Что такое рецензия: кратко и понятно о главном в этом жанре

Содержание:

Содержание рецензии на научную работу

Содержание для рецензий на указанные разновидности трудов в основном схожи. Представим его в виде структуры для удобного использования:

Лаконичное описание центральной проблемы труда, на второстепенные внимание обращать не нужно. (Объем – 1-3 предложения).
Анализ актуальности (объем такой же, как в предыдущем пункте).
Анализ плюсов и минусов каждого из разделов (статьи оцениваются в целом, с акцентом на отдельные моменты).
Анализ качества работы (оформления, количественного соотношения теоретической и практической частей работы, структурированность стиля изложения, особенности использования терминологии)

Особенно эта часть важна для рецензий на дипломную работу, магистерскую или кандидатскую диссертацию.
Заключительная часть рецензии зависит от того, на какой труд она пишется:

  • для дипломной работы, диссертации нужно сделать вывод о возможности присвоения квалификации (ученой степени, звания), рекомендовать для обучения в аспирантуре (для магистерской диссертации);
  • для статьи необходимо дать разрешение на публикацию (или отказать);
  • для монографий, учебников, методических пособий нужно сделать выводы о практической ценности, для кого будет полезна и также дать рекомендацию к публикации.

Желательно в рецензии на научную работу дать характеристику подборке литературы, использованной автором для написания труда. Оценивают новизну, актуальность, авторитетность, количество источников.

Советы и типичные ошибки

Составление рецензии зачастую занимает значительное количество времени, особенно если рецензент заинтересован выполнить работу качественно и не навредить автору

Поэтому важно знать, с чего же начать процесс и как правильно писать рецензию

Во-первых, нужно начать с изучения самого произведения, его качества и занимательности сюжета. Во-вторых, с изучения подобных отзывов и рецензий, если у рецензента нет достаточного опыта

Пример написания рецензии поможет понять структуру и основные аспекты, на которые стоит обратить внимание, а именно:

  • однородность стиля и тона рецензента;
  • обязательное указание всех положительных сторон текста (художественные находки и так далее), а также отрицательных (к примеру, грамматических ошибок);
  • подробное и обоснованное изложение всех мыслей и чувств с использованием цитат и выдержек из основного текста;
  • обязательное использование специальной лексики и устойчивых выражений, к примеру, «научное исследование посвящено следующей проблеме…», «можно указать на несовершенство статьи в том…».

Не стоит без надобности перегружать текст рецензии биографическими и историческими сведениями, использовать сложные литературные термины

При указании недостатков важно перечислить и положительные стороны публикации или произведения, акцентировать внимание на удачных тезисах автора

В выводах стоит указать общую оценку статьи и четко сформулировать мнение в отношении произведения, публикации или исследования. Готовый образец и план рецензии может значительно облегчить работу, а именно составить отзыв в соответствии со всеми критериями и определиться с формулировками. Грамотно и верно написанная рецензия поможет не только наработать опыт рецензенту, но и указать на достоинства произведения. А лаконичный и объективный отзыв — это гарантия публикации и привлечения новых читателей.

Советы по написанию рецензии

Перед приведением пары советов по написанию рецензии, мы хотим напомнить читателю статьи, что рецензия – один из самых важных документов, который понадобится во время защиты диплома

Поэтому в этом документе необходимо рассмотреть не только основные плюсы работы, но и указать на е возможные недостатки. 
Однако подходить к описанию минусов тоже нужно с осторожностью. Минусы не должны быть существенными и препятствовать созданию положительного впечатления о дипломе. К примеру, в качестве недочетов, указываемых в рецензии, можно использовать такой вариант: «автор дипломной работы слишком глубоко погрузился в рассмотрении второй главы проекта» либо «в приложении содержится какой-то лишний документ»

К примеру, в качестве недочетов, указываемых в рецензии, можно использовать такой вариант: «автор дипломной работы слишком глубоко погрузился в рассмотрении второй главы проекта» либо «в приложении содержится какой-то лишний документ».

Бывают также случаи, когда студенту не позволяет написать рецензию самостоятельно и этим занимается сам руководитель проекта. Для него это обычное дело, он имеет огромный опыт, а значит напишет текст рецензии правильно и грамотно. Также руководитель научной работы знает обо всех особенностях составления этой бумаги, которые применяются для конкретного высшего учебного заведения. 

История

Жанр рецензии появился еще в древних цивилизациях, тогда он нес прикладную функцию – помогал выбрать книгу для чтения. В Россию рецензия в современном ее понимании пришла в XVIII веке и была опубликована в журнале «Примечания». Жанр долгое время нес исключительно просветительскую функцию, помогал аудитории понять определенное произведение искусства. Рецензированием промышляли такие известные личности, как А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие писатели.

В современных СМИ рецензии становятся все более личными, авторскими, часто аналитическая составляющая ущемляться обилием эмоций. Этот признак сближает рецензию с обзором. Однако, хоть и в несколько измененном виде, жанр до сих пор живет и развивается.

Оформление и объем

Нет единого ГОСТа, утверждающего форму отзыва на курсовую работу. Вуз вправе самостоятельно регламентировать оформление бланка, в таком случае он будет доступен на кафедре, либо у научного руководителя.

Пример бланка отзыва на курсовую

Различаются бланки по форме. Это может быть таблица или свободная форма

Стандартный объем отзыва – 1-2 листа, напечатанных шрифтом Times New Roman, 12 или 14 кегль, межстрочный интервал 1,5.

Обязательно нужно указать:

  • наименование учебного заведения;
  • наименование факультета, группы и кафедры, по заданию которой пишется исследование;
  • название работы;
  • ФИО студента;
  • ФИО и подпись научного руководителя.

Виды

  • А.А. Тертычный классифицирует рецензии по разным критериям. Это и объем (большие и малые), и количество произведений для анализа (моно- и полирецензии), и тематика (литературные, театральные, музыкальные, научные, рекламные, кино- и телерецензии).
  • М.Н. Ким делит рецензии тематически: теоретические (анализируются научные и общественно-политические работы) и художественные (анализируются произведения культуры и искусства).
  • Д.П. Муравьева проводит классификацию по произведению (объекту): литературная, театральная, товарная, кинорецензия. В классификации по автору (субъекту) выделяются потребительская, заказная, экспертная. По объему произведений рецензии делятся на гранд-рецензии (большая) и мини-рецензии (маленькая), а по числу произведений на моно- и полирецензии.

Кого лучше выбрать в рецензенты

Рецензия зачитывается на защите дипломного проекта.

Так как заключение рецензента влияет на итоговую оценку, о своих взаимоотношениях с рецензентом лучше побеспокоиться заранее.

Внутренний рецензент

По договорённости с научным руководителем студент может предложить кандидатуру.

Поэтому во время обучения, особенно на последних курсах, желательно мониторить профессорско-преподавательский состав для принятия оптимального решения по выбору кандидатуры.

Студенту рекомендуется принимать активное участие в поиске рецензента

Этому помогут:

  • опрос студентов старших курсов;
  • рекомендации научного руководителя и других преподавателей;
  • посещение процедур защиты выпускных проектов;
  • репутация студента.

Касательно последнего пункта. О репутации нужно помнить всегда: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».

Поэтому намеренное выстраивание экологичных отношений с окружающей средой полезно для обеих сторон.

Внешний рецензент

Мониторинг также не помешает. Здесь забота о репутации более важна, потому что любой рецензент – потенциальный работодатель.

Преимущество внешнего рецензента в том, что он является потенциальным работодателем

Основные трудности, с которыми обучающийся может столкнуться при взаимодействии с рецензентами:

  • загруженный график работы, внезапные командировки;
  • неумение / нежелание писать рецензии;
  • отсутствие научной степени;
  • индивидуальные особенности: забывчивость, необязательность, рассеянность.

Из этого следует, что лучше иметь на примете несколько рецензентов.

И, если в итоге на дипломный проект будут получены несколько рецензий, – это бонус!

Виды рецензий

Рецензии делятся по квалификации и названию, именно эти параметры определяют вид и связанные с ним особенности документа.

Согласно объему текста

  • Гранд-рецензия – одна из самых больших видов рецензий, такую можно встретить в специализированных изданиях. Ее размер начинается от двух печатных страниц А4 формата.
  • Мини-рецензия больше подходит для прессы. Такого рода анализ составляется на новинки в литературе, музыке, кино или других видах искусства. Объем подобной рецензии колеблется от 1 до 2 листов А4 формата.

Согласно рецензенту

  • Читательская рецензия составляется непосредственно читателем. Она включает в себя краткий анализ литературного произведения. Подобного рода рецензии пишут в школах, книжных магазинах или размещают на сайтах библиотек.
  • Экспертная рецензия создается специалистами своего дела. К ним относятся ученые, научные руководители, художественные критики и так далее.
  • Заказные рецензии применяются крупными компаниями для рекламы своих услуг или товаров. Их цель заключается в увеличении доверия потребителей к продукции или производителю.

Согласно количественному критерию

  • Моно-рецензии составляются для анализа одного нового произведения автора.
  • Поли-рецензия пишется для сравнения нескольких произведений одного автора или на одну тематику.

Согласно объекту

Данная классификация периодически расширяется. Сегодня она включает в себя следующие разновидности рецензий:

  • литературная;
  • научная;
  • театральная;
  • кино-рецензия;
  • анализ компьютерных игр или программ.

Эти рецензии создаются исключительно профессионалами и отличаются свободным форматом написания.

Согласно стилю речи

  • Научные рецензии пишутся видными экспертами.
  • Публицистические рецензии создает пресса.

Каждый из перечисленных видов рецензии преследует собственную цель и имеет свою область применения.

Виды рецензий

В зависимости от предмета рецензирования, стиля речи самого текста существует несколько разновидностей рецензий, причём у каждого вида свой круг читателей и область распространения.

По объекту

Писать рецензии можно на что угодно. При этом они будут делиться на категории по выбранным темам обзора. Чаще всего встречаются:

  • Литературные – анализ художественных произведений (рассказов, эссе, романов и др.), написанных профессиональными авторами или любителями;
  • Театральные – рецензии на спектакли;
  • Музыкальные – обзоры песен, видеоклипов, альбомов различных жанров и исполнителей;
  • Кинорецензии – обзоры кинофильмов;
  • Рецензии на продукты сферы IT – быстро набирающий популярность вид рецензий, обозревающий компьютерные программы, игры;
  • Товарные – обзор на какой-то продукт;
  • Научные – рецензии на научно-исследовательские работы.

Составлять рецензии разрешено в свободной форме, средним объёмом от страницы А4 и выше.

По субъекту

Рецензии также классифицируются по авторам на четыре категории:

  • Потребительская. Пишется потребителем рецензируемого товара или услуги. Автор должен разбираться в теме на основе собственного опыта.
  • Экспертная. Составляется квалифицированными специалистами – например, театральными, литературными критиками.
  • Заказная. Пишется за определённую сумму, как правило, по заказу автора рецензируемого объекта в качестве рекламной акции, т.е. содержит в себе заранее установленное мнение о предмете.
  • Читательская. Представляет собой сжатый анализ произведений. Распространены на школьных, университетских сайтах, сайтах книжных магазинов и т.п.

По количественному критерию

В зависимости от количества разбираемых произведений, рецензии бывают двух видов:

  • Монорецензия. Анализу подвергается одно произведение автора, но не возбраняется сравнивать его с другими. Объём сравнительной части должен быть небольшим. Чаще всего в таких рецензиях сравнивается новое произведение с уже известным аудитории.
  • Полирецензия. Одновременно разбираются и сравниваются между собой два или более произведений по одной теме, при этом сравнительная часть должна занимать большой объём текста. Обычно анализируются новые или малоизвестные произведения.

По стилю речи

По стилю речи рецензии делятся на:

  • Научные. Они пишутся профессионалами.
  • Публицистические. Они характерны для СМИ, театров, литературы.

Для научного стиля важно в первую очередь опираться на факты, логические рассуждения, объективные аргументы и сдержанность высказываний, кроме того важна структурированность текста. Для публицистики характерно большее количество подходов:

  • Профессиональный – рецензирование экспертами в области;
  • Читательский – выражение мнение читателя, не обладающего познаниями;
  • Писательский – составление рецензии писателем на произведение коллеги.

Стиль речи определяется жанром работы, на которую составляется рецензия.

По объёму текста

В зависимости от количества страниц текста рецензии бывают двух видов:

  • Большие или гранд-рецензии. В основном присуща специализированным изданиям. Такие рецензии развёрнуты, потому что большой объём позволяет рецензенту более глубоко изучить тему, охватив все её аспекты. Гранд-рецензии обычно пишут опытные критики, заслужившие признание общественности, пользующиеся большим авторитетом. Объём таких рецензий – от двух страниц А4 и выше.
  • Маленькие или мини-рецензии. Информация подана в сжатой форме, в основном содержит обозревание прессой новинки в сфере искусства, литературы или кино. Обычно мини-рецензии не содержат чётко обоснованного мнения автора и анализа всех тонкостей выбранной темы. Другой вариант – краткий аргументированный анализ произведения без лишних отступлений. В обоих случаях рецензия должна быть сжатой и лаконичной. Объём работы – один-два листа А4.

Пример структуры рецензии

Обычно кафедра выдаёт преподавателям готовые образец и бланк рецензии на курсовую работу. Их можно просмотреть на бумажном носителе или скачать в электронном виде с сайта университета. Если приведённой информации вам недостаточно, прочтите инструкцию о том, как правильно пишется рецензия.

Актуальность тематики

В первой части следует указать, насколько тема значима для практики, и была ли ранее освещена в других исследованиях. Можно кратко упомянуть фамилии учёных, которые занимались изучением аналогичных или смежных вопросов.

Пример первой части: «Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в России сохраняются негативные тенденции в сфере незаконного оборота наркотических средств. Ситуация представляет угрозу для здоровья населения, экономики государства и правопорядка».

Краткая характеристика содержания

Во второй части документа указываются количество глав и параграфов, использованных источников, приложений, графических материалов. То есть, полная структура курсовой.

Также в характеристике следует лаконично отразить следующие моменты:

  • предмет, цели и задачи исследования;
  • основные выводы автора по каждому разделу.

Завершить вторую часть можно выводом о том, насколько логично и последовательно студент изложил материал

Перед сдачей документа важно проверить, соответствуют ли наименования перечисленных в рецензии глав и параграфов с теми, которые реально присутствуют в курсовой

Пример отрывка текста из характеристики: «В рецензируемой работе студентом А. разработано программное обеспечение по прогнозируемой структуре инвестиционного портфеля. В главе 1 приводятся основные понятия финансового рынка и виды ценных бумаг. В главе 2 … В главе 3 … Затем описанные алгоритмы реализованы на полученных данных.»

Практическая значимость проекта

Студент удачно защитит написанную курсовую, если его работа обладает научной новизной и состоит не только из абстрактных рассуждений. Поэтому обязательно укажите, где можно использовать полученные выводы на практике.

Пример текста: «Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные студентом тезисы можно использовать в школьном курсе «Обществознание».

Анализ положительных сторон и недостатков

Анализ и оценка сильных и слабых сторон – самая трудная часть работы, особенно если рецензию пишет сам студент

При их перечислении важно избегать субъективизма

Таблица 1 «Преимущества и недостатки курсовой: что можно указать в рецензии»

+
Полнота изучения (глубокое исследование) теоретических аспектов темы, сбора эмпирической базы Неполная (нерепрезентативная) выборка
Чёткость и логичность изложения материала Малое количество источников литературы
Реализация полученных выводов на практике Ошибки в математических расчётах
Научная новизна Недостаточная освещённость вопроса
Использование объективной и правильной методики расчётов Отсутствие или малое количество графических материалов, приложений
Соблюдение студентом всех требований к оформлению курсовой Стилистические погрешности
Успешная реализация сложных методов исследования (тестирования, анкетирования, системного анализа) Опечатки в тексте
Высокая заинтересованность студента в изучении темы Несоблюдение ряда требований к оформлению
Самостоятельность учащегося в принятии проектных решений Недостоверность приведённых фактов (цифр)
Демонстрация отличных знаний по дисциплине Нелогичность отдельных выводов

В конце следует подвести итог, смог ли студент достичь поставленных целей и решить задачи курсовой работы. Рецензент также вправе дать рекомендации о том, как исправить недочёты.

Рекомендация оценки

В заключении документа содержится вывод о том, на каком уровне студент провёл исследование. А далее выставляется предварительная оценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Требования к оформлению

Стандарт, на который нужно ориентироваться –  это ГОСТ 7.32-2001. На основе этого документа учебные и научные учреждения разрабатывают собственные методические указания о правилах составления рецензий.

Техническое оформление:

  • Размер шрифта – 12 или 14;
  • Межстрочный интервал – 1,5;
  • Шрифт текста – Times New Roman; 
  • Формат бумаги – А4. 
  • Правое поле – 1 см, остальные – по 2 см.

Требования к тексту:

  • лаконичность описания;
  • акцент на положительных моментах изложения;
  • не нужен подробный пересказ текста исследования;
  • выражение личного мнения с аргументами.
  • четкое и понятное читателям оформление мыслей. 

Пишем рецензию легко: критерии к содержанию

При написании для начала укажите на общую оценку статьи. Она будет состоять из нескольких критериев, каждый из которых можно оценить как “достаточно”, “слабо”, “недостаточно” и включить в текст. Критерии будут следующими:

  1. Проблемность. Исследование должно быть посвящено отдельной проблематике и указывать на ее сущность, указывать на варианты решения.
  2. Актуальность. Статья должна соответствовать современным научным и социальным реалиям.
  3. Научность. Автор должен рассматривать предмет исследования с точки зрения ученого, даже если он сам по себе прикладной и технический.
  4. Новизна. Результаты и выводы, к которым пришел автор, должны иметь научную новизну. Она может заключаться и в применении новых методов, которые раньше не использовали при рассмотрении той или иной тематики.
  5. Завершенность. Исследование должно быть целостным. Так, автору нужно начать с постановки задач и цели, а завершить текст – их решением.
  6. Обоснованность. Результат нужно обосновать, используя определенный инструментарий – конкретные методы, эксперименты, математическое моделирование, и пр.
  7. Структурированность. В статье должна быть четкая и понятная структура, которая в публикациях соответствует наличию разделов и подразделов. Они могут быть посвящены актуальности, анализу фактов и теорий, постановке задачи, обсуждению в ученых кругах и литературе, заключению, и пр.
  8. Характеристика формулировок. Положения публикации должны быть сформулированы в качестве четких лаконичных фраз и строго определять сущность вклада исследования в науку и развитие дисциплины.
  9. Понятность. Статьи нужно писать таким языком, который будет понятен средним специалистам в той или иной сфере. Требуется использование общепринятых терминов.
  10. Компактность. Научный труд не должен быть чрезмерно объемным. Размер текста регулируется содержанием в нем четкой выверенной информации.

После оценки данных критериев можно включить и замечания по существу. Дополнительные советы вы сможете почерпнуть из следующего видео:

Требования к рецензии

По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.

Содержание и стиль

Рецензия на статью должна включать:

  1. Тезисный анализ ее содержания.
  2. Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
  3. Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
  4. Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
  5. Обоснованную критику недостатков статьи.
  6. Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.

В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.

В рецензии на статью недопустимы:

  1. Банальный пересказ текста.
  2. Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
  3. Отклонения от стандартов научного стиля речи.
  4. Высказывания от первого лица.

Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.

При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:

  • в статье автора…;
  • значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
  • автор пишет о проблеме…;
  • изучив статью…;
  • в рецензируемой работе…;
  • работа посвящена актуальной теме…;
  • в статье подробно раскрыта проблема…;
  • автор высказал неординарную точку зрения на…;
  • в статье на первый план выдвинуто…;
  • автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
  • автор проявил умение анализировать…;
  • работа проведена на высоком научном уровне…;
  • точка зрения автора подкреплена…;
  • статья – пример глубокой проработки темы…;
  • написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
  • в статье автор точно расставляет акценты на…
  • безусловная заслуга автора состоит в…;
  • автор изучил большой объем фактического материала…;
  • статью отличает доказательность…;
  • из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
  • утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
  • автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
  • автор статьи углубляет наше представление о…;
  • выводы работы убедительно подтверждаются…;
  • к недостаткам статьи следует отнести…

Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью

В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.

План

В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:

  1. Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
  2. Актуальность темы.
  3. Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
  4. Оценка значимости проведенного исследования.
  5. Недостатки работы.
  6. Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.

Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.

Пример рецензии на магистерскую диссертацию «Влияние организационной культуры на эффективность компании, на примере ПАО «Газпром»»

Рецензия

на выпускную квалификационную работу

        обучающегося 5 курса  заочной формы обучения группы 2

Направление подготовки 00.00.00 Менеджмент

Кафедра экономики и управления

Ульянов Е.С.

Выпускная квалификационная работа на тему: Влияние организационной культуры на эффективность компании, на примере ПАО «Газпром».

Тема выпускной квалификационной работы характеризуется высокой актуальностью исследования проблемы роста эффективности организационной культуры в современных отечественных компаниях в целях более рационального использования их финансовых, трудовых и управленческих ресурсов.

Выпускная квалификационная работа полностью соответствует ее названию.

В работе последовательно и логически обоснованно рассматриваются теоретические, методологические, а также практические аспекты анализа эффективности организационной культуры компании, на примере ПАО «Газпром».

В магистерской диссертации использован широкий спектр различных современных источников литературы, в том числе монографий и публикаций, проведен их критический обзор.

Практическая значимость проведенного исследования обусловлена, разработанным по результатам проведенного исследования комплексом мер, направленным на оптимизацию и рост эффективности организационной культуры ПАО «Газпром». Проведенные расчеты показали высокий уровень социально-экономической эффективности разработанных мер.

Текст работы стилистически выверенный и наукообразный. Оформление работы и иллюстративный материал в полной мере отвечает содержанию проведенного исследования.

Проведенное исследование свидетельствует об умении студента самостоятельно анализировать информацию, делать соответствующие выводы и разрабатывать мероприятия по нивелированию выявленных в ходе анализа проблем.

Магистерская диссертация в полной мере соответствует предъявляемым требованиям и может быть оценена на отлично.

Рецензент ВКР _____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество – полностью; должность, место работы, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии))

Подпись рецензента ______________    М.П.

«______» ________________ 2020 г.

Структура рецензии

Как начать рецензию

Написание любой рецензии начинается с выбора основной темы. Дальше необходимо найти, тщательно изучить материал, с которым предстоит работать, причём поверхностное изучение не подойдёт – в тему придётся углубляться

От выбранной темы зависит стиль письма (научный или публицистический), на что обязательно нужно обратить внимание. Дальше определяется структура рецензии, её содержание, при желании можно набросать план рассказа, определить будущее оформление

Наиболее предпочтительный вид речи – сдержанный, без лишней эмоциональной окраски.

После выбора темы и стиля рассуждения на первом этапе указывается информация об авторе: фамилия, имя, место учёбы или работы, непосредственно название исследуемого объекта.

Основная идея произведения

На следующем этапе пишется основная суть исследуемого произведения, краткое содержание (не более двух-трёх предложений), обсуждается актуальность выбранной темы – важность затрагиваемых вопросов, помощь ответов на них в решении современных проблем данной сферы работы – литературы, театра и т.д. Важно писать кратко, осмыслив перед этим содержание прочитанного произведения, просмотренного спектакля и др., чтобы объединить полученную информацию с уже имеющимся багажом знаний, а затем написать связный рассказ

Важно писать кратко, осмыслив перед этим содержание прочитанного произведения, просмотренного спектакля и др., чтобы объединить полученную информацию с уже имеющимся багажом знаний, а затем написать связный рассказ

Критический анализ

Критический анализ должен занимать основную часть рецензии. В первую очередь производится оценка рецензируемого материала, насколько он соответствует требованиям, которые предъявляются исследуемому жанру. Оценка научных работ и художественных отличается: в первом случае оцениваются адекватность применяемых методов, их достаточное обоснование, доказательная база, логичность и последовательность речи. Отмечается грамотное использование схем, рисунков, если такие имеются. Во втором – соответствие формы и содержания, адекватность использования литературных приёмов, богатство языка писателя, особенности композиции.

Дальше рецензент переходит к критическим замечаниям – заявляет о недочётах, промахах автора работы, указывает на недостаток или переизбыток информации, на места, вызывающие вопросы. Однако, критические замечание не стоит переводить в глумление над автором и его работой – рецензент должен мягко указывать на ошибки, не затрагивая личность автора в негативном ключе. Не возбраняется писать пожелания и рекомендации на будущее.

Выводы

На последнем этапе остаётся подвести итоги по работе. Выводы будут разными в зависимости от жанра работы

В случае рецензии на научно-исследовательскую работу, подчёркивается её актуальность и важность в решении проблем, её практическая ценность и возможность применения полученных в ходе работы результатов

В выводе рецензии на художественное произведение акцентируется внимание на том, на какое место в ряду аналогичных работ оно может встать, его значимость для искусства и литературы, вклад в развитие жанра и новизна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector