Школьный психолог: из чего состоит его работа
Содержание:
- Мама, папа – к доске!
- Зачем нужен школьный психолог?
- Где можно получить профессию педагог-психолог?
- Чем занимается педагог-психолог в школе?
- Профессиональные требования к работнику
- Плюсы и минусы
- Изучение и коррекция детско-родительских отношений в семьях СОП
- Что нужно помнить при составлении инструкции
- Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?
- Кабинет педагога-психолога
- Когда обращаться за помощью?
- Оплата труда
- Карьера
- Известные психологи
- Что наша жизнь? Игра!
- Обязанности
- Родители
Мама, папа – к доске!
Когда в начале учебного года я рассказываю родителям о своей работе, то подчеркиваю, что мой «вызов» вовсе не означает «все плохо».
Когда психолог может пригласить на консультацию?
- У ребенка в негативную сторону изменилось поведение или эмоциональное состояние. Задача – выяснить причину и своевременно помочь. У детей бывают и стрессовые ситуации, с которыми им сложно справиться, и неврозы, и страхи, и навязчивости, и депрессии. Ранняя диагностика и своевременная помощь очень важны, чтобы ситуация не ухудшилась.
- Ребенок демонстрирует черты в поведении, которые затрудняют его нахождение в коллективе: агрессию физическую или словесную, застенчивость, лживость, воровство, низкий самоконтроль. Иногда, когда родителям рассказывают о том, что происходит, они «не верят» (кто искренне, кто фальшиво). Но названная проблема становится актуальной задачей. Разговор с родителями позволяет понять, что именно происходит и дает возможность действовать вместе.
- Сообщить результаты диагностики. Это может быть и то, над чем стоит «поработать», и то, что является способностью ребенка, которую стоит развивать. Часто психолог может предложить помощь в виде цикла занятий с ребенком. Это могут быть занятия на развитие мышления, памяти, внимания, воображения (всего того, что помогает учиться), на развитие способностей к общению, на преодоление нежелательных проявлений (контроль агрессии), а также занятия с талантливыми детьми.
- Если у ребенка период адаптации. Психолог может рассказать, как влиться именно в этот коллектив, и, узнав про особенности ребенка, может помочь ему «на месте».
Зачем нужен школьный психолог?
Чем именно должен заниматься психолог в школе, часто не понимают не только родители, но и сам педагогический коллектив. Я думаю, каждый школьный психолог сталкивался с ситуацией, когда учитель приводил к нему «непослушного» ученика с ожиданиями, что он в кратчайшие сроки сделает из «хулигана» послушного, спокойного и примерного ученика.
Что же входит в компетенцию школьного психолога:
- диагностика;
- просветительская деятельность (объяснять, что такое психология, зачем нужна, чем конкретно занимаются на уроках психологии);
- рекомендации педагогам касательно формирования учебного процесса, учитывая индивидуальные особенности ребенка или класса в целом;
- рекомендации ученикам по результатам тестирования или по их индивидуальному запросу;
- консультативная работа по запросу школьников;
- рекомендации родителям;
- информационная работа — информировать родителей и учителей о психологических особенностях детей разного возраста;
- профориентационная работа — исследование способностей школьников;
- тренинговая работа — групповая работа по раскрытию внутреннего потенциала, саморазвитию, пониманию себя.
Есть много обидных стереотипов о психологах в школе, которые часто формируют сами же учителя. Вот некоторые из них:
- психологи в школах ничем не заняты;
- ничего не умеют толкового и полезного;
- если есть проблемные ученики — это ответственность только психолога;
- школьными психологами работают только молодые девушки после института, а потом уходят в декрет.
Мне очень хочется встать на защиту школьных психологов, которых часто бросают в школу без какой либо поддержки и разъяснения их зоны ответственности.
Даже личный кабинет есть не у всех и считается скорее роскошью, чем необходимостью. Я, например, все два года своей школьной карьеры просидела в музее войны и каждый раз перед 9 мая получала от директора приказ вынести все свои вещи оттуда.
Где можно получить профессию педагог-психолог?
МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для педагогов-психологов. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.
.
Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности Педагог-психолог, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!
Для осуществления профессиональной деятельности педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование. Можно вполне ограничиться обучением в ВУЗе и в дальнейшем прохождением курсов повышения квалификации.
Однако некоторые специалисты советуют сначала получить профильное образование в колледже/техникуме, где в учебной программе присутствует достаточный объем практических занятий. Для педагога-психолога важен опыт практической деятельности с первых шагов, так как профессия, ко всему перечисленному, обязывает к умению быстро ориентироваться в обстановке, импровизировать, даже проявлять актерские качества.
Получив профессию в среднем специальном заведении, можно продолжить обучение в ВУЗе по сокращенной программе. Лучшими ВУЗами в области педагогики и психологии на сегодняшний день являются:
- МГУ им. М. В. Ломоносова;
- РГГУ (Российский Государственный гуманитарный университет);
- НИУ ВШЭ (Научно-исследовательский университет «Высшей школы экономики»);
- Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
- Российский Государственный социальный университет (РГСУ).
Московский городской университет управления Правительства Москвы
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 20 500 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 20 500 000,00 ₽ |
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 500 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
Национальный университет «Высшая школа экономики»
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 400 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 420 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 420 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 475 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 475 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 475 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 475 000,00 ₽ |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 400 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 325 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 182 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 325 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 182 000,00 ₽ |
Международный еврейский институт экономики, финансов и права
Москва
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 360 000,00 ₽ |
Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ
Москва
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 353 000,00 ₽ |
Финансовый университет при Правительстве РФ
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 324 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 350 000,00 ₽ |
Московский гуманитарный университет
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 180 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 82 000,00 ₽ |
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 82 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 350 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 180 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 82 000,00 ₽ |
Всероссийская академия внешней торговли
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Москва
Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 105 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 115 000,00 ₽ |
Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очно-заочная | 115 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 105 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
Чем занимается педагог-психолог в школе?
Психолого-педагогическое изучение школьников – это первое, для чего нужна профессия психолога и педагога в одном лице. Речь идет о различных методах, помогающих разработать индивидуальный подход к развитию и полноценному образованию в масштабах школы, класса и отдельно взятого, конкретного ученика. Здесь идет и работа с классным руководителем и педагогами, и работа внутри каждого класса, и мониторинг каждого ученика.
В должностные обязанности педагога-психолога в школе также входит активное участие в воспитательном процессе. Это своего рода посредничество в цепочке школа – психолог – семья. Здесь задача не только отслеживать, что ребенок впитывает в школе и «несет» домой, но и то, что он привносит из дома.
Психологическая обстановка в семье сказывается как на образовательном процессе, так и на самочувствии ученика в коллективе, в его взаимодействии с другими детьми и учителями. Звоночками послужат неуспеваемость, вызывающее поведение, посещаемость и готовность к уроку. Поскольку в среднем в школе учится около 700 учеников, объём работы колоссальный, и часть информации приходит от социального педагога, учителей, а порой и от самих родителей.
Психокоррекционная работа – как раз то, чем занимается педагог-психолог, в основном, в средних классах. По результатам тестирования либо по информации, полученной от учителей, ведется индивидуальная работа с отдельно взятым учеником.
Существует множество методик, чтобы выявить и устранить проблему, и основная среди них – прямой, проникновенный диалог. Необходимо выявить так называемый корень зла, который мешает успеваемости, здоровой адаптации в коллективе и должной дисциплине. К этой работе обычно подключаются и педагоги, и родители, но только на момент выявления проблемы.
Работа с педагогическим и административным составом школы, консультирование и активное участие в педсоветах, распечатка методических пособий, организация и проведение семинаров – это тоже то, что входит в должностные обязанности педагога-психолога.
К примеру, если учитель придерживается позиции, что его подопечный «отбился от рук» и готов к исключению из школы, задача педагога-психолога аргументировать девиантное поведение ребенка, выявить его причины и не только предложить пути решения, но и сообща заняться вопросом вплотную.
Работа с родителями – это то, чем занимается педагог-психолог в школе на собраниях и консультациях. Если речь идет об асоциальных семьях, то нередко вне школы и при личных встречах. Когда ситуация сложная, то профессия педагога и психолога дополняется работой социального педагога. Иногда ситуации с подростками заканчиваются лишением родительских прав. Ответственность колоссальная.
Ведение документации – неотъемлемая часть обязанностей педагога-психолога в школе. И бумажной работы здесь на порядок больше, нежели в любом другом учебном заведении. Личные карты на каждого (!) ученика, анализ тестирований, планы (год, триместр, месяц, неделя), многочисленные журналы, одним словом – всё как у любого психолога-педагога, но на порядок сложнее благодаря объёму и возрастным категориям учащихся.
В некоторых случаях в обязанности школьного педагога-психолога входит общение и с полицией, и с участковым, и с органами опеки и попечительства, но случаи эти скорее частные. Тем не менее, находясь бок о бок с социальным педагогом, необходимо провести не только оценку психоэмоционального состояния ребенка, но и условия (а скорее – качество) семейного воспитания. Иногда в подобных ситуациях слово педагога-психолога является решающим в судьбе как учащегося, так и его семьи.
Профессиональные требования к работнику
- наличие высшего образования (школьного психолога могут принять на работу без опыта работы);
- умение проводить психологические исследования;
- знание детской и взрослой психологии;
- знание последних методик и достижений в области психологии;
- владение методами психотерапии;
- знание психодиагностики;
- умение проводить психологические консультации;
- умение определять психическое состояние человека.
Получить работу в школе могут специалисты, только что окончившие вуз и не имеющие профессионального опыта работы.
5 вузов для обучения на школьного психолога:
- Московский гуманитарный университет, МосГУ.
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
- Сибирский институт бизнеса, управления и психологии
- Российский новый университет.
Плюсы и минусы
Специальность педагога-психолога очень популярна среди абитуриентов высших учебных заведений, что обусловлено рядом неоспоримых достоинств этой непростой, но интересной специальности.
- Возможность оказывать людям практическую помощь является важным моральным аспектом и позволяет специалисту чувствовать себя полезным для общества и ощущать свою нужность.
- Возможность работы по совместительству и проведение консультаций в частном порядке позволяют получать дополнительный доход.
- Знание психологии человека помогает выстраивать добрые отношения в семье и по возможности избегать конфликтов.
- Сфера деятельности педагога-психолога затрагивает много областей и предоставляет широкий выбор трудоустройства.
Наряду с очевидными плюсами, минусы у профессии всё же есть. К ним относят высокую эмоциональную нагрузку и переживания за своих воспитанников, ненормированный рабочий день в таких организациях и областях, как МЧС, медицина катастроф, детские дома и коррекционные центры, а также необходимость постоянного контакта с родителями детей, которые не всегда готовы выполнять рекомендации специалиста, а иногда и вовсе настроены довольно враждебно.
Изучение и коррекция детско-родительских отношений в семьях СОП
подробнее…
- Программы коррекции детско-родительских отношений;
- Детско-родительские отношения методы диагностики и коррекции;
- Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в неблагополучной семье;
- Направления коррекционно-развивающей работы с семьей СОП в контексте проблемы дисгармоничного детско-родительского взаимодействия;
- Применение современных методик в работе педагога-психолога ДОУ;
- Примерное оформление выводов для заключений;
- Родительское сочинение как информативная диагностика выявления родительских позиций;
- Родительское сочинение;
- Серийное рисование как метод арт-терапии;
- Серийное рисование;
- Техника коррекции детско – родительских отношений«Семейная фотография»;
- Факторы, влияющие на дисгармонию детско-родительских отношений.
- Методический материал для анализа проективной методики моя семья.
- (Крутовцова) Брошюра по проективным методикам.
- Изучение детско-родительских взаимоотношений.
Что нужно помнить при составлении инструкции
В отечественном законодательстве по-прежнему нет параметров, определяющих форму и содержание должностной инструкции. В результате наниматели ориентируются на типовые инструкции, составленные на базе профстандартов и квалификационных справочников. Подобные инструкции создаются по определенным стандартам, затрагивающим их форму и оформление.
Стандартная форма инструкции:
- Общая часть.
- Трудовые функции специалиста.
- Его ответственность.
- Его права.
Многие работодатели, которые хотят четче прописать отдельные аспекты своих отношений с сотрудниками, добавляют в инструкции еще несколько разделов.
Наиболее востребованные дополнительные части:
- Условия для работы.
- Должностные связи.
- Критерии оценки достигнутых результатов.
Стандарты оформления требуют, чтобы в инструкции присутствовали основные признаки официального документа: расшифровка подписей, дата создания, реквизиты организации и пр. Поэтому желательно распечатывать документ на фирменном бланке организации.
Внимание! Как основу для составления должностной инструкции можно применять подходящий профстандарт. Так, для профессии педагога-психолога может использоваться профстандарт 01.002, утвержденный Минтрудом в 2015 году
Рекомендации к использованию этих стандартов в бизнес-практике закреплены в статьях 195.1, 195.3, 195.3 ТК.
Общая часть
Вступительная часть, где дается описание основных параметров деятельности специалиста. Здесь прописывают требования к квалификации сотрудника, его место в структуре организации, порядок его временной замены и другие базовые моменты.
Особенно большое значение имеют навыки, которые должны обеспечивать выполнение обязанностей, описанных далее. Так, для педагога-психолога может потребоваться знание приемов проведения исследований, их математического анализа и пр.
Внимание! В ст. 331 ТК дается перечень требований, которым должен соответствовать специалист, допущенный к педагогической работе (отсутствие судимостей, заболеваний и пр.), о чем нужно упомянуть в данном разделе
Обязанности
Ключевая часть инструкции, которая может значительно различаться в разных организациях, даже у специалистов одинаковых профессий. Так, функции педагога-психолога могут отличаться в зависимости от профиля учреждения (спецшкола, специализированный пансионат и пр.), его размеров и других параметров.
Ответственность
В данном разделе в общей форме описаны нарушения и меры наказания. Такой формат раздела применяется потому, что конкретная ответственность сотрудника устанавливается только после окончания необходимых административных и юридических процедур.
Права
В этом разделе дан список прав, предоставленных работнику его нанимателем. Обычно сюда входят несколько пунктов, схожих у однотипных профессий. По желанию работодателя этот перечень может быть расширен. Так, в него можно включить получение дополнительного образования за счет работодателя, подписку на отраслевые издания и пр.
Должностная инструкция для педагога-психолога составляется с участием специалистов. Обычно в её разработке принимают участие юрист, сотрудник отдела персонала, а также педагогические работники. Только после их одобрения документ утверждается руководителем учреждения. Окончательно инструкция вступает в силу после её подписания всеми сторонами: специалистом, руководителем организации, а также другими людьми, если их подписи требуются по правилам документооборота.
Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?
Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности
Это – первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу
Основное орудие труда для каждого педагога-психолога – слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно
Педагог-психолог – всесторонне развитая и образованная личность; это – второе важное условие для успешной работы
Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:
-
владеть знаниями особенностей возрастной психологии;
- обладать соответствующим объемом знаний в области медицины, права и некоторых других профессий;
- быть доброжелательным и терпеливым;
- иметь гуманитарный/аналитический склад ума;
- уметь сопереживать и вызывать доверие;
- обладать даром убеждения.
Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости
Но еще более важно – любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни
Кабинет педагога-психолога
Кабинет является важным пространством для работы с детьми и общения с их родителями, поэтому к такому пространству предъявляется ряд требований:
- Кабинет должен быть полностью изолированным, использование в качестве профессионального кабинета проходной комнаты не допускается. Площадь помещения должна быть не меньше 20 м².
- В кабинете важна хорошая звукоизоляция, чтобы посторонние шумы не мешали проводимой в кабинете работе.
- Кабинет должен быть хорошо освещен. Цветовое оформление поможет в создании уютной и доверительной атмосферы.
- Кабинет должен быть зонирован в соответствии с задачами работы, которая проводится в этом кабинете.
Источник фото: vened.pp.ru
Пример зонирования кабинета школьного психолога
Зона первой беседы—зона с письменным столом, картотекой, книжным стеллажом с необходимыми материалами. В этой зоне педагог-психолог может проводить первую индивидуальную беседу с клиентом.
Зона консультаций — оформляется максимально комфортно, чтобы ребенок или взрослый мог провести в этой зоне достаточное количество времени. Здесь могут располагаться уютные кресла, журнальный столик, лампы.
Зона игровой терапии — особенно важна при работе с детьми. Как правило, в этой зоне устанавливают мягкое напольное покрытие, размещают коробки с игрушками, место для рисования, лепки, другого творчества.
Зона релаксации — это зона, в которой ребенок или взрослый сможет расслабиться и освободиться от психоэмоционального напряжения. Предполагает наличие кушетки и кресел, может быть огорожена ширмой.
Когда обращаться за помощью?
Школьный психолог может инициировать разговор с родителями учеников, но и родители при необходимости могут обратиться к специалисту. Ребенок не хочет ходить в школу, он стал агрессивным или замкнутым, его успеваемость резко ухудшилась, он потерял интерес к любимым занятиям — все это повод обратиться за помощью. Изменения в поведении и реакциях у ребенка могут быть маркером возрастного кризиса, а могут говорить о проблемах. И чем раньше их выявить, тем быстрее и менее болезненно их можно решить. Возможно, что специалист не обнаружит серьезных сложностей в поведении о состоянии ребенка и сосредоточится на том, чтобы помочь ему и родителям наладить их взаимоотношения.
Родителям не нужно дожидаться изменений в поведении ребенка, чтобы пообщаться со школьным психологом. Утрата близкого человека, внезапные материальные трудности в семье или развод родителей могут стать причиной ухудшения психологического состояния ребенка. Специалист сможет предотвратить это, если будет в курсе положения дел: он сможет более внимательно наблюдать за школьником, чтобы при необходимости сразу поддержать и помочь ему
Оплата труда
Карьера
Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.
Профессиональные знания:
- умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования;
- знание истории и современных задач науки «психология»;
- осознание основных методов профессии;
- специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека;
- владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы;
- знание основ психодиагностики и психологического консультирования;
- иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях.
Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.
Известные психологи
Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я». Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов. Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.
Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.
Что наша жизнь? Игра!
Школьному психологу нужно не просто быть в центре событий — он должен эти события генерировать сам. Игра — отличный инструмент, который помогает узнать, как обстоят дела, что-то изменить, предотвратить, наладить и даже просто ближе «познакомить» учителей и учеников друг с другом.
Как-то я попросил второклассников принести их любимые игрушки, и целый урок мы выстраивали отношения между игрушками. Когда игра закончилась и дети ушли, их учительница сказала «Ну надо же, оказывается, какие они».
Кстати, учительницу я тоже попросил принести любимую игрушку. Жаль, что она не играла. Но игрушку принесла.
Однажды одна учительница обратилась ко мне с вопросом — что делать, если ребенок боится темноты, когда в классе используется проектор и выключается свет. Не показывать фильмы нельзя. Другие дети их любят, а этот мальчик рыдает, его трясет, начинается истерика.
И тогда я предложил поиграть с ним в темноту, не гася свет. Причём поиграть честно, соблюдая все нюансы. Сначала мы убедились, что ребёнок чувствует себя в безопасности, а потом мало-помалу начали воспроизводить обычный порядок действий. Игра могла быть прекращена в любой момент по желанию ребенка. Совсем не факт, что всё получилось бы с первого раза. Но медленное, постепенное расширение зоны комфорта ребенка в итоге всё равно дает огромный прогресс.
На такого рода игры я всегда приглашаю какую-то часть остального класса. В дальнейшем эти дети станут опорой в адаптации «главного героя» нашей игры. Из них сформируется структура помощников, способных предотвращать различные негативные явления в классе вроде травли и дискриминации слабых.
Смягчаются вертикальные неформальные подчинения, зависимые и невзаимные отношения, борьба за внимание, изолированность, равно как и «звёздность» отдельных учеников. Этими притяжениями и отталкиваниями занимается вообще-то социометрия, но здесь я говорю в целом о миссии школьного психолога, который через события в классах не только сильно влияет на положительную динамику отношений и развитие детей, но и позволяет контролировать всё огромное, на самом деле, пространство школы. Чтобы играть эффективно, школьному психологу нужно владеть социодраматическими приёмами и технологиями, знать социометрию, групповую диагностику, практику реабилитации, психологию отношений, теорию ролей, профилактику травли и многое другое
Чтобы играть эффективно, школьному психологу нужно владеть социодраматическими приёмами и технологиями, знать социометрию, групповую диагностику, практику реабилитации, психологию отношений, теорию ролей, профилактику травли и многое другое.
Школа — это место, где учатся не только дети, но и учителя, родители, да и вообще любой человек, туда попадающий.
Обязанности
Несмотря на то что функции и профстандарт педагога-психолога зависят от сферы деятельности и специализации учреждения, в котором он работает, многие пункты должностных инструкций одинаково справедливы и для специалистов кризисных центров, и для работников учебных заведений.
Ниже представлен основной круг обязанностей штатного психолога средней общеобразовательной школы.
Педагог-психолог обязан проводить работу по сохранению психического и коммуникативного благополучия учеников и действовать согласно Конвенции по охране прав ребёнка.
Специалист должен анализировать внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на развитие личности каждого отдельно взятого ученика, а также принимать меры по оказанию ему психологической помощи.
Педагог обязан проводить исследовательскую работу по оценке психоэмоционального состояния детей, составлять психолого-педагогические заключения и вовремя выявлять отклонения.
Школьный психолог должен оказывать психологическую поддержку творчески одарённым ученикам и способствовать раскрытию творческого потенциала у других детей.
Специалист обязан вести документацию согласно установленным формам и по первому требованию предъявлять её контролирующим органам.
Педагог должен помогать ученикам находить выход из любых конфликтных ситуаций и учить разбираться со своими внутренними проблемами.
Помимо помощи детям, психолог обязан давать профессиональные консультации другим педагогам школы, а также родителям учеников.
Психолог должен организовывать и проводить различные социально-психологические тренинги, опросы и тестирования, а также проводить занятия по профилактике социальной дезадаптации.
При необходимости специалист должен разрабатывать и адаптировать под каждого конкретного ученика развивающие и коррекционные программы, направленные на работу с детьми с задержкой психического развития.
Обязанностью педагога-психолога является выявление детей, относящихся к группе риска, в которую входят ученики, не имеющие друзей, школьники со слабой эмоциональной устойчивостью, любители конфликтов и игроманы
Даже незначительное отклонение в поведении ученика служит сигналом к началу разъяснительной, профилактической и коррекционной работы с самим ребёнком и его родителями.
Важной функцией школьного психолога является выявление и наблюдение за детьми с отклонениями поведения, которые проявляются в гиперактивности, чрезмерной тревожности, излишней стеснительности, агрессии, наличии постоянных страхов и дефиците внимания. В более серьёзных случаях, таких как отставание в развитии, трудности в усвоении программы и затруднённое мышление, психолог обязан поставить родителей и администрацию школы в известность и совместно с другими педагогами начать работу с учеником по индивидуальной программе. Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение
Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение.
Педагог-психолог обязан отслеживать успеваемость каждого ученика и при её резком снижении пригласить на беседу преподавателя и ребёнка. При обнаружении конфликта между учителем и учеником, психолог должен оперативно отреагировать и предпринять все меры к выравниванию ситуации.
В круг обязанностей школьного психолога входит проведение внеклассных мероприятий с целью выявления явных лидеров и скрытых конфликтов между детьми. Для диагностики отношений в коллективе специалист придумывает командные игры и внимательно наблюдает за поведением детей. При выявлении враждующих сторон психолог создаёт такую ситуацию, при которой оба участника конфликта оказываются в одной команде и вынуждены сотрудничать.
Таким образом, круг обязанностей педагога-психолога не ограничивается работой с трудными детьми, а включает в себя коррекционно-развивающую, аналитическую, консультационную, просветительскую деятельность, а также диагностику и психологическую профилактику. Педагог обязан составлять ежегодные планы по каждому виду деятельности и включать их в рабочую программу согласно требованиям закона «Об образовании». В программу должны входить меры по выявлению неблагополучных семей, находящихся в зоне социального риска, а также планирование работы с родителями учеников с целью наблюдения за воспитанием детей в семьях.
Родители
«Работа школьного педагога-психолога в идеале подразумевает тесное взаимодействие с родителями,— считает Юлия Олеговна.— Во-первых, ЛЮБОЙ родитель может сам лично обратиться за помощью, профессиональным советом к психологу. Особо скромные родители могут подойти к классному руководителю с просьбой записать их на консультацию или привести для личного знакомства с педагогом-психологом.
Во-вторых, перед проведением какого-либо тестирования или диагностики ребенка, родитель (или опекун) должен дать свое согласие на его проведение. После тестирования родители могут узнать результаты также через личное взаимодействие с психологом. Психологи участвуют в проведении общешкольных или классных родительских собраний по запросу классного руководителя или директора школы. В настоящее время многие общеобразовательные учреждения практикуют первичное собеседование с ребенком перед поступлением в школу. В этой беседе всегда принимает участие педагог-психолог, ребенок и родитель (либо его опекун)».
Источник фото
В то же время, ничтожное количество родителей приходят на консультацию к школьному психологу по собственной инициативе: и дело тут не только в том, что они с предубеждением относятся к психологическим методикам. Родители склонны идеализировать своих детей, нередко проявляя при этом бездумную жестокость и требуя полного соответствия своим представлениям о прекрасном. Им кажется, что, обращаясь к психологу, они автоматически признают, что с их ребенком что-то не так, что он – в группе риска, что он – не идеален.
«По своему опыту могу сказать, что родители обращаются к школьному психологу крайне редко, — соглашается Валерия Геннадиевна.– Как правило, они делают это только в том случае, если проблема, что называется, вопиет, и самостоятельно справиться с ней уже не получается. Тогда родители приходят ко мне и просят продиагностировать ребенка и посоветовать, как поступить. С другой стороны, я могу их понять: во-первых, культура оказания психологической помощи у нас действительно развита на недостаточном уровне, а во-вторых, выбрать психолога, который подойдет именно тебе, так же сложно, как выбрать подходящего врача».
Вместе с тем, родителям важно помнить:
- Ребенок дома и ребенок в школе – это часто два совершенно разных человека. Психолог замечает особенности поведения детей, косвенно указывающие на нарушения психики, которые впоследствии могут привести к серьезным последствиям, включая нервные срывы, формирование зависимостей и даже суицид.
- Психолог часто лучше знает, с кем общается тот или иной ученик и есть ли у него трудности в отношениях с одноклассниками.
- В компетенции психолога помочь родителям найти с ребенком общий язык: конфликт отцов и детей будет актуален во все времена.