Духовная семинария: как поступить, стоимость обучения, какие предметы изучают
Содержание:
- Описание профессии
- Обучение в семинарии
- Господь избирает для священства лучших. Но посмотрите в свою душу и сравните себя с людьми, которые не поступили. Неужели вы – лучше?
- Особенности обучения
- Кому подходит
- Почему становятся священниками?
- Распределение: куда Бог пошлет?
- Кто посредник?
- Популярное за 7 дней
- На каких специальностях лучше учиться
- Протоиерей в церковной иерархии
- Дресс-код иконописцев
- Возрастные ограничения
- Кому подходит
- Санкт-Петербургская православная духовная академия
- Какие предметы изучают в семинарии
- Особенности профессии
- О правилах возраста хиротоний
- Быть образцом
Описание профессии
По устоявшейся традиции священство состоит из трех ступеней:
- Епископ. Это высшая ступень, к которой относятся епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи. Они назначаются решениями Священного синода, возглавляют епархии и ведут работу, направленную на активизацию церковной деятельности. Лишь епископам доступно таинство священства*, они могут рукополагать пресвитеров.
- Священник (пресвитер). Вторая степень в иерархии, эти служители могут совершать шесть таинств (за исключением рукоположения в сан). Они обязаны пройти обучение в семинарии или духовной академии, достичь возраста Христа (т. е. тридцатилетия) и не иметь изъянов, препятствующих выполнению своих обязанностей. В русской традиции к пресвитеру обычно обращаются «батюшка».
- Диакон (дьякон). Низшая ступень в христианстве, представители которой не имеют права совершать богослужения и таинства, но могут оказывать помощь епископам и пресвитерам. Их присутствие необязательно, поэтому они есть далеко не во всех церквях.
*Христианское учение предполагает наличие семи таинств:
- крещение;
- миропомазание;
- евхаристия (причащение);
- исповедь (покаяние);
- венчание (брак);
- соборование (елеосвящение);
- священство.
Духовенство подразделяется на черное и белое. К черному относятся монахи и епископы; диаконы и священники могут монашествовать или быть белыми (женатыми) при условии вступления в единственный брак еще до рукоположения.
Обучение в семинарии
Семинария – это тот же университет. Здесь есть множество предметов и преподавателей, которые с радостью расскажут, как стать священником. Естественно, главный упор будет делаться на духовное просвещение. В частности, студентов обучат особенностям проведения таинств, священных обрядов и молебни. Также немало времени будет уделяться старославянскому церковному языку, который у духовенства считается основным.
Следует заметить, что всем студентам предоставляется бесплатное общежитие. Однако жизнь в нем накладывает определенные обязательства. Молодым послушникам необходимо соблюдать строгий режим. Они не могут нарушать его, а уж тем более игнорировать. Также придется забыть о таких вещах, как алкоголь, табак, телевидение и интернет.
Подобные спартанские условия быстро обучат тому, как стать священником. Ведь в будущем человеку придется самостоятельно ограждать себя от всевозможных соблазнов и искушений.
Господь избирает для священства лучших. Но посмотрите в свою душу и сравните себя с людьми, которые не поступили. Неужели вы – лучше?
Среди торжественных речей этого дня мне запомнилось слово митрополита Питирима (Нечаева), который в то время был профессором Академии. После молебна у мощей Преподобного он сказал в своей проповеди удивительные слова, запомнившиеся мне на всю жизнь: «Господь избирает для священства лучших. Вот вы поступили в Духовную семинарию и таким образом Господь Вас избрал. Но посмотрите в свою душу и сравните себя с людьми, которые не поступили. Неужели вы – лучше?» Это было сказано так проникновенно, что его басистый голос донес каждое слово в каждую клеточку тех, кто его слушал. С одной стороны, было сказано, что Господь действительно выделяет кого-то согласно Своему Божественному промыслу для этого высокого служения. Но, с другой стороны, эта высота настолько велика, что всем нам придется очень много трудиться, чтобы поднять свой духовный уровень и хоть немного приблизиться к тому идеалу, о котором говорит Евангелие.
— Был ли у Вас любимый предмет?
— Любимых предметов было несколько. Это, конечно, и изучение Священного Писания, и Догматическое богословие, История Христианской Церкви. Это те дисциплины, с которыми непосредственно связана жизнь Церкви. Хотя, конечно, таких предметов намного больше, но для меня всегда на первом месте были именно эти, возможно из-за преподавателей, которые их читали
Ведь действительно важно, когда преподаватель не просто дает какую-то сухую информацию, а сам способен зажечь студентов жаждой познания, передать живое Предание Церкви, донести сердцевину того, что сохранилось в ее сокровищнице как драгоценность для всех поколений. Несомненно, таковыми были профессор В
Д. Юдин, покойный архимандрит Матфей (Мормыль), А. И. Осипов, М. С. Иванов, А.И. Сидоров, Н.К. Гаврюшин и ряд других выдающихся учителей, оставивших заметный след и в жизни каждого студента, и в жизни Духовных школ в целом.
Особенности обучения
Традиционно программа обучения в православной семинарии длится 4-5 лет. Продолжительность курса устанавливают сами учебные заведения. Основу обучения в семинарии составляют гуманитарные предметы. В остальном программа направлена на развитие духовных качеств студентов и их личности. Выпускники должны уметь вдохновлять своих соотечественников на благие дела и подвиги, нести по миру Закон Божий
Что касается точных наук, то особое внимание уделяется только высшей математике
Во многих духовных семинариях открыты заочные отделения, но в этом случае продолжительность обучения точно будет составлять 5 лет.
Важно отметить, что обучение хоть и считается бесплатным, все студенты должны ежегодно вносить пожертвование в размере от 4 тысяч рублей. Проживание в общежитии всегда платное
После окончания семинарии выпускник имеет право поступить в духовную академию. Если он не хочет идти дальше по образовательному пути, то получает направление в один из приходов православной церкви.
Кому подходит
Священником может быть глубоко верующий человек, готовый посвятить свою жизнь служению богу и помощи людям. Редко кто приходит на эту стезю из меркантильных побуждений, обычно это происходит по зову сердца. От православного батюшки требуется наличие таких личных качеств:
- открытость и доброжелательность;
- принципиальность и честность;
- умение выслушать любого человека;
- способность выступать на публике убедительно и аргументировано;
- эрудиция и эмоциональный интеллект;
- терпимость и вера.
Есть ряд физических ограничений для кандидатов на рукоположение:
- не могут быть священнослужителями женщины;
- ставленник должен быть совершеннолетним, но не старше 75 лет;
- наличествует перечень недопустимых недугов: серьезные проблемы со слухом, зрением или речью, отсутствие ноги, руки или пальцев на правой руке, пьянство или наркозависимость, психические болезни.
Перечень ограничений социального характера:
- пребывание во втором браке или женитьба на разведенной женщине, вдове или блуднице;
- супружеская измена жены или личная;
- незаконченная армейская служба или занятие государственной должности;
- незавершенное тюремное заключение;
- наличие кредитов или долгов;
- если на момент таинства хиротонии (рукоположения) священник не женат, то он остается холостым на все время служения.
Христианскому священнику нужно обладать жизненной мудростью, а также навыками педагога и психолога. Зачастую приходится общаться с больными, отчаявшимися или агрессивными прихожанами, и для каждого необходимо найти нужные слова поддержки и успокоения. Невозможно просто выполнять функции пресвитера, нужно действительно всем сердцем служить людям.
Почему становятся священниками?
Начать стоит с немного риторического вступления. Работа священника – это призвание, а не способ обогащения. Естественно, есть и те, кто желает использовать духовный сан в корыстных целях. Но эти люди обязательно получат по заслугам, ведь Бог видит все. В том числе и греховные помыслы человека.
В основном же священниками становятся те, кто желает служить Господу. Для таких людей мирская жизнь является второстепенной. Ее блага и соблазны не тревожат их, так как им куда важнее донести слово Божье до людей. Однако, чтобы начать проповедовать, недостаточно иметь одну лишь веру в Господа.
Распределение: куда Бог пошлет?
Это самый волнующий — можно сказать, судьбоносный — момент в жизни выпускника духовного заведения. Частые ротации в церковной среде не слишком приветствуются, а потому назначение молодого батюшки в тот или иной приход может оказаться если не пожизненным, то уж во всяком случае — на ближайший десяток лет. Теперь вся дальнейшая деятельность священника зависит от прихода. А авторитет церкви среди прихожан (а это, кроме прочего, и материальное положение храма) — от энергичности и самоотверженности батюшки. 9/10 выпускников попадают в небогатые сельские приходы, поделились с нами киевские семинаристы.
В таких для настоятеля не всегда предусмотрена зарплата, а церквушка, чей годовой оборот не превышает нескольких тысяч гривен, живет за счет пожертвований прихожан, маржи от продажи церковных ритуальных предметов и литературы да так называемых треб (проведения оплачиваемых населением таинств: крещения, венчания, отпевания). Эти доходы в первую очередь идут на оплату коммунальных услуг, транспорта, хора (если таковой имеется). Определенная часть средств (для каждого прихода — свои условия) отчисляется в епархию.
Проблема реконструкции или строительства храма тоже ложится на плечи местного священника — ему самому приходится искать в округе щедрых спонсоров и убеждать их оказать помощь.
Чтобы выжить и прокормить многодетную (как правило) семью, батюшки подчас служат в трех-четырех приходах. В епархиальных управлениях это воспринимается спокойно, рассказали нам действующие священнослужители, — в стране дефицит духовных кадров. Если священник относится к «белому духовенству», перспектив для «профессионального роста» у него немного — выше протоиерея в должности настоятеля не подняться. Это вторая ступень священства. У монахов иерархия обширнее, есть шанс быть возведенным в сан епископа (третья — высшая — ступень священства), стать митрополитом и получить в подчинение приходы целой области и города (епархию). Только из монашеской среды избираются и Патриархи (предстоятели Поместной Церкви).
Впрочем, опрошенные нами священнослужители в один голос заверили: карьеризм как явление чужд подавляющему большинству этих людей. Свою миссию они выполняют в любых условиях и в любом статусе. Причем, чем сложнее эти условия, тем светлее и искреннее служба, поделились с «АиФ» своими впечатлениями лаврские паломники. Тогда как испытание достатком, известностью и комфортом способен выдержать не каждый священник.
БУДЬ В КУРСЕ
Дипломы, получаемые по окончании духовных заведений, в Украине не котируются как документы, подтверждающие высшее образование, хотя уровень образования сам по себе высок (одних только языков студенты осваивают не меньше 6-ти). Духовные заведения официально имеют статус не учебных заведений, а религиозных общин. Поэтому семинаристы и студенты академии стремятся параллельно окончить заочное отделение какого-либо гражданского вуза, чтобы иметь на руках официальную специальность. Сегодня возлагаются большие надежды на открытие бого-
словских факультетов в уже существующих гражданских институтах и университетах.
Кто посредник?
— Владыка, для чего существует священство? Почему нужны посредники в общении между человеком и Богом?
— Представление о том, что священник – это посредник в общении между Богом и человеком, в корне ошибочно. Кого мы называем посредником в обычной жизни? Того, кто находится посередине. Посредник – тот, через кого передается что-то. Если два человека общаются через посредника, то между ними отсутствует личный контакт. И если считать священника «посредником», это будет означать, что лично с Богом мы не общаемся. А ведь Новый Завет проникнут обратным ощущением, порой просто непостижимой близостью Господа к людям. Это книга о теснейшем общении Бога с человеком, книга о Богочеловечестве!
— Что же тогда священство?
— Давайте откроем Новый Завет. Мы видим, что для несения особой миссии Господь Иисус Христос избрал только 12 апостолов (в переводе с греческого — «посланников»). Они несут всему человечеству весть о том, что мир спасен во Христе, проповедуют Царство Божие, пришедшее в силе. Они вначале распространяли веру, а затем укрепляли ее среди новообращенных христиан. Без этой миссии христианство было бы просто невозможно. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10: 14–15). Эти слова как раз и говорят о рождении Церкви: Господь посылает апостолов, они проповедуют всему миру, и в результате люди принимают Христа как своего Спасителя. Таким образом, с самого начала христианства Господь Иисус Христос установил среди Своих последователей особый институт — институт апостолов.
— А как возник институт священства?
— В Новом Завете ясно зафиксированы моменты, когда апостолы начинают назначать для руководства общинами епископов и пресвитеров. Так, в Книге Деяний говорится, что апостолы Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14: 23). Несколькими главами раньше повествуется об избрании семи диаконов для поддержания порядка и справедливости при ежедневном раздаянии потребностей (см.: Деян. 6: 1–6). Эти священнические степени существуют до сего дня. Задача епископа и священника, как мы ясно видим в Писании, состоит в том, чтобы руководить общинами, учить христиан истинам веры и помогать им идти по пути духовного совершенствования. Обычно священника называют пастырем. Это означает, что он и возглавляемая им паства идут в одном направлении. Поэтому на него возлагается особая ответственность за общину.
— При знакомстве с церковной иерархией становится очевидно, что по своей сложности она не уступает «табели о рангах» в армии. Как с этим разобраться непосвященному?
— На самом деле, как я уже сказал, существует лишь три степени священства: диакон, священник и епископ. Диакон (в переводе с греческого — «служитель») лишь помогает при совершении богослужений, но самостоятельно не имеет права совершать таинства. Если он состоит в монашеском чине, его называют иеродиаконом, а принявший постриг в схиму именуется схииеродиаконом. Старший диакон в женатом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).
Вторая степень священства – пресвитер (в переводе с греческого — «старейшина»). Его еще называют священником, или иереем. Он может совершать все таинства, кроме рукоположения. Пресвитер, состоящий в монашестве, именуется иеромонахом, а принявший схиму – схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями и протопресвитерами (первыми священниками). Старшие из монахов-священников именуются игуменами и архимандритами. Игумены и архимандриты обычно руководят монастырями.
Третья (высшая) степень священства – епископ (в переводе с греческого — «надзиратель»). Он имеет право совершать все семь таинств. Епископов еще называют архиереями или иерархами. Они возглавляют большие церковные округа (епархии). В состав епархии может входить от нескольких десятков до нескольких сотен храмов. Епископы могут управлять и объединениями епархий, которые обычно именуются митрополичьими округами. Соответственно, такой епископ именуется митрополитом. Епископ, возглавляющий Поместную Церковь, может носить титул архиепископа, митрополита или патриарха.
Популярное за 7 дней
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
17 сентября – день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая купина»
17.09.21 09:01
Христианские основания науки
15.09.21 10:30
На каких специальностях лучше учиться
Система православного образования в России разветвлена и имеет ряд уровней:
- внешкольное (семья, литература, церковные детские сады, радио и телевидение, посещение храмов);
- начальное (воскресные школы, кружки, общественные богослужения, паломничества, крестные ходы);
- среднее (духовные училища, гимназии, колледжи, лицеи, пастырские или богословские курсы при вузах).
Учиться на священника можно в высших духовных заведениях: семинариях (квалификация «бакалавр»), академиях и университетах (магистры и аспиранты). В современных духовных семинариях будущие священники проходят обучение по таким основным направлениям:
- подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания;
- теология.
Требования к абитуриентам семинарий отличаются от стандартных критериев, которым должны соответствовать поступающие в обычные вузы. В духовные высшие учебные заведения принимаются только крещенные православные мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие аттестат об окончании средней школы или диплом колледжа (университета) и воцерковленные. Они должны быть холосты или женаты первым браком.
К стандартному набору документов (заявление, паспорт, аттестат или диплом, военный билет, страховой полис) добавляются заверенные архиереями рекомендации местных священников. Абитуриенты могут предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и обществознанию или написать изложение и пройти тестирование по этим предметам непосредственно в учебном заведении. Кроме того, придется сдать тест по Закону Божьему и пройти устное собеседование. Иногда проводится экзамен по церковнославянскому языку и церковному пению. На заочное обучение принимают без экзаменов и без ограничения по возрасту по рекомендации епархиального архиерея.
Длительность обучения в семинарии составляет 4 года, в некоторых заведениях учащегося принимают на первый курс только после освоения годичной подготовительной программы. В магистратуре учатся 2 года, после чего пишут магистерскую диссертацию. Аспиранты обучаются 3 года в духовных академиях и получают кандидатскую степень, защитив научный труд.
Протоиерей в церковной иерархии
В Православной церкви существует три ступени иерархии священнослужителей. Представитель каждой ступени имеет разные обязанности как во время службы, так и в Церковной жизни.
Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем
Диаконы относятся к первой и самой низшей ступени. Эти священнослужители помогают священнику или епископу совершать богослужения. Их голоса служат своеобразным украшением во время службы: основное предназначение диакона — красивое провозглашение молитв и пение. Тем не менее у диакона нет благодати для совершения семи церковных таинств. Следовательно, совершать Литургию в одиночку он не имеет права.
На второй ступени священнослужителей находятся священники. Это люди, которые могут совершать шесть таинств. В Православной церкви их называют иереями или протоиереями. С греческого языка слово «иерей» переводится как священник.
Внимание! Протоиереями стают те священники, которые на протяжении многих лет безукоризненно служат Христу и Его Церкви. Эта своеобразная награда за труды, которая дает небольшие преимущества над простыми иереями
Как уже было сказано ранее, в Русской православной церкви задача священника — совершать богослужения, миропомазание, крещение, соборование, венчание, исповедь и причастие. Священника от диакона отличает облачение. Священники надевают фелонь или ризу, и епитрахиль (длинная лента, которая огибает шею). Вне службы священник может носить рясу или подрясник (длинная, темная одежда с узкими или широкими рукавами) с наперсным крестом поверх. Вне храма священник может носить обычную одежду.
Последней и высшей ступенью является епископство. Епископы могут посвящать остальных в диаконы и священники. В Православной церкви епископами могут стать только монахи.
Важно! После рукоположения (хиротонии) во диакона, священнослужитель не имеет права жениться. В противном случае такой человек будет запрещен в служении и его лишат сана
Дресс-код иконописцев
Абитуриенты пастырского отделения на экзамены пришли в черных брюках и рубашках. У девушек, поступающих на иконописное и регентское отделения тоже свой дресс-код – юбки ниже колена, скромные блузки, платок на голове и никакой косметики.
– Только фамилию мою не указываете, я не хочу славы такой. Ну а про себя, что рассказать? Четыре года в художественной школе Липецка училась, рисую неплохо, считаю себя верующей, поэтом решила на иконописное отделение поступать. В семье у меня никто еще ранее в семинарии не учился, родители – врачи, я будут первой у кого будет диплом о высшем духовном образовании, – прячась от фотографа, рассказывает скромница Вика.
– А у меня брат на днях дьяконом станет, и я хочу работать в церкви. Я уже два года в храме пою на клиросе (место в церкви, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы — прим. РИА «Воронеж»), на аккордеоне пять лет в училась играть в музыкальной школе. Мне сказали, что в этом году я одна на регентское отделение поступаю. Надеюсь, что мне не скажут приходить в следующем году из-за такого маленького набора, но если даже так и получится, значит так надо, – сообщает Кристина.
Парни в семинарию также идут по разным причинам. Александр Тасенко в этом году закончил техникум. Сразу после выпускных экзаменов дипломированный мастер по ремонту радио и телеоборудования стал готовиться к вступительным испытаниям в семинарию.
Парень признался, что в техникум пошел из-за того, что не мог понять, чем хочет заниматься в жизни. Спустя три года осознал, что хочет стать священником. Родители-инженеры выбор сына одобрили и благословили на поступление. Сергей Палий планировал стать звукорежиссером. Парень закончил музыкальную школу, собирался поступать музыкальный вуз, но вышло иначе. – Меня в армию должны были забрать в июле. Перед тем как отправиться на призывной пункт, я пошел в храм, причастился, подошел к иконе Сергия Радонежского и попросил его все сделать так, как нужно. В тот день странным образом в армию меня не взяли, подавать документы в мирские вузы уже было поздно, и я понял, что это знак для меня – идти в семинарию, тем более и родители у меня работаю в церкви. Папа – протодиакон, мама – в регентском хоре, – рассказывает о себе Сергей Палий.
Возрастные ограничения
Как уже упоминалось в статье, попасть в семинарию может только мужчина в возрасте не младше 18 и не старше 35 лет, то есть, закончив учебу, можно стать священником в 40 лет или раньше. Однако некоторые люди начинают испытывать тягу к этому призванию гораздо позже установленных сроков. Они задаются вопросом: «Можно ли в этом случае стать священником?»
Вариантом для таких людей может стать заочное обучение в духовной академии – там возрастной предел до 55 лет. Но есть одно условие: абитуриент должен нести церковно-приходское послушание, и это должно быть подтверждено документально. Даже после поступления нужно ежегодно предоставлять характеристику с места несения послушания, причем ее необходимо заверять у правящего архиерея.
В любом случае, вопрос священничества после установленных сроков должен решаться в индивидуальном порядке.
Кому подходит
Священником может быть глубоко верующий человек, готовый посвятить свою жизнь служению богу и помощи людям. Редко кто приходит на эту стезю из меркантильных побуждений, обычно это происходит по зову сердца. От православного батюшки требуется наличие таких личных качеств:
- открытость и доброжелательность;
- принципиальность и честность;
- умение выслушать любого человека;
- способность выступать на публике убедительно и аргументировано;
- эрудиция и эмоциональный интеллект;
- терпимость и вера.
Есть ряд физических ограничений для кандидатов на рукоположение:
- не могут быть священнослужителями женщины;
- ставленник должен быть совершеннолетним, но не старше 75 лет;
- наличествует перечень недопустимых недугов: серьезные проблемы со слухом, зрением или речью, отсутствие ноги, руки или пальцев на правой руке, пьянство или наркозависимость, психические болезни.
Перечень ограничений социального характера:
- пребывание во втором браке или женитьба на разведенной женщине, вдове или блуднице;
- супружеская измена жены или личная;
- незаконченная армейская служба или занятие государственной должности;
- незавершенное тюремное заключение;
- наличие кредитов или долгов;
- если на момент таинства хиротонии (рукоположения) священник не женат, то он остается холостым на все время служения.
Христианскому священнику нужно обладать жизненной мудростью, а также навыками педагога и психолога. Зачастую приходится общаться с больными, отчаявшимися или агрессивными прихожанами, и для каждого необходимо найти нужные слова поддержки и успокоения. Невозможно просто выполнять функции пресвитера, нужно действительно всем сердцем служить людям.
Санкт-Петербургская православная духовная академия
Вуз с богатой историей, основанный при Петре I. Пожалуй, по части именитых выпускников Санкт-Петербургской православной академии нет равных среди других религиозных учебных заведений. В СпбПДА учились бывший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и нынешний патриарх Кирилл.
Как и в МДА, для того, чтобы поступить в академию, нужно сначала закончить духовную семинарию. Принимают только мужчин православного вероисповедания, неженатых или состоящих в первом браке. Священники, желающие получить образование без отрыва от прихода, могут получить образование экстерном. С 2010 года СпбПДА получила возможность готовить своих студентов по специальности «Теология» — здесь требования к приему менее строги.
Как поступить.
Абитуриентов семинарии ожидает проверочное собеседование на знание Ветхого и Нового Завета, катехизиса, общецерковной истории и истории русской православной церкви, церковного устава и некоторых особо важных молитв. Кроме того нужно будет написать изложение на библейскую или церковно-историческую тему, а также уметь читать Псалтырь на церковнославянском языке. И, наконец, довольно важный момент: у всех поступающих проводится проверка наличия музыкального слуха.
Какие предметы изучают в семинарии
Обучение в семинарии длится 4 года на уровне бакалавриата и 2 года на уровне магистратуры. Будущие бакалавры будут учить такие предметы:
- История Русской православной церкви и поместных церквей.
- Толкование Священного Писания.
- Катехизис.
- Догматическое богословие.
- Аскетика (христианские добродетели).
- Церковное право.
- Литургика (богослужение).
- Гомилетика (особенности церковных проповедей).
- Патрология (изучение произведений отцов церкви).
- Апологетика (вера с точки зрения философии).
Кроме них, семинаристам преподают и общие предметы:
- русский язык;
- иностранные языки (древние и новые);
- историю России;
- философию;
- логику;
- риторику;
- педагогику;
- психологию;
- физическое воспитание.
Магистры занимаются углубленным изучением отдельных дисциплин, в зависимости от выбранного профиля.
Предметы, которые изучают в семинарии, могут оказаться достаточно сложными. На помощь придет студенческий сервис: его эксперты помогут студентам любых учебных заведений справиться с рефератами, контрольными, курсовыми.
Особенности профессии
По учению Церкви, священство – одно из семи Таинств. Это значит, что для того, чтобы стать священником, недостаточно получить диплом, и тем более, невозможно объявить себя самому священником.
Человек становится священником после того, как его рукополагает, то есть посвящает, епископ, имеющий, по церковному учению, особую власть. Эту власть епископ, в свою очередь, получил от предыдущих епископов. Цепочка рукоположений тянется вглубь веков и начинается от Христа и апостолов, поэтому называется Апостольским преемством. Оно даёт возможность получать духовные дары для совершения таинств.
Священник совершает шесть из семи церковных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак (венчание) и елеосвящение (соборование). Таинство священства (рукоположение в священный сан) может совершать только епископ. Во время богослужений священник возносит молитву за весь мир. Поскольку одной из важнейших обязанностей является совершение исповеди, священнику необходимо уметь глубоко чувствовать человека, его проблемы и особенности. Кроме того, приходской священник призван быть организатором приходской жизни, должен быть не только наставником, но и другом своих прихожан, готовым быть рядом с ними в горе и радости.
Священство имеет три степени: епископ (патриарх и митрополит – разновидности епископского служения), священник, диакон (в просторечии дьякон). Духовенство подразделяется на чёрное (монахи) и белое. Епископом может стать только монах, священники и диаконы могут и быть монахами (иеромонахи и иеродиаконы) и не быть. Обычно белое духовенство – семейное, но жениться можно только до рукоположения и только один раз
Женщин в Православной Церкви не рукополагают, но женщины занимают в церковной жизни важное и заметное место
О правилах возраста хиротоний
Среди правил Вселенских Соборов есть таковые, которые не всегда выполнялись с одинаковой строгостью. Например, правила 14 и 15 VI Собора, 15 IV Собора и 16 (22) Карфагенского Собора повелевают рукополагать (во) пресвитера — 30-ти лет, (во) диакона — 25-ти лет, (во) диакониссу — 40-а и (в) иподиакона — 20-ти. Более того, сказанные правила VI Собора повелевают извергать тех, кои рукополагаются не достигши определенного возраста. То же самое говорит о возрасте пресвитера и 11 правило Неокесарийского Собора, которое буквально излагает и сказанное 14 правило VI Собора (М. Властарь. Альфавитная Синтагма. Начало буквы Н. Гл. 2. о возрасте рукополагаемых).
14 правило VI Вселенского Собора, к тому же и 15, определяющие возраст рукополагаемых, установляют, чтобы пресвитер был 30-ти лет, особенно если оказывается достойным и по жизни, ибо должно смотреть на первообразный пример Спасителя, который, именно тридцатилетним приняв крещение, тотчас начал учить. Этот Собор устанавливает возраст и для других кандидатов: диакон — 25 лет; диаконисса — 40 лет, а иподиакон чтобы был не менее 20 лет. А рукоположенного прежде сказанных лет без пощады извергать повелевают. Тот же самый возраст определяет для диакона и 16 (22) правило Собора Карфагенского, а для диакониссы — 15 правило IV Собора.
Вот правила VI Вселенского Собора:
————
Быть образцом
— Светское общество тоже предъявляет к священникам высокие требования в области морали. Почему же их поведение порой разочаровывает людей?
— Прискорбно слышать о таком недостойном поведении. Мы живем в информационном обществе. И поэтому проступок священника практически моментально может стать достоянием гласности. Но самое печальное, что в таких случаях пятно позора ложится не только на самого нерадивого пастыря, но и на всю Церковь. Такова закономерность общественного сознания. Недостатки священника автоматически переносятся на всю Церковь.
Каждый священник должен помнить о том, какая ответственность на него возложена. Ведь ему вручается крест, на обратной стороне которого написаны важные слова: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4: 12). В этих словах как раз и выражено главное нравственное требование, предъявляемое священнику. Он должен быть, в первую очередь, образцом для своих прихожан. Те нравственные требования, которые в Новом Завете предписаны всем христианам, священник должен соблюдать с особой тщательностью, чтобы в нем всегда можно было видеть именно образец. Христос в Нагорной проповеди называет своих учеников светом мира: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16). Всякий христианин должен светить миру своей добродетельной жизнью. Но для пастыря Церкви это требование актуально вдвойне.
При этом мы должны понимать: и диакон, и священник, и епископ – тоже люди, которые борются с грехом. В этой борьбе не всегда удается одерживать победу. И если мы сталкиваемся с недостойным поведением священника, прежде всего, не должны его осуждать. Лучше помолиться Богу об этом человеке, чтобы Господь дал ему силы исправиться и достойно нести свое служение.
— А есть ли такие виды деятельности, которые не рекомендованы или запрещены священникам?
— Каноны запрещают те виды деятельности, которые не совместимы с высоким служением. Священник не может предаваться пьянству и участвовать в азартных играх. Ему нельзя устраивать алкогольный пир и посещать места, в которых распивают спиртное. В постановлениях древних церковных Соборов также встречаются запреты для священников на участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодеванием мужчин в женские одежды, использованием масок. В Византии священнику запрещалось посещать ипподром или присутствовать на других подобных общественных увеселениях. Также нельзя посещать общественные бани, поскольку в них еще с языческих времен мужчины и женщины мылись вместе. Могут быть ограничения и по участию в свадьбе: если там происходят непристойные игры, оттуда следует удалиться. Также священнику строго запрещено поднимать руку на человека, даже на провинившегося. Не разрешаются любые занятия, связанные с пролитием крови (не только человека, но и животного). Это касается не только охоты, но и врачебной практики, особенно хирургии. Ведь в случае смертельного исхода (во время операции) хирурга могут обвинить в невольном убийстве, а это влечет за собой извержение из сана. Со священнослужением несовместимы и другие занятия (профессии): исполнение общественных и государственных должностей, пребывание на военной службе, ростовщичество и торговля (особенно винная). Что касается внешнего вида, то нельзя носить щегольскую и пышную одежду: она должна быть скромной и пристойной. Главная цель таких требований — оградить священника от всего, что может послужить соблазном для окружающих.