Егэ по литературе: как сдать на 90+ баллов

Содержание:

Структура ОГЭ по литературе 2022

Экзамен состоит из двух частей. В первой части четыре небольших сочинения, во второй — одно объемное.  

Хотите сдать ОГЭ на высокие баллы, но не знаете, как приступить к подготовке? Вам поможет учебный центр MAXIMUM! Наши преподаватели знают, как подготовить ученика на 80+ баллов, ведь они сами отлично сдали этот экзамен. Читайте подробнее про наши курсы и выбирайте подходящий!

Часть 1 

В этот раздел входят 4 задания с развернутым ответом. Задания 1 и 2 относятся к лироэпическому, эпическому или драматическому отрывку. Они направлены на знание произведения и умение анализировать текст. В каждом случае можно выбрать один вопрос из двух.

Задание 3 связано с лирическим произведением (стихотворением). В нем нужно проанализировать текст, но уже с учетом особенностей поэзии. Можно выбрать один из двух вопросов: 

В задании 4 один вопрос: нужно сравнить текст исходного стихотворения с другим, которое приводится ниже в этом задании. В первых трех заданиях просили написать «3-5 предложений», здесь рекомендуют «5-8». Это задание повышенной сложности, оно оценивается в 8 баллов. А за каждое из первых трех заданий дают по 6 баллов.

Часть 2 

Здесь есть всего одно задание — объемное сочинение (не менее 200 слов). Составители предлагают 5 тем на выбор.  

Чтобы хорошо написать сочинение, нужно разбираться в композиции произведения, средствах выразительности (метафора, эпитет и т.д.), литературных терминах, направлениях, жанрах, таких понятиях, как — авторская позиция, идея, проблематика и т.д. Это вещи, без которых невозможно написать ни одно сочинение. На наших курсах это проходят на первых занятиях, так как мы используем метод ключевых слов.

Что касается произведений, здесь выбор достаточно большой: от Ломоносова и Пушкина до Маяковского и Шекспира. Полный список можно найти в кодификаторе. Впрочем, для успешной сдачи экзамена знать произведения досконально не нужно. Достаточно изучить только те моменты и темы, которые встречаются на ОГЭ — этому также учат на наших курсах.

Структура экзамена

Первая часть

Структура КИМа по литературе представляет собой условно разделённые три части. Часть первая – работа с произведением «большой формы»: романом, рассказом, пьесой, поэмой. Это семь заданий в виде теста и два мини-сочинения. Одно проверяет умение анализировать отрывок текста, второе – знание системных связей между произведениями. Для успешной подготовки к этому заданию надо знать, в каких произведениях из кодификатора (списка литературы, обязательного к прочтению) есть дуэли, сны, герои-бунтари и так далее.

Чтобы справиться с таким заданием, нужно системно подходить к изучению литературы и перечитывать произведения программы с седьмого по одиннадцатый класс. Понятно, что за год до экзамена это сделать трудно, поэтому лучше всего начать готовиться к ЕГЭ по литературе заранее, минимум с десятого класса. Если вы только в одиннадцатом классе осознали, что вам необходимо сдавать этот предмет, постарайтесь найти себе проводника по миру русской классики. Это может быть школьный учитель, репетитор или хорошее пособие для подготовки.

Третья часть

Третья часть экзамена представляет собой большое сочинение, которое должно содержать минимум 150 слов. Меньшее количество слов не подлежит проверке. Его просто оценивают нулем баллов, а выпускник теряет 14 первичных балов. С другой стороны, даже рекомендованный объём в 250 слов не гарантирует высшей оценки по критериям сочинения.

Кратко о критериях оценивания и особенностях подготовки

На сайте ФИПИ вы с лёгкостью найдёте документ под названием «Методические рекомендации для руководителей предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом». Его можно досконально изучить, чтобы иметь точное представление о всех ловушках, которые надо учитывать при написании экзамена. Правда, это сложный и длинный документ, который хотя и находится в открытом доступе, но освоить его не так-то просто. Чтобы подготовка к ЕГЭ по литературе прошла максимальной эффективно, вы должны научиться:

  • Выстраивать связь между произведениями. Для этого нужно изучить произведения кодификатора и определить общие темы.
  • Анализировать текст сочинения на предмет верного содержания и структурного оформления. Один из самых важных критериев – К1, критерий, отвечающий за глубину раскрытия темы. Чтобы хорошо раскрыть тему, необходимо тщательно изучить критическую литературу, учебники и методические пособия. Аккуратно относитесь к выбору источников: их лучше заранее узнать у преподавателя или репетитора.
  • Выявлять значимые детали, эпизоды, подробности, которые необходимы для полноценного письменного ответа на задание. Тут требуется умение работать с текстом. Этот навык прокачивается с помощью сочинений и активной работы на уроке.

Как распределить время на экзамене

Самая распространённая проблема сдающих ЕГЭ по литературе – катастрофическая нехватка времени, ведь вам предстоит писать несколько сочинений. Есть несколько полезных советов по распределению времени на экзамене.

Начинайте с сочинений

Если всё делать согласно объёму заданий с развернутым ответом, то придется брать дополнительные бланки. Иногда выдача этих бланков происходит не сразу, а с пяти-десяти минутной задержкой. Такой бланк может понадобиться не один. Время экзамена при этом не продляется. Вместо того, чтобы нервничать, что бланки задерживают, спокойно решайте в этот промежуток тестовую часть.

Засекайте время на выполнение заданий при подготовке

Очень неплохо на экзамене по литературе работает следующий расчет: 30 минут на каждое мини-сочинение, от 20 до 40 минут на тестовую часть, включая перенос ответов в соответствующий бланк, все остальное время должно быть посвящено сочинению задания 17.

Тренируйте память

На экзамене вам не дадут текстов, всё должно быть в памяти. Учите стихотворения, пишите сочинения, ведите отдельную тетрадь с цитатами, составляйте планы произведений. Это поможет вам в нужный момент подобрать убедительные аргументы и подкрепить их примером.

Подготовка к ЕГЭ по литературе: какие есть варианты

Есть два пути подготовки. Первый – обратиться к репетитору, который даст обратную связь по сочинениям, поможет увидеть общие мотивы в произведениях и подскажет полезную литературу. Второй – готовиться самостоятельно. В таком случае от выпускника требуется много самодисциплины и организованности, а также сильная мотивация. Вы всегда можете получить бесплатную консультацию с преподавателем у нас на вводном занятии.

Литература – такой экзамен, который не сдать наудачу, поэтому готовиться к нему надо основательно и заранее. Желаю вам удачи!

Виды комического

Юмор Добрый смех, незлобная насмешка Рассказы А. П. Чехова, В. М. Шукшин
Ирония Скрытая насмешка в речи повествователя В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. (А.С. Пушкин)
Сатира Беспощадное осмеяние общественно вредных явлений и человеческих пороков. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина, поэма Н.В. Гоголя
Сарказм Гневная, язвительная, открытая насмешка над изображаемым Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. Маяковский)

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ

1 Знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

2 Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения на литературные темы.

Структура ЕГЭ по литературе

И вновь отведено ровно 3 часа и 55 минут (235 минут) на написание. Контрольные измерительные материалы содержат 17 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.

Первая включает в себя 16 заданий, где последние четыре ответа должны быть развернутыми. Можно разделить на условные 2 блока. Вторая же часть включает только развернутые ответы, их можно назвать мини-сочинениями. Литрекон хочет познакомиться с краткими описаниями заданий подробнее и познакомить Вас!

Совсем недавно ФИПИ на своем официальном портале представил проекты документов, в которых излагаются все изменения в КИМ. Стало известно, что с 2022 года Единый государственный экзамен будет проводиться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Многомудрый Литрекон искренне желает, чтобы изменения в проведении ЕГЭ по литературе никак не повлияли на завершение учебного года.

Блок первый

  1. Задания 1-7 нуждаются в кратком ответе. Они проверяют знания учеников о том, какие могут быть жанры и направления произведений, особенности композиций, различные термины и знания о героях.
  2. Будьте предельно внимательны. Задание седьмое с этого года меняется. Его слегка подкорректировали. Теперь оно содержит два пропущенных места, куда необходимо вставить верные термины.
  3. 8 задание содержит вопрос, на который нужно отвечать несколькими предложениями. В идеале – до десяти. Пример такого вопроса: «Какое противоречие допускает автор…?»
  4. Задание 9 можно назвать сопоставлением. Оно предлагает вспомнить что-то из прочитанного и сравнить с уже вписанным в КИМ.

Блок второй

Вся вторая часть сосредоточена на поэзии. Здесь проверяется знание средств выразительности. Поэтому с 10 по 14 задание можно столкнуться с проверкой знаний на род, жанр и направления в стихотворении. Нужно также уметь определять размер, пригодится для 14-го.

В 15 задании требуется провести анализ лирического отрывка. После которого придется развернуто отвечать на вопрос.

Задание 16 можно соотнести с 9 из блока первого. Здесь тоже придется вспомнить и сопоставить. Темы самые разнообразные, поэтому, дорогие выпускники, читайте и узнавайте больше! Расширяйте свою базу.

Часть два

Перед вашими глазами оказываются четыре темы. Они настолько разные, что каждый сможет найти то, что покажется ему нетрудным. Здесь пишется объемное сочинение в 150-350 слов. Предполагается анализ литературного произведения, тему требуется раскрыть с трех сторон.

Хочется напомнить, что подготовка к итоговому сочинению или сочинению по русскому языку не помогут с 17 заданием. Здесь немного иная структура, есть свои особенности и принципы оценивания.

Разбор всех заданий на ЕГЭ по литературе (с планом и примером сочинения на ЕГЭ) Вы можете найти здесь.

Подытожим

Существенное изменение в КИМ ЕГЭ по литературе заключается в том, что теперь участники должны будут показать свои глубокие знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Кроме того, оценивая работу выпускника, организаторы теперь будут учитывать аспект грамотности. Также составители заданий значительно обогатили литературный материал, шире представив поэзию второй половины 19-20 столетий и русскую литературу 21 века.

КИМ ЕГЭ по литературе включает в себя две части и состоит из 17 заданий.

  1. Первая часть состоит из двух комплексов заданий. Первый из них относится к фрагменту драматического, лироэпического или эпического произведения. Здесь выпускнику необходимо решить семь номеров с кратким ответом, а также два задания с развёрнутым ответом ( 5-10 предложений). Второй комплекс заданий направлен на анализ лирического произведения. Здесь представлено пять заданий, предполагающих краткий ответ, а также два задания с развернутым ответом. Ответы к заданиями с кратким ответом участник ЕГЭ должен записать в бланк в виде слова, словосочетания или последовательности цифр.
  2. Вторая часть КИМ состоит из четырёх заданий (17.1-17.4). Из них выпускник должен выбрать только одно задание и предоставить на него аргументированный ответ в виде сочинения, объёмом от 200 слов.

На выполнение всей работы выпускнику даётся 3 часа 55 минут. Эксперты советуют выпускникам два часа потратить на решение первой части заданий, а оставшееся время – на вторую часть.

Изменения в заданиях

Количество текстовых заданий значительно уменьшилось. Вместо 12 тестовых заданий, необходимо выполнить только 7 заданий. Задания оценивают умение соотносить информацию, знания терминов, тропов, стихотворного размера.

В прежней форме задание по определению терминов было только одно — под номером 7. Теперь же, помимо него появилось ещё два задания.

В заданиях 10.1 и 10.2 появилась возможность выбора. В старой версии, в заданиях под номерами 15 и 16, необходимо ответить на два вопроса. Новая версия позволяет выбрать подходящий вопрос и дать на него развернутый ответ. Это значительно упрощает работу участника экзамена. Потому что экзаменуемый имеет возможность лучше и качественнее описать тему, которая ближе по содержанию.

Теперь в 12 задание к написанию рекомендовано не менее 250 слов. На данный момент необходимо только 200 слов. Со следующего года при таком объёме задание будет аннулировано. Строго 250 слов и не меньше. Но и максимальный балл за сочинение повысили до 15 единиц.

Задания под номерами 6 и 11 упрощены. Теперь достаточно одного примера для сопоставления, но ссылаться только на другого автора. Другая работа это же автора не подойдёт. При выполнении задания по выбору расписать черты сходства и различия обоих произведений.

Обязательно указать фамилию автора и название произведения. Ответ предусматривает объём не менее 50 слово. В случае, если ответ будет состоять из 40 слова — задание аннулируют.

Напоминаем, что внедрение нововведений находится на обсуждении у общественности.

Как писать сочинение

Вы получите за сочинение максимальное количество баллов, если:

  • оно соответствует теме;
  • авторская позиция не искажена;
  • тема раскрыта полностью;
  • в качестве аргументов приведены примеры из текста;
  • использованы теоретико-литературные понятия;
  • композиция отличается цельностью;
  • мысли изложены последовательно и логично;
  • нет речевых ошибок.

Основная часть

  • Начните работу с основной части.
  • Составьте план будущего сочинения.
  • Сформулируйте три пункта, которые раскрывают тему.

Например, тема — любовная лирика Михаила Лермонтова. Чтобы её раскрыть, выпишите названия трёх стихотворений поэта о любви и проанализируйте их. Вы получите минимум три абзаца осмысленного, содержательного текста и рассмотрите три аспекта указанной темы, что вполне достаточно для её раскрытия.

Запишите цитаты, которые иллюстрируют вашу мысль.

Их не должно быть слишком много (это перегружает текст) или слишком мало. Придерживайтесь правила: один абзац — одна мысль — одна-две цитаты. Если вы пишете о поэзии, лучше использовать прямые цитаты. С прозаическими произведениями подойдут и косвенные: «Пушкин писал, что…»

Выберите отсылки к тексту произведения.

Это могут быть фрагменты, эпизоды, образы, события, поступки героев, которые иллюстрируют вашу мысль.

Подумайте, какие теоретико-литературные термины вы можете использовать.

Они должны соответствовать теме. Если это тема любви в творчестве поэта, подойдут термины «любовная лирика», «лирический герой», «метафора», «сравнение».

Напишите основную часть по плану, используя подготовленный материал.

Избегайте простого пересказа и словоблудия — так называемой «воды». Они обеспечивают объём, но не помогают раскрыть тему, а время отнимают. Следите за тем, чтобы правильно передать позицию автора.

Вступление и заключение

Переходите к вступлению и заключению после написания основной части.

Вступление должно быть кратким — не более двух-трёх предложений. Не используйте штампы и пустые, ничего не значащие фразы: «великий русский поэт», «известное произведение», «все мы знаем» и тому подобные. Они замусоривают текст и тратят ваше время.

Во вступлении можно сказать об актуальности темы или проблемы для самого автора, для всего человечества или для вас лично, упомянуть исторические факты или факты биографии автора. Можно заходить через сюжет: «Тема семьи — одна из главных в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“».

В качестве подсказки используйте ключевые слова в формулировке темы. Возьмём тему «Над какими философскими вопросами размышляет Ф. Тютчев в своих стихотворениях?». Ключевые слова здесь — «философские вопросы». Значит, во вступлении можно говорить о том, что такое философская лирика и какое место она занимает в поэзии вообще и в творчестве Тютчева в частности.

Ещё один вариант начала — кратко перечислить мысли, которые вы раскроете в основной части. К примеру, если тема — «Семья в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“», во вступлении можно не просто указать, что она важна для писателя, но и перечислить, на примере каких семей мы видим события начала XX века..

Заключение состоит из двух-четырёх предложений, в которых необходимо подвести итог и сделать краткий вывод из всего вышесказанного. В заключении не должно быть никакой новой информации. Вернитесь к теме, перечитайте её. Теперь пишите заключение. Здесь можно ещё раз кратко повторить основные тезисы или написать о том, как повлияло на вас творчество автора.

Не забудьте несколько раз медленно прочитать черновик. Возможно, где-то прячутся речевые или даже фактические ошибки.

С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе?

  1. Просмотрите кодификатор ФИПИ по данному предмету. Выделите прочитанные вами произведения и теоретические понятия, которыми вы полностью владеете.
  2. После этого, приступайте к изучению остального материала. Чтение будет продуктивным, если выбудете последовательно изучать творчество каждого автора. В этом случае вы сможете проследить изменения в произведениях, продиктованные историческими переменами.
  3. Также советуем завести литературный словарь и дневник чтения. В первый будете записывать определения и термины. Например, что такое рефрен, аллегория, олицетворение и т.д. В дневник фиксируйте сюжет, имена героев, основную идею книги. Эти записи пригодятся вам в будущем, когда до экзамена останется совсем мало времени.
  4. Хорошо усваивать материал помогают таблицы и схемы. В них можно отображать различие литературных жанров, разнообразие стихотворных размеров и другую учебную информацию.

Список изменений

С 2022 года выпускники, сдающие ЕГЭ по литературе, должны будут продемонстрировать свои знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Помимо этого, одним из важнейших критериев оценивания сочинения в будущем году будет выступать аспект грамотности выпускника.

Рассмотрим, с какими еще изменениями столкнутся школьники в будущем учебном году.

  1. В КИМ ЕГЭ 2022 был расширен литературный материал. Разработчики контрольно-измерительных материалов более широко представили поэзию второй половины 19-20 веков. Помимо этого, разработчики обогатили список произведений отечественной литературы 21 века и добавили в него произведения зарубежной литературы. Вот полный список книг на ЕГЭ по литературе 2022 года.
  2. Произведения зарубежной лирики могут использоваться в качестве базового текста в целях формулирования заданий различных типов как с краткими, так и с развернутыми ответами. В некоторых случаях при выполнении 6 и 11 заданий допускается выбор примера для контекстного сопоставления из отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, участнику ЕГЭ предоставили возможность обратиться к русским или зарубежным творениям писателей в некоторых формулировках тем сочинений второй части.
  3. В новой модели КИМ уменьшили число заданий с базовым уровнем сложности с 12 до 7. В связи с этим подверглась значительным изменениям нумерация заданий.
  4. Разработчики новой версии ЕГЭ добавили задания на выбор в первой части (5.1/5.2, 10.1/10.2). Во второй части была добавлена тема сочинения, связаннаяс «диалогом искусств». Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года существенно осложняют подготовку. Зато талантливые и читающие выпускники раскроют весь свой потенциал.
  5. Разработчики контрольно-измерительных материалов поменяли требования к решению номера 6 (ранее – 9) и 11 (ранее –16). Теперь выпускник должен будет подобрать только одно произведение (а не два, как было ранее), чтобы сопоставить с предоставленным отрывком. Также разработчики уточнили систему оценивания этих заданий.
  6. В КИМ ЕГЭ 2022 повысили запросы к минимальному порогу сочинения. Теперь выпускник должен будет написать сочинение с минимальным объёмом в 200 слов. Вот примеры сочинений по этим критериям.
  7. В соответствии с критерием номер3 «Опора на теоретико-литературные понятия» был увеличен максимальный балл оценки сочинения (12.1 – 12.5) с 2 до 3 баллов.
  8. Разработчики КИМ ЕГЭ 2022 ввели критерий оценки уровня грамотности выпускника.
  9. Изменениям был подвержен максимальный первичный балл за всю работу выпускника. В 2021 году он составлял 58 баллов, а в 2022 году составит – 55.

Таким образом, мы рассмотрели полный список изменений в ЕГЭ по литературе в 2022 году. Данный перечень опубликован на официальном портале ФИПИ.

Чтобы подготовиться к экзамену, не стоит бежать к репетиторам и тратить десятки тысяч сейчас, чтобы не платить их за обучение в вузе потом. Больше преимуществ имеет самостоятельная подготовка по плану

Обратите внимание на разбор заданий на ЕГЭ по литературе, кодификатор и решайте новые варианты каждый день. Это гораздо эффективнее, ведь в попытках разобраться во всем самостоятельно Вы получите много полезных навыков, которые пригодятся и в вузе, и на работе

Поэтика (теория литературы, основные понятия)

Тема — то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

Тематика — круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.

Сюжет — система событий, изображённых в произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к представленным жизненным явлениям.

Фабула — хронологическая последовательность событий художественного произведения.

Композиция — совокупность средств и приёмов, которые использовал автор для построения произведения, раскрытия и организации образов.

Конфликт — столкновение позиций, интересов персонажей, движущая сила действия, определяющая сюжет от завязки противоречий к их разрешению; острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет.

Мотив — формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)

Символ — многозначный, иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни, смысл которого выходит за пределы предметного значения

Время (художественное время) — категория художественного бытия героев (наряду с пространством), вымышленное время действия в произведении. Может быть искусственно растянуто, отзеркалено, циклично.

Художественное пространство — место действия произведения, является основной характеристикой художественного бытия героев.

Рассказчик — условный образ, от лица которого ведётся повествование в произведении.

«Маленький человек» — тип литературного героя, объединяющий в себе некоторые общие признаки: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищенность, что обуславливает особенность их психологии и сюжетную роль (Акакий Акакиевич Башмачкин, Евгений («Медный всадник»)

Композиция произведения

Экспозиция Обрисовка персонажей, времени и места перед началом действия
Завязка Исходный эпизод, момент, определяющий последующее развёртывание действия; фрагмент, в котором намечается конфликт.
Развитие действия Развитие сюжета произведения
Кульминация Момент наивысшего напряжения в развитии действия
Развязка Заключительный эпизод; завершение конфликта
Эпилог Заключительная часть произведения, рассказывающая о дальнейшей судьбе героев после изображённых событий

«Авторские отступления» — композиционно-стилистический приём, который позволяет писателю в открытой форме высказать личные суждения по различным вопросам

Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе

  1. В ЕГЭ так же, как и в ОГЭ необходимо написать 5 сочинений. Одно большое, соответствующее 5 заданию ОГЭ — и 4 мини-сочинения.
  2. Задания 1-3 ОГЭ практически дублируют задания 8 и 15 ЕГЭ. Разница в том, что на ЕГЭ у вас не будет выбора из 2 вопросов, а значит готовиться надо серьезнее.
  3. Критерии оценивания 1 и 3 заданий ОГЭ соответствуют критериям заданий 8 и 15 ЕГЭ. Критерии 5 задания ОГЭ идентичны критериям большого сочинения ЕГЭ; 
  4. Задание ОГЭ на сопоставление (№4) подготовит вас к более сложным заданиям 9 и 16 ЕГЭ. Там ученику не дадут в КИМе пример для сравнения. Он должен сам вспомнить два примера, опираясь на любую тему из вопроса. 
  5. Кодификатор ОГЭ по литературе на 75% состоит из произведений, встречающихся в кодификаторе ЕГЭ. Если хорошо подготовитесь к ОГЭ, не придется изучать все с нуля. Произведения, которые не встречаются в кодификаторе 11 класса, можно использоваться на ЕГЭ в заданиях 9 и 16. Там нужно привести по 2 примера на любую заданную тему.  

Несмотря на это, ОГЭ по литературе существенно проще и отлично подходит для начального этапа подготовки к ЕГЭ.

  • На ОГЭ по литературе оценивается грамотность всей работы – на ЕГЭ по литературе такого уже нет.
  • В Кодификаторе ОГЭ есть и зарубежные авторы, в то время как на ЕГЭ встречается только русская литература.
  • Также в ЕГЭ по литературе, помимо 5 сочинений, есть 12 заданий с кратким ответом.  

Темы для подготовки к ОГЭ по литературе

Чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на «отлично», нужно последовательно освоить восемь тематических блоков.

  1. Теоретико-литературные понятия — необходимо изучить основные термины, такие как жанр, род, направление, стихотворные размеры, тропы, звукопись и некоторые синтаксические средства, а также понимать разницу между ними.
  2. Фольклор — проверяется знание особенностей устного народного творчества, сюжетов нескольких сказок и былин.
  3. Древнерусская литература — требуется подробно разобрать «Слово о полку Игореве», а также три других разножанровых произведения этого периода.
  4. Литература XVIII века — это проверка знания особенностей творчества и основных произведений М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина.
  5. Литература первой половины XIX века — это «Золотой век» русской поэзии, среди представителей которых нужно изучить И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
  6. Литература второй половины XIX века — это блок, для рассмотрения тем которого нужно ознакомиться с творчеством (малыми жанровыми формами) А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
  7. Литература ХХ-ХХI века — нужно посмотреть материалы для подготовки к ОГЭ по литературе по И.А. Бунину, В.В. Маяковскому, С.А. Есенину, А.А. Блоку, М.А. Шолохову, А.Т. Твардовскому, В.М. Шукшину; также стоит ознакомиться творчеством поэтов-шестидесятников, прозой конца прошлого века и начала этого.
  8. Зарубежная литература — чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на высокий балл, нельзя пренебрегать и зарубежными авторами (Гомер, У. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, И.В. Гете).

Стихотворения из кодификатора

Список стихотворений для ЕГЭ по литературе – вполне логичный финал для подготовки к экзамену

В последние дни нужно сконцентрировать свое внимание на стихотворных произведениях, которые легко забываются. Лучшим способом их «обработки» является усиленное изучение добротных анализов этих текстов

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
  12. Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  13. Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector