Все о профессии дальнобойщика
Содержание:
- От чего зависит зарплата дальнобойщика
- История профессии
- Зарплата дальнобойщиков в России
- «Фирме выгодно платить половину»
- Кому подходит данная профессия
- Про здоровье и профессиональные заболевания
- Ведущие производители
- Сравнение плюсов и минусов профессии в Украине и других странах
- Режим труда и отдыха
- Кому подходит данная профессия
- Плюсы и минусы
- О профессии
- По земле обетованной
- Советы начинающим: проверяйте информацию о работодателях
От чего зависит зарплата дальнобойщика
Зарплата профессии колеблется в достаточно больших диапазонах. Доход, который получают дальнобойщики, зависит от различных факторов.
Регион
В 2019 году средняя зарплата дальнобойщиков по России составила 65 тысяч рублей в месяц.
Минимальная плата за услуги — 600 рублей в сутки, не учитывая дни простоя авто.
Самые высокие заработки дальнобойщиков отмечены в Москве. Работодатели готовы платить от 65 до 100 тысяч рублей ежемесячно.
Помимо высоких зарплат, в столице также сосредоточено наибольшее количество вакансий, что означает высокий спрос на профессию. В целом, зарплаты дальнобойщиков в Москве немного превышают средний уровень зарплат в столичном регионе.
Вакансии водителей-дальнобойщиков в регионах
Оклад дальнобойщиков в регионах России в 2019 году
Регион России Оклад в месяц, тыс. руб. Оплата за один рейс, тыс. руб. Орловская область 75 12,5 Пензенская область 72 12 Ленинградская область 66 11 Архангельская область 65 10,8 Белгородская область 43 7,1 Свердловская область 41 6,8
Среднемесячная зарплата в регионах России составляет 60 тысяч рублей, что практически в 2 раза выше средней заработной платы по стране.
Больше всех зарабатывают дальнобойщики в Орловской области, меньше всех — в Пермском крае.
За последние шесть лет зарплаты в регионах выросли на 33,3 %. Если учесть, что за месяц водитель совершает порядка 5-7 рейсов (каждый рейс составляет около 1000 км в оба конца), можно сделать вывод, что один рейс приносит дальнобойщику в среднем 10 тысяч рублей.
Данные цифры отображают доходы водителей, работающих по договору найма и не имеющих собственного грузового авто.
Тип перевозимого груза
Зарплата дальнобойщиков зависит от типа перевозимого груза. Меньше всего платят за перевозку нескоропортящихся товаров или товаров народного потребления.
Больше получают перевозчики техники на колесах, древесины, стальных листов или какого-либо крупногабаритного груза. Их автомобили, как правило, имеют полуоткрытые прицепы.
Больше всего платят дальнобойщикам, занимающимся транспортировкой опасных грузов (горючее, пестициды и т. д.) и особо хрупких товаров (посуда, стекло, сантехника, электроприборы и т. д).
К числу сложных для перевозки также относится сельскохозяйственная продукция. Сезонность уборки урожая приводит к колебаниях в объёме и грузообороте перевозок. Здесь необходимы особые условия хранения и перевозки, возможные изменения механических свойств товара под воздействием температуры, влаги и других факторов.
Часто водителям сложно дается смена категории перевозимого товара — переключиться на новый груз получается не у всех.
Наличие собственного автомобиля
Наличие собственного грузового транспорта даёт право зарегистрироваться в качестве ИП и начать деятельность на частной основе. В таком случае водитель сам обслуживает автомобиль, платит налоги и занимается поиском заказчиков, получая при этом около 65 % стоимости груза в качестве прибыли с каждого рейса.
В среднем, доход дальнобойщиков, работающих на своем автомобиле, составляет примерно 35-55 рублей за 1 километр. За аналогичное расстояние наёмному водителю заплатят примерно 10 рублей.
Дальнобойщики-частники зарабатывают порядка 120 тысяч рублей ежемесячно, но это не является чистым доходом. Помимо возможного простоя из-за отсутствия заказов, водителю приходится брать все расходы на себя.
Ремонт автомобиля, оплата возможного перерасхода топлива, трата на проживание и еду практически сводят на нет высокую прибыль, полученную от перевозки товаров. В то время как сотруднику компании, работающему по найму, все расходы покрывает организация.
Кроме того, зарплата наёмного работника может рассчитываться как по окладной системе, так и зависеть от количества рейсов. Частнику же необходимо постоянно договариваться с новыми заказчиками.
Работа дальнобойщиком заслуженно считается одной из самых сложных и ответственных в России. Впрочем, труд, требующий повышенной ответственности, постоянного напряжения и стрессоустойчивости достаточно хорошо оплачивается как в столице, так и в регионах страны. Возможность работы по различным схемам, удобным и подходящим для разных типов людей, делает профессию ещё более привлекательной.
История профессии
Перевозкой грузов на дальние расстояния занимались караванщики, например, знаменитый Шелковый путь связывал провинции Древнего Китая с регионами Средиземного моря. Он был проложен во II веке до новой эры, когда на планете только зарождались торговые отношения между разными народами.
В те далекие годы прародители современных дальнобойщиков при помощи вьючных животных перевозили ценные грузы.
Перевозка товаров в древности.
На заметку! Эпоха развития автомобильного машиностроения позволила к 20-м годам прошлого столетия сформировать грузовой транспорт, который пришел на замену караванам верблюдов и лошадей. Скорость доставки груза увеличилась, а термин «профессия дальнобойщик» окончательно сформировался в начале 80-х годов.
Зарплата дальнобойщиков в России
Сколько зарабатывают дальнобойщики в России полностью зависит от региона. Так, в Москве и области сложилась крупнейшая инфраструктура логистического бизнеса, в этом регионе осуществляются 35% грузовых оборотов страны. А средняя зарплата составляет до 70 000 рублей за каждый месяц в столице.
Другие города разнятся между собой, поэтому суммы выглядят следующим образом:
- Калуга – 56 000 рублей;
- Мурманск – 67 000 рублей;
- Нижний Новгород – 53 000 рублей;
- Санкт-Петербург – 72 000 рублей;
- Волгоград – 56 000 рублей;
- Ростов-на-Дону – 49 000 рублей;
- Липецк – 42 000 рублей.
Чтобы посчитать заработок за рейс, необходимо месячную зарплату разделить на количество рейсов. В среднем их бывает от 5 до 8, в зависимости от объема работы и длительности поездок. Соответственно заработок за рейс составляет примерно 7-8 тысяч рублей.
Сколько получает дальнобойщик за километр пути
Нельзя точно сказать, сколько получают дальнобойщики за 1 км поездки. Каждая фирма предлагает разный оклад. Стоимость зависит не только от региона, но и от груза, который перевозится. Если фура везет стеклянную тару, оплата за километр будет выше.
Сегодня средний оклад за километр пути составляет от 5 до 7 рублей, наблюдается строгая зависимость от вышеуказанных факторов. Уровень средней оплаты за сутки получается до 600 рублей, водители на своих фурах соответственно зарабатывают больше.
Зарплата дальнобойщика не заканчивается чистыми цифрами за оклад, всегда бывают системы поощрений или премии. Компании разрабатывают программы, согласно которым платят рабочим за сэкономленное топливо. Также дальнобойщики экономят на командировочных, стараясь заработать больше денег.
Сколько зарабатывает дальнобойщик на личной машине
Личная фура – это инструмент для внушительного заработка. Оплата за 1 км у водителей, работающих на себя, стартует от 30 рублей. Зарплата со своим транспортом зависит от следующих факторов:
- категория опасности груза;
- качество дорожного покрытия;
- погодные условия;
- стоимость товара и его хрупкость;
- сезонность;
- продолжительность поездки.
Зерновозы, например, отлично зарабатывают в сезон сбора зерна. В среднем зарплата дальнобойщика на личной фуре составляет от 100 до 200 тысяч рублей – за 6 крупных рейсов.
Подобный заработок не может обойтись без минусов. Фирма оплачивает водителям непредвиденные расходы на топливо, мелкий или крупный ремонт своих машин. Собственник же транспорта платит за все из личного кармана, что часто приводит к убытку бюджета из-за значительной поломки или аварии фуры.
Расходы дальнобойщика за рейс
От расходов в поездках зависит и зарплата у дальнобойщиков. Водители, работающие на фирму, получают командировочные на покупку еды, топлива и осуществления мелкого ремонта.
Водитель со своей фурой тратит собственные деньги на пропитание, проживание и т.д. Он больше ощущает зависимость месячного заработка от расходов в рейсах.
Расходы можно разделить на следующие:
- питание;
- проживание, когда фура на ремонте;
- оплата за парковку;
- мелкие ремонты;
- оформление необходимой документации на таможнях;
- топливо.
«Фирме выгодно платить половину»
Первые три месяца ездил с более опытным напарником, как бы учился. По сути, что во время «стажировки» делаешь то же самое, что и после, только получаешь 50 процентов зарплаты. На деле, даже если ты не первый раз в жизни сел за руль фуры, после двух рейсов влился в работу, то все равно продолжаешь «стажировку». Фирме выгодно три месяца платить половину суммы.
Первые месяцы зарабатываешь мало, но ожидание большей оплаты подбадривает. Плюс поначалу ездить по Европе очень интересно — новые страны, города.
Платили вовремя, но работодатель тебе постоянно должен за предыдущий рейс. Со временем привыкаешь, неудобство такой расчет приносит только тем, кто увольняется. За редким исключением, никого сразу не рассчитывали, ссылаясь на то, что «нет денег, за рейс с фирмой еще не расплатились».
Рейс, как правило, длится от 9 до 14 дней, дома находишься от трех дней до недели. Но так было не всегда. Летом и после новогодних праздников стабильность пропадает. Бывало, что по полмесяца сидишь дома. При этом каждый день ты должен быть на чемоданах — «вдруг завтра в рейс»? Никуда не выедешь, ждешь и деньги проедаешь.
Перед Новым годом наоборот. Не успеешь приехать домой, как снова в дорогу. Пока постоишь в очереди домой и обратно, чистыми на отдых остаются только сутки. Благо фирма находилась в городе Сувалки, а оттуда в Гродно лучше ехать через Литву — ближе и очереди меньше, чем в Брузгах. После такого «отдыха» снова ехать в рейс очень тяжело, но что поделаешь? Только в такие месяцы и получалось хорошо зарабатывать, но дома не бываешь совсем.
Кому подходит данная профессия
Профессия дальнобойщик – это для настоящих мужчин, которые любят мощные тягачи и романтику дальних странствий, не боятся трудностей, невзгод во время переезда. Их не пугает смена климата и отсутствие нормальных условий жизни, а в технических нюансах большегрузной машины они разбираются не хуже профессиональных слесарей.
Выбор профессии.
Стать водителем большегрузного транспортного средства может любой автомобилист, но нужно морально быть готовым к долгой разлуке с семьей, иметь крепкие нервы, чтобы правильно общаться с инспекторами ГИБДД и сотрудниками таможенных терминалов.
Про здоровье и профессиональные заболевания
Если говорить про преимущества или недостатки профессии с медицинской точки зрения, то здесь, к сожалению, одни минусы:
- неизбежные профессиональные заболевания – гипертония, геморрой, интоксикация организма от постоянного контакта с дизельным топливом, маслами и жидкостями, гастриты и язвы, проблемы с суставами, позвоночником;
- игнорирование состояния здоровья водителя-частника – взял заказ, надо ехать, иначе санкции;
- поверхностные и формальные медосмотры;
- отсутствие полноценного питания, сна и отдыха пагубно сказываются на здоровье.
Естественно, здесь и обострение хронических болячек, перегрев и резкое охлаждение, сквозняки.
При этом нельзя забывать про важную вещь. Если в дороге у дальнобойщика что-то заболело, скорее всего, он будет приглушать боль и снимать симптомы лекарствами, но редко обратится в мед. учреждение, потому что не везде есть такая возможность и присутствует боязнь за сохранность груза, срыв графика и ещё десятки причин.
Единственный плюс, хотя он спорный, так это крепкая нервная система. Мало того, дальнобойщик становится закалённым в плане переживаний и мелких стрессов, так и во время рейса он создает комфортную лично для себя обстановку в кабине, исключив раздражающие факторы (сравнить с работой в большом офисе, за кассой супермаркета и так далее).
Ведущие производители
Производителей настоящих американских большегрузов не так много. В десятку лучших входят такие марки, как Kenworth, Freightliner, International, Caterpillar, Autocar, Mack, Sterling, Peterbilt, Marmon-Herrington, Western Star. Большое количество компаний, основанных в первой половине ХХ века, являются промышленными гигантами.
Peterbilt
Компания Peterbilt основана в 1939 году. Главные заводы расположены в Техасе. Выпускаемые машины классического вида с большим капотом, но есть и бескапотные представители, например, Peterbilt 362.
На грузовиках «Петербилт» в 2008 году впервые был установлен гибридный двигатель, который и сейчас используется на других моделях.
Volvo
С 1981 года европейская компания «Вольво» обосновалась на американском рынке. Купив контрольные пакеты акций White и Autocar, Volvo начала работать с концерном General Motors и выпускать автомобили марки White GMC. «Вольво» сохранили внешний вид классических американских тягачей, но их кабины стали более обтекаемыми.
Детальная информация видна на видео:
Freightliner
Производство грузовых машин Freightliner началось в 1929 году. Компания выпускала бескапотные и капотные тягачи, оснащенные самыми современными техническими решениями.
Грузовик Freightliner FLD 120 получил полное признание среди водителей большегрузов за отличную аэродинамику и ходовые качества. За внутреннее устройство кабины его называют «американской мечтой на колесах», а наши дальнобойщики дают машинам этой марки забавные прозвища «Фред» или «Фредди».
Kenworth
Промышленное производство грузовиков Kenworth началось в 1923 году. До 1957-го компания также выпускала автобусы. Но основным направлением всегда были седельные тягачи и самосвалы.
На данный момент Kenworth входит в состав компании Paccar, третьей в мире корпорации по объему производства грузовиков. Заводы по выпуску машин расположены в США, Канаде, Мексике и Австралии.
КСТАТИ! Kenworth и Peterbilt принадлежат одной корпорации Paccar. Но владельцы этих большегрузов соперничают друг с другом, чей автомобиль лучше, хотя грузовики комплектуются одними и теми же деталями.
Другие производители
Компания International выпускает грузовики с 1902 года по настоящее время. Был период, когда велось производство и легковых машин.
Caterpillar выпускает карьерную и строительную технику, а седельные тягачи поставляет только на австралийский рынок.
Компания Mack начала работать еще в 1900 году и выпускала автобусы, а затем и большегрузные автомобили. С 2001 года Mack принадлежит Volvo.
Одна из старейших американских компаний Autocar в 80-е годы также была куплена «Вольво». Но в 2000-х ей возвратили независимый статус по требованию антимонопольной службы США.
Автомашины марки Marmon, выпускавшиеся с 1963 по 1997 гг., называли «грузовыми Роллс-ройсами». Их собирали вручную, только по предоплате и предварительному заказу.
Выпускавшая в разные годы грузовики, спецтехнику и пикапы компания Sterling ликвидирована по экономическим соображениям.
Western Star – это подразделение White Motor, которое несколько раз перепродавалось, но, независимого от этого, компания выпускала большегрузы классического вида.
Детальная информация видна на видео:
Сравнение плюсов и минусов профессии в Украине и других странах
Проводя аналогии этой профессии в разных странах, стоит отметить, что украинский бизнес грузоперевозок все еще находится в стадии формирования, поэтому имеет много существенных недостатков по сравнению с международной практикой. Это одновременно и большой плюс для наших водителей: при наличии достаточного опыта и нужной категории будет несложно найти работу за границей даже с минимальными знаниями иностранного языка. В США дальнобойщики — особая каста, уважаемая и хорошо зарабатывающая. Стабильный рост экономики в Польше диктует повышенный спрос на опытных водителей, в том числе и среди иностранцев. Для остальных стран Европы предложений не так уж и много, но при достаточном терпении и хорошем резюме (приветствуются отзывы бывших работодателей), найти хорошую работу не проблема.
Главными преимуществами работы дальнобойщиком в странах Европы и США являются лучшие условия труда, качество автотехники и дорожного покрытия. Минусы также остаются: длительная разлука с семьей, необходимость оформления документов согласно международным требованиям, финансовая ответственность.
Оценив все плюсы и минусы работы дальнобойщиком в Европе, каждый сделает свои выводы. Профессия водителя международных перевозок или дальнобойщика — это призвание и образ жизни, который подойдет далеко не всем. Необходимо обладать определенными знаниями и умениями, быстро реагировать в непредвиденных ситуациях и поддерживать высокий уровень физического здоровья.
Прежде чем стать водителем этого класса, важно взвесить все «за» и «против» профессии, реально оценить свои возможности
Режим труда и отдыха
Взяв рейс, водитель сам подбирает комфортный для себя график работы.
Но оптимальным считается следующий:
- Продолжительность управления транспортным средством – 10 часов в день, 56 – в неделю.
- Каждые 4,5 часа дальнобойщику рекомендуется отдых 40–45 минут.
- Суточная норма отдыха должна составлять не менее 11 часов.
- При маршруте с напарником количество труда и отдыха согласовывают индивидуально.
Как показывает практика, вышеперечисленные пункты выполняются редко. Водители стремятся быстрее завершить рейс и вернуться домой. Но все же не стоит пренебре-гать правилами, особенно с малым опытом вождения.
Кому подходит данная профессия
Профессия дальнобойщик – это для настоящих мужчин, которые любят мощные тягачи и романтику дальних странствий, не боятся трудностей, невзгод во время переезда. Их не пугает смена климата и отсутствие нормальных условий жизни, а в технических нюансах большегрузной машины они разбираются не хуже профессиональных слесарей.
Выбор профессии.
Стать водителем большегрузного транспортного средства может любой автомобилист, но нужно морально быть готовым к долгой разлуке с семьей, иметь крепкие нервы, чтобы правильно общаться с инспекторами ГИБДД и сотрудниками таможенных терминалов.
Плюсы и минусы
Дальнобойщик, как и другие профессии, имеет в себе как положительные, так и отрицательные стороны, с которыми мы знакомим вас в данном разделе статьи.
Плюсы
- Отсутствует серость офисных будней;
- Жизнь в постоянной смене картин местности и людей;
- Знакомство с большим количеством людей, которые часто бывают полезными;
- Достойный уровень оплаты труда;
- Возможность чувствовать себя свободным;
- Рынок труда всегда нуждается в водителях-дальнобойщиках;
- Возможность вести свой бизнес без специального экономического образования;
Минусы
- Работа связана с рисками для жизни и здоровья, а так же материальными потерями, связанными с поломкой автомобиля и порчей, потерей груза;
- Случаются непредвиденные ситуации, связанные с дорожными происшествиями или погодными условиями (снегопады, сильный мороз, ливневые дожди и т.д);
- Высокая нагрузка на спину и зрение;
- Жизнь в дороге и редкие встречи с родными и близкими;
- Поездки по плохим дорогам;
- Несбалансированное питание в пути и как следствие заболевания желудочно-кишечного тракта;
- Частые недосыпания, так как сон в машине нельзя назвать полноценным.
О профессии
Задаваясь вопросом, как стать дальнобойщиком в России без опыта, следует понимать, что транспортировка может быть на любые расстояния. Все зависит от класса большегрузного авто, а также маршрута его следования. Опытные водители могут проезжать не только по стране, но и отправляться в другие государства. Логистика международного уровня дает возможность при наличии документов, разрешающих въезд на территорию другого государства, доставлять товары и при этом получать достойные деньги.
Что касается оплаты, то она зависит как раз от стажа водителя, его профессиональных навыков, наличия транспортного средства в собственности или прокате, категории грузовика и дальности следования. Исходя из этого стоит сразу понимать, что не имея опыта и стажа, зарплата у нового работника будет ниже.
Кроме этого, компании не доверят особо ценные грузы таким водителям и ставят их на короткие маршруты. Дальнобойщик себя должен показать и проявить. Ответственность и пунктуальность — это основные качества, которые должны быть у любого водителя данного класса. Если сроки поставки будут нарушены или груз поврежден, могут возникнуть большие проблемы с заказчиком, что также влияет и на конечную зарплату самого водителя.
По земле обетованной
О высокой зарплате дальнобойщика в Израиле осведомлены многие посетители водительских форумов. Константин, успевший поработать и в этой стране, где получил водительские категории С и Е, уточняет: работа не только высокооплачиваемая, но и престижная.
«В Израиле по правам категории В — белорусским, украинским, российским — можно ездить три месяца максимум, — говорит наш собеседник. — Потом их сдают на проверку подлинности. В Израиле она очень интересная: из прав выщипывают кусочек, который исследуют. Прошел проверку — можно без обучения сдать теоретический и практический экзамены, стоимость терпимая. Профессиональные категории С и Е дорогие».
Говоря о водительских категориях, Константин подчеркивает разницу: В — «обычная» категория, С и Е — профессиональные, последняя подразумевает повышенную ответственность. «Ты водишь огромную машину, которая весит 40 с лишним тонн, опасность от нее на дороге большая. Поэтому водитель и должен иметь соответствующее разрешение в виде категории, на которую отучился. Профессия водителя-дальнобойщика включена в перечень опасных, выезд в рейс без разрешения — уголовное преступление. Водителя без категории Е просто посадят, заодно лишив водительских прав».
Несмотря на жесткие требования,
В Израиле дальнобойщики возят на трейлерах танки — с севера на юг и с юга на север, с ливанской границы в Эйлат. Позвали бы — пошел, не раздумывая. Это круто: ₪25 тыс. в месяц (€6,2 тыс.), выслуга, уважение и огромная пенсия». Отметим для сравнения: средняя зарплата в Израиле — ₪6-7 тыс. или €1,5-1,7 тыс.
Для прочих дальнобойщиков работа начинается со старта в ₪13 тыс. (€3,2 тыс. евро), затем растет до ₪15 тыс. (€3,7 тыс.).
Советы начинающим: проверяйте информацию о работодателях
Тем, кто сейчас ищет работу водителя в Польше, я бы посоветовал делать это самостоятельно, а также обращать внимание на то, что пишут и обещают. Если в описании всё очень красиво, есть подозрение, что там что-то не так
Дальше надо искать контакты людей, которые там работают, и общаться с ними. Искать можно через специальные группы в Фейсбуке и ВКонтакте, они достаточно популярные. Кроме того, можно найти отзывы о компании просто по поиску в интернете, по названию фирмы. Сейчас они на многих сайтах публикуются.
Второй момент: если фирма большая, от 50 машин, там будет много лишних сложностей. В маленьких фирмах, где две – пять машин, люди попроще, а в больших придумывают много дополнительных правил, которые водители должны соблюдать. Особенно этим отличаются литовские фирмы. Там назначают какие-то баллы за вождение, проценты за торможение, нормы расхода топлива. Постоянно делают замеры топлива линейкой в баке. Водителю это только мешает, ему нужна спокойная работа и зарплата.
И ещё одну вещь я заметил. Бывает, звонишь в фирму и начинаешь говорить по-польски, а тебе отвечают: можете общаться на украинском или на русском, у нас есть такие сотрудники. Это значит – компания связана с Украиной, Россией или ещё каким-нибудь государством бывшего Союза. И это почти наверняка означает, что тебя там обманут. Но самое плохое – это когда выходцы из Украины открывают свои фирмы в Польше. На такие фирмы я бы вообще не обращал внимания, а сразу бы шёл дальше. Вот такое моё личное наблюдение.