Курсы помощника машиниста электропоезда
Содержание:
- Обязанности помощника машиниста локомотивной бригады
- Сколько получает машинист в западных странах
- Ответы знатоков
- Перспективы профессии
- История профессии
- Как построить карьеру
- Описание профессии
- Коллектив
- Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
- Кому подходит
- Навыки и знания
- Доходы
- Экзамены для поступления на машиниста поезда после 9 класса
- Описание и характеристика профессии
- Начало работы и прогулки по туннелю
- Обязанности помощника машиниста электровоза
- Профессиональные обязанности
- Суть работы и обязанности помощника машиниста электропоезда
- Профессиональные обязанности
- Преимущества и недостатки профессии
- Кому подходит
- Сколько зарабатывает машинист
Обязанности помощника машиниста локомотивной бригады
Рубрика: Разное Комментариев нет
Сотрудник железнодорожного транспорта, который помогает машинисту, и по своим функциональным обязанностям является членом локомотивной бригады, называется помощник машиниста локомотива. Работа на железнодорожном транспорте и в локомотивной бригаде, характерна повышенной опасностью для жизни и здоровья. Чтобы гарантировать безопасность для служащих и пользователей железнодорожного транспорта, разработаны обязанности помощника машиниста локомотива, которыми он руководствуется в повседневной работе.
На территории стран бывшего СССР функциональные обязанности машиниста локомотива (состава) и его помощника регулируются нормативными актами, и могут отличаться. Однако существует корпус правил, общий для всех стран.
Вот основные действия, которые должен выполнять помощник машиниста:
— обеспечить безопасное движение, тщательно выполняя инструкции технической эксплуатации, правила безопасности для железнодорожного транспорта, нормативные акты и приказы;
— четко и быстро выполнять приказы машиниста по локомотиву и его состоянию, контролировать состояние локомотива и состава, которые обслуживает локомотивная бригада, встречного состава, основных узлов, агрегатов локомотива, предотвращения самопроизвольного движения состава;
— во время движения на запретный сигнал, помощник обязан приблизиться к машинисту и повторить с ним вместе сигналы светофора, убедиться в том, что контроллер установлен на нулевое положение, а также в наличии достаточного уровня давления в системе тормозной магистрали. В ситуации, когда машинист не предпринимает действий по остановке состава или локомотива, самостоятельно принять меры, и предотвратить проезд состава на запрещающий светофор;
— в ситуации, когда машинист внезапно потерял возможность управления составом, самостоятельно затормозить локомотив (поезд), зафиксировать его согласно инструкций, с целью предотвращения произвольного движения, используя связь по радио, оповестить ближайших машинистов локомотивов, дежурного по станции и диспетчера своего поезда. Диспетчер поезда указывает дальнейшие действия, в зависимости от текущей ситуации. Если помощника имеет документ, удостоверяющий право на управление составом, при наличии его согласия, диспетчер поезда может разрешить помощнику машиниста вести состав на ближайшую станцию.
Также существуют дополнительные обязанности помощника машиниста локомотива. Управляя моторно-вагонным подвижным составом, помощник машиниста визуально контролирует высадку и посадку пассажиров. Помощник машиниста должен выполнять инструкции по движению поездов и сигнализации и правила эксплуатации железной дороги, а также требования техники пожарной безопасности на транспорте. Во время выполнения служебных обязанностей, помощник машиниста находится в подчинении машиниста локомотива.
Помощник машиниста периодически должен сдавать экзамен по проверке знаний своих функциональных обязанностей в составе локомотивной бригады и правил безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта.
Подпишитесь на обновления сайта, чтобы получать полезную информацию!
Предоставлено SendPulse
Сколько получает машинист в западных странах
В США количество машинистов сокращается в связи с растущим уровнем автоматизации. Тем не менее, пока профессия остается достаточно востребованной. Чтобы стать машинистом, нужно пройти медкомиссию и получить сертификат образовательного курса, основанного Федеральным управлением железных дорог. После окончания курсов машинист будет зарабатывать 55-60 тысяч долларов в год, то есть до 5 тысяч долларов в месяц.
Другие профессии: Какая зарплата у оператора АЗС?
В Германии железнодорожники тоже получают достаточно высокие зарплаты – в среднем у машинистов она равняется 50 тысячам евро в год, а к этому нужно прибавить хороший соцпакет и даже отдых в своего рода здравницах.
Ответы знатоков
Что бы работать помощником машиниста, необходимо:1.Пройти медкомиссию, здоровье и 100% зрение без коррекции, те никаких очков, о так каждый год, комиссия своя жд, купить ничего не удастся,2.Никаких проблем с военкоматом, отслужи армию и свободен,3.Поступить и окончить курсы помощников машиниста, стипендия во время учёбы хорошая, очень, но учится долго,Можно три года в ПТУ после девяти классов средней школы или год – с аттестатом об 11 классах.Второй путь – пять с половиной месяцев в одном из учебных центров Октябрьской железной дороги. Правда, чтобы тебя направили на обучение, нужно сначала отработать слесарем в депо. Но сегодня в учебно-производственный центр №3 пришли ребята, которые слесарями не работали. Более того, они станут помощниками машинистов уже через 3 месяца.. .
4.Сдать ПТБ и ПТЭ, правила техники безопасности и эксплуатации, если кто думает, что это легко, глубоко ошибается, тк принимает специальная комиссия и так каждый год, не сдал в слесаря и пересдача через 2 недели.5.через год можно сдать на машиниста, затем на машиниста 3 класса, потом второго и наконец лет через5-6 на первого класса, за каждый класс спецдобавка к зарплате в %, типа за 1 класс 25%.
нет. . нельзя. тут среднее специальное образование играет большую роль. . точнее главную. . ну еще здоровье хорошим д. б.
Выучиться на помошника, отработать определенное время и стать машинистом. Основная трудность — сменная работа
«Далеких» рейсов нет в принципе. Ездят на «плечо» а это до 150 — 200 км (грубо) и то по норме часов. Если «время кончилось» останавливаешься и ждешь сменную бригаду. К самостоятельным поездкам допускают после «обкатки» вторым помощником в другой бригаде. Про работу машиниста чего говорить, помощником надо ещё поработать. Помошник должен следить за обстановкой, контролировать выполнение маршрута и протирать «юбку» на остановках.
Зависит какой ты машинист: поездной — по вызову (отдых между поездками 16 часов, через нескоько поездок т. н. большой выходной мин 42 часа; маневровый машинист или прогрев — обычно по графику — день 12 час, отдых 24 ч, ночь 12 ч — отдых 48 час. Но прогрев это считается дисбат — бегаешь по депо грязный и задроченый всевозможными поручениями — на прогрев кидают или по-первой или провинившихся. Пасс машинисты тоже по своему графику ездят но до него надо (а может и не надо — нервов много зарплата не очень) дослужится. Машинисты на хоз поезда также по вызову. Но прежде чем стать машинистом нужно минимум 2 года отработать помощником, потом чтоб тебя на 4-6 мес послали в дорожную школу учится с дебилами и алкашами на машиниста.. . Потом еще пол-года тренироваться в своем депо потом только может станешь машинистом. Но бы не советовал — в советское время платили достойно, простоттак не увольняли и не списывали по здоровью и т д. А сейчас можешь потерять работу — из-за здоровья, подставы других работ ржд, по желанию ревизора и т д. Многие увольняются с ржд из-за этого плюс куча всяких бумажных, компьютерных, учебных дел которые не оплачиваются и ратят твое время. Сам отучился на машиниста и инженер-локомотивщик…. Ушел потому что РЖД это кал, сейчас в энергетике.. . И тебе не советую, романтика проходит очень быстро а в условиях дикого капитализма работать машинистом все равно что играть в русскую рулетку.
Перспективы профессии
Молодой человек, который пошел учиться в железнодорожный техникум на помощника машиниста, может не бояться остаться без работы. РЖД является огромной системой, которой всегда будут нужны квалифицированные рабочие руки. Главное – это ответственность и желание выполнять свои обязанности качественно.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия помощник машиниста подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
История профессии
После начала регулярных железнодорожных перевозок возникла потребность в квалифицированных рабочих для управления паровыми локомотивами. В состав бригады тогда входил не только машинист поезда, но и кочегар, который следил за уровнем топлива и добавлял его. Кочегар по-французски назывался «chauffeur», то есть шофёр, отсюда это слово и вошло в наш лексикон.
В России профессия «машинист поезда» появилась еще в 1834 году. Техническая революция привела к очень быстрому развитию и усложнению механизмов, поэтому появилась необходимость в обучении соответствующих специалистов. На грузовых поездах и пассажирских дальних рейсах машинисту придается в подчинение помощник.
Как построить карьеру
Непосредственно в кабине водителя поезда можно расти по профессиональной лестнице, нарабатывая стаж и повышая свой класс, от которого напрямую зависит зарплата.
- Третий класс можно получить через 2 года, набрав необходимый наезд на маневровом локомотиве или пригородном электропоезде.
- Второй класс доступен еще через 2 года постоянной работы при условии, что сотрудник хорошо себя зарекомендовал и не имеет нарушений или аварий. Тогда ему доверят пассажирский поезд на коротком маршруте.
- Первый класс присваивается тем, кто, получив второй класс, качественно отработал не меньше 3 лет. Этому специалисту работодатель может доверить управление любым поездом на любую дистанцию.
Для получения руководящей должности необходимо будет окончить специализированное высшее учебное заведение.
Описание профессии
Помощником машиниста называют специалиста, находящегося в подчинении у машиниста тепловоза или электровоза и выполняющего вспомогательные функции относительно обслуживания локомотива. История профессии уходит своими корнями в середину XIX века – время появления паровозов, когда для их обслуживания были задействованы сразу несколько человек: машинист и пара кочегаров.
С появлением тепловозов бригады сократились до двух человек – машиниста, осуществляющего управление локомотивом, и дизелиста, контролирующего работу дизельной установки. Современные локомотивные бригады состоят из машиниста и его помощника, способного в любой момент заменить своего наставника и взять управление электровозом в свои руки.
Высокий спрос на данную специальность в специализированных учебных заведениях обусловлен рядом неоспоримых достоинств этой сложной и ответственной профессии.
- Поезда по-прежнему остаются самым массовым и популярным видом транспорта, а потому востребованность в помощниках машиниста очень высока. Человек, получивший данную специальность, гарантированно будет трудоустроен в любой точке страны, где есть железнодорожное сообщение, что делает профессию очень популярной среди молодёжи.
- Работа помощника машиниста считается довольно высокооплачиваемой, и даже вчерашние выпускники ссузов могут рассчитывать на заработную плату в 16-25 тысяч рублей в зависимости от места проживания, специфики работы и наличия северного коэффициента.
- Существование карьерного роста также добавляет популярности профессии. После нескольких лет безаварийной работы помощник может быть отправлен предприятием на курсы машинистов электровозов, по окончании которых он получает свидетельство установленного образца и может начать работать по новой, более ответственной и высокооплачиваемой специальности. Более того, помощник машиниста может быть принят в локомотивное депо на должность мастера либо начальника участка.
- Врачебный предрейсовый контроль и ежегодное прохождение медицинской комиссии позволяют следить за своим здоровьем и не пропустить начало серьёзного заболевания. Тем более что диспансеризация, обследования и лечение работников ЖД проводятся абсолютно бесплатно и в хорошо оборудованных медицинских учреждениях, принадлежащих Министерству путей сообщения.
Однако, несмотря на очевидные преимущества данной профессии, недостатки у неё всё же есть. К ним относят тяжёлые условия труда, что обусловлено работой в замкнутом пространстве при постоянном воздействии шума, вибрации, мощного электромагнитного поля и дорожной пыли. Нельзя забывать и о риске аварий и катастроф, которые хоть и крайне редко, но всё же происходят на железнодорожном транспорте, а также о чувстве повышенной ответственности за жизнь людей, что иногда приводит к постоянному чувству тревоги и нервному напряжению.
Кроме того, работа предполагает сменный график с регулярными поездками в ночное время и, как результат, частое и длительное отсутствие дома, что может негативно сказываться на отношениях в семье.
Коллектив
Машинисты — в основном люди технически грамотные, у всех соображает голова, всех проверяли психологи, все прошли через армию, то есть мировосприятие похоже. Дико неадекватные люди редко остаются, про них обычно на линии анекдоты слагают. Основная масса — адекватные мужики, у которых одна задача, как у водителя: пришел, откатал рейс, пошли все на фиг.
Но есть некоторые инструкторы и начальники истеричной натуры, которые всегда чего-то боятся и из-за этого страха лезут вверх. Они нарушают правило «не ползти по головам» и, чтобы сохранить 10 тысяч своей зарплаты, готовы снять с каждого из 50 человек по 15 тысяч.
Есть понятие «машинист до года» — с таких обычно спрос меньше. На практике люди слетают с должности из-за происшествий в первые два месяца, в первый год, после пяти лет и после 15–20 лет работы, когда начинают думать: «Я все знаю, у меня седые яйца». Основная причина таких увольнений — поломка составов.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Чтобы выучиться на машиниста поезда, не нужно поступать в вуз. Этой специальности учат в многочисленных железнодорожных техникумах и колледжах, поступать в которые можно после окончания 9 или 11 класса общеобразовательной школы. Основная специальность – «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».
Среди большого количества средних специальных учебных заведений выделим несколько в разных регионах страны:
- Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта при местном институте позволяет получить необходимые знания и работать в Забайкалье.
- Омский техникум железнодорожного транспорта. Здесь среди прочих также доступна профессия машинист тепловоза.
- Волгоградский техникум железнодорожного транспорта готовит специалистов по направлениям «Локомотивы» и «Вагоны».
- Отделение среднего профессионального обучения в г. Казани является филиалом Самарского государственного университета путей сообщения. Профессия машинист локомотива здесь доступна выпускникам школ по конкурсу аттестатов.
- Челябинское отделение СПО Уральского ГУПС готовит техников для вождения электровоза и тепловоза. Учащиеся проходят практику и набираются опыта на отраслевых предприятиях.
Выбор, куда поступать и где выучиться профессии, достаточно широк. После 11 класса срок обучения составляет 34 месяца, после 9 класса – 46 месяцев. В таких заведениях всегда много бюджетных мест, но можно учиться и на контракте.
Однако просто отучиться на машиниста недостаточно для того, чтобы самостоятельно управлять многотонным составом. После выпуска ты получаешь специальность помощника машиниста и далее учишься и нарабатываешь наезд на рабочем месте. Это занимает около двух лет, после чего нужно сдать квалификационный экзамен.
Кому подходит
Водитель железнодорожного состава – это работа для крепких мужчин. Женщинам на этой должности запрещает работать российское законодательство. Кандидаты должны обладать такими характеристиками, как:
хорошее здоровье и физическая сила,
выносливость и терпеливость,
готовность в течение многих часов выполнять одни и те же действия,
аккуратность и внимание к мелочам,
организованность, методичность, дисциплинированность,
способность мгновенно реагировать на изменения дорожной ситуации,
отличная память (зрительная, слуховая, логическая),
умение концентрироваться и переключать внимание.
Железная дорога – не для слабых людей, поэтому претендент на рабочее место должен быть стрессоустойчивым, хладнокровным и смелым при принятии решений. Учитывая тот факт, что техника постоянно становится все сложнее, нужно иметь склонность к работе с ней и соответствующие знания.
Не подойдет эта профессия людям, которые имеют проблемы со здоровьем, в частности, с нарушением зрения и слуха, заболеваниями сердечно-сосудистой или опорно-двигательной системы, а также органов дыхания.
Медкомиссию приходится проходить сначала при поступлении в учебное заведение, затем при приеме на работу, после чего обязательной становится ежегодная проверка здоровья в медицинских учреждениях железнодорожной системы.
К плюсам работы можно отнести:
- хорошую оплату труда и социальный пакет,
- наличие бонусов и льгот,
- востребованность профессии,
- качественное медицинское обслуживание,
- возможность раньше выйти на пенсию.
Минусов тоже немало:
- работа связана с постоянным стрессом;
- разъездной характер деятельности, что мешает нормальному отдыху, питанию и общению с семьей;
- посменная работа, в том числе в праздники и выходные дни;
- негативное воздействие на организм электрических полей, вибрации, ускорений и торможений;
- риск получения производственной травмы.
Машинист не просто сидит в кабине и ведет поезд – от него требуется глубокое знание всех систем подвижного состава, умение правильно их эксплуатировать и выполнять ремонтные работы. Он должен знать и неуклонно выполнять все утвержденные инструкции, поскольку ценой ошибки машиниста могут стать человеческие жизни.
Навыки и знания
Профессиональный машинист досконально знает устройство локомотива и особенности его работы. Перед выходом в рейс обязательно придется изучить профиль пути и другие его особенности, наиболее сложные и опасные участки
Очень важно знать места постоянных сигналов, знаков, точки расположения переездов и разрешенные места перехода железнодорожного полотна. Поскольку железнодорожный транспорт — источник повышенной опасности, нельзя обойтись без навыков оказания первой помощи
Еще локомотивная бригада должна:
- проводить техническое обслуживание состава;
- устранять самостоятельно мелкие неполадки и дефекты в его работе;
- успешно и взвешенно действовать в критической ситуации;
- знать правила движения по железной дороге;
- уметь воспользоваться радиосвязью;
- знать требования к эксплуатации и хранению инвентаря;
- уметь проверить исправность всех систем локомотива;
- оценивать соответствие фактического состояния подвижного состава официальным предписаниям.
Доходы
С учетом переработок до 12 часов и при наличии от 120 до 160 рабочих часов у меня в месяц выходило 85–90 тысяч рублей. Раз в пятилетку выписывают премии тысяч по 5–12, есть 13-я зарплата, бесплатный проезд в метро и на электричках (последний — только если прописан за городом).
Но зарплату режут. Есть такой прибор РПДП — это черный ящик на поезде, он считывает информацию об аварийных ситуациях и регистрирует все неправильные действия машиниста. После расшифровки тебе, как водителю, приходят письма счастья, и с тебя списывают зарплату, тысяч по десять. Был сигнал снизить скорость, но ты этого не сделал в течение 3–5 секунд — ты потом не получаешь 10–15 тысяч. Это не опасная ситуация. У тебя было ограничение 60 километров в час, ты пролетел на 62 километра в час, у тебя списывают 15 тысяч, еще выговор, лишение части 13-й зарплаты — в общей сложности можешь влететь на 40 тысяч. Всем по фиг, что ты засыпаешь, ты уставший, что тебе не ставят нормальные смены: у тебя может быть ночная смена, потом ранняя, потом снова ночная — и так четыре раза.
Экзамены для поступления на машиниста поезда после 9 класса
В разных учреждениях страны эти требования разные, поэтому уточняйте непосредственно перед подачей документов. В среднем, нужно быть готовым проявить знания в таких предметах, как:
- Русский язык
- Математика
- Физика
- Обществознание
После того, как все документы собраны, их нужно подать в приемную комиссию, действующую при учебном заведении.
Перед выпускниками техникумов не стоит вопрос о том, куда пойти работать. В РЖД всегда есть вакансии и найти свое место в этой системе будет не так сложно. Но нужно помнить, что результат обучения на машиниста локомотива после 9 класса в техникуме или колледже – это еще не работа по специальности. Это относится и к тем, кто поступает после 11.
После обучения нужно быть готовым отслужить и поработать помощником машиниста. Сразу управлять составом не пустят. Но после 2х-3х лет в статусе помощника все точно получится.
Поэтому если вы решились после 9 класса поступить на машиниста поезда — это взрослый и правильный выбор. Машинисты электропоездов уходят на пенсию в 55 лет, имеют всяческие льготы и возможность отдыхать в санатории с детьми каждый год, отпуск 42 дня, раз в год бесплатно можно ездить в любой конец по стране или миру. Выбирайте техникум, внимательно изучайте дисциплины и вперед к своей мечте – управлять большим составом!
Описание и характеристика профессии
Машинист поезда лично управляет локомотивом, не доверяя эту работу никому. Он должен внимательно следить за дорогой и сигналами светофоров. Обслуживание техники и контроль над ее нормальной работой в пути возлагается на помощника.
Машинисты поездов могут работать на разных видах транспорта:
- на локомотивах, к которым прицепляются вагоны (электровоз, тепловоз, паровоз);
- на моторвагонном составе (электропоезд, дизель-поезд).
Где можно работать людям данной профессии? Основным работодателем выступает ОАО «Российские железные дороги». В значительно меньших объемах профессия машинист поезда востребована в метрополитенах, на шахтах и крупных заводах, где есть свои железнодорожные пути.
Начало работы и прогулки по туннелю
На работу приходится приходить на 10 минут раньше, потому что не хватает времени на заступление. Сначала небольшая очередь на медосмотр, где проверяют пульс, давление, нервный импульс (это мозговая активность — по сути, спишь ты или не спишь) и делают алкотест. Четыре раза в год проводят внеплановые наркотесты. Потом ты отправляешься в зал проведения инструктажей — их бывает до пяти-шести штук, и каждый минимум по странице. Они бывают технические, информационные (ремонты на станции, нарушения кого-то из персонала), техника безопасности и изменения внутренних инструкций конкретного депо. Дело в том, что каждое депо — это отдельное государство, как Москва по отношению к России или метро по отношению к РЖД. Везде свои правила и порядки.
Заступать на смену можно в депо или на одной из станций. Когда утром едешь на самую раннюю смену, на линии уже работают машинисты с ночи. Они начинают работу вечером, а потом делают перерыв на сон. Спят в комнате отдыха — это арендованная квартира неподалеку от метро. В 05:15 подается высокое напряжение, и надо вернуться к составу. Поезда ночуют в туннеле или на станции. По туннелю приходится идти пешком. Если впереди состав, ты залезаешь на него и идешь по нему, потом снова 15–20 метров по путям и залезаешь на следующий состав. По идее люди в туннеле должны ходить по двое, но обычно все ходят в одиночку. Там достаточно светло: включено рабочее и аварийное освещение. Потом надо включить состав, проверить систему, есть ли проблемы: если есть, поезд снимается с линии.
Обязанности помощника машиниста электровоза
По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.
Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:
-
техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);
-
смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;
-
сцепка и расцепка локомотива;
-
помощь машинисту в маневровых работах;
-
наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;
-
подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;
-
работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.
По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.
Профессиональные обязанности
Машинист РЖД выполняет такие функции:
- управление разными видами поездов (пассажирские, грузовые) на различных маршрутах (пригородные или дальние), а также промышленными и маневровыми локомотивами;
- маневрирование на станциях и в депо;
- обеспечение стабильной работы всех узлов и механизмов для наиболее рационального движения поезда;
- приемку и проверку технического состояния поезда локомотива перед рейсом;
- мониторинг состояния контактной сети, сигналов светофоров, путей и показаний приборов;
- постоянную связь с работниками, ответственными за перемещение транспортных средств;
- соблюдение утвержденного графика движения;
- контроль над посадкой/высадкой пассажиров;
- обеспечение безопасной доставки людей и грузов в пункт назначения;
- устранение неисправностей по ходу движения;
- руководство локомотивной бригадой.
Это общие обязанности, которые выполняет машинист поезда, хотя в зависимости от места работы (метрополитен, горнодобывающее или промышленное предприятие) они могут несколько отличаться.
Суть работы и обязанности помощника машиниста электропоезда
У помощников машиниста на российской железной дороге как правило три основных специализации. Различают работников, которые управляют тепловозами (локомотивами на дизельной тяге), электровозами (локомотивы на постоянном и переменном токе), электропоездами (специальные составы на электрическом ходу для перевозки пассажиров).
Электропоезд (или в простонародье — электричка) используется в основном для пригородного или междугороднего сообщения. В крупных мегаполисах также бывают городские электрички. Кроме того, составы метро также относятся к электропоездам.
От прочих видов поездов электрички отличает интенсивная эксплуатация, им приходится двигаться по наиболее загруженным участкам железных дорог. А это требует особого профессионализма от экипажа.
Объясним простыми словами, чем занимается помощник машиниста электропоезда. Если коротко: он «глаза и уши» машиниста. Помощник во время движения должен вслух, внятно и четко дублировать знаки и сигналы, команды диспетчера. Он подсказывает машинисту обстановку по маршруту и стремится сделать так, чтобы «рулевой» ничего не упустил из виду.
Кроме того, у помощника машиниста электропоезда масса иных обязанностей:
-
Техническое обслуживание механизмов поезда (тормозная система, электрика, механизмы);
-
Приемка и сдача электропоезда перед началом и после смены;
-
Смазка узлов и деталей, подготовка состава к работе;
-
Объявление информации для пассажиров (остановки, объявления);
-
Наблюдение за безопасностью посадки и высадки пассажиров.
Следует отметить, что не на всех электричках есть помощники, в некоторых современных составах их заменила автоматика. Однако ещё полно поездов, где без этой должности не обойтись. Кроме того, в случае чрезвычайных обстоятельств помощник способен подменить машиниста и довести поезд до конечного пункта.
Профессиональные обязанности
Помощник машиниста считается техническим исполнителем. В его должностные обязанности входит:
- оперативное выполнение распоряжений машиниста, диспетчеров, дежурных по станциям и депо, а также инструкторов;
- обеспечение постоянной радиосвязи с ответственными лицами по ходу движения поезда;
- техническое обслуживание локомотивов во время остановок и стоянок на маршруте, а также при приемке и сдаче локомотива;
- соблюдение режима движения поезда в соответствии с режимными картами;
- контроль функционирования агрегатов и узлов электровоза или тепловоза, инвентаря, систем связи и безопасности, в частности пожаротушения;
- устранение неисправностей по ходу движения, если это невозможно – принятие мер к освобождению перегона для других составов;
- ведение учета расхода топлива и смазочных материалов;
- ведение необходимой маршрутной документации, внесение записей в журнал замечаний;
- визуальный контроль процесса посадки и высадки пассажиров при управлении моторвагонным средством (электричка, метро);
- замена машиниста, если тот по каким-то причинам не может вести состав, для остановки поезда, недопущения его самопроизвольного движения и оповещение диспетчера, дежурных по станциям и машинистов ближайших поездов.
Помощник машиниста обязан знать все нормативные документы, касающиеся работы на железнодорожном транспорте, в том числе нормы техники безопасности, охраны труда. Он должен разбираться в устройстве электровоза и тепловоза, возможных причинах возникновения неисправностей в основных системах локомотива и способах их устранения. Кроме того, помощник обязан знать нормы расхода дизельного топлива или электроэнергии в различных режимах движения, и вносить предложения относительно их экономии.
Преимущества и недостатки профессии
У профессии машиниста есть свои преимущества и недостатки. К числу преимуществ относятся:
- высокий спрос на представителей рассматриваемой профессии,
- стабильная зарплата, причем в целом даже выше, чем средняя по стране (для рабочих специальностей),
- хороший социальный пакет, в который входит льготное медицинское обслуживание,
- наличие льгот, которые в основном касаются бесплатного проезда по железной дороге (например, в отпуск).
Однако у этой профессии есть немало недостатков. Например, сам график выстроен так, что предполагает ночные смены, а это считается вредным для здоровья. Не менее опасной в этом плане считается и работа в условиях постоянного стресса. Не говоря уже о том, что машинисту часто приходится работать в выходные и праздничные дни вместо того, чтобы проводить их с семьей (правда, за работу в этот период он получает компенсирующие выплаты). Частые командировки, ночлег в не самых комфортабельных гостиницах, отсутствие полноценного отдыха – все это тоже относится к недостаткам профессии.
Другие профессии: Сколько получают суррогатные матери?
Кроме того, машинисты на рабочем месте подвержены постоянному воздействию вибраций и магнитного поля, что может сказываться на состоянии здоровья. Не стоит забывать и о таких вещах как риск аварий или травмы.
Кому подходит
Профессия водителя железнодорожного состава в России доступна только мужчинам из-за своей сложности и негативного влияния на организм. Требования к кандидатам со стороны работодателя выдвигаются такие:
- крепкое физическое здоровье, что подтверждается ежегодными медицинскими осмотрами;
- хорошее зрение и слух;
- развитый глазомер (линейный, объемный и плоскостной) и зрительная память;
- склонность к работе с техникой;
- мгновенная реакция на изменения дорожной ситуации;
- умение быстро переключаться с одного процесса на другой;
- ответственность;
- пунктуальность.
Если кандидат имеет хронические заболевания дыхательной или сердечно-сосудистой системы, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, проблемы с различением цветов или сужением зрительных полей, то ему не удастся пройти медкомиссию.
Сколько зарабатывает машинист
По статистике, уровень зарплат машинистов находится выше среднего. Помощники в среднем получают от 20 до 30 тыс. рублей. После перехода на самостоятельную работу оклад сотрудников составляет от 40 до 60 тыс. рублей. Зарплата машиниста поезда, прошедшего определенное количество рейсов без аварийный ситуаций, может находиться в пределах 100 тыс. рублей. Многие работодатели предусматривают дополнительные премии за квартал, год, выслугу лет.
Нередко зарплата машинистам в метро выплачивается уже в процессе обучения. Такая «стипендия» в среднем составляет от 17 до 25 тыс. рублей. На частных предприятиях промышленного или добывающего типа уровень доходов может достигать 150 тыс. рублей в месяц. Также на зарплату машиниста электровоза может влиять тип его занятости, место работы, наличие дополнительных обязанностей. В перечень последних нередко входит обучение новых сотрудников.
Вопреки распространенному мнению, машинист электропоезда – это уже не сугубо мужская профессия. Сегодня все чаще ВУЗы, техникумы и колледжи принимают на обучение девушек, которые хорошо разбираются в технических дисциплинах. С каждым годом работа локомотивов и составов совершенствуется, расширяется спектр применения электроники. Теперь в работниках ценится не столько физическая сила, сколько выносливость, скорость реакции, знание основ инженерного дела.