Образование в республике беларусь

Какие у белорусского высшего есть трудности

Проблемы белорусского высшего образования такие же, как во многих других постсоветских странах, и связаны с отставанием. Информационная среда, технологии, характер профессий изменились, но высшие учебные учреждения все еще не смогли перейти или разработать принципы, соответствующие времени.

Слабости высшего образования в Беларуси по пунктам:

Теоретичность
Студенты слушают, записывают и читают теорию гораздо больше, чем работают с практикой. Бывает, преподаватели сами теоретики, не работавшие «в поле».
Речь не только о выработке навыков, но о том, как воплотить свои идеи, изобретать, улучшать. Вузовский уровень должен учить связывать способность находить решения с реальностью: уметь применять знания, придумывать свое и понимать, как это внедрить.

Скорость обновления информации
То, что выпускник вуза не работает по специальности, проблема вуза. Значит он не дал современного высшего образования, не обучил нужного рынку труда специалиста. Причины могут быть или в неактуальности профиля, или в том, что он дает устаревшие знания. За пять лет, которые студент учится, информация по его специализации может пройти полный цикл обновлений несколько раз. Сегодня нет смысла запоминать невозможные объемы информации, ей нужно уметь правильно распоряжаться.

Уравнивание
Вузы Беларуси лишены академической свободы

При том, что они между собой очень похожи и имеют одинаковое устройство, сотрудничают и делают что-то новое вместе нечасто.

Осторожность к Болонскому процессу
Безусловное следование принципам Болонского процесса дало бы развитие высшему образованию: самостоятельность вузов, мобильность студентов, участие общества и самих студентов в устройстве образования, взаимное признание дипломов в Европе. Движение навстречу этим изменением неохотное и невероятно медленное.

Уровень, статус преподавателя
Вузовскими преподавателями должны работать профессионалы самого высшего уровня в своей области знаний, которые умеют вдохновлять своим примером, объяснять сложные вещи, инициировать и курировать проекты и исследования.
Статус профессии в Беларуси настолько ниже, чем должен быть, что на позиции могут брать соискателей, которые минимально соответствуют требованиям

Из-за недостаточной оплаты преподаватели отвлекаются от работы на подработки, в том числе связанные с написанием студенческих работ в своем же вузе.

Высокая стоимость
Для среднего дохода обычной белорусской семьи, расходы на образование в 2 900 — 4 600 рублей в год, – тяжелое бремя. В 2020-2021 учебном году вузы подняли цены на 3-12%.

Ненастоящие знания
Это проблема студентов, а не организации высшего образования. Списывать на ЦТ или на внутренних испытаниях сложно, это происходит все-таки редко. Значит абитуриенты поступают сами, с реальными знаниями. Но дальше все идет не так: списывание превратилось в норму – от шпаргалок до заказа квалификационных работ.

Игнорирование английского или другого иностранного
Этот инструмент, который есть в каждом вузе и на каждой специальности, воспринимается нелингвистами как «форточка» в расписании. Это проблема с двух сторон: со стороны студентов и со стороны преподавателя, никто из них не прикладывает усилий для обучения. Знание иностранного – это не опциональная возможность, а незнание – пробел в высшем. По некоторым белорусским специальностям высшее образование можно получать полностью на английском, например в БГУИРе, но это дорого (2700$ в год).

Ситуация не катастрофическая и не безнадежная: если начать действовать, больше вузов попадут в мировые рейтинги, выпускники будут лучше подготовлены. Это значит смогут лучше и быстрее решать профессиональные задачи, разрабатывать более дорогие продукты, продавать их другим странам и повышать свой уровень жизни. На практике, как обычно, все сложнее.

Как воспринимается белорусский диплом о высшем образовании за границей

Хоть Беларусь вступила в Болонский процесс, дипломы вузов РБ признаются не всегда и далеко не везде. Чтобы диплом о высшем образовании без проблем приняли в Европе, нужно приложение европейского образца Diploma Supplement. Это документ, который подробно рассказывает, какие дисциплины проходил выпускник, насколько успешно, какими навыками владеет. Сейчас его выдают редко, например, в БГУ. Но после изготовления и утверждения защищенных стандартизированных бланков, приложение введут в общее употребление, его можно будет получить вместе с дипломом после любого университета.

Но даже с приложением могут попросить подтвердить квалификацию, в основном, внимательно проверяют навыки. Легче всего принимают дипломы по ИТ специальностям БГУИРа, БНТУ, БГУ. Сложнее подтвердить медицинское образование, потому что система обучения отличается от той, что практикуется в Европе. Пока нет алгоритма действий и для каждого соискателя с белорусским дипломом решение принимается индивидуально.

С дипломом и приложением Diploma Supplement шансы устроиться на работу в Европе выше

Есть страны, где высшее образование белорусского вуза действительно без процедуры подтверждения. Все ступени и научные звания признаются эквивалентными: в Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане. Документы взаимопризнаются еще: в Азербайджане, Китае, Туркменистане, Вьетнаме. 

В большинстве остальных стран мира, как и в ЕС, вероятнее всего нужно будет каким-то способом подтвердить, что диплом не просто корочка, что за ним реальная квалификация. Тесты или экзамены на подтверждение диплома бывают платными. 

Как иностранные студенты поступают в университеты Беларуси?

После того, как абитуриент выбрал специальность и высшее учебное заведение, ему следует обратиться в вуз для получения приглашения на учебу. Для этого в учебное заведение отправляются следующие документы:

  1. заявление-анкета иностранного гражданина (образцы размещаются на сайтах вузов);
  2. нотариально заверенная копия документа об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);
  3. нотариально заверенная копия свидетельства о рождении;
  4. копия страниц национального (или заграничного) паспорта с фотографией, фамилией;
  5. нотариально заверенная копия медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения в климатических условиях Республики Беларусь, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу.

Затем необходимо оформить визу, разрешающую въезд на территорию Республики Беларусь.

По прибытии в Беларусь на рассмотрение приемной комиссии вуза предоставляется следующий пакет документов:

  1. заявление-анкета установленного образца о приеме на обучение;
  2. оригиналы документов об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);
  3. оригинал медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения иностранного гражданина в климатических условиях Республики Беларусь, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу;
  4. медицинский сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции, выданный официальным органом здравоохранения страны прибытия кандидата на учебу;
  5. заверенная в установленном порядке копия свидетельства о рождении;
  6. 6 или 8 фотографий размером 4х6 см.

Национальный паспорт с визой на въезд в Республику Беларусь предъявляется иностранным гражданином лично.

Документы можно предоставлять как на белорусском или русском языках, так и на английском, французском, испанском, немецком. В таком случае необходимо приложить их перевод на белорусский или русский язык, заверенный нотариально.

Язык обучения в вузах республики – русский или белорусский. Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Беларуси годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.

Что дает высшее образование?

Высшее образование всегда дает больше, чем на него тратится времени и денег, если есть заинтересованность брать – учиться, вникать, практиковаться. Есть железные универсальные факты, которые всегда говорят в пользу вуза.

  • Профессия=работа

    После выпуска у вас будет диплом с квалификацией, с ним пойдете на работу и будете получать деньги. Какая профессия, ее востребованность, характер работы c высшим образованием и возможность роста – это то, что вы будете пожинать за выбор специальности и усердие в учебе.

  • IQ

    Специалисты с образованием высших учебных заведений имеют более высокий показатель по тестам на IQ. Учеба стимулирует мозговую деятельность, вы учитесь решать задачи, адаптироваться к изменениям, применять знания на практике. Это все позволяет лучше приспосабливаться к жизни и повышает ее качество.

  • Надпрофессиональные навыки

    Университет, независимо от формы обучения, за 4-5 лет обеспечивает список soft skills, которые вы получаете автоматически, то есть специально делать ничего не нужно, но опыт будет. Например, научитесь:

    • Трудиться: учеба приучает к дисциплине, ответственности, пунктуальности, самоорганизованности и просто регулярной работе, что ждет вас после выпуска десятки лет.
    • Общаться: сталкиваетесь с разными людьми, учитесь с ними взаимодействовать, договариваться, находить подходы. (Дистанционное обучение на уровне высшего образования дает опыт удаленного общения, не менее актуальный и применимый, чем в случае с личным).
    • Учиться: получать и применять новые знания – это один из главных критериев приема на работу. Вузовская практика научит это делать эффективно, быстро и без страха.
    • Работать с технологиями: чем больше профильных программ и технологий освоите, тем быстрее и эффективнее сможете выполнять обязанности.
  • Связи

    Вы учитесь с теми, с кем вам предстоит работать – люди вашего возраста и сферы интересов. Возможно, вы найдете друзей на всю жизнь, но то, что у вас будет 100% – это сеть из коллег, которые помогут, подскажут, возьмут в проект, напишут рекомендацию.

Если вы сознательно и целенаправленно намереваетесь получить высшее профессиональное образование, у вас будет инструмент, который может раскрыть потенциал, дать возможности для самореализации.

Школьное образование в Беларуси

Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:

  • общее начальное образование (1 – 4 классы);
  • общее базовое образование (5 – 9 классы);
  • общее среднее образование (10-11 классы).

Общее начальное и общее базовое образование (1 – 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке. Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта. Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.

В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском:  белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.

Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:

  • английский (около 72% учащихся);
  • немецкий (20 %);
  • французский (6%);
  • испанский (1,9%).

Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.

Старшеклассники на уроке

Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту. На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю

Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.

Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия. Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования: кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе. В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.

В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.

Ненастоящие причины получать высшее образование

Если поступать не по своей воле, а из-за навязанных причин, больше шансов отчислиться по своему желанию или из-за неуспеваемости, потому что нет интереса и мотивации. Или еще хуже, пойти не по своему пути: как эйнштейнова рыба, которую судили по способности забираться на дерево, отчего она всю жизнь считала себя глупой.

Распространенные причины, когда только кажется, что нужно поступать в вуз:

  • «Чтобы не быть дворником»

    Вмонтированный с 1 класса страх о невозможности состояться без высшего – плохая причина для поступления. Если только такая установка заставляет готовиться к ЦТ, лучше поработать со специалистом по профориентации или психологом. Это поможет снять страхи, понять, чем хотите заниматься. Если это то, что не требует высшего, как танцовщик, автослесарь или специалист по отделке, – отлично! Чтобы получить хорошую работу, нужны навыки, а не высшее.

  • Потому что родители настояли (и оплатили)

    С родителями нужно советоваться и прислушиваться, но решение о поступлении не должно приниматься категорично и без вашего участия.

  • Все сверстники поступают

    Поступление или непоступление должно основываться на ваших целях и желаниях. Здесь важна осознанность и понимание, чего вы хотите. Если не знаете, работайте с профессионалами, пока не выясните.

Ваша жизнь – это только ваш опыт. Ошибетесь, ну и ничего страшного. Просто попробуете еще раз.

Сократ задавал вопросы, пока ученик сам не сформулирует новое знание, Герберт Спенсер выбрасывал из учебной программы все, что не пригодится в жизни, Энрико Ферми учил своих студентов самостоятельно добывать всю информацию для решения задачи. У нас такого нет, но все равно можно получить классическое фундаментальное образование по нужной специальности с квалификацией, научиться развиваться, трудиться, общаться. Этого достаточно, чтобы построить карьеру в Беларуси. Если амбиции направлены на покорение мира, белорусское образование точно не станет преградой, но его придется подтверждать почти всегда.

Белорусское высшее  это выбор из вузов и профилей и прочная основа для любого развития

Мы в Поступи.бел работаем с дистанционным высшим образованием: консультируем, профориентируем, помогаем поступать удаленно в университеты и колледжи. Когда нужно высшее дистанционное, оставьте заявку на нашем сайте – свяжемся удобным способом за 10 минут.

О состоянии системы образования в Беларуси

Приведём некоторые статистические данные, характеризующие систему образования республики. Данные взяты из Статистического ежегодника за 2016 год.

Паралелльно с рассмотрением статистики будет анализироваться соответствующий раздел «Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы.

Начнём с некоторого курьёза. Мы надеемся, что это опечатка или описка. В Приложении 1, где прописаны целевые показатели Госпрограммы, первым идёт такой показатель как «Позиция Республики Беларусь в рейтинге стран по индексу человеческого развития (по индексу уровня образования)» и указывается, что целью министерства образования должна быть позиция в этом рейтинге НЕ ВЫШЕ 30-й. Причём данный целевой показатель прописан для всех последующих лет, без каких бы то ни было изменений:

На наш взгляд логичнее было бы в качестве показателя эффективности писать НЕ НИЖЕ, а также стремиться повысить место в рейтинге стран, конечно, если составители Госпрограммы не имели в виду какого-то антирейтинга стран, где на первом месте — худшие, но даже и тогда — следовало бы хоть немного, но поднимать себе планку на будущее.

Если пройтись по всем показателям, то только в одной подпрограмме одним из показателей является «Доля утверждённых образовательных стандартов или изменений к ним от общего количества образовательных стандартов высшего образования», и то этот показатель легко выполнить, поправив пару запятых в документах, чтобы они вошли в эту статистику «изменений». К тому же по всем годам эта доля не превышает 2 процентов, кроме 2018-го, в котором достигает 7 процентов. Хотя по дополнительной переподготовке эта доля выше: 2016 — 20%, кроме 2018 — 41%. Можно предположить, что в 2018-м будет проводиться основная масса мероприятий по пересмотру образовательных стандартов. В целом данные цифры означают неизменность подавляющей массы образовательных стандартов. А раз так, то какого-то «прорыва» ожидать не приходится, поскольку система образования никак не меняется по своей сути.

Образовательные стандарты — это де-факто или де-юре действующий перечень предметов и требований к содержанию каждого из учебных курсов, результатам его освоения, способам контроля результатов, в соответствии с которыми работает система образования в любом культурно своеобразном обществе.

Система образования всегда строится на основе научных достижений в любую эпоху. Поэтому образовательные стандарты — одно из порождений науки, понимаемой как общественный институт

Однако при этом очень важно отметить одно интересное умолчание — наука далеко не всегда вне политики

Попробуем отразить процесс взаимосвязей в обществе на схеме.


Изображение: inance.ru

Поскольку система взаимосвязей науки, образования, практики ведения политики и бизнеса, представленная на рисунке, действует во все эпохи вне зависимости от того, как оформлены общественные институты науки и системы образования, то образовательные стандарты всегда являются одним из средств социального управления.

В практической политике государства и региона это означает — в чьей власти находится процесс формирования образовательных стандартов и их внедрения в учебный процесс — тот и управляет обществом.

Таким образом развитие образовательных стандартов — это основа общественного развития. В этой области министерство образования никак себя не проявляет, предпочитая заниматься «оснащением, охватом, оборудованием» и прочими хозяйственными делами, но не занимаясь главным.

Зато в Государственной программе прописано, сколько преподавателей УВО должны пройти стажировку за рубежом — по 200 человек каждый год, что в перспективе 5 лет составит 1000 человек — 5% от численности всех преподавателей УВО (21993 человека всего).

В целом, все показатели представляют из себя вариации на тему: освоено, охвачено, выпущено, подготовлено, принято и т.п., тогда как качественных оценок практически нет. Вероятно, оценка качеств выпускаемых кадров отдана на откуп подведомственным учреждениям.

Теперь же пройдёмся по каждой из частей системы образования.

Исторический контекст

У человечества, как некоторой системы, есть какие-то собственные параметры, в том числе частоты течения различных процессов. Одна из основных — это частота смены поколений, которая характеризует скорость обновления биологической составляющей человечества. Она примерна равна 25 годам — это среднее время появления у женщины первого ребёнка. Эта частота практически не менялась на протяжении многих тысяч лет.

Социальная составляющая, также присущая человечеству как виду, меняется с иной скоростью. Её изменения легко проследить, оценив на примере какой-то отрасли частоту смены поколений технологий в ней, в которой выражается скорость обновления информационной среды.Возьмём транспорт. Человек изобрёл телегу, и она прослужила без существенных изменений тысячи лет. Человек изобрёл карету, и она проездила сотни лет. Изобрёл паровоз, его конструкция менялась через десятки лет (паровоз, тепловоз, электровоз, монорельсовая железная дорога). С изобретением автомобиля и самолёта обновление отрасли уже занимает единицы лет.

Мы видим, что частота смены технологий постоянно нарастает, и если в начале она измерялась тысячелетиями, то на сегодняшний день — измеряется годами. Но техническая информация — это только часть общей информации культуры человечества. Такому же закону смены поколений информационной среды на нынешнем пути развития человеческой цивилизации подвержена вся культура, если под культурой понимать всю внегенитически передаваемую от поколения к поколению информацию, то есть не передаваемую посредством генетического аппарата.

И получается, что скорость обновления социальной составляющей обогнала биологическую к середине XX века. Это явление смены соотношения частот обновления биологической и социальной составляющих и их взаимосвязь в глобальном историческом процессе получило название Закон времени.


Изображение: newyouthpolicy.org

Общее среднее образование

С утверждением нового кодекса получение общего среднего образования станет обязательным. Это значит, что все школьники обязаны окончить 11 классов. Уйти после 9 класса теперь возможно лишь в том случае, если планируешь поступить в колледж и там освоить программу 10 и 11 классов.

Изменения коснутся не только учащихся, но и их родителей. Так новая редакция кодекса запрещает законным представителям вмешиваться в образовательный процесс. Это значит, что теперь для того, чтобы обсудить полученную ребёнком двойку с учителем, маме нужно будет обращаться напрямую к администрации школы.

Учебный год для учащихся 9-х и 11-х классов будет заканчиваться 25 мая, для остальных 31 мая. Остальное время выпускники смогут потратить на подготовку к выпускным экзаменам и ЦТ.

Несмотря на внесённые изменения, абитуриентам всё так же необходимо сдавать ЦТ. Поэтому не забывай усердно готовиться и записывайся на итоговое четырёхчасовое занятие перед ЦТ. А если так и не нашёл в себе сил открыть пособие по подготовке, есть шанс запрыгнуть в последний вагон, зарегистрировавшись на месячный интенсивный курс.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Национальная высшая школа

В систему высшего образования Республики Беларусь входят 45 государственных высших учебных заведения, а также 10 вузов частной формы собственности.

В Беларуси проведено лицензирование образовательной деятельности всех вузов независимо от формы собственности. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов — ведущие отраслевые.

Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специальностям и более чем по 2 тыс. специализаций, что позволяет почти полностью удовлетворить потребности народного хозяйства республики в специалистах с высшим образованием.

В 2002 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» Беларусь стала полноправной участницей Лиссабонской конвенции 1997 года, подготовленной совместно с ЮНЕСКО и Советом Европы. Это позволяет более эффективно решать проблему признания дипломов белорусских вузов, способствует развитию международного сотрудничества, привлечению на учебу в Беларусь иностранных студентов, количество которых в перспективе планируется увеличить до 5% от общего числа обучающихся.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре вузов и научных организаций Министерства образования (edu.gov.by).

В стране существует сеть учреждений образования системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

В Беларусь также активно приезжают иностранные студенты. Деятельность в сфере предоставления платных образовательных услуг иностранным гражданам осуществляет 51 учреждение образования. Обучение осуществляется на белорусском или русском языке. Стоимость его, согласно международной практике, устанавливается самим учебным заведением по каждой специальности.

Ежегодно около 130 аспирантов из зарубежных стран обучаются в вузах и научных учреждениях Беларуси.

Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении — Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.

Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчинёнными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector