Методы исследования в дипломной работе: какие существуют, требования, которые к ним предъявляются и примеры

Варианты использования методологии

При выборе приёмов исследования необходимо отталкиваться от темы научного проекта, а также его целей и задач. Теоретические и практические средства должны соответствовать содержанию исследовательской работы. Расшифровывать и прописывать классификационную принадлежность методов не требуется. Также не надо приписывать лишние приёмы, поскольку преподаватель может поинтересоваться, зачем и где они использовались.

Примеры методов исследования в курсовой работе:

  • Педагогика. В курсовом проекте был использован анализ теоретической базы, классификация, аналогия и обобщение полученных результатов. Практическая часть включала методы наблюдения, описания и опроса.
  • Психология. Главными методами этой работы были классификация и сравнительный анализ. Для практической части использовались способы наблюдения, анкетирования, опроса и анализа полученной информации.
  • Юриспруденция. Методологическая основа курсовой работы включает: анализ, аналогию, классификацию и обобщение полученных данных. Частнонаучная методология состоит из сравнительно-правового и технико-юридического метода, а также нормативно-правового анализа.
  • Лингвистика. Методологическая база включает сравнительно-языковой и сравнительный анализ, классификацию, синтез научных концепций и гипотезу.
  • История. Для раскрытия темы этой работы использовались методы сравнительно-исторического анализа, изучения архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервью ветеранов Великой Отечественной войны и обобщения.
  • Экономика и финансы. В курсовом исследовании использовались следующие методы: анализ, синтез и классификация полученной информации, библиографический анализ и экономические расчёты.
  • Математические дисциплины. Методологическая основа научного проекта включает классификацию, сравнение, синтез, обобщение, математическое моделирование, функциональный анализ и методику дифференциальных уравнений.
  • Информационные технологии. Для курсового проекта применялись научный анализ, классификация, сравнение, обобщение и дедукция. Из специальных методов использовались компьютерное моделирование, системный анализ и информационно-аналитические технологии.

Максимально точные результаты можно получить только с правильно подобранными методами. Они должны соответствовать объекту и предмету исследования, задачам и собранным данным. А также необходимо, чтобы используемые приёмы были научно обоснованными и взаимосвязанными друг с другом. Когда методы соответствуют логике рассмотрения, они дают новые и надёжные результаты для научного исследования.

Детально о теоретических методах

Представление общей основной картины в нужном случае — непродуктивное занятие. Логичнее станет писать конкретнее и начать исследование/обзор каждого способа анализа по отдельности.

Аналогия

Первая ассоциация с названием метода исследования — нужно предлагаемое сравнить при ведении сопоставления. За основу студент и преподаватель берут научный анализ двух объектов с определенными точками пересечения в универсальных характеристиках. Взаимоисключающие по основным параметрам предметы/явления в подобном случае не рассматриваются.

При оценке эффективности метода “аналогии” нельзя причислять его к носителю стопроцентной информации. Рекомендуется использовать универсальный способ при отсутствии доступа к нужному объекту. Приведем простой пример. Во время работы над проектом по палеонтологии объектом исследования преподаватель определил мамонта или смилодона (саблезубую кошку). В экстренном случае не обойтись без метода аналогии с похожими на них современными животными. Тема становится довольно интересна. Студент в выигрыше, и преподаватель доволен.

Абстрагирование

Общий универсальный объект исследования обладает множеством основных свойств и качеств. В рамках одной темы анализ всех характеристик не понадобится. Иначе работа, конкретная область изучения и научный проект в целом превратятся в “мозаику” из разных фактов.

Каждый из них по отдельности останется достоверным элементом, но из общей картины способен выпасть. Студент должен выбрать основное качество объекта, которое имеет непосредственное отношение к проекту.

Возьмем в качестве примера научный проект на тему “Литература начала XX века в призме изменений последующего столетия”. Без применения метода “абстрагирования” ваша курсовая работа превратится в диссертацию из нескольких томов.

Останавливаемся на основных стилях, течениях, известных литературных школах того периода. Не помешает обозначить размышления известных личностей с наиболее интересными их наработками. В сторону студент убирает описание/анализ изданий, виды печати литературы и прочие ненужные факты.

Обобщение

Определения одного объекта может не хватить для полного раскрытия темы курсовой

Речь не идет об игнорировании важного метода — “абстрагирования”. Достаточно заняться формированием крупных групп по основным и схожим признакам

Далее общий научный процесс систематизации немного усложняется. Необходимо правильно подойти к обобщению. При индуктивном варианте конкретное свойство расширяется в пределах одной группы. Анализ “свеклы” студент переводит в изучение “корнеплодов”.

При аналитическом обобщении ранее универсальная индукция устраняется. Основной процесс происходит в рамках логической цепочки “одно суждение — другое”. Работает исключительно мысль без возможности применить основные знания на практике. Не составит труда изучить свеклу в реальности. Безнадежнее обстоит работа с планетой Марс в контексте непосредственного изучения нужного небесного тела.

Синтез

Разделить объект/явление на основные важные составляющие — не краткосрочный процесс. Не меньше времени займет синтез, при котором компоненты соединяют в единое целое. Без глубинного анализа создать общую картину целостного объекта невозможно даже специалисту.

Представим себе общеобразовательное заведение как объект наблюдения. Перед студентом поставлена задача — обрисовать в общих чертах сложившуюся в его стенах ситуацию. Родители должны знать, в каких условиях предстоит обучаться ребенку.

Вникать в сложные цифры и проводить анализ по понятной причине станут единицы из них. Зато родителей заинтересует структура учебного заведения и анализ основного штата сотрудников. Сколько среди преподавателей заслуженных педагогов, какие зоны комфорта находятся на территории учреждения. И с помощью синтеза складывается общее впечатление от универсального объекта.

Виды лабораторных исследований в медицине

Анализы классифицируются по типам забираемых для их проведения материалов. Исходя из этого, соответственно выделяется:

  • Анализ крови. Является самым важным из всех лабораторных исследований. Позволяет выявить любые стадии отклонений и изменений органов и систем человека. Подразделяется на общий и биохимический анализы.
  • Анализ мочи. Данный вид исследования применяется преимущественно для диагностирования заболеваний мочеполовых путей и органов даже на их начальной стадии.
  • Анализ кала. Такой вид лабораторного исследования позволяет выявить нарушения функций желудка и кишечника, пищеварительного тракта. По данным анализа можно определить наличие воспалений ЖКТ, печени или желчного пузыря, а также узнать, присутствуют ли в организме паразиты.
  • Микробиология. Иначе называемая микробиологическим анализом, она позволяет обнаружить вредоносные микроскопические организмы.
  • Гистология. Гистологический анализ позволяет обнаружить злокачественные или доброкачественные онкологические новообразования. Подразделяется на микроскопический и культуральный методы.
  • Цитологический анализ. Представляет собой вид лабораторного исследования, который позволяет диагностировать новообразования.

Что такое эмпирические научные основы?

То есть мы с вами разобрались, что любая научная теория имеет свой базис (теоретические основания), на котором она строится. Научные основы – это характерные струк­турные элементы знаний любой науки, не зависимо от того, является она фундаментальной или же прикладной.

Какие же бывают научные основы? В качестве примера предлагаю выделить несколько их видов, не претендуя на полноту их описания.

В первую очередь – эмпирические основы. Это та экспериментальная база, которая и побуждает любого исследователя искать теорию, которая научно описала бы интересные и необычные факты, которые не могут быть объяснены в рамках уже существующих теорий. Эмпирические основы должны иметь возможность воспроизводства в эксперименте, иначе они не могут быть восприняты научным сообществом в качестве доказательной базы.

Известным примером из этой «оперы» является «чайник Рассела». Он писал: «Если бы я стал утверждать, что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник, никто не смог бы опровергнуть моё утверждение, добавь я предусмотрительно, что чайник слишком мал, чтобы обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов». Поэтому эмпирическая основа очень важна в качестве доказательной базы исследования. Думаю, когда-нибудь в честь ученого этот чайник все же будет запущен в космосе по данной орбите.

Практические средства

Эмпирические методы применяют в экспериментальной части исследовательской деятельности. Они исследуют практику и её результаты. На основании полученной информации и теоретических средств делают умозаключения.

Известные практические способы:

  • Эксперимент. Самый действенный приём выступает главной составляющей для серьёзной научной деятельности. С его помощью исследователь вмешивается в настоящие условия действия и возникновения явлений. Главные принципы эксперимента — повторяемость и доказательность. Для опытов создают определённые условия. Этот метод наглядно демонстрирует и открывает то или иное свойство предмета. Действия во время проводимого эксперимента должны иметь возможность повторяться.
  • Наблюдение. Это средство применяется при любом научном познании и выступает ключевым исследовательским методом. Наблюдателю необходимо смотреть за нужным объектом и фиксировать все важные для работы нюансы.
  • Измерение. С помощью этого метода фиксируются любые физические параметры объекта (длина, ширина, вес, рост, объём). Полученные результаты выражаются в численных показателях и единицах измерения.
  • Моделирование. Модель представляет собой уменьшенную и структурированную копию или имитацию изучаемого объекта. Предметное моделирование предполагает исследование отдельной части аспекта. При знаковом способе используются чертежи, схемы, формулы. Третий вид заключается в мысленных процессах или операциях, проводимых на компьютере.
  • Интервью. Сущность метода — личный разговор с человеком, который может донести нужную информацию. Индивидуум может выступать объектом исследования. Интервью отличается регламентированным характером. Во время разговора человек отвечает на вопросы. Интервьюер заранее их формулирует, чтобы без задержек получать необходимые ответы.
  • Беседа. Приём напоминает интервью, но он обладает более непринуждённым характером. Во время беседы интервьюер может задавать спонтанные вопросы и озвучивать своё мнение.
  • Анкетирование, опросы. Методы охватывают большую группу людей. Оба способа включают заранее составленные вопросы, которые иногда задаются с несколькими готовыми вариантами ответов. Но есть между этими методами и отличия. Анкетирование для респондентов проводится только в письменной или компьютерной версии, а опрос может быть и в устной форме.

Практические (частные) методы исследования

В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.

Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.

А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • измерение;
  • эксперимент;
  • измерение;
  • практическое моделирование;
  • беседа и интервью;
  • опрос и анкетирование;
  • описание.

Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.

Наблюдение

В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.

Сравнение

Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Эксперимент

Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.

Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый

Измерение

Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.

Практическое моделирование

В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование может быть:

  • предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
  • знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
  • мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).

Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.

Беседа и интервью

Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.

Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам

Опрос и анкетирование

Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.

Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.

Описание

Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Какие существуют методы

Есть 2 большие категории методов:

  1. Общие. Их можно применять в любой отрасли и науке, при любой теме исследования;
  2. Частные. Они используются в определенной сфере.

Общенаучные методы

Общенаучные используются давно и подходят для любых теоретических разработок и практических экспериментальных проектов. С их помощью вы можете обработать источники информации, документы, данные, полученные эмпирическим путем, статистические сведения.

Рассмотрим несколько универсальных вариантов. Их можно разделить на теоретические и эмпирические.

Теоретические

 

Метод

В чем заключается

1

Анализ

Объект раскладывают на части, а затем последовательно описывают. Вначале характеризуют частные положения, а затем, опираясь на них, изучают основные принципы

Очень важно детально рассматривать и разбирать факты и явления.

2

Синтез

Здесь важно характеризовать объект исследования путем описания связей и зависимостей каждой из его частей. Главный принцип — обобщение и соединение.

3

Сравнение

Здесь предполагается, что вы будете сопоставлять предметы или явления и искать их сходства и различия.

4

Индукция

Предполагает изучение частных фактов и положений, которые приводят к общей мысли

Чтобы сделать заключение о качестве или признаках какого-то множества, не нужно изучать все множество. Достаточно изучить какую-то показательную их часть.

5

Дедукция

Работает противоположным индукции способом. Есть какая-то общая мысль, и чтобы ее изучить, нужно вывести из нее частные положения.

6

Аналогия

В его основе лежит перенос известных сведений о предмете на пока не изученные предметы.

7

Конкретизация

Объекты рассматриваются и изучаются в реальных условиях существования.

8

Абстрагирование

У каждого объекта есть основные и второстепенные признаки, свойства, качества. Абстрагирование исключает второстепенные, чтобы сконцентрироваться на основных.

9

Моделирование

Явлению или предмету ищут аналог, но обязательно с отличительными признаками оригинала.

10

Классификация

Суть его в том, чтобы распределить предметы и явления по группам. В качестве критерия распределения нужно брать общий признак или отдельный показатель.

11

Системный анализ

Объект или предмет оцениваются как система. Учитываются все факторы, которые на них влияют.

А теперь обратимся к эмпирическим

 

Метод

В чем заключается

1

Формализация

Это когда вы передаете структуру или сущность объекта знаками: схемами, формулами и математическими символами.

2

Эксперимент

Создаются искусственные условия, в которые помещается объект. В ходе его нахождения в этих условиях фиксируются результаты. Перед началом эксперимента не забудьте составить четкий план.

3

Наблюдение

Данные об объекте изучения собираются с помощью различных органов чувств. Чтобы данным можно было доверять, позаботьтесь о выполнении всех необходимых для этого условий.

4

Изучение док-ов

Это дополнительный способ узнать больше о предмете, получить ранее неизвестную информацию.

5

Измерение

Суть измерения — получение различных цифровых данных, выражающих различные качества объекта исследования.

6

Опрос

То же, что интервью и анкетирование. Характерен для гуманитарных дисциплин. Проводится устно или письменно.

Частные методы

Частные — это те методики, которые характерны для отдельной специальности. Обычно они прописываются в методических рекомендациях, учебных пособиях и находятся на кафедре или у научного руководителя. Именно с их помощью получают наиболее качественные данные.

Рассмотрим 3 дисциплины и характерные для каждой из них методы.

Экономика. Исследовать эту дисциплину лучше всего с помощью:

  • анализа (нормативного, позитивного, статического и др.);
  • экономико-математического моделирования;
  • построения экономических гипотез.

Филология. Лучше поддается исследованию при помощи:

  • анализа (мотивного, дистрибутивного, дискурсного и др.);
  • лингвистического эксперимента;
  • дихотомии;
  • контент-анализа;
  • трансформационного синтеза и анализа;
  • лексикографической статистики и др.

Педагогика и психология. Изучается легче, если:

  • изучать результаты творчества учеников;
  • брать интервью, организовывать беседы;
  • создавать включенное наблюдение;
  • организовывать тестирование и анкетирование и др.

Приемы метода анализа

Подбор приемов зависит от нескольких факторов, например, от области исследования

Процесс анализа предусматривает обращение к приемам этого метода:

  • детализация – подача расширенных сведений, данных, детальный анализ наиболее примечательных (важных) аспектов проблемы исследования;
  • классифицирование (группировка) – распределение объектов на группы по конкретным признакам (критериям);
  • индексный прием – за основу анализа берется 2 фактора (показателя) один из которых количественный, а другой – качественный;
  • сравнение – выявление сходства и отличий между двумя и больше объектами;
  • графический прием, когда анализ дополняют графиками, диаграммами, схемами;
  • балансовый метод – определение влияния нескольких факторов на обобщающий показатель (сравнивают разные аспекты одного объекта).

Это универсальные приемы для всех научных направлений, но список можно продолжить, дополняя специальными приемами определенных областей.

Обратите внимание! В некоторых источниках эти приемы называют методами, которые составляют аналитическую методику. Подбор приемов зависит от нескольких факторов:

Подбор приемов зависит от нескольких факторов:

  • область исследования;
  • тема;
  • объем работы;
  • особенности взаимодействия с другими методами, используемыми в работе.

Использования двух и более приемов позволяет сделать полный, детальный разбор объекта/явления.

Для работ небольшого объема достаточно одного приема, но использовать его нужно качественно и «по полной».

Базовые методы исследования

На сегодняшний день биология представляет собой отдельную изучаемую науку, но до ХХ века она подходила под понятие «пакет наук». Ее тесно связывают с биохимией, биофизикой, космической и молекулярной биологией, экологией (в данный момент она представляет отдельную науку).

Существует теоретическое разделение биологии на следующие области:

  • общую — молекулярная, клеточная, тканевая, раздел органов и систем, раздел популяция и природные сообщества;
  • наука организмов — ботаника, зоология, микология, микробиология.

Универсальные пути исследований

Суть любого научного исследования — это использование методов познавательного характера, методологии и экспериментов в общей совокупности. Такие пути изучения предмета позволяют описать, классифицировать, объяснить и частично предположить дальнейший путь развития любого микроорганизма. Классификация методов биологических исследований в таблице:

Метод Суть метода
Описательный Применялся учеными в глубокой древности. Состоит в сборе фактического материала, наблюдении, описании различных объектов, явлений и их свойств в определенной среде.
Сравнительный Сравнение и систематизация полученных при использовании других методов данных. Основное применение — анатомия, эмбриология, клеточная теория, палеонтология и проч. В современных исследованиях сравнительный метод часто заменяют на мониторинг, как более эффективный путь изучения предмета. Мониторинг позволяет проводить постоянное наблюдение, создавая отдельную биосферу или экосистему для конкретного объекта. Тщательное мониторинговое исследование включает в себя аналитику и дальнейший прогноз в отношении изучаемого предмета или явления.
Исторический Выяснение закономерностей в возникновении живых организмов и их развитии, в становлении как структуры, в функциональности на фоне геологической истории земного шара. Метод позволил создать учение об эволюционном развитии органического мира.
Экспериментальный Исследование основано на практическом опыте изменения базовых (природных) данных и на результатах наблюдений. Эксперимент может быть полевым или лабораторным. Именно он показывает самую полную и достоверную картину.

Этапы эмпирической стадии

Описываемые в таблице основные методы изучения биологии составляют эмпирическую стадию познания этой естественной науки. Данная стадия состоит из нескольких обязательных шагов. Их соблюдают в определенной последовательности, но перед этим необходимо поставить цель, сформулировать задачу, выдвинуть гипотезу. А далее ученый приступает к сбору доказательств:

  1. Наблюдение явления, процесса, объекта или смоделированного эксперимента.
  2. Фиксация полученных данных, их максимально строгая оценка.
  3. Первичная обработка данных на предмет выявления закономерностей и связей. Классификация информации, описание с помощью специализированной научной терминологии.
  4. Сравнительный анализ с ранее полученными данными.

Виды методов исследования

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение;
  • интервью;
  • анкетирование;
  • опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • фотографирование;
  • счет;
  • измерение;
  • сравнение.

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент;
  • лабораторный опыт;
  • анализ;
  • моделирование;
  • исторический;
  • логический;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение;
  • абстрагирование;
  • идеализация;
  • формализация;
  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Цель научного исследования

Цель — это конечный результат, на который преднамеренно направлено исследование. Независимо от темы, научное исследование может иметь лишь одну цель. В редких случаях допускается ее разделение на две части, но в таком случае между ними обязательно должна быть логическая взаимосвязь. 

Выявление цели фактически вытекает из проблематики научного исследования, которая, в свою очередь, определяется темой. Она может выражаться поиском ответа на какой-либо вопрос, либо быть связанной с решением какой-нибудь проблемы. Довольно часто цель созвучна с названием научного труда.

Под целью научного исследования, в большинстве случаев, подразумевается следующее:

  • Разработка методов решения проблемы.
  • Детальный анализ проблемы.
  • Поиск возможностей для усовершенствования какого-либо процесса, метода и пр.
  • Определение причинно-следственных связей между явлениями.
  • Нахождение закономерностей в ходе процессов.
  • Изучение характеристик явления.

Пример 1. У научной работы на тему «Изменение средств массовой информации в эпоху развития интернета» цель может быть такой: «Выявить отличия современных средств массовой информации от изданий, которые выходили в 60-80-тых годах ХХ столетия».

Пример 2. Если тема статьи звучит как «Эндоскопическое оперативное вмешательство при хроническом холецистите», то его целью является «Определить показания и разработать методы эндоскопических операций при хроническом холецистите».

Цель должна быть сформулирована максимально кратко, четко и ясно, чтобы даже человек, не разбирающийся в теме, мог сразу понять, о чем идет речь. Как правило, ее описание начинают с фраз: «целью исследования является…», «цель работы состоит в том, чтобы…» либо «цель научного исследования заключается в…». Для дальнейшего изложения рекомендуется применять следующие ключевые слова: «определить», «разработать», «выделить», «выявить», «установить», «изучить», «расследовать» и пр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector