Военный институт (военно-морской) военного учебно-научного центра военно-морского флота «военно-морская академия»

Морское училище (1867)

Младший унтер-офицер Морского Училища в зимнем мундире 1875-1881 гг.; Воспитанник Морского Училища в зимнем мундире 1875-1881 гг.; Фельдфебель Морского училища в зимнем мундире 1867-1872 гг.; Воспитанник Морского корпуса в зимнем мундире 1858-1862 гг.; Фельдфебель Морского Корпуса в зимнем полукафтане (мундире) 1855-1856 гг.; Фельдфебель Морского Корпуса в шинели в строю 1857-1858 гг.; Младший унтер-офицер Морского училища в пальто на берегу 1875-1881 гг.

В 1867 году Морской корпус переименовали в Морское училище. Согласно уставу в него принимались юноши с 16 лет, срок обучения составлял 4 года, штат сокращался до 240 человек с расчётом на ежегодный выпуск 60 гардемаринов. Звание «гардемарин» стало присваиваться выпускникам училища, которые отправлялись в годичное плавание, после чего производились в чин мичмана. Курс училища подразделялся на две части — общую (1 год) и специально-морскую (3 года). Ежегодно в мае проводились переводные экзамены, а с 25 мая по 25 августа кадеты проходили практику на кораблях учебного отряда.

7 августа 1862 года Офицерский класс реорганизовали в Академический курс морских наук, который в 1877 году был преобразован в Морскую академию, которая с 1907 года стала самостоятельным учебным заведением. В 1861—1871 гг. училище возглавлял контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков. При нём были отменены некоторые обязательные занятия, сокращено число строевых занятий, повысилась роль самостоятельной подготовки кадетов. Кадетам было разрешено ежедневно после занятий уходить в город до 23 часов. В дисциплинарную практику ввели «штрафные отметки», которые влияли на старшинство в выпуске, которое влияло не только на распределение по окончании училища, но и на получение очередных офицерских званий. Многие из этих преобразований оказались временными.

Преемник Римского-Корсакова, контр-адмирал А. П. Епанчин отменил часть его начинаний. В 1872 году кадетам запретили выход в город по будним дням, стали практиковать обыски личных вещей. С 1875 года срок обучения увеличили до 5 лет, а возраст поступающих в подготовительный класс снизили до 12 лет. В 1882 году звание «гардемарин» на флоте упразднили, а в училище ввели гардемаринскую роту. При выпуске вновь стали присваивать чин мичмана.

Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе (1926)

Нагрудный знак,ВС СССР, за окончание военно-учебного заведения — высших военных училищ и военных институтов

Форма курсантов Военно-морских училищ Морских сил РККА, ВМС РККА 1924-1940 гг.

Форма курсантов Военно-морских училищ ВМФ СССР 1940-1943 гг.

Форма курсантов, учащихся и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1943-1945 гг.

Форма курсантов, учащихся и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1943-1945 гг.

Форма курсантов, учащихся и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1945-1958 гг.

Форма курсантов, учащихся и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1945-1958 гг.

Форма курсантов и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1958-1969 гг.

Форма курсантов и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1969-1991 гг.

Форма курсантов и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР участвующих в парадах в Москве, Ленинграде, в столицах союзных республик и городах-героях

7 января 1926 года по ходатайству личного состава училища, ему было присвоено имя Михаила Васильевича Фрунзе. Тогда же было введено звание «курсант». Новым штатом предусматривалось обучение 825 курсантов. Программа обучения делилась на 4 курса.

22 сентября 1935 года в СССР были введены персональные воинские звания для командного состава РККА и РККФ. В июне 1936 года в училище состоялся первый выпуск лейтенантов.

13 октября 1936 года училище было награждено Почётным Революционным Красным знаменем, и получило наименование Краснознамённого. Было сформировано четыре отдела: штурманский, артиллерийский, минно-торпедный и гидрографический. В 1937—1939 гг. создавались военно-морские училища в Баку, Севастополе и Владивостоке. Туда уехали многие курсанты, преподаватели и командиры ВМУ имени М. В. Фрунзе.

10 июня 1939 года училище было награждено орденом Ленина. В 1939 году училище было преобразовано в Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Авторитет училища постоянно рос. В 1940 году на 300 вакантных мест было получено 3900 заявлений от желающих поступить. В 1939 году училище закончило 625 лейтенантов, в 1940—404.

Начало Великой отечественной войны совпало с периодом практики у курсантов. 25 июня 1941 года состоялся досрочный выпуск офицеров. Лейтенантами стали 198 курсантов. Второй в 1941 году досрочный выпуск состоялся 31 октября. Курсанты 1 и 2 курсов в июле-августе 1941 года принимали участие в боях в составе 1-й отдельной бригады морской пехоты.

В конце июля 1941 года также было принято решение об эвакуации училища в Астрахань, где оно должно было разместиться на базе Астраханского института рыбной промышленности. Эвакуация завершилась 10 января 1942 года.

Последний выпуск военного времени состоялся 7 мая 1944 года.

Летом того же года училище вернулось в Ленинград. По окончании войны курсанты ВВМУ имени М. В. Фрунзе участвовали в параде Победы на Красной площади.

52 выпускникам училища во время войны было присвоено звание Героя Советского Союза.

Первый послевоенный выпуск состоялся в апреле 1947 года.

29 января 1951 года ВВМУ имени М. В. Фрунзе указом Президиума Верховного Совета СССР было награждено орденом Ушакова I степени. В 1955 году совету училища предоставили право принимать к защите диссертационные работы. Позднее были созданы специализированные учёные советы по присуждению учёных степеней доктора и кандидата наук.

В 1959—1962 годах училище перешло на командно-инженерный профиль подготовки кадров. Была внедрена факультетская система, срок обучения увеличен до 5 лет. Летом 1962 года состоялся первый выпуск специалистов командно-инженерного профиля. Также впервые вместо 6 государственных экзаменов, выпускники защищали дипломные работы.

В 1959—1971 годах в училище работал факультет политсостава, готовивший офицеров с высшим военно-политическим образованием и квалификацией корабельного штурмана. В 1967 году на базе этого факультета было создано Киевское высшее военно-морское политическое училище.

В 1967 году Ракетно-артиллерийский факультет был переведён в Калининград, где на его основе был создан филиал ВВМУ имени М. В. Фрунзе, впоследствии преобразованный в Калининградское ВВМУ — ныне Балтийский военно-морской институт имени Ф. Ф. Ушакова.

В 1998 году в связи с реорганизацией военных учебных заведений ВВМУ имени М. В. Фрунзе было объединено с ВВМУПП имени Ленинского комсомола и переименовано в Санкт-Петербургский военно-морской институт.

История создания

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2012 года № 545 «О мерах по совершенствованию структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» 1 филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (г. Санкт-Петербург) с 1 июля 2012 года переименован в Военный институт (военно-морской) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

Старейшее военно-морское учебное заведение отсчет своих дней непосредственно ведет со дня издания 14 (25) января 1701 года Высочайшего Указа, которым «Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич» утвердил: «…быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению».

Навигацкая школа, Академия морской гвардии, Морской шляхетный кадетский корпус, Морское училище, Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт — такие названия остались в прошлом. За более трехвековую историю институт подготовил сотни тысяч офицеров флота, а в советское время послужил основой для формирования разветвленной сети высших военно-морских учебных заведений СССР со своим аппаратом управления.

Постановлением Правительства Российской Федерации в сентябре 1998 г. на базе объединенных Высшего военно-морского ордена Ленина Краснознаменного ордена Ушакова училища им. М.В.Фрунзе и Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола был сформирован военно-морской институт. 25 января 2001 года в связи с 300-летием военного образования в России Постановлением Правительства Российской Федерации институту было присвоено наименование Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт.

Военный институт (военно-морской) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» сохраняет лидирующие позиции по подготовке офицеров и старшин штурманско-гидрографической специальности, а также специалистов по эксплуатации морских средств навигации, гидроакустического оборудования, ракетно-артиллерийского, противолодочного, торпедного и минного вооружения кораблей и подводных лодок.

Морская Академия (1715)

Гардемарин 1724 г.; Гардемарин 1731 г.; Гардемарин 1742 г.; Гардемарин 1745 г.; Гардемарин 1748 г.; Гардемарин-Сержант 1754 г.

В 1715 году в Санкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы создаётся Морская академия (Академия морской гвардии). Навигацкая школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии.
Морская академия была рассчитана на 300 учеников и организационно делилась на 6 отделений по 50 человек. Во главе академии стоял директор, отделениями командовали офицеры из гвардейских полков. Помимо отделений в Академии имелся отдельный класс геодезистов численностью 30 человек. В 1716 году было учреждено воинское звание «гардемарин». Это звание заменило звание «навигатор», в качестве переходного от ученика Морской академии к чину мичмана (учреждён в 1713 г.). По экзамену мичманы производились в первый офицерский чин унтер-лейтенанта. В 1732 году первым офицерским чином на флоте стал чин мичмана, сохранивший это значение до 1917 года с перерывом в 1751—1758 гг.

С 1723 года в гардемаринскую роту (200 чел.) зачисляли прошедших теоретический курс. Летом гардемарины распределялись по кораблям и уходили в практическое плавание, а зимой продолжали теоретическое обучение. Срок пребывания в чине гардемарина зависел от способностей и наличия свободных офицерских должностей, а также старшинства в списке роты. Вместо положенных семи лет, некоторые становились офицерами через три-четыре года, а другие служили в чине гардемарина до двадцати лет. В 1744 году в отставку «по болезни и старости» был отправлен 54-летний гардемарин, прослуживший в этом чине тридцать лет. В 1717—1752 гг. из Академии было выпущено более 750 человек.

Правила приема

Поступить в военно-морские институты России можно только на бюджетной основе в порядке . В наборе могут участвовать не только юноши, но и девушки (в Калининградский филиал на специальность «инфокоммуникационные технологии и спецсвязь»). Обучение ведется по программам высшего (5 лет) и среднего (2 года 10 мес.) профобразования.

Конкурсный отбор проходит так же, как и в любой другой вуз Министерства обороны. Кандидат должен соответствовать ряду критериев:

  1. Наличие российского гражданства.
  2. Возраст на момент поступления. Для обучения по программам СПО – до 30 лет, высшего образования – до 22 лет (исключение делается только для отслуживших призывников и контрактников, для них планка повышена до 24 и 27 лет соответственно).
  3. Отсутствие полученного раньше профобразования. Абитуриенты, уже имеющие вузовский диплом, не рассматриваются в качестве кандидатов на поступление. Наличие документа о получении среднего специального образования дает право участвовать в отборочном конкурсе на программы специалитета или бакалавриата, но не СПО.
  4. «Чистый социальный бэкграунд» – проблемы с законом, открытое в отношении кандидата судебное производство, отбытое наказание в виде лишения свободы (включая условное) послужат причиной отказа в приеме документов.
  5. Физическое и психологическое соответствие требованием к военнослужащим.

Профессиональная пригодность определяется по результатам психологического тестирования и на основании заключения медкомиссии. Уровень физической подготовки проверяется на экзамене. Юноши сдают:

  • подтягивания (минимум 7 раз);
  • плавание на 50 или 100 м (в зависимости от выбранного вуза);
  • бег на 100 м (проходная порог – 14,8 сек);
  • бег на дистанцию в 3 км (13,5 мин).

Девушкам подтягивания заменяют наклонами туловища (брюшной пресс), а 3-километровую дистанцию сокращают до 1 км.

Заявление на поступление в военно-морской вуз гражданские лица подают в военкомат по месту жительства; курсанты суворовских или нахимовских училищ – на имя начальника; срочники и контрактники – командиру воинской части.

Заявление сопровождается пакетом документов:

  • ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
  • медицинский пакет (амбулаторная карта, результаты обследования, итоги врачебного освидетельствования);
  • сведения о количестве набранных на ЕГЭ баллов (на большинство направлений требуется русский язык, профильная математика и физика; химия нужна только при поступлении на «радиационную, химическую и биологическую защиту»);
  • характеристика с места учебы или службы;
  • ксерокопия имеющихся документов об образовании;
  • автобиография;
  • военный билет/приписной лист;
  • фотографии на документы.

Учебный процесс

За 300 лет своего существования Морской корпус подготовил для Военно-морского флота России десятки тысяч высококвалифицированных офицеров.

Подготовка осуществляется на 6 факультетах по специальностям:

  • Кораблевождение надводных кораблей и подводных лодок;
  • Корабельные автоматизированные комплексы и информационно-управляющие системы;
  • Автоматизированные системы управления морской техникой;
  • Гидрография и навигационное обеспечение судоходства;
  • Электроника и автоматика физических установок.

Обучение и руководство военно-научной работой ведут опытные педагоги. Среди них более двухсот докторов и кандидатов наук, из которых более 180-ти профессоров и доцентов.

Кафедры и лаборатории располагают современной учебно-материальной базой — от персональных ЭВМ до новейших образцов вооружения и техники и полностью обеспечивают учебный процесс, экспериментальную и научно-исследовательскую работу. Училище располагает загородной базой, шлюпками и учебными катерами.

На территории имеется спортивный комплекс, уютное кафе. Картинная галерея может похвастать полотнами, принадлежащими кисти великих живописцев.

В институте имеется богатая библиотека, созданы все условия для занятия художественной самодеятельностью, изобразительным творчеством, физической культурой и спортом, постоянно совершенствуются жилищно-бытовые условия личного состава.

В институт принимаются только граждане Российской Федерации. За пятилетний период обучения в институте курсанты стоят на действительной военной службе, проходят теоретический курс и учебную практику на кораблях и в частях Военно-Морского Флота.

С курсантами со второго курса обучения заключается контракт в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Денежное содержание курсанта-контрактника постоянно повышается.

Успешно окончившим институт по программам высшего профессионального образования присваивается офицерское звание «лейтенант» и вручается диплом инженера государственного образца, а по программе среднего профессионального образования присваивается звание «мичман» с вручением диплома техника.

В институт принимаются военнослужащие, военнообязанные из запаса в возрасте до двадцати четырех лет, а также лица гражданской молодежи в возрасте не моложе шестнадцати лет и не старше двадцати двух лет (на день поступления) с законченным средним образованием. Вступительные испытания проводятся с 1 по 30 июля.

При поступлении кандидаты сдают вступительные экзамены:

  • математика (письменно)
  • физика (устно)
  • русский язык и литература (изложение).

Все поступающие должны пройти профессиональный психологический отбор, медицинскую комиссию и сдать нормы по физической подготовке: подтягивание на перекладине, бег — 100 м, кросс — 3 км.

От проверки знаний по общеобразовательным предметам освобождаются:

  • выпускники Нахимовского военно-морского училища, суворовских училищ, кадетских корпусов,
  • военнослужащие, проходившие военную службу по призыву и при этом выполнявшие задачи в условиях вооруженных конфликтов,
  • другие граждане, которые в соответствии с законодательством РФ освобождаются от проверки знаний по общеобразовательным предметам при поступлении в ВУЗы.

Морская Академия (1715)

Гардемарин 1724 г.; Гардемарин 1731 г.; Гардемарин 1742 г.; Гардемарин 1745 г.; Гардемарин 1748 г.; Гардемарин-Сержант 1754 г.

В 1715 году в Санкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы создаётся Морская академия (Академия морской гвардии). Навигацкая школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии.
Морская академия была рассчитана на 300 учеников и организационно делилась на 6 отделений по 50 человек. Во главе академии стоял директор, отделениями командовали офицеры из гвардейских полков. Помимо отделений в Академии имелся отдельный класс геодезистов численностью 30 человек. В 1716 году было учреждено воинское звание «гардемарин». Это звание заменило звание «навигатор», в качестве переходного от ученика Морской академии к чину мичмана (учреждён в 1713 г.). По экзамену мичманы производились в первый офицерский чин унтер-лейтенанта. В 1732 году первым офицерским чином на флоте стал чин мичмана, сохранивший это значение до 1917 года с перерывом в 1751—1758 гг.

С 1723 года в гардемаринскую роту (200 чел.) зачисляли прошедших теоретический курс. Летом гардемарины распределялись по кораблям и уходили в практическое плавание, а зимой продолжали теоретическое обучение. Срок пребывания в чине гардемарина зависел от способностей и наличия свободных офицерских должностей, а также старшинства в списке роты. Вместо положенных семи лет, некоторые становились офицерами через три-четыре года, а другие служили в чине гардемарина до двадцати лет. В 1744 году в отставку «по болезни и старости» был отправлен 54-летний гардемарин, прослуживший в этом чине тридцать лет. В 1717—1752 гг. из Академии было выпущено более 750 человек.

Как поступить в учебное заведение

Для поступления в это учебное заведение необходимо подать полный пакет документов в военкомат по месту жительства или начальнику военной части (для действующих военнослужащих) – до 20 мая года поступления. После рассмотрения предоставленного пакета документов, абитуриенту будет выслано приглашение для прибытия к месту проведения вступительных испытаний.

Требования к поступающим

К обучению допускаются как юноши, так и девушки. Требования к курсантам военных ВУЗов едины и содержатся в пункте 1 статьи 35 ФЗ №53 от 1998 года «О воинской обязанности и службе». Обязательные критерии для всех кандидатов на поступление:

  • наличие гражданства Российской Федерации;
  • образование – среднее общее (полное) или средне-специальное. Кандидаты с высшим гражданским образованием любой направленности не рассматриваются к поступлению;
  • возраст для не проходивших службу по призыву – от 16 до 22 лет, для прошедших срочную службу – до 24 лет, для военнослужащих по контракту (не офицеров) – до 27 лет. Возраст определяется по количеству полных лет на 1 августа года поступления;
  • наличие решения военкомата по месту жительства и приемной комиссии института о пригодности к обучению;
  • отсутствие судимости, нахождения под следствием или факта отбывания наказания в местах лишения свободы;
  • для специальности «Переводоведение» и «Национальная безопасность» наличие допуска к государственной тайне. Этот документ оформляется в военкомате по месту жительства кандидата;
  • для специальности «Дирижирование» владение навыками игры на любом инструменте, входящем в состав духового оркестра. Уровень владения определяется согласно требованиям ФГОС СПО «Инструментальное исполнительство».

На отдельные специальности принимаются кандидаты из числа офицеров. Требования к этой категории поступающих:

  1. Наличие высшего военного образования.
  2. Срок службы в Вооруженных Силах Российской Федерации не менее 7 лет. Период рассчитывается с момента окончания ВУЗа.
  3. Звание – не ниже «капитана».
  4. Нахождение на должности для звания «майора» или выше не менее одного года;
  5. Согласие заключить контракт на срок обучения в институте и дополнительно на 5 лет после его окончания.

Документы для поступления

Все кандидаты составляют рапорт с прошением о допуске к вступительным испытаниям и прилагают к нему следующие документы:

  • копию свидетельства о рождении и общегражданского паспорта;
  • автобиографию, написанную от руки абитуриентом;
  • характеристику от непосредственного руководителя (директора школы) с последнего места учебы, работы или службы;
  • копию документа, подтверждающего уровень полученного ранее образования. Для лиц, имеющих неполное образование, обязательно предоставление справки об успеваемости;
  • карту психологического отбора. Этот документ составляется сотрудниками военкомата;
  • медицинские документы: заключение врачебной комиссии о группе годности и прилагающиеся к нему справки и выписки;
  • заверенные фотографии размером 4,5х6 см в количестве трех штук;
  • документы, для льготных категорий поступающих.

Какие нужно сдавать экзамены и нормативы

Отбор абитуриентов осуществляется в несколько этапов:

  1. Пригодность по медицинским показателям и состоянию здоровья.
  2. Психологическое тестирование и определение профессиональной пригодности.
  3. Вступительные испытания по общеобразовательным предметам.
  4. Сдача нормативов физической подготовки.
  5. Оценка творческой подготовленности для поступающих на специальность «Дирижирование».

Вступительные испытания по общеобразовательным предметам для абитуриентов разных специальностей:

  • «Военная психология» – биология, математика, русский язык;
  • «Военная журналистика» – литература, история, русский язык;
  • «Психология девиантного поведения» и «Национальная безопасность» – обществознание, русский язык, история;
  • «Экономическая безопасность» – математика, обществознание, русский язык;
  • «Переводоведение» – иностранный и русский язык, история;
  • «Дирижирование» – литература, русский язык, история, творческий экзамен.

Обязательным для всех абитуриентов является сдача нормативов общей физической подготовки:

Упражнение Нормативы для юношей Нормативы для девушек
Подтягивания (кол-во повторений) 4-30
Подъем туловища из положения лежа (кол-во повторений за 1 мин) 18-55
Бег на 100 м (сек) 15,4-11,8 19,6-14,8
Бег на 3000 м (мин и сек) 14,56-10,30
Бег на 1000 м (мин и сек) 5,20-3,40
Плавание 100 м вольным стилем (мин и сек) 2,24-1,00 3,53-1,25
Плавание 100 м брассом (мин и сек) 2,40-1,16 4,13-1,45

Морской шляхетный кадетский корпус (1752)

15 декабря 1752 года Навигацкая школа и гардемаринская рота были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус. Название подчёркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения. Штат корпуса предусматривал обучение 360 человек, которые в строевом отношении делились на три роты по 120 человек, а в учебном — на три класса.

Гардемаринами стали называть учеников старшего класса корпуса. Состав роты был смешанный — в каждую входили три учебные группы — гардемаринская (1 класса) и кадетские (2 и 3 класса). В 1762 году для кадетов ввели единую форму одежды, однотипное вооружение и снаряжение. Новым штатом в помощь директору назначался капитан 1 ранга, фактически — его заместитель по строевой части, которому подчинялись старшие офицеры — командиры рот. В каждой роте было по 4 офицера.

Деятельностью преподавателей руководил профессор. В Корпусе изучалось 28 наук, в том числе: арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, история, политика, риторика, на выбор — французский, английский или немецкий языки, тактическое маневрирование (морские эволюции), морская практика, такелажное дело, фехтование, танцы.

Перевод из класса в класс, а также производство гардемаринов в офицеры, осуществлялись только на вакантные места. До 1762 года выпускники Корпуса были обязаны служить пожизненно. 18 февраля 1762 года манифестом Петра III «О вольности дворянской» каждый дворянин получил право служить по своему усмотрению и выйти в отставку. Этот порядок сохранялся до 1917 года. В 1762—1802 гг. Корпус возглавлял И. Л. Голенищев-Кутузов. По его инициативе в 1764 году ввели должность старшего инспектора классов, который отвечал за организацию учебного процесса. В 1769 году была основана библиотека Морского корпуса, которая пополнялась оригинальными и переводными книгами и учебниками.

Быстрый рост флота вызвал расширение Морского корпуса, штат которого в 1783 году расширили до 600 человек, а в 1791 году в нём фактически обучалось около тысячи человек. С 1753 по 1802 гг. Корпусом было выпущено 3036 офицеров.

Морской корпус (1906)

С 1906 года в корпусе был проведён ряд преобразований, основанных на реализации опыта русско-японской войны. Увеличили число воспитанников, а гардемаринов специальных классов приравняли к юнкерам военных училищ. Выпускники корпуса производились в корабельные гардемарины, а после годичного плавания получали чин мичмана. Главным предметом в специальных классах стала тактика. Курс военно-морской истории преобразовали в историю военно-морского искусства. Совершенствовалась материальная база. В 1912 году были проведены первые соревнования между кадетами — они включали в себя гимнастику, фехтование, стрельбу из винтовки и револьвера, плавание, гонки под парусом.

Учебная база

Подготовка курсантов осуществляется на шести факультетах.

Штурманский факультет. Осуществляет подготовку офицеров военно-морского флота по специальности «кораблевождение и эксплуатация технических средств навигации».

Радиотехнический факультет. Осуществляет подготовку офицеров военно-морского флота по следующим специальностям:

  • Применение и эксплуатация радиотехнических средств надводных кораблей,
  • Применение и эксплуатация радиотехнических средств подводных лодок,
  • Применение и эксплуатация гидроакустических средств.

Минно-торпедный факультет. Осуществляет подготовку офицеров военно-морского флота по следующим специальностям:

  • Применение и эксплуатация противолодочного вооружения надводных кораблей,
  • Применение и эксплуатация противолодочного ракетного и торпедного вооружения подводных лодок.

Факультет радиосвязи. Осуществляет подготовку офицеров военно-морского флота по специальности «Применение и эксплуатация корабельных средств связи».

Факультет береговых войск и вооружения морской авиации. Осуществляет подготовку офицеров береговых частей военно-морского флота и подразделений морской авиации по следующим специальностям:

  • Эксплуатация противолодочных комплексов морской авиации,
  • Эксплуатация радиоэлектронного оборудования крылатых ракет и самолетов морской авиации,
  • Применение и эксплуатация береговых ракетных комплексов и артиллерии.

Школа техников. Является средним специальным учебным заведением при училище, осуществляющим подготовку мичманского состава специалистов по эксплуатации и ремонту средств навигации, минно-торпедного комплекса и радиоэлектронного оборудования для ВМФ и подразделений морской авиации.

Для получения навыков воинских специальностей при училище создан дивизион учебных катеров, учебный аэродром, учебная ракетная батарея. В ходе обучения курсанты проходят практику на кораблях и в частях Тихоокеанского флота. В процессе обучения курсанты корабельных специальностей получают специализацию в качестве офицеров подводного либо надводного флота.

Со времени своего образования институт подготовил около 16000 высококвалифицированных офицеров; из них около 200 стали адмиралами и генералами. Пятнадцать выпускников удостоены здания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и Героя Социалистического Труда. Для обучения и воспитания будущих офицеров флота привлечены опытные офицеры-педагоги и гражданские специалисты. Накоплен богатый научный потенциал. В институте служат и трудятся 9 членов-корреспондентов различных российских и международных академий наук, 14 докторов наук, 15 профессоров и свыше 130 кандидатов наук и доцентов. Для подготовки высококвалифицированных офицеров-специалистов Тихоокеанский военно-морской институт имени С. О. Макарова имеет многочисленные лаборатории и кабинеты, оснащенные современной техникой, приборами л оборудованием.

Для отработки морских практических — навыков курсантов институт имеет свой дивизион учебных катеров, для курсантов авиационных специальностей создается учебный аэродром в пос. Кневичи (50 км от Владивостока), для курсантов береговых ракетных войск создана учебная батарея ракетных комплексов. В процессе обучения курсанты ежегодно проходят учебную практику на кораблях Тихоокеанского флота, участвуют в дальних океанских походах с посещением иностранных портов. Курсанты были гостями портов США, Японии, Индии, Индонезии. Вьетнама, Кореи, Китая, Кубы, Анголы и многих других государств.

Спортивная база института позволяет курсантам активно заниматься спортом. Институт имеет спортивный комплекс, который является одним из лучших в регионе Сибири и Дальнего Востока и включает в себя плавательный бассейн с длиной дорожек 50 м, залы для занятий рукопашным боем, боксом, борьбой, игровой зал. Борцы, боксеры, волейболисты, морские многоборцы института являются одними из сильнейших на Тихоокеанском флоте и в Приморском крае.

В клубе института работает дна из самых популярных в городе дискотек. Проводятся премьерные показы художественных и документальных фильмов, встречи с их съемочными коллективами, а также концерты и встречи с артистами театра, кино, эстрады и интересными людьми. Курсанты института поддерживают тесные дружеские связи со студентами владивостокских вузов.

Эти качества, свойственные выпускникам ТОВМИ имени С. О. Макарова, позволяют им. не иметь проблем с трудоустройством в Министерстве обороны, других силовых министерствах и ведомствах, а также, в иных сферах деятельности.

Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе (1926)

07 января 1926 года по ходатайству личного состава училища, ему было присвоено имя Михаила Васильевича Фрунзе. Тогда же было введено звание «курсант». Новым штатом предусматривалось обучение 825 курсантов. Программа обучения делилась на 4 курса.

22 сентября 1935 года в СССР были введены персональные воинские звания для командного состава РККА и РККФ.

В июне 1936 года в училище состоялся первый выпуск лейтенантов.

13 октября 1936 года училище было награждено Почётным Революционным Красным знаменем, и получило наименование Краснознамённого. Было сформировано четыре отдела: штурманский, артиллерийский, минно-торпедный и гидрографический.

Военно-морское училище им. Фрунзе. Первый выпуск  лейтенантов штурманов подводников 1936 года.

Слева направо: 1- Ефанов, Богдановский, Матрос, ?, Ненашев, Яйло, Горобец, Фисанович, Барков, ?, Котрелов, ?,  2- ?, Ильин, Соколовский, Резников, Бабинский, ?, Малинин, Вихман, Леонов, 3- Бычков, Моисеенко, ?, Степанов, ?, Кабо, Мохов, ?, ?, ?, Перцев, Сталбо, 4-  Целганцев, Циценовский, ?, ?, ?, Поликарпов, Шумилин, Травкин, ?, Петров, Горов, Грачёв, 5- Кузнецов, Соболев, ? ?, Волков, Коновалов, Андреев, Фришман, Федулов, Магид, ?, 6- Аверкин, Шульгин, ?, Шишкин, Махорин, Жижинов, Хрусталёв. Состав училища: Начальник штаба капитан-? Круглов, ?, Лаухин, майор Доста, капитан-? Вавилов, Бельский, Воронов А.С., капитан-? Соколов, ?, старший лейтенант Левчин.

В 1937—1939 гг. создавались военно-морские училища в Баку, Севастополе и Владивостоке. Туда уехали многие курсанты, преподаватели и командиры ВМУ имени М. В. Фрунзе.

Военно-морское училище им. Фрунзе. Второй выпуск лейтенантов-штурманов-подводников 1937 года.

Слева направо: 1- Беляев Н.А., Смирнов В.Г., Евстратов, Рябухин Г.В., Цесаренко С.Ф., Алексеев В.И., Спеленков, Тюрин, Карташов Н.И., 2- Батькович, Кораблёв В.А., Шматов П.С., Лапицкий М.В., Правдюк В.В., ?, Кондратюк А.И., Керенский П.А., Галустов Г.А., Шлионский М.Л., 3- Кошелев, Кудинов, Петелин А.И., Носков М.Я., Демьянович С.Ф., Чалов В.П., Чуланов В.Ф., ?, Фридман А.И., Федоров Л.П.,  4- Волков А.И., ?, Виолин Е.Ф., Карпенко Ф.И., Масич Д.С., Гагаринов И.М., Видяев В.И., Винокуров В.И., 5- Павлов, Шипин П.В., Ковалев А.П., Селиванов В.Н., Качур И.П. Состав училища: Помощник начальника училища капитан 3-ранга Круглов, начальника училища комдив Буриченков Г.А., дивизионный комиссар Лаухин, политрук Воронов Алексей Сергеевич, капитан 2-ранга Коренев, старший политрук Бессонов, капитан 2-ранга Никитин, инженер флагман 3-ранга Хлюстин, капитан 2-ранга Назаров, старший лейтенант Исаков.

Военно-морское Краснознаменное училище им. Фрунзе. Выпуск лейтенантов-подводников-минёров 1938 года.

Слева направо: 1-  ?, Булгаков М.И., Арванов З.М., Киселёв В.Н., Ярошенко В.К., ?, ?, ?, 2- Петров А.И., ?, Рысь В.А., ?, Шинкоренко В.Ф. Островский, 3- Левишев Г.В., Шишкин А.М., Плотов Л.П., Донецкий, Любомудров Н.М., 4- ?ретуш, Семёнов П.Я.. Состав училища: полковой комиссар Бельский, начальник училища комдив Буриченков Г.А., капитан 2-ранга Коренев, старший лейтенант Опарин, Ботал. комиссар Брутус, капитан 3-ранга ?, капитан-лейтенант Герасимов, Капитан ?, военный инженер 1-ранга Красницкий,  капитан 2-ранга Сарнов, капитан 2-ранга Паскан, капитан 2-ранга Ляпидевский.

10 июня 1939 года училище было награждено орденом Ленина.

В 1939 году училище было преобразовано в Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Авторитет училища постоянно рос.

В 1940 году на 300 вакантных мест было получено 3900 заявлений от желающих поступить.

В 1939 году училище закончило 625 лейтенантов, в 1940—404.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector