Основные ступени профессионального образования. типы образовательных учреждений

Виды гимназий

В разговоре об учебном процессе нелишне упомянуть и о том, что гимназии различаются не только предметным уклоном, но и другими особенностями. Например, встречаются учреждения следующих типов:

  • Интернаты. В них ученики живут круглые сутки на полном пансионе, а домой отправляются, как правило, на выходные и каникулы. Промежуточный вариант между интернатом и обычным учебным заведением – гимназия полного дня, где основные и дополнительные занятия (которые, естественно, перемежаются полноценным отдыхом) длятся до самого вечера, а ночуют дети дома.
  • Билингвальные. Речь идет не просто об изучении хотя бы одного-двух иностранных языков, которые обычно преподаются на весьма высоком уровне, а о проведении уроков на этих языках, причем иногда даже по техническим дисциплинам. В отдельных школах – в основном, конечно, частных – на постоянной основе работают педагоги-иностранцы, которые ведут занятия на родном для них языке.
  • Православные. В связи с ориентацией современной России на так называемые «традиционные ценности» государство и, естественно, РПЦ поощряет открытие и работу гимназий с религиозным уклоном. Там углубленно изучаются не только основные гуманитарные предметы (русская словесность, история, обществознание), но и мировая художественная культура, древние языки (греческий, латынь) и, конечно, непосредственно богословие.

Очно-заочно

Рассказав о самых популярных видах обучения в вузах, обратимся к менее известным, но заслуживающим внимания формам обучения. Очно-заочная форма обучения в вузе берет свое начало еще в советские годы. Когда в послевоенное время не хватало специалистов с образованием (даже с полным средним образованием) — советские люди обычно заканчивали 7-9 классов и шли на завод, так называемая вечерняя форма обучения призвана была исправить такое положение в стране. Днем можно было работать, а вечером бесплатно учиться – было бы желание.

В нынешнее время вечерняя форма обучения в вузах представляет собой смесь очной и заочной формы обучения, когда в вечернее время около 2-4 дней в неделю студенты посещают лекции с последующими контрольными, экзаменами и зачетами. В большинстве это будние дни, но преподаватели могут перенести занятия и на выходные, согласовав это со студентами. Начинаются занятия в 18-19 часов, а заканчиваются не позднее 22-00.

Также как и заочникам, студентам очно-заочной системы дают для самостоятельного выполнения рефераты и контрольные работы. В связи с тем, что академических часов при такой форме обучения все же меньше, чем на очном отделении, срок обучения увеличивается примерно на полгода и выше. При этом возраст студента не важен при поступлении в вуз на вечернюю систему обучения.

Недостатки и преимущества

Многие ошибочно предполагают, что на заочном отделении достаточно оплачивать обучение и посещать экзамены. Но на самом деле, если ваша настоящая цель – это получение знаний, а не «корочек», то придется уделять время самоорганизации и самостоятельному обучению.

Заочно могут обучаться не только молодые люди, но и люди с достаточным опытом, для которых встал вопрос получения высшего или второго высшего образования.

Среди очевидных достоинств заочной формы обучения в вузе можно привести:

  1. Возможность совмещения обучения и основной деятельности, работы или ухода за ребенком.
  2. Возможность осваивать теоретические знания и применять их на практике (в работе).
  3. В отличие от очного отделения, отсутствие возрастных ограничений при поступлении.
  4. Оплата обучения значительно ниже, чем на очном отделении.
  5. По трудовому законодательству предусматривается учебный отпуск на время сессий и оплата за прохождение обучения. Для этого вуз должен предоставить студенту справку-вызов.
  6. Заочное обучение часто предпочитают люди в качестве дополнительного образования, уже имеющие один диплом об образовании.

Недостатками заочной системы обучения могут быть:

  1. Обучение может длиться дольше, чем на очной системе обучения.
  2. Необходима высокая самоорганизация для усвоения знаний в процессе учебы. Не всем людям дано это качество.
  3. Отсутствие отсрочки от армии для молодых людей.
  4. Некоторые работодатели не рассматривают выпускников-заочников в качестве специалистов с глубокими познаниями.

В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование

В статье 9

ныне утратившего силу Федерального закона от
22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
были перечислены основные виды высших учебных заведений. И хотя действующий
Федеральный закон №273-ФЗ такого перечня не содержит, виды вузов остались теми
же:

  • федеральный
    университет;
  • национальный
    исследовательский университет;
  • университет;
  • академия;
  • институт.

Вид вуза напрямую связан
с его статусом. Меняется статус – меняется и название. Так, например,
Московская финансово-юридическая академия перешла на следующую ступеньку и
стала университетом.

Но здесь интересный ход сделан в
отношении аббревиатуры. Она за годы существования вуза стала брендом, и, чтобы
ее сохранить, знаменитые буквы включили в официальное название. Учебное
заведение теперь называется «Московский финансово-юридический университет
МФЮА». Соответственно, МГЮУ его никто не называет.

Стоит упомянуть и
специальные названия, например, «Московская государственная консерватория имени
П.И. Чайковского» или «Высшая школа народных искусств». Вид вуза обычно
указывают в скобках после основного наименования ОО.

Чем они отличаются

Начнем с последних трех
видов из вышеприведенного списка. Такое деление – наиболее общее, и по нему
проще проследить основные отличия.

Университет

Академия

Институт

Самостоятельность Только
самостоятельная ОО
Только
самостоятельная ОО
Самостоятельная
ОО или часть вуза
Направления подготовки кадров Для разных отраслей (не менее 7) Для нескольких отраслей одного
направления
Для одной отрасли
Научные исследования Функции научного центра Обязательно Необязательно
Соотношение аспирантов и студентов 4 / 100 2 / 100 Нет требований
Аспиранты, защитившиеся в первый
год после выпуска
+25% +25%
Среднегодовой объем финансирования От 10 млн рублей 5-10 млн рублей До 5 млн рублей
Количество педагогов с учеными
степенями
Не менее 60% Не менее 55% Нет требований
Наличие факультета
профессиональной переподготовки
Обязательно Обязательно Необязательно

Получается, что среди
высших учебных заведений нет такой четкой иерархии, как среди средних
профессиональных. Нельзя сказать, что институт дает менее глубокую подготовку,
чем университет. Разница – в том, какие условия то или иное учебное заведение
может предложить студентам:

  • широту выбора
    профессий;
  • возможность
    заниматься наукой;
  • комфортное
    материально-техническое обеспечение (оно зависит от объема финансирования).

На количестве
«остепененных» преподавателей заострять внимание не стоит. С одной стороны,
отсутствие защищенной диссертации может компенсироваться богатым практическим
опытом

С другой стороны, закончить аспирантуру и получить степень никогда не
поздно. Поэтому концентрация ученых в вузе – показатель непостоянный.

Специфика политики в сфере образования

В данной области государственная политика базируется на следующих принципах:

  • Гуманизация образования. В приоритете — общечеловеческие ценности, здоровье и жизнь современного индивида, свободное формирование личностных качеств, развитие трудолюбия, гражданской ответственности, уважения к другим людям, семье, родине, окружающей природе.
  • Взаимосвязь образовательного и культурного федерального пространства. Предпочтение отдано сохранению национальной культуры, традиций, учитывая многонациональность российского государства.
  • Адаптация образовательного процесса к уровню и специфике подготовки и развития воспитанников, обучающихся.
  • Отсутствие религии в образовании для муниципальных и государственных учебных заведений.
  • Плюрализм и свобода в ОУ.
  • Государственно-общественный вариант управления образовательным процессом.

Виды образовательных учреждений

В вузах, как правило, предусматривается бакалавриат и магистратура. Кроме этого, в таких учебных заведениях ведется научная работа. Общеобразовательная школа реализует учебные планы в начальных, средних и старших классах.

Учреждение принимает детей, окончивших ДОУ и подготавливает их в течение 10 лет к поступлению в вуз. Часть 2 ФЗ №273 определяет также организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным дисциплинам. При этом данная работа является основной их целью. В Законе определены образовательные организации основного и профессионального дополнительного обучения.

Они проводят педагогическую работу, не включенную в ООП. Комментарии к Закону В ст. 1 ч. 1 ФЗ №273 определяются субъекты, имеющий право вести обучение. Ими являются образовательные организации, а также индивидуальные предприниматели.

Общие требования к сайтам

Что мы понимаем под «требованиями здравого смысла»? Это требования, которым в идеале должны соответствовать все веб-ресурсы, чтобы пользователями было приятно с ними работать.

К ним относятся:

1. Не раздражающий дизайн

Никаких вычурных шрифтов и кислотных цветов. Дизайн сайта не отвлекает, он помогает найти то, за чем пришел посетитель.

2. Понятная структура

Пользователь должен в 2-3 клика добраться до нужного ему раздела.

Если у вас на сайте много разнородной информации, сделайте поиск по сайту. Обязательно проверьте, чтобы он работал.

3. Адаптивная версия сайта

К январю 2019 года количество людей, которые пользуются мобильными телефонами, составило 5,1 миллиарда. Из них не менее половины регулярно выходят в интернет со своих устройств. Вот почему у современного сайта должен быть адаптив, то есть, сайт должен корректно отображаться не только на компьютере, но и на телефоне.

Проверьте, насколько «красиво» выглядит ваш сайт на мобильном, и исправьте ошибки, если они есть.

4. Высокая скорость загрузки

Люди не готовы ждать больше 3 секунд, пока загрузится сайт. Это правило работает и для компьютеров, и для смартфонов.

Исключение — случаи, когда на сайт зайти действительно нужно, но при этом вы получите недовольного и раздраженного посетителя, который и жалобу напишет при случае.

5. Возможность обратной связи

Дайте посетителю возможность связаться с вами не только по телефону или почте, но и через форму на сайте. Там он сможет задать вопросы, выразить благодарность или оставить критическое замечание (критика тоже бывает полезной).

Главное, не забудьте разместить в форме ссылку на документ о политике конфиденциальности, чтобы не нарушать требования Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

Кстати о персональных данных.

6. Соответствие требованиям закона о персональных данных

Любая организация, которая работает с личными данными граждан (паспорта, медкнижки, информация о местах жительства и прочая информация), попадает под действие Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

Законодательные требования распространяются также на сайты образовательных учреждений.

Чтобы сайт не нарушал закон, проверьте сами или спросите у компании-разработчика:

1) Где хранятся данные сайта?

Хранить информацию разрешено только на территории Российской Федерации.

2) Размещен ли на сайте раздел «Политика обработки персональных данных»?

Раздел должен быть, а информация в нем должна рассказывать о соблюдении конфиденциальности именно в вашей организации и на вашем сайте. Не копируйте бездумно текст других сайтов. Надежнее привлечь юриста.

3) Есть ли на сайте уведомление о сборе и обработке данных и спрашивается ли согласие пользователя на это?

Как правило, при первом переходе на сайт посетитель видит уведомление о сборе cookies — данных о пользователе, которые сохраняются на компьютере. Человек может согласиться с этим либо покинуть сайт.

Уведомление о согласии на обработку данных также указывается в формах заявки (на консультацию, на звонок и пр.).

Таким образом, общие требования к сайту сводятся к следующему:

  • приятный дизайн;

  • грамотная структура;

  • наличие адаптивной версии;

  • быстрая загрузка страниц;

  • формы обратной связи;

  • соответствование требованиям об обработке персональных данных.

Куда поступать?

Резюмируя вышесказанное,
дадим несколько советов для тех, кто выбирает подходящее

учебное заведение

. Ответьте
для себя на вопрос: что вам нужно в ближайшей перспективе?

Также рекомендуем:

Зачем поступать в магистратуру

Что
нужно

Куда
поступать

Рабочая профессия, быстро и без
особых сложностей
Профессиональное училище
Рабочая профессия, быстро, с
углубленным изучением отдельных дисциплин
Профессиональный лицей
Квалификация по программе базового
уровня
Техникум
Квалификация по программе
углубленного уровня с перспективой поступления в вуз
Колледж
Обычное высшее образование Университет, академия или институт
(в зависимости от наличия интересующего вас направления обучения и условий)
Инновационное высшее образование с
уклоном в экономические потребности своего региона
Федеральный университет
Высшее образование с возможностью
серьезно заниматься наукой
Национальный исследовательский
университет

Разновидности общеобразовательных учреждений

Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.

Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).

Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.

Терминология

При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.

  • Дошкольные.Тут в зависимости от вида возраст детей колеблется от 1 до 7 лет.
  • Общеобразовательные учреждения
  • Учреждения профессионального образования, в которых дают специфические знания узкой направленности и получают соответствующую квалификацию.
  • Коррекционные учреждения, куда попадают дети, относящиеся к категории учеников с особыми образовательными потребностями.
  • Учреждения для детей-сирот или приравненных к ним детей. Это детские дома, где ребята не только учатся, но еще и проживают.
  • Учреждения дополнительного образования детей и отдельно – взрослых (последипломное образование).

Что называют образовательной деятельностью

Процесс получения знаний не остановить, им можно (и стоит) заниматься в любом возрасте. Он помогает гармоничному развитию личности, вырабатывает определённые духовные ценности и прививает нормы поведения, принятые в обществе. Обучение даёт теорию и практику, этот момент крайне важен, так как каждый человек должен уметь грамотно применять полученные знания в жизни и работе. Образовательная деятельность – это целый комплекс всевозможных мероприятий, направленных на достижение вышеуказанной цели:

  • график проведения занятий;
  • методические пособия;
  • оценочные материалы для проверки;
  • различные информационные ресурсы;
  • использование специального оборудования;
  • программы по каждому предмету.

Образовательная деятельность регулируется на государственном уровне, где указаны основные принципы.

  1. Каждый человек имеет право получить образование.
  2. Обучение преследует только гуманные цели и воспитывает патриотизм, ответственность, трудолюбие, бережное отношение к природе.
  3. Свобода в личностном росте.
  4. Можно выбирать форму и учреждение в соответствии с личными потребностями и наклонностями, развивая сильные стороны.
  5. Образовательные учреждения сочетают в себе открытый информационный характер и право на автономию и демократичный характер управления.
  6. Педагоги могут сами выбирать программы для учеников.
  7. Все отношения базируются и регулируются при помощи договорной системы.
  8. Должна присутствовать здоровая конкуренция между учебными учреждениями.

Государство заинтересовано в качественном образовании, потому что от этого фактора напрямую зависит будущее страны. Полноценные личности с гармоничным развитием, умением мыслить и анализировать помогут и дальше сохранить опыт народа, давая себе и стране импульс для развития дальше, освоения новых полей деятельности и научных открытий.

Заочная

Еще одна весьма распространенная форма обучения студентов в вузе – заочная форма, при которой большая часть учебного материала осваивается учащимся самостоятельно, посещается учебное заведение обычно во время экзаменационной сессии. Обычно получение образования по такому методу обучения немного дольше и составляет 5-6 лет. При получении второго образования по профильной специальности срок обучения может сократиться до 3-4 лет.

Вузы с заочной формой обучения могут организовывать его по-разному. Тут все остается на усмотрение администрации. Например, во многих вузах Москвы с заочной формой обучения приняты так называемые «группы выходного дня». Занятия в этом случае проводятся 1 раз в неделю на протяжении всего года, по изучению курса предмета проводят «срез знаний» в виде экзамена или зачета.

Еще чаще встречается классический вариант заочного обучения, когда во время сессии, длящейся обычно несколько недель, в вузах с заочной формой обучения преподаватели на установочных лекциях выдают учебный материал в сжатом виде, а затем принимают зачеты и экзамены. Обучаясь заочно, между сессиями студентам задаются контрольные задания, рефераты, список литературы, подлежащей изучению и т.д., которые они обязаны подготовить к началу сессии.

Плата за обучение

Что касается финансирования, то здесь есть свои нюансы. Конституция РФ гарантирует гражданам общедоступность среднего образования, поэтому обучение по программам ФГОС в бюджетных гимназиях, равно как и в обычных школах, – формально бесплатное. С другой стороны, каждая гимназия имеет право оказывать дополнительные образовательные услуги на коммерческой основе. Обычно речь идет о факультативах. Так, Вторая новосибирская гимназия организует для своих воспитанников платные занятия по вокалу, народному и современному танцу, фортепиано и хоровому пению, а также занимается (опять же на возмездной основе) дошкольной подготовкой детей от 3 до 5 лет. В гимназии № 32 города Калининграда работает целый центр дополнительного образования под названием «Ступени». Здесь проходят дополнительные занятия по математике и естественным наукам, «ментальной арифметике», речи, чтению. Как и в предыдущем примере, есть подготовительные курсы для дошкольников и класс фортепиано. Согласно опубликованному на сайте учебного заведения прейскуранту, стоимость услуг в центре «Ступени» в 2019-2020 учебном году – от 1050 до 3500 рублей в месяц.

Государство выделяет на каждого ученика бюджетной школы (включая гимназии) определенную сумму в год. Она может различаться от одного региона к другому, но чаще всего ее недостаточно для того, чтобы удовлетворить все нужды учебного заведения. В итоге его администрация вынуждена обращаться за помощью к родителям, поэтому сборами денег на ремонт, охрану, условные занавески и прочие обязательные атрибуты – обычная практика, которая в России появилась далеко не вчера. Бюджетные гимназии в этом смысле не исключение, поэтому стоит понимать, что даже если вы не планируете пользоваться дополнительными образовательными услугами, то бесплатным обучение вашего ребенка можно будет назвать лишь условно.

Характеристика современных образовательных заведений

В статье 12 ФЗ «Об образовании» говорится о том, что учебные учреждения разного типа осуществляют процесс обучения с реализацией одного или нескольких видов образовательных процессов, полноценного воспитания, развития. ОУ представляет собой юридическое лицо, у которого может быть разная организационно-правовая форма: государственная, муниципальная, негосударственная (частная, религиозная, общественная).

Все муниципальные и государственные типы образовательных учреждений функционируют на основании базовых положений об ОУ, которые утверждаются Правительством РФ. Негосударственные учреждения не подчиняются таким Постановлениям, они могут стать для них лишь образцами (рекомендациями).

Установление государственного статуса учебного заведения (вида, типа, категории ОУ) осуществляется с учетом направления его деятельности во время официальной государственной аккредитации. Структурные подразделения, отделения, филиалы образовательного учреждения по доверенности могут иметь в полном объеме либо частично правомочия юридического лица. Допускается и использование подразделением собственных счетов, самостоятельного баланса в кредитных и банковских организациях.

Подобные типы образовательных учреждений России создают в целях совершенствования и развития учебного и внеурочного процесса. Закон в полной мере регламентирует порядок создания, а также деятельность таких УО.

Специфика детских садов

Они являются максимально распространёнными учреждениями по обеспечению дошкольного государственного образования. Здесь предполагается полноценный уход, присмотр, оздоровление, воспитание, обучение малышей. Это самые массовые и доступные типы образовательных учреждений. Типы образовательных программ могут различаться в зависимости от направления деятельности, выбранного в детском саду.

В подобном заведении комбинированного типа есть несколько различных групп:

  • компенсирующие;
  • общеразвивающие;
  • оздоровительные

Такие типы образовательных учреждений есть в каждом районном центре РФ, они рассчитаны на воспитание малышей от трех до семи лет.

Системы педагогического образования

Система педагогического образования в России включает ряд заведений предоставляющих образовательные услуги различного уровня. В группу заведений входят колледжи, лицеи, училища, институты, университеты.

К заведениям среднего педагогического обучения относятся училища, колледжи и лицеи, которые, в свою очередь разделяются на:

  • Дошкольные.
  • Школьные.
  • Музыкально-педагогические.
  • Художественно-графические и другие.

В таких учебных заведениях могут проходить обучение граждане прошедшие девяти или десятилетний курс общеобразовательной школы. Срок обученияв таких заведениях составляет не более 4 лет, а помимо общеобразовательной программы в курс включены психолого-педагогические дисциплины и практические занятия по специальности.

Для получения профессионального педагогического образования существуют институты и университеты. В данных учебных заведениях имеют право обучаться граждане, получившие среднее или средне-специальное образование. Учебный план высших учебных заведений подразделен на следующие циклы:

  • Общественные дисциплины.
  • Психолого-педагогические дисциплины.
  • Профильные предметы, определяющие специализацию.

Срок обучения в таких заведениях не превышает 6 лет и предусматривает педагогическую практику.

Формирование штата

Это обязательный пункт, который рассматривает бизнес-план образовательного учреждения. Ведь от профессионального уровня педагогического состава, а также от слаженной работы всех сотрудников заведения будут зависеть его репутация и в конечном итоге прибыльность.

В штате образовательного учреждения необходимо предусмотреть должность администратора. В его обязанности должно входить постоянное нахождение в рабочее время на учебной территории

Задача администратора состоит в проведении консультаций и осуществлении всей организационно важной деятельности. На его плечи ложится и реклама учреждения

Именно поэтому к кандидату на данную должность должны выдвигаться самые серьезные требования. Ведь этот человек обязан быть креативным, коммуникабельным и очень ответственным.

Что касается преподавательского состава, то на первых порах он не должен быть постоянным. Это позволит избежать многих денежных трат, а также заминок во времени, которые неизбежны для проведения разного рода бюрократических процедур.

Проще и лучше работать по соглашению и договору с преподавателями, которые будут приходить к определенному времени. В списке предполагаемого обучающего состава должны находиться коуч-тренер, психолог, лекторы, ведущие семинар, и т.д.

Помимо всех вышеперечисленных сотрудников штат учебного заведения не может не включать в себя главного бухгалтера. Должны быть в нем уборщицы и разнорабочие. Если объемы деятельности заведения планируются не слишком большими, то некоторые трудовые должности могут быть совмещены. При этом обязанности разнорабочих и уборщиц порой возлагаются на специальные службы.

Важным и ответственным вопросом явится выбор преподавателей. При его рассмотрении рекомендуется отталкиваться от целевой аудитории. Возьмем, например, курсы, на которых производится обучение иностранным языкам. Если они предназначены для детей, то на работу лучше всего пригласить школьных учителей, ведь у них самый большой опыт работы с подобной категорией учеников. При обучении деловому иностранному языку рекомендуется приглашать уже других преподавателей. Это должны быть люди, которые ранее проживали за границей, работали в зарубежных фирмах. В качестве таких преподавателей могут выступать аспиранты, знающие деловой иностранный язык.

Заключение

Несмотря на то, что действующий с конца 2012 года закон «Об образовании в РФ» не разделяет средние общеобразовательные учреждения на типы, на практике гимназии как элитные учебные заведения все еще существуют и продолжают славные педагогические традиции прошлого. Даже если вчерашнюю гимназию переименовывают в школу (а в Москве, например, это в последнее время делается целенаправленно), она все равно сохраняет сильный преподавательский коллектив, профильные классы, расширенную систему факультативов и прочие атрибуты престижного учебного заведения. Поэтому ответ на вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в гимназию, будет утвердительным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector