Морские профессии: кем можно стать, если любишь море

«Я валилась с ног после смены»

Обычно моряки работают по контракту. Например, в «Донречфлоте» мой контракт длится минимум пять месяцев — это значит, что я подписала документы, села на судно и через пять месяцев вернулась домой. Суда этой компании перевозят насыпные грузы между портами внутри страны или вывозят за границу. 

Матросы сбивают ржавчину, подметают палубу, моют трюмы, что-то красят, вся швартовка тоже на них. Я валилась с ног после смены. Ещё матросом я заступала в стояночную вахту — стояла у трапа, проверяла, кто входит, кто выходит. Мне было тяжело, но я понимала, что это переходный период — нужно пережить, набраться опыта, чтобы потом перейти на должность штурмана. 

Обычно в рядовом составе я была единственной девушкой. Был контракт, где я была матросом, а моя начальница третьим помощником капитана. Плюс повара обычно женщины. 

Как устроиться на работу?

Заработки в сфере морского дела находятся на достойном уровне, особенно если поучить устроиться в крупную компанию, в том числе иностранную, набирающую интернациональный экипаж. В связи с этим, многих интересует вопрос, как устроиться на работу моряком? Работа в морском деле, включает в себя разнообразный набор специальностей, но со своими особенностями. Поэтому, для трудоустройства потребуется соответствующий диплом. Получить его, можно окончив мореходное училище. Без диплома мореходки, можно устроиться работать поваром или другим гражданским специалистом, но диплом по специальности все равно потребуется.

Без образования можно претендовать только на низшие должности в морской иерархии или на работу в речном флоте. Сотрудников без опыта работы, но с дипломом и хорошей успеваемостью с большим желанием принимают на работу. Как правило, набраться необходимого опыта можно уже в первом рейсе.

Как стать моряком дальнего плавания? Учитывая более высокую оплату труда и прочие специфические особенности дальних рейсов в том числе в другие страны и государства, помимо опыта и наличия соответствующего образования к соискателям предъявляются и другие требованиям. В частности, обязательно необходимо знание английского языка. В первую очередь это правило обязательно для штурманов, лоцманов, инженеров связи, капитанов и прочих сотрудников высшего звена, которым приходиться взаимодействовать с представителями иностранных властей, портовым руководством. Обязательно наличие заграничного паспорта, въездной визы в государство, которое предполагается посетить.

Таким образом, чем выше заработок у специалиста, тем выше и требования к нему, как и в любо другой специальности.

Положительные и отрицательные стороны

Работа на корабле – это сложный, увлекательный и занимательный процесс, что позволяет морякам продвигаться по карьерной лестнице, достаточно неплохо зарабатывать, найти подходящую должность на суше.

Моряки зарабатывают значительно больше, чем специалисты в различных сферах на суше.

Именно это привлекает человека в морской карьере, поскольку за несколько лет можно накопить достаточно средств для покупки квартиры, машины, переезда в другую страну.

Особенно это касается заработков на круизном судне или в морской промышленности по добыче газа и нефти. Не менее важным аспектом является то, что человек уже в 30 лет может стать капитаном. Подобная карьера очень немногим удается в таком возрасте.

Положительные стороны профессии

  • Не нужно тратиться на ежедневные расходы, поскольку владелец судна или морской компании обеспечивает питание, форму, проживание, перелеты, трансферы.
  • Путешествие по разным странам.
  • Длительный отпуск, который составляет от 4 до 6 месяцев.
  • Изучение иностранных языков, культур, налаживание контактов.
  • Возможность в дальнейшем неплохо трудоустроиться.
  • Востребованность специалистов морского дела, независимо от политической и экономической ситуации в стране.
  • Нехватка офицерских кадров.
  • Развитие профессиональных качеств и навыков.
  • Приобретение значительного опыта.

Практика

Для получения лицензии офицера необходимо иметь морской ценз в 12 месяцев в должности рядового состава. NavLib разрабатывает статью о том, как и где устроится на практику учащемуся.

Надеемся, что мы помогли ответить на вопрос Как стать моряком. О перспективах карьерного роста и тенденции развития мирового флота мы поговорим в другой статье.

Впрочем, не стоит забывать, что будучи действующим работником плавсостава, вы будете учиться и образовываться всю жизнь. Курсы, подтверждение диплома каждые пять лет, развитие флота — все это будет заставлять вас проходить новые образовательные витки.

Портал NavLib это отличный помощник в поиске учебного материала. Наш проект старается дать ответы на многие вопросы, связанные с морской специальностью.

Удачи, увидимся на судне!

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Высокий уровень дохода. Во время рейса моряк практически не тратит заработанные деньги.
  2. Получение хорошего опыта, узкопрофессиональных знаний, а также полезных навыков.
  3. Профессия овеяна романтизмом, ведь моряки постоянно путешествуют, имеют возможность увидеть новые страны и пообщаться с людьми, выросшими в другой культурной среде.
  4. Возможность повысить уровень знания иностранного языка.
  5. Работа на судне очень сложная, но у моряков есть свободное время, которое они могут использовать для самообразования и развития.
  6. Большое количество вакансий.

Минусы

  1. Суда нередко подвергаются атакам пиратов, также они могут попасть в шторм или потерпеть кораблекрушение. Поэтому профессию можно назвать достаточно опасной и нервной.
  2. Нужно инвестировать в образование, повышение квалификации, получение международных сертификатов.
  3. После возвращения на сушу большинство моряков испытывают проблемы с социализацией.
  4. Длительные рейсы могут стать причиной проблем в личной жизни.

Заработная плата моряков в России

Романтика морей и данные о том, сколько зарабатывают моряки, неизменно привлекает людей в эту непростую профессию.

Таблица 1. Среднестатистическая заработная плата моряка в России в 2020 году.

По должности

Моряки из РФ могут получать следующую зарплату:

  • Капитаны – от 5 до 20 тысяч долларов;
  • Старший командный состав около 5 тысяч;
  • Повара и коки – почти 2,5 тысячи;
  • Рядовые матросы – 2 тысячи долларов.

В Мурманске и во Владивостоке капитан получает обычно от 50 до 95 тысяч рублей, зарплата старшего помощника капитана составляет от 30 до 60 тысяч рублей, лоцманы – около 45 тысяч, мотористы 25-30 тысяч, электромеханики – от 60 до 80 тысяч. Все зависит от компании, места службы, населенного пункта, но в целом, уровень оплаты труда везде одинаков.

Какие факторы влияют на зарплату

  1. Должность является основным параметром: на корабле работает большое количество разнообразных специалистов, включая поваров и медиков, каждый из них получает зарплату соответственно характеру своего труда и категории.
  2. Характер организации работодателя также существенно влияет на доходы моряков. Частные компании обычно способны предложить лучшие условия труда, нежели государственные. Подводники и военные получают меньше гражданских служащих.
  3. Стаж, наличие опыта ценятся особенно высоко: они позволяют осуществлять карьерный рост и год от года увеличивать свои доходы.

В других странах

Уровень зарплат зарубежных моряков и российских разнится ненамного. Так, чтобы узнать, сколько примерно получают украинские моряки, достаточно из заработка их коллег из России вычесть 500 долларов, а для определения доходов корабельной команды из Западной Европы и США, наоборот, эти 500 долларов добавить. Как видим, в сравнении общих окладов моряков это не такая уж и большая разница, а на фоне капитанских двадцати тысяч долларов эти пятьсот долларов вообще теряются.

Работа матросом в море: специфика профессии

Матрос – это разнорабочий палубной команды судна. На любом корабле, к какому бы флоту он ни относился, существуют ещё машинная команда и команда камбуза.

В отличие от персонала, обслуживающего машину, сидящего преимущественно в трюмах и технических отсеках, работа матроса проходит на свежем воздухе. От матроса не требуется глубоких познаний в физике и математике, как от мотористов и механиков.

Требования к кандидатам

  •  Физически выносливым;
  • Внимательным, дисциплинированным и исполнительным;
  • Компетентным и умелым в рамках своих обязанностей;
  • Смелым;
  • Коммуникабельным и стрессоустойчивым;
  • Готовым учиться и получать новые навыки, чтобы расти по карьерной лестнице.

Принимая решение получить работу матросом в море, честно ответьте себе на 3 вопроса

  1. Сможете ли Вы эффективно работать не нормировано, в условиях постоянной качки, ветра, шторма, сильного холода, высокой жары в режиме 4 через 8 часов? А 12 через 12 часов?
  2. Сможете ли Вы находиться в рейсе вдали от суши, родных и близких, 2 недели? А 6-8 месяцев?
  3. Сможете жить и работать полгода плечом к плечу с людьми других наций и даже другой расы, по-своему говорящих на морском «английском»?

Какими бывают

Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей.

Для тех, кто хочет ходить по морю:

  1. Капитан корабля. Это начальник всего судна. Он отвечает за весь палубный состав команды. Прокладывает маршрут и командует погрузкой и разгрузкой корабля. Зарплата его составляет от 460 000 рублей в месяц, а капитаны на суднах с опасным грузом получают еще больше.
  2. Старший механик. Это начальник машинного отделения, ему подчиняются все машинисты, механики и рядовой состав. Он отвечает за бесперебойную работу судна и его техническое обслуживание. Зарплата старшего механика начинается от 300  000 рублей в зависимости от сложности судна и дальности плаванья.
  3. Помощник капитана является заместителем капитана в его отсутствие. Он должен знать навигацию и маршруты, уметь правильно организовывать команду. В зависимости от общего числа команды, объема судна и перевозимых грузов у капитана может быть несколько помощников, занимающихся разными видами деятельности: Старший помощник, первый помощник, второй помощник и так далее. Зарплата помощника капитана зависит от его ранга и составляет примерно 200 000 рублей.
  4. Помощник старшего механика. По аналогии с капитаном, это заместитель старшего механика. Он должен уметь все то же, что и старший механик, но его зона ответственности уже. Средняя зарплата помощника старшего механика – 200 000 рублей.
  5. Боцман относится к палубной команде. Он начальник всех матросов, составляет график вахтовых смен и контролирует их работу. Средняя зарплата боцмана 100  000 рублей.
  6. Матрос – это младший сотрудник палубной команды. Он швартует судна, выполняет поручения боцмана и помощников капитана. Зарплата матроса дальнего плавания начинается от 60  000 рублей.
  7. Моторист – это младший сотрудник машинного отделения, он следит за работой механизмов судна, выполняет профилактические работы. Средняя зарплата механика аналогична дохожу матроса.

Конечно, на борту судна существует много специальностей в зависимости от вида корабля: это могут быть рыболовецкие суда, круизные теплоходы, судна для бурения нефтяных скважин и многие другие. Помимо обычного судовождения, существуют еще профессии моряков-подводников. Их работа связана с повышенным риском, ведь подлодки работают от ядерных реакторов, а это радиация. Да и в случае аварии необходимо будет бросить все силы на устранение неисправности, ведь с подводной лодки никуда не деться.

Для тех, кто не представляет себе долгую разлуку с домом, существуют морские специальности в области кораблестроения:

Инженер-судостроитель – это специалист, который проектирует строительство судов. Работа очень ответственная, он обязан учитывать множество факторов.  Средняя зарплата инженера-судостроителя 75  000 рублей.

Электрорадиомонтажник судовой занимается установкой, ремонтом и настройкой радиоаппаратуры на судне

В этом деле очень важна точность, ведь коммутационное электрооборудование чрезвычайно важно для навигации корабля. Средняя зарплата – 45  000 рублей

Слесарь-механик судовой осуществляет ремонт механических неисправностей судна во время нахождения его в доке

Средняя зарплата слесаря-механика – 75  000 рублей.

Судостроитель. Исходя из названия понятно, что это человек, которые строит суда. Профессия достаточно сложная, потому что в кораблях очень много деталей из разных материалов. Средняя зарплата судостроителя – 100  000 рублей.

Это всего лишь несколько специальностей, которые вы можете освоить в морских вузах или колледжах. Список профессий велик, и каждый сможет выбрать профессию себе по душе. В основном, в море идут работать мужчины, но женщинам там тоже найдется место, коки на кораблях получают от 1000$ в месяц. Также чаще стали встречаться женщины среди помощников капитана.

Состояние рынка труда для моряков на сегодняшний день

Спрос на рынке труда по морякам не растет и не падает, он держится на золотой середуине. Но как же так, столько людей учатся и спрос не падает? Ответ прост: по моей статистике процентов 70 моряков, окончивших высшие учебные заведения или колледжи, не работают по специальности.

На вопрос “Почему так?” ответить однозначно нельзя. У каждого свои мысли, кто-то учился, и в конце понял, что это не его, а кто-то сходил в первый рейс и сказал, что больше работать в море не будет, а еще есть такие, которые учатся, а потом уходят в семейный бизнес. Все это происходит у меня на глазах, буквально половина моих одногруппников работают в абсолютно иных сферах, они теперь маркетологи, уборщики, политики даже (это отдельный случай с одним парнем), но уж никак не моряки.

«Хочу построить большой дом для нашей семьи»

В моей компании зарплата у матросов — 35 000 рублей в месяц,  если отработать пять месяцев по контракту, можно получить премию 1000 долларов. Штурманом я получаю 45 000, плюс премия 1000 долларов. В других компаниях есть возможность получать намного больше. 

О том, чтобы бросить профессию, я задумываюсь чуть ли не в каждом рейсе, когда что-то идёт не так. Но уходить я пока не собираюсь, только если в другую компанию, за новыми перспективами. Я работаю в море потому, что могу заработать деньги, которые не найду на берегу, особенно в своём небольшом провинциальном городе. После техникума и до Ростова в 2015 я работала продавцом с зарплатой 12 000 — на такие деньги мечту не осуществишь. А я хочу построить большой дом для нашей семьи. Всё ради этого. 

Особенности

Работа только на первый взгляд может показаться простой. Профессия моряк таит в себе некоторые опасности. Например, посещая разные страны, член экипажа может подхватить болезнь, от которой у него не выработался иммунитет из-за проживания в другом климате. Работа в море предполагает не совсем комфортные условия. Придется изо дня в день выполнять рутинную работу, не имея возможность сменить обстановку. Также необходимо терпеть качку и вибрацию.

Однако не все так пессимистично. Кому-то приносит радость созерцание красивейших пейзажей, вдыхание свежего соленого воздуха и возможность посещения дальних стран.

Профессия моряк доступна тем, кто обладает навыками, необходимыми для работы на судне. На торговых и военных флотах не бывает лишних или случайных людей. Каждый член экипажа выполняет свои функции.

Если для вас привлекательна профессия моряк дальнего плавания, нужно быть готовым месяцами находиться вдали от дома. Рейс может длиться 4-6 месяцев. Не каждый потенциальный кандидат готов проводить столько времени вдали от друзей и близких.

«Я захотела воплотить мечту своего папы»

В подростковом возрасте я стала задумываться, кем хочу быть. Представляла себя психологом, уже выбрала университет для поступления. Но у моих родителей были другие планы.  Когда я рассказала им, что хочу поступить на факультет психологии, папа ответил: «Ничего подобного, ты туда не пойдёшь».

Вместо психологии он предложил мне пойти учиться в Ейский Морской Рыбопромышленный Техникум. Сначала думал отправить меня на радиста, но его знакомый подсказал, что радисты уже не актуальны, ведь есть спутниковые системы, новые технологии. Этот же знакомый подсказал вариант с судовождением. Так я подала документы на факультет судовождения.

Отец в своё время тоже хотел стать моряком. Это было начало нулевых, тогда у него был выбор: работать в милиции и иметь постоянный доход или стать моряком и лишиться стабильности. Он предпочёл остаться в милиции, а мечта стать моряком осталась нереализованной. Эта цель передалась мне — я захотела воплотить мечту своего папы.

Тогда я ещё не представляла, что это за профессия. Думала, что буду ходить по морям, смотреть новые страны, зарабатывать деньги. Перспективы казались неплохими, поэтому поступала я не принудительно, а почти по собственной воле.

Как моряку найти работу?

После окончания вуза или мореходной школы необходимо получить морское удостоверение личности и отправляться на работу. Работу находят через крюинговые компании, которые занимаются посреднической деятельностью между судовладельцем и моряком. Общение может происходить по телефону. Составляется контракт, он может быть как кратковременным, на девять месяцев, к примеру, так и на постоянной основе.

Анкета – это основной инструмент моряка при поиске работы. Если вы используете свою форму анкеты, то постарайтесь выбрать самый удобный для просмотра формат. Не выбирайте анкету, например, в Excel, которая состоит из нескольких страниц. Лучше всего, если это будет строгая, двухстраничная анкета без цветовых добавлений. Для работодателя, прежде всего, важен опыт работы, знание английского языка, наличие виз и документов.

Поэтому постарайтесь, чтобы в разделе «опыт работы» как можно точнее была указана информация по судам, на которых вы работали (Флаг, тип судна, DWT, тип двигателя, судовладелец, крюинг). Почти все крюинги проверяют отзывы от предыдущих работодателей, поэтому будет правильно, если вы укажете контактные данные хотя бы двух последних работодателей.

В анкете можно указать дополнительную информацию, такую как ваши последние достижения и опыт работы. Например, опыт в shipyard и приемка новых судов. Для танкеров будет не лишним указать vetting-инспекции, которые вы проходили.

Заполняйте анкету аккуратно и как можно точнее, и указывайте только достоверную информацию. Если выяснится, что вы слукавили и указали не точный опыт работы, то крюинг сделает пометку в базе данных, и больше не будет работать с вами.

Разошлите анкеты в кьюринговые компании, приложив анкету к письму. В письме представьтесь и кратко расскажите о себе. Как только вы отправили анкету, позвоните в крюинговую компанию и сообщите об этом, поинтересуйтесь актуальными вакансиями.

Если вам предложили вакансию на конкретное судно, то уточните следующие данные:

Срок контрактаЗарплата и овертаймРайоны плавания судна и состав экипажаСтраховка, оплата расходов (медкомиссия, такси, документы, питание во время поездки на судне)

Некоторые компании оплачивают практически все расходы, в том числе и документы моряка, попробуйте найти отзывы об этом судовладельце в интернете. Не употребляйте алкоголь во время контракта, если не хотите ехать домой за свой счет! Многие компании неожиданно проводят анализы на содержание алкоголя в крови, и, если результат окажется положительным, вы со 100% вероятностью поедете домой за свой счет. Знание английского языка – это залог успеха, не ленитесь учить его постоянно, после работы или вахты, дома на отдыхе.

Плюсы и минусы работы на корабле

Несмотря на детскую мечту и морскую романтику, принимать решение нужно более чем серьезно. На корабле нужна не только невероятная выносливость и физическая сила, но и крепкая психика.

Давайте начнем с плюсов:

  1. Большая зарплата. На отечественных судах платят очень много, а на иностранных еще больше. Плюс ко всему, моряк находится на полном обеспечении, а тратить свою зарплату ему просто не на что и особо негде, кроме кратковременных и редких стыковок в портах. Так что по прибытии домой у него остается довольно большая сумма.
  2. Путешествия по всему миру. У моряка, как ни у кого другого, есть возможность посмотреть мир. В каждом порту они могут опробовать необычную иностранную кухню, посмотреть достопримечательности, купить сувениры и получить приятные впечатления.
  3. Свое дело. Во время рейсов морякам удается накопить внушительные суммы, на которые они могут открыть собственный бизнес. Так они могут зарабатывать параллельно или постепенно заменить постоянные поездки оседлым образом жизни и больше времени проводить с семьей. Доход сможет приносить даже небольшая транспортная компания.

Теперь можно перейти к минусам профессии:

Тяжелые условия труда. Работа на судне построена по принципу 6 часов работы/6 часов отдыха. Если вы машинист, то вас постоянно сопровождает промышленный шум. Кроме того, моряки часто имеют дело с перевозкой опасных грузов – химикатов, нефти, газа – что несет риск для здоровья. И даже в самых спокойных условиях у моряка хватает проблем: постоянная морская качка, сильные электромагнитные поля, скудное пространство, высокая температура (45–60°С) в машинном отделении и на палубе, резкие запахи, громкие звуки, порывистые ветра и скудный набор развлечений, запахи топлива, частая смена часовых поясов, постоянная вибрация двигателей, отсутствие свежих продуктов питания, низкое качество воды (часто ее получают из дистиллята) – вот далеко не все «прелести» работы на судне. Ко всему этому нужно быть готовым.
Совмещение нескольких профессий. В море нет выходных: субботы и воскресенья остаются на берегу вместе с цивилизацией. А еще судовладельцы часто стараются максимально снизить расходы, поэтому часто отказываются от дополнительной рабочей силы и перекладывают всю работу на плечи членов экипажа. Так что нередко приходится браться и за погрузку/разгрузку товаров, даже если вы занимаете весомую должность на корабле.
Изоляция. Нужно иметь сильное самообладание и спокойствие, ведь вам придется проводить большую часть времени не только далеко от дома, но и от цивилизации в целом

А на корабле моряк имеет дело постоянно с одними и теми же людьми, поэтому крайне важно уметь уживаться даже со сложными персонами.
Удаленность от семьи. Самое тяжелое для моряка – не видеть, как растут его дети, а домашние дела в его отсутствие решаются без его участия

Да и позвонить домой не всегда так просто, как кажется – в море может подолгу отсутствовать мобильная связь. Приходится мириться с тем, что жизнь не останавливается после вашего ухода в рейс. Поэтому часто многие люди морских профессий чувствуют себя чужими.
Длительные рейсы. Врача на судне, как правило, нет, поэтому морякам нужно иметь крепкое здоровье и иммунитет, чтобы нормально перенести удаленность от берега. И после работник судна нуждается в восстановлении организма. Если не дать ему время на реабилитацию, усталость от рейса перерастет в болезнь, а та в свою очередь – в хроническую форму. Это касается не только физического, но и психологического состояния.

Отсутствие на большой земле больше нескольких месяцев накладывает на психику моряка большой отпечаток. Даже 2-3 месяца дома после 9-месячного отсутствия не помогут ему восстановиться. Врачи заметили сильные изменения в характере личности и мышлении после столь длительного отсутствия.


В Великобритании приняли закон, по которому моряк вернувшийся из рейса длительностью больше 3,5 месяцев не может принимать участия в выборах, пока не закончится его реабилитационный период. Моряки, уходящие в долгие рейсы, подвергаются сильным психологическим изменениям. У них стираются понятия границ, и мир становится одной большой площадкой. Пропадает тоска по дому, и моряк больше не привязан к месту и людям. И каждый раз, возвращаясь домой, ему нужно заново адаптироваться к людям и ритму береговой жизни.

Впрочем, если вас все равно тянет к морю, едва ли вас остановят эти трудности. Но готовым к ним все же следует быть.

Изображение женщин на носу корабля

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра* изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.

Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля — самая продуваемая ветрами часть судна.

Будни моряков

Моряк работает вахтовым методом. Я ухожу в море на четыре месяца, и там у нас есть четкий график — четыре часа работаешь, восемь отдыхаешь. Судно может швартоваться, стоять на причале, быть в переходе в море, стоять на якоре или быть в дрейфе. В зависимости от этого будут разные обязанности.

На судне надо чистить палубу, вовремя вывесить флаг, собрать-разобрать трапы, помочь боцману поднять-опустить якорь. Если погода позволяет, мы занимаемся антикоррозионными работами. Морская среда очень агрессивная, соль чувствуется везде, даже в воздухе. Только покрасишь судно, как недели через две-три перехода в море уже видно, как проступает ржавчина. В этом смысле, конечно, работа не созидательная – очень быстро твои старания разъедаются водой, ветром и ультрафиолетом. Кроме того, на судне много разных механизмов, за которыми необходимо следить и поддерживать в рабочем состоянии.

Когда судно в переходе в море, нужно стоять на мостике вместе с помощником капитана на штурвале. Здесь ты уже рулевой — смотришь вперед, объезжаешь айсберги, льдины. Занятие ответственное и интересное.

Основное назначение нашего судна – туристические экспедиции по живописным местам Арктики и Антарктики. С утра пораньше, пока туристы завтракают, мы готовим «зодиаки» — это большие резиновые надувные лодки с мотором. Потом бежим собирать трап, спускаем лодки на воду и помогаем туристам в них залезть. Среди туристов, как правило, пожилые австралийцы и американцы: бывает, когда идет сильная зыбь по воде, лодка то уходит вниз на метр, то резко взмывает вверх. И вот ты стоишь по пояс в воде и закидываешь пенсионеров в лодку.

Свободного времени в море тоже хватает — и на книги, и на фильмы. Когда я не на вахте, я отправляюсь с туристами на высадку на берег или в круиз на «зодиаке». Иногда можно присоединиться к каякерам, дайверам, фотографам, которых на судне обычно в избытке. Еще я много фотографирую, снимаю видео, там же и обрабатываю.

Я стараюсь не упустить возможности пообщаться с людьми из разных стран, так что я неплохо прокачал свой английский, благодаря таким знакомствам. Любопытно поговорить и с самими моряками, как правило, это люди довольно широких взглядов. Словом, на судне бездельничать некогда, это касается всего коллектива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector