Ученые степени в медицине: что это значит и отличие от звания

Содержание:

Минусы учительской профессии

Для начала следует выделить очевидные минусы профессии. Прежде всего, работа в школе – это постоянный стресс. Она требует огромных затрат душевных сил. К тому же, учитель несет личную ответственность за жизнь и здоровье каждого ученика. Дома, после окончания рабочего дня, учителю тоже вряд ли удастся отдохнуть. Ему нужно готовиться к урокам и внеклассным мероприятиям, проверять тетради, работать с документацией классного руководителя и т.д.

Кроме того, в учебных заведениях постоянно проводятся проверки, включающие посещение уроков и изучение документации. Причем проверяет учителя и администрация школы, и всевозможные комиссии из управления образованием, обрнадзора и т.п.

Да и ученики бывают очень разные. Легко работать с умными, старательными, хорошо воспитанными детьми, однако нередко попадаются ленивые, невоспитанные, от которых можно ожидать грубости, а иной раз – и откровенной провокации.

Несмотря на все разговоры о повышении зарплаты учителя, она по-прежнему остается мизерной. При этом для того чтобы хоть как-то выжить, педагогу приходится брать очень большую нагрузку, находясь в школе буквально с утра до позднего вечера. А при подготовке к урокам, классным часам и другим мероприятиям учителю приходится еще и вкладывать собственные средства.

Где учиться

Флагманский педагогический вуз — БГПУ имени Максима Танка. Также во многих белорусских университетах есть подходящие специальности: БГУ, МГЛУ, БрГУ имени А. С. Пушкина, ГГУ имени Франциска Скорины, ГрГУ имени Янки Купалы, МГПУ имени И. П. Шамякина. Весь перечень смотри в каталоге вузов Адукара. Некоторые колледжи готовят учителей физкультуры, начальных классов, рисования и музыки.

Кстати, обладатели золотых и серебряных медалей за среднюю школу и дипломов о среднем специальном образовании с отличием могут поступить на педагогические специальности без экзаменов. Их перечень Министерство образования обновляет каждый год.

Квалификационные требования

Компетентность педагога складывается из многих характеристик. Это не только профессиональные знания, но и другие качества. К ним относятся:

  • умение чувствовать, насколько учащийся понимает материал;
  • способность подбирать оптимальные средства и методики обучения;
  • стремление к самообучению и профессиональному совершенствованию;
  • умение формировать у обучающихся мотивацию, находить индивидуальный подход.

А также преподаватель должен быть в состоянии объяснить один и тот же материал разными способами, чтобы все могли его усвоить

Помимо этого, важно обмениваться опытом с коллегами, быть способным к обучению на чужих примерах

Педагог должен уметь управлять своим поведением, переключать внимание, проявлять эмпатию. Кроме того, необходимо обладать развитыми навыками речевого общения

Что главнее: кафедра или факультет

Поступая в ВУЗ, студент задается вопросом, куда же он зачислен: на факультет или на кафедру?

Зачислены вы будете на факультет (это будет написано даже в так называемой «шапке» листа о зачислении), а внутри факультета вы автоматически будете определены под «юрисдикцию» отдельной кафедры, работа которой отвечает подготовке вас по специальности.

В вашем итоговом документе об образовании зачастую может совпасть наименование факультета и направления или специальности.

В дипломе будет стоять подпись не начальника кафедры, а декана факультета, равно как и на каждой странице зачетной книжки в качестве свидетельства о переводе на курс выше.

На практике декан также стоит выше по административной лестнице, нежели руководитель кафедры.

Стоит ли быть старостой в универе

Многих интересуют вопросы: хорошо ли быть старостой в университете, стоит ли становиться старостой?

Всё зависит от того, какой вы человек. Старостой стоит становиться в том случае, если у вас есть нужные для этого личные качества и желание. Раздолбаям, инфантильным, неорганизованным и безответственным людям крайне противопоказано быть старостами, так как все группа будет страдать от их деятельности.

Но, если у вас есть склонность к административной работе и менеджменту, вы коммуникабельны, активны и дипломатичны – попробуйте.

Помните: гораздо важнее вопрос не «как стать старостой», а «как стать хорошим старостой».

Иерархия должностей в вузе

Поможем разобраться во внутренней системе университета.

Ректор

Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.

Проректор

Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:

  • по научной работе;
  • по научно-педагогической работе;
  • по учебно-воспитательной работе;
  • по взаимодействию с иностранными партнёрами;
  • по учебно-методической работе;
  • по административно-хозяйственной работе.

Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.

Директор и декан

Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.

Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:

  1. Организуют и руководят научной, учебной, воспитательной, методической работой.
  2. Руководят работой стипендиальной и приёмной комиссий.
  3. Отчисляют студентов из-за «хвостов», долгов за контрактное обучение или другие нарушения.
  4. Укрепляют и улучшают материальную базу.
  5. Решают организационные проблемы.

У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо

Заведующий кафедрой

Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:

  • разработка образовательных программ и учебных планов;
  • распределение учебной нагрузки между преподавателями;
  • организация и руководство практикой студентов;
  • проведение зачётов и экзаменов, защит курсовых и дипломных;
  • организация научно-исследовательской работы педагогов.

У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.

Преподаватели

У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:

  1. Профессор — имеет степень кандидата или доктора наук, у него небольшая учебная нагрузка, обычно преподаёт у магистров и аспирантов, занимается научной деятельностью.
  2. Доцент — эту должность, как правило, занимают кандидаты наук, которые ведут профильные дисциплины.
  3. Старший преподаватель — часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
  4. Ассистент — стартовая позиция в иерархии педагогов. Они проводят лабораторные работы и семинары, но вести лекции им обычно не доверяют. Часто на должность ассистента устраиваются аспиранты, чтобы начать получать педагогический стаж.

Доцент и профессор — не только должности, но и учёные звания. Они определяют научные достижения работников высшего образования.

Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.

Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.

Должностная инструкция

У преподавателя есть ряд обязанностей и прав. Все эти пункты прописываются в должностной инструкции, с которой соискатель может ознакомиться перед приемом на работу. В зависимости от позиции требования могут отличаться, например, у ассистента и доцента они будут разными, но есть и некоторые общие положения.

Обязанности

Существуют государственные образовательные стандарты – именно они регламентируют деятельность преподавателя. А также специалист должен:

  • способствовать формированию профессиональных навыков у обучающихся;
  • использовать наиболее эффективные методики и технологии;
  • участвовать в разработке образовательных программ;
  • соблюдать права и свободы обучающихся;
  • своевременно повышать профессиональную квалификацию.

Важную роль для должности преподавателя играет перцептивная деятельность, которая включает в себя умение правильно воспринимать и оценивать психологическое состояние студента и его способности, видеть в нем личность. Это необходимо для выстраивания адекватного взаимодействия между педагогом и обучающимися.

Помимо перцептивной функции, есть и другие компетенции, которыми должен овладеть специалист:

  • информационные;
  • контролирующие;
  • организаторские;
  • коммуникационные;
  • развивающие.

Права

У преподавателя есть определенные возможности:

  • он имеет право вносить предложения, касающиеся улучшения условий работы, устранения недостатков учебного заведения, деятельности других сотрудников;
  • специалист может запрашивать у структурных подразделений информацию, необходимую для выполнения обязанностей;
  • сотрудник может ознакомиться с проектами решений, касающихся его деятельности.

Ответственность

К этой категории относятся следующие моменты:

  • преподаватель несет ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей;
  • также сотрудник будет отвечать перед законом в случае каких-либо правонарушений или причинения материального ущерба.

Деятельность работника регулируется трудовым законодательством РФ, а также основные положения прописаны в должностной инструкции.

Высшее образование

Высшее образование дает возможность выбрать хорошее место работы. Например, если обучение происходило на педагогическом факультете университета, то студент будет преподавателем определённого предмета, но не сможет занимать другие должности.

Если же обучение было на таком же факультете, но уже в институте, тогда можно работать не только преподавателем, но и быть экспертом в той области, в которой есть специализация. Специалист по психологии может быть не только учителем, но и психологом в крупной компании.

Теперь стоит сравнить заработную плату эксперта с институтским дипломом (например, психолога) на большом предприятии и учителя, окончившего университет. Поскольку уровень оплаты в Российской Федерации различен, у выпускника есть возможность получать 40 тыс. р. в крупной компании и максимум 12 тыс. р. в школе. Возрастание в доходах очевидно. Теперь становятся понятны различия между вузами.

Староста в вузе: плюсы и минусы

Какие «плюшки» получает староста? На самом деле их не так уж и много. Староста обязан учиться так же, как и все остальные студенты. Помимо этого он может претендовать на:

  • надбавку к стипендии;
  • льготные путевки в санаторий от профкома;
  • хорошее отношение преподавателей (как ни крути, в глазах многих преподавателей староста стоит на ступеньку выше, чем другие студенты, и отношение к нему другое);
  • к тому же, быть старостой – это просто полезный опыт, который может пригодиться, при устройстве на работу в том числе.

Ну а минусы? Все индивидуально, но быть старостой – значит в первую очередь иметь дополнительную нагрузку, которую потянет не каждый. К тому же, старосте не всегда легко сохранить хорошие отношения и с одногруппниками, и с преподавателями. Это непросто, особенно когда ты должен отмечать пропуски одних и отчитыватсья об этом у других.

Староста группы – понятие, которое существует на постсоветском пространстве и в Польше.

В университетах на западе каждый студент самостоятельно выбирает, какие курсы будет посещать. Соответственно, староста там просто не нужен. Об учебе в университетах, где старост нет в принципе (США, Германия, Канада) читайте подробнее в наших отдельных статьях.

Не важно, староста вы, или простой студент. Проблемы с учебой могут возникнуть у каждого

Чтобы решить их быстро, обратитесь в профессиональный студенческий сервис.

Как оценивается уровень развития группы?

Для определения уровня развития коллектива, применяются разные способы. К ним относится:

  1. Наблюдение, с помощью которого можно понять, как студенты ведут себя в той или иной ситуации.
  2. Общение с членами коллектива и отдельными обучающимися, чтобы выявить их настроение и мнение.
  3. Сбор и изучение экспертных оценок с одновременным формированием рейтинга.
  4. Контент-анализ, заключающийся в обобщении сведений, собранных о коллективе.
  5. Анкетирование.
  6. Социометрия.

Чтобы определить сплоченность и уровень развития группы, надо обладать актуальными сведениями о ее членах. Поэтому нужно знать социальный уровень каждого студента, распределить их по возрасту и чертам характера. Учитывается отношение людей к преподавателям. Оцениваются мнения и настроения среди членов коллектива, а также разные психологические характеристики студентов. С помощью полученных данных можно грамотно управлять группой.

Академическая группа представлена студентами, которые совместно обучаются в течение 5 лет. Во время этого периода времени формируется коллектив, обладающий уникальными особенностями. Управлением занимаются не только неформальные лидеры, но и староста, являющийся официальным управленцем, наделенным правами и обязанностями. Деканы должны анализировать развитие таких групп, чтобы эффективно воздействовать на них.

Что такое студенческое самоуправление с точки зрения самих студентов, вы узнаете из видео.

Условия присуждения степени

Чтобы достичь цели и получить заветную степень, придется изрядно потрудиться. Это довольно сложная процедура, занимающая немало времени.

Получение степени — довольно сложная процедура

Первоначальное решение – положительное или отрицательное – о присуждении ученой степени принимает диссертационный совет.

Это компетентный орган, созданный при ВУЗе или научной организации.

В случае положительного решения совета документы перенаправляются в Высшую аттестационную комиссию.

Здесь подходят к процедуре со всей строгостью — перепроверяют работу, публикации, документы и затем утверждают решение о присуждении, но могут и отклонить.

В 2016-2017 годах были приняты поправки, выделившие перечень образовательных и научных учреждений, которые получили полномочия самостоятельно «вручать» степень без участия со стороны ВАК.

Это МГУ, СПбГУ и чуть больше десяти образовательных и научных организаций признанного уровня, среди которых крупные региональные ВУЗы и НИИ.

Такая передача прав вызвала ожесточенные споры в научных кругах. Многие считают, что отсутствие государственного контроля за процессом присуждения приведет к коррупции и «измельчению» этих категорий.

Чтобы вы смогли претендовать на первую степень – кандидата наук, обязательно иметь за плечами диплом специалиста или магистра, диплома бакалавра недостаточно.

Считается, что магистратура – первый шаг на пути к аспирантуре, так как магистры защищают диссертацию, которая потом вполне может «вырасти» до кандидатской.

Должности на кафедре в университете

На кафедре работают преподаватели с разными должностями и званиями, а также вспомогательный и административный персонал.

Лаборант на кафедре в университете

Лаборанты — не педагогический, а учебно-вспомогательный персонал. На кафедре они занимаются организацией учебного процесса:

  • готовят к работе лабораторные и компьютерные классы;
  • оформляют документы;
  • работают в библиотеке кафедры.

Их функции зависят от вуза: в некоторых универах лаборанты ведут сайт, готовят к публикации сборники, занимаются профориентационной работой с абитуриентами и т. д.

Ассистент кафедры

Это первая должность, которую получают молодые преподаватели. Для того, чтобы ее занять достаточно лишь иметь профильное образование уровня магистратуры или специалитета.

На кафедре ассистенты ведут лабораторные и практические занятия, лекции по которым читают доценты и профессора. В некоторых вузах могут руководить курсовыми работами.

Старший преподаватель

Старший преподаватель — следующая карьерная ступенька на кафедре. Чтобы стать им, необходимо иметь определенный стаж работы и пройти повышение квалификации.

Они выполняют те же обязанности, что и ассистенты, но если на кафедре не хватает доцентов или профессоров, могут проводить лекции или руководить курсовыми.

Кто такой доцент кафедры в институте

Это человек, который имеет степень кандидата наук и выполнил условия, необходимые для получения звания доцента (стаж работы, определенное количество публикаций, знание английского языка и пр.). Он ведет лекции, руководит курсовыми и дипломными работами, также может заниматься с аспирантами.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Профессор

Профессор — следующая в ученом мире ступень после доцента. Чтобы получить это звание, нужно защитить докторскую диссертацию и соответствовать жестким требованиям (например, стаж и число научных статей должны быть больше, чем у доцента).

Обычно профессора ведут лекции на старших курсах и в магистратуре, являются научными руководителями дипломников и аспирантов.

Доценты и профессора не только преподаватели, но и ученые: они готовят публикации, участвуют в конференциях и семинарах

Заведующий кафедрой

Должность заведующего — административная. На нее назначается один из преподавателей кафедры (профессор или доцент), который должен координировать работу подразделения:

  1. Организовывать учебный процесс;
  2. Обеспечивать выполнение распоряжений декана и ректора;
  3. Проводить совещания с педагогическим коллективом;
  4. Координировать работу подчиненных.

При этом у заведующего также есть учебная нагрузка.

Другие должности на кафедре

Кроме перечисленных выше, на кафедре также могут работать инженеры (занимаются обслуживанием техники, станков, компьютеров и пр.) и научные сотрудники (не задействованы в учебном процессе, занимаются только научной работой).

Какими хотят видеть учителей дети и родители

У каждого человека могут быть своим представления, каким должен быть, современный учитель. Но есть качества, которые выделяет большинство детей и взрослых.   

1. Саморазвитие и умение признавать ошибки

Умение признать неправоту — одно из возможных требований, каким должен быть учитель школы. Ведь ошибки — естественная часть человеческой сущности, и никто не ждёт, что педагог будет никогда не допускающим помех роботом. А если преподаватель допускает явную ошибку, но старается скрыть либо выдать за правильный поступок, дети чувствуют обман и теряют доверие. 

2. Техническая грамотность

Одна из актуальных компетенций, которой должен обладать учитель в 21 веке, — это компьютерная грамотность

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия проходят онлайн, поэтому наши преподаватели составляют яркие презентации к урокам, используют интерактивные возможности платформы и специально обучаются удерживать внимание учеников сквозь монитор компьютера

<<Форма с консультацией>>

3. Опыт работы 

Профессионализм всегда нарабатывается опытом. У педагогов домашней онлайн-школы «Фоксфорда» в среднем около 10 лет стажа. Многие из них являются кандидатами наук, экспертами ГИА и олимпиад.   

4. Умение общаться

Хорошего педагога отличает манера общения. Умение выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию — это ещё одно требование, какими личностными качествами должен обладать учитель. В «Фоксфорде» педагоги обращаются на «вы» к детям независимо от возраста. Занятия проходят в атмосфере взаимного уважения. Учитель никогда не повысит голос и не перейдёт границы допустимого в общении с учениками. 

5. Понимание, что волнует подростков

Детям скучно слушать консерватора, который не интересуется сегодняшним днём и не адаптируется к течению времени. Современный педагог понимает, чем живут подростки, и находит с ними общий язык. А иногда учителей и детей даже объединяют общие увлечения — например, преподаватель литературы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» Юлия Дэль обожает кей-поп, как и многие школьники. 

Кто кем в ВУЗе управляет

Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.

Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться

Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.

Непосредственными помощниками ректора являются его замы — проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).

Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.

Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор — начальником отдела по чему-либо.

Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.

Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.

Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.

Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.

Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.

У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.

Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.

В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр — подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.

Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..

У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.

Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:

  • библиотека;
  • лаборатории;
  • отдельный отдел, занимающийся хозяйственной деятельностью;
  • издательский отдел;
  • научно-методический отдел;
  • бухгалтерия

Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).

Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.

Программы обучения, исследования

У университетов иная цель — выпускать не узкопрофильных работников, а специалистов иного профиля. Большой выбор различных специальностей даёт университет. Какое образование получать, решает только сам поступающий. Направления, которые выбирает для себя абитуриент, могут быть не связаны друг с другом, а это значит, что можно свободно сочетать изучение точных и гуманитарных наук.

Кроме того, при университетах часто открываются колледжи, предлагающие выпускникам девятых классов получить среднее специальное образование.

Так как это не только вуз, но и главный методический научный центр, обучение в нём проводится сразу по двум программам:

  1. Получение первого высшего профессионального образования.
  2. Образование, получаемое после окончания другого учебного заведения.

В университет могут прийти как только окончившие школу выпускники, так и специалисты с уже имеющимся высшим образованием. У них есть возможность поднять уровень своих знаний и квалификацию.

Выпускниками университетов являются старшие и средние специалисты, бакалавры, магистры и аспиранты.

Профессиональные качества

Работа учителя — это постоянное взаимодействие с людьми. Его деятельность связана с нервным напряжением, поэтому нужно быть в высшей мере стрессоустойчивым и терпеливым. Внимательность, доброта, тактичность, справедливость, гуманизм — характеристики идеального педагога. Замечательно для преподавателя обладать отличной памятью и способностью к самообучению.

Если интересуешься этой профессией, попробуй себя в ней уже со школы. В Беларуси с недавнего времени появились педагогические классы, выпускникам которых предоставляются льготы при поступлении в вуз

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector