Режиссер

Кто это такой и что делает?

Режиссёром можно назвать руководителя любого творческого коллектива. Описание профессии даёт понимание, что спектр его деятельности крайне широк: он занимается работой со сценарием, руководит деятельностью осветителей и звукорежиссёров и, конечно же, проводит работу с актёром, донося до него, каким именно он должен появиться в кадре. Этот человек также участвует в кастинге и создании эскизов, работает с ракурсами и цветовой гаммой киноленты. Помимо престижной профессии кинорежиссёра, выпускник данной специальности способен стать руководителем театральной, цирковой или любой другой художественной труппы.

У талантливого специалиста есть возможность проявить себя даже в таких не связанных на первый взгляд с профессией сферах, как создание компьютерных игр или мобильных приложений. Некоторые режиссёры занимаются организацией свадеб и дней рождения, другие руководят оперными труппами, а третьи устраивают концерты. Кстати, наиболее популярным занятием – постановкой фильмов — может заниматься не один режиссёр, а несколько. Помимо главного человека, руководящего всем съёмочным процессом и называющегося режиссёром-постановщиком, на площадке чаще всего присутствует его помощник, именуемый вторым режиссёром.

К обязанностям режиссёра можно отнести обеспечение непрерывного творческого процесса и соблюдение сроков, улучшение имеющихся постановок и введение в репертуар новых, проведение актёрского кастинга и, при необходимости, расширение актёрского состава. «Рука» режиссёра видна в создании эскизов, костюмов, спецэффектов и декораций. Он организует репетиции и координирует работу всего персонала.

В принципе, этот специалист может частично отвечать и за продвижение. Режиссёр монтажа создаёт из отдельных плёнок единый фильм, а постановщик мероприятий контролирует качественное проведение праздника. К обязанностям мэппинг-режиссёра относится воплощение в жизнь лазерных шоу и объёмных проекций, а клипмейкер продумывает и реализует постановку музыкальных клипов.

Что входит в обязанности

Ключевыми обязанностями любого режиссера можно назвать создание режиссерского сценария (адаптирование полученного сценария под собственное видение), подбор актеров и съемочной группы, руководство ими на протяжении всего процесса создания произведения.

Однако в остальном обязанности режиссеров театра и кино сильно отличаются. Если первый заканчивает свою работу после генеральной репетиции, то второй, отсняв материал, отправляется руководить его монтажом. Так из сырых отрывков он делает кино, которое должно отражать его видение картины. В ходе этой утомительной работы накладываются звук и спецэффекты, которые сейчас так много значат для популярности картины.

Что касается требований к режиссеру, то перечислим основные:

  • организаторские способности;
  • профильное образование;
  • знание основных принципов работы в отрасли;
  • понимание принципов работы камер, оборудования, программ для записи и монтажа.

Последний пункт отсылает нас к тому факту, что часто режиссерами становятся бывшие актеры или операторы, которые знают, что такое техническая подготовка к съемкам не понаслышке.

Мы собрали на нашем сайте лучшие курсы для тех, кто хочет стать режиссером. Вы можете выбрать обучающую программу по таким параметрам как стоимость, сроки обучения, наличие диплома и т.п. Также у нас можно почитать отзывы выпускников онлайн-школ.

Требования к режиссерам

Чаще всего к режиссеру предъявляются следующие требования:

  • профильное образование;
  • понимание принципов работы в своей отрасли;
  • техническая подготовка (знание принципов работы камер, специального оборудования для съемок, специальных программ для монтажа и записи).

Так как стать режиссером сразу после обучения практически невозможно, то молодой специалист начинает работу в качестве помощника или ассистента, постепенно постигая особенности рабочих процессов и деятельности режиссера.

Нередко режиссерами становятся бывшие операторы, сценаристы и актеры, у которых есть практический опыт работы с постановкой.

Обучение на режиссера после 9 класса: нужные предметы и сроки

Конечно, начать путь в профессии никто не помешает и до выпуска из школы. Но режиссеру в любом случае нужно высшее образование. Так что выбирать место учебы девятикласснику стоит с прицелом на поступление в вуз. В этом плане очень привлекательны колледжи — здесь есть масса интересных направлений, полезных будущему режиссеру.

Например, лингвистика: почему бы не получить еще одну вполне прикладную профессию, которая очень поможет в основной деятельности. Или начать осваивать менеджмент, ведь режиссер — это настоящий управленец: ему предстоит собрать в единую концепцию труды всей команды (актеров, музыкантов, звукооператоров, сценаристов).

Закончив колледж, будет куда проще поступать на бакалавриат. И здесь уже выбирать основную профессию — музыкальную, театральную, кинорежиссуру.

Что нужно для поступления

Еще один аргумент в пользу колледжа: для поступления сюда не нужно сдавать ОГЭ. Требуется только хороший средний балл аттестата. Когда же выпускник соберется поступать в вуз, от него будут нужны высокие оценки по русскому языку и литературе.

Плюс творческое испытание, на котором поступающим обычно предлагается продемонстрировать умение исполнять произведения разных жанров, а также показать собственный режиссерский этюд. Содержание этого экзамена в разных вузах может отличаться, стоит уточнить его в приемной комиссии выбранной высшей школы.

Сроки обучения

На учебу с 10 класса до выпуска из вуза уйдет от 6 лет. Точный срок зависит от того, какие ступени освоит молодой человек. Самый короткий путь — 2 года колледжа и 4 года бакалавриата. К ним добавляются 2−3 года в магистратуре.

Условия поступления

Кинематограф – искусство относительно молодое, развивающееся, требующее от будущего специалиста фундаментальных теоретических знаний, практических навыков. Зачисление на обучение в вуз осуществляется на основании результатов сдачи следующих дисциплин:

  • русский язык;
  • история;
  • литература (профильный);
  • творческий экзамен, на котором выявляются наличие у абитуриента творческих способностей, умения создавать постановки режиссерских этюдов.

Отдельно следует отметить, что преподаватели вузов выдвигают к абитуриентам, поступающим на режиссерские факультеты, максимально высокие требования. Главная цель конкурсного отбора – не допустить в профессию случайных людей, которые не будут востребованы в данной сфере искусства.

Оплата труда

Важные качества

Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества

И ещё одно важное качество – чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире

Знания и навыки

Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии. Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных  произведений драматургии, кинематографа. Желательно знание иностранных языков.

Обучение на Режиссера-постановщика

Драматический и музыкальный театр

  • Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
  • Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»

И др. вузы театрального искусства.

Цирк, шоу-программы

  • Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады». Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и  «Режиссура шоу-программ».
  • Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Кино и телевидение

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
  • Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.

Чем занимается режиссер?

Режиссер – это лицо, непосредственно участвующее в создании
фильма или пьесы и контролирующее съемки или репетиции в театре. Режиссер несет
ответственность за весь процесс координации производства фильма, поэтому он
тот, кто получает награды, если фильм проходит, и переживает полный провал,
если фильм терпит неудачу.

Режиссерская работа предполагает полную самоотдачу, поэтому
он тщательно подбирает сценарий, адаптирует его к своему мировоззрению и
ощущениям, таким образом создавая свой собственный режиссерский сценарий. Он
подбирает актерский состав с актерами, которые, по его мнению, станут идеальным
воплощением персонажей на экране.

После окончания съемок работа режиссера не прекращается: ему
предстоит контролировать монтаж, наложение, цветокоррекцию и спецэффекты.
Только после того, как вся работа сделана и изображение опубликовано, режиссер
может считать свою работу завершенной и ожидать похвалы или критики.

Режиссер должен обладать отличными коммуникативными
навыками, чтобы объяснять всем членам съемочной группы, чего он от них хочет.

Режиссера часто сравнивают с дирижером оркестра. Его работа –
предусмотреть, как будет выглядеть фильм в итоге, и убедиться, что все
компоненты подходят друг другу. В результате режиссер должен быть очень
компетентным на всех этапах создания фильма.

Режиссер – это художественный руководитель проекта, и его
основная функция – принимать художественные решения: это средства выражения,
которые режиссер использует, чтобы передать зрителю идею и эмоциональное
настроение сцены, записи или самого фильма.

Вступительные испытания

Тип экзаменов зависит от уровня образования и учебного учреждения. Абитуриентам, которые решили учиться на режиссерском факультете в вузе, придется сдавать ЕГЭ, в колледже – пройти конкурс аттестатов. Вступительную кампанию в вузы и колледжи объединяет наличие творческих и профессиональных испытаний.

Высшие учебные заведение

Абитуриенты, которые хотят стать режиссером, должны сдать не только предметы ЕГЭ, но и творческое испытание на базе вуза. Тип ДВИ определяет вуз, например, во ВГИК установлена следующая форма приема абитуриентов:

  • абитуриент, выбравший режиссерский факультет, должен подготовить творческую папку (помимо стандартного пакета документов); в это портфолио входят: краткая информация о поступающем, биографический очерк, интересная история из жизни, 5–7 авторских снимков формата 15 х 10. Общий объем папки – до 10 страниц;
  • абитуриент обязан пройти творческое испытание, которое оценивается по 100-балльной шкале.

Испытание проходит в 3 тура:

  • собеседование с приемной комиссией, включает обсуждение творческих тем и заранее подготовленной папки-портфолио;
  • творческое письменное испытание (этюд на тему);
  • профессиональное испытание с чтением отрывков (обязательны басня, стихотворение и проза).

За творческое испытание нужно набрать минимальный 41 балл, в противном случае абитуриент не сможет поступить во ВГИК, даже с максимумом за каждый предмет ЕГЭ. На сайте учебного учреждения размещен перечень фильмов, сюжет которых абитуриент должен знать во время вступительной кампании.

В ГИТР есть только творческое испытание и собеседование, в МГППУ внутренних экзаменов для поступления на режиссерские направления нет, но потребуются результаты дополнительного предмета ЕГЭ – истории. Если студент поступает в вуз на базе колледжа или первого ВО, то он может не сдавать ЕГЭ, а пройти предметные испытания на базе вуза (список такой же, как для 11-классников).

Направление

Профильный предмет ЕГЭ

Предметы ЕГЭ на выбор вуза

«Музыкальная звукорежиссура»

Литература

Математика

Физика

Информатика

Иностранный язык

«Звукорежиссура аудиовизуальных искусств»

«Режиссура кино и телевидения»

Литература

Обществознание

История

Иностранный язык

«Режиссура театра»

«Режиссура театрализованных представлений и праздников»

«Социально-культурная деятельность»

Литература

Обществознание

Математика (профиль)

История

Иностранный язык

* ЕГЭ (или внутренний экзамен в вузе) по русскому языку сдают все абитуриенты

Ссузы

В колледжи принимают по конкурсу аттестатов: все оценки, полученные в девятом классе, суммируются, после чего вычисляется среднее арифметическое. На этих условия в ссузы поступают выпускники 11 классов, вузов и других образовательных учреждений. Колледжи принимают абитуриентов без внутренних экзаменов, исключение – творческие конкурсы для направлений, связанных с рисованием, музыкальным искусством и т. д. Например, при поступлении в Колледж предпринимательства № 11 на направление «Анимация» (по видам) нужно пройти испытание, состоящее из двух этапов:

  • выполнение раскадровки сцены на заданную тему. После создания раскадровки надо подготовить цветную сюжетную иллюстрацию;
  • собеседование, во время которого будет рассмотрено портфолио абитуриента. В портфолио можно включить работы, созданные с помощью компьютерной графики или нарисованные от руки.

Если абитуриент не придет на испытание или представит чужие работы, то его кандидатура не будет рассмотрена. 

Условия поступления в колледжах могут варьироваться, поэтому требования к портфолио и список творческих испытаний надо уточнять в выбранному ссузе. Чтобы подстраховаться, стоит подать документы в несколько учебных учреждений (по закону количество ссузов не ограничено). 

Нужно ли режиссеру образование?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо
определиться с целями и задачами, которые вы перед собой ставите. Если стоит
задача начать работать с нуля, то без опыта или образования сделать это будет достаточно
сложно. Многие режиссеры – это бывшие сценаристы, операторы и актеры, отлично
знакомые со съемочным процессом: они без труда ориентируются на локации, и такие
люди могут начинать работу без профильного образования. Если вы новичок, то без
образования вам не обойтись: съемки – это коллективный процесс, в котором
участвуют сразу несколько человек, и собрать команду людей, согласных работать
с режиссером без опыта – непростая задача. Первое время придется часто работать
одному: это будут небольшие документальные фильмы, свадебные видео и ролики,
где вам придется все делать одному – быть оператором, осветителем, сценаристом,
колористом и монтажером. Многие режиссеры-самоучки проделали именно такой путь,
прежде чем руководить командой.

Многие самоучки решаются получить высшее образование или
пойти в киношколу спустя несколько лет активной работы, и если вуз и техникум
больше подойдут молодым абитуриентам, то работающие профессионалы предпочитают
коммерческие киношколы ввиду экономии времени, наличия средств на обучение и
практической направленности учебной программы.

Где учиться на режиссера?

Выбор учебного заведения зависит от кошелька, возраста и
целей поступающего. Если необходимо получить полноценное гуманитарное
образование, то лучше, безусловно, поступать в один из театральных вузов.

В колледжах реализуются следующие смежные направления
подготовки: «Социально-культурная деятельность (по видам)» (код: 51.02.02); «Анимация
(по видам)» (код: 55.02.02) и другие.

Лучшие колледжи для режиссеров: Театральный
художественно-технический колледж (Москва), Московский Губернский колледж
искусств
, Московский
музыкально-педагогический колледж, Московский государственный
театральный колледж имени Л. А. Филатова.

Для большой режиссуры необходимо высшее образование
по следующим направлениям (с разными профилями подготовки): «Режиссура театра»
(код: 52.05.02); «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (код:
51.03.05); «Режиссура кино и телевидения» (код: 55.05.01).

При поступлении в вуз нужно сдавать ЕГЭ по литературе (этот
предмет требуется чаще всего), обществу или истории, а также русскому
языку. Абитуриенты в обязательном порядке проходят творческое испытание и
собеседование, итоги которых являются решающими для приемной
комиссии. После завершения обучения можно продолжить подготовку в форме
ассистентуры-стажировки, где необходимо учиться еще 2 года.

Лучшие вузы для режиссеров: Российский институт
театрального искусства – ГИТИС, Театральный институт им. Б.
Щукина, ВГИК, Московский
городской педагогический университет, Российский государственный
университет спорта, молодежи и туризма; Санкт-Петербургский государственный
институт культуры, Санкт-Петербургский
Гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербургский
государственный институт культуры, Казанский государственный
институт культуры.

Образование в киношколе всегда проводится на
коммерческой основе и стоит недешево. В киношколы обычно попадают уже
работающие специалисты киноиндустрии для того, чтобы дополнить свой
практический опыт образованием. В киношколах также учатся продюсеры,
сценаристы, режиссеры монтажа, операторы и другие участники съемочной группы.
Как правило, это неплохой вариант для тех, кто хочет собрать свое первое
портфолио и обзавестись связями в киноиндустрии. Обучение в школах кино
предполагает большой объем практической работы.

Самые популярные киношколы Москвы:

Московская школа кино. Школа работает в трех основных
образовательных форматах — программы российского дополнительного
профессионального образования, подготовительный курс Filmmaking, а также
краткосрочные интенсивные курсы на актуальные темы.

Образовательные программы: продюсирование, сценарное
мастерство, режиссура, операторское искусство, художественная постановка,
художник по костюму, киноактер, композитор в кино, шоураннер, режиссура
короткой формы, художник по гриму, режиссура монтажа, звукорежиссура и
саунд-дизайн.

Московская школа нового кино. Школа ставит своей
целью дать студентам не только базовые знания профессии, но и позволить им
оказаться в эпицентре искусства сегодняшнего дня. Задача Школы — воспитать готовых
к работе режиссеров, сценаристов, актеров, операторов, кинокритиков, которые в
ближайшем будущем смогли бы изменить профессиональный ландшафт российского
кино.

В Московской школе нового кино существует шесть основных
направлений обучения: режиссерское мастерство, операторское мастерство,
сценарное мастерство, актерское мастерство, звукорежиссура, видеоарт.

Школа кино и телевидения «Индустрия» — это совместный проект
режиссёра Фёдора Бондарчука и продюсеров кинокомпании «Водород» Михаила Врубеля
и Александра Андрющенко при поддержке Национальной Медиа Группы. Студентам,
которые проявят себя на экзаменах и во время обучения лучше других, будут
предоставлены гранты.

Основные программы: телевизионный менеджмент, анимация и виртуальное
кинопроизводство, VFX: Compositing Artist, VFX: 3D Artist, режиссура монтажа,
продюсирование, звукорежиссура, сценарное мастерство, режиссура, операторское
мастерство, режиссура, сценарное мастерство.

Изучаемые дисциплины

Профессиональные режиссеры заставляют нас плакать и радоваться, сопереживать и страдать, хотя бы на некоторое время вырывая нас из повседневной жизни. Для обычного зрителя талант и творчество режиссера остается загадкой, но не для педагогических кадров, осуществляющих подготовку специалистов данного направления в вузах. Под руководством педагогов студенты режиссерских факультетов изучают ряд специальных дисциплин, включая следующие:

  • история отечественного кино;
  • история зарубежного кино;
  • мастерство актера;
  • кинотехника, кинотехнология;
  • основы кинематографического мастерства;
  • режиссура клипов, рекламных, игровых роликов, сериалов;
  • современная видеотехника, цифровые технологии;
  • режиссура телевизионных фильмов;
  • фотография, фоторепортаж;
  • фильмопроизводство;
  • современные формы монтажа.

Плюсы и минусы профессии

Одним из главных преимуществ профессии режиссёра является возможность полностью реализовать свой творческий потенциал. Амбициозному и тщеславному человеку придётся по душе возможность поработать с признанными мастерами своего дела и известными специалистами, а также обрести популярность в определённых кругах. Совокупность таланта и работы рано или поздно должна привести к хорошим доходам

Важной составляющей престижной профессии является возможность путешествовать по стране и всему миру, а также знакомиться с большим количеством новых людей

Недостатком профессии режиссёра можно назвать довольно сложный путь к успеху. Специализированные учебные заведения каждый год выпускают сотни молодых режиссеров, но лишь единицы в итоге добиваются славы. В результате многие из них вместо того, чтобы блистать на премиях, занимаются организацией праздников, работают в камерных театрах или снимают короткометражки. Нужно добавить, что определённые сложности вызывает даже подготовительный этап — само поступление в вуз. На одно место, как правило, может претендовать более 25 человек.

Эмоциональное перенапряжение и ненормированный график часто приводят не только к творческим кризисам, но и к серьёзным проблемам со здоровьем. Наконец, нужно упомянуть, что довольно сложные условия работы иногда оказываются несовместимыми с семейной жизнью.

Интересные факты

Курсы «Второй режиссер» представляют собой практический курс, в рамках которого преподают не только основы профессии второго режиссера, но и азы профессий всех участников съёмочного процесса — режиссера-постановщика, продюсера, оператора и т. д. Каждый обучающийся сможет поработать с литературным произведением: от авторского текста — к сценарию, который затем будет разложен на все производственные этапы.

В результате обучения, получив необходимые навыки, студенты могут стажироваться на реальных съёмочных площадках, а впоследствии работать в индустрии кино- и телепроизводства на позиции второго режиссера.

Программа курсов включает в себя все этапы съёмки фильма — подготовительный и съёмочный периоды, а также правила составления документов по кинопроизводству:

Эффективная организация работы подготовительного периода:

  • работа над сценарием;
  • кастинг;
  • подбор объектов, декораций, реквизита;
  • постановка задач перед цехами;
  • планирование.

Управление съёмочным процессом и коллективом:

  • организация съемочного дня, вызывной лист, тайминг;
  • типичные проблемы на съемочной площадке, способы их решения;
  • векторы отношений в коллективе, подчинение и субординация.

Составление основных кинопроизводственных документов:

  • режиссерский сценарий;
  • брейкдаун;
  • календарно-производственный план;
  • вызывной лист;
  • отчет по таймингу;
  • производственный отчет с площадки.

Автор статьи: Флюра Ягофарова

Приобретаемые навыки

Профессиональные режиссеры, как правило, всегда магнетически привлекательные, неординарные личности. В своих произведениях они отображают как удивительную окружающую реальность, так и богатый внутренний мир человека во всем его многообразии.

Высокохудожественные фильмы, передачи, игры погружают нас в виртуальный мир, стирая грани между реальностью и действительностью, созданной воображением и талантом дипломированного специалиста, что требует сформированности ряда профессиональных компетенций, включая следующие:

  1. В сотрудничестве с актерами, кинодраматургами, композиторами, звукорежиссерами, монтажерами, художниками, продюсерами, научными консультантами создавать кинопроизведения различных жанров (игровое, неигровое кино, мультимедийные произведения, телевизионные программы, интернет-программы).
  2. Разрабатывать замысел будущего произведения, обогащать и развивают сюжет дискурса.
  3. Осуществлять организационную деятельность в отношении поэтапной съемочно-постановочной работы над программой, фильмом, игрой.
  4. Координировать работу каждого из членов творческого коллектива.
  5. На высоком профессиональном уровне применять выразительные средства: свет, танцы, шум, декорации и пр.
  6. Принимать участие в продюсировании творческих проектов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector