Ракетная промышленность
Содержание:
- Структура индустрии
- Список основных компаний
- Ракетно-космическая отрасль в проекте «Шоу профессий»
- История и тенденции
- Бонус для тех, кто дочитал до конца
- В чем главные трудности
- Сегменты и доходы
- Сегменты и доходы
- Структура отрасли [ править ]
- Весовые категории для космоса
- Ссылки [ править ]
- Будущее спутниковой отрасли
- Что такое «Сфера»?
- Перспективы космического бизнеса
- Космос и спутниковые системы
- Список основных компаний
- История и тенденции
- История и тенденции
- Структура отрасли
- Становление ракетно-космической и авиационной промышленности
- Сегменты и доходы
- История
Структура индустрии
Крупнейшей компанией космической промышленности России является Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королёва. Это главный в стране подрядчик и ведущий разработчик космических аппаратов, таких как и Прогресс, и российский участник в программе по созданию Международной космической станции.
Акционерное общество Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» является разработчиком и производителем знаменитых ракет-носителей . Современная версия ракеты-носителя для пилотируемых полётов называется Союз-ФГ и используется в регулярных запусках космических кораблей «». Для замены используемой в настоящее время версии Союза ракетно-космическим центром ведется разработка новой ракеты-носителя Союз-2 с цифровой системой управления. Для продвижения этой ракеты-носителя на международный рынок ЦСКБ-Прогресс создало совместное российско-французское предприятие Старсем, а также построило стартовую площадку «Союза» на космодроме «Куру» во французской Гвиане.
ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева» является одной из наиболее коммерчески успешных компаний в космической отрасли России. Разработанные центром ракета-носитель Протон-М и разгонный блок Бриз-М широко используется для вывода на орбиту как отечественных, так и иностранных космических аппаратов. В 2013 году начались выпуск и испытания нового семейства спроектированных центром ракет-носителей Ангара.
Иностранное сотрудничество
Россия предоставляет возможность полётов иностранных космонавтов на собственных кораблях к МКС, являющийся международным проектом с участием 14 стран: РФ, США, Япония, Канада и входящие в ЕКА Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция.
Список основных компаний
Производители пусковых установок
- ЦСКБ Прогресс: Союз-ФГ, Союз-У, Союз-2
- Хруничева: Протон, Протон-М, Ангара (в развитии), Бриз-М
- Производственная корпорация Полет
Двигатели
Большой опыт, накопленный российской энергетической промышленностью в отношении всех типов ракетных двигателей, но особенно в отношении кислородно-углеводородного топлива и ступенчатых систем сгорания.
- НПО Энергомаш
- Производственная корпорация Полет
- КБХА
- КБХМ
- Конструкторское бюро Кузнецова
- Келдыша
- ОКБ Факел
- НИИМАш
- ЦНИИМАш
- Протон-ПМ
- Воронежский механический завод
Услуги спутниковых пусковых установок
- Eurockot Launch Services
- Международные запуски
- COSMOS International
- ИСК Космотрас
- Старсем
- Морской старт
- Наземный старт
Ракетно-космическая отрасль в проекте «Шоу профессий»
В рамках четвёртого выпуска проекта «Шоу профессий» зрители познакомились с российской ракетно-космической отраслью. Его участниками стали учащиеся школ, финалисты национального чемпионата WorldSkills Russia в компетенции «Инженерия космических систем», которым предстояло за ограниченное время самостоятельно разработать систему развёртывания и управления солнечными батареями малого космического аппарата — искусственного спутника Земли. Ребята также соревновались в викторине по теме «Космическая отрасль».
Они узнали много нового о производстве космических аппаратов, космической навигации, строительстве космодромов, а также о специальностях, востребованных в отрасли на примере компетенции WorldSkills Russia «Инженерия космических систем», поддерживаемой Госкорпорацией «Роскосмос». Независимым экспертом соревнования стал директор Департамента развития персонала и сопровождения проектов госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Шишкин. В своём приветственном слове перед началом выполнения заданий он отметил, что космонавтика — особая сфера, включающая в себя множество разных направлений, в том числе таких популярных сегодня, как робототехника, искусственный интеллект, биотехнология.
«Работа в этой сфере требует разных компетенций — это сплав мечты и технологий. С одной стороны, нужно быть мечтателем, который обладает необходимыми познаниями и широтой мышления. С другой стороны, нужно уметь довести свою мечту до конкретного результата, придумать путь, по которому до него нужно дойти. Каждый из вас наверняка мечтал о полёте в космос, сделать свой инженерный проект. И сегодня у вас такая возможность есть благодаря „Шоу профессий“, благодаря развитию инженерии космических систем», — отметил Дмитрий Шишкин.
Он посоветовал ребятам как можно больше интересоваться всем новым, что происходит в отечественной и мировой космонавтике.
Проект «Шоу профессий» реализуется Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и Институтом развития профессионального образования в рамках всероссийского проекта «Открытые уроки» федерального проекта «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование». В ходе шоу школьников знакомят с разными профессиями, в том числе с теми, которые можно получить в профессиональных образовательных организациях.
История и тенденции
Космическая промышленность начала развиваться после Второй мировой войны , когда ракеты, а затем и спутники попали в военные арсеналы, а затем нашли применение в гражданских целях. Он сохраняет значительные связи с правительством. В частности, индустрия запуска имеет значительное участие правительства, при этом некоторые пусковые платформы (например, космический шаттл ) находятся в ведении правительства. Однако в последние годы частные космические полеты становятся реальностью, и даже крупные правительственные агентства, такие как НАСА , начали полагаться на частные службы запуска. Некоторые будущие разработки космической отрасли, которые все чаще рассматриваются, включают новые услуги, такие как космический туризм .
С 2004 по 2013 год общее количество орбитальных запусков по странам / регионам составило: Россия: 270, США: 181, Китай: 108, Европа: 59, Япония: 24, Индия: 19 и Бразилия: 1.
Соответствующие тенденции в космической отрасли в 2008–2009 годах были описаны следующим образом:
- появление новых спутниковых операторов;
- растущий спрос на спутники фиксированной связи и развивающийся рынок мобильных спутниковых услуг ;
- стабильный объем заказов на коммерческую спутниковую связь;
- стабильная работа стартового сектора;
- устойчивость к финансовому кризису;
- развивающиеся рынки для таких услуг, как диапазон Ka и дистанционное зондирование .
Бонус для тех, кто дочитал до конца
Тогда вот вам ещё несколько занимательных фактов из космической отрасли на мировом уровне:
- Илон Маск успешно запустил ракету с 27 двигателями. Технически это прорыв, так как трудно заставить их работать одновременно.
- Учёные всех стран смотрят в сторону многоразовых технологий. А Илон Маск уже ее осуществил.
- Индия побила мировой рекорд и вывела на орбиту 104 спутника за один запуск.
- Наши ученые тестируют ядерный двигатель. На нем до Марса можно будет долететь за полтора месяца, а не за полтора года, как на химическом.
- Ну и напоследок: только наши учёные реализовали в условиях невесомости… Туалет! И стоит он $19 млн. Американцы предлагали своим астронавтам потерпеть. Ну или пользоваться подгузниками.
Как выбрать вуз: 3 базовых критерия, 7 важных и еще несколько просто интересных
21 мая
42820
48
Читать позже
В чем главные трудности
- Долгий и очень дорогой цикл разработки, особенно в ракетостроении и космических запусках. На создание и тестирование рабочих прототипов уходит пять-семь лет, и все это время компания не получает никакой прибыли. Чтобы развивать подобные проекты, нужны не просто инвесторы, а спонсоры или безвозмездные гранты. К примеру, на разработку ушло $500 млн, а с момента выпуска до первого успешного старта прошло восемь лет;
- Существует множество ограничений для работы в космосе. Например, чтобы подняться на высоту более 100 км (формальная граница, за которой начинается космическое пространство), нужна специальная лицензия. Для полетов в стратосфере (на высоте около 30 км) нужно закрывать воздушное пространство для других судов;
- Пилотируемые полеты еще и сопряжены с большим риском для жизни и здоровья экипажа. Поэтому к ним предъявляются максимально жесткие требования — технические и правовые. Любые ошибки в этой сфере приводят к существенным проблемам для компании, включая судебные разбирательства, закрытие проектов или потерю финансирования;
- Частные космические проекты не могут существовать в отрыве от государственной космической программы. Поэтому космический бизнес развивается только там, где есть технологическая база, регулярные космические запуски и площадки для них;
- Для развития космических проектов необходимы также фундаментальные научные исследования, которые напрямую зависят от господдержки в этой отрасли.
Сегменты и доходы
Три основных сектора космической промышленности: производство спутников, производство вспомогательного наземного оборудования и космическая промышленность. Сектор производства спутников состоит из производителей спутников и их подсистем. Сектор наземного оборудования состоит из таких производственных единиц, как мобильные терминалы, шлюзы, станции управления, VSAT , спутниковые антенны прямого вещания и другое специализированное оборудование. Сектор запуска состоит из служб запуска, производства транспортных средств и производства подсистем.
Что касается доходов мировой спутниковой индустрии, то в период с 2002 по 2005 год они оставались на уровне 35–36 миллиардов долларов США. При этом большая часть доходов была получена от сектора наземного оборудования, а наименьшая — от сектора запуска. Услуги, связанные с космосом, оцениваются примерно в 100 миллиардов долларов США. В промышленности и смежных отраслях занято около 120 000 человек в странах ОЭСР , а в космической отрасли России работает около 250 000 человек. По оценке капитала, 937 спутников на орбите Земли в 2005 году оценивались примерно в 170–230 миллиардов долларов США. В 2005 году страны ОЭСР выделили около 45 миллиардов долларов на космическую деятельность; доход от космических продуктов и услуг оценивается в 110–120 миллиардов долларов США в 2006 году (по всему миру).
Сегменты и доходы
Три основных сектора космической промышленности: спутник производство, поддержка производства наземного оборудования и запуск индустрии. Сектор производства спутников состоит из производителей спутников и их подсистем. Сектор наземного оборудования состоит из таких производственных единиц, как мобильные терминалы, шлюзы, станции управления, VSAT, спутник прямого вещания посуда и другое специализированное оборудование. Сектор запуска состоит из служб запуска, производства транспортных средств и производства подсистем.
Что касается доходов мировой спутниковой индустрии, то в период с 2002 по 2005 год они оставались на уровне 35–36 миллиардов долларов США. При этом большая часть доходов была получена от сектора наземного оборудования, а наименьшая — от сектора запуска. Услуги, связанные с космосом, оцениваются примерно в 100 миллиардов долларов США. В промышленности и смежных секторах занято около 120 000 человек в ОЭСР страны, в то время как космическая промышленность России работает около 250 000 человек. По оценке капитала, 937 спутников на орбите Земли в 2005 году оценивались примерно в 170–230 миллиардов долларов США. В 2005 году страны ОЭСР выделили около 45 миллиардов долларов на космическую деятельность; доход от космических продуктов и услуг оценивается в 110–120 миллиардов долларов США в 2006 году (по всему миру).
Структура отрасли [ править ]
Союз-ФГ ракеты запускают Союз-ТМА космический корабль. «Союз-ФГ» производит ЦСКБ «Прогресс» , «Союз-ТМА» — РКК «Энергия».
Крупнейшая компания космической отрасли России — РКК Энергия . Он является основным подрядчиком пилотируемых космических полетов в стране, ведущим разработчиком космических кораблей «Союз-ТМА» и » Прогресс», а также российской части Международной космической станции . Здесь работает около 22-30 тысяч человек. Государственный научно-производственный ракетно-космический центр « Прогресс» (ЦСКБ «Прогресс)» является разработчиком и производителем знаменитой ракеты-носителя » Союз» . Вариант » Союз-ФГ» используется для запуска пилотируемых космических кораблей, а международное совместное предприятие » Старсем».продает запуски коммерческих спутников на другие версии. ЦСКБ «Прогресс» в настоящее время ведет разработку новой ракеты-носителя » Русь-М» , которая должна заменить «Союз». Московский государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева — одно из самых успешных в коммерческом отношении предприятий космической отрасли. Является разработчиком ракеты « Протон-М » и разгонного блока Фрегат» . Ожидается, что новое семейство ракет «Ангара» будет введено в эксплуатацию в 2013 году. Крупнейшим производителем спутников в России является ИСС Решетнева (прежнее название — НПО ПМ). Он является генеральным подрядчиком программы спутниковой навигации ГЛОНАСС и производитСпутники связи серии » Экспресс «. Компания находится в Железногорске , Красноярском крае , на которых занято около 6500 человек. Ведущее предприятие по производству ракетных двигателей — НПО Энергомаш , разработчик и производитель знаменитого двигателя РД-180 . В области электрических двигателей космических кораблей ОКБ «Факел» , расположенное в Калининградской области , является одной из ведущих компаний. НПО «Лавочкин» — главный разработчик планетарных зондов в России. Он отвечает за громкую миссию Фобос-Грунт , первую попытку России провести межпланетный зонд после Марса 96 .
Весовые категории для космоса
Конкуренция в космической отрасли идет сразу во многих направлениях. Космические ракеты делятся на три базовых класса: средние, тяжелые и сверхтяжелые. У SpaceХ есть тяжелая ракета Falcon 9 и сверхтяжелая Falcon Heavy. В начале февраля 2018 года SpaceX запустила Falcon Heavy «в сторону орбиты Марса», причем единственной полезной нагрузкой ракеты стал электромобиль главы компании Илона Маска — вишневый Tesla Roadster с одетым в скафандр производства SpaceX водителем-манекеном. Возвращение ступеней ракеты прошло с переменным успехом: два боковых ускорителя ракеты успешно приземлились на посадочные платформы, а центральный ускоритель Falcon Heavy, который должен был сесть на плавучую платформу, разбился.
Falcon 9
(Фото: Getty Images)
У СССР была своя сверхтяжелая ракета «Энергия», которая выводила в космос многоразовый корабль «Буран» весом 105 т около 30 лет назад. Новая российская сверхтяжелая ракета по ранее озвученным планам должна была появиться к 2028 году, однако в последние годы о ее судьбе ничего не слышно.
Falcon 9, с помощью которой на орбиту был выведен Crew Dragon, относится к классу тяжелых частично многоразовых ракет-носителей. Она использует в качестве компонентов топлива керосин (горючее) и жидкий кислород (окислитель). У России есть две тяжелые ракеты «Протон-М» и «Ангара-А5».
«Ангара» вполне могла стать конкурентом Falcon, однако «Роскосмос» решил изменить свои приоритеты. Изначально предполагалось, что перспективный транспортный корабль нового поколения (первое название — «Федерация», с осени 2019 года — «Орел»), будет запускаться при помощи ракеты-носителя «Ангара-А5П».
По состоянию на апрель 2015 года планировался первый пилотируемый пуск пилотируемого космического корабля нового поколения и полет к МКС с экипажем из двух человек.
Согласно проекту Федеральной космической программы на 2016-2025 годы, пилотируемый пуск перенесен на 2025 год. В середине 2017 года «Роскосмос» фактически свернул разработку пилотируемого варианта «Ангары» в пользу «Союза-5», запланировав возможный пуск «Ангары-А5П» на период после 2025 года.
В настоящее время большинство запусков, в том числе и пилотируемых производятся при помощи ракет среднего класса семейства «Союз» различных модификаций. В качестве топлива в них используется, так же как и в Falcon 9, керосин и жидкий кислород. Однако в отличие от Falcon, все ракеты семейства «Союз» являются полностью одноразовыми — все их ступени отстреливаются и сгорают в атмосфере.
Ссылки [ править ]
- ^ «Космический полет сейчас — станция слежения — журнал запуска» .
- ^ «Освоение космоса в 2011 году» . www.russianspaceweb.com . Проверено 13 апреля 2018 года .
- ↑ Ионин Андрей. «Космическая программа России на 2006 год: есть успехи, но нет четкого направления» . Краткий обзор защиты Москвы . Центр анализа стратегий и технологий (2 (№8)).
- ^ Харви, pp.7-8
- ^ Харви, p.281-282
- ^ а б Харви, стр.8
- ↑ Харви, стр.6
- ^ а б Харви, стр.9
- ↑ Кириллов, Владимир (2002). «Центр Хруничева — лидер космического сектора России» . Экспорт Вооружений . Центр анализа стратегий и технологий (3). Архивировано из оригинального 25 октября 2010 года.
- ^ Заявление Владимира Ye.Nesterov, ГКНПЦ Генерального директора, на пресс — конференции 15 июля 2010 Khruhichev 2010-07-29.
- ^ Харви, стр.197
- ^ МОСКВИЧ, Katia (2010-04-02). «Глонасс: достигла ли совершеннолетия российская спутниковая навигационная система?» . Новости BBC.
- ^ Харви, стр.284
- ^ Харви, стр.317
- ^ Харви, p.285
- ^ «Никаких сокращений в российских космических расходах в 2009 году, 2,4 миллиарда долларов на 3 программы» . РИА Новости. 2009-03-18 . Проверено 23 августа 2009 .
- ^ «Россия на 2011 год выделит на космические программы $ 3,8 млрд» . РИА Новости. 2011-01-11.
-
^ a b Мессье, Дуг (30 августа 2013 г.). «Рогозин: Россия объединит космический сектор в открытое акционерное общество» . Параболическая дуга . Проверено 1 сентября 2013 .
-
^ Нилолаев, Иван (2013-07-03). «Отказ ракеты приведет к реформе космической отрасли» . Россия в заголовках газет . Проверено 1 сентября 2013 .
- ^ Харви, p.268
- ^ «Будущие европейские многоразовые двигательные установки» . Проверено 21 ноября 2015 .
- ^ a b «Русские говорят, что обломки космических ракет опасны для здоровья» . BBC . Проверено 7 августа 2012 года .
Будущее спутниковой отрасли
Главные проблемы, которые препятствуют развитию спутниковых технологий:
- сложности для входа на рынок частных компаний;
- зависимость от госкорпораций и государственной космической программы;
- сложный и дорогой цикл разработок;
- жесткое регулирование;
- космическая отрасль нуждается в больших инвестициях, — частных и государственных — чтобы вести научные исследования и инженерные разработки.
Самыми перспективными, по словам представителей «Глонасса», среди аппаратов выглядят малые и средние спутники широкого применения с межспутниковыми линиями связи и долгим сроком службы. Главные тренды здесь — полная цифровизация процесса, использование COTS-компонентов (Commercial off-the-shelf, готовый коммерческий продукт. — РБК Тренды) и ПО с открытым исходным кодом.
Для запусков спутников все чаще используют малые ракеты или самолеты-носители, запуская сразу большое количестве аппаратов разных компаний.
Для обработки данных со спутников все более востребованной становится Edge-технология. Она подразумевает, что все вычислительные операции совершаются максимально близко к источнику данных — то есть самим спутником — чтобы повысить качество и скорость передачи. Это становится возможным благодаря упрощению требований к электропитанию аппаратов, ТТХ и устойчивости к радиации.
Что такое «Сфера»?
«Сфера» — программа «Роскосмоса», которая подразумевает комплексное развитие космических информационных технологий до 2030 года. Также она включает в себя запуск группы спутников для зондирования Земли из космоса: к 2030 году планируется запустить более 500 объектов. Также будут запущены 300 спутников для обеспечения работы интернета вещей, что позволит увеличить общую емкость российской спутниковой инфраструктуры до 430 Гбит/с.
В июне 2021 годв в рамках XIV Международного навигационного форума «Навитех-2021» прошел конгресс «Сфера», где в деталях рассказали о ближайших перспективах программы и обсудили планы по развитию космической отрасли. В 2022 году представят новый спутник, на который «Роскосмос» планирует потратить ₽7 млрд, а реализация всей программы обойдется в ₽800 млрд, лишь ₽300 млрд из которых составят бюджетные средства.
Какого размера бывают спутники?
Все аппараты весом свыше 1 т считаются большими спутниками. Малые же разделяются на следующие категории:
- миниспутники (от 100 до 500 кг);
- микроспутники (от 10 до 100 кг);
- наноспутники (легче 10 кг);
- кубсаты (10х10х10 см и весом до 1,3 кг);
- покеткубы (5х5х5 см и до 250 гр);
- пикоспутники (от 100 г до 1 кг).
Перспективы космического бизнеса
Если верить прогнозам, в ближайшие шесть лет активнее всего будут развиваться спутники и все, что с ними связано: связь, интернет, обработка и передача данных. Эти услуги востребованы бизнесом — особенно с развитием интернета вещей — и госслужбами: спутниковые данные помогают вовремя оповещать о стихийных бедствиях, бороться с проблемами экологии. На втором месте — доставка грузов, затем — всевозможные испытания и только потом — полеты с экипажем или туристами.
Фото: Allied Market Research
Самой перспективной бизнес-моделью для развития пока что выглядит частно-государственное партнерство: когда государство поддерживает частные проекты и предоставляет им необходимые площадки и ресурсы.
Если углубиться в футурологию, то наиболее привлекательным для массового рынка выглядит космический туризм, объем рынка которого превысит $1 млрд к 2024 году. Уже в этом году отправят туристов на МКС, SpaceX планирует освоение Марса (правда, не ради развития туризма), а Blue Origin и Virgin Galactic готовят первые коммерческие полеты на орбиту. В ближайшие годы мы можем также увидеть туристические полеты на Луну. Стоимость таких туров в ближайшие десятилетия может снизиться в десять раз: с $200 тыс. до $20 тыс. — за счет развития инфраструктуры и увеличение вместимости кораблей.
Космос и спутниковые системы
- Хронология Вселенной до появления планеты Земля
- Тёмная материя
- Млечный путь
- Скорость света
- Солнечная система
- Земля (планета)
- Луна
- Венера (планета)
- Марс (планета)
- Астероиды
- Научный космос
- Космический туризм
- Космическая медицина
- Космический мусор, Млечный путь, Astroscale Спутник для уборки околоземного космического пространства
- Космическое оружие
- Международная космическая станция (МКС)
- Российская национальная орбитальная служебная станция (РОСС)
- Космонавтика России и СССР
- Роскосмос (Федеральное космическое агентство)
- Ракетно-Космический центр Прогресс
- Энергия РКК им. С.П.Королева
- Российские космические системы (РКС)
- Организация Агат (Роскосмос)
- ЦЭНКИ
- С7 Космические транспортные системы
- Морской старт (Sea Launch)
- Многоразовые транспортные космические системы
- Малые космические аппараты
- Ракетно-космический завод
- Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК)
- Космокурс
- Success Rockets
- Лин Индастриал (Lin Indastrial)
- Институт космических исследований РАН (ИКИ РАН)
- ГРЦ Макеева
- Авант — Спэйс Системс (Avant Space)
- Федеральная космическая программа (ФКП)
- ЕКС (Единая космическая система)
- Байконур Космодром
- Восточный Космодром
- Европа (космодром в Дагестане)
- Международная научная лунная станция (МНЛС)
- Роскосмос: Лунный скафандр
- Видеосистема для выхода в открытый космос
- Орлёнок (космический корабль)
- Союз МС пилотируемый космический корабль
- Федерация Российский космический корабль
- Буран (космический корабль)
- FEDOR (Final Experimental Demonstration Object Research)
- МГ-19 Беспилотник России для полета в космос
- Енисей (ракета-носитель)
- Марс-500
- Orbital Express
- Возврат-МКА-Л (космический аппарат)
- Космонавтика Китая, Tiangong (космическая станция)
- Космонавтика в Индии, GSLV (ракета-носитель)
- Европейское Космическое Агентство (ESA)
- Германский центр авиации и космонавтики (Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt, DLR)
- Космическое агентство стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Agência Latino-Americana e Caribenha do Espaço; ALCE)
- Космонавтика США
- Лунная программа США
- Deep Space Gateway Лунная станция
- Космические силы США (United States Space Force)
- NASA
- Space Exploration Technologies (SpaceX), Starship, Crew Dragon, Falcon, Starlink SpaceX
- Perseverance (марсоход)
- Blue Origin, New Shepard
- Virgin Galactic, Virgin Orbit — LauncherOne (ракета-носитель)
- MADV Lockheed Martin, Lockheed Martin
- VOX Space
- United Launch Alliance
- Interstellar Lab
- Momentus Space
- Privateer Space
Варп-двигатель (Warp drive)
- Космические спутники стран мира
- ГЛОНАСС
- ЭФИР Спутниковая система глобальной связи или Глобальная многофункциональная информационная спутниковая система (ГМИСС)
- Сфера Космическая программа многоспутниковых систем
- Спутниковая связь и навигация
- Глобальные системы навигации
- Мониторинг транспорта и навигация (рынок России)
- Единая территориально-распределенная информационная система дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ)
- Федеральная сеть дифференциальных геодезических станций (ДГС)
- ЭРА-ГЛОНАСС
- ECall (emergency call — экстренный вызов)
- Транспортная телематика (мировой рынок)
- Системы безопасности и контроля автотранспорта
- Геоинформационные системы — ГИС
- Самые интересные способы применения ГЛОНАСС/GPS
- GPS
- Galileo
- BeiDou
- Michibiki
- IRNSS (навигационная система)
- Mounted Assured PNT Systems (MAPS)
- AIS Automatic Identification System — Автоматическая идентификационная система в судоходстве
Список основных компаний
Производители пусковых установок
- ЦСКБ Прогресс: Союз-ФГ, Союз-У, Союз-2
- Хруничева: Протон, Протон-М, Ангара (в развитии), Бриз-М
- Производственная корпорация Полет
Двигатели
Большой опыт, накопленный российской энергетической промышленностью в отношении всех типов ракетных двигателей, но особенно в отношении кислородно-углеводородного топлива и ступенчатых систем сгорания.
- НПО Энергомаш
- Производственная корпорация Полет
- КБХА
- КБХМ
- Конструкторское бюро Кузнецова
- Келдыша
- ОКБ Факел
- НИИМАш
- ЦНИИМАш
- Протон-ПМ
- Воронежский механический завод
Услуги спутниковых пусковых установок
- Eurockot Launch Services
- Международные запуски
- COSMOS International
- ИСК Космотрас
- Старсем
- Морской старт
- Наземный старт
История и тенденции
Космическая отрасль начала развиваться после Вторая Мировая Война, поскольку ракеты, а затем и спутники попали в военные арсеналы, а позже нашли гражданское применение.Он сохраняет значительные связи с правительством. В частности, индустрия запуска имеет значительное участие правительства, при этом некоторые платформы запуска (например, космический шатл) управляются правительствами. Однако в последние годы частный космический полет становится реалистичным, и даже крупные государственные учреждения, такие как НАСА, начали полагаться на частные службы запуска. Некоторые будущие разработки космической отрасли, которые все чаще рассматриваются, включают новые услуги, такие как космический туризм.
С 2004 по 2013 год общее количество орбитальных запусков по странам / регионам составило: Россия: 270, США: 181, Китай: 108, Европа: 59, Япония: 24, Индия: 19 и Бразилия: 1.
Соответствующие тенденции в космической отрасли в 2008–2009 годах были описаны следующим образом:
- появление новых спутниковых операторов;
- растущий спрос на Спутники фиксированной службы и развивающийся рынок для Мобильная спутниковая связь;
- стабильный объем заказов на коммерческую спутниковую связь;
- стабильная работа стартового сектора;
- устойчивость к финансовому кризису;
- развивающиеся рынки для таких услуг, как Ка-диапазон и дистанционное зондирование.
История и тенденции
Космическая отрасль начала развиваться после Вторая Мировая Война, поскольку ракеты, а затем и спутники попали в военные арсеналы, а позже нашли гражданское применение.Он сохраняет значительные связи с правительством. В частности, индустрия запуска имеет значительное участие правительства, при этом некоторые платформы запуска (например, космический шатл) управляются правительствами. Однако в последние годы частный космический полет становится реалистичным, и даже крупные государственные учреждения, такие как НАСА, начали полагаться на частные службы запуска. Некоторые будущие разработки космической отрасли, которые все чаще рассматриваются, включают новые услуги, такие как космический туризм.
С 2004 по 2013 год общее количество орбитальных запусков по странам / регионам составило: Россия: 270, США: 181, Китай: 108, Европа: 59, Япония: 24, Индия: 19 и Бразилия: 1.
Соответствующие тенденции в космической отрасли в 2008–2009 годах были описаны следующим образом:
- появление новых спутниковых операторов;
- растущий спрос на Спутники фиксированной службы и развивающийся рынок для Мобильная спутниковая связь;
- стабильный объем заказов на коммерческую спутниковую связь;
- стабильная работа стартового сектора;
- устойчивость к финансовому кризису;
- развивающиеся рынки для таких услуг, как Ка-диапазон и дистанционное зондирование.
Структура отрасли
А Союз-ФГ запуск ракеты Союз-ТМА космический корабль. Союз-ФГ производится ЦСКБ Прогресс, а «Союз-ТМА» производит РКК Энергия
Крупнейшая компания космической отрасли России — РКК Энергия. Это главный подрядчик пилотируемых космических полетов в стране, ведущий разработчик Союз-ТМА и Прогресс космический корабль и русский конец Международная космическая станция. Здесь работает около 22-30 тысяч человек.Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «Прогресс» (ЦСКБ Прогресс) — разработчик и продюсер знаменитых Союз ракета-носитель. В Союз-ФГ версия используется для запуска пилотируемых космических кораблей, а международное совместное предприятие Старсем продает запуски коммерческих спутников на другие версии. ЦСКБ Прогресс в настоящее время ведет разработку новой пусковой установки под названием Русь-М, который должен заменить корабль Союз. В Москве Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева — одна из самых успешных в коммерческом отношении компаний космической отрасли. Это разработчик Протон-М ракета и Фрегат верхняя ступень. Новый Ракетное семейство Ангара ввод в эксплуатацию ожидается в 2013 году. Крупнейшим производителем спутников в России является МКС Решетнева (ранее назывался НПО ПМ). Генеральный подрядчик ГЛОНАСС программа спутниковой навигации и производит Экспресс серия спутников связи. Компания находится в г. Железногорск, Красноярский край, и насчитывает около 6500 человек. Ведущее предприятие по производству ракетных двигателей — НПО Энергомаш, дизайнер и продюсер известных РД-180 двигатель. В двигателе электрического космического корабля, ОКБ Факел, находится в Калининградская область, является одной из ведущих компаний. НПО им. Лавочкина является главным разработчиком планетарных зондов в России. Он отвечает за громкий Фобос-Грунт миссия, первая попытка России провести межпланетный зонд с Марс 96.
Становление ракетно-космической и авиационной промышленности
В период научно-технической революции стала активно развиваться авиационная и ракетно-космическая промышленность, которая явилась отдельной отраслевой структурой машиностроения.
Данный вид производства выступает обособленным структурным подразделением, который производит конструирование, выпуск самолетов, ракет, космических кораблей и другой техники. Кроме того, отрасль занимается проведением испытательных работ указанных летательных аппаратов.
Как правило, собственником авиационных и ракетно-космических предприятий выступает государство, в отдельных случаях – частное лицо. Государственное производство такой промышленности играет важную роль для любой страны, так как повышает ее потенциал и престиж. Это происходит в силу обеспечения имеющихся потребностей внутри государства и реализации продукции за его пределы. Кроме того, данное производство дает возможность предоставления занятости граждан, а также удовлетворяет запросы других отраслей промышленности, нуждающихся в использовании некоторых категорий такой продукции
Сегменты и доходы
Три основных сектора космической промышленности: спутник производство, поддержка производства наземного оборудования и запуск индустрии. Сектор производства спутников состоит из производителей спутников и их подсистем. Сектор наземного оборудования состоит из таких производственных единиц, как мобильные терминалы, шлюзы, станции управления, VSAT, спутник прямого вещания посуда и другое специализированное оборудование. Сектор запуска состоит из служб запуска, производства транспортных средств и производства подсистем.
Что касается доходов мировой спутниковой индустрии, то в период с 2002 по 2005 год они оставались на уровне 35–36 миллиардов долларов США. При этом большая часть доходов была получена от сектора наземного оборудования, а наименьшая — от сектора запуска. Услуги, связанные с космосом, оцениваются примерно в 100 миллиардов долларов США. В промышленности и смежных секторах занято около 120 000 человек в ОЭСР страны, в то время как космическая промышленность России работает около 250 000 человек. По оценке капитала, 937 спутников на орбите Земли в 2005 году оценивались примерно в 170–230 миллиардов долларов США. В 2005 году страны ОЭСР выделили около 45 миллиардов долларов на космическую деятельность; доход от космических продуктов и услуг оценивается в 110–120 миллиардов долларов США в 2006 году (по всему миру).
История
После распада СССР космическая промышленность вступила в глубокий кризис, пик которого пришёлся на последние годы 1990-х годов. Финансирование космических программ сократилось на 80%, а промышленность потеряла большую часть своей высококвалифицированной рабочей силы. Первые попытки восстановления отрасли стали предприниматься в начале 2000-х годов. Многие компании для выживания в годы кризиса создали совместные предприятия с зарубежными компаниями и экспортировали свою продукцию. В середине 2000-х годов, на волне увеличения государственного бюджета за счёт сверхприбылей от продажи резко подорожавшей нефти, финансирование космической программы страны было существенно увеличено, а благодаря новым амбициозным федеральным планам по освоению космического пространства в отрасли началась существенная модернизация.
Доля проблемных запусков от общего количества российских запусков ракет (1960—2013 гг.)
24 декабря 2011 года руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что «отрасль находится в кризисе. Наступило время, когда нужно будет менять многих руководителей космических предприятий. Будут организационные выводы достаточно жесткие, включая меня». Причинами упадка своей отрасли он назвал:
- «старение фондов», которым «нужна модернизация»;
- малая загруженность предприятий отрасли (около 30 процентов);
- низкий контроль качества производимых деталей;
- потеря кадрового потенциала («Среднего звена нет. По всей видимости, будем больше доверять молодежи»).