Аграрные вузы россии
Содержание:
- Факультеты и специальности аграрных вузов
- Оставить нельзя модернизировать
- Зарубежный опыт
- Где работать
- ТОП-5 крупнейших отраслевых вузов России
- Отраслевые и региональные особенности
- Алтайский ГАУ
- Вредная работа в сельском хозяйстве
- «Образовательный конвейер»
- Приём на общих основаниях
- Будущее сельского хозяйства
- Библиотека
- Роль сельского хозяйства в экономике
- Лицензированные специальности
- Известные выпускники
- Список лучших вузов России, рейтинг 2021 года
- Чем заняться, кроме учёбы
Факультеты и специальности аграрных вузов
Основными направлениями подготовки специалистов сельскохозяйственного профиля являются:
- «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»;
- «Ветеринария и зоотехнологии».
Список специальностей, по которым проводят обучение аграрные вузы:
- агрономия;
- агроинженерия;
- агрохимия и агропочвоведение;
- ветеринарно-санитарная экспертиза;
- ветеринария;
- гидромелиорация;
- зоотехния;
- ландшафтная архитектура;
- лесное дело;
- технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- экология и природопользование;
- природообустройство и водопользование;
- продукты питания из растительного сырья;
- садоводство;
- продукты питания животного происхождения и др.
Проходной балл для поступления
Проходной балл даже в столичных аграрных вузах сравнительно не высок (от 133 до 208 баллов, в зависимости от специальности). Связано это с тем, что сельскохозяйственные специальности не пользуются большой популярностью у абитуриентов, конкурс в эти вузы не такой большой, как на экономические и юридические факультеты. В регионах проходной балл на бюджетное отделение еще ниже.
Стоимость обучения в профильном вузе по сельскохозяйственной специальности также сравнительно невысокая. Заочное годовое обучение в региональных вузах стоит всего 20000-30000 рублей, что значительно ниже других, более популярных в России специальностей.
Оставить нельзя модернизировать
Стремительный прогресс технологий затрагивает все отрасли экономики, в том числе и сельскохозяйственную. Облик и условия развития мирового агропромышленного комплекса (АПК) кардинально изменятся уже в ближайшее десятиления, прогнозируют учёные.
Новый этап технологического развития в мире получил название «АgroTech 4.0» (АПК 4.0). Его основы — внедрение «умных» решений, био- и нанотехнологий, робототехники, растущее влияние потребителей и новых ценностных ориентиров, изменения в структуре ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности.
Всё это меняет структуру занятости — с одной стороны снижается зависимость от низкоквалифицированной рабочей силы и ставится под вопрос актуальность отдельных профессий, с другой — растут и быстро меняются требования к ключевым компетенциям.
В результате одним из трендов трансформации мирового АПК становится формирование новой модели аграрного образования. Её основные черты: междисциплинарность и развитие на стыке разных областей научных знаний, растущий в геометрической прогрессии объём научной информации, переход к «экономике знаний», главным ресурсом которой являются компетенции. Университеты, управляющие созданием этого ресурса, приобретают новую ролевую характеристику, преобразуясь в «предпринимательские университеты», которые совмещают научно-образовательную, инновационную и бизнес-функцию.
Зарубежный опыт
Кадровый дефицит в АПК и престиж аграрных профессий — проблема не только России. Она характерна для всех развитых стран, и, как отмечают авторы, вызвана общим набором предпосылок, связанных с трансформацией общественно-экономического уклада.
Американская образовательная модель имеет, например, свои проблемы — недостаточная «пропускная способность» университетов. Она вызывает количественный дефицит. Качественный также есть, но формулируется в перспективном контексте — дефицит кадров может проявиться при быстром переходе отрасли на новый технологический этап. Россия имеет и количественный, и качественный дефицит специалистов «здесь и сейчас».
Чтобы сформулировать рекомендации по модернизации российского аграрного образования, авторы доклада проанализировали опыт США, представляющий, как они отмечают, уникальный пример комплексного подхода и включающий наиболее широкий набор инструментов, которые используются в мировой практике преодоления подобных проблем.
Где работать
Выпускники работают в крупнейших агрохолдингах и на частных предприятиях, в государственных учреждениях.
В университете следят за карьерой своих вчерашних студентов и статистикой их трудоустройства. Так, в 2019 году на работу устроились 82 % выпускников, из них 97 % – по специальности.
Большинство студентов успевают зарекомендовать себя у будущего работодателя ещё во время учёбы. Хороший шанс показать то, чему научился в теории, – производственная практика на 3-м и 4-м курсах. Чаще всего в последний год обучения студенты совмещают учёбу с работой по специальности.
Выпускники Белгородского ГАУ востребованы, часто потенциальные работодатели сами обращаются в вуз за необходимыми им кадрами. Так что престижная работа, достойная зарплата и успешная карьера выпускнику аграрного университета гарантирована со студенческой скамьи.
Совет тем, кто ещё не до конца определился с будущей профессией: как отмечают в вузе, чаще всего предприятия обращаются за контактами агрономов, инженеров и ветеринарных врачей.
ТОП-5 крупнейших отраслевых вузов России
№ | Наименование (описание) | Количество обучающихся |
---|---|---|
1 | Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина | |
(медицина и биотехнологии) | ||
34 717 | ||
2 | Сибирский федеральный университет | |
(нефтегазовое дело) | ||
31 573 | ||
3 | Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова | |
(инженерные направления) | ||
30 671 | ||
4 | Казанский (Приволжский) федеральный университет | |
(педагогические направления) | ||
28 414 | ||
5 | Казанский национальный исследовательский технологический университет | |
(сельскохозяйственные направления) | ||
20 479 | ||
Итого: 145 854 |
Место |
Название вуза |
Количество обучающихся |
Медицина и биотехнологии |
||
1 |
Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина |
34 717 |
2 |
МГУ имени М. В. Ломоносова |
30 671 |
3 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
28 414 |
4 |
Дальневосточный федеральный университет |
24 753 |
5 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
21 817 |
6 |
Белгородский государственный национальный исследовательский университет |
20 133 |
7 |
Воронежский государственный университет |
18 877 |
8 |
Российский университет дружбы народов |
17 603 |
9 |
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова |
13 573 |
10 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
6 620 |
Инженерные направления |
||
1 |
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова |
30 671 |
2 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
28 414 |
3 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
21 817 |
4 |
Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
18 691 |
5 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
17 477 |
6 |
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана |
15 677 |
7 |
Национальный исследовательский Томский государственный университет |
14 359 |
8 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
8 510 |
9 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
6 620 |
10 |
Московский физико-технический институт (государственный университет) |
5 611 |
Педагогические направления |
||
1 |
Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина |
34 717 |
2 |
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова |
30 671 |
3 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
28 414 |
4 |
Дальневосточный федеральный университет |
24 753 |
5 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
24 627 |
6 |
Южный федеральный университет |
24 365 |
7 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
21 817 |
8 |
Белгородский государственный национальный исследовательский университет |
20 133 |
9 |
Российский университет дружбы народов |
17 603 |
10 |
Национальный исследовательский Томский государственный университет |
14 359 |
Нефтегазовое дело |
||
1 |
Сибирский федеральный университет |
31 573 |
2 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
28 414 |
3 |
Дальневосточный федеральный университет |
24 753 |
4 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
21 817 |
5 |
Казанский национальный исследовательский технологический университет |
20 479 |
6 |
Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
18 691 |
7 |
Российский университет дружбы народов |
17 603 |
8 |
Уфимский государственный нефтяной технический университет |
12 844 |
9 |
Санкт-Петербургский горный университет |
12 280 |
10 |
Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина |
8 493 |
Сельскохозяйственные направления |
||
1 |
Казанский национальный исследовательский технологический университет |
20 479 |
2 |
Тюменский государственный университет |
19 928 |
3 |
19 727 |
|
4 |
18 485 |
|
5 |
Российский университет дружбы народов |
17 603 |
6 |
Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского |
17 460 |
7 |
Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова |
16 250 |
8 |
Национальный исследовательский Томский государственный университет |
14 359 |
9 |
Пермский государственный национальный исследовательский университет |
10 948 |
10 |
Московский государственный университет пищевых производств |
8 431 |
Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие вузы по пяти направлениям: «Медицина и биотехнологии», «Инженерные направления», «Педагогические направления», «Нефтегазовое дело», «Сельскохозяйственные направления». Основанием для ранжирования стало общее число студентов по состоянию на 2019 год. Данные для составления рейтинга взяты из отчетов о самообследовании либо, в случае отсутствия свежих данных, запрошены в вузах. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.
Отраслевые и региональные особенности
Как отрасль хозяйства сельское хозяйство имеет следующие основные особенности:
Специалисты ФАО отмечают, что 78 % земной поверхности испытывают серьёзные природные ограничения для развития земледелия, 13 % площадей отличаются низкой продуктивностью, 6 % средней и 3 % высокой. В настоящее время распахано около 11 % всей суши, ещё 24 % используется под пастбища. Особенности агроресурсной ситуации и специализации сельского хозяйства значительно различаются по регионам. Выделяется несколько термических поясов, каждый из которых характеризуется своеобразным набором отраслей растениеводства и животноводства:
Алтайский ГАУ
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет»
В Алтайском государственном аграрном университете обучаются более 9 тысяч студентов по 39 программам высшего профессионального образования, в том числе более 5 тысяч студентов заочной формы. Заочная форма обучения предусматривает подготовку специалистов по 23 профессиональным образовательным программам. Ежегодно 900-1000 человек становятся первокурсниками очной формы обучения.
Понимая свою ответственность за социально-экономическое развитие сельских территорий края, университет на 70% формирует свой студенческий контингент из числа представителей сельской молодежи благодаря целевой подготовке. Выпускники техникумов и колледжей аграрного профиля могут продолжить образование в Алтайском государственном аграрном университете по сокращенным программам специальностей очного и заочного обучения. Принцип «Образование через всю жизнь» реализуется и для выпускников университета, они могут продолжить обучение в аспирантуре, получить дополнительное образование по специализациям переподготовки в стенах вуза.
АСХИ-АГАУ подготовил более 50 тысяч специалистов. Из них 9 выпускников стали Героями Социалистического Труда, 8 — лауреатами государственных премий, 27 — лауреатами премии Алтайского края в области науки и техники. 2009 год ознаменуется вручением: диплома о высшем образовании 50-тысячному выпускнику. Вся учебная и научная деятельность в АГАУ базируется на задачах, которые ставят перед вузом учредитель — Министерство сельского хозяйства РФ и Администрация Алтайского края. Тесное взаимодействие, партнерство власти и науки — важный фактор результативной работы вуза.
Основную деятельность университета в настоящее время обеспечивают более 484 научно-педагогических работников, в том числе 52 доктора наук и профессора, более 358 кандидатов наук, доцентов, 9 членов различных академий наук, 12 заслуженных работников Российской Федерации. Университет ведет подготовку научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре по 7 отраслям науки и 25 специальностям. В системе аттестации научных кадров действуют семь диссертационных советов по присуждению ученой степени доктора наук. Сотрудники университета ежегодно защищают 3-4 докторских и 30-40 кандидатских диссертаций, публикуют 20-30 монографий, 40-50 учебников и учебных пособий, 150-200 учебно-методических пособий, более 1000 научных статей. Сегодня Алтайский государственный аграрный университет прогрессивно развивается, имеет прочные позиции по всем направлениям деятельности.
Вредная работа в сельском хозяйстве
- Должности, связанные с пестицидами и ядохимикатами. Обычно это работа с удобрениями, опрыскиванием растений от вредителей или сорняков, дезинфекцией помещений.
- Обслуживание хряков и крупных бычков. Это очень сильные животные, которые могут быть беспокойными и небезопасными.
- Любая деятельность, связанная с трупами животных. Исключение в этом пункте, разве что, пчеловодство. Ведь погибшие пчёлы безвредны, из них даже производят лекарства.
- Тракторист-машинист, если он работает на машине советских времён, где высокий уровень шума и пыли. Современные трактора и комбайны, оборудованы всем необходимым для комфортной работы, там даже есть кондиционеры.
«Образовательный конвейер»
Система аграрного образования в США основана на концепции «образовательного конвейера», что означает поддержку непрерывности и преемственности — обучение в течение всей жизни, начиная со средней школы.
В сфере обеспечения качества образования существуют две базовые программы (в комплексе охватывают все образовательные ступени от начальной школы до магистратуры): SPECA (Secondary Education, Two-Year Postsecondary Education, and Agriculture in the K-12 Classroom Challenge Grants Program) и HEC (Higher Education Challenge).
SPECA направлена на повышение качества образования в средних школах и колледжах. Её конечная цель — увеличение числа и разнообразия учеников, которые будут продолжать обучение на ступенях среднего специального образования, переходящего в бакалавриат.
HEC (Higher Education Challenge) же укрепляет образовательный потенциал университетов. Эта программа преследует две ключевые цели — повышение качества обучения бакалавров, магистров и первых профессиональных степеней в области ветеринарии.
Помимо этих двух программ существует ещё много других, направленных, например, на поддержку института аграрного образования в школах, внедрение STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) на всех участках образовательного конвейера, поддержку инновационных исследований для малого бизнеса, развитие партнёрств между частными организациями и государственными научно-исследовательскими центрами. В 2019 году по программам таких партнерств (SBIR — Small Business Innovation Research и STTR — Small Business Technology Transfer) была оказана поддержка 106 проектам на общую сумму 24 млн долларов.
Приём на общих основаниях
У тех, кто поступает в вуз после 11-го класса, учитывают результаты необходимых ЕГЭ. В зависимости от направления подготовки проходной средний балл варьируется. Минимальные пороги по общеобразовательным предметам ЕГЭ: русский язык – 36 баллов; математика (профиль) – 27 баллов; физика – 36 баллов; биология – 36 баллов; химия – 36 баллов; информатика и ИКТ – 40 баллов; география – 37 баллов; обществознание –42 балла.
Важное условие: если по результатам ЕГЭ у двух претендентов на бюджетное место одинаковое количество баллов, преимущество получит тот, кто лучше сдал единый госэкзамен по профилю. К примеру, для поступающих на факультет ветеринарной медицины это биология, на инженерный факультет – математика профильного уровня
Поступить на направление «профессиональное обучение по отраслям» можно при наличии всего лишь двух ЕГЭ. К примеру, если сданы только русский язык и математика (профильная), пробуем свои силы на профиле «производство продовольственных продуктов», русский язык и физика – «сельское хозяйство – технические системы в агробизнесе», а с русским языком и обществознанием – «сельское хозяйство – технология производства и переработки сельхозпродукции» или «экономика и управление». Абитуриенту нужно будет пройти дополнительное испытание – написать эссе на заданную тему.
Будущее сельского хозяйства
В информационную эпоху изменения происходят очень быстро, они не обходят стороной и аграрную сферу, создают новое сельское хозяйство. Уже сейчас во многие современные хозяйства вполне органично вписываются «умные технологии» и эти технологии будут продолжать совершенствоваться. Отчасти это связано с тем, что новое время диктует новые задачи. Теперь растущий спрос на продукты питания необходимо удовлетворять, снижая негативное воздействие на окружающую среду
А это немаловажно, если учитывать, что экологическое состояние планеты – одна из ведущих проблем будущего
В будущем будет распространяться использование различных датчиков, которые измеряют, например, уровень влажности почвы и при необходимости подают сигнал в систему полива. Так же датчики могут измерять влажность воздуха и температуру, регулируя и эти условия автоматически.
Искусственный интеллект и различные типы роботов будут совершенствоваться и брать на себя больше функций: от очистки помещений скота до сбора урожая плодовых культур.
LED-лампочки позволяют заниматься растениеводством не только в местах с достаточным количеством солнца. Теперь теплицы смогут себе позволить и в регионах с меньшим количеством солнечных дней. Уже сейчас есть удачные эксперименты создания теплиц и вовсе в подвальных помещениях.
Генная инженерия будет набирать обороты. Станет создаваться больше растений на генетическом уровне защищённых от вирусов и паразитов. Ещё одной задачей генной инженерии является создание различных видов микроорганизмов, которые будут положительно влиять на производительность культур.
Различные технологии будут постепенно освобождать людей от физически тяжёлого и грязного труда. А производство делать более эффективным за счёт исключения «человеческого фактора».
К тому же датчики и счётчики, GPS-навигация – всё это поможет делать производство более экологичным, ведь при таком подходе исключается нецелевое расходование воды, топлива, удобрений, посадочного материала. Не зря этот новый подход к сельскохозяйственным работам называют «точным земледелием». Экологические проблемы так же будут решаться за счёт использования альтернативных источников энергии. Ветряные станции и солнечные батареи в разы снизят негативное воздействие на окружающую среду
Конечно, всё это приведёт к сокращению количества людей, задействованных в сельском хозяйстве. Но нужно понимать, что вовсе без человека эта сфера не обойдётся. Работники будут необходимы не для выполнения мелких монотонных работ, а для контроля над устройствами.
Библиотека
Со времени открытия Петровской земледельческой и лесной академии 3 декабря 1865 года согласно её Уставу появилась и библиотека. Открытию её предшествовал ряд организационных мероприятий, и прежде всего формирование фонда. В основном фонд составили пожертвования учреждений и частных лиц; из частных лиц самое крупное пожертвование было сделано первым директором Н. И. Железновым; среди крупных дарителей — библиотека Академии наук, Императорская публичная библиотека, Императорское Вольное экономическое общество, Санкт-Петербургский лесной институт. Первым библиотекарем был назначен профессор В. Н. Андреев; была выбрана библиотечная комиссия из трёх профессоров под председательством профессора Э. Б. Шене; 9 апреля 1866 года в штате библиотеки появился ещё один сотрудник — слушатель академии Г. Гофман.
С 1877 года по решению Совета академии начала действовать учебная библиотека; главная библиотека стала именоваться фундаментальной, а учебная — библиотекой учебных пособий. В неё из главной библиотеки было передано 238 учебников и учебных пособий и выделен один читальный зал. Только с 1895 года у библиотеки учебных пособий появились денежные средства для самостоятельного комплектования. Однако на протяжении всех лет значительным источником пополнения книжных фондов были пожертвования профессоров и воспитанников академии; в разное время библиотека получила ценнейшие дары: в 1867 году по завещанию профессора И. Д. Ауэрбаха почти 800 томов; от профессора М. И. Придорогина 830 томов по зоотехнии; по завещанию профессора В. Ф. Болдарева многочисленное собрание книг по сельскохозяйственной энтомологии; от профессоров Московского университета А. П. Богданова и Н. Ю. Зографа — более 6000 томов книг по биологии и зоологии.
В 1894—1919 годах директором библиотеки был Карл Фёдорович Арнольд.
В начале января 1915 года в фундаментальной библиотеке насчитывалось 62986 томов научных книг, включающих более 20 тысяч названий, 52 % — на русском языке; библиотека имела несколько каталогов: алфавитный книг, систематический книг, алфавитный периодических изданий на русском языке и иностранных (английском, немецком).
К 1917 году библиотека заняла почти весь первый этаж главного здания и значительную часть подвального помещения. В это же время на ряде кафедр стихийно стали возникать кафедральные библиотеки из пожертвований преподавателей и слушателей кафедр, состоявшие из рукописных лекций, отчетов, книг, периодических изданий.
В первые годы существования посещаемость библиотеки не превышала 800 человек в год. Это в значительной мере объяснялось жёстким режимом, установленным в правилах пользования книгами библиотеки. Лишь в 1905 году был отменён тройной залог, который должны были вносить студенты при получении книг. Отменено было также запрещение студентам получать на дом периодические издания. Библиотека стала работать ежедневно и более продолжительное время, не закрывалась и во время каникул.
Роль сельского хозяйства в экономике
Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины ЭАН. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.
Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В сельском хозяйстве там занято 2-6 % ЭАН. В этих странах «зелёная революция» произошла ещё в середине XX века, сельское хозяйство характеризуется научно обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути.
Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.
При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).
Лицензированные специальности
Код | Специальность | Квалификация |
---|---|---|
08.01.05 | Мастер столярно-плотничных и паркетных работ | Паркетчик. Плотник. Столяр строительный. Стекольщик. |
08.01.06 | Мастер сухого строительства | Штукатур. Маляр. Столяр строительный. Монтажник каркасно-обшивных конструкций. Облицовщик плиткой и синтетическими материалами. |
08.01.08 | Мастер отделочных строительных работ | Маляр. Штукатур. Столяр строительный. Монтажник каркасно-обшивных конструкций. Облицовщик плиткой, мозаикой, мрамором и другими материала |
08.01.25 | Мастер отделочных строительных и декоративных работ | Маляр строительный. Монтажник каркасно-обшивных конструкций. Облицовщик плиткой и мозаикой. Штукатур. |
09.01.03 | Мастер по обработке цифровой информации | Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин |
13.01.10 | Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) | Слесарь механосборочных работ. Электромонтер: по ремонту обмоток и изоляции; обслуживанию электрооборудования. Водитель автомобиля. |
15.01.05 | Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) | Сварщик: ручной дуговой сварки плавящимся и неплавящимся электродом; полимерных материалов; механизированной сварки; термитной сварки. Га |
15.01.35 | Мастер слесарных работ | Слесарь: инструментальщик; механосборочных работ; ремонтник. |
19.02.10 | Технология продукции общественного питания | Техник-технолог. Старший техник-технолог. Помощник машиниста тепловоза; электровоза; электропоезда. Слесарь по ремонту подвижного состава |
23.01.03 | Автомеханик | Слесарь по ремонту автомобилей. Водитель автомобиля. Оператор заправочных станций. Электрогазосварщик. |
23.01.17 | Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей | Водитель автомобиля. Слесарь по ремонту автомобилей и подвижного состава. |
23.02.03 | Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | Старший техник. Техник. Специалист. |
29.01.05 | Закройщик | Закройщик. Портной. |
35.01.10 | Овощевод защищенного грунта | Овощевод. Цветовод. |
35.01.11 | Мастер сельскохозяйственного производства | Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм. Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования. Тракторист- |
35.01.13 | Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства | Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Водитель автомоб |
35.01.19 | Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства | Рабочий зеленого хозяйства. Садовник. Цветовод. |
35.02.07 | Механизация сельского хозяйства | Техник-механик. Старший техник-механик. |
35.02.16 | Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования | Техник-механик. Старший техник-механик. |
36.01.01 | Младший ветеринарный фельдшер | Санитар ветеринарный. Оператор по ветеринарной обработке животных и искусственному осеменению животных и птицы. |
38.01.02 | Продавец, контролер-кассир | Кассир торгового зала. Продавец продовольственных и непродовольственных товаров. Контролер-кассир. Повар. Кондитер. |
38.02.01 | Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | Бухгалтер. Специалист по налогообложению. Кассир. Техник. |
38.02.04 | Коммерция (по отраслям) | Менеджер по продажам. Менеджер с углубленной подготовкой. Менеджер. |
38.02.07 | Банковское дело | Специалист банковского дела. Специалист банковского дела с углубленной подготовкой. |
43.01.09 | Повар, кондитер | Повар. Кондитер. |
46.01.01 | Секретарь | Секретарь-машинистка. Секретарь. Секретарь-стенографистка. |
Известные выпускники
Алексей Оверчук — заместитель председателя Правительства Российской Федерации. Кандидат экономических наук.
Шухрат Миталипов — учёный, первым в мире клонировал сначала приматов, а затем человеческий эмбрион. Его главная цель — с помощью CRISPR победить большинство генетических заболеваний. Один из главных специалистов по генной инженерии в мире.
Евгений Савченко — губернатор Белгородской области с 18 декабря 1993 года. На сегодняшний день является лидером по времени пребывания на посту среди всех глав российских регионов — более 27 лет. Доктор экономических наук, член-корреспондент РАСХН, член-корреспондент РАН. Член Высшего совета партии «Единая Россия».
Анатолий Артамонов — председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Доктор экономических наук.
Антон Кобяков — советник Президента Российской Федерации. Профессор, кандидат биологических наук, доктор экономических наук.
Омурбек Бабанов — Кыргызский политик и государственный деятель.
Бекен Алимжанов — Член Президиума Международной Ассоциации «Интервуз»; член Международного биографического центра IBC Кембриджского университета (Великобритания, 2008) с присуждением почетной медали и почетной грамоты в номинации «Ведущие деятели мира в области образования», с включением биографических сведений в справочное издание биографий людей, внесших значительный вклад в развитие образования на национальном и международных уровнях.
Сергей Данкверт — руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Роман Юнусов — Российский юморист, резидент «Comedy Club», популярный киноактёр и ведущий.
Елена Бондарева — многократная чемпионка мира и обладательница Кубка мира по самбо. Заслуженный мастер спорта России, 3-кратная чемпионка мира, 2-кратная чемпионка Европы, 3-кратная чемпионка России, победитель Кубка мира, победитель Универсиады-2013 в Казани.
Силла Шейк Талиби — Министр энергетики и водного хозяйства Гвинейской республики.
Сергей Головкин — серийный убийца и педофил, известный под псевдонимом «Фишер».
Список лучших вузов России, рейтинг 2021 года
Зато в регионах аграрные специальности и сельское хозяйство не теряют своей значимости. Знакомим вас с топ-10 лучшими сельскохозяйственными вузами РФ согласно рейтингу «Национальное признание»-2020:
- Ставропольский государственный аграрный университет. Вуз имеет богатую историю. Был основан в 1930 году в Москве как Московский институт овцеводства. В 1932 году был перемещен в Ставрополь. За время своего существования учебное заведение расширялось путем присоединения других общеобразовательных учреждений и не раз меняло название. В 1994 году институт стал называться академией, с 2001-го университет носит современное название.
- Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (г. Краснодар). Годом основания вуза является 1922-й, когда аграрному отделению при Кубанском политехникуме присвоили звание института. В 1991 году университет получил современное название. Сегодня это одно из крупнейших сельскохозяйственных высших учебных заведений страны.
- Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева. Старейший аграрный вуз России, который был основан в декабре 1865 года в качестве Петровской земледельческой и лесной академии. За время существования учебное заведение неоднократно меняло свое название. В 2017 году вуз был признан основной организацией Минсельхоз РФ по повышению квалификации работников в аграрном секторе.
- Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова. Вуз был основан в 1913 году как Высшие сельскохозяйственные курсы. Сегодня это крупнейшее учебное аграрное заведение Поволжья. Благодаря тому, что в университете в свое время (1917-1921 гг.) преподавал известный генетик Николай Иванович Вавилов, образовательное учреждение позже стало носить его имя.
- Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I. Стал первым высшим учебным заведением в городе, основанным в 1912 году по указу императора Николая II. В истории вуза были не только положительные моменты: так, в 2017-м университет потерял аккредитацию, которая позже была восстановлена. Сегодня это крупнейшее высшее сельскохозяйственное учебное заведение в центральной части России.
- Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа). Возник в 1930 году как Башкирский сельскохозяйственный институт. Звание университета вуз получил в 1993 году.
- Донской государственный аграрный университет (пос. Персиановский). Крупнейший сельскохозяйственный вуз юга России, который находится в Ростовской области. История учебного заведения берет начало в 1840 году, с открытия в Варшаве ветеринарного института, в Первую мировую войну переведенного в Новочеркасск. С 1907 года в станице Персиановская успешно развивается агрономическое отделение вуза. В 1993-м учебному заведению присвоен статус университета.
- Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина. Учебное заведение возникло в Великую Отечественную войну, с образованием в 1943 году Ульяновской области, на базе эвакуированного из Воронежа зооветеринарного института.
- Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина. Учебное заведение было основано в 1975 году, спустя 20 лет вуз получил статус академии. В 1999 году академия была преобразована в университет. В истории вуза были как светлые, так и темные времена. Так, вуз в 2007 году стал победителем среди высших учебных заведений, занимающихся внедрением инноваций в образовательные программы. А спустя 10 лет получил запрет от Рособрнадзора на прием студентов, который, впрочем, был снят в апреле того же года после устранения вузом ранее выявленных нарушений.
- Пензенский государственный аграрный университет. Вуз основан в 1950 году как Пензенский сельскохозяйственный институт. В 1995 году получил название Пензенской государственной сельскохозяйственной академии. Современное название университет приобрел в 2016 году.
Чем заняться, кроме учёбы
Любой желающий может заниматься в спортивных секциях. Их в вузе около 20 – от шахмат до лазертага.
Талантливым первокурсникам всегда рады в творческих коллективах. Это вокальные студии «Академия» и «Русская песня», коллектив бального танца «Ностальгия», студия эстрадного танца «Ритм», ансамбль народного танца «Золотое Черноземье», эстрадный ансамбль «Хорошая примета», духовой оркестр. В вузе есть своя театральная студия. А ещё здесь есть команда КВН – Сборная Белгородского ГАУ.
Активные и инициативные парни и девушки могут участвовать в студенческом совете вуза. Члены студсовета введены в состав ректората, где руководство прислушивается к их мнению.