия в системе.
Структурно-функциональный. Деление целого предмета на отдельные структуры.
Вероятностно-статистические. Предполагаемое развитие событий при появлении нестандартных ситуаций.

В результате они становятся источником информации об интересуемом вопросе.
Моделирование. Создание нереальной модели и перенос в нее существующего объекта.
Абстрагирование. Способность студента уводить мысль при написании в сторону от темы работы, что способствует появлению новых свойств предмета.
Идеализация. Создание нереальных объектов, которые помогают в изучении.
Индукция. Выводит мысль студента от одного момента к более масштабному событию.
Системный. Заключается в исследовании объектов на основе их взаимодействия в системе.
Структурно-функциональный. Деление целого предмета на отдельные структуры.
Вероятностно-статистические. Предполагаемое развитие событий при появлении нестандартных ситуаций.

Стоит ли применять данный метод на практике?

Многие женщины выбирают данный метод контрацепции в качестве постоянного и надежного способа защититься от преждевременной и нежелательной беременности, но сказать точно, что данная методика не имеет никаких недостатков – никак нельзя.

Те девушки, которые научились чувствовать свою овуляцию, могут в большинстве своем положиться на такой метод.

Многочисленные отзывы говорят о том, что календарный метод является не самым надежным и подходящим для молодых пар, но те, кто уже имеет в семье ребенка, может попытаться отследить все изменения, чтобы избежать дальнейшего зачатия.

Таблица, указанная выше, подскажет вам, какие сроки идеальны для зачатия, а в какие – не получится завести ребенка. Если вы ждете от этого метода 100%-ного результата, не полагайтесь полностью на календарный способ. Он идеален только для тех пар, которые желают завести ребенка и не знают, в какие дни наиболее комфортно этим заниматься.

Из недостатков метода контрацепции по календарю почти все девушки называют ненадежность. Ведь проследить каждое изменение в своем организме иногда невозможно в суете дней. Сегодня вы заняты делами с самого утра и не успели померить температуру или уточнить характер выделений? Уже нарушается точность и безопасность данного метода. Многих именно этот фактор и заставляет задуматься над целесообразностью применения календарного метода.

Виды исследований

При написании дипломных проектов используют следующие разновидности методов научных исследований:

  • Общенаучные. В эту группу входят теоретические методы.
  • Частные. Здесь представлены практические методы.

Чтобы правильно выбрать методы, соответствующие задачам, поставленным темой дипломной, необходимо подробнее остановиться на каждом виде.

Теоретические методы

Эти методы считаются универсальными, обычно они помогают студенту систематизировать существующие научные факты в своей работе.

  • Анализ. При помощи данного метода исследователь разбирает изучаемый предмет (явление) на свойства и признаки, тем самым глубже познавая его. Методом анализа сравнивают музыкальные и художественные стили, свойства оборудования, стилистику литературных произведений.
  • Синтез. Данный способ противоположен предыдущему, с его помощью соединяют (синтезируют) различные свойства предмета для более пристального исследования.
  • Моделирование. Применяя такой метод, студент разбирает реальное явление с теоретической точки зрения, моделируя ситуацию по своему выбору, и получая результаты, которые в действительности практически невозможно получить.
  • Аналогия. Метод позволяет найти сходство между различными предметами (явлениями), основываясь на общих признаках.
  • Дедукция. Метод предполагает вынесение глобальных выводов на основе множества мелких деталей.
  • Индукция. Противоположный предыдущему метод, позволяющий ориентироваться в исследовании на общую картину явления и, отталкиваясь от нее, рассуждать о частностях.
  • Классификация. Применяя этот способ, студент разделяет предметы (явления) на группы, ориентируясь на общие признаки между ними. Классификация полезна, когда необходимо обобщить информацию, сделать ее легкой для восприятия.
  • Абстрагирование. При абстрагировании исследователь игнорирует общие характеристики предмета (явления), сосредотачиваясь на одном его свойстве.

Важно! Абстрагирование, возможно, самый распространенный метод исследования, применяемый при написании дипломной работы гуманитария. С помощью этого способа было совершено немало открытий, а также исключительно важных закономерностей в психологии, педагогике и философии

  • Формализация. Данный метод позволяет передать сущность явления при помощи схем, чертежей, символов или формул. Считается, что такой подход позволяет лучше понять особенности изучаемого предмета.
  • Конкретизация. Этот способ предполагает скрупулезное, детальное изучение предмета в реальном времени и условиях.
  • Аналогия. Применяя данный метод, студент исследует сходство предмета изучения с другим предметом (явлением), основываясь на общих признаках.

Практические методы

Любая дипломная работа предполагает использование как теоретических, так и практических методов исследования.

  • Наблюдение. Суть данного метода заключается в сборе нужных данных на основе визуального восприятия.
  • Сравнение. Данный способ считается одним из самых распространенных. Применяя его, студент сопоставляет несколько предметов по одному признаку.
  • Измерение. Этот метод является одним из самых точных. Он предполагает определение физических параметров, относящихся к предмету исследования.
  • Эксперимент. Применяя этот способ, исследователь наблюдает за предметом или явлением в конкретных, определенных именно им условиях. Эксперимент может также использоваться для доказательства или опровержения научных предположений.
  • Моделирование. Данный вид изысканий представляет собой создание макета предметов с целью их пристального исследования и определения практической ценности (работоспособности). Без данного метода невозможно обойтись при конструировании объектов, оборудования, зданий и так далее.
  • Интервью. Используя этот способ, студент проводит беседу с человеком, обладающим определенной информацией, касающейся темы исследования.
  • Анкетирование (опрос). Этот метод позволяет найти нужные данные путем опрашивания какого-либо количества человек. Целью анкетирования, как правило, является подтверждение или опровержение ранее установленных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector