Разбор заданий на егэ по литературе: как сдать на 100 баллов?

Содержание:

Александра Рукина: Планируйте свою подготовку

Студентка Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова

Александра окончила школу на Яузе. Она сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов и поступила на факультет биотехнологии Сеченовского университета. В будущем собирается поступать в магистратуру на специальность, связанную с генной инженерией.

Готовиться ей помогали школьные учителя, но большую часть времени девушка занималась самостоятельно. Главное, по ее словам, — это планировать подготовку и не забывать об отдыхе.

Готовясь к экзамену, Александра надеялась на высокий результат, но, когда узнала, что получила высший балл, сначала не поверила.

«Поначалу я подумала, что это указан максимальный результат, который может быть на ЕГЭ, а не мой. Но когда я поняла, что это мои баллы, то очень обрадовалась», — говорит она.

Выпускникам, которым только предстоит сдавать ЕГЭ, Александра советует не волноваться. Рассказывая о своем опыте, она говорит, что за день до экзамена испытывала тревогу. Но уже на месте девушка смогла успокоиться: «Когда я пришла на экзамен, то поняла, что ко всему готова и все повторила. Я села за стол, открыла вариант и поняла, что все в моих силах

Структура ЕГЭ по литературе

И вновь отведено ровно 3 часа и 55 минут (235 минут) на написание. Контрольные измерительные материалы содержат 17 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.

Первая включает в себя 16 заданий, где последние четыре ответа должны быть развернутыми. Можно разделить на условные 2 блока. Вторая же часть включает только развернутые ответы, их можно назвать мини-сочинениями. Литрекон хочет познакомиться с краткими описаниями заданий подробнее и познакомить Вас!

Совсем недавно ФИПИ на своем официальном портале представил проекты документов, в которых излагаются все изменения в КИМ. Стало известно, что с 2022 года Единый государственный экзамен будет проводиться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Многомудрый Литрекон искренне желает, чтобы изменения в проведении ЕГЭ по литературе никак не повлияли на завершение учебного года.

Блок первый

  1. Задания 1-7 нуждаются в кратком ответе. Они проверяют знания учеников о том, какие могут быть жанры и направления произведений, особенности композиций, различные термины и знания о героях.
  2. Будьте предельно внимательны. Задание седьмое с этого года меняется. Его слегка подкорректировали. Теперь оно содержит два пропущенных места, куда необходимо вставить верные термины.
  3. 8 задание содержит вопрос, на который нужно отвечать несколькими предложениями. В идеале – до десяти. Пример такого вопроса: «Какое противоречие допускает автор…?»
  4. Задание 9 можно назвать сопоставлением. Оно предлагает вспомнить что-то из прочитанного и сравнить с уже вписанным в КИМ.

Блок второй

Вся вторая часть сосредоточена на поэзии. Здесь проверяется знание средств выразительности. Поэтому с 10 по 14 задание можно столкнуться с проверкой знаний на род, жанр и направления в стихотворении. Нужно также уметь определять размер, пригодится для 14-го.

В 15 задании требуется провести анализ лирического отрывка. После которого придется развернуто отвечать на вопрос.

Задание 16 можно соотнести с 9 из блока первого. Здесь тоже придется вспомнить и сопоставить. Темы самые разнообразные, поэтому, дорогие выпускники, читайте и узнавайте больше! Расширяйте свою базу.

Часть два

Перед вашими глазами оказываются четыре темы. Они настолько разные, что каждый сможет найти то, что покажется ему нетрудным. Здесь пишется объемное сочинение в 150-350 слов. Предполагается анализ литературного произведения, тему требуется раскрыть с трех сторон.

Хочется напомнить, что подготовка к итоговому сочинению или сочинению по русскому языку не помогут с 17 заданием. Здесь немного иная структура, есть свои особенности и принципы оценивания.

Разбор всех заданий на ЕГЭ по литературе (с планом и примером сочинения на ЕГЭ) Вы можете найти здесь.

Подытожим

Существенное изменение в КИМ ЕГЭ по литературе заключается в том, что теперь участники должны будут показать свои глубокие знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Кроме того, оценивая работу выпускника, организаторы теперь будут учитывать аспект грамотности. Также составители заданий значительно обогатили литературный материал, шире представив поэзию второй половины 19-20 столетий и русскую литературу 21 века.

КИМ ЕГЭ по литературе включает в себя две части и состоит из 17 заданий.

  1. Первая часть состоит из двух комплексов заданий. Первый из них относится к фрагменту драматического, лироэпического или эпического произведения. Здесь выпускнику необходимо решить семь номеров с кратким ответом, а также два задания с развёрнутым ответом ( 5-10 предложений). Второй комплекс заданий направлен на анализ лирического произведения. Здесь представлено пять заданий, предполагающих краткий ответ, а также два задания с развернутым ответом. Ответы к заданиями с кратким ответом участник ЕГЭ должен записать в бланк в виде слова, словосочетания или последовательности цифр.
  2. Вторая часть КИМ состоит из четырёх заданий (17.1-17.4). Из них выпускник должен выбрать только одно задание и предоставить на него аргументированный ответ в виде сочинения, объёмом от 200 слов.

На выполнение всей работы выпускнику даётся 3 часа 55 минут. Эксперты советуют выпускникам два часа потратить на решение первой части заданий, а оставшееся время – на вторую часть.

Совет №3: создайте таблицу для задания №16

Вы наверняка думаете, что наиболее сложное задание — большое сочинение (№ 17.1 — 17.4). Да, с одной стороны, это так, ведь оно самое объемное и за него дают больше всего баллов. Но, на самом деле, самое опасное задание — задание с развернутым ответом на сопоставление лирических произведений (№ 16). Результаты по анализу лирики стали традиционной проблемой. Что же нужно делать, чтобы не столкнуться с ней? Вам нужно составить таблицу всех возможных тем (любовь, добро и зло, свобода и т.д.). К каждой теме нужно написать как минимум три стихотворения, таким образом вы будете ориентироваться в тематике лирики.

Допустим, к теме дружбы можно написать такие стихотворения: Пушкин «Пущину», Окуджава «Возьмемся за руки, друзья», Высоцкий «Песня о друге», Огарев «Другу Герцену».

Кстати говоря, пользуясь такой таблицей, будет проще учить стихотворения, ведь вы сможете выбрать по одному произведению из каждой темы.

Без системы тяжело идти к хорошему результату. Ребята поделились, в каком режиме они готовились.

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Литературой я занималась каждый день: в школе, после школы, на выходных. В понедельник, среду и воскресенье у меня были вебинары в «Умскул» с Фаришей Князевой. В другие дни я делала домашние задания: писала сочинения, решала тестовую часть, читала анализы произведений, учила цитаты. В онлайн-школе мы за год прошли кодификатор три или четыре раза. Сначала была теория литературы. Затем изучали произведения так же, как они даны в кодификаторе. Вместе с ними проходили алгоритм написания сочинений в порядке их расположения в КИМе. Все это три раза, с сентября по май. Про эту систему можно сказать: «Повторение — мать учения». И она для меня оказалась лучшей. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— Ходил к репетитору 2 раза в неделю, каждый день писал либо 8 и 9, либо 15 и 16, либо 17 сочинение. Это программа минимум, чаще я делал больше. Вдобавок старался каждый день учить либо стихотворение, либо отрывок из него, либо цитаты. Вместо роликов на YouTube под вкусный обед смотрел вебинары по литературе. В самые продуктивные дни я занимался с перерывами часов 8. Но это очень выматывает морально и физически, поэтому такого темпа работы не хватало надолго. Так и выходило, что день занимаюсь усердно и два дня валяюсь на диване, пописывая одно сочинение. 

Кристина Михайлова, 97 баллов:

— Усердно заниматься я начала где-то с января и уделяла литературе по 4–5 часов в день. У меня была система, но я не всегда ее придерживалась. Однако старалась заниматься каждый день: читала произведения и анализы, учила стихотворения. За неделю до экзамена повторила весь пройденный материал. 

Анастасия Кукнерик, 97 баллов:

— Я занималась литературой с декабря по 3 июля включительно. Зимой это было что-то ознакомительное, а с начала весны— серьезное. Готовилась  усиленно, тратила около 10 часов в день: писала сочинения, читала краткие пересказы, решала тесты, смотрела вебинары и разборы вариантов, советовалась с куратором, решала пробники. 

Виктория Михайленко, 100 баллов:

— Я брала крупные произведения на полный обзор в том порядке, в каком они располагаются в кодификаторе. Составляла план анализа произведения, выписывала важные цитаты, которые можно применять в сочинениях. Также готовилась к 17 сочинению. Искала на «Решу ЕГЭ» все задания по конкретному произведению, смотрела темы сочинений и составляла план к каждому. 

Критерии

Оценивание ЕГЭ по литературе невозможно без критериев, которые каждому ученику необходимо знать точно. Это знание поможет ему подготовиться к ЕГЭ самостоятельно, ведь он сможет сам проверять свои способности и результаты не хуже любого экзаменатора.

Критерии оценки ЕГЭ по литературе 2019 таковы:

За верный ответ на каждое задание 1-7, 10-14 выпускник получит по 1 баллу.

8 и 15 задания оцениваются по трем критериям (всего 6 баллов за каждое):

  1. Соответствие ответа заданию (2 балла). Если по нему 0, то по остальным тоже 0;
  2. Привлечение текста для аргументации (2 балла). Если по нему 0, то по третьему тоже 0;
  3. логичность и привлечение речевых норм (2 балла).

9 и 16 задания будут проверяться по 4 критериям (максимум 10 баллов за каждое)

  1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом (2 балла). Если по нему 0, то работа не проверяется;
  2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом (2 балла). Если по нему 0, никто дальше проверять не будет;
  3. Привлечение текста произведения для аргументации (4 балла). Если по нему 0, то 4 пункт тоже мимо;
  4. Логичность и соблюдение речевых норм (2 балла).

Критерии оценки сочинения на ЕГЭ по литературе состоять из пяти пунктов, а всего можно рассчитывать на 14 баллов:

  1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие (3 балла). Это основной критерий, то есть если по нему 0, то вся работа считается невыполненной.
  2. Привлечение текста произведения для аргументации (3 балла).
  3. Опора на теоретико-литературные понятия (2 балла).
  4. Композиционная цельность и логичность (3 балла).
  5. Соблюдение речевых норм (3 балла).

Важно: Если в сочинении менее 150 слов, то оно даже не проверяется! Норма – от 200 слов

Клише

Речевые клише, отмеченные многими авторами и Вашими учителями, использовать не советуем. Лучше выработать привычку писать текст под тему, не пытаясь тему подстроить под некоторые нелепые конструкции.

Однако, есть несколько универсальных речевых клише, которыми можно пользоваться без опаски.

Для вступления:

  • «…», — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль романа/повести/рассказа/текста…
  • Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но идея этого произведения несколько шире, чем это кажется на первый
    взгляд…
  • «…», — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
  • Над этой проблемой задумывался не один автор. … также не был исключением
  • … затрагивает данную тему в своем произведении».

Для основной части:

Автор повествует о …
Автор описывает …
Поэт показывает …
Писатель размышляет о …
Он акцентирует внимание читателя на …
Идея … выражена в стихотворении …
Мысль о необходимости … выражена и в романе …
Вспомним героя повести…
Обратимся к роману/повести/рассказу/тексту …

Для заключения: 

  • Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания
  • Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в …
  • Таким образом …
  • Итак, можно сделать вывод, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что …
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что …

Структура экзамена

Первая часть

Структура КИМа по литературе представляет собой условно разделённые три части. Часть первая – работа с произведением «большой формы»: романом, рассказом, пьесой, поэмой. Это семь заданий в виде теста и два мини-сочинения. Одно проверяет умение анализировать отрывок текста, второе – знание системных связей между произведениями. Для успешной подготовки к этому заданию надо знать, в каких произведениях из кодификатора (списка литературы, обязательного к прочтению) есть дуэли, сны, герои-бунтари и так далее.

Чтобы справиться с таким заданием, нужно системно подходить к изучению литературы и перечитывать произведения программы с седьмого по одиннадцатый класс. Понятно, что за год до экзамена это сделать трудно, поэтому лучше всего начать готовиться к ЕГЭ по литературе заранее, минимум с десятого класса. Если вы только в одиннадцатом классе осознали, что вам необходимо сдавать этот предмет, постарайтесь найти себе проводника по миру русской классики. Это может быть школьный учитель, репетитор или хорошее пособие для подготовки.

Третья часть

Третья часть экзамена представляет собой большое сочинение, которое должно содержать минимум 150 слов. Меньшее количество слов не подлежит проверке. Его просто оценивают нулем баллов, а выпускник теряет 14 первичных балов. С другой стороны, даже рекомендованный объём в 250 слов не гарантирует высшей оценки по критериям сочинения.

Кратко о критериях оценивания и особенностях подготовки

На сайте ФИПИ вы с лёгкостью найдёте документ под названием «Методические рекомендации для руководителей предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом». Его можно досконально изучить, чтобы иметь точное представление о всех ловушках, которые надо учитывать при написании экзамена. Правда, это сложный и длинный документ, который хотя и находится в открытом доступе, но освоить его не так-то просто. Чтобы подготовка к ЕГЭ по литературе прошла максимальной эффективно, вы должны научиться:

  • Выстраивать связь между произведениями. Для этого нужно изучить произведения кодификатора и определить общие темы.
  • Анализировать текст сочинения на предмет верного содержания и структурного оформления. Один из самых важных критериев – К1, критерий, отвечающий за глубину раскрытия темы. Чтобы хорошо раскрыть тему, необходимо тщательно изучить критическую литературу, учебники и методические пособия. Аккуратно относитесь к выбору источников: их лучше заранее узнать у преподавателя или репетитора.
  • Выявлять значимые детали, эпизоды, подробности, которые необходимы для полноценного письменного ответа на задание. Тут требуется умение работать с текстом. Этот навык прокачивается с помощью сочинений и активной работы на уроке.

Как распределить время на экзамене

Самая распространённая проблема сдающих ЕГЭ по литературе – катастрофическая нехватка времени, ведь вам предстоит писать несколько сочинений. Есть несколько полезных советов по распределению времени на экзамене.

Начинайте с сочинений

Если всё делать согласно объёму заданий с развернутым ответом, то придется брать дополнительные бланки. Иногда выдача этих бланков происходит не сразу, а с пяти-десяти минутной задержкой. Такой бланк может понадобиться не один. Время экзамена при этом не продляется. Вместо того, чтобы нервничать, что бланки задерживают, спокойно решайте в этот промежуток тестовую часть.

Засекайте время на выполнение заданий при подготовке

Очень неплохо на экзамене по литературе работает следующий расчет: 30 минут на каждое мини-сочинение, от 20 до 40 минут на тестовую часть, включая перенос ответов в соответствующий бланк, все остальное время должно быть посвящено сочинению задания 17.

Тренируйте память

На экзамене вам не дадут текстов, всё должно быть в памяти. Учите стихотворения, пишите сочинения, ведите отдельную тетрадь с цитатами, составляйте планы произведений. Это поможет вам в нужный момент подобрать убедительные аргументы и подкрепить их примером.

Подготовка к ЕГЭ по литературе: какие есть варианты

Есть два пути подготовки. Первый – обратиться к репетитору, который даст обратную связь по сочинениям, поможет увидеть общие мотивы в произведениях и подскажет полезную литературу. Второй – готовиться самостоятельно. В таком случае от выпускника требуется много самодисциплины и организованности, а также сильная мотивация. Вы всегда можете получить бесплатную консультацию с преподавателем у нас на вводном занятии.

Литература – такой экзамен, который не сдать наудачу, поэтому готовиться к нему надо основательно и заранее. Желаю вам удачи!

Материалы для подготовки

Подготовиться к ОГЭ по литературе в 2021 году помогут демоверсия, кодификатор и спецификатор, опубликованные на сайте ФИПИ.

Найти темы сочинений и другие практические материалы для подготовки к ОГЭ по литературе можно в открытом банке заданий также на сайте ФИПИ.

Также можно использовать дополнительные пособия:

  • литература в схемах и таблицах Е. Хадыко и Е. Титаренко,
  • типовые варианты от разработчиков (Л.В. Новикова) и др.

Важно подготовиться к ОГЭ по литературе максимально хорошо: вам может попасться любое произведение, и вы должны уметь ориентироваться в нем, а также подбирать произведения для аргументации своих мыслей самостоятельно. Задача стоит нелегкая

Но получить желаемый балл при грамотной подготовке — это реально!

Влюбленные в предмет

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: У вас есть опыт подготовки стобалльников по ЕГЭ. Поделитесь, в чем секрет успешной сдачи экзамена?

Лилия Теликова: Да, одна ученица у меня сдавала экзамен по русскому языку на 100 баллов, есть и такие ребята, которым до максимального результата не хватило всего чуть-чуть. Это не только моя заслуга, прежде всего это результат труда детей. Как бы ни хотелось, но вложить свои мозги в чужую голову невозможно.

Секрет есть: во-первых, любить русский язык, если ребенок его не любит, то никогда не сдаст экзамен на высокий балл. Нужно иметь и хоть небольшой талант к языку. Также учеба должна быть систематической, если работать от случая к случаю, ничего не получится.

— А можно ли привить любовь к языку?

— Можно, особенно к литературе любовь прививается в первую очередь дома, родителями. Ведь ребенок начинает читать намного раньше, чем приходит в школу. Но и учитель играет не последнюю роль. Если он неравнодушен к своему предмету, то полкласса точно заинтересуется.

Статья по теме

Снова в бой. Как подготовить ребенка к школе после каникул

И еще, более чем за тридцатилетний опыт работы в школе я заметила, что дети любят предмет, если любят учителя, даже если это сложные алгебра или химия. У нас в этом году пришла учительница физики, несмотря на то, что это тяжелейший предмет, дети просто влюблены в него из-за Татьяны Владимировны. На мой взгляд, закономерность четкая.

— Вы, как учительница литературы, наверное, больше всех замечаете, что дети стали меньше читать?

— Дети стали меньше читать, несомненно, но это не их вина, сколько общая беда. Благодаря тому, что мы сегодня имеем массу возможностей круглосуточно сидеть в интернете, у них нет интереса и потребности к чтению. Но сказать, что все массово не читают, я не могу. У меня есть ученики в 9-м классе, которые запойно читают зарубежную литературу, русскую классику прямо на переменах. Могут сидеть во время урока с книжкой под партой. Мне кажется, это идет из семьи, учитель своим волевым решением не может заставить читать, как бы ему этого ни хотелось. Ему остается только заинтересовать. У меня есть свой секрет в преподавании литературы.

Любовь к литературе прививается в первую очередь дома, но и учитель играет важную роль. Фото: Из личного архива/ Лилия Теликова

Кроме учебных занятий, я с ребятами занимаюсь театром, мы ставим постановки по различным произведениям. В основном берем те, которые в школе не изучаются. Дети, чтобы понять, сыграть на сцене, должны прочитать это произведение. Так, мы познакомились с «Отверженными», «Собором Парижской богоматери», хоккейный класс читал «А завтра была война» Бориса Васильева. Раз ставим спектакль, им нужно знать, о чем произведение.

На экзамене очень многие приводили примеры по этим произведениям, потому что хорошо их поняли и помнят содержание. Так тоже можно прививать любовь к чтению, но массово такой метод, конечно, не применить.

Статья по теме

Школа строгого режима: как учителям найти подход к трудным подросткам?

Топ школ по подготовке к ЕГЭ по английскому 2021

Разберем, как проходит онлайн подготовка школьников к ЕГЭ в топовых частных школах по английскому языку. Рассмотрим особенности обучения, его формат и стоимость.

Skysmart

С сайта школы нужно записаться на консультацию, указав:

  • Свое имя
  • Возраст (4-18)
  • Цель обучения: преодоление языкового барьера, подготовка к экзаменам и пр
  • Имя родителя
  • № телефона
  • E-mail

Из особенностей школы отметим:

  • Подбор программы для каждого ученика
  • Наличие опытных учителей, которые имеют, минимум, 6-летний опыт работы со школьниками
  • Бесплатные тестирования, позволяющие измерять успех
  • Организацию пробных экзаменов по стандартам ЕГЭ
  • Дополнительные материалы и вебинары
  • Психологическую подготовку для снятия стресса
  • Два варианта обучения: базовый и продвинутый
  • Интерактивные занятия: задания проверяются автоматически, платформа хранит историю занятий и контролирует прогресс учеников

Стоимость одного занятия зависит от количества выбранных уроков:

  • 4 урока – 1 490 руб./урок. Можно протестировать подготовку к ЕГЭ
  • 8 – 1 390. Рекомендуется для подготовки к пробному экзамену
  • 16 – 1 190. Проработка сложных блоков
  • 32 – 1 090. Закрепление знаний
  • 64 – 990. Можно понять логику заданий и не переживать за конечный результат

EnglishDom

Здесь занятия проводятся по скайпу. Один курс состоит из 30 уроков. Длительность одного занятия 50 минут, а его минимальная цена – 790 руб. Однако школа требует минимальный уровень Pre-Intermediate.

Курс вам подойдет, если вы:

  • Хотите сдать экзамен по языку
  • Знаете до 700 слов
  • Желаете подтянуть грамматику

Все занятия проводятся в онлайн режиме по цифровому учебнику. Организуется видеосвязь с учителем. Можно выбрать носителя языка либо русскоговорящего преподавателя. Занятия индивидуальные, поэтому график уроков выбираете вы.

К вашим услугам разговорные клубы. Можно выбрать интересную тему и попрактиковаться в разговорной речи. С помощью мобильного приложения вы сможете управлять расписанием уроков, делать домашнее задание, учить слова, получать уведомления от куратора.

Пробный урок бесплатный.

Инглекс

Эта школа также предлагает обучение по скайпу и бесплатный пробный урок.

Плюсы курса:

  • Любая продолжительность
  • Интенсивность занятий до трех раз в неделю. Продолжительность урока – 45/60 минут
  • Гибкий график для занятий
  • Учебные материалы адаптированы под формат занятий в Скайпе и для подготовки к ЕГЭ
  • Гарантия приобретения учеником, если он будет выполнять все задания, уровня Intermediate. Он востребован при трудоустройстве

Цена занятий зависит от выбранного пакета, количества уроков, их продолжительности и преподавателя.

Если вы выберете пакет «Выгодный» по 45/60 минут на урок с русскоязычным преподавателем, стоимость будет:

  • 5 уроков – 5/6,5 тыс
  • 10 – 9/11,7 тыс
  • 20 – 15/20,8 тыс
  • 40 – 28/36,4 тыс

Тариф «Удобный» позволит вам переносить уроки.

45/60 минут занятий с русскоязычным преподавателем предполагается следующую стоимость:

  • 5 уроков – 6 000/8 000
  • 10 – 10 800/14 400
  • 20 – 19 200/25 600
  • 40 – 33 600/44 800

Также появится возможность заниматься еще и с носителем языка. Однако возрастет стоимость занятий.

Цена урока в 45/60 минут с англоязычным преподавателем:

  • 5 уроков – 8 500/11 500
  • 10 – 16 000/21 500
  • 20 – 30 000/40 000
  • 40 – 56 000/74 000

Можно оплачивать каждый урок отдельно, но пакетная оплата дает скидки. При оплате принимаются банковские карты, электронные деньги, интернет-банкинг (Сбербанк, Тинькофф, Альфа-Банк).

Тетрика

Онлайн школа предлагает бесплатный курс по английскому языку, позволяющий подготовиться к ЕГЭ! Достаточно пройти регистрацию на сайте организации, перейти в ЛК (личный кабинет) и получить информацию о занятиях.

Программа курса рассчитана на 4 недели. За месяц вы получите 19 заданий. Процесс обучения такой: преподаватель на первом уроке читает лекцию и дает новый материал. На следующем занятии будет практика, и ученики начнут решать задачи в формате ОГЭ.

Фоксфорд

С 4-го мая в школе стартует суперинтенсив ЕГЭ. Стоимость обучения 4 990 руб. Занятия будут проходить дважды в неделю и закончатся 15 июня. Всего будет 12 уроков. Продолжительность каждого из них четыре академических часа. Занятия будут проходить в онлайн режиме. Если вы не успеете, есть возможность их пересмотреть в записи. На данном курсе ученики получат 6 заданий. Их проверка будет в ручном режиме. Школьникам также будут предложены два пробных варианта ЕГЭ. Вводное занятие не требует оплаты. Есть возможность оплатить учебу в рассрочку.

Обществознание

Скиданов Владимир Алексеевич, преподаватель обществознания с 25-летним опытом: «За год подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно. Если ученик занимается 1 раз в неделю, то его результат на экзамене, как правило, около 60 баллов. При регулярных ежедневных занятиях и работе с репетитором 1-2 раза в неделю результат может быть около 90 баллов. Так в прошлом году готовилась к экзаменам моя лучшая ученица — Киселёва Маша, которая получила 98 баллов за ЕГЭ и победила в олимпиаде СПБГУ».

Преподаватель обществознания в Учебном центре «Эврика»: «При желании к ЕГЭ по обществознанию подготовиться за год возможно. Следует помнить, что ОГЭ и ЕГЭ — это проверка системных знаний и умений по предмету, поэтому осваивать его лучше постепенно, поэтапно накапливая фундаментальные знания, развивая общую эрудицию и кругозор.

Оптимальный вариант качественной подготовки — 2 занятия в неделю с педагогом и самостоятельная работа по той тематике, которую разбираете с учителем в данный момент. Также нужно читать научную, научно‑публицистическую и нормативную литературу по политике, экономике, праву, например, Конституцию.

На наших занятиях ученик получает дополнительные материалы в разных форматах: в видео- и аудиофайлах, распечатанных текстах, таблицах, ссылках на сайты. Так мы развиваем способность к творческому мышлению и умение применять знания для ответа на нестандартные вопросы.

Примерный план годичной подготовки к ЕГЭ по обществознанию выглядит так:

  • повторение пройденного материала с увеличением его объёма: базовые понятия, факты, структурные модели и т.п.;
  • при изучении новой темы обязательно нужно делать конспекты в тетради в виде схем, таблиц, графиков материала с выводами;
  • закрепление материала: решение экзаменационных заданий от простых к сложным на изученную тему;
  • выполнение заданий блока С или написание эссе на изученную тему, после полного овладения теоретическим материалом».

Совет №3: создайте таблицу для задания №16

Вы наверняка думаете, что наиболее сложное задание — большое сочинение (№ 17.1 — 17.4). Да, с одной стороны, это так, ведь оно самое объемное и за него дают больше всего баллов. Но, на самом деле, самое опасное задание — задание с развернутым ответом на сопоставление лирических произведений (№ 16). Результаты по анализу лирики стали традиционной проблемой. Что же нужно делать, чтобы не столкнуться с ней? Вам нужно составить таблицу всех возможных тем (любовь, добро и зло, свобода и т.д.). К каждой теме нужно написать как минимум три стихотворения, таким образом вы будете ориентироваться в тематике лирики.

Допустим, к теме дружбы можно написать такие стихотворения: Пушкин «Пущину», Окуджава «Возьмемся за руки, друзья», Высоцкий «Песня о друге», Огарев «Другу Герцену».

Кстати говоря, пользуясь такой таблицей, будет проще учить стихотворения, ведь вы сможете выбрать по одному произведению из каждой темы.

Зачем убрали тесты?

На взгляд разработчиков, задания с выбором ответа для учеников не представляют никакой сложности. Они являются только лишним элементом для оценивания. В таких заданиях есть огромная доля вероятности угадать правильный ответ, а эксперты института педагогических измерений с этим в корне не согласны.


Кроме того, стало известно, что на экзамене по литературе выпускники больше не увидят вопросов и заданий открытого характера, где они должны дать ответ в виде одного слова или последовательности из цифр. Таким образом, выпускники теряют возможность набрать баллы за знание литературоведческих терминов. Поэтому троечники не смогут отделаться «малой кровью», сдав одну часть экзамена. В 2021 году от выпускников ждут демонстрации умения красиво и четко излагать собственные мысли.

Как действовать на экзамене

Как отвечать на вопросы к тексту

️ Внимательно читайте текст задания.

Много ошибок школьники допускают из-за невнимательности: например, в задании спрашивают, как решается конфликт, а выпускник отвечает, где он решается. Каждое слово в формулировке задания имеет значение.

️ Обязательно аргументируйте свой ответ примерами из текста.

При этом можно использовать не только приведённый отрывок, но и другие эпизоды из тех же произведений.

️ Не искажайте авторскую позицию.

В художественной литературе не всегда всё однозначно, и порой об авторской позиции спорят даже литературоведы. Однако подобные спорные вопросы не выносятся на экзамен, и ломать над ними голову вам не придётся. По всем произведениям школьной программы заранее известна «каноническая» авторская позиция — она прописана в учебнике и статьях критиков. Отклоняться от неё или оспаривать её на экзамене не стоит.

️ Не стремитесь выразить своё мнение.

Упоминать о вашем отношении к произведению или героям нужно лишь в том случае, если вас прямо об этом спрашивают. Например, если тема вашего сочинения: «Кто из героев „Войны и мира“ Льва Толстого вам наиболее интересен и почему?», при ответе необходимо опираться на текст, а не на собственные эмоции.

Настаивать на собственной трактовке темы, идеи или проблематики произведения на экзамене вообще не стоит, даже если такая трактовка у вас есть и вы можете обосновать её цитатами из текста

Проверяющему важно, чтобы вы правильно передали авторскую позицию, а не продемонстрировали собственное понимание.. ️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.

️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.

Следите за точностью ссылок на текст и правильностью употребления слов, излагайте мысль последовательно, не перескакивая с одного на другое. Не используйте разговорную лексику и канцеляризмы.

ЕГЭ: как выполнять задания 9 и 16

Эти задания начинаются со слов «В каких произведениях русской классики/русских поэтов…» При этом вопросы могут быть самыми разными, и никакого заранее известного списка не существует. Вас могут спросить буквально о чём угодно: в каких произведениях описан конфликт отцов и детей или встреча героев за столом всей семьёй, в каких стихотворениях есть размышления о «горестях несчастной любви» или образ звёзд.

Если вам достался вопрос, ответ на который сразу не приходит в голову, не паникуйте.

Выполняя задание 9, сосредоточьтесь и начните перебирать в памяти эпические или драматические произведения, которые вы знаете. Лучше делать это письменно. Не бойтесь потратить на это время — так вы, в конечном итоге, справитесь быстрее. Берите ручку и выписывайте в столбик названия произведений. В этот момент вы будете автоматически прокручивать в голове их содержание и анализировать его на предмет «подходит или не подходит». Без списка мысли путаются и такой анализ невозможно провести быстро. Перебирая произведения письменно, вы успокоитесь и обязательно вспомните, где происходили нужные вам события или встречался требуемый образ.

Выполняя задание 16, относящееся к поэзии, не переписывайте все известные вам стихи подряд, это займёт слишком много времени. Задавайте себе наводящие вопросы: кто мог об этом писать, в стихотворениях на какую тему этот образ мог встречаться? Если нужен образ звёзд, записываем всех, в чьих стихах встречаются пейзажи и описания природы, а потом вспоминаем конкретные стихотворные строки.

Как успеть за 4 часа написать 5 сочинений? Ребята говорят, что это сложно, но реально.

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— На тестовую часть стоит отвести не более 3–4 минут. На мини-сочинения я уделяла полчаса: 20 минут для написания в черновик, 10 на переписывание в бланк и проверку. На самом экзамене не везде получалось так, поэтому иногда я писала часть сразу в чистовик, что-то набрасывала на черновик. Все оставшееся время у меня ушло на 17 сочинения и на прогулку по коридору для «проветривания» мозгов, которая длилась минуты две. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— На экзамене по литературе катастрофически мало времени, поэтому его придётся экономить. Всё, кроме семнадцатого, пишется сразу в чистовик. У меня была система, по которой я должен был потратить 25–30 минут на 8,9,15,16 и час на 17. Ещё час остаётся на проверку и форс-мажоры. Если следовать этому плану, то времени окажется предостаточно. 

Поэтика (теория литературы, основные понятия)

Тема — то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

Тематика — круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.

Сюжет — система событий, изображённых в произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к представленным жизненным явлениям.

Фабула — хронологическая последовательность событий художественного произведения.

Композиция — совокупность средств и приёмов, которые использовал автор для построения произведения, раскрытия и организации образов.

Конфликт — столкновение позиций, интересов персонажей, движущая сила действия, определяющая сюжет от завязки противоречий к их разрешению; острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет.

Мотив — формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)

Символ — многозначный, иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни, смысл которого выходит за пределы предметного значения

Время (художественное время) — категория художественного бытия героев (наряду с пространством), вымышленное время действия в произведении. Может быть искусственно растянуто, отзеркалено, циклично.

Художественное пространство — место действия произведения, является основной характеристикой художественного бытия героев.

Рассказчик — условный образ, от лица которого ведётся повествование в произведении.

«Маленький человек» — тип литературного героя, объединяющий в себе некоторые общие признаки: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищенность, что обуславливает особенность их психологии и сюжетную роль (Акакий Акакиевич Башмачкин, Евгений («Медный всадник»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector