Диплом о профессиональной переподготовке: что он дает, плюсы и минусы, срок действия
Содержание:
- Что из себя представляет высшее образование в России?
- Специалисты с темным прошлым и светлым будущим
- Как понять высшее образование
- Почему против
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
- Так нужен ли диплом о высшем образовании
- Вы пришли в вуз за образованием или за дипломом?
- Мнение работодателя
- Немного статистики
- Значение высшего образования в России
- Что дает высшее образование?
- Какие у белорусского высшего есть трудности
- Свой бизнес
- Плюсы и минусы
- Плохие причины получить высшее образование
- Ненастоящие причины получать высшее образование
- Топ причин, по которым все-таки нужно поступить в институт
- Как принять решение, стоит ли получать высшее образование
- «У кого нет мозгов, тому и 5 высших образований не помогут»
- Что из себя представляет высшее образование в России?
- Подводя итог
Что из себя представляет высшее образование в России?
Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.
В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:
- Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
- Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.
Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.
Специалисты с темным прошлым и светлым будущим
Среди сотни разработчиков, работающих у нас в компании, есть люди с классическим вузовским образованием, есть сотрудники с неоконченным высшим, есть выпускники технических колледжей, а есть более нестандартные случаи — как раз те самые самоучки.
Например, Алексей — один из наших самых продвинутых фулстек-разработчиков, работающий в компании уже шесть лет. В свое время он выучился в колледже на автомеханика, потом закончил педагогический институт, стал дипломированным учителем физики, но в школу работать не пошел — начал увлекаться программированием. Поработал какое-то время в небольшой компании, а потом попал к нам.
Другой наш разработчик, Андрей, учился в вузе на технической специальности, но был отчислен после первого семестра. Сменил несколько работ, даже «Газель» одно время водил. Потом друг показал ему программирование, и его затянуло.
Из образования у него по факту только школа, и ему иногда бывает сложно без специализированных знаний, например, без высшей математики. Но помогает характер — любознательный, въедливый, усидчивый, последовательный.
После семинара в офисе MediaSoft. Фото: архив компании
Однажды к нам пришла довольно нетривиальная задача — сделать веб-сервис, который бы взаимодействовал с пользователями в реальном времени, поддерживая сотни тысяч подключений одновременно.
Клиент предлагал реализовать проект на языке PHP, но Андрей почувствовал, что здесь нужна другая технология, и не побоялся этим заняться. Быстро изучил лучшие практики для задач этого типа, развернул несколько тестовых образцов и в итоге выбрал язык Erlang. Время показало, что это был правильный выбор, заказчик оценил нашу рекомендацию.
Вообще далеко не все выпускники вузов способны к работе по специальности, и это справедливо не только для IT. В каждом институте, на каждом курсе есть так называемые «пассажиры», которые учатся средне и к профессии большого интереса не испытывают. Когда я учился (Ульяновский государственный технический университет, кафедра «Вычислительная техника»), на нашем потоке таких было около 30%.
Учиться на программиста они идут по разным причинам: некоторых привлекает престиж профессии, других заставляют родители, но даже красный диплом не сделает человека первоклассным разработчиком, если он сам этого не хочет.
Как понять высшее образование
Как я уже говорил выше, для каждого человека высшее образование – это что-то свое. Как любят говорить родители: «высшее образование – это путевка в жизнь»! И они это так говорят, будто «корочка» ВУЗа ГАРАНТИРУЕТ что-то человеку. Как вы поняли, такое выражение и ему подобные – это стереотипы. Естественно, родители хотят для своего чада наилучшего будущего, но это будущее не у всех одинаково и это необходимо осознавать. Для каждого человека слово счастье имеет особенно значение. Кто-то будет счастливым, проработав всю жизнь сантехником и одаряя всех вокруг добром и позитивом, а кто-то будем мечтать об этой работе, ежедневно посещая конференции и занимаясь исследовательской работой.
Так что такое высшее образование? «Вышка» — это место, где человек получает определенные знания по выбранной им профессии. В конце обучения он получает документ, который подтверждает его специализации. Все, вот что означает образование с точки зрения государства – нет никаких гарантий, нет ничего. Это лишь курсы определенной специальности длинной в 5 лет.
Но есть и другая сторона «медали», которая намного полезней в высшем образовании, нежели «корочка» — это бесценный опыт в общении с людьми и стрессоустойчивость. Выпускник ВУЗа уже имеет определенный навык общения с неглупыми людьми, ведь, как ни крути, но в основном в ВУЗах учатся далеко не самые глупые. Следовательно, человек общается с некой условной «элитой», заводит друзей, знакомых, связи, учится справляться с некоторыми жизненными трудностями. Грубо говоря – получает бесценный жизненный опыт в высшей среде.
Высшее образование – это:
- Подтверждение вашей специальности с точки зрения государства
- Возможность получать хорошую должность с точки зрения государства
- Возможность получить опыт общения и некоторые жизненные навыки
- Отсутствие гарантии успешной жизни и реализации своих планов
- Университет – это продолжение получения опыта, как в школе, но уже в более взрослой жизни
Почему против
Среди тех самых 26% опрошенных людей, которые скептически относятся к высшему образованию, многие называют следующие аргументы.
Стоимость
Хорошо, если выпускник попал на бюджет и не платит за обучение, в противном случае семью ждут серьёзные затраты.
Время
Зачем нужно высшее образование, если можно сразу пойти работать. Любому молодому человеку хочется начать зарабатывать и обрести независимость от родителей как можно раньше, а не ждать 4-5 лет, кропя над учебниками.
Нерациональность образования
Высшее образование предполагает изучение множества ненужных и неинтересных предметов, которые никогда не пригодятся в будущем.
Количество ВУЗов
В наше время возросло количество так называемых коммерческих институтов. Низкие проходные баллы соответствуют качеству обучения. Квалификация педагогов в таких заведениях также оставляет желать лучшего.
Отсутствие практических навыков выпускников
В отличие от техникумов и колледжей, дающих рабочие специальности, ВУЗ даёт лишь теоретические знания в области профессии.
Отсутствие гарантий
Никто не может сказать с полной уверенностью, что получив долгожданный диплом, сможет устроиться на престижную работу по специальности. На первый взгляд, со многими утверждениями трудно не согласиться, ведь университет действительно не даёт никакой рабочей специальности, не учит, как заработать деньги или построить собственный бизнес. Но почему же тогда столько студентов сидит на парах, сдаёт курсовые, зачёты, лабораторные и дипломные работы? Может и в самом деле гонка за высшим образованием отнимает лишние 4-5 лет молодости, после которых придётся идти на низшую должность и получать копейки, вместо того, чтобы пойти работать сразу и стать богатым и успешным.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
ТЕСТ по выбору метода психологической консультации
Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:
Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи
Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи
Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?
Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены
Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ удовлетворенности браком
Разработан В.В.Столиным, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.
Тест содержит 24 вопроса, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Верно, Неверно, Трудно сказать». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить»
Так нужен ли диплом о высшем образовании
Можно бесконечно говорить о том, что высшее образование нужно только тем, кто собирается строить свою карьеру в тех сферах, в которых невозможно обойтись без диплома. К примеру, оно просто необходимо врачу, юристу, человеку, претендующему на должность топ-менеджера в какой-либо крупной компании. Но почему тогда сотни объявлений о приеме на работу охранников или продавцов-консультантов, курьеров или даже грузчиков содержат обязательный пункт требований о наличии диплома?
Все дело в том, что практически любой работодатель, представляющий уважающую себя компанию, знает о том, что люди с высшим образованием как минимум умеют вести себя в обществе и держаться в общепринятых рамках приличия
Кроме того, претендент на должность, имеющий диплом, может мыслить нестандартно, что также важно для работодателя
Решение о том, поступать ли в ВУЗ для получения высшего образования, каждый принимает сам. Поэтому если вы уверены, что сможете достичь материального успеха и без «корочки», то может и правда, нет никакого смысла в ее получении и потере нескольких лет в жизни на совершенно ненужное и неинтересное обучение.
Вы пришли в вуз за образованием или за дипломом?
Удивительно, но структура государственных законов и социальных лифтов в России построена таким образом, что в вузы идут преимущественно те, кому это не нужно. В этом смысле приверженцы точки зрения “вуз вам не должен” абсолютно правы. Зачем поступать в университет, если вам, в самом деле, больше подойдет учеба в ссузе? А причины кроются не в обучении, причины сугубо внешние!
Зачем сегодня идут в вуз
Военный билет — приложение к диплому, которое ценнее самого диплома
Вот несколько самых популярных причин поступления в вуз в России:
- отсрочка от армии;
- прохождение военной кафедры, чтобы не служить;
- найти мужа, удачно выйти замуж;
- получить диплом, чтобы был — без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек;
- мама заставила.
Такие инфантильные проблемы возникают из-за того, что и студенты в России в среднем очень молоды.
Средний возраст студента в России
Мы очень долго искали для этой статьи цифру среднего возраста студентов и абитуриентов в России. Достоверной информации практически нет в открытых источниках, мы смогли найти только маленький абзац в одной из недавних статей “Ъ” со ссылкой на исследование ОЭСР, в котором сказано, что доля студентов в возрастной категории от 18 до 25 лет с 2006 года увеличилась с 59 процентов в 2006 году до 76 процентов в 2014 году.
Наше собственное исследование вопроса среднего возраста поступающих в вузы нельзя назвать репрезентативным, слишком малая выборка. По нашему внутреннему опросу, абитуриент старше 18 лет считается старым, таких – не более одного на университетскую группу. Более 90% студентов высших учебных заведений первого курса в России – в возрасте от 16 до 18 лет. При этом среднее профессиональное образование на момент поступления в вузы имеет не более 15% поступивших.
Если вы думаете, что не так много людей идут получать высшее образование не ради обучения, а по другим причинам, вы жестоко ошибаетесь. Вот что говорят сами студенты в интервью.
Причины поступления российских студентов в вузы
Александр, выпускник экономфака:
Владислав, потратил 10 лет на получение диплома:
Ученье – свет, а не ученье – чуть свет и на работу
Елена, студентка 4 курса:
Георгий, купил диплом:
Мнение работодателя
Чтобы было легче разобраться в мотивах работодателя, достаточно выслушать мнение одного из них. Елене, являющейся начальником отдела одной из крупных фирм Москвы, не раз приходилось подбирать кадры: «Существуют такие профессиональные области, в которых без высшего образования нельзя обойтись ни в коем случае – медики, инженеры, педагоги… Торговля не требует наличия «вышки», но подбирая сотрудников к себе в отдел, я отдаю предпочтение дипломированным кандидатам. Почему? Мне, как работодателю, нужны в первую очередь грамотные, умеющие общаться и мыслить люди. Без образования я готова взять на работу лишь человека с «горящими глазами» и опытом». Работодатели уверены, что человек, окончивший ВУЗ, способен трудиться, обладает широким кругозором и умеет анализировать информацию.
Какое иметь образование – каждый решает сам. И пусть, оно не является крайней необходимостью или залогом жизненного успеха, но с ним и карьерная дорога, и жизненный путь могут стать намного легче.
Немного статистики
Анализ проведённого среди россиян опроса говорит о том, что высшее образование ценится сегодня довольно высоко. Так, целых 74% респондентов уверены в необходимости его наличия. В то же время 24% считают приоритетным раннее трудоустройство молодёжи.
Около 67% россиян готовы серьёзно потратиться на образование детей и внуков. Причём только 57% пожилых людей согласны экономить ради будущего отпрысков.
Молодёжь, напротив, настроена более решительно – в пользе образования твёрдо уверены целых 80%. Интересно, что получение высшего образования в глазах большинства респондентов – это не только возможность материального благополучия, но и путь к самосовершенствованию. Это говорит о том, что наше население считает важным духовный рост и развитие человека.
Значение высшего образования в России
Здесь высшее образование поднялось на «Олимп» после прихода советской власти. В 1917 году вчерашние крестьяне научились читать и писать благодаря усилиям большевиков, которые раздали всем буквари.
В 50-е гг. образование стало бесплатно для всех, и поток желающих захлестнул образовательный рынок. Это стремление вы можем наблюдать и сегодня: в вузы идут поступать до 70% выпускников.
Но сегодня стоимость высшего образования не всем по карману: если не удастся пройти на бюджет, оплата ежегодного обучения стартует от 40 000 рублей и даже больше.
Стоимость одного года обучения в МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ – 300 000 рублей, в вузах попроще – около 150 000 рублей
Высшее образование в регионах будет дешевле, но и престиж таких дипломов тоже будет меньше.
Итак, возьмите стоимость года обучения, умножайте на 5 лет, добавьте стоимость проезда и аренды жилья. А теперь думаем: стоит ли один диплом тех проблем и затрат/кредитов/займов.
НО! В большинстве случаев понять, стоило оно того или нет, можно уже только после его получения. Все, что можно сделать сейчас – тщательно подойти к выбору профессии, изучить спрос на интересующие специальности и статистику о том, насколько легко найти работу с тем или иным дипломом.
Вы удивитесь, но до сих пор в России есть корпорации (например, Газпром), которым важно не только наличие диплома, но и оценки по предметам. А удивительно только потому, что на каждом месте работы все равно приходится всему переучиваться
В этом случае почему же так важны оценки по предметам, которые могут и вовсе никогда не пригодиться? Есть мнение, что это бюрократические пережитки, хотя не стоит исключать какой-то тайный замысел.
Современная молодежь тщательно изучает все эти данные и приходит к выводу, что самое главное в работнике – не диплом, а soft и hard skills, а также релевантный опыт.
И сегодня мы все чаще видим, как компании обращают внимание не столько на профессиональные навыки в резюме, сколько на гибкость, многозадачность, креативность, умение делать правильные решения без опоры на старые параметры. И надежда на силу «корочки» – пустая трата времени
Вот так и получилось такое понятие, как инфляция дипломов.
Что дает высшее образование?
Высшее образование всегда дает больше, чем на него тратится времени и денег, если есть заинтересованность брать – учиться, вникать, практиковаться. Есть железные универсальные факты, которые всегда говорят в пользу вуза.
-
Профессия=работа
После выпуска у вас будет диплом с квалификацией, с ним пойдете на работу и будете получать деньги. Какая профессия, ее востребованность, характер работы c высшим образованием и возможность роста – это то, что вы будете пожинать за выбор специальности и усердие в учебе.
-
IQ
Специалисты с образованием высших учебных заведений имеют более высокий показатель по тестам на IQ. Учеба стимулирует мозговую деятельность, вы учитесь решать задачи, адаптироваться к изменениям, применять знания на практике. Это все позволяет лучше приспосабливаться к жизни и повышает ее качество.
-
Надпрофессиональные навыки
Университет, независимо от формы обучения, за 4-5 лет обеспечивает список soft skills, которые вы получаете автоматически, то есть специально делать ничего не нужно, но опыт будет. Например, научитесь:
- Трудиться: учеба приучает к дисциплине, ответственности, пунктуальности, самоорганизованности и просто регулярной работе, что ждет вас после выпуска десятки лет.
- Общаться: сталкиваетесь с разными людьми, учитесь с ними взаимодействовать, договариваться, находить подходы. (Дистанционное обучение на уровне высшего образования дает опыт удаленного общения, не менее актуальный и применимый, чем в случае с личным).
- Учиться: получать и применять новые знания – это один из главных критериев приема на работу. Вузовская практика научит это делать эффективно, быстро и без страха.
- Работать с технологиями: чем больше профильных программ и технологий освоите, тем быстрее и эффективнее сможете выполнять обязанности.
-
Связи
Вы учитесь с теми, с кем вам предстоит работать – люди вашего возраста и сферы интересов. Возможно, вы найдете друзей на всю жизнь, но то, что у вас будет 100% – это сеть из коллег, которые помогут, подскажут, возьмут в проект, напишут рекомендацию.
Если вы сознательно и целенаправленно намереваетесь получить высшее профессиональное образование, у вас будет инструмент, который может раскрыть потенциал, дать возможности для самореализации.
Какие у белорусского высшего есть трудности
Проблемы белорусского высшего образования такие же, как во многих других постсоветских странах, и связаны с отставанием. Информационная среда, технологии, характер профессий изменились, но высшие учебные учреждения все еще не смогли перейти или разработать принципы, соответствующие времени.
Слабости высшего образования в Беларуси по пунктам:
Теоретичность
Студенты слушают, записывают и читают теорию гораздо больше, чем работают с практикой. Бывает, преподаватели сами теоретики, не работавшие «в поле».
Речь не только о выработке навыков, но о том, как воплотить свои идеи, изобретать, улучшать. Вузовский уровень должен учить связывать способность находить решения с реальностью: уметь применять знания, придумывать свое и понимать, как это внедрить.
Скорость обновления информации
То, что выпускник вуза не работает по специальности, проблема вуза. Значит он не дал современного высшего образования, не обучил нужного рынку труда специалиста. Причины могут быть или в неактуальности профиля, или в том, что он дает устаревшие знания. За пять лет, которые студент учится, информация по его специализации может пройти полный цикл обновлений несколько раз. Сегодня нет смысла запоминать невозможные объемы информации, ей нужно уметь правильно распоряжаться.
Уравнивание
Вузы Беларуси лишены академической свободы
При том, что они между собой очень похожи и имеют одинаковое устройство, сотрудничают и делают что-то новое вместе нечасто.
Осторожность к Болонскому процессу
Безусловное следование принципам Болонского процесса дало бы развитие высшему образованию: самостоятельность вузов, мобильность студентов, участие общества и самих студентов в устройстве образования, взаимное признание дипломов в Европе. Движение навстречу этим изменением неохотное и невероятно медленное.
Уровень, статус преподавателя
Вузовскими преподавателями должны работать профессионалы самого высшего уровня в своей области знаний, которые умеют вдохновлять своим примером, объяснять сложные вещи, инициировать и курировать проекты и исследования.
Статус профессии в Беларуси настолько ниже, чем должен быть, что на позиции могут брать соискателей, которые минимально соответствуют требованиям
Из-за недостаточной оплаты преподаватели отвлекаются от работы на подработки, в том числе связанные с написанием студенческих работ в своем же вузе.
Высокая стоимость
Для среднего дохода обычной белорусской семьи, расходы на образование в 2 900 — 4 600 рублей в год, – тяжелое бремя. В 2020-2021 учебном году вузы подняли цены на 3-12%.
Ненастоящие знания
Это проблема студентов, а не организации высшего образования. Списывать на ЦТ или на внутренних испытаниях сложно, это происходит все-таки редко. Значит абитуриенты поступают сами, с реальными знаниями. Но дальше все идет не так: списывание превратилось в норму – от шпаргалок до заказа квалификационных работ.
Игнорирование английского или другого иностранного
Этот инструмент, который есть в каждом вузе и на каждой специальности, воспринимается нелингвистами как «форточка» в расписании. Это проблема с двух сторон: со стороны студентов и со стороны преподавателя, никто из них не прикладывает усилий для обучения. Знание иностранного – это не опциональная возможность, а незнание – пробел в высшем. По некоторым белорусским специальностям высшее образование можно получать полностью на английском, например в БГУИРе, но это дорого (2700$ в год).
Ситуация не катастрофическая и не безнадежная: если начать действовать, больше вузов попадут в мировые рейтинги, выпускники будут лучше подготовлены. Это значит смогут лучше и быстрее решать профессиональные задачи, разрабатывать более дорогие продукты, продавать их другим странам и повышать свой уровень жизни. На практике, как обычно, все сложнее.
Свой бизнес
Многие студенты так же мечтают о своём личном бизнесе. Это так же вариант неплохого заработка на нужных условиях и на своей «почве». Но мало кто задумывается, что большинство предпринимателей со своим бизнесом имеют высшее образование
И оно здесь очень важно! Построить крепкий бизнес, который вас не разорит и начнёт приносить прибыль даже на первых парах будет затруднительно для человека, не окончившего институт. ВАЖНО: здесь речь идёт именно о дипломе об высшем образовании! Если у человека нет таланта или желания, то ничего ему не поможет
Высшее образование здесь лишь упростит процесс начала становления бизнеса и его развития.
Плюсы и минусы
Минусы:
- Долгое время обучения. Действительно, для некоторых специальностей пять лет обучения это перебор. Однако с этим стоит лишь смириться.
- Сессии и нервы. Конечно, сессии присутствуют и при среднем обучении, однако требования к высшему образованию более жёсткие, поэтому и сессии более мучительны.
- Отсутствие умений. Здесь дополнять нечего: от диплома о высшем образовании нет смысла, если человек не сможет работать по профессии. В этом случае и выйдет «С высшим образованием за шесть тысяч рублей»
Плюсы:
- Преимущество при поступлении на работу более высокого уровня. Выше было написано о том, что работодатель выберет человека, понимающего свою профессию.
- Возможность быстрого карьерного роста. При соответствующих умениях вы без труда сами станете начальником.
- Возможность легко развить свой бизнес. Бизнес можно основать и при отсутствии диплома, но опять же, преимущество будет у предпринимателя с высшим образованием.
Плохие причины получить высшее образование
-
Родители сказали — надо. Слушатся родителей — хорошо, и с этим никто не спорит. Но человек проживает свою жизнь самостоятельно и только он определяет необходимость обучения, правильную для себя специальность и т.д. Родители, безусловно, могут что-то посоветовать, но принимать категоричные решения они должны лишь по поводу самих себя.
-
Все получают высшее образование. Делать что-то за компанию — не тот путь, который приведет к успеху. Получение образования — это осознанный, ответственный шаг, который может серьезно изменить жизнь. И шаг этот должен быть основан на личных целях и желаниях.
Высшее образование — это прекрасный инструмент, который может сделать из вас профессионала. Но не для каждой специальности он необходим. Например, многие гуманитарные направления могут быть освоены самостоятельно гораздо быстрее и гораздо глубже, нежели в ВУЗе. Банальный пример тому — известные писатели, поэты, которые не получали высшее образование, но на протяжении всей жизни оттачивали свой литературный навык и добились блестящих успехов. Специалистов технического профиля отказ от получения высшего образования также не обошел. Многие известные компании могут продемонстрировать у себя в штате программистов-самоучек, которые нисколько не уступают своим коллегам с дипломом.
Ненастоящие причины получать высшее образование
Если поступать не по своей воле, а из-за навязанных причин, больше шансов отчислиться по своему желанию или из-за неуспеваемости, потому что нет интереса и мотивации. Или еще хуже, пойти не по своему пути: как эйнштейнова рыба, которую судили по способности забираться на дерево, отчего она всю жизнь считала себя глупой.
Распространенные причины, когда только кажется, что нужно поступать в вуз:
-
«Чтобы не быть дворником»
Вмонтированный с 1 класса страх о невозможности состояться без высшего – плохая причина для поступления. Если только такая установка заставляет готовиться к ЦТ, лучше поработать со специалистом по профориентации или психологом. Это поможет снять страхи, понять, чем хотите заниматься. Если это то, что не требует высшего, как танцовщик, автослесарь или специалист по отделке, – отлично! Чтобы получить хорошую работу, нужны навыки, а не высшее.
-
Потому что родители настояли (и оплатили)
С родителями нужно советоваться и прислушиваться, но решение о поступлении не должно приниматься категорично и без вашего участия.
-
Все сверстники поступают
Поступление или непоступление должно основываться на ваших целях и желаниях. Здесь важна осознанность и понимание, чего вы хотите. Если не знаете, работайте с профессионалами, пока не выясните.
Ваша жизнь – это только ваш опыт. Ошибетесь, ну и ничего страшного. Просто попробуете еще раз.
Сократ задавал вопросы, пока ученик сам не сформулирует новое знание, Герберт Спенсер выбрасывал из учебной программы все, что не пригодится в жизни, Энрико Ферми учил своих студентов самостоятельно добывать всю информацию для решения задачи. У нас такого нет, но все равно можно получить классическое фундаментальное образование по нужной специальности с квалификацией, научиться развиваться, трудиться, общаться. Этого достаточно, чтобы построить карьеру в Беларуси. Если амбиции направлены на покорение мира, белорусское образование точно не станет преградой, но его придется подтверждать почти всегда.
Белорусское высшее – это выбор из вузов и профилей и прочная основа для любого развития
Мы в Поступи.бел работаем с дистанционным высшим образованием: консультируем, профориентируем, помогаем поступать удаленно в университеты и колледжи. Когда нужно высшее дистанционное, оставьте заявку на нашем сайте – свяжемся удобным способом за 10 минут.
Топ причин, по которым все-таки нужно поступить в институт
Рассмотрим причины, по которым поступают в институт.
Интересная профессия
Основной причиной, по которой люди получают высшее образование, является желание освоить специальность, которая доступна только людям с высшим образованием.
Есть профессии, в которые невозможно войти, не окончив вуз. Многие из них очень востребованные, хорошо оплачиваются и никогда не надоедают, потому что специалисты в них не занимаются одним и тем же простым набором действий изо дня в день, а постоянно растут и развиваются. Таких профессий много: врач, инженер, программист, аналитик, ученый, психолог, специалист по работе с базами данных и многие другие. Заниматься такими видами деятельности гораздо интереснее и перспективнее, чем работать у станка, выполняя минимум операций.
Понимание реалий рынка труда
Чтобы хорошо зарабатывать, необходимо иметь востребованную специальность. Но сейчас, из-за того, что технологии переживают взрывной рост, многие профессии утрачивают актуальность. Прежде всего, это рабочие специальности. По всему миру рабочих сокращают, заменяя их роботами. Оптимизация и роботизация проникает во многие сферы, которые предусматривают большое количество рутинного труда.
Специалисту с высшим образованием, занятому сложной творческой деятельностью, не грозит быть замененным роботом.
Желание повысить свой уровень
Неважно, в какой среде ты родился и рос. Люди могут «лепить» себя сами
А процесс учебы в институте — это тот случай, когда можно активно формировать свою личность, чтобы стать тем, кем хочешь.
Как принять решение, стоит ли получать высшее образование
Давление накопившихся проблем
Давайте сделаем основные выводы из всей этой информации.
- В существующей системе высшее образование не дает реальной подготовки к работе (не будем клеветать на все вузы и специальности, но для большинства вузов средней руки это справедливо).
- Диплом реально требуется “для галочки” и будет плюсом на многих должностях.
- Без самообразования и практики специалиста из вас не получится, что с дипломом, что без.
- С самообразованием без диплома вы, вероятно, сможете устроиться на работу, но путь на многие “вкусные” должности будет закрыт.
Становление специалиста — это долгий путь. Если вы не уверены, что вам нужно высшее образование — не получайте его. Попробуйте себя на работе, получите среднее специальное, оно дает реальные навыки. Позже, когда вы будете специалистом, и не будет хватать системных знаний или корочки, вы сможете получить диплом за 3-4 года, поступив сразу на третий курс института, совмещая обучение с работой.
Самая большая ошибка, которую можно сделать, это поступить для кого-то, а потом доучиваться, потому что жалко бросить. Ни один из опрошенных нами респондентов не получил хороших результатов в карьереДеловая карьера – терпенье, труд, воля к победе с нелюбимой специальностью. Фактически после такого неприятного опыта по специальности работать никто не идет, а диплом пылится на полке или в коробке в чулане.
Это еще раз подтверждает нашу мысль о том, что вузы должны прилагать много усилий к разъяснительной работе со студентами. Если бы абитуриенты имели перед поступлением четкое понимание, что такое вуз, и для чего там нужно учиться, экономика бы коренным образом изменилась в лучшую сторону.
На сегодня же люди формируют самоисполняющееся пророчество “без бумажки ты букашка”. Абитуриенты слушают мнение родителей, поступают для галочки, не хотят учиться, бросают институт и не могут найти нормальную работу, потому что нет среднего специального образования. Это формирует у них подтверждение мысли, что без “вышки” – никуда, которое они уже далее насаждают другим. Кто доучивается по нелюбимой специальности, тот твердит, что диплом не нужен. В итоге формируется два противоположных стереотипа, и оба не вполне верны.
Роль высшего образования в жизни человека — это палка о двух концах — вы или сломаете себе жизнь, или достигнете успеха в карьере с его помощью. Тщательно подходите к выбору учебного заведения, не давайте другим людям решать за вас, это решение на всю жизнь!
«У кого нет мозгов, тому и 5 высших образований не помогут»
Довольно странная шутка, но в ней есть правда. Зачем же отказываться от высшего образования, если у вас есть тяга к знаниям, желание найти хорошую работу и природный талант? Диплом о высшем образовании подтвердит ваши знания и умения в данной специальности. Сами посудите: вам нужно поручить важную работу одному из двух рабочих: один из них знает своё дело, а второй человек – загадка, неизвестно на что он способен. Любой начальник, конечно же, выберет более квалифицированного работника, ведь зачем ему рисковать? Итог – высшее образование не обязательно, однако устроиться с помощью на престижную работу намного легче.
Что из себя представляет высшее образование в России?
Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.
В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:
- Классическая — специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения — 5-6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
- Двухуровневая — бакалавриат и магистратура. Бакалавриат — 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения — 4 года. Магистратура — 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения — 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором — магистра.
Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.
Получайте в вузе знания, а не «корочку»
Подводя итог
Решение о получении высшего образования должно быть сугубо индивидуальным. Кому-то оно действительно необходимо, осуществлять некоторые виды деятельности без высшего образования просто невозможно. Высшее образование — это прекрасный инструмент, который может раскрыть выдающийся потенциал. Но в современности и без высшего образования можно жить достойно, в этом нет никаких сомнений. Поэтому нужно высшее образование, или нет — это не спорный вопрос. Это вопрос, решение которого определяется индивидуально в каждом конкретном случае. И решение зависит от целей, желаний и уже имеющихся навыков и ресурсов.