Летаем на дроне легально

Обучение на оператора дронов

Профессия была официально признана недавно, поэтому сегодня различные учебные заведения предлагают людям, имеющим профильное образование в сфере авиации, пройти курсы переподготовки. Но изначально необходимо получить образование, абитуриент может пойти по одному из нижеописанных путей:

  • поступление в летное училище или колледж, куда можно подавать документы после 9-11 класса;
  • поступление в авиационный вуз после школы или профильного училища.

При поступлении необходимо сдавать экзамены по математике и русскому языку, физике, перечень зависит от вуза, в который вы будете подавать документы. Заметим, что к поступлению в авиационные вузы студент должен хорошо подготовиться, ведь оцениваются не только его знания, но и физическое состояние (рост, вес, выносливость и другие параметры).

После обучения в вузе необходимо пройти курсы профессиональной дополнительной подготовки, где студентов познакомят с особенностями дронов, дадут возможность поработать с симуляторами.

Курсы

Учебный центр ZALA AERO

В учебном центре ожидают студентов, которые в перспективе желают стать операторами дронов. Группы состоят не более чем из 15 человек, помещения центра великолепно оборудованы: новейшая техника, программы-тренеры, симуляторы, автопарк, необходимый для проведения занятий на открытой местности. Среднее время обучения составляет 2-3 недели, в программе теория и очень много практики, ведь студенты получат возможность управлять дронами в разное время суток, при сложных погодных условиях. Авиаторы, пройдя обучение, получают сертификат, который даст им возможность работать оператором БПЛА.

Летные училища

  1. Егорьевский авиационный технический колледж.
  2. Сетуньский вечерний авиационный техникум.
  3. Жуковский авиационный техникум имени В.А. Казакова.
  4. Авиационно-транспортный колледж.
  5. Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки лётного состава им. В. П. Чкалова‎.
  6. Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени М. М. Расковой‎.
  7. Омский летно-технический колледж имени А. В. Ляпидевского.
  8. Калужское летно-техническое училище.

Высшее образование

Московский государственный технический университет гражданской авиации

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (Заочный факультет МГТУГА)

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ)

Системы управления летательными аппаратами (Жуковский филиал «Стрела» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) (МАИ))

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Техническое обслуживание летательных аппаратов и двигателей (Институт гражданской авиации и таможенного дела СибГУ им. М.Ф. Решетнева)

Академия гражданской защиты МЧС России

Управление воздушным движением пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов при ликвидации чрезвычайных ситуаций (Инженерный факультет АГЗ МЧС России)

Новосибирский государственный технический университет

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (Факультет летательных аппаратов НГТУ)

Установка и запуск jMAVSim на Linux Ubuntu

Разработчики PX4 в качестве стандартной системы рекомендуют Linux Ubuntu 16.04 LTS. Linux позволяет производить сборку пакета PX4 под все поддерживаемые системы (аппаратные платформы на базе NuttX, Qualcomm Snapdragon Flight, Linux, среды симуляции, ROS).

Первым делом добавляем пользователя в группу «dialout»:

Перелогинимся в систему, для того чтобы изменения вступили в силу.

Установка среды разработки (development toolchain) для Pixhawk/NuttX, включая jmavsim, осуществляется автоматически с помощью скрипта ubuntu_sim_nuttx.sh. Нужно скачать скрипт в каталог пользователя и запустить его с помощью команды

На все задаваемые скриптом вопросы ответить положительно.

По окончании выполнения скрипта перезагрузить компьютер.

Нам осталось скачать исходный код контроллера, управляющий полётом, и осуществить его сборку.

Клонируем репозиторий ПО полётного контроллера PX4 с github:

В папке Firmware теперь у нас лежит полный исходный код, который исполняется в полётном контроллере (и в симуляторе). В дальнейшем он может пригодится как для целей изучения, так и для внесения в него правок. Переходим в скопированную папку Firmware репозитория:

Осуществляем компиляцию и запуск симулятора:

Процесс первой компиляции занимает некоторое время. После успешного завершения на экране появится консоль PX4:

Дрон можно отправить в полёт, введя в консоли команду:

Посадка дрона – команда , остановка симуляции – CTRL+C или команда .

Соревновательная робототехника

Если спортивное программирование и индустриальная разработка уже во многих случаях весьма далеки друг от друга, то в робототехнике зачастую крупные соревнования становятся драйверами развития целых направлений. Пожалуй, самый яркий пример —  DARPA Grand Challenge, которые предопределили бурное развитие автономных автомобилей. Основатель DJI начинал свою работу по БПЛА с соревнований  ABU Robocon в составе команды гонконгского университета HKUST. 

Среди современных крупных конкурсов в области воздушной робототехники я выделю:

  • The DARPA Subterranean (SubT) Challenge (хотя там и наземные роботы), где роботы должны строить карту, двигаясь автономно в шахте;

  • AlphaPilot — Lockheed Martin AI Drone Racing Innovation Challenge. Участники создают искусственный интеллект, способный опередить человека-пилота в гонках FPV дронов;

  • Mohamed Bin Zayed International Robotics Challenge (MBZIRC). Здесь тоже воздушные и наземные роботы и их взаимодействие; кстати, объявлено начало приема заявок на 2023-й год; 

  • Соревнования проводятся также в рамках конференций IROS, ICRA, NeurIPS (Game of Drones) и других.

Я не есть моя работа

Итак, предположим, вы пишете статью (или выполняете какую-то иную работу) и предлагаете ее заказчику. Вы работали и день, и ночь, и еще день. А в перерывах вы размышляли над сутью проблемы, рылись в интернете и даже (только представьте!) в печатных изданиях. И вот наступил дедлайн. Нажата кнопка, письмо отправлено.

Но ответа нет. И день нет, и три нет. Вы пишете заказчику. И наконец, получаете короткую отписку: «Ваша работа не подходит». Что вы делаете? Скорей всего, первая мысль, которая приходит вам в голову: «Я плохой специалист».

Это не оно! Возможно, вы не идеальны. Но суть не в этом. У заказчика есть сотни других причин отказать вам: не тот стиль изложения, не та концепция или задание вообще утратило актуальность. Не каждый готов потратить свое время на то, чтобы все это вам объяснить.

Что делать?

Найти применение своей работе, если это возможно, и перестать клеймить себя. У всех есть куда развиваться. Но это вовсе не значит, что уже сейчас вы не представляете собой ценность.

Латвия (Latvia)

Операторы квадрокоптера должны носить специальную яркую светоотражающую одежду, чтобы они были видны на расстоянии.

Операторам-дронам запрещено эксплуатировать беспилотники под воздействием алкоголя или наркотиков.

Максимальная высота полета дронов составляет 120 м.

Беспилотники весом менее 25 кг могут эксплуатироваться без разрешения за пределами населенных пунктов и аэродромов.

Беспилотники весом менее 1,5 кг также могут эксплуатироваться в населенных пунктах без разрешения.

Запрещается эксплуатировать беспилотники в ночное время и над определенными типами правительственных зданий, например, пенитенциарными и военными зданиями, Банком Латвии, полицейскими участками, Министерством иностранных дел, зданием Совета министров и Парламентом.

Заработная плата пилота дронов

Начнём с цифр, а именно с зарплаты пилота дронов. Достаточно проанализировать несколько вакансий операторов дронов (в качестве источника взят крупный портал «Headhunter»):

  • начинающие специалисты без опыта в регионах — от 40 тысяч рублей >;
  • более опытные пилоты — от 50 до 150 тысяч рублей , и это для регионов, уже сейчас встречаются предложения в Астане, Краснодаре;
  • для столицы цифры пока что неизвестны, большинство работодателей указывают зарплату по договорённости, но есть все основания предполагать высокие планки.

В качестве сравнения в США средняя заработная плата оператора дронов составляет примерно 100 тысяч долларов в год

, что равняется почти 500 000 рублей за месяц в эквиваленте.

Обучиться пилотированию сегодня можно на специальных курсах, к примеру, в DronFlyers

,Skymec и иных компаниях. В России существуют специальные курсы и школы, которые находятся в больших городах: Москве и Петербурге.

Образовательные роботы

В Москве существует школа «Образовательные роботы

». Готовить пилотов нужно с ранних лет, убеждён создатель школы Сергей Чернышев, но на обучение принимают людей любого возраста. Выпускник будет не только владеть навыками управления, то также знать техническую часть машины, уметь её ремонтировать и изготавливать нужные части на 3д принтере.

Цены обучения на текущий момент:

  • групповое занятие на несколько часов — от 3000 до 5000 рублей в зависимости от наличия своего квадрокоптера;
  • стандартный индивидуальный курс — от 12000 до 15000 рублей;
  • специализированные курсы по аэросъёмке предприятий, земельных участков — от 20000 до 40000 рублей .

Тем не менее, стать международным сертифицированным пилотом в России пока что нельзя. Для этого потребуется обучение в зарубежной школе в Италии или Великобритании.

Стоимость получения сертификата будет не меньше, чем 1200 евро

. Вновь для сравнения: в США обучением и сертификацией ОБЛА занимаются университеты и колледжи по всей стране. Цена за учёбу и получение удостоверяющего документа составляетот 3500 до 4000 долларов . Наиболее крупным и авторитетным учебным заведением в области беспилотных авиационных систем является частный университет Embry–Riddle Aeronautical University , расположенный во Флориде (США). Учреждение выпускает бакалавров в области авиации и инженерии дронов.

Пилот дронов – очень востребованный специалист в военной сфере. Готовят людей в Государственном центре беспилотной авиации МО в Коломне. Обучение занимает до 4-х месяцев. В качестве курсантов набирают людей, которые ранее работали в авиации. У таких учащихся есть представление о механике полётов и поведении летательного аппарата.

Специалисты в США спрогнозировали, что Америка в 2025 году сможет предложить пилотам дронов 100 тыс рабочих мест

. Работать сможет каждый, кто получил специальный сертификат пилота, имеет весбольше 25 кг и кому исполнилось16 лет , также нужно обязательно знать не только правила пилотирования и конструкцию, но и конституцию. Придется выучить законы гражданской авиации и правила эксплуатации.

Россия тоже не отстает, профессия, достаточно востребованная на рынке труда уже сейчас. Дипломированный специалист сможет зарабатывать от 40 до 120 тыс рублей в месяц

Рынок труда для операторов дронов пока ещё не сформирован. Обычно такому специалисту требуется высшее образование в области геоинформационных систем, энергетики или иной технической сферы. Всё зависит от того, чем занимается организация. Знания позволят сотруднику понять, какие именно задачи перед ним стоят.

Программирование автономного полёта с помощью mavros

Управление виртуальным дроном jMAVSim возможно по протоколу mavlink, который описан в нескольких статьях (например , ). Для осуществления mavlink-коммуникации мы будем использовать пакет mavros системы ROS (robot operating system).

Разработчики PX4 рекомендуют использовать ROS Kinetic.

Пакет mavros обеспечивает связь по протоколу MAVLink между компьютером, на котором работает ROS (например, виртуалка с Linux, или Raspberry PI) и полётным контроллером (реальным или в среде симулятора).

Пакет mavros устанавливается вместе с другими пакетами в ходе полной установки ROS Kinetic.

Запуск пакета mavros с подключением к симулятору осуществляется командой roslaunch, с указанием ip адреса и порта компьютера, на котором запущен симулятор:

Если симулятор запущен не на том хосте, на котором работает jMAVSim – перед подключением mavros нужно разрешить рассылку mavlink сообщений по сети с помощью команды в консоли jMAVSim. При выполнении команды выводится ip-адрес хоста, используемый для протокола mavlink. Порт можно узнать с помощью команды в консоли симулятора:

Успешность подключения к полётному контроллеру следует проверить с помощью команды:

Если подключение успешно – в консоли начнут появляться сообщения т.н. mavlink heartbeat, примерно раз в секунду:

Если сообщения не появляются/не обновляются/поле Connected = False – связь с полётным контроллером не установлена, и следует разобраться, почему.

На момент написания статьи, под Windows после команды param set MAV_BROADCAST 1 в консоли jMAVSim начинали в цикле выводиться сообщения:

Чтобы симулятор заработал корректно под Windows, следует дополнить строку 1029 файла src/modules/mavlink/mavlink_main.cpp:

И перекомпилировать/перезапустить симулятор командой .

О данной проблеме сообщено разработчикам, возможно, её исправят в последующих релизах.

  • Переводим дрон в режим OFFBOARD (в новой отдельной сессии терминала):
  • Отправляем команду перевести дрон в режим полёта (т.е. «заармить»):

После выполнения последней команды виртуальный дрон должен взлететь и зависнуть на высоте 5 метров:

Также запуск дрона можно осуществить с помощью несложного кода на Питоне:

Приведённый код использует вызов тех же сервисов ROS, что и пример вызова из командной строки.

Код нужно скопировать в текстовый файл, например, fly_jmavsim.py, и запустить его на выполнение из командной строки командой .

В процессе отладки данного примера столкнулся с особенностью симулятора jMAVSim – для нормальной работы ему требуется производительный процессор. На виртуалке Linux он успевал просчитывать только 10 FPS, и падал сразу после взлёта. На ноутбуке, пока я писал статью – он также периодически терял управление/падал. Помогло питание ноутбука от сети – т.к. при питании от батарейки включается режим энергосбережения, что занижает производительность процессора, которая сказывается непосредственно на работе симулятора.

На основании приведённых примеров желающие могут сами разработать программы автономных полётов (по квадрату, по кругу, по произвольной траектории, и т.д.). Выполнение таких упражнений может быть полезным для подготовки к программированию автономных миссий на реальном квадрокоптере.

Желаем всем успешных полётов!

ПОДГОТОВКА ОПЕРАТОРОВ БПЛА В ВМС США

В военно-морских силах отбор кандидатов для обучения управлению беспи­лотными летательными аппаратами осуществляется как среди летного состава подразделений ВМС США (в основном для управления тактическими БПЛА), так и среди военнослужащих, не имеющих летного образования (для управ­ления тактическими мини-БПЛА), после окончания ими курса наземной под­готовки, организуемого в школах летчиков частной авиации. Отбор ведется преимущественно среди добровольцев.

Операторы БРЭО обучаются непосредственно в ходе полетов БЛА, включая подготовку оборудования к полету, нанесение обнаруженных в ходе полета объектов на свою карту и карту командира, решение навигационных задач
управления полетом БПЛА. Длительность курса обучения оператора управления полетом тактического разведывательного БПЛА составляет 18 недель, операторов бортового радио­электронного оборудования (БРЭО) — восемь и техников по обслуживанию летательного аппарата — шесть недель.

Перед началом практических тренировок операторы проходят специальный курс теоретической подготовки, в процессе которого изучают устройство БПЛА и аппаратуры управления, их ТТХ и эксплуатационные ограничения, порядок действий в особых случаях в полете, а также основы аэродинамики и воздушной навигации. Кроме того, обучаемые получают навыки работы оператора БРЭО.

Командиры расчетов проходят подготовку в течение двух недель. За это время они знакомятся с общим устройством БПЛА и принципами его работы. Большая часть времени отводится на изучение основ руководства расчетом, планирования полетных заданий, а также на взаимодействие с вышестоящими органами управления. В ходе курса подготовки они должны не менее трех раз отработать на практике навыки руководства расчетом при подготовке к выпол­нению задания реальным БПЛА, включая разработку плана полета, организацию подготовки аппарата к вылету (подготовка полетной палубы, развертывание, свертывание катапультного устройства, развертывание сетки-улавливателя, согласование вопросов полетов с командованием базы (корабля), руководство действиями подчиненных при возникновении аварийных ситуаций на борту (в том числе организация подъема БПЛА из воды).

Операторы БРЭО обучаются непосредственно в ходе полетов БПЛА, предва­рительно закончив курс по устройству и эксплуатации оборудования. Они, как и командиры расчетов, должны не менее трех раз отработать вопросы исполь­зования БРЭО в ходе практических полетов аппарата, включая подготовку обо­рудования к полету, нанесение обнаруженных в ходе полета объектов на свою карту и карту командира, решение навигационных задач управления полетом БПЛА (с учетом параметров движения судна).

Специфика деятельности

Чем занимается профессионал, который управляет беспилотным летательным аппаратом? Многим может показаться, что этому занятию не нужно учиться, и уж точно не несколько лет в университете. Но в обязанности оператора БПЛА входит не только управление дроном, но и целый ряд функций:

  • техническая подготовка аппарата к полетам;
  • настройка пульта управления;
  • проведение полетов;
  • диагностика и ремонт БПЛА и его пульта;
  • настройка встроенной фототехники;
  • отладка навигатора;
  • конструирование дронов;
  • создание полетных заданий;
  • оформление всей сопутствующей документации и т.д.

Таким образом, получив квалификацию оператора БПЛА в университете, специалист становится универсальным экспертом в области конструирования, диагностики и настройки «беспилотников» любых типов. Сегодня такие профессионалы востребованы в военной авиации, а также в передовых коммерческих организациях военной промышленности.

За свою занятость операторы дронов в среднем получают не менее 50 тысяч рублей в месяц. Нередко потолок зарплат доходит до 80-100 тысяч рублей. Все зависит от универсализма специалиста и места работы.

Стоит ли учиться на оператора беспилотного летательного аппарата

Чаще всего беспилотники используются в военных целях, но пригождаются они и в мирной жизни, например, для телевизионных трансляций, киносъемок, картографических съемок, мониторинга безопасности грузоперевозок, метеорологических съемок, в спасательных операциях, при тушении пожаров и во многих других случаях.

Дроны могут разыскивать людей и доставлять гуманитарные грузы. Некоторые страны уже имеют беспилотные системы на службе в военно-воздушных силах. Таким образом, на сегодняшний день дроны применяются широко, а в будущем ожидается рост спроса на них и, наверняка, расширение сферы их применения.

Поэтому, если профессия вас привлекает, и вы соответствуете требованиям, не стоит сомневаться; специалисты в управлении БПЛА без работы не останутся.

Что сегодня могут армейские БПЛА

Самая главная задача военных беспилотников — разведка и наблюдение с воздуха. Они патрулируют территорию, охраняют маршруты, могут работать наводчиками и корректировщиками огня. Размер одного из самых миниатюрных разведчиков, американского Wasp, составляет всего 33 см в длину, а вес — 200 г. Он принят на вооружение еще в 2008 году. Тогда он стоил $ 50 тыс.

Одна из модификаций — Wasp AE

(Фото: ADBR)

Как минимум в 100 раз дороже обходятся куда более мощные аппараты: те, которые умеют воевать. Они сбрасывают бомбы (китайский гиперзвуковой WU-14 способен доставить ядерное оружие через континент), стреляют ракетами и могут выполнять роль камикадзе — пикируют на цель, подрывая себя и противника.

Одними их первых использовать беспилотники для самоподрыва придумал Израиль. Их Harop (барражирующие снаряды) применял Азербайджан в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.

Оператор беспилотных летательных аппаратов – профессия перспективная


В справочнике востребованных и перспективных профессий, публикацию которого Минтруд планирует в течение октября этого года, отдельным списком выделены наиболее перспективные и многообещающие специальности, получить которые можно в рамках учреждений среднего специального образования. В этом перечне есть увлекательная профессия, даже название которой ассоциируется с фантастическими фильмами, – это оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Такими беспилотниками, например, являются современные модели квадрокоптеров, которые для многих являются хобби, любимым занятием на выходных и каникулах. Ребята запускают свои «квадрики» и соревнуются друг с другом в искусстве управления летающим аппаратом, а также снимают видео с помощью камеры, установленной на корпусе квадрокоптера или, как его еще называют, дрона.

Присмотритесь, если ваш ребенок готов целый день гоняться за своим радиоуправляемым летательным аппаратом, если постоянно обдумывает варианты усовершенствования модели, улучшения тактики управления, то, вероятно, профессия оператор БПЛА может стать для него любимым делом всей жизни, позволит ему найти свое место в обществе и получать удовлетворение от каждого прожитого дня. Ведь применение мультикоптеров открывает весьма заманчивые возможности в бизнесе и научных исследовательских экспедициях. Эти юркие и стремительные аппараты могут сохранить жизнь многим людям во время спасательных операций, например, доставить лекарственные препараты на недоступную территорию. И во всех этих случаях потребуется специалист, ас по вождению дронов.

Если в России данная специальность пока еще экзотика, то в Китае она активно внедряется в разные сферы общественной жизни. Например, в китайском городе Нанкин сформировано специальное подразделение полиции, в котором уже заступили на службу семь мулькоптеров. Несмотря на некоторые технические вопросы, связанные с безопасностью использования беспилотников в населенных пунктах, а также с юридическими нюансами, городским департаментом принято решение о допуске водителей дронов к прохождению службы. В обязанности операторов по управлению беспилотниками входит обеспечение порядка на улицах. С дронов должно производиться наблюдение за массовыми общественными мероприятиями, а также аппараты будут использоваться в аварийных и чрезвычайных ситуациях.

Конечно же, в любой сфере деятельности человека могут появляться разного рода злоупотребления. И управление квадрокоптерами, к сожалению, не избежало такой нелицеприятной участи. Например, в июле 2020 года украинские пограничники произвели задержание группы злоумышленников, переправляющих на дронах через границу блоки импортных сигарет.

И все же, несмотря на отдельные случаи правонарушений, связанных с использованием мультикоптеров, эксперты выражают уверенность в том, что правомочная созидательная деятельность во благо общества и государства преобладает в применении беспилотных летательных агрегатов. Минтруда планирует официально утвердить профессию оператор БПЛА, а Минобрнауки откроет новые направления подготовки в ссузах.

По словам руководителя Агентства стратегических инициатив Дмитрия Пескова, профессиональных водителей дрона будут обучать примерно так же, как в автошколах. Процесс обучения будет завершаться экзаменом с инструктором и вручением сертификата на право управления беспилотными аппаратами. Есть предположение, что уже в 2020 году в Москве появится первая школа водителей дронов.

Специалисты АСИ выражают убежденность в целесообразности и полезности профессии, позволяющей, не выходя из дома, управлять полетом беспилотника через интернет и доставлять определенные товары людям с ограниченными возможностями или оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях.

Особое значение имеет применение беспилотников в военно-промышленном комплексе, в котором уже проводится подготовка учебной базы для обучения специалистов, управляющих различными моделями беспилотных летательных аппаратов.

  • Share
  • Tweet

Likes(3)Dislikes(2)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector