Дефектолог
Содержание:
- Зарплата дефектолога
- Отставание, а не отсталость
- Общие задачи дефектологов
- Плюсы профессии
- Где можно получить профессию дефектолога?
- Как стать дефектологом
- Карьерный рост
- Заключение
- Учитель-(педагог)-дефектолог
- Зачем психолог нужен ребенку?
- Обучение на дефектолога
- Дефектолог – специфика профессии
- Общая характеристика направления
Зарплата дефектолога
Заработная плата дефектолога колеблется в приделах 10000–75000 рублей. Такой значительный разброс объясняется разной специализацией, различными местами работы, а также регионом. По России средняя зарплата составляет 25000 рублей в месяц. По регионам картина имеет следующий вид:
Регион | Средняя зарплата в рублях |
Республика Саха | 36 133 |
Московская обл. | 30 000 |
Камчатский край | 30 000 |
Ненецкий автономный округ | 28 734 |
Архангельская обл. | 26 000 |
Ленинградская обл. | 26 000 |
Мурманская обл. | 23 500 |
Нижегородская обл. | 22 500 |
Томская обл. | 21 500 |
Астраханская обл. | 20 000 |
Москва | 32 500 |
Питер | 25 000 |
Отставание, а не отсталость
Обучающийся второго коррекционного класса 7 вида (ЗПР) не умел читать, писать, считать, быстро уставал, был вял и равнодушен практически ко всему, испытывал трудности в общении.
Раньше детей с задержкой психического развития считали умственно отсталыми. Но и теперь многим учителям, не имеющим специального педагогического образования, сложно отличит умственную отсталость от отставания, задержки в развитии.
У данного ребёнка проблемы развития имели причину не органического, а нейропсихологического характера. Иначе говоря, головной мозг функционален, но некоторые его отделы медленно созревают.
Я занималась с ребёнком дважды в неделю. Среди нескольких направлений коррекционной работы отмечу нейропсихологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Детям они нравятся. Нейронные связи между правым и левым полушарием можно стимулировать через рисование одновременно обеими руками. Ещё одно простое и забавное упражнение «ухо – нос»: правой рукой берём кончик носа, а левой – мочку правого уха. Затем одновременно меняем руки: правая рука берёт мочку левого уха, а левая рука кончик носа. Повторяем процедуру несколько раз. Попробуйте, это не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Также я дала рекомендации классному руководителю, учителю физкультуры и учителю музыки о подходящих данному ребёнку способах поддержки во время урока. В частности, такого ребёнка нужно тщательно инструктировать: то, что другие дети схватывают на лету, ему может быть не понятно без дополнительных объяснений.
Крайне важно чаще обращаться к ученику с данной формой ЗПР с вопросами на уроке. Обычно учителя склонны игнорировать таких детей, потому что они всё равно не способны дать правильный ответ
Это ошибочная стратегия: дело не в том, что ребёнок не сможет в данный момент ответить, а в том, что вопросы учителя стимулируют мозговую активность, благодаря чему созревание нейронов и связей между ними ускоряется.
Ник Вуйчич
Также я дала рекомендации родителям для занятий в домашних условиях
Родителям важно «не жалеть» ребёнка и максимально вовлекать в домашние обязанности: мыть, убирать, готовить. Известный австралийский писатель и спикер Ник Вуйчич родился с синдромом тетраамелии, то есть без рук и без ног
Но в детстве родители поручали ему, например, пылесосить дом. Он зажимал ручку пылесоса между головой и плечом и вполне справлялся с такой задачей. Такой «безжалостный» подход к детям с ОВЗ позволяет максимально раскрыть их потенциал.
Также среди общих рекомендаций родителям стоит отметить развитие пространственных представлений: ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от, лево, право, слева, левее, правее, сверху, снизу, выше, ниже и др. Это можно делать невзначай: «Возьми кружку справа от тебя и поставь перед тарелкой», «Достань соль с нижней полочки» и т. д.
Важно, что родители данного ребёнка обратились за медицинской помощью и прошли весь курс лечения, назначенный неврологом. Очень часто родители боятся или ленятся обращаться к врачам
Без медицинской помощи эффективность коррекционного процесса сильно снижается.
В результате согласованной работы всех участников образовательного процесса в развитии ребёнка произошёл колоссальный прогресс. В четвёртом классе уровень социальных представлений и умственных действий ученика соответствовал возрастной норме. Программный материал начальной школы усвоен в полном объёме.
Общие задачи дефектологов
Основная работа специалистов направлена на развитие познавательности у ребенка, что достигается благодаря разносторонним программам и методикам. Сюда относится развитие памяти, внимания, ментальных процессов. Несмотря на узкопрофильность педагогов-дефектологов, все они решают аналогичные задачи:
- индивидуальное развитие сенсорных навыков;
- развитие культурно-гигиенических умений;
- формирование правильной речи, достигающееся методом расширения кругозора (педагог знакомит ребенка с окружающим миром, тем самым пополняя его словарный запас и формируя связную речь);
- демонстрирование игровых приемов (в случае, если игровые навыки не отвечают возрасту малыша);
- приобретение навыков в письменной и устной речи методом аудиального восприятия (ребенок находит звуки в произнесенных словах);
- формирование простых арифметических навыков (благодаря приобретенным знаниям о количественных и временных особенностях предметов);
- развитие моторики с помощью простых творческих заданий.
Плюсы профессии
- Короткий рабочий день – большинство дефектологов, работающих в бюджетных учреждениях, освобождаются уже через четыре часа, что позволяет с легкостью совмещать несколько профессиональных интересов или уделять больше времени себе и семье.
- Большой отпуск: дефектологи могут позволить себе отдыхать почти все лето, ведь их отпуск длится целых 56 дней (это опять же касается бюджетных образовательных учреждений).
- Социальная значимость профессии: педагоги помогают детям даже с самыми тяжелыми нарушениями встать на ноги и стать если не полноценным, то все же самостоятельным членом общества.
- Огромное пространство для самореализации: существует великое множество самых разных методик преподавания, которые можно освоить с помощью семинаров и курсов. Особо креативные могут даже разработать свой собственный метод и пользоваться им.
- Возможность вести частную практику: многие родители готовы отдавать немаленькие деньги за индивидуальные занятия с их ребенком. Достаточно набрать клиентуру, и тогда можно забыть о финансовом неблагополучии, ведь довольные результатом родители обязательно посоветуют знакомым хорошего специалиста.
Где можно получить профессию дефектолога?
МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для дефектологов. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.
.
Как мы уже упоминали выше, дефектология «стоит» на стыке многих наук. Однако преобладающее направление, все-таки педагогика
Поэтому, если вы чувствуете в себе призвание и хотите получить профессию дефектолога, то обратить свое внимание вам придется на педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра дефектологии. Отметим, что в процессе обучения студентам приходится не только изучать основы педагоги и особенности работы с неполноценными людьми, но и учиться оказывать первую необходимую психологическую и медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях
Другими словами, вы получите педагогическое образование с медицинским уклоном.
Многих людей интересует, можно ли получить специальное дефектологическое образование на профильных курсах (то есть, по ускоренному варианту), при условии что будущий специалист уже имеет «за плечами» диплом о педагогическом или медицинском образовании. Нет, нельзя. Вам все равно придется поступать в педагогический ВУЗ на кафедру дефектологии. Правда, срок обучения в этом случае составит не традиционные 5 лет, а всего 2-3 года.
Ну и конечно же, при выборе учебного заведения лучше всего отдавать предпочтение ведущим педагогическим ВУЗам России, в число которых входят:
- Московский педагогический государственный университет;
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
- Томский государственный педагогический университет;
- Волгоградский государственный социально-педагогический университет;
- Челябинский государственный педагогический университет.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Якутск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 215 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 50 000,00 ₽ |
Российский новый университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 47 632,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 201 756,00 ₽ |
Московский городской педагогический университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 190 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 110 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 120 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 200 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 115 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 76 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 120 000,00 ₽ |
Московский городской психолого-педагогический университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 75 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 150 000,00 ₽ |
Мурманский государственный гуманитарный университет
Мурманск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 134 880,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 90 000,00 ₽ |
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
Коломна
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 85 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 132 080,00 ₽ |
Иркутский государственный университет
Иркутск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 128 498,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 42 713,00 ₽ |
Российский государственный социальный университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 128 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 60 000,00 ₽ |
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Пушкин
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 121 500,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 68 000,00 ₽ |
Дальневосточный федеральный университет
Владивосток
Как стать дефектологом
Для того чтобы начать работать по этой специальности, нужно получить профильное высшее или среднее образование. В педагогических вузах и колледжах есть дефектологический факультет, на котором можно выучиться на коррекционного преподавателя.
В программу обязательно включают следующие дисциплины:
- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- общая, возрастная, специальная педагогика и психология;
- речевые практики;
- нормативно-правовые основы профессиональной деятельности;
- генетика;
- психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Люди, у которых есть профильное психологическое или педагогическое образование могут переквалифицироваться в дефектолога. В таком случае обучение займёт всего несколько месяцев вместо 4—5 лет.
Необходимые качества специалиста
Для успешного выполнения своей работы дефектолог должен уметь легко устанавливать контакт с детьми и поддерживать комфортную для них атмосферу во время занятий, иметь навыки обучения письму и чтению с помощью нестандартных методов.
Помимо профессиональных знаний, важны личные качества специалиста. Такая работа подойдёт людям, которые:
- имеют организаторские способности;
- умеют быстро принимать решения;
- внимательны и терпеливы;
- психологически устойчивы;
- любят как детей дошкольного возраста, так и подростков;
- могут проявить строгость, когда это необходимо;
- коммуникабельны;
- неравнодушны к чужим проблемам.
Кроме того, у педагога должна быть грамотная речь, чёткая дикция и хорошая память. Важны и интуитивные способности. Они пригодятся для подбора подходящей методики.
Кому противопоказана специальность
У этой специальности есть некоторые медицинские ограничения. Не получится получить профессию дефектолога у людей, страдающих:
- нарушениями зрения, слуха или речи;
- психическими расстройствами;
- заболеваниями ЦНС;
- судорогами или потерей сознания;
- проблемами с вестибулярным аппаратом или сердечно-сосудистой системой.
Условия труда
Работа довольно сложная, весь день дефектолога проходит в условиях высокой нервно-психической, эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативной нагрузки. К тому же почти всё время коррекционный педагог находится на ногах.
Заработная плата у дефектолога маленькая. В Москве труд специалиста оплачивается в размере 22—100 тысяч рублей, для регионов сумма скромнее, меньше почти в 2 раза.
Однако у талантливых специалистов есть перспектива карьерного роста. Самые опытные и успешные преподаватели могут получить научную степень и должность директора.
Рабочее место
Дефектологи трудоустраиваются как в государственные, так и в частные учреждения. Это могут быть практически любые заведения, где есть дети, например:
- школы;
- детские дома, сады и интернаты;
- медицинские и реабилитационные центры;
- санатории.
Часто дефектологи с больши́м опытом работы дают частные уроки. Занятия в таком формате могут проходить как с одним, так и с несколькими детьми сразу.
Плюсы и минусы профессии
Как и большинство других специальностей, профессия коррекционного педагога имеет свои достоинства и недостатки.
К плюсам можно отнести:
- оказание помощи другим людям;
- работа с детьми;
- востребованность специальности;
- возможность карьерного роста;
- многогранность дефектологии как науки.
Важная и нужная для общества профессия. Несмотря на большое количество положительных моментов, есть и некоторые отрицательные стороны. Минусы у профессии дефектолога следующие:
- постоянные психоэмоциональные нагрузки;
- успешность работы зависит не только от специалиста, но и от родителей, учителей и врачей;
- небольшая заработная плата;
- много должностных обязанностей;
- ежедневное общение с людьми;
- возможность возникновения конфликта с родителями или детьми.
Помимо этого, специалист должен постоянно изучать дефектологию. Посещение семинаров, вебинаров и чтение профессиональной литературы — неотъемлемая часть жизни успешного специалиста.
Карьерный рост
Карьера дефектолога обычно начинается с рядовой должности в бюджетном заведении специализированного типа. Обычно за ним закрепляется куратор, контролирующий действия новичка. На этом этапе заработная плата работника составляет 15-20 тыс. рублей. Через 2-3 года практики сотрудник может приступать к самостоятельному приему посетителей. Его заработок увеличивается до 30-45 тыс. рублей. Со временем практик может перейти на руководящую должность с увеличением дохода до 50-70 тыс. рублей.
В частных учебных и воспитательных учреждениях дефектологи получают в среднем от 50 тыс. рублей. На такие должности обычно принимают опытных представителей профессии, обладателей научной степени. При ведении частной практики профессионалы такого типа зарабатывают от 60 тыс. рублей в месяц.
Россия
15000—45000 ₽
Москва
30000—100000 ₽
Заключение
Представитель профессии дефектолог занимается работой с детьми, у которых есть физические отклонения от нормы, психические проблемы. Цель такого сотрудника — повышение качества жизни малыша, упрощение процесса его адаптации в обществе. Для трудоустройства по профилю необходимо наличие высшего педагогического образования или прохождение курсов повышения квалификации.
Учитель-(педагог)-дефектолог
детского сада, школынапример, в профильных учреждениях для детей с нарушениями зрения или слухаДефектолог может обладать одной из следующих специализаций:
Сурдопедагогика. Этот специалист работает с теми детьми, у которых в той или иной степени страдает (от слабых проблем до полного отсутствия) слух и/или речь с рождения или вследствие перенесенных заболеваний, травм. Сурдопедагог обучает ребенка жестовому и тактильному языку, развивает остаточный слух и навыки, необходимые для лучшей адаптации к окружающим условиям. При операциях на уши сурдопедагог занимается послеоперационной реабилитацией ребенка.
Тифлопедагогика. Этот специалист работает со слепыми или плохо видящими детьми. В задачи тифлопедагога входит улучшение (по возможности) остаточной функции зрения, а также развитие других навыков, которые помогут ребенку стать полноценной личностью при существующей проблеме. В своей работе дефектолог использует специальные технические приспособления, при помощи которых проводятся манипуляции по коррекции зрения.
Логопедия. Логопед работает с теми пациентами, у которых присутствуют проблемы в целом с речью или с произношением конкретных звуков. Под компетенцию логопеда попадают дети с такими проблемами как заикание, задержка развития речи, дислексия (трудности с чтением), дизартрия (неясная, смазанная речь), афазия (утрата речи по причине поражения головного мозга). Дефектолог исправляет существующие недостатки (по возможности), а при полном отсутствии речи у больного стимулирует ее развитие. Он работает не только над постановкой речи, но и обучает пациента правильно пользоваться интонацией, логично отвечать на вопросы, составлять правильные предложения.
Олигофренопедагогика. Представитель этой профессии занимается детьми, у которых диагностирована задержка развития, умственная отсталость (олигофрения), аутизм (психическое расстройство). Также он работает с теми пациентами, у которых присутствует не одно, а несколько нарушений со стороны умственного развития, речи и/или слуха. Кроме этого олигофренопедагог оказывает помощь детям, которые не страдают какими-либо психическими заболеваниями, но испытывают трудности с адаптацией в коллективе
Этот специалист по коррекции работает над развитием интеллектуальных навыков (при необходимости), учит пациента выражать свои эмоции и желания (особенно важно в случаях, когда у больного присутствуют проблемы с речью), помогает находить общий язык со сверстниками.
Работа дефектолога с детьми
как по общеобразовательной программе, так и отдельно с дефектологомнапример, из-за явной разницы между успехами сверстников и личными достижениями в учебе
по виду, по степени выраженностиСуществуют следующие этапы в работе дефектолога с детьми:
Ознакомление с окружающим миром. Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия (например, если не воспользовался зонтом под дождем – промокнешь).
Обучение математике. На таких занятиях дети учатся различать формы и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы или события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи.
Сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики (пальцев рук). Дети выполняют разные действия руками (рисуют, лепят, конструируют), повторяют за педагогом упражнения для кистей, пальцев
Большое внимание уделяется выполнению различных действий (чистке зубов, расчесыванию), целью которых является соблюдение личной гигиены.
Обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками командной или любой другой игры
На таких занятиях дефектолог организовывает разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Обучение игре помогает ребенку познавать окружающий мир и находить общий язык со сверстниками.
стремление к учебе
Зачем психолог нужен ребенку?
Часто среди родителей бытует предубеждение, что детский психолог – тот же психиатр, но на самом деле, это далеко не так. Такой специалист – не врач, но он незаменим, когда малыш попадает в стрессовую ситуацию или переживает возрастной кризис. Он оказывает ребенку психологическую помощь посредством игровой методики, дает ему возможность выразить эмоции, переживания знакомым путем.
Маленький человечек не всегда находит в себе силы признаться родителям в своих чувствах – он боится их огорчить, вызвать недовольство или, хуже того, гнев, особенно, если ситуация связана с разводом или смертью одного из родителей или близких родственников, насилием.
Подобрать ключик к детской душе сможет только специалист.
Почему нельзя пренебрегать помощью детского психолога? Невысказанные переживания со временем могут вылиться в серьезные неврозы, которые окажут негативное влияние на всю дальнейшую жизнь маленького человека.
Когда нужно прийти на консультацию к детскому психологу?
- Всегда покладистый, неконфликтный ребенок вдруг устраивает «праздник непослушания», закатывает истерики и скандалы на ровном месте.
- Боится оставаться один в темной комнате.
- Боится людей, не умеет постоять за себя, сильно стесняется.
- Для его поведения характерны необъяснимые вспышки агрессии, он вымещает злость на игрушках, животных, может ударить родителей.
- Если он попал в экстремальную ситуацию: насилие, смерть родственника или питомца, развод, переезд, смена коллектива, травля со стороны сверстников, тяжелая болезнь. Внешне он может не проявлять беспокойство, но в душе у него бушует ураган.
- Плохие оценки, нежелание идти в школу, вызывающее поведение, часто связаны не с ленью и невоспитанностью, а с более серьезными причинами, которые обнаружит психолог и подскажет, как их устранить. Запишите ребенка сразу же, как заметили тревожные признаки, и он будет благодарен Вам за поддержку.
- Гиперактивный. Если у ребенка есть диагноз СДВГ, то психолог поможет ему определить свои главные стремления и направить лишнюю энергию в правильное русло. Также регулярно посещать специалиста стоит, если у ребенка выявлены аутизм, ММД, ЗПР.
Кстати, помощь детского психолога необходима не только малышу, но и молодым родителям. Специалист подскажет, как правильно общаться с ребенком, понять истинные причины его «странных» поступков, выстроить доверительные отношения.
Обучение на дефектолога
Чтобы без проблем устроиться на должность дефектолога, нужно иметь высшее образование. Его можно получить строго по этому профилю или по одной из смежных специальностей. При поступлении в ВУЗ обычно нужны высокие баллы ЕГЭ по таким предметам как русский язык, биология, обществознание. Конкурс по этому направлению растет, поэтому в некоторые учебные заведения придется дополнительно сдать вступительные тесты по биологии.
Курсы
Если у соискателя профессии уже есть высшее образование по специальности психолог или педагог, он может стать дефектологом по упрощенной схеме. Для этого достаточно пройти профессиональную переподготовку на курсах по программе «Дефектология». Такие услуги предлагают «Высшая школа технологии и управления», «Столичный учебный центр», Центр «Российское просвещение» и другие заведения.
Вузы
Специализация «Дефектология» преподается в большинстве педагогических ВУЗов, а также во многих учебных заведениях с гуманитарным уклоном. Обучение по профилю занимает от 4 до 6 лет в зависимости от его формы, а также специфики направления. Учиться можно очно, очно-заочно, заочно и дистанционно. Ведущими ВУЗами этой области считаются: Московский институт психоанализа, Московский государственный областной университет, МПГУ, РГСУ, Институт специальной педагогики и психологии, МГГУ имени М.А. Шолохова, МСГУ.
Дефектолог – специфика профессии
Особенно актуальной профессия дефектолога является для родителей, которые воспитывают маленького ребенка. Ведь проблемы, с которыми помогает бороться дефектолог, связанны именно со здоровьем детского возраста.
Поэтому к данной профессии следует отнестись со всей серьезностью, как самим ее представителям, так и молодым родителям. Но, чтобы разобраться в том, кто же такой дефектолог и для чего он предназначен, следует узнать о науке, согласно которой разворачивается суть его деятельности.
Дефектология – это наука, которая изучает психические и физиологические особенности в развитии детей, методы детского воспитания и техники обучения ребенка
При этом берутся во внимание те недостатки, которые появляются в детском возрасте при психофизиологическом развитии малыша
Если вы не слышали термина дефектология, то, наверняка, хоть отдаленно знаете о коррекционной или же специальной педагогике. Дефектолог довольно обширное понятие, которое включает в себя множество функций и обязанностей, которыми располагает специалист в сфере дефектологии.
Дети с такими особенностями занимаются с подобными педагогами, которые корректируют их поведение, обучают и воспитывают с учетом их особенностей, то есть разрабатывают к каждому индивидуальный подход.
Часто в работе дефектолога можно услышать такие понятия, как коррекция и компенсация. В первом случае это объясняется тем, что дефектологи нацелены на исправления различных недостатков, влияющих на развитие, но при этом данные недостатки не подразумевают под собой коренные изменения.
То есть специальные педагоги лишь вносят некую коррекцию, не меняя всё в целом. А во втором случае, когда речь идеи о компенсации, дефектологи возмещают недостатки, которые мешают правильному и необходимому развитию ребенка.
Для работы дефектологом специалист должен получить высшее педагогическое образование, но занимаясь на дефектологическом отделении в своем учебном заведении.
Наряду с педагогикой ценные профессионалы изучают также различные дисциплины, касающиеся медицины, ее отраслей, а также изучают психологию и специальную педагогику. Специалистов-дефектологов нельзя причислить к ряду врачей, но, несмотря на это, они находятся, словно на промежутке между педагогикой и медициной.
Места работы, на которых дефектологи являются довольно востребованными кадрами, представляют собой достаточно обширное разнообразие, поэтому хороший специалист всегда может рассчитывать на тот выбор и ту сферу работы, которая для него наиболее выгодна и желательна.
Например, представителей профессии дефектолог можно с легкостью встретить, прежде всего, там, где находится большое количество детей. Это детские сады и школы. Вдобавок к этому дефектологи реализовывают себя еще и в таких медицинских учреждениях, как больницы, реабилитационные центры, поликлиники и прочие.
Прежде, чем начать свою работу, дефектолог тщательно изучает сам дефект или же недостаток, проводя его анализы и суммируя ту степень, в которой он выражен.
Далее работа дефектолога заключается в том, что он обязан исследовать психические функции ребенка (например, внимание, мышления, память и так далее) и диагностировать те особенности, которые касаются его эмоциональной области. После полного осмотра ребенка, дефектолог берется за составление методов и технологий в своей работе, которая сможет помочь в коррекции имеющихся недостатков
После полного осмотра ребенка, дефектолог берется за составление методов и технологий в своей работе, которая сможет помочь в коррекции имеющихся недостатков.
Но при этом дефектолог должен учитывать особенности и индивидуальность каждого пациента, подбирая под каждого свое направление работы.
На начальных этапах, когда дефектолог только начинает искать пути, благодаря которым можно устранить недостатки, сложно сказать, сколько именно ребенку потребуется занятий с педагогом, чтобы полностью привести его в норму.
Всё происходит индивидуально у каждого ребенка. Поэтому то, насколько долгой будет работа специального педагога со своим подопечным, определяется, как правило, тем уровнем, которым выражен тот или иной дефект.
Общая характеристика направления
В качестве научной дисциплины дефектология сформировалась в середине XIX века. Ее воспринимали как общественную практику, которая возможна только за счет благотворительности. Количество медико-педагогических учреждений для глухонемых, слепых, умственно-отсталых постепенно возрастало, а наука собирала доказательную базу, крепла, находила новые методы терапии и профилактики. Серьезный скачок к развитию дефектология получила после прихода к власти большевиков.
В дефектологию входит несколько разделов социальной педагогики. Среди них – тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Тифлопедагогика занимается воспитанием и обучением пациентов с нарушениями зрения. Олигофренопедагогика сосредоточена на обучении и социальной реабилитации умственно-отсталых людей. Логопедия изучает нарушения, дефекты речи и методы их коррекции. Именно в этом и заключается разница между логопедом и дефектологом. Логопед – узкопрофильный специалист, а сама логопедия является ответвлением дефектологии.
Дефектология, как наука, подкреплена колоссальной научной базой, которая переплетена с детской психологией, психиатрией, неврологией и педагогикой. Важная часть направления – специальная психология. В нее входят сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология и логопсихология. Все они рассчитаны на людей с определенными пороками развития. Каждая разновидность специальной психологии занимается конкретными проблемами глухонемых/слепых/умственно-отсталых, изучает механизмы развития отклонений, разрабатывает методы борьбы и профилактики.