Лайфхак: как стать пилотом гражданской авиации, обязанности, требования

Как пройти ВЛЭК[править]

При том что есть формализованный документ, где описаны требования, но каждый ВЛЭК в России подходит к вопросу очень творчески и крайне настойчиво упорствует даже в тех правилах, которые сам изобрел. Поэтому большинство инструкций в интернете или на словах «Как пройти ВЛЭК» имеют смысл для конкретного человека, конкретного ВЛЭК и что самое печальное, текущего момента. То есть инструкция устаревает через месяц после написания.

Единственный способ одолеть упрямых медиков в их неправоте, коли таковая случится, изучать ФАП-50. А также обращаться в центральный аппарат Росавиации. Иначе их переубедить невозможно. Есть ряд камней преткновения, которые популярны и встречаются чаще остальных. Их рассмотрим в инструкции ниже.

ВЛЭК – крайне индивидуальный процесс, который у всех проходит по разному, не только из-за особенностей организма и состояния, но и в зависимости от места прохождения, настроения врачей и председателя комиссии, от дня недели, погоды, расположения звёзд и кофейной гущи в чашке кого-нибудь на другом конце планеты.

Наиболее универсальным алгоритмом прохождения ВЛЭК, может быть:

  1. Показать своему семейному/личному врачу или же просто в коммерческой клинике ФАП-50 и провериться у них;
  2. Если есть проблемы со здоровьем, обратиться к специалистам — привести в норму сахар, давление, сердце, органы пищеварения, ноги, глаза и прочее;
  3. Связаться с ближайшим/удобным ВЛЭК, запросить список справок и документов. Если связаться не получается – явиться лично;
  4. Собрать все справки, явиться на прохождение ВЛЭК. Быть готовым потратить на это от 3-х часов до 3-4х суток (если со здоровьем всё в порядке) и некоторое количество денег;
  5. В случае отказа — вернуться к пункту 2 и попробовать пройти ВЛЭК снова, либо попробовать пройти в другом центре;
  6. Поставить напоминалку о прохождении промежуточного осмотра через 6/12 месяцев (необходимость такого осмотра может быть оспорена);
  7. Через 1/2/5 лет повторить с пункта 1.

Вот ссылка на уже устаревшую инструкцию с общим описанием необходимых действий и примерами. Поэтому смело дополняйте своими комментариями по месту. АОН/ВЛЭК/Прохождение.

Требования для пилотов гражданской авиации

ВК РФ предусматривает следующие требования для авиационного персонала, в том числе и летчиков:

  • пилоты и другие специалисты авиации не могут иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
  • лица из числа специалистов должны проходить предварительные и периодические медицинские обследования;
  • на должности персонала авиации не принимаются лица, подвергавшиеся административному наказанию за употребление наркотических и психотропных веществ без предписания врача, также страдающие алкоголизмом и другими психическими расстройствами;
  • наличие свидетельства, дающего право на осуществление летных функций и т.д.

Основной документ, дающий право работать пилотом – летное свидетельство. Чтобы его получить, необходимо пройти четыре длительных и весьма затратных этапа:

  • получить профильное образование;
  • сдать теоретические и практические экзамены;
  • пройти медицинское освидетельствование;
  • налетать необходимое количество часов.

Трудоустройство и требования к пилотам

Многие желающие связать свою жизнь с небом расстаются с мечтой еще при поступлении в вузы. Проводится тщательная медицинская комиссия и дополнительный отбор по физической форме. Любые отклонения в сердечно-сосудистой, дыхательной системах и в опорно-двигательном аппарате не позволят стать пилотом. Часто уже на комиссии у абитуриентов выявляются проблемы со зрением и искривлением носовой перегородки. Подобная патология не даст человеку нормально дышать носом на большой высоте. Медкомиссия проводится постоянно в течение всей жизни пилота.

Летать в качестве командира воздушного судна можно до 65 лет. Дальше – только вторым пилотом и при отсутствии проблем со здоровьем. В среднем, на работу в крупные авиакомпании попадают в возрасте 25-45 лет.

Минимальные требования для работы в гражданской авиации:

  • отсутствие проблем со здоровьем;
  • прохождение теоретической подготовки и наличие диплома об образовании;
  • 150 часов налета;
  • свидетельство коммерческого пилота.

Крупные авиакомпании вроде «Аэрофлота» выдвигают совершенно иные требования: необходим диплом, свидетельство коммерческого пилота и 1500 часов налета в качестве второго пилота или командира воздушного судна.

После заключения договора с компанией в течение 3-4 месяцев проводится дополнительное обучение пилота для допуска к управлению лайнером. После этого можно начинать работать в качестве второго пилота или командира ВС.

Обучение в вузе

Как стать пилотом самолёта? Пройти обучение в лётном училище или вузе. Этот процесс является самым долгим и трудоёмким, в среднем он составляет пять лет. В России существуют два лётных государственных училища, которые находятся в Санкт-Петербурге и Ульяновке, остальные учреждения – филиалы.

Для поступления в такие заведения у потенциального пилота должно быть исключительное здоровье и выдержка, поэтому первым шагом на пути к обучению является сдача спортивных нормативов: бег на время (100 м и 1000 м), подтягивания на турнике. Если комиссию удовлетворяют результаты студента, то он поступает

Важно отметить, что при ухудшении состояния здоровья в процессе обучения потенциального лётчика могут отчислить из университета

Преимущественно в училищах изучают теорию, которая преподаётся по различным направлениям: конструкция самолёта, руководство по лётной эксплуатации, самолётовождение, авиационная медицина и другое. По завершении курса пилоту выдаётся диплом.

Получив необходимые знания, человек приступает к практике. Чтобы устроиться на работу лётчиком, выпускнику нужно налетать на самолёте около двухсот часов.

Виды и специализации пилотов

По традиции пилотом считается любой специалист, управляющий воздушным судном самостоятельно или с помощью коллег. В то же время мечтающему о полетах школьнику лучше серьёзно задуматься, куда пойти учиться после 11 класса, поскольку в авиации есть много самостоятельных направлений:

  1. Частный пилот. По сути, это любитель. Может летать на малых моторных самолетах в свое удовольствие и даже катать пассажиров, но не имеет права брать за это деньги;
  2. Коммерческий пилот. По лицензии может управлять самолетами бизнес-класса, в том числе и реактивными, а также перевозить людей и грузы ради получения дохода;
  3. Линейный пилот. Имеет право пилотировать пассажирские авиалайнеры и тяжёлые транспортные самолеты любых типов в качестве командира или второго пилота;
  4. Пилот-инструктор. Занимается практической подготовкой новичков в летной школе, помогая им осваивать навыки пилотирования легких моторных самолетов;
  5. Пилот планера. Может управлять только безмоторными летательными аппаратами. Для перевозки людей должен иметь не менее 10 часов самостоятельного налета;
  6. Пилот свободного аэростата. Допускается к полету на воздушных шарах, дирижаблях и других аппаратах легче воздуха самостоятельно или в составе экипажа;
  7. Пилот СЛА. Имеет право летать на легких безмоторных дельтапланах и парапланах, а также на мотодельтапланах, мотопарапланах и микросамолетах весом до 495 кг.

Помимо специализации, в отрасли существует также система квалификации, которая определяет уровень допуска сотрудников к задачам разного уровня сложности и отчасти влияет на то, сколько зарабатывают пилоты гражданской авиации в России:

  • Третий класс получают выпускники летных колледжей и академий, имеющие более 200 часов налёта. С такой квалификацией они имеют право совершать коммерческие рейсы на воздушных судах с взлётным весом до 30 тонн в качестве второго пилота;
  • Второй класс присваивают пилотам многомоторных самолетов, имеющих налет более 2000 часов и стаж работы в третьем классе от 2 лет. Они могут работать командирами лайнеров с взлетным весом до 200 тонн и вместимостью до 200 пассажиров;
  • Первый класс имеют пилоты со стажем работы во втором классе от 2 лет и налетом более 4000 часов. Их допускают к управлению любыми воздушными судами массой свыше 200 тонн и вместимостью более 200 пассажиров в качестве командира.

Курсы пилотов гражданской авиации за границей

Андрей Калмыков, глава авиа, заявил, что действующие в России училища выпускают недостаточно специалистов, которым к тому же не хватает квалификации. Он считает, что выпускники не могут претендовать даже на должность второго пилота, а компаниям приходится проводить дополнительное обучение. Поэтому многие будущие пилоты выбирают обучение за границей.

Обучение на пилота в США

Как утверждает Николай Батраков, он получил лицензию частного пилота в США за 2,5 месяца и 10 тыс. долларов (640 тыс. рублей). По его оценке лицензия коммерческого пилота в Америке стоит 40 тыс. долларов (2,5 млн рублей).

Обучение во Флориде:

Лучшими штатами для обучения считаются Флорида, Техас и Калифорния. Там всегда отличная погода, много аэродромов и приемлемая стоимость обучения из-за высокой конкуренции школ. В зависимости от длительности обучения можно оформить даже обычную туристическую визу. Учебная потребуется, если курс длится более 18 часов в неделю.

Обучение на пилота в Канаде

Большинство летчиков в Канаде проходят обучение в школах, а не в университетах. Для получения лицензии достаточно теоретического курса, который можно пройти онлайн или очно, и практики (минимум 45 часов).

Обучение на пилота в Чехии

Получить профессию в Чехии можно в университетах в Праге и Брно. Обучение возможно на английском или чешском. Для поступления нужно пройти медкомиссию, а также вступительные испытания по английскому языку и математике. Учеба бесплатная.

Бесплатное обучение в Чехии:

Важно, что вузовское образование не дает возможности работать по специальности сразу после окончания курса. Это только теоретическая подготовка

Выпускники получают сертификат, который позволяет сдать экзамен в Управлении гражданской авиации. Практику каждый студент оплачивает самостоятельно или из средств работодателя. Это стоит от 900 тыс. крон (2,5 млн рублей).

Обучение в Латвии (Школа пилотов EASA)

Школа EASA позволяет стать коммерческим пилотом за 14 месяцев. Курс стоит 65,4 тыс. евро (4,6 млн рублей). Выпускники владеют квалификацией EASA на воздушные судна с несколькими двигателями, полетами по приборам, лицензией коммерческого пилота, включая теорию полетов на реактивных самолетах и курс взаимодействия экипажа.

Шаг 3. Определите тип школы, подходящий для достижения ваших целей

Если ваша цель – управлять воздушным судном для удовольствия, то вы можете стать пилотом сверхлегкого воздушного судна (СВС), с массой не более 495 кг и скоростью полета у земли не более 65 км/ч. В перечень СВС входит такой воздушный транспорт, как:

Параплан

Автожир

Планер

Самолет СВС

Если же вашей целью является желание стать частным пилотом или пилотом-любителем ГА, тогда ваш выбор должен пасть на один из авиационных учебных центров (АУЦ), либо аэроклуб, который имеет договорные отношения с АУЦ
Если ваша цель в авиации – трудоустройство, то вам важно определиться, где вы будете проходить обучение: в России или заграницей, а может быть и смешанный вариант.
Если в России, то есть вариант поступить на бюджет одного из летных учебных заведений гражданской авиации:

  • Санкт-Петербургский государственный университет ГА
  • Ульяновское высшее авиационное училище ГА
  • Сасовское летное училище ГА (филиал УВАУГА)
  • Краснокутское летное училище ГА (филиал УВАУГА)
  • Бугурусланское летное училище ГА (филиал СПбГУГА)
  • Омский летно-технический колледж ГА (филиал УВАУГА)
  • Якутский авиационно — технический колледж ГА (ЯАТУ ГА)

Если у вас еще нет высшего образования, то можете поступить на бюджет в университеты ГА. Если нет среднего образования, то на бюджет в летное училище. Бесплатно можно поступить до 27 лет на общих основаниях. Если вам больше 27, то вас выручит справка из авиакомпании о будущем трудоустройстве, либо можете попробовать переговорить с руководством в частном порядке, есть прецеденты

Выпускники летных училищ по окончанию получают свидетельство коммерческого пилота и профильное образование, что имеет большую важность при трудоустройстве в российскую авиакомпанию

Получить лицензию коммерческого пилота можно также в одном из сертифицированных авиационно-учебных центров (АУЦ).

Есть еще вариант с учебой заграницей с получением иностранного свидетельства коммерческого пилота, но для трудоустройства в российскую авиакомпанию вас попросят получить высшее авиационное образование в одном из вышеперечисленных университетов, а также попросят пройти процедуру валидации ваших иностранных летных прав в российские права.

Какие качества нужны пилоту?

сколько зарабатывает водитель автобуса

Быстрая реакция. В воздухе все решают секунды. Если пилот не успеет своевременно заметить проблему и устранить её, последствия могут быть ужасными;
Хладнокровие

При возникновении опасной ситуации на высоте в десять километров важно не поддаваться панике и сохранять способность мыслить трезво;
Внимательность. В кабине лайнера находятся десятки приборов, показания которых важны для безопасности, а следить за ними приходится одновременно;
Выносливость

На дальних рейсах приходится проводить за штурвалом 10–14 часов подряд. Чтобы так долго не терять концентрации, нужен крепкий организм;
Ответственность. Пилоту не так просто летать с пониманием того, что от него зависят жизни сотен пассажиров и сохранность машины ценой в 250 млн долларов;
Решительность. Огромный лайнер не потерпит и тени сомнения со стороны пилота, особенно если ситуация требует немедленного совершения сложного выбора;
Сообразительность. Несмотря на наличие инструкций, нельзя все время летать по шаблону. Чтобы находить правильные решения, требуется высокий интеллект;
Пространственное мышление. В густом тумане или над облаками, где нет ориентиров, сложно представлять себе реальное положение и скорость самолета;
Пунктуальность. График полетов расписан по минутам. Если летчик будет опаздывать на брифинг или готовиться к рейсу с задержкой, он подведет всю команду.

Женщины-пилоты гражданской авиации РФ

Обучение женщин-пилотов никак не отличается от мужского. У них даже есть некоторые льготы при поступлении – физические нормативы более лояльны. Однако до сих пор остается существенная предвзятость к девушкам за штурвалом самолета.

Пассажиры, когда видят после трапа пилота в юбке, начинают выказывать свою настороженность. Помимо них, предвзято относиться могут и другие члены экипажа, которые постоянно меняются. Это авиакомпании делают, чтобы пилоты не могли сдружиться и внимательнее следили за действиями друг друга.

Ольгу Кирсанову со скандалом уволили из авиакомпании, потому что она долгое время скрывала факт своей беременности, даже когда переучивалась на другой тип самолета. После декретного отпуска она устроилась обратно на работу в «Аэрофлот».

Еще одним существенным препятствием на пути к работе в небе являются близкие. Семьи часто крайне негативно относятся к выбору профессии своих дочерей.

Описание профессии

Сейчас специальность пилота вертолета востребована в военной и гражданской сферах. Но подготовка профессионалов для каждой из них имеет свои особенности, так как летчикам требуются разные знания, умения и навыки.

В составе воинских подразделений используется несколько категорий машин:

  • боевые (ударные, противолодочные);
  • транспортные, не вооружены, применяются для десантирования или перевозки грузов;
  • транспортно-боевые (общего назначения или многоцелевые), несут на борту оружие и могут перевозить людей и грузы;
  • специальные (разведывательные, тральщики, заправщики, корректировщики артиллерии, учебные).

Винтокрылые машины могут использоваться также в качестве командных пунктов, воздушных госпиталей, минных заградителей и т. д. Поэтому от пилота военного вертолета требуется не только умение поднять в воздух и посадить «транспорт», но и способность обеспечить выполнение соответствующих боевых задач.

В мирной жизни вертолеты применяются для таких целей:

  • перевозка пассажиров;
  • доставка грузов, в том числе габаритных на внешней подвеске;
  • поисково-спасательные работы;
  • обработка посевов в сельском хозяйстве;
  • туризм.

Большая часть гражданских (так же, как и военных) машин не универсальна, а выполняет специфические функции, поэтому простой лицензии пилота для управления ими недостаточно – необходимо иметь соответствующую квалификацию. Ведь вертолетчику придется не только выполнять полеты, но и использовать специальное оборудование (тралы, емкости с водой и химикатами, лебедки и др.), причем нередко в сложных условиях. Такие навыки приобретаются в летных училищах и непосредственно по месту работы или службы.

Сколько получают пилоты пассажирских самолетов в России в 2021 году в месяц

На самом деле доходы пилотов не являются тайной за семью печатями, и вся эта информация есть в свободном доступе в сети. Согласно ей, зарплаты пилотов авиации сильно разнятся в зависимости от авиакомпаний, налетанных часов, должности и даже региона.

Пилоты гражданской авиации

Не так давно оклады пилотам были повышены, что вполне справедливо, если учитывать все сложности и специфику этой работы.

Приведем средние показатели доходности для разных категорий:

Должность Оклад в месяц, тыс. руб. Оклад в месяц, USD
Капитан воздушного судна в крупных компаниях 470-650 5433-8898
Второй пилот в крупных компаниях 350 4791
Капитан воздушного судна в небольших или региональных компаниях 230-350 4791
Плоты небольших или региональных компаний до 200 2738

Как видите, разница есть, и она действительно немалая. Что касается уровня доходности, то даже оклад КВС в топовой компании не приходится считать запредельным, если учитывать всю ответственность, которую несут пилоты.

И это не только налоги, но и всевозможные сопутствующие расходы, включая обучение. Не секрет, что те знания, с которыми выходят новоиспеченные специалисты летных вузов и училищ, носят общий характер, и уже по приему на работу им приходится проходить переподготовку под управление суднами, используемыми компаниями.

Согласно официальной информации, предоставляемой многими авиакомпаниями, такая «переучка» обходится им в 1 миллион рублей для каждого пилота. Безусловно, эти расходы несет именно предприятие, что не освобождает летчиков от других трат, месячный размер которых с учетом питания и прочих нужд составляет в среднем около 80 тыс. руб.

Кроме того, КВС должен владеть так называемым авиационным английским не менее 4-го уровня при максимальном 6-м. Без этого его просто не возьмет в штат ни одна авиакомпания, какими бы способностями и потенциалом он не обладал. А это дополнительные расходы, причем не только материальные, но и временные.

Пилоты Аэрофлота

После распада Советского государства авиакомпания «Аэрофлот» не только не прекратила свое существование, но и успела стать именем нарицательным, эдаким брендом российского воздухоплавания, позициоирующим уровень предоставляемого сервиса, как высокий, если не премиальный. Стоимость билетов на полеты с этой а/к соответствующая – с «Аэрофлотом» действительно дорого летать.

С этим здесь все также в полном порядке, и приведенные выше табличные данные по окладам, достигающим в размере 650 тыс. руб., как раз относятся к старшим пилотам «Аэрофлота». Другое дело, что это потолок, выше которого очень сложно прыгнуть, тогда как минимальные оклады, согласно официальным сведениям на сайте а/к, стартуют от 400 тыс. руб.

Мало того, по признаниям летчиков, свои кровные 400 они не получают, поскольку определенную часть съедают вычеты. Еще один важный нюанс заключается в так называемом налете, который позволяет скорректировать оклад в большую сторону при наличии большого количества часов в графике.

Так, 90 и выше часов в месячной программе позволяет поднять зарплату на 14-15%, что также является весьма неплохим подспорьем, если учитывать его изначальную величину.

Бытует мнение, будто самые большие зарплаты в “Аэрофлоте”. И это действительно так, ведь капитан судна, работающий в этой авиакомпании, может получать до 650 тыс. в месяц

Льготы и привилегии

И это не считая определенных преференций, которыми наделяет своих летчиков каждая маломальски значимая а/к. Примечательно, что в такой политике есть определенный умысел, поскольку мнение о том, что на трудоустройство летчиками стоит нескончаемая очередь, является ошибочным.

Иногда и вовсе случается кадровый голод, из-за чего приходится набирать новичков, тратя большие средства на их обучение и/или переподготовку. Квалифицированный экипаж – это всегда ценные кадры, капитаны суден – тем паче, поэтому каждая а/к заинтересована в том, чтобы избежать текучки.

При этом каждая организация практикует свои правила привлечения и удерживания кадров, начиная с подъемных в размере месячного оклада, которые выплачивает все тот же «Аэрофлот», и заканчивая льготами на оплату жилья, билетов на воздушный и другие виды транспорта, содержание детей в дошкольных учреждениях и надбавкой к пенсионному обеспечению.

Сюда же стоит отнести санаторный отдых с оборудованными спортзалами и плавательными бассейнами, а также ежегодную индексацию окладов в размере, сопоставимом уровню инфляции по регионам и в общем по стране.

С чего начать

Первый шаг в небо можно сделать подростком, начав набираться летного мастерства в местном аэроклубе на базе бывшей системы РОСТО. С 15 лет можно начать освоение безмоторных летательных аппаратов сверхлегкой авиации: парапланов и дельтапланов. С 16 лет моторные летательные аппараты, самолеты и вертолеты с массой до 495 кг.

Требования для пилота СЛА (для увеличения кликнуть)

Имея на руках свидетельство пилота сверхлегкой авиации, вы сможете летать в свое удовольствие с одним пассажиром, а при наличии некоторых допусков работать инструктором, а также выполнять работы для авиакомпании, имеющей свидетельство эксплуатанта.

Если вы настроены на технику более высокого уровня, то при обучении в России доступны 2 вида любительских летных лицензии: через систему аэроклубов РОСТО (ДОСААФ) и через авиационные учебные центры гражданской авиации (АУЦ ГА). И та и другая лицензия предполагает возможность полета только на определенном типе самолета и только над территорией России. Отличия принципиального у документов нет, но на деле лицензия ГА предоставляет больше возможностей для своего владельца. Наличие подобных документов позволит вам совершать полеты в личных целях на воздушном судне с массой не более 5700 кг.

Подобные документы можно получить заграницей: лицензия частного пилота в США и в Европе. Требования для получения лицензии практически те же, что в России, но эти лицензии распространяются на тип воздушного судна: «однодвигательный самолет с поршневым двигателем и массой не более», а также отличие в стоимости и в качестве обучения. Получение PPL (Private Pilot License) в летных школах США обойдется в сумму 250000 – 350000 рублей, в Европе чуть дороже, а в России от 370000 рублей. В летных школах США преподают в основном инструкторы, которые остались набирать налет достаточный для получения коммерческой лицензии, они недавние курсанты и вряд ли доведут до вас все нюансы и тонкости обучения. В России же в основном инструктора – это бывшие военные с очень большим налетом, которым есть, что передать.

Еще один важный момент в конвертации и валидации лицензий разных стран: российские летные права легко конвертируются в иностранные права, а вот обратного механизма российское министерство образование не создало, поэтому это хлопотный и непростой вопрос.

Плюсы и минусы работы пилотом

Начнем с плюсов работы пилотом.

  1. Профессия пилота гражданской авиации – это всегда нужная и востребованная профессия, ведь воздушный транспорт с каждым годом набирает все большую популярность, авиакомпании расширяются, а летальные аппараты – непрерывно модернизируются и улучшаются.
  2. Профессия пилота считается одной из самых престижных профессий в мире. Бытует мнение, что пилоты – это элита, которой восхищаются и на которую равняются.
  3. Высокая оплата труда. Даже начинающие пилоты получают много, если сравнивать их зарплату с начинающими специалистами в других сферах.
  4. К работе пилота не допустят человека с хроническими заболеваниями, ведь даже малейшее головокружение или скачок давление может стоить жизней сотен пассажиров. Поэтому за здоровьем ни одного специалиста так не следят, как за здоровьем пилота.
  5. Авиакомпаниями и туристическими фирмами для панирующих путешествие пилотов и членов их семей, как правило, предусмотрены скидки и специальные программы.
  6. Пилот – одна из самых романтичный профессий. Из кабины самолета вы видите такую красоту нашей планеты, которая вряд ли когда будет доступна другим.

Далее перечислим минусы, с которыми связана работа пилота гражданской авиации.

Вопреки распространенному мнению, несмотря на постоянные перемещения между городами, у пилота практически нет возможности путешествовать. При среднемагистральных перелетах у него только час на отдых, после чего он улетает обратно. После многочасового полета на отдых даются сутки, да и провести их где-нибудь в Дели или в Дубаи удается далеко не всегда.
Поступить в летное училище и окончить его сложно. К тому же во время трудовой деятельности придется постоянно учиться и переучиваться, проходить различные тестирования и врачебные комиссии, чтобы подтвердить соответствие должности и квалификацию.
Сложные условия труда: ненормированный рабочий день, полеты как днем, так и ночью, один-два выходных. В связи с эти остается крайне мало времени на личную жизнь, постоянная разлука с родными плохо сказывается на отношениях в семье. Спокойно провести время с близкими можно только во время отпуска.
У пилотов, в силу профессии регулярно меняющих часовые пояса, отсутствует постоянный режим сна и бодрствования, нарушение биоритмов ведет к хронической усталости, росту эмоционального напряжения и стрессу, которых и так много в этой профессии

При таком раскладе следить за своим здоровье, которое крайне важно для карьеры пилота, трудно, поэтому пилоты рано уходят на пенсию.
В случае смены или потери работы пилоту трудно реализовать себя в другой сфере, потому что по сути ничего, кроме как летать, он не умеет.
Из-за вероятности и частоты авиакатастроф работа в небе считается одной из самых рискованных.

Как оставаться здоровым

Пилоты подвержены воздействию множества вредных факторов. В этот список входят:

  • нервное напряжение
  • физические нагрузки и перегрузки при взлетах и посадках
  • воздействие вибрации, шума
  • частая смена климатический и часовых поясов
  • отсутствие физиологически приемлемого режима питания и отдыха, ночная работа и длинные периоды нагрузки

Из-за этого здоровье портится заметно быстрее, чем у «наземных» граждан. Чтобы сохранить отличное самочувствие, нужно не избегать регулярных врачебных комиссий и внимательно относиться к самочувствию. Любое заболевание гораздо проще остановить в самом его начале. Совершенно необходимо заниматься спортом, обеспечивать себе физические тренировки в разумных количествах. Нужно стараться правильно питаться, хорошо отдыхать, не отказывать себе в оздоровительных процедурах и положительных эмоциях. Чтобы не пытаться обмануть врачебную комиссию, если появилось какое-либо недомогание — отсутствие лечения может привести к катастрофическому ухудшению состояния и непоправимому ущербу.

Что необходимо для поступления?

После определения с выбором учебного заведения возникают вопросы: как подготовиться к поступлению, какие существуют критерии отбора, и какие документы необходимы для этого?

Главным требованием для будущих летчиков является здоровье. Они должны быть в отличной физической форме, иметь стопроцентное зрение, крепкую нервную систему и стрессоустойчивость. Более того, если вдруг в процессе учебы состояние здоровья курсанта ухудшится, его могут отчислить.

При поступлении необходимо:

  • предоставить предусмотренные законодательством медицинские справки;
  • пройти специальную медкомиссию при самом учебном заведении;
  • пройти собеседование с психологами на выявление профпригодности;
  • сдать нормативы по физической подготовке.

Абитуриенту летного училища необходимо сдать такие ЕГЭ:

  • русский язык,
  • математика,
  • физика.

Из документов для поступления необходимо предоставить:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении;
  • оригинал документов об образовании;
  • военный билет;
  • выданное военкоматом предписание (для поступающих в военное училище);

  • заявление;
  • автобиография;
  • характеристика;
  • медицинская справка, установленного образца;
  • копии документов, удостоверяющих личность;
  • фотографии 3×4 (от 4 до 10 шт.).

Для военных летчиков выдвигаются более жесткие требования, чем для гражданских. Они предусмотрены специальным приказом №455 МО России, вот их краткий перечень:

  • стопроцентное зрение и правильное цветоощущение;
  • артериальное давление в пределах 105-130 на 60-80 мм рт. ст.;
  • масса тела с индексом не менее 19;
  • рост в пределах 160-186 см;
  • длина ног от 80 см;
  • длина рук от 76 см;
  • в положении сидя рост должен находиться в пределах 80-97 см.

Как видим, требования достаточно жесткие не только к состоянию здоровья, но и к физическим параметрам, что значительно усложняет поступление в военное летное училище.

Где учат

Обучение на пилота вертолета можно пройти по-разному: в государственном учебном заведении гражданской авиации (ГА), в военном вузе или на частных курсах. В России есть два главных вуза, где учат гражданских летчиков:

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Это крупнейшее учебное заведение для подготовки специалистов, обеспечивающих воздушное сообщение внутри страны и на зарубежных направлениях. Оно имеет филиалы в Бугуруслане, Выборге, Красноярске, Хабаровске и Иркутске. На специальности «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» нужно учиться 5 лет.
  • Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Здесь учат летчиков, диспетчеров, работников аэропортов, техников, спасателей и других специалистов. Филиалы вуза функционируют в Омске, Сасово (Рязанская область) и Красном Куте (Саратовская область). На балансе вуза более 50 воздушных судов для практических занятий студентов и соответствующая инфраструктура (взлетно-посадочные полосы, учебные корпуса, лаборатории, тренажерные залы).

Пилотов ВВС, а также вертолетчиков для ВМС и силовых структур с 1953 года готовят в Сызранском филиале Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Теоретическая подготовка и летная практика проводятся в г. Сызрани и п. Соколовый под Саратовом. Для обучения используется авиапарк, состоящий из вертолетов Ми-8, Ми-24, Ансат-У, Ка-226, а также комплексные пилотажные тренажеры.

В гражданских и военных вузах летчики получают фундаментальные знания, а на практике – большой налет. Но поступить в высшие учебные заведения на летные специальности трудно, а учиться долго. Поэтому, если в планах не значится стать профессиональным пилотом вертолета, но желание летать велико, то вопрос можно решить гораздо быстрее, пройдя относительно краткосрочный курс в частных летных школах. Они проводят не настолько придирчиво жесткий отбор по состоянию здоровья, как вузы, и обучают почти всех желающих, но за внушительные суммы.

Одна из самых известных компаний, которая поможет реализовать мечту о небе, – Heliport Moscow. Она предлагает несколько программ обучения пилотов вертолета:

  • Первоначальная подготовка предусматривает 232 часа теории и 43 часа летной работы. Цена зависит от модели вертолета, на котором проходит обучение. Так, на Robinson R44 курс стоит 1,548 млн рублей, а на Robinson R66 – 2,075 млн рублей. Если практика проводится на борту курсанта, то делается большая скидка.
  • Переподготовка предполагает 125 часов за партой и около 10 часов практики. Эта услуга стоит от 237 до 594 тысяч рублей в зависимости от модели машины.
  • Повышение квалификации – это 100 часов теоретической подготовки за 59 тысяч рублей.

Вся программа индивидуальной подготовки или в малых группах (до 5 человек) обычно проходится за 2–3 месяца. Теоретический курс предусматривает получение знаний по таким предметам, как метеорология, воздушное законодательство, аэродинамика, аэронавигация. Практика идет параллельно. Прежде чем сесть за штурвал, студент изучает устройство вертолета и системы управления.

На стартовом этапе слушатели не вылетают за пределы базового аэродрома. Они осваивают взлет, посадку, зависание над ограниченной территорией. И только после 40 часов, проведенных в воздухе с инструктором, можно рассчитывать на захватывающий полет над Москвой.

После того как студент сдаст экзамен, ему выдадут свидетельство частного пилота-любителя. Этот документ действителен только на территории России, за рубежом потребуют его валидации, нередко за границей летать разрешают исключительно с местным пилотом на борту. Внутри страны тоже действуют некоторые ограничения: полеты возможны в одиночку – без пассажиров. Чтобы получить право на коммерческие перевозки людей, нужно длительное обучение в летном училище гражданской авиации.

Зарплата пилота гражданской авиации

Зарплата летчика гражданской авиации зависит от:

  • Количества часов налета за месяц (стаж). Необходимый минимум – 65. За превышение полагается выплата дополнительной премии.
  • Оклада.
  • Самолета, на котором производятся рейсы. Больше всего зарабатывают пилоты аэробусов.
  • Авиакомпании, в которой работают пилоты.
  • Звания пилота.

При этом, иностранные авиакомпании готовы платить за работу в разы больше. На западе пилоты пассажирских самолетов получают до 36 тысяч долларов в месяц. В Китае компаниям из-за острой нехватки кадров требуются западные и российские пилоты. Они готовы платить вплоть до 29 тысяч долларов.

Годовой социальный пакет пилота ГА в России составляет порядка 300 000 рублей.

Если вы выбрали карьеру

Если вы решили, что авиация – это ваше призвание, и вы решили зарабатывать воздушными перевозками людей и грузов себе на жизнь, то вам нужно получить свидетельство коммерческого пилота.

Есть 2 варианта получения свидетельства коммерческого пилота в России: отучиться бесплатно в училище гражданской авиации, выпускники которого получают сразу коммерческого пилота, либо отучиться в АУЦ ГА, по сути дела это будет продолжение вашей учебы по программе пилота-любителя. Поступить в училище на бюджет можно до достижения 27 лет, если вы старше, то порядок суммы для получения желаемых корочек 57 тыс. $.

Также можно пройти обучение на CPL (commercial pilot license) заграницей. И здесь главное отличие в стоимости: так обучение в США вместе с перелетами, проживанием выйдет в сумму порядка 45 тыс. $.

Людей, которые выбрали для себя путь в авиацию через обучение на коммерческого пилота заграницей и последующую конвертацию лицензии в российские права немало. Основные трудности при трудоустройстве в российскую авиакомпанию в наличии образования, поскольку в России у пилота должно быть высшее образования, со специальностью «Пилот-Инженер». Поэтому, как правило, человека после учебы в штатах без наличия профильного образования отправляют на заочное отделение Питерского ГУ ГА, либо Ульяновское ВАУ ГА. Обычно обладатели соответствующих лицензий приходят к своему потенциальному работодателю и вопрос валидации или конвертации решают уже с ним. Отдельного поста заслуживает прохождение ВЛЭК для коммерческих пилотов: требования, предъявляемые к ним жестче, чем для любителей.

Нет похожих материалов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector