Критерии оценивания заданий егэ по обществознанию от фипи

Критерии оценивания ЕГЭ по обществознанию, перевод набранных баллов

За каждое выполненное задание испытуемый получает определенное число баллов, которые в итоге суммируются, определяя набранный первичный балл.

С помощью специальной шкалы перевода первичные баллы трансформируются в тестовые. Для дисциплины “обществознание” схематичная шкала перевода выглядит следующим образом:

  • 1-18 первичных баллов = 3-40 тестовых, экзамен считается несданным;
  • 19-47 первичных баллов = 42-71 тестовым, экзамен сдан;
  • 48-62 первичных балла = 72-100 тестовым, экзамен сдан отлично, присвоить настолько высокую оценку может лишь профессиональная комиссия.

Особняком в списке заданий ЕГЭ по обществознанию стоит задание №36, требующее написать эссе по любому из шести предложенных утверждений

Важно помнить, что самым важным критерием в оценивании этого пункта является раскрытие смысла фразы. Если испытуемый неправильно или недостаточно понятно раскрыл суть утверждения, ответ дальнейшей проверке не подлежит

За задание, которое могло бы принести целых 5 баллов, не выставляется ни одного.

Практические и теоретические аргументы

Теперь давайте более подробно остановимся на практических и теоретических аргументах, так как именно они лягут в основу вашего сочинения на ЕГЭ по обществознанию. Начнём (в соответствии с нашей структурой!) с теоретических аргументов.

Теоретические аргументы

В основе теоретических аргументов должны лежать ваши знания по основным теоретическим аспектам в рамках смысла высказывания. Всего должно быть 2 теоретических аргумента. Постарайтесь выделить два опорных понятия, которым вы будете далее давать характеристики и развивать в качестве теоретических аргументов. И помните о том, что теоретические аргументы обязательно должны быть связаны как с темой цитатой, так и между собой. Если же в самой цитате уже присутствует термин, он обязательно должен быть раскрыт в вашем мини-сочинении! И не забудьте сделать микровывод, чтобы гарантированно получать 1 балл по К3.

Практические аргументы

Теперь давайте перейдём к практическим аргументам, которые являются логическим продолжением вашей работы. В сочинении должно быть 2 практических аргумента. Ваши практические аргументы обязательно должны продолжать общую идейную линию мини-сочинения и подтверждать вашу позицию. В критериях зафиксированы источники, из которых можно брать аргументы. Их всего три. Это очень важный момент!

Источники практической аргументации:

1) Социальный опыт (факты общественной
жизни, сообщения СМИ, статистические данные).

2) Зарубежная и отечественная история. Обе
они относятся к одному источнику. Чтобы ваш аргумент был засчитан как
исторический, вы должны указать даты или исторический период. Будьте
максимально конкретны!

3) Личный опыт. Сюда входит все, что
касается ситуаций, которые происходили с вами, а также книги, которые вы
читали, фильмы, которые вы смотрели.

Обратите внимание на то, что аргументы должны быть приведены из двух разных источников! В обратном случае они просто будет не засчитаны. И в дополнении к источникам у меня есть приятная новость! Указание источника фактов современной общественной жизни, например, конкретного СМИ или социологического центра не требуется

Будьте внимательны! Факты, содержащие фактические и смысловые ошибки, не будут засчитываться экспертами. Поэтому, если вы не помните автора книги или в каком году точно произошло определенное событие, лучше воздержитесь от данных аспектов.

Вот ещё один очень полезный совет. Создайте отдельную тетрадь, куда вы будете записывать ваши практические аргументы. Это послужит для вас личным «банком», к которому вы всегда сможете обратиться при подготовке. Не оставляйте без внимания ни одну новостную статью, которую вы прочитали или интересный фильм, который вы просмотрели. Ведь они могут пригодиться на экзамене!

Как правильно писать эссе по обществознанию?

Правила написания

Нужно придерживаться определенных правил:

  • соблюдать смысловое единство;
  • употреблять проверенные факты и понятные термины;
  • писать в соответствии с заданной темой;
  • убедиться, что ответ содержательный, а излагаемый материал — достоверный;
  • приводить четкие, корректные и доказательные основные положения;
  • аргументировать суждения и выводы;
  • обеспечить правдивость и грамотность аргументации;
  • свободно цитировать и приводить примеры, которые подтверждали бы написанное;
  • приводить уместные аналогии.

На все это при проверке обращает внимание экзаменационная комиссия

Критерии оценки

Есть 3 основных критерия, которые комиссия использует для оценки:

  1. Насколько полно раскрыт смысл. Это должно следовать из текста. Пишите по делу и последовательно. Не допускается поверхностная переформулировка.
  2. Насколько продумана структура. В ней должна прослеживаться логика повествования, употребляться понятная терминология. В конце обязательны выводы.
  3. Количество и качество аргументов. Помните, что они должны соотноситься с заданием и подтверждать авторскую позицию.

1-й критерий — самый важный. Если проверяющий оценивает его положительно, то работа засчитывается.

О чем не стоит писать в эссе

Многие сосредоточены на том, что обязательно надо включить в текст, и забывают о том, чего писать не надо.

Это:

  • актуальность. Если высказывание находится в билете, то оно априори актуально, не обращайте лишний раз на это внимания;
  • биография. Член экзаменационной комиссии знает, кому принадлежат крылатое выражение. Не указывайте биографические сведения: годы жизни, выхода трудов и т. п.;
  • конкретное указание проблемы. Расписывайте содержание цитаты, так как в нем и находится проблема.

Не считайте количество слов и символов. Определенного минимума и максимума не существует. Завершайте работу тогда, когда тема будет полностью раскрыта.

Учитывайте, что орфографические ошибки не так важны как содержание. Не задумывайтесь, как правильно пишется то или иное слово и где ставить запятую.

Эссе №1

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.М. Сухомлинский).

В.М. Сухомлинский говорил: «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

Автор в своем высказывании затрагивает идею роли семьи, её важности в жизни человека. Эта идея остается актуальной в наши дни

Смысл данного высказывания в том, что семья — это социальный институт, который оказывает огромное влияние на становление личности и является агентом первичной социализации, от которого зависит, каким станет человек в будущем. Именно семья воздействует на человека, формирует его мировоззрение и интересы

Комментарий эксперта: Смысл фразы раскрыт верно, сформулирован тезис, который нужно доказать в эссе. Выделена идея, об актуальности писать необязательно.

Из курса обществознания нам известно, что семья — это социальная система, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет определенные функции. К примеру, репродуктивная, заключающаяся в продолжении рода, экономическая, психологическая, социально-нравственная, функция социализации и духовно-нравственная, проявляющаяся во влиянии на развитие членов семьи. Родители воспитывают детей, показывая, «что такое хорошо, а что такое плохо» на конкретных примерах, учат добру. Они закладывают фундамент индивида, строят его личность кирпичик за кирпичиком.

Комментарий эксперта: Дано объяснение ключевого понятия (семья), нужно подробнее написать про воспитальную функцию (именно в семье человек получает первые знания о нормах морали, правилах поведения в обществе), функцию социализации (в семье ребенок получает первые знания об окружающем мире и формирует важные навыки — подумайте, какие).

Примером идеальной модели семьи является семья Гриневых из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка. Родители смогли дать Петру нужные знания об окружающем, навыки, умения, сложившиеся нормы, представления о моральной и аморальной деятельности. Именно это способствовало не только наличию у главного героя таких качеств, как мужество, честность, добро, но и становлению достойной личности в обществе.

Комментарий эксперта: Нет тезиса перед аргументом, но твой пример иллюстрирует функцию социализации и воспитательную функцию, он связан с тем, что ты писала ранее. Это пример того, как еще в детстве у ребенка сформировались взгляды и представление о добре и чести. И да, нужен конкретный пример (какие поступки Гринева можно считать добрыми и достойными?). Пусть будет зачтено.

Другим примером, подтверждающим высказывание, можно назвать личность Ивана IV Грозного. Он рано потерял своих родителей и оказался в среде противоборства бояр. Иван был предоставлен сам себе и жил в жестоком окружении. У него не было полноценной семьи, которая смогла бы дать ему основные понятия о морали, добре и зле. Это отразилось на характере царя, он стал жестоким, злым и равнодушным.

Комментарий эксперта: Снова нет тезиса. Какую мысль ты доказываешь? Да, из примера это понятно, но если нет тезиса, то нет и примера. Этот пример не зачтен. Еще нужно показать пример жестокости царя и его жестокое окружение в детстве.

Итак, подводя итог можно сказать, что В. Сухомлинский был прав в своем высказывании, говоря, что семья — это первичный агент социализации человека и что именно семья воспитает в человеке способность творить добро.

Комментарий эксперта: Вывод соответствует теме, хорошо.

БАЛЛЫ

  • 29.1 — 1 балл
  • 29.2 — 1 балл
  • 29.3 — 1 балл
  • 29.4 — 1 балл (могло бы быть и 0, зависит от эксперта).

ИТОГО: 4 балла

Эссе №5

«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста» (Альберт Эйнштейн).

Шабанова Амина

Автор цитаты известный физик Альберт Эйнштейн в своем высказывании указывает на проблему воспитательной функции в школе. Данная проблема является актуальной в условиях развития и социализации личности

Автор обращает наше внимание на то,что школа должна не только давать специальные знания по отдельному направлению, но и выполнять воспитательную функцию таким образом, чтобы ученик в будущем имел весь набор качеств полноценной личности

Я согласна с мнением автора, так как школа – является очень важной ступенью в жизни каждого человека, и если в школе ребенок сформируется, как личность, то ее воспитательная функция будет выполнена. Кроме того, образование – это способ становления личности, путем получения знаний

Функции образования: социальная, духовная, экономическая. Проблема «воспитания гармоничной личности» относится к социальной стороне образования. В каждой школе обязательно должна присутствовать гуманизация образования, то есть, учителя должны уделять больше внимания ученику и его индивидуальным качествам и учитывать все его стороны. За примером обращусь к личному опыту.

Комментарий эксперта: Теория хорошая, но все-таки ты потеряла важную функцию образования (пишешь о ней в первой абзаце, уместно упомянуть и в теории) — воспитательная функция. Уместно про гуманизацию.

В школе мы получаем не только знания, но и реализовываемся, как личность. Социализация проходит в тот же промежуток, когда получаем специальные знания по тому или иному предмету. Имя в личном опыте достаточно ситуаций, касающихся не уроков и заданий, а именно личностных переживаний, могу сказать, что человек, который встретился с проблемами в школе в этот момент и проходит момент социализации и самореализации своей личности. Совершает тот или иной выбор, прикладывает усилия для достижения цели.

Комментарий эксперта: Должен быть конкретный факт/пример. Пример проблемы или ситуации (какая именно ситуация была трудной: конфликт с подружкой помог узнать, что лучший способ решения — компромисс, или сложности с учебой закалили выдержку и т.п.) То есть нужен КОНКРЕТНЫЙ факт, аргумент не зачтен.

Таким образом, мне хотелось бы отметить, что школа и образование – это один из главных социальных институтов, играющих важную роль в жизни человека и в процессе получения образования, человек также обретает и новые индивидуальные качества, что развивает его, как личность.

БАЛЛЫ:

  • 29.1 — 1
  • 29.2 — 2
  • 29.3 — 1
  • 29.4 — 0

ИТОГО: 4 балла

↑ Разбор каждого критерия

1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Предъявляется общее требование к форме ответа. Выпускник, как и в предыдущие годы, должен выбрать одно высказывание и написать мини-сочинение. Таким образом, ответом на задание является не план, схема или рисунок, а именно мини-сочинение, предполагающее наличие связанных между собой рассуждений на определенную тему. 2. Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.Предъявляется требование к содержанию ответа. Проанализировав высказывание, выпускник формулирует одну или несколько основных идей затронутой автором темы. Разработчики КИМ сознательно уходят от использования в формулировке задания слова «проблема», предлагая вместо него такое сочетание слов, как «основная идея затронутой автором темы». Это позволит выпускнику сосредоточиться на смысле предлагаемого высказывания, не растрачивая силы на поиск проблемы, а иногда и ее «додумывание» за автора высказывания. К тому же не все предлагаемые высказывания имеют ярко выраженный проблемный характер, поэтому задание в новой формулировке в определенной мере будет способствовать дальнейшему выравниванию уровня сложности данного задания. Но это не означает, что затронутая тема не может быть связана с какой- либо проблемой. Итак, начальным этапом написания мини-сочинения является формулирование на основе высказывания одной или нескольких основных идей, которые должны, с одной стороны, отражать смысл высказывания, а с другой – раскрываться в содержании мини-сочинения с опорой на теоретические знания и факты общественной жизни и личного социального опыта. 

не требует выражения согласия/несогласия с мнением автора 3. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов). . Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан.примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга). 

Требования к качеству приводимых фактов/примеров:

«сформулирован развернуто» предполагает, что выпускник не должен ограничиваться простым называнием какого-то факта, примера: «Примером этого может служить моя мама» или «Иван Грозный». Требуется развернуто (детализировано, обстоятельно и т.п.) показать, как в жизненной ситуации его мамы или фактах биографии Ивана Грозного проявляются те или иные сформулированные выпускником положения, рассуждения, выводы. В противном случае факт/пример просто не будет засчитан; 

«подтверждать обозначенные основные идеи, теоретическое положение, рассуждение или вывод» / «Явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом» указывает на очевидную содержательную связь примера с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом

Указание на то, что пример должен подтверждать обозначенную идею…» добавлено для того, чтобы в еще большей степени акцентировать внимание выпускника на связи приводимых примеров с теоретическим содержанием мини-сочинения; 

«по своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)». Требование добавлено в 2019 г

для повышения качества мини-сочинений. Рекомендуем ориентировать выпускников на то, чтобы при написании мини-сочинения они иллюстрировали примерами различные по содержанию положения, рассуждения. Это позволит избежать рядов однотипных примеров, допустим, детей-маугли (в Индии нашли девочек, воспитанных волками; в Z области брошенную мамой девочку воспитала кошка и т.д.) или конфликтных ситуаций в семье. 

Как я решил проблему обучения написанию сочинений по обществу

Я предоставил своим ребятам на курсах подготовки три материала:

  1. Пошаговую методику написания сочинений.
  2. Готовые планы сочинений.
  3. Готовые шаблоны сочинений.

Пошаговая методика — это что конкретно надо делать, чтобы написать сочинение по обществу на максимальный балл. В ней рассказано, что такое идея высказывания, как ее выделить, и многое другое. Там же даны примеры сочинений на разные темы.

Ясно и понятно, что сочинение пишется по плану. Поэтому для своих ребят на курсах я приготовил готовые планы сочинений. Вот пример такого плана: 

Пример плана 

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

Смысл высказывания: автор поднимает идею социальной сущности человека: человек социальное существо и не может обойтись без другого человеческого существа

Теоретическая аргументация:  

  • (аспект 1) теория Дарвина: человек стал человеком благодаря биологическому отбору, благодаря тому также, что люди изначально стали объединяться в общины и вести жизнь сообща.
  • (аспект 2) трудовая теория Ф. Энгельса: только совместный труд сделал из обезъяны человека: в ходе совместного труда люди выработали нормы поведения, правила общения, да и сам язык

Фактическая аргументация:

  • Социальные сети — пример того, что люди не могут жить разобщенно.
  • Отшельники воспринимаются как совершенно непонятные люди.
  • На ранних этапах истории человечества самым страшным было изгнание из общины (остракизм)

Понятия: человек, личность, деятельность, труд, общество, биосоциальная природа человека.

Вроде бы прозрачный план. Но связный текст все равно трудно написать ученику, который по сути в школе никогда этим не занимался. Ну, писал там свои мысли по литературе на заданную тему на трояк — и норм ему было!

А тут выньте пожалуйста связный текст! Поэтому я создал шаблоны.

Шаблон — это не готовое сочинение, которое по сути бесполезно, ведь текст его не уникален! Шаблон — это именно что «полуфабрикат», который надо дописать! В нем уже определена идея автора, в нем уже выбрана теоретическая аргументация и даже указано, какого рода факты подобрать!

И таких шаблонов я сделал для Вас 10 штук. Со временем я буду дополнять сборник новыми шаблонами. Но и 10 шаблонов хватит чтобы понять структуру сочинения. Моя методика проверена временем: каждый год ребята пишут по ней задания 29 на максимальные 6 первичных баллов!

Пример шаблона

«Человечество стоит на распутье между смертельным отчаянием и полным вымиранием. Господи, даруй нам мудрость сделать правильный выбор!» (В. Аллен). (Философия)

В своем высказывании автор поднимает идею многовариантности общественного развития. Современный технический прогресс намного опережает нравственный прогресс человечества, что может привести  к катастрофическим последствиям.

Человечество достигло пика своего развития, и вместе с тем достигла своеобразной точки бифуркации: когда прогресс может пойти в абсолютно непредсказуемом направлении. Существует теория модернизации, согласно которой…..

Сегодня общество достигло постиндустриальной стадии, которая может привести к краху нашу цивилизацию, если человечество не откажется от войн и истребления. Ведь общественный прогресс имеет двойственную природу: с одной стороны он дает выгоды — ….., с другой стороны его последствия весьма неоднозначны. Неоднозначность прогресса проявляется в том, что….

Характер направления развития человечества можно предугадать тем, какие сегодня существуют глобальные проблемы человечества. Они так называются, потому что…

Вот некоторые из них.. .(перечисляем конкретные глобальные проблемы, пишем, чем конкретно они опасны и какие международные организации занимаются их решением)

Таким образом, на мой взгляд, человечество может спастись, если сможет скооперироваться, объединиться и заменить свои эгоистичные потребности на общечеловеческие.

Результат оказался потрясающим.

Когда ребята написали 5 сочинений по шаблонам, они стали писать их самостоятельно! Ребята уловили — методику, сформировали навык написания связного текста. Причем в кратчайшие сроки!

Вам я предлагаю поступить также

Список изменений

Известно, что в 2022 году КИМ ЕГЭ по обществознанию претерпел значительные изменения. Рассмотрим их поподробнее.

  1. Из первой части контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию убрали задания 1, 2 и 20 в соответствии с нумерацией 2021 года.
  2. Задание номер 10 с кратким ответом из КИМ 2021 было преобразовано в задание номер 21 с развернутым ответом согласно нумерации 2022 года. Данное задание проверяет умение выпускника анализировать график спроса и предложения.
  3. Из второй части КИМ ЕГЭ по обществознанию 2022 были убраны задания 22 и 26, номера 25.1 и 23 были сохранены в составном задании к тексту. Перечисленные номера дублировали друг друга по проверяемым навыкам выпускника.
  4. Разработчики КИМ увеличили максимальный балл за выполнение задания 22 (согласно нумерации 2022 года) с 3 до 4 баллов.
  5. В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по обществознанию не стали включать альтернативное задание, в котором необходимо написать мини-сочинение. Согласно нумерации заданий 2021 года, это задание было под номером 21. Эти изменения в ЕГЭ по обществознанию 2022 года понравятся многим выпускникам. Но они же забирают легкие баллы у тех, кто хорошо справляется с сочинениями.
  6. В будущем году выпускники должны будут продемонстрировать свои знания по законодательству Российской Федерации и Конституции РФ. Соответствующее задание с развернутым ответом представлено под номером 23.
  7. В задания 24 и 25 (согласно нумерации 2022 года) было включено бывшее задание 28 из КИМ 2021 на составление плана по предложенной теме.
  8. Разработчики КИМ ЕГЭ 2022 уменьшили максимальный балл за всю работу с 64 до 57.

Принципы написания сочинений

Первым принципом написания сочинений по обществознанию — это составление плана. Большинство же просто начинают сразу писать текст, потому что слишком высокого мнения о своих способностях. Однако стоит проверить такое сразу написанное сочинение, как видно, что оно не наберет и пары баллов.

Важно учесть, если текст сочинения не соответствует первому критерию ЕГЭ касаемо сочинений, то и за все остальные критерии сразу выставляются нули — читай черные шары. Только именно поэтому большинство ребят, которые не учатся на наших курсах, не смогут набрать максимальные баллы. . Поэтому наличие плана нужно обязательно

Поэтому наличие плана нужно обязательно.

Второй принцип написания сочинений — это логичность. Логичность появляется только при написании сочинения по заранее составленному плану.

Третий принцип: соблюдение критериев ЕГЭ. Выше я привел ссылки, по которым в видео вы можете посмотреть, что изменилось в 2021 году здесь.

Планы — это конечно хорошо. Но еще не мешало бы уметь связывать слова в предложения, а предложения — в абзацы по этому плану. 

Принцип четвертый — связный текст. К сожалению, большинство ребят, которые приходят ко мне на курсы, изначально не умеют этого делать. Максимум, что получается в начале курса у них — это отвлеченные размышления на тему, никак не связанные ни с критериями оценки сочинения, ни с требованиями ЕГЭ.

Между тем, чтобы вам за сочинение поставили максимальный балл надо:

  • Раскрыть смысл —  идею высказывания. При этом, если Вы этого не сделали в самом начале, то Вам за все сочинение сразу ставят 0 (zero) баллов.
  • Надо привести теоретическую аргументацию: положения теорий общественного развития (как максимум), или хотя бы увязать между собой понятия и термины по обществу (как минимум).
  • Надо привести фактическую аргументацию — хотя бы пару примеров из СМИ, литературы или личной социальной жизни.
  • И еще написать здравый вывод. Потому что без вывода — сочинение — это просто набор мыслей.

И всё это надобно сделать за 1 час — на реальном экзамене. Потому из 3 часов 55 минут: у Вас первый час уходит на первую часть, второй час — на вторую, третий час — на написание сочинений и оставшиеся 55 минут уходят на переписывание ответов в бланк.

Эссе – задание №29

В 2021 году содержание и саму формулировку задания №29 менять не планируют.

Задание №29 носит вариативный характер.

Экзаменуемым на выбор будет предложено 5 высказываний, каждое из которых находится в рамках одного из тематических блоков, входящих в дисциплину «обществознание»:

  • философия;
  • экономика;
  • социология;
  • психология;
  • право.

В демонстрационном варианте были представлены такие высказывания:

В 1 варианте КИМа досрочного ЕГЭ 2020 года выпускникам были предложены на выбор такие 5 высказываний:

При этом для выпускников 2021 года, сдающих ЕГЭ по обществознанию, будут актуальны такие требования к заданию №29:

  • объем – 300-400 слов;
  • наличие формулировки основной идеи;
  • применение терминов и понятий, актуальных для выбранной тематики и проблемы;
  • привлечение разнообразных (не однотипных) примеров из жизни общества, истории народов, литературных произведений или же личного опыта.

О структуре заданий

Задания 1 – 3 (базовый уровень) и задание 20 понятийные, проверяющие уровень подготовки выпускников.

4-6 – это задания, которые направлены на проверку сформированности умений учащихся 11 класса в теме «Человек и общество», включая познание и духовную культуру.

7-10 – это «Экономика».

11-12 – «Социальные отношения».

13-15 – задания из области «Политика». Всегда в задании №14 проверяют позиции из Кодификатора 4.14 и 4.1. («Органы государственной власти РФ» и «Федеративное устройство РФ»).

16-19 – это задания по теме «Право». Можно быть уверенным, что всегда задание 16 направлено на знание основ Конституционного строя РФ. Каждый выпускник школы должен быть активным гражданином нашего государства, понимающим, в каком государстве он живёт, знающим основы своего государства, права и обязанности, гарантируемые Конституцией РФ.

2 часть (9 заданий) представляет собой в совокупности базовые общественные науки, формирующие весь курс средней школы:

  • Философия.
  • Социология.
  • Политология.

Задания 21 – 24 объединены в одно составное задание с фрагментом научно-популярного текста, направленные на проверку умения находить главное из текста.

Задания №21 и №22 строго по тексту. Надо найти только то предложение, в котором находится ответ.

В 23 задании даётся дополнительное задание по данному тексту, например:

  • проиллюстрировать какое-либо положение в тексте примером;
  • привести соответствующий аргумент и др.

24-е задание предполагает использование информации текста, но также необходимо знание курса «Обществознание» в целом.

25-е задание проверяет умение раскрывать ключевые обществоведческие понятия. Выпускник должен здесь показать смысловую основу понятия, выделить главную мысль.

№26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия. Примеры – это возможность экспертам увидеть, насколько теоретические знания выпускник сможет применить в жизни.

27 задание требует анализа представленной информации, в том числе статистической, графической, объяснения связи социальных объектов.

28-е задание – развёрнутый ответ по теме. Ученик 11-го класса должен системно показать, что он знает по теме. В 2018 году добавлен 1 балл в системе оценивания к этому заданию (всего – 4 балла за задание). Здесь должно быть три пункта плана, два из которых раскрыты подпунктами.

Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Это мини-сочинение. Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами. Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.

Изменения в ЕГЭ по обществу

В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.

  • Добавился балл в 28 задание, и теперь он оценивается в 4 балла.
  • Добавился балл в 29 задание, и теперь он оценивается 6-ю баллами.
  • Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.

Важные документы

Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию должна основываться на нескольких документах, найти которые можно на сайте ФИПИ:

№ п/п Название документа
1 Спецификатор
2 Кодификатор
3 Демонстративный вариант

На сайте ФИПИ также можно найти информацию о дате проведения экзамена и порешать варианты КИМов.

Что можно узнать из Спецификации?

Из этого документа можно узнать, что этот экзамен состоит из 29-ти заданий. 20 из них — в 1 части, 9 — во второй.

В первой части 20 заданий имеют максимальный первичный балл – 35. А задания второй части -29.

Кодификатор

В Кодификаторе есть краткий перечень нормативно-правовых актов, с которыми необходимо познакомиться:

  1. Конституция.
  2. Гражданский кодекс (отдельные главы).
  3. Семейный кодекс (отдельные главы).
  4. Трудовой кодекс (отдельные главы).
  5. Кодекс об административных правонарушениях.
  6. Федеральный закон о гражданстве.
  7. Закон о воинской службе и другие.

Знание этих документов необходимо для того, чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию и получить высокие результаты.

Демонстративный вариант

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию нужна для того, чтобы ознакомиться с примерными видами заданий, которые будут в контрольно-измерительных материалах непосредственно на экзамене.

Следует большое внимание здесь обратить на систему оценивания экзаменационных работ. Это нужно, чтобы выпускник чётко понимал, как точно нужно выполнять задания 2-й части, где присутствует развёрнутый ответ

Если одиннадцатиклассник в задании видит два знака вопроса, значит необходимо дать два ответа.

29.3 Социология, социальная психология

«Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья» – Анвари.

Анвари рассуждает о специфической роли знаний в судьбе человека.

В погоне за счастьем, что для многих является популярность и признание, мы прилагаем все усилия. Однако автор убежден в том, что достичь это надо путем использования не денежных средств, а знаний, которыми мы обладаем.

Я абсолютно согласен с автором и считаю, что человек, достигший успеха, используя ум, заслуживает не просто принятие обществом, но и уважение.

Знание, о котором говорит Анвари – совокупность информации об окружающих объектах и мире. Эти знания являются результатом познания – процесса духовного освоения человеком материального мира. Он нескончаем, длится до смерти человека. Выделяют множество видов знания, но основными считают: обыденное (о повседневной жизни), научное (касается различных наук), религиозное (связанное с верой в божество). Сведения могут быть получены посредством чувственной или рациональной формы познания. К первому типу относят этапы: ощущение – сознательное отражение отдельных свойств объекта, воздействующих на органы чувств человека; восприятие – отражение предмета, основываясь на том, как он воздействует на органы чувств, в разуме; представление – возникновение целостного образа объекта в сознании, основанное на воздействии его на органы чувств. К рациональной форме относят: понятие – любое утверждение о предмете; суждение – анализ приведенного утверждения, умозаключение – вывод о верности или неверности факта с рядом доказательств. Также выделяют эмпирические (практические) или теоретические (понятийные) методы познавания мира. Процесс познания во многом непростой, поэтому все имеющиеся знания настолько ценны. Человек, обладающий ими, прошедший этот «путь» и обретший истину, должен ими пользоваться, дабы достичь славы и признания.

В качестве примера ценности знаний я бы хотел привести историю известного ученого-химика – Д. И. Менделеева. Существует версия: таблица химических элементов была увидена им во сне. Не столько имеет значение, как создалась эта таблица, сколько то, что она была сделана. Он смог структурировать свои научные сведения в области химии и квантовой физики, что приобрело вид строк и столбцов и что используется во всем мире. Ценою своих знаний Менделеев открыл для человечества новый путь развития науки, получил мировое признание как один из величайших химиков.

В нашем мире есть множество образцов людей, достигших славы и уважения благодаря своему интеллекту. Например, Президент Российской Федерации Владимир Путин, согласно многим экспертам, итогам голосований и социологическим опросам, не только в России, но и за рубежом признан самым влиятельным человеком, уважаемой персоной. Это не осуществилось бы, если бы Владимир Владимирович не изучал общество, его нужды, ситуацию на мировой арене. Проводится успешная социальная политика в государстве и поднимается уровень жизни населения. Такая известность является итогом успешной внешней и внутренней политики.

Таким образом, только посредством своих знаний человек достигает по-настоящему ценные славу и уважение. Его выделяют за то, что он прошел непростой процесс познания и обладает знаниями, которыми не обладают другие. В наших знаниях наша сила.

Надеемся, вы внимательно изучили представленные мини-сочинения. Не забывайте о критериях оценки сочинения и получайте хороший результат!

Принципы оценивания ЕГЭ по обществознанию 2015

Мы уже разбирали для Вас два важнейших документа ЕГЭ 2015 года, которые опубликовал ФИПИ в конце августа — демоверсию и кодификатор. Изменения по сравнению с ЕГЭ 2014 есть, среди принципиальных — иная структура нумерации заданий в КИМах экзамена.

Давайте определимся вначале с новой структурой. КИМ разбит на две части — 1 и 2, а не на три (А, В и С, как раньше). Часть 1 тестовая, часть 2 письменная, требующая развернутых ответов.

Баллы ЕГЭ по обществознанию 2015

Таким образом, первые 27 заданий части 1 оцениваются максимум в 2 первичных балла, в основном — в 1. Это задания базового и повышенного уровня сложности, которые должен решать крепкий «четверошник» в школе. Всего таких первичных баллов за всю работу Вы можете набрать 62.

Итак, за верно выполненную полностью часть 1 Вы можете получить максимальных 35 баллов, они составят 57 процентов от общего количества возможных баллов. Остальные придется стремиться получать на сложной письменной части 2.

Хотя, как показывает опыт ЕГЭ предыдущих лет, редкому выпускнику удается не ошибиться в тестовой части, такова ее структура, «ловушек» и «скрытых подводных камней» предостаточно. Вот, например, в демоверсии ЕГЭ 2015 усложнено задание 12 (А11 в демоверсии ЕГЭ 2014) на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах. Вместо четырех вариантов ответов — 5, ответ не один, а открытый (выберите сколько нужно), а балл за задание — 1 тот же, что и ранее.

Кстати напомню, как работать прямо в бланке КИМа, чтобы не терять время, как в черновике. То есть, Вы поняли, что теперь прежние задания частей А и В «перемешаны» причудливым образом по всей тестовой части 1. Поэтому для удобства подготовки (например, новые пособия и сборники тестов в новом формате нумерации пока не появятся), составим таблицу соответствия заданий ЕГЭ 2014 и 2015 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector