Как стать святым. рассказывает протоиерей рпц
Содержание:
- Деление на белое и черное духовенство
- Распределение: куда Бог пошлет?
- Быть образцом
- Симптомы парапроктита
- Краткая история
- Брак священника — свидетельство в этом мире
- Я был учителем физкультуры
- На каких специальностях лучше учиться
- Кто посредник?
- Что нужно, чтобы стать священником?
- Я был немецким протестантом
- Почему становятся священниками?
- Возрастные ограничения
Деление на белое и черное духовенство
На последнем курсе семинарии студент должен сделать самый ответственный выбор. Он обязан определиться, к какому духовенству он будет относиться: к белому или черному. Следует отметить, что в будущем этого решения уже не изменить.
Суть белого духовенства заключается в том, что священник оставляет за собой право жениться. Сделать это он сможет лишь один раз в жизни. При этом существует ряд определенных критериев, которые ограничивают круг его потенциальных партнерш. Но куда важнее то, что белый священник не может продвинуться в сане дальше протоиерея.
Чего нельзя сказать о черном духовенстве – его приверженцы способны дослужиться до звания епископа и выше. Поэтому на этой стадии человеку придется выбирать между возможностью создать семью и высшим духовным саном.
Распределение: куда Бог пошлет?
Это самый волнующий — можно сказать, судьбоносный — момент в жизни выпускника духовного заведения. Частые ротации в церковной среде не слишком приветствуются, а потому назначение молодого батюшки в тот или иной приход может оказаться если не пожизненным, то уж во всяком случае — на ближайший десяток лет. Теперь вся дальнейшая деятельность священника зависит от прихода. А авторитет церкви среди прихожан (а это, кроме прочего, и материальное положение храма) — от энергичности и самоотверженности батюшки. 9/10 выпускников попадают в небогатые сельские приходы, поделились с нами киевские семинаристы.
В таких для настоятеля не всегда предусмотрена зарплата, а церквушка, чей годовой оборот не превышает нескольких тысяч гривен, живет за счет пожертвований прихожан, маржи от продажи церковных ритуальных предметов и литературы да так называемых треб (проведения оплачиваемых населением таинств: крещения, венчания, отпевания). Эти доходы в первую очередь идут на оплату коммунальных услуг, транспорта, хора (если таковой имеется). Определенная часть средств (для каждого прихода — свои условия) отчисляется в епархию.
Проблема реконструкции или строительства храма тоже ложится на плечи местного священника — ему самому приходится искать в округе щедрых спонсоров и убеждать их оказать помощь.
Чтобы выжить и прокормить многодетную (как правило) семью, батюшки подчас служат в трех-четырех приходах. В епархиальных управлениях это воспринимается спокойно, рассказали нам действующие священнослужители, — в стране дефицит духовных кадров. Если священник относится к «белому духовенству», перспектив для «профессионального роста» у него немного — выше протоиерея в должности настоятеля не подняться. Это вторая ступень священства. У монахов иерархия обширнее, есть шанс быть возведенным в сан епископа (третья — высшая — ступень священства), стать митрополитом и получить в подчинение приходы целой области и города (епархию). Только из монашеской среды избираются и Патриархи (предстоятели Поместной Церкви).
Впрочем, опрошенные нами священнослужители в один голос заверили: карьеризм как явление чужд подавляющему большинству этих людей. Свою миссию они выполняют в любых условиях и в любом статусе. Причем, чем сложнее эти условия, тем светлее и искреннее служба, поделились с «АиФ» своими впечатлениями лаврские паломники. Тогда как испытание достатком, известностью и комфортом способен выдержать не каждый священник.
БУДЬ В КУРСЕ
Дипломы, получаемые по окончании духовных заведений, в Украине не котируются как документы, подтверждающие высшее образование, хотя уровень образования сам по себе высок (одних только языков студенты осваивают не меньше 6-ти). Духовные заведения официально имеют статус не учебных заведений, а религиозных общин. Поэтому семинаристы и студенты академии стремятся параллельно окончить заочное отделение какого-либо гражданского вуза, чтобы иметь на руках официальную специальность. Сегодня возлагаются большие надежды на открытие бого-
словских факультетов в уже существующих гражданских институтах и университетах.
Быть образцом
— Светское общество тоже предъявляет к священникам высокие требования в области морали. Почему же их поведение порой разочаровывает людей?
— Прискорбно слышать о таком недостойном поведении. Мы живем в информационном обществе. И поэтому проступок священника практически моментально может стать достоянием гласности. Но самое печальное, что в таких случаях пятно позора ложится не только на самого нерадивого пастыря, но и на всю Церковь. Такова закономерность общественного сознания. Недостатки священника автоматически переносятся на всю Церковь.
Каждый священник должен помнить о том, какая ответственность на него возложена. Ведь ему вручается крест, на обратной стороне которого написаны важные слова: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4: 12). В этих словах как раз и выражено главное нравственное требование, предъявляемое священнику. Он должен быть, в первую очередь, образцом для своих прихожан. Те нравственные требования, которые в Новом Завете предписаны всем христианам, священник должен соблюдать с особой тщательностью, чтобы в нем всегда можно было видеть именно образец. Христос в Нагорной проповеди называет своих учеников светом мира: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16). Всякий христианин должен светить миру своей добродетельной жизнью. Но для пастыря Церкви это требование актуально вдвойне.
При этом мы должны понимать: и диакон, и священник, и епископ – тоже люди, которые борются с грехом. В этой борьбе не всегда удается одерживать победу. И если мы сталкиваемся с недостойным поведением священника, прежде всего, не должны его осуждать. Лучше помолиться Богу об этом человеке, чтобы Господь дал ему силы исправиться и достойно нести свое служение.
— А есть ли такие виды деятельности, которые не рекомендованы или запрещены священникам?
— Каноны запрещают те виды деятельности, которые не совместимы с высоким служением. Священник не может предаваться пьянству и участвовать в азартных играх. Ему нельзя устраивать алкогольный пир и посещать места, в которых распивают спиртное. В постановлениях древних церковных Соборов также встречаются запреты для священников на участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодеванием мужчин в женские одежды, использованием масок. В Византии священнику запрещалось посещать ипподром или присутствовать на других подобных общественных увеселениях. Также нельзя посещать общественные бани, поскольку в них еще с языческих времен мужчины и женщины мылись вместе. Могут быть ограничения и по участию в свадьбе: если там происходят непристойные игры, оттуда следует удалиться. Также священнику строго запрещено поднимать руку на человека, даже на провинившегося. Не разрешаются любые занятия, связанные с пролитием крови (не только человека, но и животного). Это касается не только охоты, но и врачебной практики, особенно хирургии. Ведь в случае смертельного исхода (во время операции) хирурга могут обвинить в невольном убийстве, а это влечет за собой извержение из сана. Со священнослужением несовместимы и другие занятия (профессии): исполнение общественных и государственных должностей, пребывание на военной службе, ростовщичество и торговля (особенно винная). Что касается внешнего вида, то нельзя носить щегольскую и пышную одежду: она должна быть скромной и пристойной. Главная цель таких требований — оградить священника от всего, что может послужить соблазном для окружающих.
Симптомы парапроктита
Начало воспалительного процесса может отмечаться незначительным повышением температуры (до 37°C). При переходе воспаления в клетчаточное пространство, т.е. развитии собственно острого парапроктита, одномоментно проявляется комплекс симптомов. В первую очередь, это:
- повышение температуры до 38°C (и выше);
- озноб;
- боль в области прямой кишки, не связанная с дефекацией.
Подкожный парапроктит свои ярко выраженные симптомы: область воспаления, находящаяся рядом с анальным отверстием выделяется покраснением, отеком и уплотнением тканей. При ощупывании испытывается резкая боль.
При других видах парапроктита могут наблюдаться расстройство мочеиспускания, задержка стула, ложные позывы к дефекации.
Воспаление приводит к расплавлению клетчаточной ткани и накоплению гноя. При отсутствии своевременного лечения возникший гнойник прорывается и образуется свищевое отверстие – или наружу (в области промежности, на передней брюшной стенке или бедре), или в просвет кишки. У женщин гнойник может вскрываться, образовав свищевое отверстие во влагалище. Самый опасный вариант – открытие свищевого отверстия в брюшную полость.
После образования свища основная масса гноя выходит, и острота симптомов снижается. Однако гнойные процессы продолжаются, болезнь переходит в хроническую форму.
Симптомы хронического парапроктита
При хроническом парапроктите боль и дискомфорт ощущаются лишь в том случае, если выход гноя через свищ по какой-либо из причин затруднён. Обычно боли наблюдаются только при внутреннем свище. Боль усиливается во время дефекации, а потом затихает, поскольку растяжение кишечника во время прохождения каловых масс способствует выходу гноя. Гной или сукровица выделяются постоянно. При прямокишечном свище, имеющем наружное отверстие в области промежности, выделения раздражают кожу, вызывая зуд.
Для хронического парапроктита характерно волнообразное течение болезни. Свищевой канал время от времени перекрывается грануляциями, забивается отмершими тканями, в результате в очаге воспаления опять начинает накапливаться гной и возвращаются симптомы острого парапроктита. Потом гнойник снова прорывается и острота симптомов исчезает.
Краткая история
Православие – третье по количеству сторонников направлением христианства (после католицизма и протестантизма), его исповедует свыше 225 миллионов человек во всем мире. С апостольских времен была единая церковь, но в 1054 году произошел Великий раскол, и верующие разделились на католиков и православных.
Впоследствии христианство знавало разные времена, например, в СССР агрессивно пропагандировался атеизм и служителям культа зачастую приходилось проводить обряды тайно, чтобы об этом не узнали власти.
Так, в 30-е годы XX века все семинарии были закрыты, послабления произошли только во время Второй мировой войны, когда руководство страны было вынуждено признать необходимость веры человека в Бога.
Брак священника — свидетельство в этом мире
В православном сознании священно-служитель, его образ жизни, вера и внешний вид имеет статус каноничности. Считается, что священнику стоит подражать, поскольку он сам преуспевает в подражании Иисусу Христу и ведет жизнь в соответствии с христианскими идеалами. Черты нормативности приобретает и брак священника или диакона. То, как он вступил в супружество, какие царят отношения в его семье, как он относится к своей жене, которую отныне принято называть «матушкой»,— все это представляется любому прихожанину крайне интересным. И дело тут не в любопытстве или желании посудачить о чужой личной жизни, а в том, что семья занимает в жизни каждого человека одно из важнейших мест. Каждый христианин нуждается в позитивном примере супружеской жизни и в мудром «брачном» назидании гораздо больше, чем в наставлениях об исихазме и прелести, которыми изобилуют амвонные речи протоиереев и иереев. Достойный пример семьи, отношения в которой основаны на взаимной любви, верности Иисусу Христу и Его заповедям, может играть не меньшую миссионерскую и душепопечительскую роль, чем проповеди. Ведь где еще, кроме дома священнослужителя, можно найти брак, для которого до сих пор принципиально важным остаются нравственные ценности, надежно забытые миром.
Современные молодые люди боятся связать свою судьбу с кем-то «до конца», на всю жизнь. Священник же связан с супругой навсегда; измена жене влечет за собой немедленный запрет в служении. Библейское представление о том, что спутником верующего христианина в браке может быть лишь другой верующий христианин, не всегда понятно современникам. Суженого в миру выбирают, учитывая его достаток, внешнюю привлекательность, статус. А в браке священника подобная ситуация чревата скорой трагедией: ритм церковного служения, множество затруднений и испытаний окажутся настоящей трагедией для матушки, чуждой ценностей своего супруга. Современный человек старается уйти от разного рода ответственности и обязательств.
Многие предпочитают приятельство дружбе, а флирт браку. Даже церковная молодежь не спешит создавать семью, дорожа своей свободой, понимаемой как возможность ни с кем себя не связывать и ни за что не отвечать. Но жизнь стремящегося к служению должна быть свободной от описанных недугов современности: клирик вступает в брак исключительно до принятия сана. Православное предание требует от будущего священника преодоления свойственного каждому человеку эгоизма, нерешительности и инфантилизма в статусе мужа, главы семейства. Тем самым утверждается, что к ответственному и серьезному служению Богу способен лишь тот, кто способен к созданию семьи. Успешный брак священнослужителя, основанный на столь высоких ценностях и христианских принципах, может стать источником вдохновения и надежды, примером для людей, не знающих о том, каким чудесным может быть союз двух верующих людей. Однако в действительности брак священнослужителя тоже оказывается в «зоне риска».
Я был учителем физкультуры
Протоиерей Димитрий Лукьянов, г. Белгород
Сейчас, будучи священником, я получаю высшее светское образование: учусь на геолого-географическом факультете Белгородского государственного университета. Буду защищать диплом учителя географии. И мне это очень интересно. Ведь я каждый год уезжаю на несколько месяцев в экспедицию по Арктике на судне «Михаил Сомов». Мы идем от Архангельска до Чукотки. Для меня эти экспедиции — миссионерские. Приезд священника в арктический поселок раз в год — едва ли не единственная для его жителей возможность причаститься Святых Христовых Таин.
Однако сам я никогда не предполагал, что стану священником или миссионером. Не мечтал об этом с детства, даже мыслей таких не приходило. По специальности я был учителем физкультуры, работал. Помогал в храме. И постепенно пришел к решению рукополагаться. Это случилось в 1997 году, еще в «лихие 90-е»…
Но отчего-то у меня совершенно не было страха, что я окончательно и на всю жизнь сворачиваю на этот путь. Священник в этом смысле — счастливый человек. Финансовые проблемы, которые часто возникают — особенно у сельского духовенства, — решаются как-то сами собой. В самый трудный момент откуда-то обязательно приходит помощь. Я знаю, что моя семья никогда не будет богатой, но мы никогда не умрем от голода. Кроме того, мне повезло: я с юности был довольно аскетичным молодым человеком — мог совершенно спокойно вместо красивых мужских туфель купить себе обычные простые сапоги.
Священник — это, конечно, не профессия. Это служение. И если уж про хорошего школьного учителя можно сказать: «Он несет свое служение», то про священника — тем более. С работы можно уйти, на работе бывают выходные. Рабочий день ограничен: вышел из конторы, пришел домой, переоделся, и до утра можешь забыть о том, что ты инженер. В священстве так не бывает. Ты и дома, и на улице священник. Служение отличается от работы готовностью быть «на службе» в любой момент. Поэтому я никогда не выхожу на улицу без подрясника
Мне кажется, это очень важно
И в экспедиции я прежде всего — священник. Надеюсь, что эти поездки будут интересны и нашей кафедре географии. Благодаря мне «география» работы самой кафедры расширяется. Кроме того, это для меня еще и миссионерский прием. Ведь в экспедиции встречаешь много ученых. Для многих из них становится настоящим открытием то, что священник — не «темный и дремучий», а разбирается в географии и геологии. Они очень любят свою работу, свою науку, и оттого всегда очень ценят, когда собеседник может поддержать беседу и задает им правильные, грамотные, глубокие вопросы. Теперь мне будет проще наладить контакты, проще говорить с ними на одном языке.
Иерей Джон ТАНВИР
На каких специальностях лучше учиться
Система православного образования в России разветвлена и имеет ряд уровней:
- внешкольное (семья, литература, церковные детские сады, радио и телевидение, посещение храмов);
- начальное (воскресные школы, кружки, общественные богослужения, паломничества, крестные ходы);
- среднее (духовные училища, гимназии, колледжи, лицеи, пастырские или богословские курсы при вузах).
Учиться на священника можно в высших духовных заведениях: семинариях (квалификация «бакалавр»), академиях и университетах (магистры и аспиранты). В современных духовных семинариях будущие священники проходят обучение по таким основным направлениям:
- подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания;
- теология.
Требования к абитуриентам семинарий отличаются от стандартных критериев, которым должны соответствовать поступающие в обычные вузы. В духовные высшие учебные заведения принимаются только крещенные православные мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие аттестат об окончании средней школы или диплом колледжа (университета) и воцерковленные. Они должны быть холосты или женаты первым браком.
К стандартному набору документов (заявление, паспорт, аттестат или диплом, военный билет, страховой полис) добавляются заверенные архиереями рекомендации местных священников. Абитуриенты могут предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и обществознанию или написать изложение и пройти тестирование по этим предметам непосредственно в учебном заведении. Кроме того, придется сдать тест по Закону Божьему и пройти устное собеседование. Иногда проводится экзамен по церковнославянскому языку и церковному пению. На заочное обучение принимают без экзаменов и без ограничения по возрасту по рекомендации епархиального архиерея.
Длительность обучения в семинарии составляет 4 года, в некоторых заведениях учащегося принимают на первый курс только после освоения годичной подготовительной программы. В магистратуре учатся 2 года, после чего пишут магистерскую диссертацию. Аспиранты обучаются 3 года в духовных академиях и получают кандидатскую степень, защитив научный труд.
Кто посредник?
— Владыка, для чего существует священство? Почему нужны посредники в общении между человеком и Богом?
— Представление о том, что священник – это посредник в общении между Богом и человеком, в корне ошибочно. Кого мы называем посредником в обычной жизни? Того, кто находится посередине. Посредник – тот, через кого передается что-то. Если два человека общаются через посредника, то между ними отсутствует личный контакт. И если считать священника «посредником», это будет означать, что лично с Богом мы не общаемся. А ведь Новый Завет проникнут обратным ощущением, порой просто непостижимой близостью Господа к людям. Это книга о теснейшем общении Бога с человеком, книга о Богочеловечестве!
— Что же тогда священство?
— Давайте откроем Новый Завет. Мы видим, что для несения особой миссии Господь Иисус Христос избрал только 12 апостолов (в переводе с греческого — «посланников»). Они несут всему человечеству весть о том, что мир спасен во Христе, проповедуют Царство Божие, пришедшее в силе. Они вначале распространяли веру, а затем укрепляли ее среди новообращенных христиан. Без этой миссии христианство было бы просто невозможно. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10: 14–15). Эти слова как раз и говорят о рождении Церкви: Господь посылает апостолов, они проповедуют всему миру, и в результате люди принимают Христа как своего Спасителя. Таким образом, с самого начала христианства Господь Иисус Христос установил среди Своих последователей особый институт — институт апостолов.
— А как возник институт священства?
— В Новом Завете ясно зафиксированы моменты, когда апостолы начинают назначать для руководства общинами епископов и пресвитеров. Так, в Книге Деяний говорится, что апостолы Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14: 23). Несколькими главами раньше повествуется об избрании семи диаконов для поддержания порядка и справедливости при ежедневном раздаянии потребностей (см.: Деян. 6: 1–6). Эти священнические степени существуют до сего дня. Задача епископа и священника, как мы ясно видим в Писании, состоит в том, чтобы руководить общинами, учить христиан истинам веры и помогать им идти по пути духовного совершенствования. Обычно священника называют пастырем. Это означает, что он и возглавляемая им паства идут в одном направлении. Поэтому на него возлагается особая ответственность за общину.
— При знакомстве с церковной иерархией становится очевидно, что по своей сложности она не уступает «табели о рангах» в армии. Как с этим разобраться непосвященному?
— На самом деле, как я уже сказал, существует лишь три степени священства: диакон, священник и епископ. Диакон (в переводе с греческого — «служитель») лишь помогает при совершении богослужений, но самостоятельно не имеет права совершать таинства. Если он состоит в монашеском чине, его называют иеродиаконом, а принявший постриг в схиму именуется схииеродиаконом. Старший диакон в женатом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).
Вторая степень священства – пресвитер (в переводе с греческого — «старейшина»). Его еще называют священником, или иереем. Он может совершать все таинства, кроме рукоположения. Пресвитер, состоящий в монашестве, именуется иеромонахом, а принявший схиму – схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями и протопресвитерами (первыми священниками). Старшие из монахов-священников именуются игуменами и архимандритами. Игумены и архимандриты обычно руководят монастырями.
Третья (высшая) степень священства – епископ (в переводе с греческого — «надзиратель»). Он имеет право совершать все семь таинств. Епископов еще называют архиереями или иерархами. Они возглавляют большие церковные округа (епархии). В состав епархии может входить от нескольких десятков до нескольких сотен храмов. Епископы могут управлять и объединениями епархий, которые обычно именуются митрополичьими округами. Соответственно, такой епископ именуется митрополитом. Епископ, возглавляющий Поместную Церковь, может носить титул архиепископа, митрополита или патриарха.
Что нужно, чтобы стать священником?
Обучение в семинарии является первоначальной задачей для достижения сана. Но поступающий должен подходит по следующим требованиям:
- мужской пол, возраст от 18 до 35 лет;
- семейное положение: холост или состоящий в первом браке;
- наличие законченного среднего образования;
- рекомендация от служителя церкви.
Помимо стандартных для набора условий имеются требования по начальным знаниям семинариста. Это должно быть умение хорошо излагать свои мысли, уметь передавать библейские рассказы в точности с вложенным смыслом.
При поступлении комиссией также будут проверяться умение читать Псалтырь и вокальные данные для выступления в хоре.
Общая длительность обучения составляет 5 лет. При этом студенты получают стипендию. Иногородним семинаристам предоставляется не только место для проживания, но и питание. Проживание в общежитие предполагает соответствие многим правилам. Например, в ночное время каждый семинарист должен находиться в своей комнате. Кроме того посещения студентов посторонними запрещено. Исключение составляет лишь общение с родными, приехавшими встретиться с будущим священнослужителем.
Сдача экзаменов для поступления в семинарию начинаются с середины августа. Полноценное обучение поступивших осуществляется с 1-го сентября, как и в любом обычном ВУЗе.
После окончания обучения семинаристы отправляются к своему приходу, к которому они будут прикреплены. По мере длительности и исправности службы возможно получение нового сана. Согласно нынешнему званию священнослужитель может или просто присутствовать на таинствах, или проводить их.
Наиболее важным вопросом является семейное положение на момент окончания семинарии. Будущий священнослужитель должен стать монахом, жениться или же отложить принятие сана.
Я был немецким протестантом
Иерей Фома Диц (Thomas Ditz), г. Москва
Внутренний зов к священству я почувствовал, когда мне было 18-19 лет. Но потом этот призыв был забыт: совсем другие планы на жизнь, учеба на архитектора… К тому же я принадлежал к протестантизму (мои родители лютеране, это наравне с католичеством традиционная для немцев вера), а у протестантов нет священства.
Когда я в молодости решил перейти в католичество, там меня отвращал от идеи священства целибат: я всегда чувствовал, что мой путь — путь семейный.
Тем не менее призвание к священству обновилось, и я поступил в католическую семинарию. Но уверенность, что я смогу завершить начатое, длилась недолго: всего год или два. Потом наступил внутренний кризис. Мне стало ясно, что это не мой путь, что это будет в ущерб моему духовному состоянию, и, будем говорить прямо, приведет меня к тяжелому душевному расстройству — настолько я был не в ладу с самим собой. Я доучивался, не зная, что меня ждет. Остался из тех соображений, что руководство семинарии понимает, что для меня лучше. Духовник меня вел, но внутри зрел очень серьезный конфликт.
Священство — призвание от Бога, оно действительно неотвратимо, если человек молится, живет духовной жизнью, настраивает свои органы чувств, чтобы слышать волю Божью.
Учась в католической семинарии, я стал углубляться в православие, и чем больше узнавал о нем, тем больше понимал его истинность и его отличие от католицизма, хотя католики считают, что нет никакой существенной разницы между нами. А когда я окончательно принял православие, то почувствовал, что мое желание стать священником никуда не исчезло, а наоборот, вдруг стало возможным. Когда я узнал о жизни Православной Церкви в Советском Союзе в условиях гонений, стал интересоваться всем, что связано с Россией. И так решил ехать сюда изучать богословие. Преградой был только язык моей Церкви — русский язык, неродной для меня. И возраст: в 40 лет уже не так просто учиться, постигать и сложную византийскую Литургию, мир славянских языков.
Бог ввел меня в такие условия и обстоятельства, что стало возможным осуществление моего давнего призвания. Я почувствовал, что теперь, став православным священником, я нашел свой путь. И это обязывает меня трудиться для единой святой апостольской Церкви, реально существующей в Православии.
Иерей Глеб ГОЗОВСКИЙ
Почему становятся священниками?
Начать стоит с немного риторического вступления. Работа священника – это призвание, а не способ обогащения. Естественно, есть и те, кто желает использовать духовный сан в корыстных целях. Но эти люди обязательно получат по заслугам, ведь Бог видит все. В том числе и греховные помыслы человека.
В основном же священниками становятся те, кто желает служить Господу. Для таких людей мирская жизнь является второстепенной. Ее блага и соблазны не тревожат их, так как им куда важнее донести слово Божье до людей. Однако, чтобы начать проповедовать, недостаточно иметь одну лишь веру в Господа.
Возрастные ограничения
Как уже упоминалось в статье, попасть в семинарию может только мужчина в возрасте не младше 18 и не старше 35 лет, то есть, закончив учебу, можно стать священником в 40 лет или раньше. Однако некоторые люди начинают испытывать тягу к этому призванию гораздо позже установленных сроков. Они задаются вопросом: «Можно ли в этом случае стать священником?»
Вариантом для таких людей может стать заочное обучение в духовной академии – там возрастной предел до 55 лет. Но есть одно условие: абитуриент должен нести церковно-приходское послушание, и это должно быть подтверждено документально. Даже после поступления нужно ежегодно предоставлять характеристику с места несения послушания, причем ее необходимо заверять у правящего архиерея.
В любом случае, вопрос священничества после установленных сроков должен решаться в индивидуальном порядке.