Профориентация в начальной школе
Содержание:
- Цели и задачи профориентации школьников, в зависимости от возраста
- Профессиональная ориентация учащихся
- Советы психолога
- Функции профориентации
- Анализ профориентации
- Оценка эффективности профориентационной работы в школе
- Формы и методы работы
- Профориентация в России
- Как узнать, какая профессия мне подходит: тесты на профориентацию
- Профориентационные проекты
- Что такое профориентация и как она помогает подростку определиться с будущей профессией
- Профориентация старшеклассников по ФГОС
- Типичные ошибки выбора профессии
- Выводы
- Подводя итоги
Цели и задачи профориентации школьников, в зависимости от возраста
Профориентация младших школьников (1-4 класс).
Главная цель работы по профессиональному определению в младших классах – это сформировать положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для всего общества в целом. Также необходимо развить у детей интерес к обучению и познанию, включая их в различные виды учебно-познавательной деятельности, среди которых исследовательская, трудовая, игровая и т.д.
Профориентация для школьников 5-7 классов.
На этом этапе каждый ученик должен уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. Пи этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.
Профориентация школьников 8-9 классов.
Это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся. Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности. Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. Главная цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.
Профессиональная ориентация старших 10-11 классов.
Этот этап является подведением итогов предыдущей работы. Программа по профориентации в этих классах должна преследовать следующую цель: коррекция и оценка готовности к выбранной специальности, а также дальнейших планов ученика.
Профессиональная ориентация учащихся
Профессиональная ориентация представляет собой целую систему разработанных экспертами мероприятий, которые направлены на облегчение выбора профессии для школьников. В процессе их подготовки обязательно учитываются особенности каждой личности и социально-экономическая ситуация в стране.
Профориентация в школе состоит из 3 основных компонентов:
- Просвещение.Учащиеся и выпускники средних общеобразовательных школ узнают об актуальных профессиях и их особенностях, текущих кадровых потребностях, требованиях, предъявляемых работодателями, возможностях карьерного роста и саморазвития. Благодаря просветительным мероприятиям у подростков происходит формирование мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на анализе рынка труда, а также собственных психических и физиологических возможностей (склонностей и способностей).
- Консультирование. Помощь школьнику с профессиональным самоопределением выражается в рекомендациях ему тех векторов трудовой деятельности, которые максимально соответствуют особенностям его психики и физиологии. Советы основываются на результатах, полученных в ходе предварительно проведенной профориентационной диагностики.
- Психологическая поддержка. Применение методик, направленных на уменьшение психологической напряженности, появление оптимистического настроя и ощущения уверенности в будущем.
Профориентация подростков – один из важных факторов, влияющих на выбор ими профессии в будущем. Основная цель такой работы заключается в выработке у детей осознанного отношения к любому труду, а также в их профессиональном самоопределении с учетом личных возможностей, способностей и потребностей рынка труда.
Советы психолога
Когда родители интересуются у психолога, как выбрать профессию ребенку, он обычно говорит, что вид деятельности обязательно должен соответствовать характеру, темпераменту и специфике его мышления. Предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями по выбору профессии для старшеклассников, которые помогут им определить свои цели на будущее.
Для школьника
Психологи убеждены, что в процессе выбора вида деятельности крайне важно опираться на соответствие собственных психологических особенностей характеристикам профессии. Работа должна в первую очередь быть интересной
Если нравится техника, увлеченность ею станет отличной поддержкой инженеру, айтишнику, физику, строителю.
Каждая профессия требует наличия важных именно для нее качеств. Поэтому при самоопределении надо понимать, обладаешь ли ты способностями, которые соответствуют этим качествам. Если есть сомнения, стоит сделать выбор в пользу того вида деятельности, где склонности и таланты будут реализованы по максимуму. Тогда есть хорошие шансы достичь в нем высоких успехов.
И напоследок: тип занятия не должен противоречить твоему типу личности
Например, если ты любишь встречаться с друзьями и общаться с ними, заводить новые знакомства, следует обратить внимание на те профессии, которые предполагают множество контактов и активную коммуникацию. При эмоциональной нестабильности будет крайне тяжело заниматься рутинными делами и подолгу концентрироваться на чем-то одном
Для родителей
Мамам и папам подростка, желающим помочь ему с выбором профессии, желательно учитывать следующие моменты:
- Узнать о планах ребенка на будущее можно исключительно во время беседы с ним по душам. Ни за что нельзя обсуждать такую тему наспех. Также не стоит вызывать сына или дочь для разговора «на ковер». Постарайтесь завести его невзначай. Запаситесь терпением, будьте максимально тактичны и проявляйте неподдельный интерес ко всему, что вы услышите.
- Если старшеклассник всячески уклоняется от ответов или говорит, что у него еще нет планов, нужно попробовать найти причину такого неопределенного отношения к будущему.
- Предложите своему ребенку работу на каникулы. Выберите вместе с ним посильное занятие, не запрещенное законодательством.
- Подросток шокировал вас выбором профессии? Ни в коем случае не запрещайте ему и не оскорбляйте его. Попытайтесь спокойно узнать, чем он руководствовался и почему ему нравится именно этот вид деятельности.
- Старшеклассник витает в мечтах, но не предпринимает никаких шагов, чтобы реализовать их? Помогите ему с составлением плана действий. Подскажите, какими сроками он на данный момент располагает и что надо успеть за это время.
- Подготовьте вместе со своим ребенком альтернативный вариант, если с основным его постигнет неудача.
Нет проблем с профессиональным самоопределением в тех семьях, где дети чуть ли не с детского сада твердо знают, что они будут врачами, юристами или космонавтами, и усердно учатся, готовясь поступать в соответствующий вуз. Однако таких случаев очень мало. У большинства выбор будущей профессии сопряжен с постоянными сомнениями и сложностями. Что тогда делать родителям? Не рассчитывая на школу, самостоятельно приступать к активной профориентационной работе. Начинать заниматься этим желательно уже с 8-9 класса.
Функции профориентации
Как у любой системы, у профориентации есть несколько функций. Что это за функции и как они работают? Если коротко, то примерно так:
- Диагностическая. Главная цель — определить ваши склонности и таланты, сильные и слабые стороны. Инструменты — тестирования, опросы, консультации, исследования;
- Организационная. Здесь основное направление — это организация передачи знаний, опыта, навыков и впечатлений между разными поколениями и категориями людей;
- Информационная. Ее основные формы — это ярмарки вакансий, дни открытых дверей и онлайн-мероприятия, главная цель которых — дать максимум цифр и фактов участникам профориентации;
- Профилактическая. Основная задача этой функции — предотвратить неправильный выбор профессий и исключить тех самых «летунов», которые находятся в постоянном поиске и вечных профессиональных метаниях.
Анализ профориентации
Профориентация важна не только для вас лично и вашего успешного профессионального пути — она важна и для работы всей экономики в целом. Сейчас процесс профориентации в нашей стране оставляет желать лучшего, и в этом можно убедиться хотя бы на примере вопроса о смене профессий.
В прошлом году «Авито Работа» проводил исследование о смене профессий россиянами и выяснил, что больше половины россиян (65%) задумывались об этом хотя бы один раз в жизни. Как показало исследование, наиболее популярные причины смены работы:
- желание больше зарабатывать (63%)
- найти баланс между работой и личной жизнью (28%)
- надоевшая рутина (23%)
- профессиональное выгорание, стресс (21%).
При этом в реальности сменить профессию удалось только 17% задумавших такие перемены.
Говоря о причинах, помешавших им сменить профессию, многие тогда заявили, что отложили этот вопрос для более подходящего момента, треть (33%) не были уверены, что имеют достаточно квалификации, еще треть (33%) назвали в качестве причины страхи перемен и ошибок.
Мы надеемся, что все эти обстоятельства в нынешних условиях больше не играют роли — когда уровень безработицы только по официальным данным вырос в 3,5 раза.
Оценка эффективности профориентационной работы в школе
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:
Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
Потребность осознанного выбора будущей профессии
Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.
Осознание школьником общественной значимости труда
В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.
Осознание школьников своих возможностей и интересов
Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии
Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.
Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
Индивидуальный характер профориентации
Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
Направленность профориентации на всестороннее развитие личности
Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
Формы и методы работы
Анкетирование. Разнообразные опросники и тесты направлены на выявление заинтересованности учащихся в определённо виде деятельности, задатков и способностей. На основании результатов выстраивается дальнейшая работа с классом в целом и каждым учеником в частности.
Беседы. Тематические обсуждения существующих родов занятости можно начинать ещё в младшей школе, двигаясь от наиболее известных профессий (учитель, врач, полицейский) до специфических и узконаправленных (технолог, методист, финансовый аналитик и т.д.). Обсуждения могут проводиться как на классном часу всем коллективом, так и в индивидуальных группах.
Написание сочинения. Этот вид работы помогает детям задуматься, осмыслить и изложить свои мысли по поводу трудовой деятельности. Используется как в младших, так и в старших классах. Дети могут рассказать о профессиях своих родителей, о том, кем хотят стать они сами, что привлекает в данной специальности, почему и т.п.
Деловые игры. Воспроизведение на уроке жизненных ситуаций, связанных с определённой профессией, поможет детям примерить на себя роль специалиста.
Встреча со студентами. Диалог с ребятами, которые всего на несколько лет старше, также поможет школьникам на этапе самоопределения. Иногда даже старшеклассники всё ещё больше прислушиваются к сверстникам, чем к старшим.
Посещение Дней открытых дверей. На подобных мероприятиях школьники получают возможность подробнее узнать о профессии уже от преподавательского коллектива вуза.
Встреча со специалистами. Продуктивной формой работы будет приглашение на классные и внеклассные мероприятия людей, которые смогут интересно рассказать о своей профессии, ознакомить детей с её спецификой и «подводными камнями». Это могут быть как известные личности творческих профессий, так и родители самих учеников.
Экскурсии на предприятия. Ещё более наглядной и информативной будет посещение заводов, офисов, мастерских, где ученики ознакомятся и вживую увидят, как происходит рабочий процесс.
Факультативы и кружки. Вовлечение учащихся во внеурочные собрания по интересам помогут им раскрыть свои способности, развить уверенность в себе, получить минимальные необходимые знания, навыки и умения.
Родительские собрания. Профориентационная деятельность вовлекает не только школьников, но и их семьи. На сборах классный руководитель и преподаватели обмениваются с родителями информацией о наклонностях учащихся, их интересах и достижениях.
Тематические встречи для родителей
Информирование родителей является равноценно важной задачей, как и информирование детей. На них педагогический коллектив также предоставляет данные о существующих специальностях, возможности получения высшего образования в родном населённом пункте либо в другом городе/ стране, проводит встречи с представителями той или иной професии
Профориентация в России
Увы, в большинстве российских школ нет «карьерных бюро», как в европейских странах. Наши школьники встречаются с представителями других профессий в основном только в старших классах, и вся профориентация в целом построена больше на теории, чем на пользе.
У студентов вузов возможностей больше: здесь как минимум обязательно проходить практику. Но чаще всего этого очень мало, и студентам гораздо проще совмещать полноценную работу и учебу, чем после вуза искать работу с нулевым опытом в ней.
Для тех, кто уже закончил и школу, и колледж или университет, основу профориентации составляет все, что проводят местные центры занятости. Обычно это ярмарки вакансий, консультации психологов. Здесь о пробном периоде уже почти не приходится говорить: нужно выбирать вакансию и сразу бросаться в бой.
Остальная профориентация — это уже информация из интернета и от знакомых: отзывы о компаниях, полезные статьи о поиске работы, психологические тесты и многое другое.
Пройдите тест и узнайте, готовы ли вы определиться с профессией
Как узнать, какая профессия мне подходит: тесты на профориентацию
Тесты позволяют быстро выяснить некоторые психологические характеристики человека. Например, тип личности, выраженные черты характера, темперамент, коммуникативные навыки и сферы интересов
Важно повторять тестирование раз в год — в подростковом возрасте увлечения меняются, иногда даже вплоть до противоположных
Только тестирования, как правило, недостаточно для экспертной оценки. Беседа со специалистом, упражнения или ознакомительные игры помогут подростку больше узнать о профессиях и своих сферах интересов. Дальше можно выбрать индивидуальную образовательную стратегию.
Сервисы для тестирования:
- Testometrica.com — ресурс с разнообразными психологическими тестами: профориентация по возрасту и типам; тест на склонности к деятельности у ребенка; тест на профессиональные интересы, склонности и способности; тест на таланты детей 7-13 лет.
На сайте можно пройти платный расширенный тест на профориентацию. - «Профориентатор» — центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Профориентационная диагностика и карьерное консультирование для детей и взрослых: тесты по объекту труда и профессиональный тип Голланда. На сайте можно пройти один блок расширенного теста на профориентацию бесплатно.
- «Адукар» — образовательный профориентационный и обучающий проект. Можно пройти тест по методике Климова и тест Голланда.
- «Поступи онлайн» — образовательный сайт с информацией об учебных заведениях России, их программах и том, как выбрать профессию.
- Тест-совмещение методик Климова и Холланда.
- Опросник профессиональных склонностей.
- Матрица выбора профессии.
Профориентационные проекты
За последние 5 лет тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и «надшкольными», и каждая школа может к такому проекту присоединиться. Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты.
Перечислим государственные профориентационные проекты, в которых можно участвовать индивидуально или от школы.
✎ Проектория — ежегодный форум, на котором обмениваются опытом педагоги и психологи в области профориентации, а подростки участвуют в мастер-классах и готовят проекты по разным профессиональным направлениям.✎ Билет в будущее — проект создается союзом World Skills Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). Проходит 1 раз в год. Рассчитан на школьников 6-11 классов. Одна из его целей — популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля.✎ Профессиональное обучение без границ (Москва), Путевка в жизнь школьникам Подмосковья (Московская область), МастерОК (Республике Башкортостан) — взаимодействие школ с колледжами, благодаря которому учащийся еще во время обучения в школе получает свидетельство о профессии рабочего или служащего с присвоением квалификации.✎ Школа реальных дел — это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей.✎ Всероссийская ПрофДиагностика — комплексное профтестирование учащихся 9-11 классов с обратной связью и рекомендациями для родителей и детей.✎ Большая перемена — развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях.
Самоопределение личности >>Сколько баллов ЕГЭ нужно набрать, чтобы учиться в МГУ? >> |
Что такое профориентация и как она помогает подростку определиться с будущей профессией
Профориентация — это научный комплекс действий, который помогает людям выбрать будущую профессию или обучиться новой.
Она включает в себя:
- информирование о возможных специальностях, нужных для них навыках и способностях, учебных заведениях;
- профессиональное консультирование;
- диагностику — чаще всего это тестирование;
- психологическую поддержку.
Основная цель профориентации подростков — подготовить их к осознанному выбору будущей профессии. Этот выбор складывается из трех компонентов: интереса и способностей человека, спроса на профессию и запроса общества.
Рынок труда развивается и трансформируется так быстро, что узнать про все современные и появляющиеся профессии в кругу знакомых уже не получается. Десятки специальностей перестают быть нужными, зато многие новые направления становятся перспективными.
С другой стороны, многие школьники толком и не знают, что делают представители той или иной специальности, и их возможности для карьерного роста. Они думают, что работа подойдет, потому что там «хорошо платят» или «не нужно особо напрягаться». Для подростков это нормально, ведь у них сложно с долгосрочным планированием. Но если снабдить их полной информацией, то сделать выбор будет легче. Как выделить важные предметы и навыки для успеха в выбранной профессии?
Помощь консультанта по карьере экономит время. Не нужно учиться несколько лет специальности, которая вскоре исчезнет или перестанет пользоваться спросом. Можно сразу выбрать то, что подходит по темпераменту, типу мышления, способностям и виду деятельности.
Профориентация старшеклассников по ФГОС
Программа по профориентации в школе по ФГОС, которая разъясняет цели, задачи и методы профессионального самоопределения школьников, ориентирована в основном на достижение личностных результатов:
- взвешенный выбор профессии и возможностей осуществить свои планы касательно трудоустройства;
- сформированное отношение к будущей работе как к возможности решать личные, общественные, государственные и даже мировые проблемы.
Учитель реализовывает эту программу в процессе преподавания (в рамках конкретного предмета или в ходе внеклассных бесед):
- дает максимально полную информацию, которая может оказаться полезной ученику при выборе профессии;
- предоставляет возможность попрактиковаться в профессиональной деятельности с опорой на знания, полученные по предмету;
- создает условия для разработки индивидуальных проектов и помогает в воплощении уже завершенных.
Большинство новых профессий предполагают наличие знаний сразу в нескольких направлениях. Поэтому педагогу, внедряющему школьную программу по профориентации, надо не только хорошо владеть своим предметом, но и неплохо разбираться в смежных.
Типичные ошибки выбора профессии
- Ориентация на престижность профессии – одна из самых распространённых ошибок, когда выбирается самая модная специальность, забывая о том, что на рынке труда могут пользоваться спросом совсем другие специалисты. Обычно модными профессиями считаются экономисты и юристы.
- Выбор под давлением окружающих – чаще всего такими людьми выступают родители, у которых видение будущего своего ребёнка не учитывает его интересы и способности
- Пойти учиться «за компанию» – поступить в ВУЗ вместе друзьями или бывшими школьными одноклассниками.
- Идти по стопам своего кумира – выбор профессии только потому, что этим занимается известная или нравящаяся личность: любимый учитель, актёр, певец, спортсмен и т.д.
- Желание учиться только в определённом месте – в таком случае выбор сильно ограничен выбранным ВУЗом. Федеральные университеты с большим количеством специальностей несколько спасают положение, но и они не обладают всем спектром возможных профессий.
- Устаревшая или неправильная информация о профессии – профессии изменяются вслед за требованиями рынка труда или появлением новых технологий.
- Учитывание только видимой стороны – актёры или певцы собирают огромные залы поклонников и получают хорошие гонорары, но тяжелый труд практически всегда остаётся за кадром и может быть упущен при определении с желаемой специальностью.
- Отсутствие желания разобраться в себе – выбор профессии без учёта своих способностей и психологических особенностей. На помощь может прийти грамотно проведённая профориентация с консультацией психолога-профконсультанта и многочисленные бесплатные тесты.
- Привязанность к любимому школьному предмету – неплохой, в общем-то, выбор, но стоит учитывать, что любая профессия состоит из сплава нескольких направлений и отличным знанием одного школьного предмета, скорее всего не обойтись.
- Неправильная оценка своих способностей – завышение или занижение своих талантов и умственных способностей. Результатом может стать карьера продавца при имеющихся возможностях для блестящей карьеры хирурга. Профориентационное тестирование поможет выявить настоящие сильные и слабые стороны, на основе которых и стоит делать выбор после консультации со специалистом-профконсультантом.
Более подробный разбор ошибок и методов их преодоления в отдельном материале — Типичные ошибки выбора профессии.
Выводы
В качестве заключения и обобщения всего вышесказанное можно с уверенностью предположить высокую эффективность повышения информированности школьников на соответствующих уроках, мероприятиях и индивидуальных консультациях с квалифицированными специалистами.
Несомненно, что огромное значение должно придаваться изучению психологии самоопределения. Только с помощью неё возможно комплексное решение остро стоящих проблем профориентации школьников. Эффективность профориентации выпускников школ может быть повышена путём актуализации субъективных желаний и позиции подростков, активным их включением в важную для развития личности деятельность и стимулировании личного выбора интересующих профессий. Большим подспорьем самоопределению подростка будет составление им предполагаемого карьерного пути, который приведёт к осознанному выбору профессии и осознанию факта, что он сам принял решение и готов нести за него ответственность, одновременно гордясь этим. Иначе, если такой выбор будет навязан сверху или сделан под влиянием сиюминутных обстоятельств, то не будет и успешного самоопределения наряду с решением проблемы профориентации. Профессиональное самоопределение это далеко не только факт выбора специальности, но и, в том числе, длительный динамический процесс формирования профессионала на протяжении всей жизни.
Подводя итоги
Цель профессиональной ориентации в 1-4 классах – подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.
На сегодняшний день разработано множество различных форм и методик проведения профориентационных занятий с учащимися начальной школы. В основе каждого из них лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учителя, перепробовавшие в своей практике все формы такой работы, пришли к выводу, что самый высокий интерес у учеников вызывают ролевые игры и театрализованные сценки. Они помогают детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.