Кто такой звукорежиссер? что за профессия, чем занимается?

Особенности профессии

Звукорежиссер – одна из ключевых профессий в кино, на телевидении, в шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической.

Звукорежиссёра иногда путают со звукооператором. Однако главная задача звукооператора – качество звука и его сбалансированность. А у звукорежиссёра задача значительно шире. Он не только отвечает за качество звукового ряда, но и работает над его драматургией, над созданием звуковых образов. Звукоряд (фонограмма) должен соответствовать сценарию и режиссёрскому замыслу.

В арсенале опытного звукорежиссёра есть множество уже записанных шумов – от журчания ручья до ударов лома по заледенелой дороге. Но обычно непосредственно во время озвучки он записывает так называемые синхронные шумы, имитирует звучание происходящего на экране. Например, на экране герой убегает от погони по груде гравия. Как изобразить прямо в студии звуки шагов по гравию? У звукорежиссера есть на этот счёт свои хитрости. Например, можно принести в студию немного гравия и шагать по нему синхронно с человеком на экране.

Для имитации звуков в студиях специально хранятся материалы разной фактуры:  паркет, асфальт, камни, тростник и пр.  Там же хранятся предметы, издающие разные звуки. Например, двери из всевозможных материалов – каждая из них скрипит по-своему. И конечно, в хорошей студии обязательно есть приспособления для создания звуковых эффектов: эффект пустой комнаты, эха и пр.

В процессе озвучки звукорежиссёр контролирует синхронность  звука и изображения, руководит монтажом звука. Когда все элементы звукоряда готовы, он занимается их сведением,  т.е.  перезаписывает исходные элементы звукоряда в единую фонограмму.

Звукорежиссёру подчиняется звуковой цех, в котором, в частности, работают звукооператор, микрофонный оператор (управляет микрофонами в процессе съёмки),  монтажёр звука.

Сами звукорежиссёры признаются, что выбрав эту профессию, ты неизбежно привыкаешь прислушиваться к звукам окружающего мира, запоминать их. Это развивает особое чутьё на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного озвучания.

В искусстве кино звуковое решение фильма рассматривается как художественное произведение. И работа звукорежиссёра отмечается особыми премиями на кинофестивалях.

Например, знаменитый фильм «Матрица» в 2000 году получил Премию Британской киноакадемии за лучший звук, и сразу двух «Оскаров»: в номинациях «Лучший звукорежиссёр» и «Лучший звук». На радио и телевидении звукорежиссёр разрабатывает звуковое оформление передач, анонсов, заставок. Он также работает на трансляциях различных событий, ток-шоу, новостей и пр. в прямом эфире. На телевидении это означает постоянную работу в команде. Звукорежиссёр выполняет указания режиссёра программы и находится в контакте с линейным монтажёром,  со  звукотехниками, телеоператором, редактором, продюсером. На телевидении звукорежиссёр может также участвовать в создании фильмов, телеспектаклей.

Звукорежиссёр в театре, на концертных площадках занимается звуковым оформлением действа, также применяя различные музыкальные произведения, шумы и пр. Он разрабатывает вместе с режиссёром концепцию этого оформления и воплощает её в жизнь. А в ходе представления следит за качеством звука и своевременностью подачи.

Требования работодателя

Набор требований, выдвигаемых к звукорежиссеру работодателем, зависит от конкретного места трудоустройства. В основном понадобится наличие:

  • опыта работы (портфолио);
  • музыкального слуха;
  • знания специального программного обеспечения (редакторов Sound Forge, Samplitude, Nuendo, Vegas и подобных);
  • умения обращаться со звуковыми пультами и другим профессиональным оборудованием;
  • знания нюансов акустики в театральном и концертном залах, а также теории режиссуры и актерского мастерства;
  • высшего образования.

Кроме всего перечисленного, специалист не должен бояться микрофона. Зажатость и скованность могут перечеркнуть даже идеальный слух и серьезный багаж теоретических знаний.

Какие требования предъявляются к специалистам?

Говоря о профессии звукорежиссер, стоит учитывать не только те требования, которым он должен соответствовать, но и уровню подготовки. Причем уровень знаний и умений должны полностью соответствовать месту его занятости.

Например, если дело касается концертной деятельности, то здесь ему нужно уметь обеспечивать нужное качество звука во время концертов или на выступлениях. Именно звукорежиссер должен знать, как правильно расставить все необходимое оборудование. Они проводят тестирование всей необходимой аппаратуры.

На телевидении или радио, звукорежиссеры должны будут квалифицированно осуществлять монтаж звукового ряда. Они могут заниматься разработкой специальных заставок или отбивок.

Кроме того, чтобы считаться профессионалом, звукорежиссер обязан:

  • осуществлять подборки, предназначенные для решения различных задач;
  • умело руководить расстановкой музыкального оборудования;
  • уметь осуществлять тестирование имеющегося музыкального оборудования перед мероприятием;
  • проводить звукозапись всех необходимых композиций, которые потребуются в дальнейшей работе;
  • проводить контроль качества исполнения музыкальных композиций;
  • осуществлять запись голосов актеров в процессе озвучки фильма или записи фонограммы;
  • уметь делать аранжировку различных музыкальных композиций;
  • умело использовать фонограммы во время работы:
  • контролировать качество настройки оборудования для воспроизведения звука и звуковых эффектов, настройку оборудования.

Это далеко не самый полный перечень всего, что должен знать и какими знаниями обладать специалист звукорежиссер.

Установленные должностные обязанности звукооператора, который работает в Доме культуры

Должностные обязанности для звукооператора Дома культуры:

  • работать над режиссерским сценарием, звуковым сопровождением спектаклей;
  • проводить предварительные записи, чтобы затем использовать их в постановках;
  • осуществлять шумовое и звуковое сопровождение постановок в Доме культуры;
  • назначать звукотехническое оборудование для проведения записей и репетиций;
  • принимать участие в актерских репетициях, просмотрах, сдачах;
  • использовать акустическую специфику сценической площади при разработке мизансцен;
  • поддерживать техническое качество, высокую художественность звука;
  • руководить расстановкой оборудования, пробами звуковых эффектов;
  • контролировать монтаж звуковых записей;
  • пополнять шумотеку.

Знания, умения и личностные качества

Профессиональный звукорежиссер от а до я знает все нюансы записи и умеет обрабатывать звук, обладает навыками использования специальной аппаратуры (цифровой и аналоговой). Если говорить конкретнее, ему потребуются знания технологии съемок и их озвучивания, а также правил и схем установки микрофонов. Он должен отлично разбираться в физике звука, особенностях акустики в помещениях разного типа. К примеру, при работе с оркестром надо знать, как звучат различные музыкальные инструменты (учесть силу, направленность, высоту)

Это крайне важно для грамотной расстановки микрофонов

Звукорежиссеру для успешной работы потребуется ряд


личностных качеств. Он должен обладать:

  • музыкальностью;
  • художественным восприятием и фантазией;
  • отличным слухом;
  • хорошей памятью на звуки;
  • способностью быстрого освоения звукозаписывающей и звукообрабатывающей техники;
  • эрудицией (общей и музыкальной);
  • стремлением к самосовершенствованию и отслеживанию творчества коллег по цеху.

Секрет долголетия проекта

Съёмки одного сезона «Битвы экстрасенсов» длятся от 4 до 6 месяцев.

Сейчас у нас работает 5-6 редакторов, которые устраивают безумные мозговые штурмы, чтобы придумать испытание. Вторая сложность — состыковать героя, локацию, группу, операторов, всю службу в одном и том же месте. Редакторы часто сидят до утра. На первом этапе отбора героев программы — это тысячи человек по регионам, потом приходим к 300 человек. После этого отбирается 30, а в проект попадают лишь 13 экстрасенсов.

Изначально этот проект был британский, но за рубежом прошло несколько сезонов и его закрыли, а у нас такая ментальность — люди всегда хотят знать, что у них будет завтра. Интерес к собственной личности как к таковой никогда не иссякает. Появились новые экстрасенсы, у нас бывает, что и дети участвуют в проекте. За 7 лет сменилось поколение телезрителей, которые смотрели первый сезон. Получается, что этот процесс бесконечен. Познать себя или познать что-то для себя — это будет интересно всегда. 

Средняя зарплата

На начальном уровне, как и в любой сфере, рассчитывать на «золотые горы» не стоит. Сначала идет наработка репутации, подбор своих методов работы и другие, не менее важные технические задачи. Для многих, кто предпочитает фриланс, встает вопрос приобретения соответствующей аппаратуры, поскольку без нее нужного качества не получить, а значит и заказчики будут не самыми выгодными с финансовой точки зрения. В начале карьеры можно рассчитывать приблизительно на 10–15 тыс., в мегаполисах планка повышается до 20–25 тыс. рублей. Предела уровню заработка практически нет. Топовые мастера берут за работу и по 100 тыс. в зависимости от объема работы и сложности задачи. Если работать на условиях официального трудоустройства, то зарплата составляет в среднем 35–60 тыс.

Типичный звукорежиссер — какой он?

Поскольку творческая стороны профессии звукорежиссер непременно сочетается с технической, люди, занимающиеся этой деятельностью, как правило, не только отлично разбираются в акустике и имеют твердые знания в области физики звука, но и «обременены» музыкальным вкусом, слухом и образованием.

Опытный звукорежиссер имеет в своем арсенале обширную библиотеку готовых или специально записанных сэмплов (шумов), от журчания ручья и звона разбитого стекла до воя полицейской сирены и скрежета автомобильных тормозов. Нередко специалист записывает в процессе своей деятельности и синхронные шумы — звуки, имитирующие звучание действа, которое разворачивается на экране. К примеру, для того, чтобы озвучить шаги героя фильма, который спасается от преследователей по тропе, щедро усыпанной гравием, можно рассыпать небольшое количество гравия непосредственно в студии и шагать по нему одновременно с экранным персонажем. В хороших студиях с целью качественной имитации звуков и эффектов организуют целые хранилища по-разному звучащих разнофактурных материалов и предметов.

В ходе озвучки специалист по звукорежиссуре контролирует, чтобы звуки и изображения шли синхронно, а также руководит процессом монтажа звука. После того как все составляющие будущего звукоряда приведены в готовность, он производит их сведение — то есть, перезаписывает «ингредиенты» в объединенную фонограмму с грамотно выстроенным балансом каждого из них относительно общей звуковой картины.

В подчинении у звукорежиссера студии звукозаписи находится так называемый звуковой цех, численность которого составляют звукооператор, монтажер звука, оператор по управлению микрофонами и другие специалисты. Поэтому звукорежиссер — должность не просто творческая, но и руководящая.

Многие профессионалы признаются, что, в отличие от многих других сфер деятельности, звукорежиссуру довольно сложно отделить от обычной жизни. Выбрав эту специальность, человек со временем неизбежно привыкает и вне рабочего места прислушиваться к окружающим его звукам, анализировать, компоновать и запоминать их. Развивается индивидуальное звуковосприятие, а также своего рода чутье на подлинность того или иного звука. Все это помогает музыкальному звукорежиссеру совершенствовать мастерство, в нужный момент заручаться вдохновением и в конечном счете добиваться максимально качественного звучания продукта своей профессиональной деятельности.

Значимость звукового решения

Звуковое решение фильма также является художественным произведением.

На кинофестивалях существует несколько номинаций, имеющих непосредственное отношение к звуковому решению фильма. Например:

  • фильм «Волшебник страны Оз» (1940) получил награду «Оскар» в номинации «Лучшая музыка» и ещё одну награду в номинации «Лучшая песня»
  • фильм «Доктор Живаго» (1966) получил награду «Оскар» — «Лучшая музыка» и награду «Золотой глобус» в такой же номинации.
  • «Космическая одиссея 2001 года» (1968) получила приз Британской академии в номинации «Лучшая музыка» (саундтрек).

Современные фильмы, получившие награды за звуковое решение:

«Южный Парк: Большой, длинный, необрезанный» (2000) Награда MTV 2000 — «Лучший музыкальный ряд».

  • «Матрица» (1999) Британская киноакадемия 2000 — Лучший звук
  • Оскар 2000 — Лучший звук
  • Оскар 2000 — Лучший звукорежиссёр

«Почти знаменит» (2000) Британская киноакадемия 2001 — Лучший звук

  • «Мулен Руж!» (2000) Британская киноакадемия 2002 — Лучший звук
  • Британская киноакадемия 2002 — Награда Энтони Эскуита за музыку
  • Золотой глобус 2002 — Лучшая музыка
  • Награда MTV 2002 — Лучший музыкальный ряд

В настоящее время, с появлением систем многоканального объёмного звука, значимость работы звукооператора и звукорежиссёра только увеличивается. Без их участия не обходится ни один современный фильм.

Кто такой звукорежиссер?

Звукорежиссер – работник звукового цеха, отвечающий за создание концепции звука и звуковых образов, формирование звуковой драматургии и обработки/реставрациии звукового ряда. Другими словами, это специалист, который производит запись, воспроизведение, компоновку и обработку звуковых компонентов с использованием специальных технических средств.

Профессия появилась одновременно с возникновением кинематографа и различных технических средств, позволяющих воспроизводить и записывать звуки, что позволяет говорить о ней, как об относительно молодой специальности. Однако предпосылки для возникновения профессии режиссера появились еще в далекой древности, когда шаманы с помощью имитации природных звуков пытались «управлять» непредсказуемой погодой. Кстати, первооткрывателем звукорежиссуры, по мнению многих специалистов, стал Сергей Эйзенштейн, который применил для озвучивания своих фильмов революционные на тот момент приемы сознательной деформации звука и звукового монтажа.

Это одна из тех профессий, развитие и возможности которых зависят не только от уровня мастерства специалиста, но и от достижений науки и техники: чем современнее и «навороченнее» аппаратура звукорежиссера, тем больше возможностей у него для создания концептуально новых звуков, неожиданных звуковых решений и принципиально новых способов обработки звукового ряда.

Независимо от места работы (а звукорежиссер очень востребован практически во всех сферах, где так или иначе используется звуковое сопровождение (телевидение, радио, музыкальные студии, шоу-программы и т.д.) в обязанности звукорежиссера входит: запись синхронных шумов, синхронизация звука и изображения (или происходящего на сцене), руководство процессом речевого озвучания и монтажом звука, сведение звукоряда и управление подачей звука (регулирование громкости и частоты, переключение одного источника звука на другой и т.д.).

Отметим, что для создания новых и синхронных звуков звукорежиссеры порой используют не только профессиональное оборудование, но и самые обычные материалы и предметы, которые можно встретить повсеместно: миску с галькой для воспроизведения звука шагов, картонные стаканчики для имитации топота копыт, хомус для подражания кукушке и т.д. В целом же, у опытного звукорежиссера в арсенале всегда имеется огромное количество уже записанных звуков (от птичьих трелей до шума работающего двигателя гоночного болида), которые позволяют создавать уникальные звуковые образы.

Кто это такой и что делает?

Одна из главных особенностей специальности заключается в том, что работа может выглядеть очень по-разному, а востребован такой специалист во многих сферах деятельности. По сути, звукорежиссер – это тот человек, который отвечает за создание звуковых образов. Вы слышите музыкальное сопровождение и озвучку в кино или радиопостановках, на представлении в театре – ее собирает именно звукорежиссер.

Но должностная инструкция такого работника этим не ограничивается – если готового звукового эффекта в его распоряжении нет, он должен записать его самостоятельно, придумав, как воспроизвести необходимый звук, и проследив, чтобы качество записи было на уровне. Он же занимается дальнейшей обработкой звукозаписи.

Концертный звукорежиссер занимается иной деятельностью – это незаменимый помощник для дома культуры, где часто проходят живые выступления. В обязанности такого сотрудника входит обеспечение достойного качества звука, настраивать который приходится прямо в режиме Live. Аналогичным может быть описание деятельности звукорежиссера и на радио, но там он зачастую параллельно занимается еще и тем, что было описано выше – создает звуковые дорожки для рекламы, придумывает заставки, отбивки и так далее, занимается их записью и сведением. В таком контексте звукорежиссер может быть штатным сотрудником и в рекламном агентстве, и в звукозаписывающей студии, и еще много где. В современном мире не стоит удивляться звукорежиссуре как фрилансу.

Подытожить описание деятельности такого профессионала лучше тезисно. Он занимается следующим:

  • подбирает звуковые решения;
  • руководит монтажом аудиооборудования на сценах или в студиях, проверяет исправность его работы, вносит необходимые изменения;
  • записывает и редактирует звуковые дорожки – как музыкальные, так и голосовые, создает фонограммы;
  • отвечает за качество записи звука или живого звучания;
  • настраивает звук на любых публичных мероприятиях или прямых эфирах, следит за тем, чтобы качество передачи звука не падало независимо от развития событий;
  • разрабатывает аранжировки для композиций.

Что за профессия

Если говорить о задачах, которые должен выполнять звукорежиссёр, то необходимо иметь в виду, в какой сфере ведёт деятельность данный специалист. Если речь идёт о концертах и различных выступлениях, то звукорежиссёр занимается настройкой звука, оттачивают его качество, делают максимально качественным для уха зрителей и слушателей.

При работе в кинематографе, задачей звукорежиссёра является подбор музыкального сопровождения для тех или иных сцен, чтобы вызывать у зрителей определённые эмоции.

При работе на радио и телевидении, звукорежиссер подбирает звуковое сопровождение, монтирует композиции, в зависимости от смысловой нагрузки вещания.

В чем заключается работа звукорежиссера

Вести запись вообще не столь сложно, как может показаться тем, кто никогда не прикладывал руки к студийному оборудованию. Стоит нажать на кнопку «Rec» — и запись пойдет. Стоит нажать на нее снова — она остановится. Самое сложное – в доведении голоса «до ума», придании ему объемности, благозвучности. Можно даже «научить» петь того, кто этого никогда не умел (хотя, слушая песни современной эстрады в записи и вживую, я думаю, вы это знали и ранее), потратив всего несколько минут. А также – превратить за секунду голос брутального мужчины в голос писклявого мышонка из мультика, или голос нежной девушки – в голос сурового дьявола из Преисподней. Глухой шум моря, звук тормозов авто или стука в дверь также создаются просто добавлением на аудиодорожку соответствующего звука из библиотеки звуков, в которой содержатся миллионы подобных коротких хлопков, стуков и раскатов грома. Ограничивается все лишь вашей фантазией.

Профессиональные и карьерные перспективы

Чем больше знаний — тем большее количество компаний захотят видеть вас у себя. Вакансии стоит искать на звукозаписывающих студиях, в телерадиокомпаниях, а также в различных организациях, специализирующихся на проведении праздников. Выбор очень велик, потому что, повторюсь, профессия очень актуальна в настоящее время.

При поиске работы по специальности «звукорежиссура», важно подойти к этому ответственному занятию, уже имея определенные навыки. И чем больше их, тем, конечно же, лучше

Важно понимать, что если вы выбираете телерадиокомпанию, акцент нужно делать на одной технике. А для проведения праздников — на другой. Второе, кстати – это то, с чего можно начать новичкам. Там не требуется глубоких знаний предмета, а все ограничивается умением настраивать микрофон и работать со звуком. Вовремя включать и выключать музыкальное сопровождение

На собеседованииКак успешно пройти собеседование и устроится на работу обращают внимание на знание предмета, необходимое в соответствии со спецификой конкретной вакансии звукорежиссера. И, как говорилось выше, внимание на дипломе заостряют крайне редко

Продвижение по карьерной лестнице возможно именно на официальной работе – вас просто могут перевести в более престижный филиал. Как правило, туда, где не сосредоточено большое количество звукорежиссеров, поэтому повышение может быть только переходом из одной студии в другую, более раскрученную. Работая в одном месте, совершенствуете свои навыки и переходите на другой, более высокий этап своего развития

А сроки зависят только от вашей обучаемости и стремления никогда не останавливаться в развитии, что очень важно в этом деле

Плюсы и минусы профессии

Как и в любой другой работе, в профессии звукорежиссера можно отыскать как яркие и положительные черты, так и характеристики, которые относятся, скорее, к негативу. Выбирая специальность, стоит четко понимать, какие есть «за» и «против», потому рассмотрим, что да как. Начнем с преимуществ звукорежиссерской деятельности.

  1. Работа – творческая. Это не та деятельность, на которой можно надорвать спину. Звукорежиссером не становятся от безысходности – это мечта, к которой каждый идет целенаправленно.
  2. Есть ряд смежных профессий. Звукорежиссер требуется во многих областях, но нужен он, как правило, один. Однако при поиске вакансий это не станет проблемой, потому что есть похожие должности, которые можно занять со звукорежиссерским образованием. Звукооператор и оператор микрофона – альтернативные идеи того, как работать почти по профессии.
  3. Теоретически есть доступ к «звездам». Большинство людей видят своих кумиров в лучшем случае считанные разы за всю жизнь, да и то на сцене и на значительном удалении, причем за достойные деньги. Работая на радио, в звукозаписывающей студии или в престижном концертном зале, вы будете видеть их регулярно, прямо перед собой, да еще и бесплатно. Даже работая в провинциальном театре, вы будете общаться с интересными и всесторонне развитыми людьми, а не с простыми обывателями.

Все это, конечно, выглядит очень хорошо и интересно, но забывать о недостатках все-таки не стоит – они могут оказаться существенными.

  1. Забудьте про нормированный рабочий день. Если только вы не работаете на радио, сменщика у вас вполне может и не быть. Если оборудование не функционирует или вам никак не удается записать нужную дорожку, а выступление уже завтра, домой вы пойдете только ценой увольнения. График может оказаться очень плотным, и вы не всегда будете в него укладываться.
  2. Будьте готовы к командировкам или скромным заработкам. Лучших звукорежиссеров нередко разбирают те самые «звезды», чтобы возить их за собой в концертные туры. Такой режим жизни – на любителя, ведь не каждому понравится каждый день просыпаться и идти на работу в новом городе.
  3. Возможны существенные физические нагрузки. Ответственность за аппаратуру и хороший звук нередко означает, что носить все оборудование нужно самостоятельно.

Звукорежиссёр в кинематографе

Звукорежиссёр в кинематографе является участником съёмочной группы, руководящим звуковым цехом. Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучивания (фонограммы; саундтрек) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра.

Звукорежиссёр выполняет следующие функции:

  • осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;
  • отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;
  • готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.

В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.

Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.

Состав звукового цеха

Звукорежиссёр работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором (бум-оператором) и звукооператором).

Микрофонный оператор обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.

Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.

В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком. Однако ещё чаще эти функции приходится совмещать в одном лице, поскольку отношение работодателя к требованиям по комплектации звукоцеха организации обычно довольно скептическое. Вообще, звукорежиссёру часто приходится быть и звукоинженером, и микрофонным оператором, и помощником режиссёра/дирижёра, и т. п. Идеальный состав звукоцеха в настоящее время — два человека.

Описание профессии

Эта профессия – одна из самых важных на телевидении и на радио, в кинематографе и в шоу-бизнесе. Иногда ее путают с другими – родственными. Внесем ясность, в чем заключается различие между звукооператором и звукорежиссером.

Звукооператор – это специалист, который обеспечивает высокое качество звука и выдерживает его баланс. А вот задача звукорежиссера гораздо масштабнее. Ведь эта профессия сочетает в себе творческое начало с техничностью. Ее представитель не только несет полную ответственность за уровень качества звукоряда, но и привносит в него драматургию, прорабатывая образы. Кстати, последние должны органично вплетаться в сценарий и соотноситься с замыслом режиссера.

Арсенал звукорежиссера с опытом содержит большое количество записей разнообразных звуков – начиная от журчащего ручья и заканчивая ударами лома по льду на дороге. Как правило, синхронные шумы записываются прямо в процессе озвучивания. Они служат имитацией того, что делается на экране. К примеру, персонаж кинофильма бежит, спасаясь от преследователей, по россыпи гравия. Как передать в студийных условиях звук таких шагов? Специалист идет на маленькую хитрость. Он приносит с собой на работу гравий и шагает по нему в ногу с экранным героем.

Опытные звукорежиссеры отмечают, что у профессионала постепенно вырабатывается привычка сосредоточиваться на звуках природы и запоминать их. Таким образом у него развивается внутренний «определитель» подлинности звука. Этот «инструмент» очень важен для качественного озвучивания.

В кинематографе работа представителя этой профессии квалифицируется как отдельное художественное произведение. Ее даже отмечают на кинофестивалях особой премией. Это, вне всякого сомнения, относится к плюсам. Но есть и минусы. Принадлежность к индустрии развлечений и значительная загруженность требуют от специалиста часто оставаться в студии допоздна, иногда даже пренебрегать ради работы выходными. Помимо этого, он вынужден регулярно слушать звуки и музыку на высокой громкости. Со временем это может привести к снижению слуха.

Профессия звукорежиссер подойдет для подростков, которые:

Любят музыку, звук. И все, что с ним связано.
Имеют тонкий слух. Различают даже очень тихие звуки.
Знают, где добыть звук, который подойдет под определенное драматургическое действие.
Хотят работать в сфере создания видеоклипов. Кинематографе. Журналистике. И многом другом.
Являются креативными. Могут найти выход из любой ситуации. И сделать все для того, чтобы достичь требований режиссера.
Являются находчивыми. Умеют создавать звук из подручных материалов. Например, могут воссоздать шелест гравия, пройдясь по кубикам сахара.
Обладают звуковой памятью. На высоком уровне. Это нужно, чтобы у звукорежиссера была возможность запомнить звук. А затем воссоздать его при съемке кинокартины. Или клипа.
Развиты в музыкальном плане. Слушают много музыки. Знают различные звуки. А также классические музыкальные произведения.
Смотрят много фильмов

Уделяют особое внимание тому, как там работают со звуком.
Являются коммуникабельными. Могут быть как хорошим другом, так и строгим начальником

Которому необходимо сделать так, чтобы вся звуковая группа его слушала.
Знают меру. Не будут перебарщивать со звуковыми эффектами в видео. Будут вставлять в них только то, что действительно нужно. Ни больше, ни меньше.
Являются стрессоустойчивыми. Круглосуточно работать со звуком — очень сложно. Чтобы держать себя в тонусе, нужно обладать высокой стрессоустойчивостью. Иначе, можно сойти с ума.

Сколько платят звукорежиссерам

Профессия звукорежиссер — обучение

На студии звукозаписи

Работая на студиях звукозаписи, оплату будете получать по факту с каждого клиента. Тут может быть два вида: либо фиксированная стоимость одной песни и ее «сведения», либо стоимость времени, за которое записывается и «сводится» композиция. Но, в среднем, за каждую песню вы получите около 1 тысячи рублей. В день же можно зарабатывать и по 5, и по 7 тыс. Зависит от раскрученности звукозаписывающей студии, оборудования и города, где располагается студия. Можно и больше.

На телевидении и радио

Если же вы выбираете что-то вроде телерадиокомпаний, то в данном случае оплата вашего труда будет производиться  два раза в месяц. Примерно, 25-30 тыс рублей. С возможными переработками и премиями. Плюс — отпуск, больничный и прочие блага официальной работы. Многие выбирают работу на студиях, потому что здесь чаще всего работа неофициальнаяНеофициальное трудоустройств – плюсы и минусы нелегальной работы, но и зарабатывать можно больше, и все зависит от того, сколько времени вы готовы тратить на работу. Можете работать даже ночами, сутками, запасаясь энергетиками.

Ведущие преподаватели

Ирина Аркадьевна Алдошина

Профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки РФ, председатель Санкт-Петербургской секции Международного общества аудиоинженеров (AES), Член Координационного Научного Совета по акустике РАН, член Совета УМО МГИКИ. Алдошина И.А — учёный с мировым именем в области акустики. Соавтор учебника «Музыкальная акустика»

Наталья Алексеевна Соломонова

Профессор, доктор искусствоведения, член Союза композиторов РФ, Заслуженный работник культуры РФ.

Павел Вячеславович Игнатов

Доцент, кандидат искусствоведения.

Надежда Александровна Кулыгина

Доцент, кандидат искусствоведения.

Марина Моисеевна Мазур

Доцент, кандидат искусствоведения.

Надежда Николаевна Рахманова

Доцент, кандидат искусствоведения, ведущий звукорежиссер Новой сцены Мариинского театра.

Даниил Николаевич Смирнов

Доцент, кандидат технических наук

Владислав Викентьевич Хмылко

Доцент, кандидат физико-математических наук

Тимур Сергеевич Ястремский

Доцент, кандидат искусствоведения

Владимир Сергеевич Рябенко

Ведущий звукорежиссёр Мариинского театра, Заслуженный работник культуры Республики Южная Осетия

Максим Игоревич Кравцов

Старший преподаватель

Сергей Геннадьевич Рыльцев

Старший преподаватель, руководитель студии звукозаписи Санкт-Петербургского Дома композиторов

Мария Николаевна Соловьёва

Старший преподаватель

Александр Сергеевич Осколков

Старший преподаватель, член Союза композиторов РФ

Иван Владимирович Воробьёв

Старший преподаватель.

Юрий Сергеевич Смирнов

Старший преподаватель.

Андрей Викторович Чернышев

Старший преподаватель.

Евгений Викторович Дороган

Преподаватель.

Где водятся настоящие звукорежиссеры?

Профессия звукорежиссер является одной из ключевых не только в студиях звукозаписи. В театрах и на концертных площадках этот специалист осуществляет звуковое сопровождение действа, точно так же оперируя всевозможными шумами, музыкальными композициями и эффектами, а в ходе шоу отслеживая качество и своевременность подачи звука.

Специалист в области звукорежиссуры принимает непосредственное участие и в саунд-оформлении телепередач, сериалов, анонсов, рекламных заставок, импровизирует в прямом эфире, трудится на ток-шоу, новостных каналах. Он следует прямым указаниям режиссера и контактирует в ходе исполнения поставленных задач с продюсером, редактором, оператором, линейным монтажером, звукотехниками, поэтому во многом эффективность всего того, что делает звукорежиссер, определяется его умением работать в команде.

Незаменимой является профессия звукорежиссер в киноискусстве и шоу-бизнесе. В киноиндустрии звуковые решения кинолент даже относят к отдельным произведениям искусства. Недаром работы звукорежиссеров поощряют специальными премиями на кинофестивалях. К примеру, небезызвестный фильм «Матрица» стал обладателем «Оскаров» сразу в двух «саунд-номинациях» — «Лучший звук» и «Лучший звукорежиссер».

Описание профессии звукорежиссера

По сути, специалист создает звуковые образы в зрелищных мероприятиях, шоу, кино.

Он занимается записью звуков, их редактированием, наложением звуковых эффектов. Работа находится на стыке творчества и технологий. Профессия звукорежиссера https://bryansk.videoforme.ru/tvschool/sound-producer считается очень интересной и разнообразной.

При этом в одном определении кроется масса нюансов, специфика зависит от выбранного направления деятельности. Звукорежиссер отвечает за качество звукового ряда, работает над его драматургией, созданием звуковых образов, сопоставляет части для создания целостного образа, который дополнит визуальный ряд.

Специалист создает свою базу звуков и по сути, она у каждого уникальна, поэтому можно говорить о стилистике и почерке талантливого сотрудника. Кроме уже записанных звуков и шумов для каждого кадра или сцены в спектакле подбирается своя фонограмма или заново записывается звуковой фон, для чего в арсенале хранятся, например, по-разному скрипящие двери, куски стекла, пластика, металлические пруты и другая атрибутика

По мере приобретения опыта звукорежиссер начинает обращать внимание на малейшие несоответствия или накапливать оригинальные образцы фонов. Это развивает особое чутьё на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного звучания

Плюсы и минусы профессии звукорежиссера примерно равны, но для каждого есть свой резон выбора этого рода занятий. К достоинствам относят постоянную новизну поставленных задач, возможность проявить свою индивидуальность, создать звуковой шедевр. А также широкий круг общения с известными людьми, работа по смежным направлениям без дополнительного обучения. К явным недостаткам относят ненормированный рабочий день, высокую степень эмоционального напряжения, частые стрессовые ситуации, командировки, перенос тяжелого оборудования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector