Клинический психолог: плюсы и минусы профессии
Содержание:
- Чем же отличается психотерапия от психологического консультирования?
- Отрасли клинической психологии
- Разделы клинической психологии
- Особенности обучения специалистов
- Предметы, изучаемые студентами
- Описание работы
- Сколько зарабатывает клинический психолог?
- С какими проблемами работает психолог
- Разделы клинической психологии
- История появления и определение
- Обязанности
- Основные учебные дисциплины
- Проблема психической нормы и патологии
- Общие сведения
Чем же отличается психотерапия от психологического консультирования?
Психотерапия нацелена на изменения в структуре личности, предполагает способность специалиста организовать такое специальное пространство лечебных отношений, в котором становятся возможными такие изменения личности, которые влияют на организацию жизни в целом. Процесс долгосрочный, глубокий, но эффективный и универсальный (решаются не точечные проблемы, а меняется качество жизни в целом).
Психологическое консультирование – это, как правило, краткосрочный процесс, который большей своей частью состоит из информирования о том, что с человеком происходит, какие внутриличностные конфликты он пытается разрешить и как это можно сделать максимально эффективно и конструктивно. Процесс краткосрочный, больше ориентирующий, чем меняющий. Как правило, нацелен на решение конкретных точечных задач.
Информирование и непосредственное создание изменения в психике – разные вещи, но очень связанные, перетекающие одно в другое, и граница между ними условная. Определяющей является цель: получение информации или получение изменений.
Для того, чтобы претендовать на способность осуществлять глубинную работу по изменению качества жизни клиента, психологи, в отличие от врачей-психотерапевтов, обязаны получить дополнительное практическое образование в конкретном психотерапевтическом методе (когнитивно-поведенческий, гештальт-терапия, экзистенциально-гуманистический, психоаналитическая психотерапия, психоанализ).
Все наши специалисты в обязательном порядке имеют такое практическое образование в конкретном психотерапевтическом методе.
Действительно важное отличие врача-психотерапевта от психолога (клинического психолога) состоит в том, что он может ставить клинические диагнозы и работать самостоятельно с клинически патологическими случаями. Психолог же в таких случаях не сможет работать один, он будет привлекать врача-психотерапевта и психиатра для постановки диагноза и медикаментозной поддержки
Если вам трудно сориентироваться – кого выбрать, то в нашей службе вы можете записаться к любому, кто вам понравится. Наши специалисты хорошо понимают границы своей компетенции: в случае необходимости любой из наших психологов заметит проявления, требующие вмешательства коллеги-врача и, с вашего согласия, пригласит его к сотрудничеству или перенаправит вас к нему.
2017 Психологическая служба «Свободная Ассоциация». Копирование статей как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.
Отрасли клинической психологии
- Психосоматика. Направлена на выявление соматических и психосоматических проблем пациента, их происхождение. Раздел изучает взаимосвязи таких сложных заболеваний как онкологические с психическими факторами, их провоцирующими. Психолог помогает подготовить больного к непростой информации о диагнозе, сопровождает его на протяжении болезни, настраивает на операцию, помогает при реабилитации и так далее. Кроме того, данный раздел посвящен расстройству — острой хронической психической травме, которая может привести к ишемии, язвенным заболеваниям, гипертонии, нейродермитам, псориазу, бронхиальной астме.
- Психотерапия – базовый метод при психокоррекции. Представляет набор методик и техник, которые используются психологом при терапии и проведении ряда изменений, касающихся психоэмоциональной сферы пациента, а также его поведения, коммуникативных навыков. Коррекционные мероприятия направлены на повышение настроения, самочувствия, адаптационных возможностей освоения в обществе. Психотерапия проходит как в группе, так и в индивидуальном порядке.
- Нейропсихология – большая отдельная дисциплина в науке, которая занимается исследованием головного мозга и центральной нервной системы, их роли в психических процессах человека. Включает и психиатрию, и неврологию, и философские проблемы при достижении понимания того, как функционирует человеческое сознание. Изучает искусственные нейрональные сети, когнитивную науку. В советской психологии специалисты рассматривали вопросы причинно-следственных связей поражения мозга, локализации нарушения и происходящими в это время изменениями в психике. Нейропсихологи изучали такие трансформации в функциональных особенностях психики, возникающих из-за мозговых травм, исследовали местоположение ведущего центра заболеваний и разрабатывали методы реабилитации, лечения, а также теорию и методологию основ для психологии общей и клинической.
- Психокоррекция – основа для психотерапии. Она направлена на непосредственное оказание помощи больному. Формирует не только психотерапевтическую программу, но и последующую реабилитацию как системную медико-психологическую деятельность. Психокоррекция позволяет восстановить свой социальный статус, вернуться в общество полноценным его членом, благодаря сочетанию педагогических, медицинских, психологических и социальных процедур и мероприятий. Сюда относятся и психогигиена, изучающая сохранность и поддержку психического здоровья, и психологическая профилактика – совокупность мер, предупреждающих появление психического расстройства.
5. Патопсихология. Изучает вопросы психических нарушений, расстройств, нарушений объективности восприятия окружающего мира, происходящих из-за деструктивных процессов в центральной нервной системе. Данный раздел исследует закономерности дисфункций психических процессов при различных психопатологиях в связи с факторами, что способствуют их появлению, а также позволяет найти эффективные методы коррекции.
Разделы клинической психологии
Разделы клинической психологии в себя включают:
- психология больных людей;
- психология лечебного взаимодействия;
- норма и патология психической деятельности;
- психология девиантного поведения;
- психосоматика, то есть проблемы связанные с соматическими расстройствами;
- неврозология или причины возникновения и протекания неврозов.
Патопсихология и клиническая психопатология
Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.
В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.
Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.
Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.
Нейропсихология
Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.
Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.
Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.
Психосоматика
Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). В рамках клинической психологии психосоматика различает психосоматические симптомы и психосоматические феномены.
Психологическая коррекция и психотерапия
Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).
Особенности обучения специалистов
Но как в педагогическом, так и в медицинском направлениях, психология является доминирующим предметом. Как правило, овладеть данной специальностью можно в любом ВУЗе, где есть такое направление (кафедра психологии).
Особый акцент для клинического направления делается на изучение следующих дисциплин:
- нейропсихология;
- патопсихология;
- психосоматика.
Студенты, проходящие обучение на клинического психолога, кроме психологии, более глубоко изучают дополнительные предметы: психиатрию, наркологию, неврологию и другие.
Обучение по специализации клинический психолог не предполагает интернатуру. Повышением профессиональной квалификации такие специалисты, как правило, занимаются самостоятельно. Для этого существуют различные курсы по ведению тренингов и консультированию.
Специалисты данной области психологии могут быть как теоретиками – преподавать в учебных заведениях, составлять учебные пособия, вести различные тренинги, так и практиками, непосредственно оказывая помощь обратившимся к ним людям. В последнем случае специалист занимается психодиагностикой или психокоррекцией. Для успешной деятельности клинический психолог должен иметь практические навыки работы не только с больными людьми, но и с условно или полностью здоровыми. То есть в рамках работы клинического психолога не только люди с пограничными состояниями, такими как депрессии или всевозможные неврозы.
Работа ведется с пациентами, с выраженными нарушениями психологического характера, которые возникают вследствие соматических заболеваний (онкологические опухоли, черепно-мозговые травмы, инсульты и другие). Основная ставка делается на окружающих больного человека людей. В большинстве случаев специалист обучает членов семьи или человека, который осуществляет уход, правильному общению с пациентом.
В некоторых случаях клинический психолог проводит работу с детьми: если ребенок отличается тревожностью, его мучают страхи или у ребенка присутствуют признаки начальной стадии невротического заболевания.
Иногда специалисту приходится заниматься не с отдельным пациентом, а с целыми семьями. Это происходит в том случае, когда нарушенный внутрисемейный климат оказывает сильное негативное влияние как на психику членов семьи, так и непосредственно на их здоровье. Клинический психолог может вести обучающие занятия с работниками клиник, больниц, заниматься составлением программ по психогигиене и психопрофилактике.
Такие специалисты входят в состав комиссии, при решении вопросов, касающихся присвоения инвалидности по тем или иным основаниям, а также принимают участие в проведении медико-судебных экспертиз.
При обследовании и определении общего состояния здоровья человека работают совместно с врачами других специальностей – психиатрами, неврологами, психотерапевтами и другими специалистами. Главная особенность деятельности клинического психолога заключается в проведении диагностики и дальнейшей психокоррекции у пациентов, с измененным пищевым поведением (в том числе с ожирением или анорексией), страдающих различного рода зависимостями, а также с девиантным поведением.
В работе клинический психолог может использовать следующие методы и способы:
- Психологические методы. Специалист проводит всестороннее наблюдение за пациентом, изучает особенности его психологии и психики, ведет беседы, опросы и тестирование.
- Сбор анамнеза, с последующим анализом полученных данных.
- Психотерапия. Предполагает занятие рисованием, телесной терапией, участие пациента в групповых тренингах.
- Психофизиологический метод. Определяется общее состояние здоровья человека.
- Проводится анализ творческой деятельности индивида.
Предметы, изучаемые студентами
Дисциплины, необходимые учащимся для полноценного овладения специальностью, можно условно разделать на несколько блоков
Среди них важное место занимает практический блок, который научит применять свои знания в условиях, приближенных к реальной деятельности в медицинских, образовательных, рекреационных и других заведениях
Студенты получат знания по таким предметам:
- общеобразовательные предметы, необходимые студенту независимо от направления обучения (социология, этика, культура, история и т.д.);
- различные направления психологии (общая, социальная, организационная, возрастная, педагогическая, конфликтология и другие);
- психодиагностика, психотерапия;
- коррекционная, развивающая психология;
- психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
- основы психологического консультирования;
- блок практикумов.
Описание работы
Вот что вы будете делать в роли клинического психолога.
Если для вас важны честность, этика и помощь другим, подумайте о карьере в области клинической психологии. Вы можете начать обучение для работы в качестве психолога с любым типом работы или образования. Самое главное, ваша страсть и стремление к успеху.
Люди, меняющие карьеру, в настоящее время работающие в таких областях, как образование, социальная работа и специализированная помощь (например, с детьми или пожилыми людьми), обнаружат, что их навыки и организационные способности совпадают с теми, которые необходимы для работы в психологии.
Изучение психологии является полезным, показывая нам, как и почему мы ведем себя так, или иначе. Использование этой информации, чтобы помочь людям улучшить свою жизнь, может быть полезным. Независимо от того, новичок вы в психологии или нет, вы найдете в ней интригующий набор потенциальных карьерных путей.
Сколько зарабатывает клинический психолог?
В Москве — в среднем 60-120 тыс. руб., В Санкт-Петербурге — около 35-100 тыс. руб. В регионах средняя зарплата специалиста — 30-80 тыс. рублей.
Индивидуальная работа с пациентами стоит в среднем 1500-3500 рублей за час.
Как видите, разброс очень большой. Зарплата клинического психолога во многом зависит от того, где именно он работает, от его опыта, квалификации, используемых методик и пр. Как правило, заработок специалистов, которые постоянно совершенствуются в профессиональном плане, постепенно растет: за несколько лет он может подняться с 40 до 80-100 тыс. рублей, и это не предел.
*Заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Рекомендуемые программы обучения
Клиническая психология с основами психотерапии с присвоением квалификации «Клинический психолог» (1080ч)
72000 руб. 63360 руб.
Клиническая (медицинская) психология со специализацией в онкопсихологии с присвоением квалификации «Клинический психолог» с дополнительной квалификацией «Онкопсихолог» (2030ч)
105700 руб. 89850 руб.
Клиническая психология в геронтологии. Психологические аспекты помощи при инволюционных изменениях и процессах старения (144ч)
4300 руб. 3000 руб.
Клиническая (медицинская) психология со специализацией в психологии экстремальных ситуаций и состояний с присвоением квалификации «Клинический психолог» с дополнительной квалификацией «Кризисный психолог» (2030ч)
105700 руб. 89800 руб.
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
С какими проблемами работает психолог
Специалист в области психологии помогает пациенту освободиться от эмоциональных проблем, которые являются следствием стрессовых или конфликтных ситуаций. Психолог готов работать с различными затруднительными положениями, в которых находится пациент.
Трудные жизненные ситуации
Любой человек, на протяжении всей жизни, сталкивается с ситуациями, в которых трудно собраться с мыслями, найти правильное решение, ответить на вопросы. Это могут быть обстоятельства, когда необходимо решить какую-то жизненную задачу, изменить привычный уклад жизни. Всё это приводит к стрессу, нервному напряжению, негативным переживаниям.
Работа с психологом помогает человеку получить практические инструменты для улучшения эмоционального состояния. Это позволяет адекватно оценить обстоятельства, найти правильные направления решения вопросов. Консультации психолога помогают повысить качество жизни, научиться нести ответственность за все, что в ней происходит, получать удовлетворение от собственных достижений и без проблем выходить из конфликтных ситуаций.
Творческий или карьерный кризис
Профессиональное выгорание может настигнуть человека в любой сфере деятельности. Симптомы, свидетельствующие о наличии творческого или карьерного кризиса:
- постоянная усталость, неудовлетворенность работой и результатами;
- чувство эмоционального и физического истощения;
- сомнения в собственной компетенции и профессиональной пригодности;
- отстраненность и нежелание общаться с начальством, коллегами, клиентами и другими людьми.
Психолог помогает найти мотивацию для дальнейшего карьерного и творческого роста, способствует определению новых целей и способов их достижения.
Проблемы в семье или в отношениях
На разных этапах семейной жизни возникают психологические трудности у её членов. К таким проблемам психологи относят:
- недопонимание поколений — извечная проблема «отцов и детей»;
- конфликтные ситуации — поводом для разногласий могут стать отсутствие или недостаток коммуникации, домашние обязанности, сложности подросткового возраста детей, нарушения личностного пространства и т.д.
- неверность супругов — измены и связанные с ними душевные терзания;
- развод — болезненная ситуация, с которой не все могут справиться без потерь для психического здоровья.
Работая с психологом, человек может справиться с проблемами в семье, увидеть ситуацию в новом свете. Специалист помогает выстроить отношения по-новому, перестроить модель семьи, пересмотреть приоритеты.
Потеря близкого
Горе от утраты родного, близкого человека —непосильная ноша. В такой ситуации переживания, чувства и эмоции у каждого человека индивидуальны. Пациенты психолога могут проходить несколько стадий психологического страдания:
- острый шок — замыкание в себе или, наоборот, истерика;
- протест — неприятие события;
- тоска — мучительные переживания, дезорганизация жизни.
Психолог помогает вывести пациента из острого шока, проработать ситуацию, помочь принять утрату, перенести боль и научить жить дальше.
Наш сервис психологической помощи готов помочь справиться с любыми сложными психоэмоциональными ситуациями. Мы точно знаем, что непреодолимых обстоятельств нет, поэтому даем возможность получить первые 20 минут консультации бесплатно для того, чтобы вы смогли понять, что психологическая помощь эффективна. Оставьте заявку на этой странице и психолог свяжется с вами в течение 5 минут.
Разделы клинической психологии
Эта наука является обширной, поэтому выделяют разные отрасли клинической психологии:
- Психосоматика . Помогает понять наличие и происхождение психо- и соматических проблем человека. В этом разделе изучается взаимосвязь серьезных заболеваний и психических факторов.
- Психотерапия . Это основной метод, используемый в психокоррекции. Он включает большое количество методик и техник, позволяющие определить наличие проблемы, улучшить настроение, скорректировать поведение и так далее. Описывая, что такое клиническая психология, отметим, что этот раздел может применяться как индивидуально, так и в группе.
- Нейропсихология . Отрасль, которая занимается изучением головного мозга и ЦНС. Чтобы понять, как функционирует сознание человека, применяется психиатрия, неврология и так далее.
- Психокоррекция . Этот раздел направлен на оказание помощи человеку. Он включает не только терапию, но и программу дальнейшей реабилитации. Благодаря психокоррекции человек может восстановиться и снова стать полноценным членом общества.
- Патопсихология . Базируется на исследовании вопросов, связанных с психическими нарушениями и расстройствами, неправильным восприятием мира и так далее.
История появления и определение
Термин «клиническая психология» был введён в 1907 году американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение. Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:
Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях.
Используя подход Уитмера, американские психологи начали создавать новые психологические клиники, а в 1917 году появилась первая организация клинических психологов — Американская ассоциация клинической психологии. Немецкая школа клинической психологии сформировалась в середине XX века, в её основу легли достижения экспериментальной психологии, начало которой было положено в 1890-х годах.
Обязанности
В компетенции клинического психолога входит:
- Проведение работ, направленных на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов.
- Определять факторы, затрудняющие гармоничное развитие личности клиента.
- Проводить деятельность по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, благодаря чему оказывать помощь пациентам и их родным в решении личностных и бытовых психологических проблем.
- Осуществлять психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за больными.
- Взаимодействовать с лечащим врачом, для составления развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов.
- Сотрудничать с медицинским персоналом, для его обучения вопросам медицинской и социальной психологии, деонтологии.
- Осуществлять оценивание результатов проведения психологических, лечебных и профилактических мероприятий.
Представленный выше перечень должностных обязанностей требует от специалиста определенных качеств и умений
Так, например, на данный вид профессиональной деятельности стоит обращать внимание абитуриентам, обладающим такими качествами, как:
Гуманитарный склад ума;
Аналитическое мышление;
Широкий кругозор;
Умение находить подход к человеку;
Склонность к работе с массивами информации;
Наличие лексического навыка;
Логические способности;
Умение концентрировать внимание;
Стрессоустойчивость.
Помимо личных качеств, специалист в области клинической психологии должен владеть следующими умениями и знаниями:
- Наличие знаний в проведении психологических обследований;
- Иметь общее представление о методах семейного, индивидуального и группового консультирования;
- Осведомленность в экспериментально-психологических методиках;
- Знание подходов организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
- Умение применять на практике приемы нейропсихологического исследования;
- Умение применять приемы восстановительного обучения;
- Иметь представление о методах компьютерной диагностики;
- Владение знаниями проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов;
- Умение использовать различные методы психологической коррекции.
Основные учебные дисциплины
- Клиническая психодиагностика
- Клиническая психология в экспертной практике
- Наркология
- Невротические и личностные расстройства
- Нейропсихология
- Общая психология
- Общий психологический практикум
- Основы ведения тренинговых групп
- Патопсихология
- Психологическая помощь в кризисных ситуациях
- Психологическое консультирование
- Психология зависимого поведения
- Психология нарушенного развития
- Психология агрессии
- Психология семьи и семейная психотерапия
- Психосоматика
- Психофизиология
- Психиатрия
- Теория и методы психотерапии с практиккумом
- Экспериментальная психология
Проблема психической нормы и патологии
Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.
Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.
Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.
Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.
Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.
При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам» (DSM-IV).
Общие сведения
Предпосылками становления клинической психологии были исследования французских и русских психиатров конца 19 века. Большое количество ученых посвящали свои научные труды психологической тематике.
На территории России в 1885 году была основана первая психологическая лаборатория, где было проведено большое количество исследований. Помимо этого, большой толчок развитию данной отрасли оказали полученные труды во время Великой Отечественной войны. Накопленный опыт как зарубежных, так и отечественных ученых послужил образованию отдельной профессии на стыке медицины и психологии, а именно клинического психолога.
Клинический психолог – это специалист, деятельность которого направлена на исследование медицинских и психологических проблем, а именно на диагностирование и корректирование различных психических расстройств. Такие специалисты могут быть как теоретиками, так и практиками. Второе направление считается более перспективным и подразумевает работу с одной из трех категорий пациентов:
- Соматические больные – люди, страдающие телесными заболеваниями. Суть работы психолога в данном случае состоит в выявлении психологических затруднений у клиента и способствованию изменению его состояния в лучшую сторону. Также подобного рода специалист принимает участие в подготовке пациентов к операциям, болезненным процедурам и другим лечебным мероприятиям.
- Психические больные – люди, страдающие психическими расстройствами. Часто клинического психолога приглашают на работу в психиатрические клиники, для проведения диагностики и психотерапевтических мероприятий с пациентами.
- Здоровые люди. Клинический психолог, как и любой другой психолог, может оказывать частные услуги клиентам, имеющим различные трудности, даже если они не лежат в сфере того или иного заболевания.
Таким образом, специалист может работать как в клинике совместно с врачом, так и в иных учреждениях в качестве специалиста гуманитарного профиля.
Выбирая подобное направление профессиональной деятельности, необходимо знать, что хоть данную профессию можно получить, окончив медицинское высшее учебное заведение, специалист не является врачом и соответственно не имеет лицензии на оказание медицинских услуг. Несмотря на такой нюанс, рассматриваемый профиль имеет множество преимуществ. А именно:
- Умение разбираться в людях, понимать их лучше, чем они себя сами;
- Способность находить общий язык с собеседником, беседовать с ним без стеснения, различать, когда человек говорит правду или лжет;
- Способствовать оказанию помощи пациенту, наблюдать положительные тенденции в жизни клиентов от проделанной работы;
- Широкий спектр областей применения своих умений и навыков;
- Возможность открытия собственного дела.
Также, как и любая другая профессия, деятельность клинического психолога имеет ряд недостатков:
- Влияние негативных эмоциональных состояний пациента;
- В связи с тем, что не всем клиентам удастся помочь, это может повлечь огорчения от неудач;
- Эмоциональная напряженность;
- Со временем развитие такого качества в себе, как определенного рода бесчувственность.
Стоит отметить, что выбрать данный вид профессиональной деятельности могут те выпускники школ, которые не имеют заболеваний, входящих в список медицинских ограничений:
Вирусоносительство.
Нервно-психические заболевания.
Хронические мигрени.
Нарушения речи, зрения и слуха.
Сердечно-сосудистые заболевания.
Проблемы с памятью и вниманием.