Как нейропсихологи помогают пациентам?

Содержание:

Зарплата детского нейропсихолога в России

Зарплата будет зависеть от региона деятельности. Согласно опубликованным вакансиям на сайтах бирж труда, на старте карьеры москвич-нейропсихолог может рассчитывать на заработную плату в 20 тысяч рублей, а опытный специалист в столице зарабатывает от 50 до 120 тысяч рублей. В российских регионах ситуация скромнее: здесь начинающий нейропсихолог получает около 16-20 тысяч рублей, но с опытом его зарплата возрастает до 45 тысяч.

Ведя частную практику и обладая фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии, уровень заработной платы можно поднять значительно выше озвученных цифр.

Подводя итог под всем вышесказанным, можно смело утверждать, что профессия детского нейропсихолога уже сейчас востребована в нашей стране, и популярность ее продолжает набирать обороты. Путь к профессиональному успеху будет, несомненно, не так-то прост, и потребует от вас затрат сил, энергии и времени. Но тем желаннее конечная цель – эффективно помогать детишкам в их нелегких проблемах, менять их мир в лучшую сторону и дарить им беззаботное детство и счастливое будущее. Разве может быть у взрослых задача важнее этой?

Фото: canva.com

Общие сведения

Нейропсихология – это отрасль медицинской (клинической) психологии, к сфере деятельности которой относятся выявление и коррекция психических процессов, связанных с особенностями функционирования головного мозга человека.

Это междисциплинарная отрасль находится на стыке нейронауки (совокупности научных дисциплин, которые занимаются изучением нейронных процессов) и психологии. Основной задачей нейропсихологии является изучение связи психических процессов и поведения со структурой и функционированием головного мозга.

Психические процессы в нейропсихологии рассматриваются так же, как и в когнитивной психологии – как процессы обработки информации, но нейропсихология при этом обращает внимание на особенности развития, структуры и функционирования мозга человека. К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:

К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:

  • роли мозга в психической деятельности, а также механизмов, которые влияют на осуществление различных психических процессов;
  • влияния травм и патологий развития мозга на психику;
  • особенностей и этапов развития мозга;
  • нейропсихологических особенностей, которые свойственны детям;
  • методов коррекции различных нарушений психических процессов.

Учитывая различные направления и задачи, присущие данной науке, ее подразделяют на нейропсихологию:

  • Возрастную (детскую или нейропсихологию развития). Этот раздел изучает особенности высших психических функций (ВПФ) и их мозговую организацию у детей, поскольку ВПФ ребенка отличаются от ВПФ взрослого (отличаются более определенным и устойчивым представительством в определенном участке мозга) и меняются от возраста к возрасту. Детская нейропсихология занимается изучением латеральной асимметрии правого и левого полушария, выявляет СДВГ-синдром, минимальную мозговую дисфункцию и другие причины школьной неуспеваемости, а также корректирует выявленные у детей проблемы.
  • Клиническую. Этот раздел занимается изучением нейропсихологических синдромов, которые возникают при поражении определенного участка мозга, и устанавливает связи между травмой, опухолью или кровоизлиянием и происходящими при этом изменениями в психических процессах.
  • Диагностическую, помогающую выявить значение индивидуальных взаимоотношений, которые складываются между полушариями мозга. Нейропсихологический метод помогает решать общие задачи психодиагностики, к которым относятся выявление одаренности, поведение в экстремальных ситуациях и другие индивидуальные различия личности человека.
  • Реабилитационную. Направлена на разработку методов восстановления нарушенных высших психических функций, возникших в результате заболевания как на остром его этапе, так и в виде отдаленных последствий. Нейрореабилитация является комплексной системой, включающей восстановление всех видов высшей психической деятельности (речь, движения и т.д.) и социального статуса пациента.
  • Экспериментальную, которая занимается изучением поведения людей и животных при локальных поражениях мозга. Так, эксперименты А.Р. Лурия позволили изучить и классифицировать нарушения речи и памяти, а в настоящее время этот раздел при помощи нейропсихологических диагностических методов изучает познавательные процессы и эмоциональную сферу человека.
  • Старческого возраста, которая направлена на изучение и терапию различных старческих дегенераций мозга.

Отдельным направлением является нейрокоучинг, позволяющий раскрыть потенциал человека и его когнитивные способности, снизить уровень тревожности и решить другие психологические проблемы с учетом психофизиологических особенностей его развития.

Поскольку нейропсихолог занимается коррекцией психических процессов, его часто путают с психологом. Но эти специалисты отличаются объектом изучения и коррекции – психолог сосредоточен на эмоционально-волевой сфере человека и его эмоционально-личностных проблемах (тревожности, поведенческих нарушениях и т.д.), а нейропсихолог изучает анатомию и физиологию мозга, заболевания ЦНС и корректирует нарушения в развитии, связанные с глубинными мозговыми механизмами.

Нейропсихолог – это специалист, получивший базовое психологическое образование (обычно это клиническая психология) и дополнительное образование по специальности «Нейропсихология».

Основные обязанности

Нейропсихолог занимается изучением индивидуальной особенности психики пациента и оказывает эффективное лечение. Это позволяет улучшить социальную адаптацию пациента к определенным условиям жизни. В медицине принято выделять две отрасли – взрослую и детскую нейропсихологию. Вторая отрасль только развивается. Для определения характера нарушения используется одна и та же специфика.

Основные методы нейропсихологии направлены на изучение:

  • личностной характеристики;
  • поведенческих особенностей;
  • произвольных действий и движений;
  • процессов познания (память, речь, мышление, восприятие).

К научным методам относятся:

  • Сравнительно-анатомический метод. В его основу положен принцип установления зависимости между способом жизни, поведением и индивидуальной особенностью структуры нервной системы. С его помощью определяется принцип работы головного мозга.
  • Метод раздражения. Заключается в анализе психического функционирования при воздействии на мозг. Принцип воздействия может быть прямым, непрямым или посредством раздражения отдельных нейронов в коре головного мозга.

Нейропсихология еще только развивается, а мозг человека изучен недостаточно.

Нейропсихологическая коррекция в

В первом приёме детский нейропсихолог проводит обследование ребёнка. Диагностика позволяет определить уровень развития ВПФ малыша, его потенциал и имеющиеся проблемы. В зависимости от выявленной патологии нейропсихологом разрабатывается индивидуальная программа коррекции. Она также учитывает возраст малыша, особенности его характера и личности. Индивидуальная коррекционная программа задействует классические методики нейропсихологии детского возраста, сенсорно-ориентированную терапию и приёмы из смежных наук (логопедии, психологии, педагогики, неврологии и пр.).

Занятия включают:

  • дыхательные упражнения;
  • физическую активность;
  • когнитивные игры;
  • сенсорные массажи;
  • логопедические упражнения;
  • задачи на развитие памяти, внимания и концентрации;
  • обучение чтению, письму, счёту и так далее.

Специалист концентрируется не на последствиях, а на причинах, вызывающих сложности в обучении. Например, ребёнок допускает множество ошибок при письме. Это может быть связано не только с безграмотностью, но и с нарушением фонематического слуха, сложностями при концентрации, быстрой утомляемостью и так далее. Выявив причину проблемы, специалист подбирает наиболее эффективный способ её устранения. Заставляя малыша учить правила и переписывать диктанты по несколько раз, вы не добьётесь желаемого результата. Это только приведёт к отторжению, протестному поведению и возникновению комплексов.

Если вы хотите узнать подробнее, что такое нейропсихология детского возраста, запишитесь на консультацию в . Наши специалисты всегда готовы помочь родителям получить ответы на желаемые вопросы. Ваш малыш быстро устаёт, плохо ладит со сверстниками, постоянно приносит домой плохие отметки, забывает выполнить домашнее задание? Возможно дело не в его характере, а в особенностях функционирования головного мозга. Обратившись в наш Центр, вы сможете решить подобные проблемы. При этом ребёнок не будет подвергаться стрессу. Занятия проходят в комфортной и доброжелательной атмосфере. Такой подход только мотивирует ребёнка стремиться к новым знаниям.

Методы нейропсихологии

Методы нейропсихологии подбираются с учетом конкретных задач и направленности диагностических или лечебных мероприятий.

Для того чтобы оценить нейропсихологические синдромы, ассоциация нейропсихологов Москвы рекомендует применять наиболее распространенную и успешную систему – Лурия, которая позволяет диагностировать и описать существенные психические потери при поражениях определенных участков мозга:

документально описывается клинический случай (с описанием истории болезни, результатов инструментальных и лабораторных исследований);
описывается психическое состояние больного с акцентом на особенности его сознания, способности к ориентации в пространстве и времени, критичности и эмоциональном статусе;
исследуется произвольное и пассивное внимание;
изучается эмоциональный фон больного;
исследуются особенности визуального восприятия (с использованием реальных предметов, объектов, букв, цифр, цвета, контурных рисунков);
исследуется тактильное восприятие пациента (он распознает объекты по ощупыванию или прикосновению);
исследуется слуховое восприятие в различных ситуациях;
исследуется двигательная активность, координация движения, способность к воспроизведению определенных поз, копированию движений;
исследуются навыки речи (способность больного к пониманию речи, повторению звуков и слов, созданию логико-грамматических конструкций);
анализируются особенности письма;
исследуется чтение, память, система счета, интеллектуальные процессы.

За последние годы в «копилку» методов нейропсихологии добавились инновационные разработки, основанные на модернизации известных методик и внедрении в практику передовых инструментальных исследований.

Нейропсихологические исследования направлены не только на выявление нарушения деятельности мозга, но и на распознавание его патогенетических механизмов.

Записаться на приём

Оплата труда

Компании для трудоустройства по профессии «Нейропсихолог»

Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей. Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей. Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.

Карьера

Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.

Профессиональные знания

Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:

  • психофизиология;
  • клиническая и возрастная анатомия;
  • гигиена и физиология;
  • психотерапия;
  • неврология;
  • физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
  • психиатрия;
  • физиология ЦНС.

Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей. Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов

В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать

Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.

Известные люди этой профессии

Лурия Александр Романович — основатель отечественной нейропсихологии. Направление было открыто после исследований механизмов мозга у тех пациентов, которые страдали локальными поражениями этого органа, нередко в результате травм. Лурия выдвинул гипотезу о том, что нельзя корректировать только один участок мозга: необходимо осуществлять комплексную работу всех его узлов. Утвердил классификацию афазических расстройств, открыл несколько форм нарушений речи.

Величковский Борис Митрофанович — российский психолог, профессор нейропсихологии, начальник отдела нейрокогнитивных наук. Создал более 10 трудов, посвященных исследованиям в сфере психологии и нейропсихологии.

Дэвид Майерс. Американский социальный психолог. Автор известных трудов в области психологии, в том числе книги «Социальная психология», которая дает возможность понять основные принципы этой науки на очень простых примерах.

Какой возраст считается подходящим для посещения нейропсихолога

Уровень сенсомоторного развития ребенка можно оценить уже через 40 дней после рождения. Родители при внимательном наблюдении за малышом могут оценить его самостоятельно. Если ребенок не может выполнять объем движений, свойственный его возрасту, родители начинают беспокоиться. А вот раннее созревание малыша, наоборот, их радует. И вряд ли кто из мам знает, что ранняя речь, например, может привести к незрелости эмоциональной сферы маленького человека

Важно отследить, нет ли в развитии ребенка перекосов — чем и занимается нейропсихолог

Оптимальный возраст обращения к специалисту — 5 лет. До школы остается год, самое время определиться с ведущей рукой, оценить уровень развития ребенка, спрогнозировать, с какими сложностями он столкнется во время учебы.

Специалисты нашего Центра заметили, что вторая волна обращений к нейропсихологам приходится на детей 8–9 лет. Они переходят в третий класс, требования учителей ужесточаются, за учебу ставят настоящие оценки. Некоторые дети с трудом адаптируются в новой реальности, им необходима помощь. Занятия с нейропсихологом для детей школьного возраста нужны для улучшения памяти, преодоления трудностей с письмом, правильного восприятия речи и т.д.

В целом нейропсихологическая коррекция нарушений развития детей эффективна в возрасте 3–12 лет. В этот период структуры мозга находятся на стадии формирования. Чем старше ребенок, тем больше привычных стереотипов в его поведении. Занятия с нейропсихологом для детей этого возраста особенно важны, поскольку нескорректированные нарушения негативно повлияют на их взрослую жизнь.

Когда необходима коррекция нейропсихологических нарушений?

Последствия приведенных выше проблем наиболее ярко выражены в дошкольном возрасте, и если своевременно не будет предпринято каких-либо мер по компенсации, развитию и выравниванию работы структур мозга, ребенок с трудом будет усваивать школьную программу. Могут возникнуть сложности в процессе обучения письму (слабый или сильный тонус в руках, замена и пропуск букв, знаков препинания, игнорирование заглавных букв). Что касается математики, то в данном случае возможны проблемы с пониманием задач, автоматизацией счета, и в особенности — обратного. Чтение может сопровождаться различными затруднениями в понимании смысла прочитанного, поскольку все ресурсы ребенка направлены на прочтение слова, а на понимание сил уже не остается. Замедленное становление автоматизации основополагающих навыков затрудняет усвоение школьной программы и приводит к истощению психических процессов ребенка.

Комплексная нейропсихологическая коррекция способствует стабилизации и развитию функциональных структур мозга. Однако эффективность такого рода помощи имеет прямую зависимость от возраста ребенка. Конечно, чем раньше проводится коррекция нейропсихологических нарушений, тем лучше, поскольку в сенситивные периоды следует ожидать куда более высоких результатов. Однако, в зависимости от поставленных задач, мозг способен развиваться и перестраивать собственные функциональные структуры в любом из возрастов.

Нередко нейропсихологическая коррекция детей рекомендуется специалистами как вместо прохождения курса неврологической терапии, так и в дополнение к нему. Это объясняется более высокой безопасностью данного типа воздействия. При этом традиционные методы воздействия на ребенка не способны столь же эффективно решать проблемы обучения и поведения. Они могут «выдрессировать» те или иные навыки, однако качественного влияния на психические процессы оказать не смогут.

Методы исследования в нейропсихологии

Принято разделять две отрасли нейропсихологии: детская и взрослая. Первая возникла сравнительно недавно, поэтому методы диагностики часто не обоснованы статистически. Заключения детских нейропсихологов часто основаны на проведенных тестовых методиках и наблюдениях за поведением ребенка. Взрослые нейропсихологи основываются не только на этих данных, их вердикт подтверждается медицинскими исследованиями (например, электроэнцефалографией).

С помощью психологических методов исследуется двигательная активность ребенка, его особенности познавательных процессов, функции речи, специалист оценивает, как ребенок воспринимает пространственные формы.

На основе проведенного исследования и нейропсихологических проб клинический психолог делает вывод о состоянии психики маленького пациента. Этот вывод крайне важен для последующей разработки коррекционной программы. Процесс диагностики особенностей ребенка длится в среднем от 50 минут до 1,5 часов. Чтобы встреча нейропсихолога и родителей ребенка была продуктивной, маме или папе следует заранее определиться с запросом, то есть сформулировать проблему, для решения которой нужна помощь психолога.

Что пригодится для диагностики у клинического психолога?

  • тетради школьника;
  • медицинская карта, если ребенок состоит на учете у невропатолога;
  • результаты неврологического обследования.

Навыки, необходимые в работе детского нейропсихолога

Понятно, что, помимо научных знаний и умений, детский нейропсихолог должен обладать и личностными качествами, без которых в этой профессии не обойтись.

Вот 6 основных особенностей характера и навыков, которые вам потребуются.

  1. Главным тут будет, безусловно, умение расположить к себе и вызвать безоговорочное доверие юного пациента. Ведь без доверия не получится взаимоотношений и взаимопонимания, а, значит, и само лечение становится невозможным.
  2. Терпение и железная выдержка также будут способствовать результату работы. Ведь разговаривать придется с маленькими детьми, а ребенок не всегда способен внятно объяснить свое состояние или понять, зачем ему выполнять все наставления врача.
  3. Способность к эмпатии и сочувствию не исключают обязательной способности вовремя абстрагироваться от рабочих моментов, чтобы не заполучить проблемы самому. Ведь именно профессия психолога находится в группе риска по эмоциональному выгоранию.
  4. Устойчивая нервная система поможет справиться с высокой долей ответственности за здоровье детей.
  5. Знание английского языка способствует ведению нейропсихологических исследований, поскольку большая часть научных работ публикуется на английском, а на международных семинарах будет возможность обмена опытом со специалистами из других стран.
  6. Желание постоянно совершенствоваться и учиться, в том числе самостоятельно.

Диагностические методы

Нейропсихолог детский — это специалист, который в состоянии провести самостоятельную диагностику ребенка, нуждающегося в нейрокоррекционной помощи. Существует несколько основных методик нейропсихологического обследования, применяющихся для детей возрастом от 3 до 12 лет.

Проба на реципрокную координацию рук

Данный вид тестирования нейропсихологического состояния ребенка применяется для определения уровня взаимодействия между двумя полушариями головного мозга.

Проведение этого метода диагностики выглядит следующим образом:

  1. Ребенок присаживается за стол.
  2. Затем пациент кладет верхние конечности на поверхность стола ладонями вниз.
  3. По команде нейропсихолога ребенок одну руку сжимает в кулак, а вторую расправляет.
  4. Данные движения верхних конечностей происходят поочередно.

Продолжительность этого тестирования составляет не менее 20 с. Если у ребенка сохранено нормальное взаимодействие полушарий головного мозга, то в данном случае будет наблюдаться синхронная работу сразу двух ладоней верхних конечностей.

Таблица Шульте

Таблица Шульте — это эффективный метод нейропсихологического обследования, который разработан немецким психиатром Вальтером Шульте. Данное тестирование направлено на определение интеллектуальных способностей ребенка, а также свойств внимания.

Этот способ диагностики проводится следующим образом:

  1. На стену крепится прямоугольная таблица, разбитая на 25 квадратов.
  2. В каждой клетке находятся цифры от 1 до 25, которые хаотично разбросаны по всей таблице.
  3. По команде специалиста ребенок должен поочередно найти все числа, расположенные в клетке.

По результатам обследования нейропсихолог дает оценку скорости работы пациента, подсчитывает количество допущенных ошибок. После этого делаются соответствующие выводы, касающиеся работоспособности центров головного мозга ребенка.

Тест Бурдона

Данный метод диагностики также известен под названием корректурная проба, а его целевым предназначением является определение скорости утомляемости пациента.

Проведение этого нейропсихологического обследования выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:

  1. Ребенок присаживается за письменный стол.
  2. Затем нейропсихолог выдает ему бланк с печатным текстом, в содержании которого находятся лишние символы.
  3. По команде «начали» ребенок должен быстро перечитать данную информацию с одновременным зачеркиванием заранее указанных букв или цифр.

Продолжительность процесса тестирования составляет от 3 до 10 мин. в зависимости от того, какая симптоматика присутствует у конкретного ребенка. По результатам диагностики нейропсихолог определяет скорость чтения пациента, точность, уровень его внимания.

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?

Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:

  • наступает возрастной кризис;
  • начинается обучение в детском саду, школе;
  • резко возрастает умственная или эмоциональная нагрузка.

Положение усугубляется стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого родственника, переезд в другой город и т. д. Функциональная незрелость структур мозга часто возникает из-за того, что детей в раннем возрасте слишком перегружают «развивашками». Бывает, трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный. В результате происходит то же самое, когда высотное здание возводят на слабом фундаменте: оно рушится.

Родители удивляются, почему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:

  • малыш не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых;
  • его поведение взрывное, импульсивное;
  • ему свойственна гиперактивность или излишняя медлительность;
  • плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
  • у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
  • не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение);
  • он плохо запоминает материал, а потому учеба дается ему тяжело;
  • он не в состоянии самостоятельно выполнить задание в классе или дома;
  • ребенок быстро устает, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
  • он «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
  • с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.

Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.

Как будут проходить занятия с нейропсихологом

Все специалисты имеют свои собственные проверенные способы и приемы работы. Самым эффективным считается подход, включающий в себя как когнитивную (развивающую) часть, так и двигательную (психомоторную).

К двигательной части относятся все физические и дыхательные упражнения, упражнения на мелкую и крупную моторику, упражнения для стабилизации координации движений, а также на установление самоконтроля у ребенка

Когнитивная часть подразумевает выполнение заданий на полу или за столом, помогает развить мышление, внимание, память, развивает ребенка при помощи интересной для него игры, дает свободу творчества. Во время выполнения такого комплексного подхода, ребенок получает новые умения и навыки

Важно заинтересовать маленького пациента, чтобы он получал удовольствие на пути к их приобретению. Нейрокоррекция совершенствует все сферы, необходимые для полноценной жизнедеятельности, а именно речевую, двигательную, интеллектуальную

Нейрокоррекция совершенствует все сферы, необходимые для полноценной жизнедеятельности, а именно речевую, двигательную, интеллектуальную.

Центр детской речевой неврологии и реабилитации — лидер в эффективном лечении и коррекции детей с речевыми, поведенческими и интеллектуальными нарушениями, вызванными различными причинами (аутизм, расстройство аутистического спектра, задержки развития, синдром Дауна, генетические расстройства, ДЦП).

Кому необходима консультация нейропсихолога?

Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребёнку от 2 до 12 лет.
Дети, которые приходят сегодня на консультацию к нейропсихологу — это дети с задержкой формирования мелкой моторики рук, с общей моторной неловкостью, часто с невнятной речью, слишком подвижные (иногда стоит диагноз гиперактивности с дефицитом внимания).
Это дети с наличием патологических содружественных движений (когда пишут и рисуют, у них «оживает» не только язык, но и ноги, а иногда и всё тело – им трудно усидеть на месте).

Нейропсихолог выявит причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы мозга, определит какой его участок «дал сбой», расскажет о сильных и слабых сторонах ребёнка, поможет увидеть его актуальные и потенциальные возможности и предложит пути эффективной помощи в каждом конкретном случае. Ведь банальная безграмотность может быть следствием и неустойчивого внимания, и нарушения различения звуков на слух, и особенностью восприятия, и многого другого. Определив истинную причину, нейропсихолог даст рекомендации по преодолению трудностей процесса обучения, а для детей дошкольного возраста определит индивидуальную стратегию подготовки к школьному обучению и ранней профилактики учебных затруднений. А при необходимости, предложит индивидуальную или групповую программу нейропсихологической коррекции (коррекционно-развивающих и формирующих занятий).

Самый важный довод  для обращения за консультацией к нейропсихологу:

Нарушения работы нервной системы у ребёнка имеют значительно более серьёзные последствия, чем у взрослого. У ребёнка это приводит либо к невозможности дальнейшего развития мозга (остановка развития), либо к развитию патологии (аномальное развитие). У взрослого структура ВПФ (высших психических функций) уже сформирована и нарушения работы нервной системы приводят к нарушению только отдельных её составляющих (например, зрительная пространственная агнозия  у ребёнка приведёт к распаду общих представлений о часах и времени, а  взрослый не сможет лишь правильно определять время по расположению стрелок на часах).

Почему так важно раннее обращение к нейропсихологу (от 2 до 10 лет):

До 10 лет мозговые структуры ребёнка только формируются и в этом периоде возможна результативная психологическая коррекция. Если же время упущено, то ставшие привычными неверные стереотипы поведения ребёнка, создавшиеся сложности в обучении и общении, будут тянуть за собой эмоциональные проблемы ребёнка, общую дезадаптацию и будут с трудом поддаваться коррекционной работе.Нейропсихологическая диагностика показана, если:

  • имеются наследственные заболевания нервной системы, связанные с изменениями генетической информации;
  • беременность или/и роды проходили с патологией;
  • ребёнок был на искусственном вскармливании;
  • ребёнок столкнулся с холодностью и враждебностью матери сразу после рождения;
  • у ребёнка проявились:
  • послеродовая желтуха;  дисгармоничность раннего речевого развития; нарушение срока прорезывания или смены зубов; ранний отказ от дневного сна, нарушение засыпания, беспокойный сон; гипо/гипертонус; метеозависимость; укачивание в транспорте, нарушения равновесия;
  • быстрая утомляемость или возбудимость; частые «простуды»; аллергия; бронхиальная астма; головные боли; проблемы ЖКТ;
  • аутистические проявления или мутизм(отказ разговаривать);навязчивые состояния (навязчивые страхи, навязчивые мысли, навязчивые движения: теребит волосы, дёргает ногами, когда пишет или рисует, грызёт ногти или др.предметы и т.п.); резкие перепады настроения; повышенная тревожность, слезливость, подавленность, другие неадекватные  эмоциональные реакции;
  • диагноз СДВГ(синдром дефицита внимания с гиперактивностью), сложности школьной адаптации; плохое чтение; постоянно  не дочитывает окончания слов или предложений; плохой почерк; обилие грамматических ошибок; трудности счета; непонимание условий задач; «глупые» ошибки «по невнимательности»  (пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально); неровная учёба (то 5, то 2); трудности усвоения понятий право/лево; нарушение звукопроизношения;
  • неусидчивость; невнимательность; суетливость; трудности контактов со сверстниками; неумение организовать свою деятельность; чрезмерная медлительность; случаи «выпадения» из действительности («ребёнок меня как будто не слышит»);
  • неловкость, неуклюжесть, угловатость в движениях;

ребёнок:

  • наблюдается/наблюдался у врача-невролога;
  • получил общий наркоз;
  • пишет, рисует левой рукой;
  • имел ЧМТ(травмы головы);

Чем нейропсихолог отличается от других специалистов

Сможете с ходу сказать, чем отличаются психолог, клинический психолог, психотерапевт, психиатр, дефектолог, нейропсихолог? Давайте попробуем разобраться. Для начала разделим профессии на две большие группы: врачи и… не врачи. 

Врачи

К первой категории относятся психиатры и психотерапевты.

Психиатр лечит или стабилизирует тяжелые психические состояния пациентов. Разговаривать и увещевать в таких случаях уже поздно, применяются медицинские препараты. 

Психотерапевт — пограничный специалист. Это психиатр, который прошел дополнительное обучение по психологии. Он и лекарство пациенту выписать может, и словом вылечить. Оказывается, не всегда тяжелые состояния поздно лечить словом, комплексная терапия может быть эффективнее.

Не врачи

Вторая группа — это гуманитарные специалисты или педагоги-психологи.

Психолог работает со здоровыми людьми. Он выслушает, поможет найти причину конфликта или ссоры, посоветует, где искать решение. С расстройствами психики он не работает.

Клинический психолог — тоже еще не врач, хотя практикует в медицинских учреждениях. Он не может выписывать лекарства или ставить медицинские диагнозы, просто работает с немного более тяжелыми случаями, чем психолог. 

Дефектолог помогает справиться с дефектами психических функций, зона его ответственности — преимущественно дети, хотя и взрослые клиенты тоже бывают. В арсенале дефектолога развивающие упражнения и игры. Если какую-то функцию полностью восстановить не выходит, ищется способ заместить недостающий навык. Например, не выходит читать — будем слушать.

Нейропсихолог работает с теми же дефектами, но ищет их причину в соответствующих зонах головного мозга… Ну об этом мы уже писали выше. Словом, нейропсихолог — тоже не врач, хотя эта педагогическая специальность и граничит с медициной.

Лечение патологий

Занятия с нейропсихологом может включать специальный комплекс упражнений, связанный с дыханием. Продолжительность будет зависеть от степени осложнений и возраста ребенка.

Занятия направлены на:

  • Рост энергетического потенциала, улучшение мышечного тонуса, памяти и внимания. Основные упражнения: дыхательные, растяжки, сочетание расслабления и напряжения.
  • Улучшение координации движений и сенсорного восприятия. Базовые упражнения направлены на формирование чувства ритма, развитие памяти и движений в различных направлениях.
  • Самоорганизацию, когда у ребенка вырабатывается самоконтроль, способность следовать инструкции и придерживаться правил.

Упражнения могут выполняться в положении стоя, лежа или сидя. Желательно, чтобы вся семья включилась в процесс, все движения необходимо прорабатывать дома.

Нейропсихолог не лечит основное заболевание. К его услугам прибегают в процессе реабилитации пациента, когда причина болезни устранена. Встречаются случаи, когда основное лечение отклонения может быть только нейропсихологическое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector