Почему не стоит работать преподавателем в вузе

Полезные советы

Не каждый человек представляет, с чего начать репетиторство. Для начала нужно определиться со специализацией. Не нужно пытаться охватить множество направлений. Если планируются занятия по иностранному языку, то можно выбрать:

  • начальная подготовка;
  • повышение уровня владения языком;
  • подготовка к экзаменам.

Репетитору лучше преподавать то, что он хорошо знает. Если у него слабые знания по истории, то вряд ли он сможет хорошо подготовить ученика по этому предмету.

К каждому уроку нужно готовиться и составлять план — это позволит соблюдать последовательность и систематично заниматься. С родителями ученика стоит держать обратную связь всегда: рассказывать им об успехах ребенка, можно делиться впечатлениями и пройденными темами.

Удобство репетиторства в том, что человек может выбирать для себя комфортные условия работы. Если школьник постоянно ноет, ведет себя плохо, а родители стараются устроить скандал, то от таких клиентов лучше отказаться.

Расписание занятий может меняться, и с этим придется смириться. Иногда об отмене родители предупреждают за 10−15 минут. Поэтому преподаватель может неожиданно остаться без работы. Летом многие уезжают в отпуска, поэтому в этот период спрос на услуги репетиторов спадает. Поэтому на это время нужно иметь денежный запас.

Нагрузка

Средняя аудиторная нагрузка на ставку 900 часов. При равномерном распределении часов на весь учебный год это где-то по четыре-пять дней по две-четыре пары. Рабочая же неделя преподавателя шесть дней. Думаете остальные часы и дни Вам достались даром, и можете в них делать что хотите? Хоть отдыхать, хоть работать ещё где-то?

Это не так. Кроме непосредственно проведения занятий Вы должны готовиться к лекциям, писать конспекты, методички. Проверять курсовые проекты и работы, контрольные работы. А ещё есть такая страшная вещь как Полный Методический Комплект, коротко ПМК. Это такая папка на каждый предмет, в которой должны лежать документы, подготовленные по стандартам министерства и вуза, и эти документы будете оформлять и наполнять информацией Вы! Эти папки будут периодически, несколько раз в год, проверяться разными комиссиями, и если будут обнаружены недостатки, а они обязательно обнаружатся, то Вы не только будете наказаны, но ещё будете их исправлять. А по прошествии небольшого количества времени Вам придётся всё переделывать, потому что изменились стандарты и шифры, или даже всё выбросить, потому что такого предмета больше нет, и начать с нуля, потому что на голову упал совершенно новый предмет, раннее не существовавший в природе. А теперь помножьте всё это на количество разных предметов, которые Вы будете вести (обычное явление, когда один преподаватель ведёт от пяти до десяти разных предметов)… (Количество ведомых вами предметов будет зависеть от контингента обучающихся. Чем больше студентов, тем больше часов по одному конкретному предмету. Также кроме лекций и практикумов есть практики, курсовые. Это тоже часы, и их объём также зависит от числа студентов. 3 июля 2020.)

Вполне вероятно, что по финансовым соображениям Вы будете работать более чем на ставку. А значит на отдых времени будет оставаться меньше. А за работу над проектами или по профессии вообще забудьте. Выспаться бы…

Советы начинающим преподавателям

Важно не перегибать палку и в строгости, и в дружеском общении со студентами

Любой неопытный работник совершает ошибки. Ниже приведены несколько рекомендаций для того, чтобы неприятных ситуаций возникало меньше:

Отношение к работе. Ни в коем случае нельзя относиться к преподавательской деятельности только как к средству для заработка. Чтобы увидеть плоды своего труда, нужно эмоционально вкладываться в процесс работы.
Стиль общения с обучающимися

Здесь важно найти золотую середину. Не стоит общаться с учениками слишком жестко

Но важно не перегибать палку и в дружеском общении.
Бессмысленно ждать хорошего поведения ото всех учащихся. Такого не бывает. В любом классе или группе будут трудности с поведением некоторых учеников. Преодолеть их поможет знание психологии и понимание других людей.
Многие педагоги плохое поведение учеников принимают на свой счет. В большинстве случаев это ошибка. Чтобы понять это, достаточно вспомнить, что любой человек иногда совершает плохие поступки.
Честность. Преподаватель всегда должен подавать хороший пример своим подопечным. Быть честным – это обязанность любого педагога.
Естественность. Никогда не нужно стараться быть кем-то. С учениками следует всегда быть собой.
Нужно всегда помнить о том, что преподавание – это не только передача знаний. Не последнюю роль играет построение дисциплины, внеклассная работа, общение, атмосфера на занятиях.
Хорошее чувство юмора и оптимизм. Преподавателей, обладающих такими качествами, ученики ценят особо. После выпуска их вспоминают с теплотой и улыбкой. Плюс это проверенный способ найти подход к обучающимся.
Важно не забывать и про собственное развитие. Не стоит ограничивать себя одним преподаванием.
Нельзя навязывать студентам свое мнение по какому-либо вопросу. Их точка зрения может отличаться. Они имеют на это право.
Всегда нужно сохранять спокойствие. Учащиеся могут вывести из себя. Но преподавателю необходимо уметь управлять эмоциями.
Важно быть требовательным. Иначе студенты подумают, что можно не прилагать усилий к обучению.
Необходимо тщательно готовиться к каждому уроку.
У преподавателя должна быть вера в способности каждого ученика. Если кто-то не проявляет интереса к обучению, стоит поискать к ним другой подход.

Совсем не совершать ошибок, конечно, не получится. Но все придет с опытом.

Многие люди так и не рискуют пробовать себя в преподавательской деятельности из-за страхов, сомнений, неуверенности. Но стать преподавателем может любой, кто чувствует, что это его призвание.

В этом видео вы узнаете, как стать классным преподавателем:

Нюансы трудоустройства студента-очника

Как мы уже говорили, закон не запрещает очникам устраиваться на полный рабочий день, однако с таким графиком совмещать работу и учебу довольно сложно. Трудовой кодекс РФ позволяет студентам обращаться к работодателю с просьбой установить для него неполный рабочий день. В этом случае заработная плата будет выплачиваться пропорционально отработанному времени.

Также нужно иметь в виду, что студентом может быть и несовершеннолетний, а для этой категории работников закон устанавливает особые условия. В частности, несовершеннолетний работник (причем независимо от того, является он студентом или нет) должен трудиться не более 35 часов в неделю (а это означает, что его рабочий день не должен превышать 7 часов). Кроме того, работодатель обязан направить несовершеннолетнего сотрудника на медицинский осмотр.

Таким образом, закон не ограничивает трудовые права студентов, которые учатся на очной форме обучения, и, следовательно, официальное трудоустройство не запрещено.

Если же работодатель нарушает ваши права (например, не предоставляет положенный по закону учебный отпуск, задерживает выплату зарплаты, не хочет принимать на работу официально и т.д.), рекомендуем обратиться к юристу. Специалист разберется в вашей ситуации и найдет наиболее эффективный способ разрешения возникшей проблемы.

Минусы учительской профессии

Для начала следует выделить очевидные минусы профессии. Прежде всего, работа в школе – это постоянный стресс. Она требует огромных затрат душевных сил. К тому же, учитель несет личную ответственность за жизнь и здоровье каждого ученика. Дома, после окончания рабочего дня, учителю тоже вряд ли удастся отдохнуть. Ему нужно готовиться к урокам и внеклассным мероприятиям, проверять тетради, работать с документацией классного руководителя и т.д.

Кроме того, в учебных заведениях постоянно проводятся проверки, включающие посещение уроков и изучение документации. Причем проверяет учителя и администрация школы, и всевозможные комиссии из управления образованием, обрнадзора и т.п.

Да и ученики бывают очень разные. Легко работать с умными, старательными, хорошо воспитанными детьми, однако нередко попадаются ленивые, невоспитанные, от которых можно ожидать грубости, а иной раз – и откровенной провокации.

Несмотря на все разговоры о повышении зарплаты учителя, она по-прежнему остается мизерной. При этом для того чтобы хоть как-то выжить, педагогу приходится брать очень большую нагрузку, находясь в школе буквально с утра до позднего вечера. А при подготовке к урокам, классным часам и другим мероприятиям учителю приходится еще и вкладывать собственные средства.

Так можно все-таки или нет?

Казалось бы, чего проще? Хочешь работать в школе – получай высшее педагогическое образование и вперед, к детям! Но понятно, что процесс этот непростой: кто-то не тянет второе высшее финансово, кому-то жаль терять несколько лет на учебу и откладывать вступление в должность. Поэтому первый вопрос звучит так: а можно ли человеку без педобразования работать в школе? Ответы – даже юристами и педагогами – даются противоположные. 

Поэтому обратимся к самому надежному источнику – российскому законодательству. Требования о квалификации учителя зафиксированы в Приказе Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего, основного общего образования) (воспитатель, учитель)”»: «Требования к образованию и обучению: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации». 

Т. е. чтобы работать в школе, совсем не обязательно иметь высшее педобразование: можно преподавать учебные дисциплины, смежные с вашей нынешней специальностью. Экономист может стать учителем математики, юрист – учителем истории и обществознания, врач – учителем химии или биологии, переводчику доверят преподавать иностранный язык, а спортсмену – физкультуру. 

В Приказе некогда существовавшего Минздрава и соцразвития РФ от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» сказано об учителях: «Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы». В соответствии со ст. 12 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в  РФ» дополнительными профессиональными программами являются программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. В соответствии со ст. 76 того же ФЗ № 273 дополнительное профобразование можно получить с помощью программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. О них и расскажем.

Карьера

Карьерная лестница преподавателя вуза выглядит примерно так. Вы заканчиваете университет или очную аспирантуру или магистратуру, и Вам предлагают остаться на родной кафедре или факультете, или знакомые предлагают устроить Вас в их вуз. Вам обещают поддержку в написании диссертации, её защите, а после повышение в должности. Но сначала Вас берут на должность ассистента. По сути ассистент это помощник доцента или профессора, по факту — такой же преподаватель как и все, только получает самую маленькую зарплату в вузе, даже часто меньше, чем инженер кафедры.

Поработали несколько лет ассистентом, затем Вас поднимают до преподавателя или старшего преподавателя. И Вы достигаете первого потолка до тех пор, пока не напишите и защитите диссертацию. Но писать диссертацию, параллельно работая, очень трудно, и не всем это удаётся вообще. Поэтому, если Вы в течение двух-трёх лет в этом направлении ничего существенного не сделали, то серьёзно задумайтесь об уходе с преподавательской работы, потому что так будет и дальше.UPD: Если в конце девяностых — начале двухтысячных защититься было несложно, то в последние года два защищать диссертацию стало существенно сложней. Похоже, что ситуация будет продолжать меняться именно в эту сторону.
После защиты диссертации, а это само по себе мероприятие непростое и затяжное во времени, Вы можете претендовать на должность доцента. Зарплата ставки преподавателя и доцента отличается примерно на восемь тысяч. То есть многолетний научный труд оценивается всего несколькими дополнительными тысячами.
Дальнейший карьерный рост становится ещё труднее. Вы можете написать докторскую диссертацию, и после её защиты стать профессором, получив ещё несколько тысяч к зарплате доцента… Между началом работы преподавателем и получением должности профессора может пройти от 15-ти лет, и то если вы особо удачливый…
Вот в общем-то и всё. Какую бы должность Вы не занимали, суть работы будет примерно одна и та же: аудиторная, методическая и научно-исследовательская работа.

Как устроиться на работу в вуз

Вкратце алгоритм, по которому становятся преподавателем в университете, может выглядеть так:

  • Выбор вуза по душе, окончание бакалавриата, затем магистратуры. При этом желательно учиться хорошо, демонстрировать способности в избранной специальности, вести активную исследовательскую деятельность.
  • Поступление в аспирантуру. Неплохой вариант – работать ассистентом на кафедре того же вуза. После того как соискатель защитил диссертацию и стал кандидатом наук, при наличии вакансии он может быть назначен старшим преподавателем. В противном случае нужно или ждать своего шанса или подыскивать для себя другое место трудоустройства.
  • Защита кандидатской диссертации, за которой следует присуждение степени доцента университетским ученым советом. Большинство преподавателей останавливается на этом рубеже. Самые упорные поступают в докторантуру, где в течение нескольких лет пишут, а затем защищают диссертацию. И все это для того, чтобы получить звание доктора наук, открывающее путь к профессорской должности.

Найти место в вузе бывает непросто, очень многое зависит от его расположения и уровня престижа. Нередко в региональных университетах готовы взять на работу сотрудника, только вчера защитившего диплом. В столичных же высших учебных заведениях открытия вакантной должности приходится ждать годами.

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?

Designed by pressfoto/Freepik

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, или средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.

Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.

В школе можно работать, не имея педагогического образования в соответствии со следующим профстандартом.

При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать.

Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.

С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.

Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.

Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.

Профессиональная переподготовка / Педагогика Педагогическое образование: учитель философии Академия современных технологий Дистанционная, Вся профессиональная переподготовка Подробнее Профессиональная переподготовка / Педагогика Педагогическое образование: учитель химии Академия современных технологий Дистанционная, Вся профессиональная переподготовка Подробнее Повышение квалификации / Педагогика Педагогическое образование: учитель математики в условиях реализации ФГОС Академия современных технологий Дистанционная, Все повышения квалификации Подробнее

Кому подойдет преподавательская деятельность

Сложно стать не преподавателем, а хорошим преподавателем

Стать преподавателем несложно. Сложнее стать хорошим преподавателем.

Важно обладать определенными качествами. Эта работа не такая простая, как многие думают, и подойдет она далеко не всем

В первую очередь нужно любить детей, подростков, молодых людей. В частности, нужно любить работу с людьми.

Без этого ни о какой преподавательской деятельности не может идти речи.

Иначе как учитель будет помогать учащимся при возникновении трудностей, что нередко бывает в этой сфере?

Преподавание предполагает ежедневное общение с учащимися, разрешение конфликтов и проблем, помощь в усвоении материала, непредвзятое отношение к оценке знаний.

Также нужно быть готовым к тому, что все ученики абсолютно разные. Кто-то будет впитывать знания, как губка, кто-то нуждается в дополнительной помощи; кто-то будет выполнять требования педагога, а кто-то игнорировать; кто-то будет хорошо себя вести, а кто-то плохо.

Хороший преподаватель может не только донести знания, но и найти подход к каждому ученику.

Преподавание – это целое искусство. Недостаточно просто знать свой предмет и передавать знания. Преподавательская деятельность подойдет людям с навыками:

  • коммуникативности;
  • стрессоустойчивости;
  • понимания психологии учащихся;

  • умения пользоваться различными методами преподавания;
  • организаторских способностей;
  • справедливости;
  • умения слушать;
  • способности убеждать;
  • ораторского искусства;
  • толерантности к учащимся;
  • педагогической наблюдательности;
  • строгости.

Без этих качеств педагогу не обойтись.

Отдушина

Чтобы не сойти с ума, нам в трудных обстоятельствах нужна какая-то отдушина. К сожалению, довольно распространён вариант с употреблением преподавателями алкоголя. Не стоит здесь говорить о пагубности такого увлечения. Лично у меня увлечением на многие годы стало олимпиадное программирование. Я не только сам им занялся (в 33 года-то!), но и смог привлечь к нему некоторое количество студентов. Благодаря подготовке к участию в олимпиадах я ощутимо повысил свой профессиональный уровень (Кормен и Скиена способствуют), завёл друзей из числа студентов, многие из которых уже выпустились и работают по профессии. А благодаря поездкам на олимпиады я впервые побывал во многих городах России и не только. Правда в последние годы университет стал отказывать в финансировании командировок, и мы вынуждены были сократить программу поездок до минимума, при этом часть поездок оплачивали из своего кармана. Ещё в последние три года я занимался со студентами робототехникой, нам удалось даже достичь в этой области некоторого успеха, несмотря на то что мы не имели специальной подготовки. Но это увлечение оказалось чрезвычайно затратным, и от него пришлось отказаться. В любом случае было очень весело, это была настоящая отдушина. Пожалуй, это единственное приятное воспоминание от работы в вузе.

Но хочу предупредить Вас о следующем. Во-первых, не питайте иллюзий, что Ваше увлечение разделят с Вами многие. Нет, хорошо, если найдётся хотя бы несколько человек! Во-вторых, за Вашу деятельность со студентами Вам не оплатят и аудиторную и методическую нагрузку не снизят. Единственное на что можно попытаться рассчитывать, это, в случае успеха и интереса со стороны начальства, получить от них некоторую степень лояльности и снисхождения к Вашим немощам… Не забывайте также про невосполнимый и дорогой ресурс: про Ваше время.

Плюсы и минусы профессии преподавателя

Плюсы:

  • Интересная творческая работа.
  • Возможность проводить исследования, заниматься «чистой» наукой.
  • Возможность путешествовать, например, участвовать в научных мероприятиях в стране и за рубежом.
  • Возможность получать научные гранты на исследования.
  • Уважение в обществе.

Минусы:

  • Большие эмоциональные нагрузки.
  • Часто ненормированный рабочий день.
  • Различный уровень оплаты в зависимости от места работы и города.

Навыки и знания для работы преподавателем

  • Глубокие познания в сфере своей деятельности.
  • Умение работать с информацией (выделять суть проблемы, анализировать, проводить исследования, сопоставлять факты и т.д.).
  • Знание основ психологии и педагогики.
  • Умение грамотно говорить и писать.
  • Плюсом будет знание иностранных языков.

Сколько зарабатывают преподаватели?

Уровень дохода преподавателя зависит от ученой степени, научной области, уровня учебной базы (университет, академия, техникум) и города, в котором он работает. Некоторые преподаватели работают сдельно и получают оплату в зависимости от количества лекционных часов, практических работ со студентами и научных исследований. Начинающий преподаватель может рассчитывать на доход 300$ в месяц. Преподаватели с большим опытом работ, с ученой степенью могут зарабатывать от 1 000$ и выше.

Также можно получать различные гранты на исследования, которые могут составлять значительные суммы. Зарабатывать на подготовке учебников и методических пособий.

Как стать преподавателем?

Чтобы стать преподавателем, необходимо получит высшее профессиональное образование по интересующему направлению.

Где искать работу преподавателю?

Найти работу преподавателем можно через сайты вакансий, или обратившись в научные исследовательские центры, институты, академии, техникумы. Данная профессия очень востребована, поскольку многие выпускники школ стремятся получать высшее образование.

Категории

Существуют разные должности, которые предполагают преподавание в вузе. На такую работу нельзя устроиться, имея на руках только диплом бакалавра. Соискателю нужно закончить магистратуру. Для карьерного продвижения следует поступить в аспирантуру, а затем постараться получить ученую степень.

В университете или высшей школе должности имеют определенную иерархию.

  • Ассистент. Стать им можно при наличии диплома магистра или специалиста и опыта преподавательской деятельности, либо после окончания аспирантуры. Этот специалист помогает профессорам – консультирует студентов, проводит с ними лабораторные и практические занятия, присутствует на зачетах или экзаменах.
  • Старший преподаватель. Получить эту должность можно, имея трехлетний педагогический стаж либо ученую степень кандидата наук. Преподаватель не только читает лекции, но и разрабатывает методики и пособия.
  • Доцент. Такая позиция доступна для кандидатов наук, которые ведут активную деятельность: являются исследователями, публикуют статьи и свои труды, выступают на конференциях.
  • Профессор. Это высшая должность, для получения которой нужно приложить немало усилий. Специалисту необходимо иметь звание доктора наук, ряд опубликованных трудов и монографий, а также опыт преподавания не менее 5 лет.

А также можно разделить специалистов по категориям в зависимости от того, какой предмет они преподают.

  • Общеобразовательные дисциплины. Это предметы, обязательные для всех студентов. К ним относятся математика, английский язык, философия, история, физическая культура. Могут быть добавлены и другие направления в зависимости от порядков в конкретном учебном заведении.
  • Профильные дисциплины. Дают знания непосредственно по специальности, выбранной студентом. Например, у будущих адвокатов обязательно будут различные юридические дисциплины, изучение обществознания, социология. У экономистов – менеджмент, у врачей – анатомия, а у художников – история декоративно-прикладного искусства и дизайн.
  • Дисциплины по специализации. Они нацелены на углубленное изучение выбранного направления. К примеру, психология может быть общей дисциплиной для ряда курсов, а ее разновидности – детская, возрастная, криминальная – будут уже специализированными.

Помимо этого, преподаватель может курировать университетский кружок для студентов – по робототехнике, шахматам, иностранному языку и другим направлениям. Кроме того, специалист может вести курсы для абитуриентов, желающих поступить в данное учебное заведение. Нередко это занятия практической направленности, необходимые для сдачи творческого конкурса: основы рисунка, балет, вокал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector