В чем разница между дипломом магистра, бакалавра и специалиста?

Содержание:

Указание образования работника при оформлении трудовой книжки

У работника, имеющего диплом бакалавра, имеется только профиль направления обучения , но не специальность. Специальность присваивается после окончания магистратуры. В строке «Образование» нужно написать «высшее», а профессию и специальность указывать не надо.Указываете направление обучения

При ведении и оформлении трудовых книжек необходимо руководствоваться Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 225, а также Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2021 г. № 69.

Значение слова Квалификация по словарю Брокгауза и Ефрона:

Квалификация (новолат.) — вообще обозначение признаками. В уголовном праве под К. разумеют выделение по особым, вину отягощающим признакам некоторых видов из целого рода преступлений. Так, убийство, кража — родовые преступления, отцеубийство, убийство беременной женщины, кража со взломом — видовые квалифицированные преступления. В законодательстве нашем признаки К. именуются обстоятельствами, особо увеличивающими вину. От общих обстоятельств, увеличивающих вину, особо увеличивающие вину обстоятельства отличаются тем, что 1) входят в состав законных признаков (квалифицированного) преступления и изменяют его свойства и 2) определяются не в общей, а в особенной части Уложения, в статьях о том преступлении, к которому относятся. О признаках К. при постановке вопросов о виновности должно быть или упомянуто в главном вопросе, или же поставлены отдельные частные вопросы (см.). Уложение о наказ. по отношению к каждому почти преступлению устанавливает квалифицированные его виды. Основанием К. служат самые различные моменты. Так, при убийстве, система К. которого отличается особою сложностью, такими моментами служат: свойства объекта, способ совершения преступления, руководящие преступником побуждения, обстоятельства повторения и соучастия. Телесное повреждение квалифицируется или по последствиям его, или по объекту. кража — или по субъекту, или по предмету, или по обстановке ее (место, время и способ совершения). В эпоху процветания смертной казни более тяжкие преступления влекли за собою и квалифицированную смертную казнь: она или была особо мучительная по самому способу лишения жизни, или же соединена была с какими-либо дополнениями, обрядовыми или мучительными. А. Я.

Что такое профессиональная переподготовка и чем она отличается от повышения квалификации?

Профессиональной переподготовкой слушателей является приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления слушателями нового вида профессиональной служебной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях:

  • совершенствования знаний слушателей или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
  • получения дополнительной квалификации.

Профессиональная переподготовка отличается от повышения квалификации прежде всего объёмом часов: не менее 250 часов. Если по итогам повышения квалификации выдается удостоверение, то по итогам профессиональной переподготовки — диплом. Диплом о дополнительном (к высшему или среднему) образовании даёт слушателю право претендовать на замещение должностей профессиональной деятельности, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля.

В чем разница между ними?

Статус

Ученая степень — бакалавр

Профессиональная квалификация — специалист

Время возникновения

Современный период, 2011 год

Советские годы

Время подготовки

4 года

5 лет

Магистратура

На конкурсной бюджетной основе

Платно как второе высшее образование

Аспирантура

После магистратуры

После присуждения квалификации

Диплом

Дает общее высшее образование

Дает высшее образование по специальности

Выбор профессии

В течение учебы выбирают профессию, меняют ее

Готовятся к конкретной должности

Квалификация

Общие знания

Общие знания, частные навыки

Университетские тенденции

Распространяется

Уменьшается

Учебный план

Общий

Возможен персональный подход

Востребованность российским рынком работодателей

Требуется дополнительная подготовка, курсы повышения квалификации

Востребованы отечественным рынком труда

Право преподавания

Ограничения

Преподают в российских университетах

Государственная служба

Получают дополнительное образование перед работой в органах государственной власти

Занимают должность государственных служащих

«Необходима проверка дипломов»

Мнение о том, что дипломы медиков нуждаются в проверке, высказывала в ходе заседания экспертного совета Евгения Минаева, руководитель управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений СК России.

«Необходима проверка дипломов. Потому что сейчас мы видим, что в СМИ часто освещаются факты о приёме на работу недипломированных специалистов, специалистов с поддельными дипломами», — приводит её слова РИА Новости.

«Мы привлекаем медицинских работников к ответственности по статье 238 Уголовного кодекса РФ, но зачастую в судах они переходят на более лёгкие статьи, такие как 109, 118, и ограничиваются прекращением уголовных дел за истечением сроков давности и отсутствием реального наказания», — заявила Минаева. Кроме того, по её мнению, необходимо более тщательно контролировать процесс повышения квалификации врачей. Ведь зачастую, по словам Евгении Минаевой, в регионах специалисты вообще не проходят или формально проходят повышение квалификации.

Виды

После того как в 2013 году был принят ФЗ № 273, в 2014-м утратило силу действовавшее с 1995 года Типовое положение об учреждении ДПО, согласно которому программы повышения квалификации подразделялись скорее по академическому объему, чем по содержанию, на три типа:

  1. Краткосрочное повышение квалификации кадров предприятия длительностью менее 72 часов. Это было тематическое обучение определенным вопросам профессиональной деятельности в рамках конкретного производства, его проходили по месту работы. Заканчивали участники учебной группы занятия защитой реферата или зачетом/экзаменом. По окончании такого типа курсов не было предусмотрено получения какого-либо документа о повышении квалификации.
  2. Семинары длительностью не более 100, но не менее 72 часов. Они посвящались изучению технологических, экономических, социальных и других проблемных вопросов отрасли, региона или отдельного предприятия. В конце курса его участники сдавали зачет/экзамен или писали и защищали реферат по прослушанному материалу. Тем, кто успешно прошел аттестацию, выдавали удостоверение о повышении квалификации.
  3. Длительное обучение по программам повышения квалификации сроком более 100 часов. Занятия проводились только в специализированных учреждениях дополнительного образования. На курсах сотрудники различных предприятий и организаций углубленно изучали актуальные вопросы и инновации в сферах своей профессиональной деятельности. Завершалась учеба аттестацией (зачетом/экзаменом или рефератом) и выдачей свидетельства о повышении квалификации.

Выпускники курсов дополнительного образования объемом свыше 500 академических часов получали диплом о профпереподготовке, а если программа была рассчитана на 1 000 и больше часов, выдавался диплом о присвоении квалификации. Сейчас все эти нормы устарели и больше не используются при определении вида повышения квалификации и, соответственно, типа документа, который получают слушатели курсов.

По окончании учебы по программам дополнительного образования выдаются документы только двух видов: удостоверение о повышении квалификации (для курсов от 16 часов) или диплом о профпереподготовке (от 250 часов). Их тип зависит не от продолжительности учебы, а от ее содержания, поэтому даже если занятия по повышению квалификации продолжались больше 500 часов, слушатель все равно получит удостоверение, но не диплом.

В чем отличие магистратуры от бакалавриата? – вузы нижнего новгорода

nikolayhg/pixabay.com

Современные студенты в отличие от своих родителей получают вузовский диплом не через пять-шесть лет, а гораздо быстрее. Они обучаются по двухступенчатой системе образования, становясь сначала бакалавром, а потом уже магистром. Сегодня мы рассмотрим основные различия бакалавриата и магистратуры, а также выясним: кому необходима вторая ступень обучения в университете.

Бакалавриат

Согласно приказу Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», вступившему в силу 12 сентября 2013 года, в системе высшего образования обозначены уровни «бакалавриат», «магистратура» и «специалитет». Большинство российских вузов, как показывает практика, сделали выбор в пользу «болонской» системы образования — двухуровневой, которая состоит из бакалавриата и магистратуры.

Первым уровнем вузовской образовательной системы является бакалавриат.

За четыре года обучения студент получает фундаментальную базу знаний и навыков, которая позволит ему в дальнейшем работать по профессии.

Действовавшая ранее советская система подразумевала для будущих специалистов пятилетний срок обучения, по истечении которого можно было сдать государственные экзамены и получить долгожданный диплом.

Академический бакалавриат — это классическая форма получения высшего образования. Предполагается, что на получении соответствующей «корочки» студент не завершит свое обучение, а продолжит его в магистратуре.

Прикладной бакалавриат в большей степени ориентирован на практику. За четыре года студенты получают необходимый для трудоустройства объем информации и практических навыков, что позволяет им расстаться с вузом ради работы на производстве.

Важно отметить, что программа обучения будущих прикладных и академических бакалавров в первые семестры является абсолютно идентичной. Такой подход позволяет студентам грамотно расставить свои приоритеты и сделать выбор дальнейшего пути в университете и жизни. Нижегородский институт МИУ предлагает получить образование в одном из вузов Консорциума инновационных вузов: Московского инновационного университета и/или Международного инновационного университета

Нижегородский институт МИУ предлагает получить образование в одном из вузов Консорциума инновационных вузов: Московского инновационного университета и/или Международного инновационного университета.

Магистратура

Магистратура — это второй уровень профессиональной подготовки студента. Обучение длится в среднем два года, завершаясь защитой магистерской диссертации.

Ян Гусар, аспирант, закончивший магистратуру в МИУ, рассказал, что решил не ограничиваться бакалавриатом, поскольку был заинтересован в получении более глубоких знаний.

Дальнейшее обучение в университете позволило ему должным образом подготовиться к научно-исследовательской деятельности и продолжить образование в аспирантуре.

Ян Гусар отметил также, что с дипломом магистра сегодня значительно проще найти работу не только в России, но и за рубежом. Все больше вакансий в иностранных компаниях содержат отметку «MD», что расшифровывается как Magister Diploma (диплом магистра).

Помимо международного признания магистры могут похвастаться тем, что им значительно проще подниматься по карьерной лестнице и занимать руководящие посты. Нередко бывает так, что получив диплом бакалавра и отправившись покорять рынок труда, специалист возвращается в вуз, чтобы стать магистром.

В магистратуре студент изучает различные дисциплины и занимается научно-исследовательской деятельностью, получая более широкий спектр знаний по сравнению с бакалавриатом.

Срок обучения варьируется от двух лет до двух лет и пяти месяцев.

Третья ступень современной системы вузовского образования — аспирантура. Данный вид подготовки специалистов в дальнейшем позволяет им не только заниматься научно-исследовательской деятельностью, но и преподавать в высших учебных заведениях. Пойти учиться в аспирантуру, минуя магистратуру или специалитет, нельзя.

Продолжительность обучения в аспирантуре составляет около трех лет для очного отделения и четырех — для заочного.

Окончание аспирантуры подтверждается дипломом с присвоением квалификации «Исследователь» и «Преподаватель-исследователь», а по итогам защиты кандидатской диссертации в специализированном Совете аспирант получает степень кандидата наук. После этого он может продолжить научную деятельность и претендовать на степень доктора наук.

Как еще может быть

Чем отличается должность юриста от юрисконсульта? Если говорить о работе на предприятии или в какой-нибудь коммерческой организации, то эти термины между собой равны. Дальше необходимо объяснить почему.

Дело в том, что многие руководители не видят существенной разницы между юристом и юрисконсультом. Поэтому для них это одно и то же. Чаще всего в объявлениях о приеме на работу руководители компаний пишут о том, что им требуется юрист. Так гораздо проще и понятнее для всех. Тем более что многие работодатели не желают видеть в штатном расписании должность юрисконсульта. Это связано прежде всего с незнанием всех тонкостей законодательства.

Определение уровня квалификации работника

Утверждение компетенции сотрудника регламентировано административным и трудовым законодательством РФ. Для этого используется система обобщенных показателей. Определяя уровень квалификации работника промышленных, строительных, сельскохозяйственных и иных организаций, аттестационная комиссия оценивает его профдеятельность и присваивает разряд. На промышленных предприятиях РФ применяется 6-разрядная система, где первый считается самым низшим, шестой — высоким. В других сферах деятельности (научно-исследовательской, медицинской) для определения квалификационного уровня кадров введены категории, которые напрямую влияют на размер заработной платы. Для вычисления оклада применяются тарифные коэффициенты, увеличивающие общую величину дохода. В данном случае первая категория указывает на наиболее высокую квалификацию персонала. При присвоении квалификационного уровня оцениваются количественные и качественные показатели труда:

  • опыт в конкретной деятельности (стаж), совокупность знаний и умений;
  • наличие образования (общего и специального);
  • мера ответственности за порученное дело и так далее.

Для регулирования взаимоотношений работодателя и сотрудника законодательством предусмотрены должностная инструкция и квалификационные требования. Первая выступает перечнем профессиональных обязанностей человека в рамках его специальности. Квалификационные требования представляют совокупность знаний и умений, которыми должны обладать кадры для выполнения конкретной трудовой деятельности. При поступлении на работу человеку предоставляются для ознакомления оба документа.

Квалификационные требования (пример)

Однако работодатель может внести изменения в должностную инструкцию, о чем предварительно информирует сотрудника. Трудовое законодательство обозначает обязанность нанимателя утверждать квалификацию принимаемых сотрудников. Однако исключением выступает поступление на работу учеников, не имеющих профподготовки. В этом случае квалификация им не присваивается.

Что такое квалификация по диплому?

Квалификация по диплому – это название, отображающее уровень учебной подготовки выпускника образовательной организации. Наименование квалификации зависит от уровня профессиональной подготовки и типа учебного заведения (высшее или среднее специальное).

Виды квалификационных степеней

Согласно Болонской системе образования, существует три основных типа квалификационных степеней – это бакалавр, специалист и магистр. Характеристики каждой степени соответствуют определенному уровню профессионального образования.

Бакалавр

Продолжительность обучения на бакалавриате составляет 4 года и подразумевает получение базового высшего образования, на базе которого можно начинать вести дальнейшую профессиональную деятельность по выбранной специальности. Если выпускник не намерен продолжать обучение на специалитете, он становится бакалавром определенной области по выбранному направлению.

Специалист

Выпускник, окончивший курс обучения выбранной специальности в течение 5-6 лет, получает квалификацию «специалист». Пример: квалификация по диплому «Экономист», а название специальности «Экономика». Здесь квалификация значит статус выпускника вуза в профессиональной сфере, а специальность указывает на изучаемую общественную отрасль.

Магистр

Квалификационная степень присуждается после прохождения программы, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность. К учебе допускаются лица, закончившие бакалавриат и специалитет по любой специальности и успешно-написавшие магистерскую диссертацию под руководством научного руководителя.

Определяем, какая квалификация и специальность по диплому

Таким образом, применительно к высшему образованию, квалификация по диплому – это статус выпускника в системе профессионального образования. И если речь о специалитете, то квалификация перекликается с названием специальности: юриспруденция – юрист, экономика – экономист, педагогика – педагог и т.д. Но если человек учился по системе бакалавриат или магистратура, то в дипломе название его квалификации совпадает с присвоенной научной степенью. А диплом о высшем образовании будет содержать формулировку: «Бакалавр (магистр) юриспруденции (экономики, педагогики, лингвистики и т.п.) по направлению «Юриспруденция» и т.д.

Квалификация по диплому – это важная вещь, которую необходимо знать и понимать, поскольку она важна для заполнения документов и правильного позиционирования себя в прочих официальных ситуациях.

Что значит квалификация по диплому

Современное российское высшее образование предполагает различия по квалификации в дипломе человека, прошедшего обучение в ВУЗе. Разная квалификация образования предполагает различную степень подготовки человека к ведению профессиональной деятельности, а также предусматривает разную продолжительность обучения людей и законодательное регулирование процесса обучения и получения диплома по специальности.

Также формально считается, что квалификация образования используется в контексте обучения не только в высших учебных заведениях, но и в средних специальных. Так, предусмотрено различие между начальным профессиональным образованием и средним профессиональным образованием. Однако чаще всего в контексте квалификации рассматриваются именно различные степени, предоставляемые по итогам получения высшего образования.

Необходимо понимать, что законодательство может устанавливать особые требования к квалификации и специальности по диплому для лиц, занятых в определенных специфических видах деятельности

Таким образом, правильное понимание квалификации в дипломе, а также специальности сотрудника — важно не только для будущих работников, студентов и соискателей, но также и для работников отдела кадров предприятия

В контексте трудоустройства квалификация включает в себя не только указанные в дипломе сведения об образовании. Квалификация работника также состоит из его практического опыта работы, подтвержденного документами, иных свидетельств о профессиональном обучении и повышении квалификации, а также личных навыков, знаний и умений.

Российская Федерация на текущий момент является страной, участвующей в Болонской системе определения квалификации в высшем образовании, и именно поэтому в РФ сейчас есть степень бакалавра. При этом в рамках Болонского процесса не предусмотрено образование по направлению специалитета, поэтому российские специалисты приравниваются в различных странах мира, участвующих в Болонском процессе, к бакалаврам. С точки зрения действующего законодательства большинство аспектов, связанных с выделением различных степеней квалификации в дипломе, регулируется положениями следующих нормативных документов и актов:

  • Федеральный закон №273 от 29.12.2012. Данный закон в целом регулирует сферу образования в Российской Федерации и устанавливает конкретные описания различных уровней квалификации в дипломе.
  • Приказ Минобрнауки России №301 от 05.04.2017. Означенный приказ рассматривает базовые принципы организации образовательного процесса для получения квалификаций бакалавра, специалиста или магистра.

Следует отметить, что в других нормативных актах, регулирующих аспекты отдельных видов работ, могут быть указаны конкретные требования к квалификации человека, претендующего на определенную должность.

Бакалавр и специалист: отличия

Как писалось выше, изначально в нашей стране первой ученой степенью была квалификация специалиста, на получение которой отводилось минимум 5 лет. Потом появился бакалавр. На сегодняшний день, подавая документы в ВУЗ, молодые люди могут выбирать, какая форма образования им больше подходит.

Специалиста часто путают с бакалавром, считая эти термины синонимами. Чтобы развеять все мифы, выделим основные пункты, показывающие, чем отличается бакалавриат от специалитета:

Отличия специалитета и бакалавриата очевидны: каждая квалификация по-своему хороша и имеет свои минусы. Выбирая между ними, необходимо полагаться на свои представления о будущем.

Разбираем понятие профессии

Иногда студенты не до конца понимают, профессия – это специальность или квалификация. Давайте разберем понятие профессия, чтобы у вас не оставалось сомнений и пробелов.

В названии профессии отражены следующие факторы:

  • что собой представляет деятельность;
  • какие функции выполняет работник;
  • какие средства труда он использует.

Сегодня под профессией понимают определенный вид деятельности, который отражает одну из следующих социальных ситуаций:

  • Узкая сфера, куда вкладывают определенные человеческие трудовые ресурсы.
  • Общая занятость группы людей, сплоченных выполнением общественно-полезных трудовых функций.
  • Выполнение трудовых функций в какой-то сфере на основе высокого уровня компетентности исполнителя.
  • Профессиональное выполнение чьих-либо трудовых функций.
  • Выполнение полезных трудовых функций за определенное вознаграждение.
  • Завоевание общественного и социального статуса за счет выполнения определенной деятельности.

Главное отличие профессии заключается в том, что она всегда связана с практическим освоением определенной трудовой деятельности

При этом люди часто путают это понятие с квалификацией. Далее мы подробно объясним термин «квалификация», чтобы студенты больше не путались, где в дипломе квалификация и специальность.

Это интересно: Антициклон

Разбираем понятие специализации

Есть профессии, которые не меняются годами: учителя, врачи, водители. А есть те, которые возникают и исчезают, исходя из потребностей рынка.

Чаще всего профессия не исчезает насовсем, а трансформируется, объединяется с другими или разделяется на более узкие. Но учреждения образования не могут реагировать на эти изменения так же быстро, как реагирует на них рынок. Поэтому они могут создавать определенные специализации в рамках устаревшей профессии, чтобы будущий работодатель мог видеть, знаниями в какой области обладает соискатель. Например, на факультете журналистики есть специализация «международная журналистика», на факультете психологии – «индустриальная психология» и т.д.

Случается и так, что профессия возникла еще совсем недавно, и образовательный рынок еще не успел на нее среагировать (например, редактор интернет-изданий, контент-стратег). Тогда названия в тарифной сетке еще не будет. Но современный работодатель, которому нужны такие специалисты, чаще всего закрывают на это глаза и смотрят на знания и умения претендента.

Лента новостей

  • 19:19 В Петербурге будет сильный ветер, в Ленобласти — первые заморозки

  • 18:35 Петербург попал в топ городов с минимальной явкой на выборах

  • 17:42 Что почитать с детьми про выборы

  • 17:28 Спасатели всю ночь искали пропавшего на Эльбрусе петербуржца

  • 16:13 Сотни невест с чемоданчиками с QR-кодами заполонили центр Петербурга

  • 15:17 Ирину Фатьянову задержали у избирательного участка в Петроградском районе

  • 15:05 В Петербурге растет количество госпитализированных с коронавирусом

  • 14:38 В водоемах Петербурга заметили огромного бегемота и крокодила

  • 13:53 Утром в Мурино «пошел снег» из листовок дольщиков

  • 13:42 Василеостровцы установили мемориальную табличку Александру Грину

  • 11:57 Telegram заблокировал бота «Умного голосования» во время выборов

  • 10:58 Опасны ли ГМО и почему их боятся

  • 10:45 В Ботаническом саду стартовал фестиваль «НеобыЧАЙный сад»

  • 10:04 Катер с пассажирами затонул у Кантемировского моста

  • 09:33 Петербург окажется во власти антициклона

Группы кадров, в соответствии с присвоенной квалификацией

Для определения и утверждения компетентности сотрудника в рамках конкретной профессии используется единая тарифная сетка. Выделяют 4 основных группы кадров, в зависимости от уровня квалификации:

  • неквалифицированные (разнорабочие). Характерно отсутствие специальных умений и знаний у персонала. Сюда относятся должности уборщика, грузчика и так далее;
  • малоквалифицированные. Характерно кратковременное обучение специальности (например, 1 месяц). Персонал выполняет несложные задачи;
  • квалифицированные. Кадры проходят обучение 1-2 года, выступают практикующими специалистами. Выполняют сложную профдеятельность, могут руководить группой сотрудников;
  • высококвалифицированные. Кадры имеют высшее образование, весомый опыт работы, часто занимают руководящие посты.

Деление персонала на группы довольно условное, поскольку в течение трудовой жизни совершается переход человека от одной категории к другой (повышение квалификации, переподготовка, полная смена деятельности и освоение новой профессии и так далее).

Профессия

Этот термин происходит от латинского слова professio, что означает «официально указанное занятие». Название профессии напрямую связано со следующими фактами:

  • что представляет собой работа;
  • какие выполняются функции;
  • какие используются средства труда.

Профессией человека называют деятельность, выполняемую в следующих социальных ситуациях:

1) определённая узкая область, в которую вложены трудовые ресурсы человека;

2) общее занятие группы людей, объединённых общественно-полезными трудовыми функциями;

3) выполнение человеком трудовых функций в определённой области на основе его высокого уровня компетентности;

4) профессиональная реализация чьих-либо трудовых функций;

5) полезная деятельность, совершаемая за вознаграждение;

6) социальный и общественный статус человека, полученный в ходе занятий определенной деятельностью.

Также нужно понимать, что профессия и квалификация по диплому – это не всегда одно и то же. Первое из понятий напрямую связано с практическим освоением какой-либо трудовой деятельности.

Понятие квалификации и профессионального стандарта

Компетенция сотрудника отражает его способность выполнять трудовые обязанности в рамках отдельной специальности, должности. Ст. 195.1 ТК РФ определяет квалификацию, как совокупность образования работника, его умений, навыков, опыта в профдеятельности.

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (ФЗ № 197)

Профессиональный стандарт выступает характеристикой квалификации, требуемой для выполнения трудовой деятельности в рамках конкретной должности (ФЗ № 236 от 03.12.2012). Он представляет собой список требований, предъявляемых к сотрудникам для осуществления ими качественной работы.

Таблица 1. Характеристики квалификации

Показатель Описание
Ступень квалификации Завершенный этап беспрерывного профессионального образования, что подтверждается соответствующей документацией
Уровень квалификации Степень профессиональных навыков в рамках определенной ступени квалификации. Характеризуется объемом и качеством умений, знаний, способностей кадров (к планированию, организации работы, адаптации к меняющимся условиям, развитию технологий и так далее)

Требования к различным уровням квалификации отдельных специальностей и профессий утверждаются локальной документацией в системе аттестации и тарификации.

Понятие квалификации и нормативное регулирование ее присвоения

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

Приемные комиссии объявляют поступающим не позднее 1 марта:

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.

До 1 июня учебные заведения должны сообщить абитуриентам:

  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Отличия бакалавра и дипломированного специалиста

Не стоит путать эти понятия. Да, в них много схожего, но различия весьма существенны. Бакалавр предполагает получение ученой степени, а дипломированный специалист – это уже профессиональная квалификация.

Различны и сроки обучения в вузах. Напомним, бакалавры обучаются четыре года, а специалисты – пять лет. Первые пару лет обучение на обеих ступенях почти не отличается. Позже программы обучения расходятся. Специалистов готовят по более узкому направлению, относящемуся к определенной профессиональной деятельности.

Европа охотно признает звание «бакалавр». «Дипломированный специалист» нужен лишь в постсоветском пространстве. В России на выпускников-бакалавров смотрят несколько недоверчиво, предпочитая брать на работу специалиста.

Сколько действителен диплом, если не работать по специальности

Когда человек много лет не работал по направлению, указанному в дипломе, его документ об образовании остается действительным, сколько бы ни прошло времени. Не существует закона, по которому документ аннулируется, если им не воспользоваться.

Но навыки и знания, полученные во время обучения, неизбежно теряются без применения на практике. Поэтому работодатели неохотно нанимают таких сотрудников.

Чтобы не забросить полученный диплом на годы, будущим студентам необходимо определиться заранее, хотят ли они заниматься научной деятельностью или их призвание – конкретное интересное занятие.

Стать врачом. Недорого. Как устроен рынок поддельных дипломов

В больнице Челябинска врачом работал бывший пациент психиатрической клиники. 20 лет назад он убил и расчленил знакомого, за что был отправлен на принудительное лечение. Это не помешало ему позже устроиться врачом — по поддельному диплому.

Борис Кондрашин — так зовут лжедоктора — арестован на 2 месяца. Сначала на него завели дело по статье «Использование заведомо ложного документа». После обыска в его квартире прибавилась еще одна — «Хранение наркотиков в особо крупном размере». Один из поддельных сертификатов, выданный Кондрашину, был по специальности «Психиатрия, наркология». В челябинской больнице он работал терапевтом.

Узнали его случайно. Дело Кондрашина было достаточно заметным и широко освещалось в СМИ — после убийства он провозгласил себя магистром магии, а само преступление объявил ритуалом подношения демонам. Кто-то заметил сходство терапевта с тем самым «магистром магии».

Это — жуткий, заметный, но далеко не единственный случай, когда врачом работал человек, купивший диплом об окончании медицинского университета.

Квалификация в юриспруденции

Трактовка понятия квалификации в юридическом праве несколько отличается от трактовки в иных сферах.

В данном случае объектом квалификации является не человек с его физическими или интеллектуальными характеристиками, а совершенное преступление (что это?) или правонарушение (что это такое?).

Поясню на примере: допустим, гр. Иванов украл (т.е. тайно похитил) гироскутер у своего соседа и был задержан полицией. Это преступление было квалифицировано по ст. 158, ч. 1 Уголовного Кодекса (УК) РФ.

Но в ходе судебного расследования было выявлено, что преступление было совершено в сговоре с гр. Петровым и Сидровым. Суд вынес решение об изменении квалификации преступления на ст. 158, ч. 2 УК РФ.

Разбираем понятие специализации

Есть профессии, которые не меняются годами: учителя, врачи, водители. А есть те, которые возникают и исчезают, исходя из потребностей рынка.

Чаще всего профессия не исчезает насовсем, а трансформируется, объединяется с другими или разделяется на более узкие. Но учреждения образования не могут реагировать на эти изменения так же быстро, как реагирует на них рынок. Поэтому они могут создавать определенные специализации в рамках устаревшей профессии, чтобы будущий работодатель мог видеть, знаниями в какой области обладает соискатель. Например, на факультете журналистики есть специализация «международная журналистика», на факультете психологии – «индустриальная психология» и т.д.

Случается и так, что профессия возникла еще совсем недавно, и образовательный рынок еще не успел на нее среагировать (например, редактор интернет-изданий, контент-стратег). Тогда названия в тарифной сетке еще не будет. Но современный работодатель, которому нужны такие специалисты, чаще всего закрывают на это глаза и смотрят на знания и умения претендента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector