Из истории института химии спбгу
Содержание:
Правила приема
Каких-либо особых правил в отношении поступления в химические институты России нет (за исключением медицинских противопоказаний, о которых речь шла выше). Причем это ограничение весьма условно, так как многие вузы не требуют от своих абитуриентов особого врачебного освидетельствования, кроме стандартной справки 086/у. Но дальнейшая работа по специальности при наличии проблем со здоровьем будет практически невозможна.
Первое, с чего следует начать поступление, это выбрать те предметы ЕГЭ, которые требуются в намеченном вузе. Как правило, в число этих дисциплин входят:
- обязательный русский язык;
- математика профильного уровня сложности;
- ну и, конечно, химия.
МГУ и СПбГУ проводят дополнительные вступительные испытания по профилю подготовки. Если стоит задача поступить именно на бюджет, то для повышения шансов на успех следует подавать заявки сразу по нескольким направлениям в стенах одного учебного заведения (их по закону об образовании можно выбрать не более трех).
В стандартный пакет документов абитуриента входят:
- Заявление о приеме.
- Анкета (иногда она совмещается на одном бланке с заявлением).
- Удостоверение личности (копия).
- Диплом об образовании (оригинал плюс копия).
- Сведения о результатах ЕГЭ.
- Документально подтвержденные данные о персональных достижениях.
- Согласие на обработку личной информации о поступающем.
- Фотографии.
Список может быть дополнен, требования нужно уточнять в приемных комиссиях.
Факультеты, направления, специальности
Химические институты проводят профильную подготовку студентов на комплексных естественно-научных или узкопрофильных факультетах, в некоторых вузах они выделены в отдельные подразделения, например:
- Школа естественных наук ДВФУ;
- факультет переработки минерального сырья (в Питерском горном университете);
- Институт химии СПбГУ или ТюмГУ;
- факультеты в РХТУ им. Менделеева:
- естественных наук; o химико-технологический;
- ВКХ РАН (Высший химический колледж Академии наук);
- химико-фармацевтических технологий и биомедицинских препаратов;
- технологии неорганических веществ и высокотемпературных материалов;
- нефтегазохимии и полимерных материалов;
- инженерной химии;
- химии и проблем устойчивого развития;
- промышленной экологии и биотехнологии;
- Институт материалов современной энергетики и нанотехнологии;
- факультеты естественных наук НГУ и РУДН;
- в МГУ факультеты:
- химический;
- наук о материалах и фундаментальной физико-химической инженерии;
- Химический институт им. А. М. Бутлерова КФУ;
- Химический факультет ТГУ;
- Естественно-научный институт СамГУ.
В зависимости от выбранного высшего учебного заведения студент может изучать не только фундаментальную или прикладную химию, выбрать можно:
- механику материалов и физику;
- медицинскую химию;
- теоретическую и экспериментальную химию;
- химическую технологию;
- функциональные материалы и наноматериалы.
Форматы образования разные: бакалавриат (4 года с перспективой последующего поступления в магистратуру – плюс еще 2 года) или сразу специалитет (5 лет и возможность продолжить исследования в аспирантуре для получения ученой степени).
Федеральный исследовательский центр химической физики им. Н.Н. Семёнова РАН
Федеральный исследовательский центр химической физики им. Н.Н. Семёнова Российской академии наук (ФИЦ ХФ РАН) является одним из широко известных научных центров в мире, изучающих динамику элементарных химических процессов в различных системах и агрегатных состояниях вещества.
Постановлением Высшего Совета народного хозяйства от 15 октября 1931 г. на базе физико-химического Сектора Ленинградского физико- технического Института образован Институт химической физики во главе с Николаем Николаевичем Семёновым — тогда членом-корреспондентом Академии Наук, а позже академиком, лауреатом Нобелевской премии.
В 1940 году Институт переведен из Наркомата нефтяной промышленности в систему Академии наук СССР.
Николай Николаевич Семёнов был бессменным директором Института до 1986 года.
Перед Институтом была поставлена задача «внедрения физических теорий и методов в химию, в химическую промышленность и другие отрасли народного хозяйства». Итог 85 лет показывает, что эту задачу Институт выполнил. Главный результат научной деятельности коллектива Института и директора Н.Н. Семёнова — создание новой области естествознания — химической физики.
Мировая известность Института связана с именами многих крупных ученых, работавших и работающих в нем. Среди них академики — В.В. Воеводский, В.И. Гольданский, Н.С. Ениколопов, Я.Б. Зельдович, Д.Г. Кнорре, В.Н. Кондратьев, М.А. Садовский, Ю.Б. Харитон, А.И. Шальников, А.Е. Шилов, Н.М. Эмануэль, А.В. Пирузян, А.Л.Бучаченко, А.А. Берлин, академик АН Армянской ССР А.Б. Налбандян,трижды герой социалистического труда К.И. Щелкин и многие другие ученые.
С 1990 года Институт носит имя своего основателя и первого директора, лауреата Нобелевской премии по химии, академика Н.Н. Семёнова, который являлся одним из организаторов Атомного проекта СССР, создал выдающуюся научную школу и заложил основы химической физики.
В 2013 году Институт передан в ведение Федерального агентства научных организаций, а в 2018 году в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с присоединением к нему Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института энергетических проблем химической физики Российской академии наук им. В.Л. Тальрозе, с последующим переименованием в Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр химической физики им. Н.Н. Семёнова Российской академии наук (ФИЦ ХФ РАН им. Н. Н. Семёнова)
В ФИЦ ХФ РАН имени Н.Н. Семёнова осуществляется подготовка аспирантов и работают два специализированных совета по защите диссертаций. Центр является базовой организацией кафедры химической физики МФТИ, для МИФИ — филиалом Кафедры химической физики, а для МГУ- филиалом Кафедры химической кинетики.
ФИЦ ХФ РАН имени Н.Н. Семёнова осуществляет послевузовское образование в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников (Приказ Минобрнауки России № 13561 от 20.03.2009 г.). Приём в аспирантуру проводится в соответствии со свидетельством о государственной аккредитации № 0790 от 19 июля 2013г. и лицензией № 0062 от 29.05.2012 г. на право ведения образовательной деятельности.
Список директоров Центра:
- Семёнов Николай Николаевич (1931–1986 гг.) – чл.-корр. АН СССР (с 1929 г.), с 1932 г. академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по химии 1956 г.
- Алфимов Михаил Владимирович (1986–1987 гг., и.о.) – чл.-корр. АН СССР (с 1981 г.), с 1991 г. академик РАН
- Буслаев Юрий Александрович (1987–1988 гг.) – чл.-корр. АН СССР (с 1968 г.), академик АН СССР (с 1984 г.)
- Гольданский Виталий Иосифович (1988–1994 гг.) – чл.-корр. АН СССР (с 1962 г.), академик АН СССР(с 1981 г.)
- Бучаченко Анатолий Леонидович (1994–1996 гг.) – чл.-корр. АН СССР (с 1987 г.), академик РАН (с 1992 г.)
- Берлин Александр Александрович (1996–2017 гг.) – чл.-корр. РАН (с 1994 г.), академик РАН (с 2003 г.)
- Надточенко Виктор Андреевич (2017–н.в.) – доктор химических наук, профессор
Институт химии СПбГУ сегодня
Институт химии находится в Петергофском кампусе университета неподалёку от Петергофского Дворца и парков.
В состав Института химии входит 14 кафедр и три новых межкафедральных лаборатории: биомедицинской химии, химической фармакологии и лаборатория биогибридных технологий, созданная в начале 2018 года по результатам конкурса Мегагрантов Правительства РФ. Возглавил новое подразделение один из ведущих фармакологов мира — профессор Арто Уртти (Финляндия). Директор Института химии — доктор химических наук Ирина Балова.
В продолжение традиций обучение в Институте химии СПбГУ в бакалавриате магистратуре и аспирантуре проводится преподавателями, которые ведут активную научно-исследовательскую работу, публикуют статьи в престижных международных научных журналах, проходят зарубежные стажировки, руководят проектами, поддержанными российскими и зарубежными научными фондами. В составе коллектива института работают члены РАН: академики В. Ю. Кукушкин и А. И. Русанов, член-корр. В. Л. Столярова; профессора РАН Н. А. Бокач, А. В. Булатов, М. Ю. Красавин.
Большую часть лекций и практических занятий ведут молодые учёные кандидаты (до 35) и доктора наук до 40 лет. При этом молодые учёные Института химии являются руководителями около 50% проектов, поддержанных грантами РНФ и РФФИ. Можно также отметить, что из двух, полученных молодыми учёными СПбГУ, Премий Президента РФ в области науки и инноваций (2012), одну получила профессор Института химии Надежда Бокач.
В 2019 году ассистент Института химии Ольга Бакулина стала победительницей конкурса Американского химического общества Будущие Лидеры (второй за всю историю — из России). Премию присудили всего 30 молодым учёным из таких престижных учебных заведений, как Стэнфордский университет, Массачусетский технологический институт, Йельский университет, Гарвардский и др.
Обучение в Институте химии в бакалавриате и магистратуре по направлению Химия проводится по образовательным программам «Химия» и «Химия, физика и механика материалов». Программа «Химия» в большей степени ориентирована на модель классического университетского образования и формирование компетенций, требующих как глубоких фундаментальных знаний по химии, так и владения практическими навыками применения современных экспериментальных и теоретических методов. Преподавание по образовательной программе магистратуры Химия ведётся на русском и английском языке
По второму направлению «Химия, физика и механика материалов» реализуется междисциплинарный подход, и основное внимание направлено на изучение методов получения новых функциональных материалов, и на проведение как фундаментальных, так и прикладных научных исследований
В 2018 году открылся набор на новую программу магистратуры инженерной направленности «Фундаментальные и прикладные аспекты наноматериалов и нанотехнологий». Программа нацелена на подготовку научных, преподавательских и инновационных кадров, имеющих не только глубокие фундаментальные знания, но также способных к маркетинговым исследованиям, анализу и разработке технологий получения и производства функциональных, композитных наноматериалов, углеродных, нанобиоматериалов и продукции на их основе, владеющих навыками проектной деятельности. Учебный план программы также предусматривает получение знаний в областях деловых коммуникаций, экономических, правовых основ и менеджмента процессов создания научно-технической продукции.
И в образовательном процессе и для проведения научных исследований в соответствии с мировым уровнем учёные-химики в Санкт-Петербургском университете активно используют сеть Ресурсных центров Научного парка, оснащённых самым современным оборудованием.
И снова обратимся к истории…
Указ Петра Великого 1724 года об основании Академии наук способствовал формированию Академического университета и Академической гимназии.
Преемником последней явилась Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета. Многолетнее творческое содружество Института химии с химическим отделением университетской гимназии весьма плодотворно. Творческий союз «Школа – ВУЗ» — это пролонгированное курирование: от первого посещения школьником в 10–11 классе университетской научно-исследовательской лаборатории до выполнения собственного серьёзного исследования. Основная цель такого союза — помощь учащимся старших классов в профориентации, готовности к адаптации и постоянному самообразованию, формированию значимых мотивов обучения. Выполнение исследовательских проектов школьниками в лабораториях Института химии — реальная возможность увидеть и понять, как и с какими материалами и какими методами сегодня работают учёные. Знакомство («из первых рук») с профессией химика-исследователя позволяет сделать обоснованный прогноз и на свою будущую профессию. Лучшие выпускники АГ СПбГУ — студенты, а затем и сотрудники Института химии.
По материалам, предоставленным старшим преподавателем Е. О. Калининым и профессором А. А. Карцовой.
Об институте
Уфимский Институт химии Российской академии наук(УфИХ РАН) – крупный исследовательский центр, широко известный своими исследованиями в области биоорганической химии, направленного синтеза органических соединений, каталитического синтеза и модификации полимеров, кинетики и механизма окислительных процессов, люминесцентных реакций, электрохимии и физикохимии растворов.
В 12 лабораториях Института занято около 200 научных сотрудников, среди них 1 академик РАН, 28 докторов наук, 95 кандидатов наук, 89 сотрудников младше 39 лет.
Крупнейшие научные достижения Института:
Созданы экономичные схемы полного синтеза низкомолекулярных биорегуляторов, имеющих важное практическое значение (простагландины, феромоны, ювеноиды, пиретроиды). Разработаны общие принципы подбора металлокомплексных катализаторов и методы регулирования процессов радикальной полимеризации и поликонденсации, позволивших получить ценные полимерные материалы
Открыты уникальные комплексообразующие свойства серосодержащих соединений, нашедших применение в гидрометаллургии в процессах извлечения и разделения металлов. Обнаружен новый тип резонанса в органических молекулах при их взаимодействии с электронами. Внедрены технологии производства винилхлорида, хлоропрена, синтетической гуттаперчи (впервые в СССР), разработаны методы получения специальных углеводородов для авиационной и космической техники (совместно с Институтом органической химии им. Н. Д. Зелинского). Созданы препараты и материалы для медицины и сельского хозяйства, препараты канцеростатического, противовоспалительного и иммунорегулирующего действия, фунгицидные препараты, в т.ч. системный фунгицид «Трифон» (пропиконазол), ростостимулирующие средства, пиретроидный инсектицид «Баверсан», простагландиновые препараты «Эстуфалан» и «Клатрапростин».
В настоящее время основными направлениями деятельности УфИХ РАН являются:
— дизайн и направленный синтез органических молекул с заданными свойствами;
— развитие новых методов синтеза гетероциклических систем;
— каталитический синтез, модификация полимеров и композиционных материалов;
— кинетика и механизм окислительных процессов с участием молекулярного кислорода, соединений, содержащих активный кислород, и других сильных окислителей;
— химия возбужденных состояний молекул, полимеров, комплексов металлов и энергонасыщенных интермедиатов в люминесцентных процессах;
— химия и биологическая активность растительных веществ флоры РФ; их биогенез и функция;
— гомо- и гетерофункциональные соединения комплексообразований с металлами и фармаконами;
— электрохимическая энергетика – научные основы создания электрохимических аккумуляторов с высокими удельными энергетическими и ресурсными характеристиками;
— научное приборостроение – разработка новых приборов и оборудования для физико-химических исследований и организация их производства;
— экологические проблемы — утилизация вредных промышленных отходов.
Плюсы и минусы обучения в химических университетах
Если школьник, что называется, болеет химией, то ему прямая дорога в вуз, специализирующийся в этом направлении. Плюсами такого выбора станут:
- небольшой конкурс на бюджетные места;
- легко найти работу, так как специалисты-химики сейчас на вес золота;
- огромное количество грантов, исследований, образовательных программ и стажировок, в том числе зарубежных, по этому профилю.
Все это в совокупности дает хорошие перспективы для будущего карьерного роста и открывает дорогу к трудоустройству в других странах (за рубежом эта специальность так же широко востребована).
Довольно радужные перспективы омрачают негативные стороны профессии химика:
- огромные масштабы работы (нередко монотонной и утомительной);
- тяжелые условия труда (вредные пары, ядовитые вещества и сильная вибрация – частые спутники химиков).
Если ограничений по здоровью нет и присутствует живой интерес к будущей профессии, то следует подобрать учебное заведение, которое сможет не только пополнить багаж знаний, но и поддержит любовь к предмету.
Список химических вузов России
Начать освоение профессии можно в одном из многочисленных учебных заведений страны. В таблице представлен список топовых химических университетов России с данными о количестве бюджетных мест и стоимости обучения по направлению.
Рейтинг | Название вуза | Количество бюджетных мест | Стоимость года обучения, руб. | |
---|---|---|---|---|
Интерфакс | QS | |||
1 | 90 | МГУ им. М. В. Ломоносова | 211 | 350 500 |
4 | 235 | СПбГУ | 50 | 269 700 |
6 | 244 | НГУ (Новосибирский национальный исследовательский государственный университет) | 45 | 150 000 |
7 | 277 | ТГУ (Томский государственный университет) | 30 | 150 000 |
10 | 446 | РУДН | 36 | 205 000 |
12 | 439 | КФУ (Казанский федеральный университет) | 49 | 122 460–136 140 |
13 | — | СФУ (Сибирский федеральный университет) | 40 | 154 306 |
14-15 | 412 | УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург) | 50 | 159 600 |
17 | 541-550 | ДВФУ (Дальневосточный федеральный университет – Владивосток) | 25 | 200 000 |
18 | 531-540 | ЮФУ (Южный федеральный университет – Ростов-на-Дону) | 40 | 115 000 |
21 | 601-650 | ННГУ, Университет Лобачевского (Нижний Новгород) | 60 | 137 000 |
27 | — | Санкт-Петербургский горный университет | 30 | 260 000 |
31 | — | Казанский Национально исследовательский технологический университет | 33 | 126 800 |
38 | — | Самарский НИУ им. С. П. Королева | 24 | 126 800 |
48 | — | РХТУ им. Д. И. Менделеева (Российский химико-технологический университет) | 1228 | 204 200 |
49-50 | — | СГУ (Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского) | 64 | 89 540 |
55-56 | — | ТюмГУ (Тюменский государственный университет) | 51 | 107 000 |
69-70 | — | ДГТУ (Донской государственный технический университет – Ростов-на-Дону) | 18 | 107 200 |
Бесплатно выучиться на химика вполне реально даже в учебных заведениях, занимающих верхние позиции российского рейтинга (в таблице за основу взяты данные Интерфакса, а также мирового QS). Количество бюджетных мест по этому профилю практически везде весьма внушительное. Так что при наличии хороших баллов по ЕГЭ несложно стать студентом престижного вуза.