Как лоббируют законы

Детальная информация

Классические технологии лоббизма довольно широко известны. Они представляют собой выполнение следующих элементов:

  1. Взносы в избирательные компании.
  2. Выступления в профильных комитетах государственного органа, а также участие в различных слушаниях.
  3. Публикация результатов депутатских голосований по законопроектам.
  4. Организация пропагандистской деятельности, касающейся подготовки и принятия решений.
  5. Проработка законопроектов и вынесение их на соответствующее обсуждение.
  6. Проведение научных конференций, в которых участвуют представители власти.
  7. Презентация результатов исследований, в частности социальных опросов, в органах власти и СМИ.
  8. Сотрудничество с прессой (в том числе и передача информации).
  9. Организация торжественных приемов и встреч для представителей власти.
  10. Подкупы должностных лиц: опосредованный и прямой.
  11. Применение рекламных ходов к продвигаемым законопроектам.

Все вышеперечисленные элементы входят в основной арсенал лоббиста.

Оплата труда

Начальный уровень заработка лоббистов — несколько тысяч долларов в месяц. Руководители GR-отделов получают около 7 тыс. долларов, специалисты высшего разряда — порядка 15 тысяч. «Звезды GR» — это люди, вышедшие на принципиально иной уровень решения вопросов. Помимо фиксированных зарплат для них действует специальная система бонусов и компенсаций. Эти цифры могут доходить до миллиона долларов.

Ступеньки карьеры и перспективы

В лоббизм — Government Relations невозможно попасть с улицы. Человек, который защищает интересы своей компании, должен разговаривать с чиновниками на равных, как минимум — не простаивать в очередях перед дверью в ожидании приема. Поэтому большинство крупных лоббистов — выходцы из верхушки исполнительной и законодательной власти. Слишком специфична сфера лоббизма — Government Relations (связи с органами государственной власти), чтобы вызывать массовый интерес. К тому же здесь вряд ли можно сделать стремительную карьеру: чаще всего GR-специалистами становятся люди, не один год посвятившие государственной службе. Однако спрос на лоббистов растет с каждым годом.

Знаменитые лоббисты

Эти люди не любят афишировать свою деятельность. И все-таки биографии некоторых лоббистов становятся известными общественности. Например, лоббированием интересов «Газпрома» занимается депутат Госдумы первого созыва Фануза Арсланова (фракция «Женщины России»). Бывший ответственный секретарь Конституционной комиссии Верховного Совета РФ, «отец российской социал-демократии» Олег Румянцев стал GR-специалистом в продовольственной компании Mars, затем перешел в нефтегазодобывающую компанию Shell, а с 2005 г. он является советником исполнительного директора по развитию газового бизнеса ТНК-ВР.

Афоризмы о лоббизме

Как не стать твердолобым, будучи убежденным лоббистом!

Специалист по V.I.P.-лбам — лоббист.

Кто пишет законы? Для бизнеса — лоббисты, для населения и Ветеранов ВОВ — «самообслуживание» Когда дело касается граждан, дело обстоит много хуже. У них нет «лоббистов». И им приходится двигать закон самим.

Дело «Локхид»

Дело «Локхид» является одним из самых громких процессов последнего времени, показывающих, как происходит незаконное лоббирование интересов. Что это такое? Это громкий скандал, связанный с покупкой японским правительством лайнеров американской фирмы «Локхид». По техническим показателям и параметрам безопасности они существенно уступали европейским, хотя стоимость их была на «европейском» уровне. Почему же японцы пошли на столь невыгодную сделку? В 1976 году стали известны факты дачи крупных взяток представителям власти в Японии, при этом была озвучена сумма в два миллиона долларов. Обвинение в коррупции было выдвинуто премьер-министру Страны восходящего солнца Танако. Обвинительный приговор был вынесен в 1983 году, но его тут же обжаловал подсудимый. В целом процесс тянулся до смерти подозреваемого, то есть до начала 90-х годов прошлого века. Самое интересное, что Танако еще долгое время после обвинения занимался политической деятельностью. Это происшествие стало энциклопедическим примером применения теневых методов лоббирования в высших эшелонах власти.

Тайное станет явным

И публично сообщать в Интернете о том, что они являются лоббистами, а также чьи именно интересы представляют. Для тех же, кто этого не сделает, будет работать нецивилизованно, могут ввести «драконовские меры», пояснил Фомичев. Причем к профессиональным лоббистам должны предъявляться требования не меньшие, а может быть, даже большие, чем к госслужащим, заметил он. Свои предложения по поводу того, кого именно можно считать лоббистом, какие правила они должны соблюдать, минэкономразвития подготовит к концу декабря.

Но пока все эти «развилки» только обсуждаются. Напомним, что поручение организовать такое обсуждение содержится в Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы. И вчера минэкономразвития провело международный семинар по вопросам организации и правового регулирования этой деятельности. Дело в том, что пока самого понятия «лоббизм» в российском законодательстве нет. В стране уже существует прозрачная процедура публичных консультаций, когда проекты законов и ведомственных актов публично обсуждаются с бизнесом. Но есть и другой метод продвижения интересов, когда представители компаний или отдельных отраслей «решают» вопросы, непосредственно общаясь с чиновниками или депутатами. И эта часть сейчас полностью находится в тени, признает Фомичев. Лоббизм, пояснил он, не случайно рассматривается в увязке с противодействием коррупции, потому что здесь существует очень тонкая грань между цивилизованным отстаиванием интересов и попыткой сделать это через взятки, личные отношения, без какого-либо контроля со стороны общества. Именно здесь и надо навести порядок.

Между тем в мире существуют разные формы регулирования лоббизма. Например, в США принят специальный закон. И лоббизм там является профессией. При американском конгрессе зарегистрировано примерно 12-15 тысяч лоббистов. Работают они не бескорыстно, оборот этого рынка в США составляет около 3 миллиардов долларов в год. Но лоббисты обязаны отчитываться — сколько денег получили от компании, на что потратили. А вот если какие-то группы доносят свое мнение до власти в рамках публичных процедур, то тогда они лоббистами не считаются. В европейской схеме отдельного закона о лоббизме нет, но, например, в Германии существует закон, регулирующий взаимодействие бундестага с лоббистами. России как раз и предстоит определиться, какую схему избрать для себя. Так, если у нас будет выбрана американская модель, надо создавать систему администрирования этой деятельности, прорабатывать инструменты, каким образом стимулировать тех, кто сейчас занимается лоббированием перейти в формальный статус, замечает Фомичев.

Эксперты ранее высказывали разные мнения по поводу того, как лучше регулировать лоббистскую деятельность в России. Некоторые аналитики считают, что надо взять на вооружение американский опыт. Другие полагают, что лучше оговаривать взаимодействие власти с представителями общества и бизнеса и делать ставку на СРО. Например, прописать, чтобы заключение СРО было обязательным при рассмотрении законопроектов в Госдуме. А частные контакты бизнеса с представителями власти исключить.

Прочие точки зрения

В рамках инструментального подхода понятие представляет собой ряд способов и вариантов оказания влияния на выработку значимых государственных решений. С коммуникационной точки зрения чиновник доверяет лоббировать интересы специалисту с целью экономии ресурсов (интеллектуальных, информационных, контактных). В процедурном подходе определение представляет собой одну из органических составляющих бюрократической системы, а также хода и правил процесса принятия государственных решений. С плюралистической точки зрения под термином следует понимать особый вид деятельности. Все лоббисты, принимающие участие во взаимодействиях, являются одной из сторон в системе выработки и принятия значимых государственных решений. В рамках корпоративистского подхода понятие представляет собой также некий вид деятельности. В ней принимают участие исключительно наиболее влиятельные организации. В данном случае лоббировать – это воздействовать на выработку значимых государственных решений, используя имеющиеся у упомянутых объединений реальные возможности. В рамках психологического подхода понятие представляет собой влияние с целью манипуляции на лиц, наделенных определенной властью.

Обзор

Правительства часто определяют и регулируют лоббирование организованных групп как часть законов для предотвращения политической коррупции и путем обеспечения отношении возможных влияний со стороны государственных реестров лоббирования .

Лобби-группы могут сосредоточить свои усилия на законодательных органах, где создаются законы, но могут также использовать судебную власть для продвижения своих интересов. Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения , к примеру, подали иски в государственных и федеральных судах в 1950 — х годах законов проблема сегрегации. Их усилия привели к тому, что Верховный суд объявил такие законы неконституционными.

Лоббисты могут использовать юридический прием, известный как amicus curiae (буквально: «друг суда»), чтобы попытаться повлиять на судебные дела. Сводки — это письменные документы, поданные в суд, как правило, сторонами судебного процесса. Записки Amici curiae — это записки , поданные людьми или группами, которые не участвуют в судебном процессе. Эти записки заносятся в протоколы судебных заседаний и дают дополнительную информацию по рассматриваемому делу. Группы по защите интересов используют эти сводки как для обмена опытом, так и для продвижения своих позиций.

На индустрию лоббирования влияет концепция вращающейся двери , перемещение персонала между ролями законодателей и регуляторов и ролями в отраслях, на которые распространяется действие законодательства и регулирования, поскольку основным активом лоббиста являются контакты с государственными чиновниками и влияние на них. Такой климат привлекателен для бывших правительственных чиновников. Это также может означать существенное денежное вознаграждение лоббистским фирмам , а также государственные проекты и контракты на сотни миллионов для тех, кого они представляют.

Международные стандарты регулирования лоббирования внедрены в четырех международных организациях и наднациональных ассоциациях: 1) в Европейском Союзе; 2) Совет Европы; 3) Организация экономического сотрудничества и развития; 4) Содружество Независимых Государств.

Методы

В 2013 году генеральный директор Всемирной организации здравоохранения , Маргарет Чен , иллюстрированные методы , используемые в лоббировании против общественного здравоохранения:

Лоббист

В современном мире публичная политика – это крайне сложная и запутанная система. Многочисленные государственные и негосударственные структуры взаимодействуют друг с другом на различных уровнях. При этом одна ветвь власти может тормозить или даже полностью блокировать инициативы другой. Разбираться в этом хитросплетении интересов для того, чтобы успешно продвигать определенные политические решения, – задача лоббиста.

Обязанности и требования

Лоббист является представителем той или иной коммерческой структуры, заинтересованной в принятии определенных политических решений. Он должен уметь находить общий язык с политиками, ответственными за их принятие. Для этого ему необходимо обладать выдающимися коммуникативными навыками, а также разбираться в человеческой психологии. Но этого мало – для грамотного взаимодействия с представителями власти, бизнеса и общественных организаций лоббист должен обладать глубоким пониманием политических, экономических и социальных процессов, происходящих в стране, где он работает. Принято считать, что работа лоббиста предполагает подкуп чиновников, но это мнение ошибочно. Лоббист действует исключительно законными методами, опираясь на свои фундаментальные познания в области права.

Трудоустройство

Услугами лоббистов пользуются крупные компании, желающие получить от государства определенные преференции. Это могут быть как госкорпорации, так и полностью независимые структуры. Нередко это предприятия, работающие на экспорт. Как правило, лоббист специализируется и работает только в одной отрасли, например в нефтедобыче.

Образование

Лоббист должен обладать крайне высокой квалификацией в области политологии, экономики или государственного управления. Лучше всего, если он будет выпускником одного из топовых вузов, таких как Московский государственный университет им. М.Ю. Ломоносова, Московский государственный институт международных отношений или Российская академия народного хозяйства при Правительстве РФ.

Другие профессии из данной тематической группы

  • Маркетолог
  • Оценщик
  • Брокер
  • Статистик
  • Трейдер
  • Банкир
  • Бизнес-тренер
  • Product-менеджер
  • Финансист
  • Продакт-менеджер
  • Кризис-менеджер
  • Бренд-менеджер
  • Аудитор
  • Менеджер по персоналу
  • Товаровед
  • Бухгалтер
  • Офис-менеджер
  • PR-менеджер
  • Экономист
  • Мерчендайзер
  • Инкассатор
  • Налоговый инспектор
  • Менеджер
  • Супервайзер
  • Торговый представитель
  • Финансовый аналитик
  • Менеджер по логистике
  • Секретарь

Вернуться к списку профессий

Примеры лоббизма

Довольно резонансным в СМИ оказался такой пример, имевший место некоторое время назад: в Екатеринбурге закрыли кафе в центре города, но особенностью этого места было отсутствие конкурентов поблизости. Находчивые предприниматели, несколько лет наблюдавшие, что работники близлежащих инстанций, офисов, предприятий вынуждены искать себе перекусы в виде пирожков, недовольные сложившейся обстановкой, решили продвинуть идею восстановления общественного заведения

Чтобы привлечь внимание чиновников к ситуации, они предложили организовать в этом месте встречу с буфетом. Прибывшие на место чиновники вынуждены были искать себе питание в тех же ларьках с пирожками, где берут свои обеды постоянно работающие в этой местности люди. В ходе встречи обсудили вопрос открытия нового кафе по прежнему адресу, и вскоре из проекта это перешло в реальность: заведение общественного питания с комплексными обедами активно работает и обсуживает ежедневно довольно многочисленную аудиторию

Случай получил широкую известность за счет удачного, нестандартного подхода к лоббированию интересов

В ходе встречи обсудили вопрос открытия нового кафе по прежнему адресу, и вскоре из проекта это перешло в реальность: заведение общественного питания с комплексными обедами активно работает и обсуживает ежедневно довольно многочисленную аудиторию. Случай получил широкую известность за счет удачного, нестандартного подхода к лоббированию интересов.

Описание и характеристика профессии

Лоббирование, вопреки распространенному общественному мнению, – это не банальный подкуп депутатов или чиновников. Это установление с ними диалога по различным важным вопросам и способ донесения через своего агента (лоббиста) позиции по этим вопросам определенной группы заинтересованных лиц, которую называют «группой давления».

Влияние на политиков и органы власти, которые выступают объектом лоббирования, может производиться разными законными методами, как то:

  • личные переговоры;
  • общение на различных публичных мероприятиях;
  • направление в органы власти петиций;
  • рассылка писем с предложениями о принятии или отклонении какого-либо нормативного акта;
  • поддержка избирательных кампаний политиков, финансирование их благотворительных проектов и др.

Подкуп политика относится к незаконной деятельности, хотя такие случаи и нередки, что вызывает отрицательную реакцию общества на явление лоббизма.

Чаще всего лоббисты специализируются на каком-либо вопросе, в котором глубоко разбираются и при этом имеют хорошие связи в соответствующих кругах. Это может быть металлургия, химическая промышленность, строительство, автомобилестроение и др. В США, например, существует очень сильное оружейное лобби, которое блокирует проекты законодательных актов, направленных на ограничение прав американских граждан на владение огнестрельным оружием.

Какие законы могли пролоббировать

Лоббирование закона о запрете алкоголя в пластике — исследование Трансперенси интернешнл

О законопроекте о запрете алкоголя в пластике — на сайте Госдумы

Сложно утверждать, какие именно законы были пролоббированы бизнесом. К примеру, есть мнение, что закон о запрете продажи алкоголя в пластике — один из примеров лоббирования в интересах бизнеса.

Авторы законопроекта написали в пояснительной записке, что алкоголь в пластике стоит дешевле и тем самым становится привлекательнее для молодежи. Происходит алкоголизация населения: люди покупают дешевое пиво в пластике, затем переходят на более крепкие напитки.

Но, возможно, есть и коммерческая сторона вопроса. Если пиво разливать только в стекло и алюминиевые банки, это выгодно производителям тары. А главный производитель алюминия — компания «Русал», которая на тот момент принадлежала Олегу Дерипаске.

Есть и другие примеры: лоббирование закона о детских автокреслах, полисах обязательного страхования для владельцев автомобилей или нормативов для жилищного строительства.

Сократили 30% строительных норм — Российская газета

К примеру, недавно упразднили треть обязательных строительных норм, что должно помочь сократить сроки строительства, снизить издержки, сделать строительство более прозрачным.

Возможно, строительные компании были заинтересованы в этом, ведь строить станет легче и дешевле. Это может быть выгодным и покупателям: жилья станет больше, снизится стоимость квартир. С другой стороны, неизвестно, как это скажется на качестве жилья.

В вопросах лоббирования законов часто всё неоднозначно: новые законопроекты не могут противоречить действующему законодательству или ограничивать права людей, но никто не запрещает поддерживать ту или иную отрасль.

Профессиональные обязанности

Что бы узнать, чем занимается лоббист, стоит понять, что главная его задача –это посредничество между властью и деятелями экономики. Он оказывает определенное давление на чиновников, стараясь привести их к утверждению какого- то закона либо к его отмене.

Как он это делает?

  1. Обращения личного характера, либо в письменной форме;
  2. Обеспечение выхода провокационных статей в средствах массовой информации;
  3. Написание петиций;
  4. Иногда происходит незаконный подкуп должностных лиц;
  5. Уметь выгодно строить неформальное общение с должностными лицами в местах, где можно обсудить дела без лишних «глаз и ушей».

Стоит отметить, что лоббист имеет свою отдельную узкую специализацию.

Например:

  • Отстаивает интересы металлургической промышленности;
  • Представителей бизнеса недвижимости;
  • Автомобильной сферы и так далее.

Цель каждого лоббиста- расширение своих личных связей, чем их больше, тем чаще к нему обращаются и тем больше платят.

Какие качества и навыки потребуются

С бухты-барахты лоббистами не становятся. Одного желания недостаточно, так как потребуется определенный опыт в той сфере, которую человек избрал будущим полем деятельности и хотя бы минимальные связи с сотрудниками госорганов.

Среди личных качеств любого лоббиста в обязательном порядке присутствуют:

  • терпение. О стремительной карьере придется забыть, так как авторитет и опыт нужно будет нарабатывать годами, если не десятилетиями;
  • коммуникабельность. В ходе работы лоббист будет сталкиваться с представителями различных организаций, поэтому умение ладить с людьми только приветствуется;
  • организаторские способности. Реализация крупных проектов подразумевает талант разрабатывать и проводить определенные мероприятия;
  • образование и таланты аналитика. Лоббист должен видеть и понимать ситуацию в целом, а не только в деталях, для чего необходимо знать специфические особенности управления компаниями.
  • И еще, среди лоббистов вы никогда не встретите людей мягкотелых и нервных. Хладнокровие, стойкость и самоконтроль — эти качества помогают создать отличную репутацию и заработать авторитет.

Чем занимается лоббист

По сути лоббист — посредник, который в силу профессии обязан крутиться между представителями законодательной власти и воротилами бизнеса. Он оказывает давление на депутатов и госчиновников, стараясь содействовать принятию либо отклонению законопроектов.
При этом в ход могут идти личные и письменные обращения, организация массовых петиций, публикации в средствах массовой информации и даже подкуп должностных лиц, но, конечно, речь не идет о банальных взятках, а, скорее, об обеспечении неформального общения с определенной персоной, к которой трудно получить доступ непосвященному человеку.

История профессии

Влияние на власть с целью принятия нужных решений существовало всегда. Возле каждого правителя возникали противостоящие друг другу группировки, которые конкурировали за его благосклонность. Но официально лоббизм зародился в конце XVIII – начале XIX века в США. Термин происходит от английского слова “lobby”, что означает кулуары, т.е. место, где удобно вести переговоры с глазу на глаз.

В США и ряде других стран (Канада, Великобритания, Франция, Австрия) вопрос лоббизма законодательно урегулирован. При этом введена обязательная или добровольная регистрация лоббистов и прописано построение общения с ними чиновников. В России было несколько попыток принять соответствующий закон, однако все они закончились неудачей. Это привело к тому, что лоббизм в РФ реализуется двумя способами: негласным влиянием на власть различных группировок или открытым влиянием общественности и авторитетных людей.

Законы и их отсутствие

Как заверяют правоведы, специалисты по законности, юристы, именно недостаточность формулировок в действующем законодательстве не позволяет сделать интересы лоббизма более официальными, а сам этот род деятельности – строго упорядоченным. Закон не признает такую общественную активность как важный элемент влияния на формулирующих правовые акты политиков

Как следствие, заинтересованные в продвижении своей позиции люди прибегают ко всем доступным методам и способам, лишь бы привлечь внимание к конкретной области, интересу, вопросу. Незаконные деяния действительно довольно широко распространены. Многие оправдываются следующим образом: если законные подходы не работают, приходится выкручиваться так, как получается

На основании этого звучат прогнозы относительно упорядочивания этой сферы, повышения ее эффективности, если на государственном уровне удастся принять соответствующие нормы

Многие оправдываются следующим образом: если законные подходы не работают, приходится выкручиваться так, как получается. На основании этого звучат прогнозы относительно упорядочивания этой сферы, повышения ее эффективности, если на государственном уровне удастся принять соответствующие нормы.

Лоббизм в России действительно нуждается в правовом регулировании на высочайшем (федеральном) уровне. Юристы, правоведы многих стран придерживаются той же позиции относительно своих держав. Предполагается, что введение эффективных и справедливых правовых норм поможет всем и каждому в равной степени успешно продвигать собственные интересы. Имея реальные права, причем такие же, как и у других представителей этой же группы, лоббисты смогут упорядочено работать, распределять обязательства, создавать оптимальные условия и эффективно взаимодействовать с госструктурами и отдельными должностными лицами.

Права и возможности

Каждый гражданин нашей страны, как это декларировано Конституцией, имеет право принимать участие в управлении державой. Один из путей реализации такого права – политический лоббизм. Некий человек, озадаченный важным для социальной жизни вопросом, может найти единомышленников, готовых подержать его позицию, объединить их в сплоченную группу и начать лоббировать интересы, тем самым корректируя деятельность различных инстанций, органов, в том числе принимающих законы державы. Известен набор методик, техник, позволяющих наиболее эффективно влиять на Думу и отдельных персон, имеющих реальную власть.

Общественные организации, вступающие в контакт с государственными органами, получают довольно широкие возможности. Можно разработать индивидуальный подход, который сделает активность более эффективной и результативной. Используя правильные слова и формы действия, можно привлечь на свою сторону большие народные массы, тем самым усилив свою позицию и влияние на творящих закон должностных лиц. Многие специалисты отмечают, что в нашей стране развитие этой области социальной активности до сих пор идет слабыми темпами в силу недостаточности регулирования такой деятельности законами, общепринятыми правилами. Звучат оценки относительно существенного повышения эффективности, пользы лоббистов, если удастся принять регламентирующие их деятельность правовые нормы, тем самым структурировав эту область.

Регулирование

На законодательном уровне лоббизм в США регулируется несколькими законами:

  • Первая поправка к Конституции США (в части свободы слова, информации и в части права на петиции)
  • Федеральный закон 1995 года о прозрачности лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act)
  • Поправки к федеральному закону о прозрачности лоббистской деятельности 1998 года (Lobbying Disclosure Technical Amendments Act)
  • Федеральный закон 2006 года о прозрачности и отчетности при осуществлении лоббистской деятельности (Lobbying Transparency and Accountability Act)
  • Закон об обязательной регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act — FARA)

Американская модель регулирования лоббизма построена на идее посредничества между властью и бизнесом. Осуществляется она профессиональными лоббистами. Их шаги в значительной степени контролируются государством. При этом законодательство США о лоббизме направлено на то, чтобы:

1. Сделать влияние разных групп интересов на власть максимально прозрачным для общества.

2. Ликвидировать возможности для легального коррумпирования представителей власти.

3. Не допускать прямых деловых контактов между властью и группами интересов — поэтому возникает рынок услуг профессиональных посредников-лоббистов, которые жестко контролируются государством.

4. Вынудить лоббистов и их заказчиков отказаться от банального подкупа и взяток в пользу изощренных методов воздействия, связывающих частные интересы с общественным благом.

В связи с этим к лоббистам предъявляются три главных требования:

  • Регистрация в качестве лоббиста в установленном законом порядке
  • Полная открытость деятельности лоббиста
  • Подробная регулярная отчетность о деятельности лоббиста

Подводя итоги

В некоторой степени лоббиста можно сравнить с адвокатом, но вынужденным работать в более сложных условиях еще не существующего права. Задача такого деятеля – отстоять интересы лица, группы лиц, от имени которых он выступает. Не нужно при этом пытаться заботиться о всеобщих интересах, да это и не представляется возможным. Задача активиста – отстаивать частную позицию тех, от чьего имени он выдвинут на деятельность. При этом необходимо осознавать, что частный интерес – это лишь одна из составляющих всеобщего интереса. Принятие законов, позволяющих сделать общественные отношения более справедливыми применительно к некоторой группе лиц, одновременно идет на пользу социуму в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector